Новости битва на реке сити юрий всеволодович

СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него.

Битва на Сити

Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества.

О том, который не пришел - Ярослав Всеволодович и битва на Сити

Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или.

Сражение на реке Сить

Существуют две версии того, по какому маршруту князь прибыл во Владимир: прямиком из Киева или через Новгород. При втором варианте, переход Ярослава в Новгород мог стать фактором, который удержал Батыя от похода на главный город северо-западный город Руси. После гибели Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить Ярослав стал старшим князем среди Юрьевичей и по праву занял владимирский престол. В этот период сформировался внешнеполитический курс, который сегодня отождествляется с Александром Невским: признание господства монголов при противодействии западной экспансии. В 1239 году владимирцы ходили на Смоленск и изгоняли оттуда литовцев. Тем временем второму пришествию монголов в Рязанскую землю Ярослав не препятствовал. В 1242 году Ярослав отправил помощь своему сыну Александру Невскому на Чудское озеро для битвы с ливонцами.

В 1243 году Ярослава первым из русских князей вызвали в Золотую Орду. Батый утвердил его в статусе великого князя Владимирского и Киевского, признал старейшиной всех русских князей. Ярослав остаться править на севере, отправив на Днепр своего наместника. Они являются основой для существования национального мифа. Слово «миф» здесь обозначает не художественный вымысел, а коллективные представления о том, откуда есть пошли страна и народ. Такая конфигурация власти сохранялась вплоть до 1246 года, когда Ярослав Всеволодович был отправлен Батыем в столицу Монгольской империи Каракорум.

Верховный хан Гуюк подтвердил его ярлык на великое княжение.

Лаврентьевская летопись говорит о том, что Юрий ожидал на Сити полки братьев Ярослава, который в 1236 году занял Киев, оставив сына Александра наместником в Новгороде, и Святослава, однако, в числе участников битвы Ярослав не упоминается. Ход битвы Монгольский корпус под командованием Бурундая, в течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое больше, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка подошёл к Сити со стороны Углича. Владимирское войско не успело изготовиться к битве за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича , было окружено и почти полностью погибло или попало в плен.

Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю. Погиб ярославский князь Всеволод Константинович.

И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло же это произошло месяца марта в 4 день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий, на Сити на реке, и дружины его много убили.

Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, и с попами, со многими слезами вложили его в гроб у Святой Богородицы. А Василька Константиновича вели с многой нуждой до Шернского леса и, когда стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать с ними. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их, говоря: О, глухое царство оскверненное!

Другое войско — есть основания предположить, что им руководил сам хан Батый — прошло по Волге до Углича, а затем от Углича по реке Корожечне — до села Кой. Многочисленное по подсчетам некоторых историков — до 40 тысяч воинов и отборное войско Бурундая внезапно подошло к лагерю князя Юрия. Суздальская летопись отмечает: «И наче князь полки ставити, и её внезапу приспеша татарове на Сить, противу князю Юрию». Летопись Суздальская по Академическому списку. Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода». Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось. Это породило спор между историками. Часть из них — А. Преображенский, Н. Надеждин, С. Мусин-Пушкин, Л. Сабанеев указывают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем течении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити — у селений Божонка и Могилицы. В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни где нынче село Боженки ». Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича. Позднее, спустя почти сто лет, версию П. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В 1848 году он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания». Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М. Иванин, А. Гацисский, А. Кисловский, Н. Овсянников и другие. Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото. Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.

Загадки князя Ярослава Всеволодовича

Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. “Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками.

Ситская битва

#русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало. Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Юрий Всеволодович у реки Сить.

Злая и великая сеча

Его племянники Константиновичи могли выставить дружины с городов, которые находились в их владении: Ростова, Ярославля, Углича, Белоозера, Устюга, брат Святослава с Юрьева, у самого великого князя Юрия сначала была «малая дружина» с которой он ушел из Владимира, но по дороге он мог добрать еще некоторое количество воинов, всего получается семь полков. Данные летописей за XV в. Конечно, максимальная численность полка XV века в 500 воинов для каждой дружины в войске Юрия Всеволодовича это много. Думаю, мы не далеко уйдем от истины определив среднею численность одного полка на Сити в 300 человек. Причем это, вероятно, максимальное количество воинов в одной дружине, но возможное, при высокой степени мобилизации для оборонительного боя на своей земле, кроме того надо помнить, что Юрий целый месяц собирал войска на Сити, это время позволяло сформировать "полнокровные" формирования, итого в семи полках великокняжеского войска могло состоять ок. После взятия Владимира 7 февраля войско монголов разделилось на несколько частей, основные силы пошли на Переяславль, а на поиски Юрия были посланы два отряда, один на Городец Радилов и далее по Волге, а другой на Ростов, этот отряд разделился, от Ростова часть пошла на Ярославль, а другая на Углич «и поидоша на великого князя Георгия окаянные ти кровопийцы идоша к Ростову а ини к Ярославлю а ини на Волгу на Городец и ти плениша все по Волзе». Предполагается, что войско Юрия атаковал отряд, который взял Углич и далее пошел к среднему течению реки Сить, из Ипатьевской летописи известно, что в битву с Юрием монголы вступили под командованием темника Бурундая. Прямых данных о численности монголов нет, но известно, что это был один из четырех отрядов на которые было разделено войско Батыя, как уже было сказано командовал этим отрядом темник Бурундай.

Таким образом русские войска на Сити были атакованы одним туменом не самой максимальной численности, так как он находился под командованием темника, а не принца Чингизида, которых в войске Батыя было достаточно. Сведения о численности туменов нам дают арабские и персидские сочинения, повествующие о татаро-монголах в XIII-XIV веках, размер тумена там колеблется от 1500 до 6000 воинов, в среднем 4000 сабель. Тумен Бурундая после двух месяцев непрерывных боев и переходов должен был понести существенные потери и ,вероятно, несколько уступал в численности русскому войску на Сити или был, примерно, равен ему. За то время пока Юрий собирал войска около месяца лагерь для защиты от неожиданного нападения монголов был окружен укреплениями и превратился, по выражению летописи, в «городъ».

После смерти Константина 1218 великое княжение повторно получил Юрий. В 1220 году волжские булгары овладели Устюгом. Юрий Всеволодович отправил против них своего младшего брата Святослава, одержавшего победу. После получения даров от булгар и заключения с ними мира, с целью закрепления за Русью междуречья Оки и Волги, Юрий Всеволодович основал в 1221 году Нижний Новгород. Владимирское войско во главе со старшим сыном Юрия Всеволодом не смогло остановить монголов под Коломной погибли владимирский воевода Еремей Глебович и младший сын Чингисхана Кулькан. Осада города Владимира продолжалась несколько дней в феврале 1238 года.

Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н. Лихачёва: Кат. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович, как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию справа напротив - блгв. Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон. XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон. XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский.

Новгорода и др. Судя по сохранившейся росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева. Тогда же, ок. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок. Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр. Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий