В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям. 12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей. Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы.
Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО. Марш-бросок на Приштину — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта. Ровно 20 лет, в ночь с 11 на 12 июня российские десантники, неожиданно для своих НАТОвских партнеров совершили знаменитый бросок из Боснии на аэродром Слатина около города Приштина в Косово.
Бросок десантников на Приштину
Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. 1999 год. Марш бросок десантников в Приштину начался 10 июня. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии.
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). Ровно 20 лет, в ночь с 11 на 12 июня российские десантники, неожиданно для своих НАТОвских партнеров совершили знаменитый бросок из Боснии на аэродром Слатина около города Приштина в Косово. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина.
10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники
Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Весной 1999 года альянс НАТО безжалостными бомбардировками вынудил Югославию отказаться от принадлежащего ей края Косово, прекратить операцию против албанских террористов из «Армии Освобождения Косово» и вывести оттуда войска и полицию. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, по захвату аэродрома стратегического назначения Слатина стала на тот момент эталоном. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина.
С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников
В таком подвешенном состоянии действуешь уже по интуиции: сам принимаешь решение, и от него зависит дальнейший ход истории. Мы интуитивно решили еще час потянуть время, посмотреть, что будет, — и выиграли. Контроль под аэропортом Слатина был закреплен, и в дальнейшем российские миротворцы находились в Косове до 2003 года. Для государства и мира в целом в тот период стало понятно, что Россия, находясь в тяжелейшей ситуации, все равно в состоянии выполнять такие задачи за пределами страны.
На днях выступал министр обороны и правильно говорил, что еще лет шесть назад никто не мог подумать, что наши войска, кроме морских походов в нейтральные воды и полетов дальней авиации в нейтральных зонах, могут выполнять за пределами страны боевые задачи. Мировому сообществу было показано, что на России ставить точку рано, Россия себя еще покажет. Если бы этот локальный военный успех был закреплен политическим решением и политической волей, возможно, сейчас в Косове была бы другая ситуация.
Но получилось так, как получилось. Мы понимали, что Югославия осталась со своими проблемами один на один, как бы Россия ни пыталась помочь. Россия тогда была не той, что сегодня.
Возможностей таких не было помогать. И понимание у западных партнеров тоже было такое, что Россия не игрок на этом поле, и поэтому они так нагло и смело себя вели.
Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» ныне — Международный аэропорт Приштины раньше британского подразделения KFOR. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки Chieftain. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами.
В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь.
Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены.
Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов.
Убито 10 граждан и более 30 ранено. В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения. Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков.
За 78 дней бомбардировок было убито 1. Около 12. Во время агрессии, территория Косово и Метохии чаще всего подвергалась бомбардировками натовских самолетов. Эта территория храбро защищалась Приштинским корпусом вместе с остальными частями югославской 3-ей армии. Хотя югославская армия несколько уступала НАТО, она оказала решительное сопротивление воздушной агрессии, среди прочего, разместив ложные цели в виде макетов танков и подразделений ПВО, которые оказались весьма успешным средством защиты, поскольку удары наносились именно по этим муляжам.
Армия в Косово и Метохии, помимо того, что скрывала свои позиции от самолетов противника, дополнительно была вынуждена вести бои против террористов из местных албанцев, которые с началом агрессии и первыми снарядами НАТО, начали общую атаку на армию, полицию и другие государственные органы. Особая проблема состояла в сохранении в секрете мест расположения военных и полицейских частей, поскольку албанцы были оснащены новейшими средствами связи, спутниковыми телефонами, а также обычными мобильными телефонами, которые работали почти все время агрессии.
Между объектами гражданского назначения были разбомблены и автомобильный завод "Црвена застава" в городе Крагуевац, табачную фабрику в городе Ниш, гражданские заводы в городах Чачак и Валево, главную ТЭЦ в Белграде. Бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов в Панчево и Нови Сад привела к крупной экологической катастрофе, последствия которой ощущаются даже сегодня. Натовскими бомбами было уничтожено или сильно повреждено 25. Особенно пострадал город Нови Сад. Здесь не осталось ни одного целого моста через Дунай.
Всего было уничтожено 38 мостов, а 44 были серьезно повреждены. Нови Сад, 5 апреля 1999, автор Зоран Милованович Тогда жители Белграда, живущие на берегах двух больших рек, стихийно начали собираться на своих мостах через Дунай и Саву и круглосуточно защищали их собственными телами — телевидение вело прямую трансляцию этой гражданской акции. И агрессор не осмелился бомбить их... За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1. За три месяца агрессор потратил столько денег, что по собственно натовским подсчетам, их хватило бы, чтобы прокормить за это время 80 миллионов человек. Югославия понесла прямой материальный ущерб почти на 130 миллиардов долларов, больше чем во Второй мировой войне.
Центр города Алексинац был полностью разрушен, более 20 человек погибли и более 50 получили ранения. Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево.
Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек.
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
Однако после бомбардировок Югославии, которые воспринимались в России как унижение не только самой балканской республики, но и самой РФ, было принято решение действовать. Российские подразделения в Боснии базировались в районе города Углевик. Полковник Игнатов, получивший приказ о формировании сводного отряда начал готовить сводный батальон. Возглавил его полковник Сергей Павлов.
Сергей Павлов. Однако к тому моменту небольшое подразделение, судя по всему, уже находилось на территории Косово. В 2009 году Юнус-Бек Евкуров, ветеран вооруженных сил и президент Ингушетии, заявил, что группа из 18 бойцов спецназа прибыла на аэродром существенно раньше.
Логично, что бросать батальон головой в омут никто не хотел, и наверняка небольшое подразделение действительно выбросили к Слатине заранее для контроля ситуации и разведки. Собственно, эту функцию маленький отряд Евкурова и исполнял — разведчики выясняли на месте состояние аэропорта, взяли под наблюдение ВПП и постройки, и вообще убедились в том, что натовцы не вошли в него раньше и он не захвачен албанскими боевиками. Как бы то ни было, утром 11 июня колонна из 15 бронетранспортеров и 35 «Уралов», имея на борту 206 солдат и офицеров по другим данным, 16 БТР и 27 машин, включая наливники с топливом и автомобиль связи , выдвинулась к Слатине.
Предстояло пройти более 600 километров, что было тяжелейшим испытанием в первую очередь для водителей. Первоначально десантники планировали захватить кое-что из тяжелой техники, в первую очередь инженерные машины, но это все замедляло бы колонну, поэтому решили обойтись без них. По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш.
Однако в целом все прошло гладко.
Антимайдан 12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине город Углевик , в город Приштина Косово , проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Целью операции было взятие под контроль аэропорта «Слатина» ныне Международный аэропорт Приштины раньше британского подразделения KFOR. В ночь на 12 июня 1999 года российские миротворческие силы первыми, на несколько часов опередив натовские оккупационные войска, вошли на территорию Югославии. Марш-броском из Боснии и Герцеговины, 200 российских десантников заняли стратегически важный объект - аэродром Слатина близ Приштины.
По словам Игнатова, 9 июня на него вышел начальник Генерального штаба и устно поставил задачу совершить марш, захватив аэродром Слатина, чтобы обеспечить высадку основных сил миротворческого контингента Российской Федерации. Согласно полученному заданию, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон российских десантников, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия и занял стратегически важный объект - аэродром Слатина. При этом российские десантники на несколько часов опередили танковые колонны войск НАТО. И то, что заняли этот аэродром, позволило руководству страны решить многие вопросы, в том числе по пропуску наших войск по воздуху», - рассказал Игнатов. По его словам, после пересечения границы пришел письменный приказ дойти до границы и войти в Косово во взаимодействии с силами НАТО.
Какой-то военный атташе США, полковник или подполковник? Никто не давил абсолютно. Да им было и невдомек, что именно я дирижировал этим процессом. Наоборот, наши военные коллеги из других стран восхищались операцией, которая была нами проведена. Естественно, никто не знал, кто её организовал и провел, как это происходило на самом деле. Я получал команды из Москвы. Принимал решение на месте, оценивал ситуацию и давал команды Заварзину, который на конечном этапе переброски вёл колонну, ввёл её в Приштину и на аэродром, и в последующем был там определённое время командиром. Десантники с оружием сидели уже внутри транспортных бортов в Пскове, в Туле, в Рязани и ждали команды на взлет. Следующим этапом должна была состояться высадка в Слатине. Потому что 200 человек на такой огромный аэродром не хватало. Что произошло? Что помешало? Мы знали об этом. Была дана команда воздушно-десантным войскам подготовить несколько самолётов Ил-76 для переброски нашего воинского контингента в Косово. Но этого не случилось в силу того, что наши бывшие союзники: Болгария, Румыния, Польша, Венгрия — не дали нам пролёта через воздушное пространство своих государств. Но уже на следующий день необходимость в этом отпала. Дерзкий и беспрецедентный марш-бросок нашего батальона в Приштину продемонстрировал Западу нашу решимость идти до конца. Сравнительно быстро наши представители были приглашены в Хельсинки, где нам выделили сектор безопасности в Косово. И после этого уже на легальной основе сразу пошла переброска нашей миротворческой группировки на территорию края. Читайте также Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска» Командование союзников до последнего сомневалось в успехе операции в Нормандии «СП»: - А кто же все-таки разрабатывал эту операцию? Спланирована по всем правилам военного искусства с элементами дезинформации и дезориентации противника по месту и времени её проведения. Что не позволило натовцам до самого конца узнать, а где же русский батальон, как он туда попал и как он туда прошёл. В этом большая заслуга самого контингента — подразделения ВДВ. Я ещё раз повторю: общее руководство операцией проводилось Генеральным штабом, на месте решения по движению и передислокации данного батальона осуществлялось мною лично. И все команды, которые были необходимы для этих целей, передавались мною этому контингенту. По прошествии стольких лет сейчас осознаёшь, как это было по-настоящему трудно. Большое участие принимали в то время и политические лидеры нашей страны Владимир Владимирович Путин , Виктор Степанович Черномырдин, и Леонид Григорьевич Ивашов: он являлся начальником Главного управления международного военного сотрудничества и, конечно, занят был политическим анализом. Он тоже касался и занимался вопросами политическими в урегулировании этого конфликта. С военной точки зрения руководили Анатолий Квашнин — начальник Генерального штаба и Юрий Балуевский, который тогда командовал Главным оперативным управлением. Это те люди, которые принимали решения по данной операции. В конечном итоге нам удалось занять самый важный объект в Косово — стратегический аэродром Слатина. Что было бы в Косово? Нашего влияния там бы не было. Те процессы, задуманные в НАТО изначально по отделению Косово от Сербии, начались бы гораздо раньше и привели к гибели мирного населения. Сербы все ушли бы оттуда, что значительно ускорило бы создание независимого квази-преступного государства.
Приштинский рубеж генерала Заварзина
Для этой цели планировался захват единственного на территории Косово и Метохии аэропорта «Слатине» раньше, чем туда прибудут натовские сухопутные силы. Подготовка операции В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. Отряд из 18 человек тайно прибыл на территорию Косово и Метохии, и отлично справилась с задачей. Детали операции до сих пор засекречены.
В этот же день десантники в составе миротворческого контингента получают приказ выдвинуться в сторону занятого спецназом аэропорта. Планировалось механизированной колонной из 15 БТРов и 35 автомашин «Урал» и «УАЗ» за ночь преодолеть 600 километров балканских дорог и к утру 12 июня занять стратегический объект. Над машинами развивались российские флаги и на всем пути следования сербы встречали русских как освободителей.
Солдатам дарили цветы, передавали еду и воду. О действиях русских натовцы узнали только через 6 часов после начала операции и среагировать на изменение обстановки они не успели. К 2 часам ночи 12 июня десантники прибыли в косовский город Приштину.
Через несколько минут по рации последовала отмена приказа, и Блант отвел свой танковый батальон. Впоследствии он говорил, что «не хотел развязать третью мировую войну». Британские вертолеты несколько раз пытаются сесть на ВВП Слатины, но их отгоняют пулеметами. Если британский вертолет все-таки заходил на посадку, то к нему тут же выезжал БТР-80 и блокировал. Англичане через пару часов успокоились. Албанцы находились в истерике.
Люди Агима Чеку несколько раз пытались атаковать аэродром со стороны жилмассива, но их отгоняли стрелковым оружием. Впоследствии Чеку тупо пошел на прорыв, но был захвачен россиянами. Взятие в плен на блокпосту настолько высокопоставленного албанского командира вызвало реакцию, близкую к Армагеддону. Чеку был допрошен россиянами и отпущен под английские гарантии. Впоследствии отношение к Чеку несколько раз подвергалось сомнениям, поскольку англичане и американцы до сих пор не очень понимают, что именно генерал Чеку мог наговорить россиянам за то время, что пребывал в плену. В том числе и о вопросе координации операции против российского контингента в Слатине с англичанами.
Почему не получилось? Закрепившись в Слатине, отряд оказался в полной изоляции. Над зданием аэропорта подняли два флага: России и ВДВ, но даже крыша аэропорта была разрушена, не было воды, еды и электричества. Находиться там длительное время без поддержки не было никакой возможности. Вокруг лагерем расположились англичане, а Агим Чеку группировал новые силы под Дреницей, обстреливая российские позиции. У этого плана было множество противников.
Еще утром 11 июня Квашнин позвонил генералу Заварзину и приказал ему развернуть колонну обратно в Брчко. Заварзин отказался, объяснив это тем, что приказ о занятии Слатины ему отдал непосредственно Верховный главнокомандующий Борис Ельцин, а Анатолий Иванович Квашнин может идти с его распоряжениями куда угодно. Конфликт начальника Генштаба с подчиненными к тому времени уже перешел все разумные пределы, генерал Квашнин в армии превратился в «нерукопожатную» фигуру. Его поведение вызывало крайне неприязненное отношение.
Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению. Ведь там творилась, можно сказать, нереальная жестокость, поэтому и разные люди были в команде. Случиться могло всякое, никто не застрахован, и были у нас сложные моменты. Все шаги просчитывали, понимали, что находимся далеко расстояние от базы миротворцев до Приштины составляло около 500 км — прим. ТАСС , что вокруг, скажем так, недружественная обстановка, поэтому никто не ожидал, что все будет гладко, готовились ко всему. Никаких переживаний не было, я даже не заострял на этом внимание.
И когда рассвело, выяснилось, что захватить его — только цветочки. К пяти утра аэродром Слатина полностью под контролем российского гарнизона. Люди крайне устали, практически валятся с ног. Тем не менее организуется внешняя охрана периметра. Старший лейтенант Яцыков ставит поперек дороги БТР-80 и вызывает английского офицера на переговоры. На вертолете под Слатину прилетает британский генерал Майкл Джексон, который становится на дороге спиной к российским войскам и жестом двумя руками начинает звать британские танки на себя. Идите сюда, мол. Командир британского гвардейского танкового батальона, ныне известный рок-певец гвардейский капитан Джеймс Блант отказывается выполнять приказ об атаке на российские позиции, пока не получит подтверждение от генерала Джексона. Через несколько минут по рации последовала отмена приказа, и Блант отвел свой танковый батальон. Впоследствии он говорил, что «не хотел развязать третью мировую войну». Британские вертолеты несколько раз пытаются сесть на ВВП Слатины, но их отгоняют пулеметами. Если британский вертолет все-таки заходил на посадку, то к нему тут же выезжал БТР-80 и блокировал. Англичане через пару часов успокоились. Албанцы находились в истерике. Люди Агима Чеку несколько раз пытались атаковать аэродром со стороны жилмассива, но их отгоняли стрелковым оружием. Впоследствии Чеку тупо пошел на прорыв, но был захвачен россиянами. Взятие в плен на блокпосту настолько высокопоставленного албанского командира вызвало реакцию, близкую к Армагеддону. Чеку был допрошен россиянами и отпущен под английские гарантии. Впоследствии отношение к Чеку несколько раз подвергалось сомнениям, поскольку англичане и американцы до сих пор не очень понимают, что именно генерал Чеку мог наговорить россиянам за то время, что пребывал в плену. В том числе и о вопросе координации операции против российского контингента в Слатине с англичанами. Почему не получилось? Закрепившись в Слатине, отряд оказался в полной изоляции.
Начало боевых действий
- В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
- Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
- Марш-бросок на Приштину: авантюра или образцовая операция? | Пикабу
- Линия Примакова
- Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
Путин назвал бомбардировку Югославии началом войны в Европе 24 марта, 12:43 Авиационные удары НАТО длились c 24 марта по 10 июня 1999 года. Бомбардировки привели к гибели свыше 2,5 тысячи человек, включая 87 детей, и ущербу в 100 миллиардов долларов, медики до сих пор регистрируют последствия применения обедненного урана, ведущие к росту онкологических заболеваний.
Тогда в ходе марш-броска на Приштину была взята единственная воздушная гавань в мятежном регионе. По словам президента, который тогда был секретарем Совбеза, идея броска принадлежала генералу Анатолию Квашнину. Он решил не согласовывать это с высшими должностными лицами, в том числе со своим начальством, но в конечном итоге это было сделано.
На вопрос "Зачем?
В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина» , заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.
Прямую трансляцию о вводе российского батальона в Приштину вела телекомпания CNN. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами.
В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.
Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия [6]. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат.
Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских [7] , британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну [7]. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант , служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников [8].
Накануне российские миротворцы совершили марш-бросок с территории Боснии и заняли аэродром Слатина близ Приштины. Итоги и последствия В ходе агрессии военно-воздушные силы НАТО совершили 38 004 самолётовылета из них боевых — 23 300, завершились авиаударами — 10 484. Был атакован 421 объект, в том числе — 106 военных объектов, 88 объектов командно-штабной структуры, 60 объектов ПВО, 68 объектов коммуникаций прежде всего мосты , 30 объектов нефтяной промышленности включая хранилища горюче-смазочных материалов , 17 объектов иной промышленности, 8 аэродромов, 18 пограничных постов, 19 объектов электроэнергетики, 7 целей, связанных с режимом Милошевича counterregime targets. В общей сложности было израсходовано 28 018 боезарядов. Применялись снаряды с обеднённым ураном и графитовыми нитями, в также кассетные бомбы.
Сербские беженцы покидают деревню с преимущественно албанским населением. Жегра, Косово. Shell, Usmc. Правозащитная организация Human Rights Watch подтвердила 90 инцидентов, когда в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население. По данным организации, во время операции было убито от 489 до 528 мирных жителей. По данным ВОЗ , из-за снарядов с обеднённым ураном в регионе выросло число онкологических заболеваний. Стороны конфликта приводят разные данные по количеству потерь личного состава и военной техники. Альянс оценивал потери югославской армии в ходе воздушных ударов и операций против ОАК в 10 тыс.
По югославским данным, потери армии СРЮ составили около 160 человек убитыми по другим данным — около 500 и 300 человек ранеными; погибли 22 полицейских; жертвами бомбардировок стали до 2 тыс. Ущерб, нанесённый экономике Югославии в ходе агрессии, составил, по разным оценкам, до 100 млрд долл. Экологические последствия авиаударов ощущаются по сей день. Бомбардировки Югославии поставили вопрос о нормах международного права. Косовские албанцы апеллировали к праву на самоопределение народов , а Югославия указывала на принцип суверенитета. США и их союзники обосновывали военную интервенцию предотвращением гуманитарной катастрофы т. Однако позиция стран НАТО, особенно решение провести военную операцию без санкции ООН, подверглась критике со стороны ряда государств Россия, Китай, Израиль , правозащитных организаций и интеллектуалов Н. Хомский , П.
Хандке , С. Жижек , Ю. Хабермас и др. Во многих городах мира проходили демонстрации и другие акции против воздушных ударов авиации альянса. Опубликовано 2 августа 2023 г.