Новости выступление крестьян в селе бездна

Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Выступление крестьян в селе Бездна.

Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества

Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян.

Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто — сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян. Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья». Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 — ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 — ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства.

Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу» Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну. Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить. Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 — мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 — х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 — мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов.

Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина - дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края». По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору.

Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания. Землевольцы всерьез ожидали широкое народное восстание в 1863 году, когда истекали сроки действия уставных грамот, определявших порядок и условия «развода» крестьян с помещиками. Это и могло стать, как считали члены освободительной организации, поводом к масштабному народному бунту. К ожидаемым крестьянским волнениям «Земля и Воля» решила присовокупить готовящееся восстание в Польше. Однако этим планам не суждено было сбыться. В 1862 году арестовали Чернышевского и Серно-Соловьевича.

А поляки выступили в 1863 году, не дожидаясь крестьянских восстаний в центральной России. Это восстание было подавлено, а крестьяне в том году так и не поднялись на протестные акции. Пассивность крестьян на этом этапе объяснялась, пожалуй, углублением процесса имущественного расслоения российского крестьянства. Оно становилось все более неоднородным. Зажиточные хозяева, часто бывшие инициаторами волнений в 1861-1862 гг. Это недовольство у них сохранилось и в дальнейшем, но за первые три года действия реформы крепкие крестьяне успели увидеть и многие положительные для себя стороны преобразований. Та самая свобода, плодами которой бедняки почти не могли воспользоваться, обернулась для хозяйственных крестьян большими плюсами. И потому они старались использовать в своих интересах предоставленные права и свободы и были уже не готовы идти на антиправительственные выступления вместе с беднотой. Их интересы, во многом ранее пересекавшиеся, стали несколько расходиться. Зажиточные избрали путь приспособления к новым условиям жизни и хозяйствования.

А так как в деревне наибольший авторитет имели именно состоятельные крестьяне, то беднота, оставшись без своих признанных вожаков, не смогла подняться на восстание. На таком фоне «Земля и воля» в 1864 году самоликвидировалась, так как весь смысл ее существования состоял в том, чтобы возглавить ожидаемое крестьянское восстание, направить его в правильное освободительное русло, указать ему цели движения и сформулировать соответствующие лозунги. Однако в 1876 году снова появилась аналогичная организация, которая, стала издавать в 1878 году свой печатный орган, называвшийся также «Земля и Воля».

Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое. Казанские помещики торжествовали победу.

Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне» Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др.

Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с.

Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян. Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто — сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян.

Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья». Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 — ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 — ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства.

Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу» Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну. Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е.

Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить. Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 — мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 — х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины.

Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен.

Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну

Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел.
Вы точно человек? Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права.

Вы точно человек?

Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки. В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.

Прощальный пароходный гудок прозвучал здесь 27 июня 1956 года, это был последний рабочий день завода имени Куйбышева. Уже в июле место, где располагались цеха и жилые строения Куйбышевского Затона, поглотили воды Куйбышевского водохранилища.

Когда крестьяне отказались разойтись и выдать Петрова, военные открыли огонь.

Было много погибших и раненых, в панике люди разбежались. Антона Петрова арестовали, он был предан военному суду и публично расстрелян 19 апреля, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь. Так сошла на нет волна, народного гнева, которую смог поднять один человек, болевший душой за свою Родину, свой народ.

Сейчас на месте, где стоял его дом, стоит памятная плита. Место расстрела хорошо видно с дороги, рядом с подстанцией, там стоит надгробие с его портретом.

Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс.

Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы.

Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах. Бородко; отв.

Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян. Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян.

Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год.

Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму. При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было. По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его. Указ Александра III в 1881 г.

Уставные грамоты — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» от 19 февраля 1861 г. Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй. Мировой посредник — должность, учреждённая «Положениями» от 19 февраля 1861 г. Обычно мировых посредников назначали из местных дворян.

Отрезки — часть крестьянских наделов, которые согласно условиям реформы 1861 г. Выкупные платежи — сумма выкупа за землю, которую выплачивали крестьяне по условиям реформы 1861 г. Отношение к реформе Крепостные крестьяне к 1861 г. В результате реформы они стали свободными людьми, которые могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Но значительная часть крестьян была неудовлетворена содержанием реформы. Реформа отменила крепостное право, но свобода и гражданские права крестьян были ограничены привязанностью к общине и временнообязанным положением. За землю крестьяне должны были заплатить большой выкуп и попадали в долговую зависимость от государства. Деревня выходила из-под власти помещика, но в новой системе управления сохранялись некоторые сословные ограничения: особый крестьянский волостной суд, телесные наказания для крестьян, отменённые для всего остального населения страны.

Обманутые надежды на полную волю привели к взрыву крестьянского протеста. За первые пять месяцев 1861 г. Наибольшую известность получили восстания в селе Бездна Казанской губернии и в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии. Началом Бездненских волнений стало выступление крестьянина Антона Петрова.

Он говорил, что в «настоящем» царском манифесте объявлялось о передаче крестьянам всех помещичьих земель и прекращении всех повинностей в пользу помещиков. В протестных действиях приняли участие крестьяне 75 сёл и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний. Основными методами борьбы стал отказ от выполнения барщины, государственных повинностей, захват помещичьей собственности, в частности запасов хлеба. Общее число жертв убитыми и ранеными по разным данным составило от 128 до 350 человек.

Антон Петров был арестован и расстрелян по приговору военно-полевого суда. Иван Владимиров Кандиевское восстание развивалось по похожему сценарию, но его участники действовали более радикально. Крестьянин села Высокое Леонтий Егорцев выдал себя за великого князя Константина Павловича и призвал к физической расправе над помещиками и чиновниками, «подменившими» царский манифест. Вооружённые косами и копьями крестьяне дали отпор воинским частям.

Но силы были неравны, и 18 апреля восстание было подавлено в его центре — селе Кандиевка. Жёсткие расправы над крестьянами в свою очередь также вызвали протесты. Прежде всего это относилось к Бездненским волнениям, где крестьяне выступали без оружия. Известно о демонстративной панихиде, которую устроили по жертвам бездненского расстрела студенты Казанского университета и Казанской духовной академии.

В то же время местные дворяне-землевладельцы выражали удовлетворение действиями властей. Адъютант казанского губернатора так писал об этом в письме: «Радости их при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало». Крестьянская реформа была проведена с учётом интересов помещиков. Они утратили бесплатные рабочие руки, но это компенсировалось достаточно длительным периодом временнообязанного положения крестьян.

Кроме того, они получали значительную сумму в качестве выкупа за землю. Это давало время и возможность перестроить своё хозяйство в соответствии с новыми условиями. Но далеко не все смогли это сделать. Землевладельцы расходовали полученные деньги непроизводительно, на роскошную жизнь: дорогие развлечения, поездки за границу.

Помещики влезали в долги и закладывали земли в банк. Выкупить их многие не могли, хотя Дворянский банк, созданный специально для поддержки помещичьего землевладения, выдавал ссуды под льготные проценты. Максимов Дискуссии по вопросу о необходимости и значении Крестьянской реформы 1861 г. Можно выделить несколько подходов.

Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский.

Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс. С красным знаменем, с криками «Воля, воля!

На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска.

При столкновении 10 апреля 1861 г. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам.

Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек.

Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии Спасский, Чистопольский и Лаишевский и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров.

Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии переписи населения, в 1858 г. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом , не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду».

Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит с умершими от ранений 91 человек, ранено - 87.

Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г.

Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе». Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции. Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах.

В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. В Черниговской губернии весною 1861 г. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской Белоруссия , Ковенской и Виленской Литва губерниях, в Латгалии и др.

Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды.

В 1862-1863 гг. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г. Именно с начала 1862 г.

Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. Крестьянское движение 1861-1863 гг. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы.

Уже в 1864 г. Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию недовольства и борьбы угнетённых масс , были волнения и стачки на промышленных предприятиях , ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г.

Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии.

Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной.

Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временно обязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами.

За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники. Государство устраивали все эти условия так как, создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд; А крестьян не устраивали условия, потому что сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад. Напишите о восстании крестьян в 1861г.

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс.

Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний -- крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас а в Александра Николаевича».

После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям -- 87. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».

По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. Студенты Казани в 1861 г.

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

Отмена крепостного права, которой были недовольны все

Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь.

Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!

Бездненские события получили известность не только в России, но и за границей и нашли свое отражение в «Колоколе». Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. Одним из главных организаторов движения являлся крестьянин села Высокого Леонтий Васильевич Егорцев.

Еще в марте, тотчас по объявлении манифеста, начались волнения среди крепостных крестьян. Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым. Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может»1.

Один из участников карательной экспедиции Дреня-кина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова»2. И такой искрой явилось опубликование манифеста. Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы.

Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембар-ского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность.

В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чем-барского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3 тыс.

Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен.

Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10 тыс.

Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу. Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян.

Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,- рассказывает подпоручик Худеков. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле.

Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло.

Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением1. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь.

Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек - розгами2. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г.

Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства - жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний.

Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.

События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы.

Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,- писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина -дурака, человека без сердца, ни к чему не способного- провозглашают усмирителем и спасителем края»2.

Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь. Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу.

Да здравствует демократическая конституция!

Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний — крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по безоружной толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям — 87; по сообщению лечившего раненых врача, общее число жертв превышало 350 человек. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Бездненские волнения

Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Выступление крестьян в селе Бездна. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии.

Отмена крепостного права, которой были недовольны все

Бездненское выступление 1861 Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году.
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий