Новости устав великого поста

Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне.

Когда Великий пост в 2024 году

  • Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается
  • Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
  • Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь
  • Правила Великого поста с 27 февраля по 15 апреля 2023г.

Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы

В чём смысл Великого поста? Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.
Великий пост — время самоотречения, очищения и стремления к Богу - Великий пост — период перед Пасхой, когда церковный устав предписывает верующим ограничить себя в еде и развлечениях и обратить пристальное внимание на свою духовную жизнь. Это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов.

Читайте также

  • Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
  • Читайте также:
  • Уставный пост | Вера-Эском
  • Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | Вестник Кавказа
  • Устав-схема служб Великого поста

В чём смысл Великого поста?

это отказ не только от еды животного происхождения, но и привычного образа жизни. Навигатор Великого поста: не пропустите главное. В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. сорокадневный пост (по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней), Лазареву субботу и Праздник Входа Господня в Иерусалим, Страстную седмицу.

Навигатор Великого поста: не пропустите главное

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024 Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу.
Что можно и нельзя в Великий пост? | Калининградская епархия Русской Православной Церкви пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? Совершается служба великому празднику Вход Господень в Иерусалим.
Секс и алкоголь во время Великого Поста 2023: священник назвал главный грех для верующих Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия.
Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы Великим постом не читаются акафисты, как не соответствующие покаянному смыслу Великого поста молитвословия. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений.

Правила постов

Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. В первую неделю Великого поста уставом благословлялось сухоядение без масла раз в день. «Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Великий пост и воспитание воли у староверов

Оказать внимание близкому человеку, подарить ему подарок, порадовать его, быть чуткими и отзывчивыми требует от нас наша вера. Православный пост вовсе не помеха для того, чтобы порадовать близких заботой и вниманием. Если нас пригласили в гости родные, даже если они люди неверующие, то мы стараемся прийти к ним, чтобы не огорчать их своим не-вниманием. Стоит ли постящимся устраивать свои собственные дни рождения, готовить праздничный стол, приглашать гостей? Это зависит от традиций семьи. Если ваше ближнее окружение — люди верующие, то достаточно провести вечер за скромным столом из постных блюд. Если ваши родственники не постятся, то на праздник можно приготовить постные блюда для себя и непостные для гостей. Церковь рекомендует всё-таки не забывать о том, что пост есть время покаяния и с безудержным весельем он никак не сочетается. Поэтому игры, пляски, викторины и прочие развлечения нежелательно устраивать. В пост нельзя начинать важные дела. Нельзя, например, делать операцию Комментирует иерей Никита Заболотнов, священник Петро-Павловского храма: — В пост люди стараются воздерживаться от дел суетных, таких как покупка или продажа квартиры или машины и тому подобное, для того чтобы не забывать о главной цели поста и стараться глубже молиться.

Великий Пост — это время воздержания ради веры, ради Христа, ради того, чтобы хоть немного побороться со своими страстями и привязанностями. Важно в эти дни постараться выйти из повседневной суеты. Те дела, что требуют много сил и внимания, отвлекают от главного, можно отложить на время и сделать потом. Время Великого поста специально даётся, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться, больше думать о Боге и о душе и подготовиться к встрече Светлого Христова воскресения.

Или фрукты, но не конфеты. Это тоже способ, который убережет и от срыва, и от стресса. С конфетами отдельная тема. Есть среди них такие, что, вроде бы ничего животного в своем составе не содержат… И вот сидишь в пост полуголодный, и сам того не замечая, начинаешь эти постные конфеты в себя забрасывать. В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой.

Причем дело не только в трансжирах. Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность. И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит? Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить. В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу. Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами.

Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает. И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько? Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт.

Уклониться от удовольствий и суетных дел, которыми, словно покрывалом, человек прикрывает свое нежелание обратить лик к Небу и увидеть, к чему его призывает Бог. В дни поста верующие стараются больше думать о Боге, о своих грехах, чаще исповедоваться и причащаться, больше молиться, читать духовную литературу. Исключают принятие скоромной пищи: мяса, яиц, молока, а употребляют растительную — хлеб, крупы, овощи, фрукты. В это время надо по возможности ограничить погруженность в мирскую суету, отказаться от светских развлечений, больше времени уделять посещению Церкви, душеполезному чтению, добрым делам. Следует обратить особое внимание на характер отношений с близкими: перед обиженными извиниться, с кем в ссоре примириться, нуждающимся уделять внимание и заботу, воздерживаться от празднословия, осуждения, лести, лжи и всякого зла. Кто освобождается от постов? Что касается приема пищи, то телесный пост послабляется для болящих, беременных и кормящих матерей, малолетних детей, путешествующих по мере необходимости , а также для людей, находящихся в обременительных обстоятельствах. Конкретные вопросы прохождения поста согласовывают со священником. Всем ли можно поститься? Не вредит ли пост здоровью?

Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления. На Руси издавна постились все — и старые, и малые. Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжелые физические работы и при этом многие из них долго жили. Здоровью вредит неумеренное и неразборчивое употребление пищи и греховная жизнь. На сколько надо сократить употребление пищи во время поста? Потом надо понемногу уменьшать обычное количество употребляемой пищи и довести его до минимума. При этом не следует доводить себя до изнурения. Как поститься больным людям? Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которой необходимо питаться при лечении их заболевания: постная она или нет.

Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи.

Канонические установления Церкви о посте

Календарь Великого поста 2023 по дням. это подражание посту Спасителя в пустыне.
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя | АиФ Тула Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого.
Великий пост — Википедия Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года.
Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим Великий пост делится на две основные части – Четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица.

17. О посте

Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником. Впрочем, пищевые ограничения во время поста не главное.

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно.

Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.

Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году.

Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню.

Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста.

Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела.

Оно поставляется лишь в субботние, воскресные и особо памятные дни, типа Марииного стояния. А рыбку можно отведать только дважды за весь пост — в Благовещение Пресвятыя Богородицы и в день Входа Господня во Иеросалим, именуемый в народе Вербным воскресением.

Один из знакомых как-то спросил меня ближе к середине поста: «А разве не хочется тебе мясного блюда, колбаски, яичек, молочка, сметанки? Я ответила, что на всю скоромную пищу мы, староверы, смотрим, как на нечто несъедобное и не искушаемся до Пасхи Христовой. Раньше в деревнях родители-крестьяне так объясняли детям запрет на скоромное в дни поста: «Молочко, яички, сливочки и сметанка поднимаются на дерево.

Всё выше и выше, и вот доходят до вершинки. А потом медленно спускаются вниз, и надо терпеливо подождать их». Так у детей формировались навыки терпения и силы воли к строгой необходимости выполнять все заветы Христа.

И я отвечала, что отличной пищей являются постные каши и супы, редька с квасом, горошница, квашенная капуста, свежие и солёные огурцы и помидоры, мёд, орехи, напитки из калины, брусники и клюквы, ржаной хлеб. Предки наши с аппетитом ели всё это, сохраняя духовное и физическое здоровье. Сила воли у староверов воспитывается с раннего детства, с постоянных причастий в храмах и жизни по заветам Христа.

Разумеется, тяжкими грехами считаются табакокурение, пьянство и блуд. Полагается строгая мужская одежда для мужчин и не менее строгая для женщин. Никакой обнажёнки даже в летнюю жару, никаких шортов и женских брюк.

С грустью и горечью смотрю я на тевеведущих, чьи тонкие ножки безобразно обтянуты брючками, на развлечения в дни поста. Жизнь по Христу — главное для староверов. Только с Богом советуемся мы в сложные и тяжёлые минуты жизни, следуем только его заветам.

Подобная концепция мира формирует и концепцию человека — умение преодолевать любые испытания, выживать в любых обстоятельствах, сохраняя при этом высокое чувство собственного достоинства.

Великий пост: что можно и чего нельзя есть

  • Духовная весна
  • Что можно и нельзя в Великий пост? | Калининградская епархия Русской Православной Церкви
  • Церковный устав о Великом посте
  • Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. По Студийскому Уставу предпасхальный пост предписывалось соблюдать с особой строгостью. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа.

Пищевые ограничения Великого поста

Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше. Обычай выпускать птиц на Благовещение напоминает нам о том, что свобода дарована не только людям, но и всему творению Божьему. Еще один символ Благовещенского птичьего освобождения — устремленность души человека к Богу. Место для праздника Начнем с пояснения: неделя в привычном значении по-церковнославянски называется «седмица», а воскресный день — «неделя».

Это важно знать, чтобы не запутаться в терминах. В православном богослужении есть два годичных круга: подвижный и неподвижный. Неподвижный годичный круг месяцеслов содержит праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года, а подвижный — праздники, которые «двигаются» каждый год вместе с Пасхой, то есть меняют число и месяц год от года, но не меняют день седмицы, к которому «прикреплены» и промежуток времени, отделяющего их от Пасхи. Пример праздника подвижного круга — Вход Господень в Иерусалим, который всегда вспоминается Церковью за семь дней до Пасхи, когда бы не случилась сама Пасха.

Действительно, было бы странно праздновать это событие после Пасхи, ради которой, собственно Господь и въехал в Иерусалим на «осляти». Благовещение всегда празднуется 7 апреля по новому Григорианскому календарю.

В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира.

В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя.

Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция — 12». По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни — уничтожение. Анализ генетического материала, проделанный молодым университетским ученым Родионом Светловым, привёл его к выводу, что данной делеции подвержена не только русская и ряд других наций, но и вся белая раса. Однако, прежде всего — русские. Панорамный охват событий в романе призван подтвердить правильность открытия. Поселившийся на Кубани Александр Марчук, друг Светлова, при встрече подробно рассказывает ему о стремительно плодящихся мафиозных кланах курдов и армян, не дающим русским людям ни малейшего шанса развернуться на плодородных землях, и русские покидают эти края. В селе Караваево Пермского края, захваченном диаспорой выходцев с Северного Кавказа, местный священник-новообрядец с горечью говорит Родиону: «Нету ни стыда, ни совести, ни страха божьего у черноты этой обнаглевшей… Лес, лес-то скоро выстригут начисто, весь в аулы свои свезут.

И все под ними стелются: и начальники, и чиновники, и милиция… Они прихожане только ко мне на исповедь бредут и слёзы льют, что вот дочку поймали и снасилили, вот сыночка избили до полусмерти». Офицер российской армии Егор на вечеринке поведал Светлову, как в его роте пятеро дагестанцев подчинили себе восемьдесят человек русских, трепещущих перед ними от ужаса. Больно читать обо всём этом. Цель писателя — встряхнуть русских людей, заставить их ужаснуться и одуматься, но в рамках художественной системы, безбожной в своей сущности, цель эта оказалась нереализованной. Читая роман, я вспомнила рассказ старовера о. Валерия, протоиерея Пермского благочиния, о том, как сына его Ивана дети обижали и били в школе за его веру в Бога, за непохожесть на остальных. Никакие увещевания не помогали, Ивану пришлось научиться драться и защищать себя от обидчиков. Вскоре он в совершенстве овладел мастерством кулачного боя, в армии сплотил вокруг себя ещё двух-трёх крепких ребят-староверов, и никакие «даги» им были не страшны.

С грустью и горечью смотрю я на тевеведущих, чьи тонкие ножки безобразно обтянуты брючками, на развлечения в дни поста. Жизнь по Христу — главное для староверов. Только с Богом советуемся мы в сложные и тяжёлые минуты жизни, следуем только его заветам. Подобная концепция мира формирует и концепцию человека — умение преодолевать любые испытания, выживать в любых обстоятельствах, сохраняя при этом высокое чувство собственного достоинства. Великий русский писатель Валентин Распутин так отзывался о староверах: «Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. Это был тот же человек, что и рядом с ним в обычной православной деревне, и все же далеко не тот: по-другому живущий и верующий, по-другому смотрящий на мир — все основательно, весомо, тяжеловато. Отлученный от ортодоксальной церкви и судорожного общественного развития, он и их отлучал от себя, обвиняя в греховности и несамостоятельности, в пляске под чужую дудку. Со временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук старой национальной фигуры, в тип, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос». Губернатор Трескин, правивший Восточно-Сибирским краем в начале XIX века, после первой же инспекционной поездки по своим владениям, которые, разумеется, оставили в нем тягостные впечатления, о староверах отзывается: «Они и камень сделали плодородным». На тех христиан, кто решительно отвергли разрушительные реформы, навешан был ярлык «раскольники», хотя они оставались хранителями православия, свято соблюдая все службы, догматы и каноны, дошедшие на Русь от Святой Земли через Византию. За что и подверглись жесточайшим гонениям, пыткам и издевательствам... По словам выдающегося публициста Ивана Солоневича, во времена Романовых русскую историю писали с нерусской точки зрения. Вот почему многие из наших соотечественников до сих пор не знают, кто такой протопоп Аввакум и его стойкие соратники, мученически погибшие за веру, а о боярыне Морозовой в лучшем случае помнят лишь по картине Василия Сурикова. Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция — 12». По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни — уничтожение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий