Один из старейших университетов России – МГУ имени М.В. Ломоносова отмечает 260-летие со дня основания. Будущий ректор старейшего вуза России родился в г. Карачеве Брянской области в 1976 г., где и прошла его юность. «День Африки» прошел при поддержке Новгородского университета. Событие состоялось в Штабе общественной поддержки «Единой России». Подписано в рамках XV Съезда Русского географического общества. Горный университет стал участником пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, инициированного президентом России.
История университета
Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России. Сегодня поговорим о Дне радио и старейшем университете России. Важным этапом в становлении высшего медицинского образования в России стал «Устав Императорского Московского университета» 1804 г., предписывающий организацию клинической базы для обучения студентов внутренней медицине, хирургии и акушерству. Полпред также отметил деятельность университета по формированию системы профессионального образования казачества: «116 лет назад Донской политехнический институт был образован по инициативе казаков и для обучения казаков. Первокурсники увидели визуальные образы исторических моментов рождения новой России, политических и экономических реформ, культурных перемен в жизни общества на рубеже тысячелетий. Пытаясь создать в России престижные образовательные центры, российские правители копировали европейские университеты, но без чуждой православию, самодержавию и народности автономии.
В Президентской библиотеке показали сюртук студента старейшего университета России
Московский университет — старейший в России. «Три имени, драгоценных для истории Русского просвещения, — писал С.П. Шевырёв, — соединяются в нашем уме при мысли о начале Московского университета, имена: Императрицы Елизаветы, Шувалова и Ломоносова». старейший технический вуз в России и по праву считается одним из сильнейших в мире. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ведущий и один из старейших университетов России отмечает 260-летие со дня основания.
Начальник Управления Росгвардии поздравил с праздником старейший вуз города
Государственный Университет по землеустройству, лидирующий агропромышленный вуз России, отметил в 2019 году 240-летний Юбилей. это один из старейших университетов России, который уже 67 лет занимается высшим образованием. Избранный ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Сергей Игоревич Богданов поблагодарил делегатов конференции за оказанное ему доверие. Иркутский государственный университет (ИГУ) отметил свой 105-й день рождения. «День Африки» прошел при поддержке Новгородского университета. Событие состоялось в Штабе общественной поддержки «Единой России».
«Горный» — старейший вуз в стране и лидер по качеству образования
В этот день МГУ посетило более ста делегаций из разных университетов мира, свыше трехсот зарубежных участников конференции, почти четыреста ректоров университетов России. Московский университет — старейший в России. «Три имени, драгоценных для истории Русского просвещения, — писал С.П. Шевырёв, — соединяются в нашем уме при мысли о начале Московского университета, имена: Императрицы Елизаветы, Шувалова и Ломоносова». До Московского университета: российское образование в начале XVIII века. Этот петровский указ об основании университета — старейший и главнейший. Глава Минобрнауки России В.Н. Фальков подчеркнул особый статус СГУ: «История императорского университета красноречиво свидетельствует о развитии высшего образования в Поволжье. Саратовский государственный университет внес значительный вклад в развитие всей системы образования нашего региона и страны в целом.
Старейший университет России празднует юбилей
И в очередной раз новое название — Российский экономический университет имени Г. В 2012—2015 годах произошло укрупнение университета. К нему присоединили Саратовский государственный социально-экономический университет, Российский государственный торгово-экономический университет и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Вторая жизнь четвёртого корпуса Именно здание IV корпуса Плешки в начале прошлого столетия было построено для женского коммерческого училища на улице Зацепы. В 1904 году архитектор Николай Шевяков создал проект двухэтажного каменного здания с домовой церковью. Строительство шло быстро: 9 июня 1905 года храм освятили во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а осенью в женском коммерческом училище уже начались занятия.
Здание имело сложную форму, близкую к Г-образной. В восточной части расположился храм, увенчанный большим куполом. Второй купол, значительно меньших размеров, возвышался над алтарной частью. В декоре фасадов использовались майоликовые панно и керамическая плитка. Иконостас храма был сделан из белого итальянского мрамора.
В крыле училища, примыкающего к церкви, находился рекреационный зал. Он мог объединяться с храмом — для этого открывали раздвижную железную перегородку. Такая конструкция позволяла вмещать до 900 молящихся. Храм построен в неорусском стиле. Остальные части училища отличались от храма, но в определённой степени также были ориентированы на древнерусскую архитектуру: это и высокие теремные кровли, и шатры, которые располагались над входами.
Последние, к сожалению, были впоследствии утрачены. Над циркульными окнами второго этажа и на аттике располагались гипсовые стилизованные надписи «Московское общество распространения коммерческого образования» и «Женское коммерческое училище», также со временем утраченные. В 1909 году комплекс зданий расширили. Построили двухэтажный каменный корпус для приготовительных классов коммерческих училищ. Он вплотную прилегал к стене южной лестничной пристройки церкви.
В результате образовался единый архитектурный объём П-образной формы.
Факт, о том, что МГУ является крупнейшим университетом страны не вызывает сомнений, ведь сейчас ВУЗ ведет подготовку более чем 40 тысяч студентов по более чем 70 направлениям подготовки. Но давайте попробуем разобраться, является ли МГУ основоположником высшего образования на территории современной Российской Федерации? Датой основания Московского университета считается 1755 год, свое нынешнее название ВУЗ получил в 1940 году в честь российского ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова, который внес существенный вклад в открытие учебного заведения в Москве.
В трек входит пять курсов, которые составляют основу современного финансового образования. Преподаватели — профессора со степенью Ph. Product Management — совместно с Тинькофф и другими партнерами вуза.
Студенты выберут одну из трех специализаций, запустят свой проект и защитят его перед бизнес-спонсором. Ярослав Кузьминов, основатель и научный руководитель НИУ ВШЭ: «Центральный университет отвечает насущным потребностям российской экономики, которая уже испытывает дефицит профессиональных кадров в ИТ- и инженерной сфере. STEM-концепция в образовании — это подход, в рамках которого студент сосредоточен на изучении дисциплин, основанных на прикладном анализе и эмпирической проверке различных гипотез. Этот подход — не только про проверяемую науку, но и про возможности расширения критического мышления, развития навыков работы с большими данными.
В настоящее время образовательный комплекс вуза включает восемь учебных институтов, восемь факультетов и один филиал.
В его структуру входят 13 научных подразделений, в том числе 4 научно-исследовательских института: НИИ прикладной физики, НИИ биологии, НИИ нефте- и углехимического синтеза, НИИ правовой охраны Байкала, а также астрономическая обсерватория, ботанический сад и центр изучения китайского языка "Институт Конфуция".
СПбГУ – первый университет страны
В этих стенах он зародился, а затем распространился сначала по Москве, а потом и по всей стране. И, конечно, мы горды тем, что вопреки всем преградам именно людям Московского университета удалось пронести эту традицию через многие годы и даже века, дать ей новую жизнь и подарить всему современному студенчеству этот легендарный праздник. Это не просто повод повеселиться, речь идет о преемственности поколений, о возможности проникнуться традициями, ощутить себя частью большой университетской семьи с многолетней историей», - сообщил ректор МГУ Виктор Садовничий.
Что мешало людям учиться? Все просто: для получения университетских знаний, да еще на иностранных языках, нужна была начальная подготовка. Дети дворян, которые могли устроить ее своим детям, не видели в то время перспектив академического образования и научной карьеры: выпускники университета не имели никакого официального статуса. Поэтому считалось, что кадетский корпус или навигацкая школа сулят более ясное будущее.
Тем более что правилами предписывалось «на содержание академическое в университет из дворян не принимать, разве из бедных, а обучаться им на своём коште». Молодежь из простых семей тоже стремилась получать прикладные знания, какая уж тут латынь? В первом наборе вуза-«преемника» - Московского университета — и вовсе не было ни одного дворянина. Зато общество получило целое созвездие блестяще образованных выпускников. Среди них — профессора медицины Семен Зыбелин и Петр Вениаминов, профессор Дмитрий Аничков, написавший учебный курс этики, три магистра и учителя, преподававшие потом в университетской гимназии. Уже и в Сенате признали, что, несмотря на солидные казенные средства, «Академия…не имеет по сие время довольного числа из российских людей профессоров...
И в 1747 г. В том же году программа заметно расширилась: студенты стали изучать словесность, языки, историю, химию, географию, появились программы, систематические занятия и экзамены. Впервые был проведен полноценный набор: в университет зачислили лучших семинаристов из Петербурга, Москвы, Новгорода.
В первый год занятия можно подстроить под личное расписание — учиться 20 или 40 часов в неделю в зависимости от рабочей загрузки. На втором курсе занятия будут занимать примерно 15 часов в неделю.
Также студенты смогут перенести часть предметов с первого курса на второй, распределив нагрузку. Студенты Центрального университета на сессии по командообразованию Преподавательский состав В преподавательский состав магистерской программы входят профессора ведущих отечественных и международных университетов, доктора наук и опытные практики — известные в отрасли специалисты из крупнейших российских компаний. Станислав Близнюк, председатель правления Тинькофф. Студенты также будут регулярно общаться с экспертами из ИТ-индустрии , которые поделятся практиками Data Science, продуктовыми и аналитическими кейсами своих компаний. Станислав Близнюк, председатель правления Тинькофф, и Константин Маркелов, вице-президент.
Два года был забойщиком, одновременно получая среднее образование в вечерней школе. А в 1958 году шахтёр из Горловки с первого раза поступил на мехмат МГУ. После окончания вуза с красным дипломом Виктор Садовничий поступил в аспирантуру, читал лекции.
По его словам, главной задачей в то время он считал хорошо учиться и стать учёным. Добиться этого было сложно, пришлось напрячься и преодолеть трудности.
Старейший педагогический вуз России выбрал ректора
Новый учебный год начался в старейшем университете юга России 02. Многотысячный коллектив новочеркасских политехников принял в свои ряды более двух тысяч новичков — первокурсников, из которых две сотни студенты — иностранцы. Поздравить студентов и их наставников в это день прибыли представители исполнительной и законодательной власти Ростовской области и Новочеркасска, Донской митрополии, общественных организаций: заместитель полномочного представителя Президента в ЮФУ Анатолий Сафронов, депутат Государственной Думы РФ Михаил Чернышёв, председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по взаимодействию с общественными объединениями, молодёжной политике, физической культуре, спорту и туризму Екатерина Стенякина, глава администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, председатель городской Думы — глава города Юрий Лысенко и другие официальные лица.
Сытый студент — это студент, который хорошо обучался».
Если студент хорошо обучался, он непременно должен был быть при шпаге. В 18 веке только дворяне могли быть при шпаге. Это была очень высокая форма отличия — быть при шпаге, при дворе.
Даже в более позднее, в Екатерининское время, если какой-то человек оказывался при дворе без шпаги, то все знали, что он недворянского происхождения. Интересно, что Михаил Васильевич придумал своего рода форму поощрения. Сегодня каждый универсант стремится выпуститься с красным дипломом, а тогда стремились выпуститься со шпагой.
Особенности обучения студентов в 18 столетии Анастасия Ярмош рассказывает, что в 18 столетии в первом Санкт-Петербургском государственном университете было три основных факультета: медицинский; философский; юридический. Философское направление включало в себя историю, литературу, право, экономику и общественные науки. На медицинском факультете изучали химию и биологию.
В университете 18 века студенты делились на две группы: Казеннокоштные, то есть те, кто были на бюджетной форме обучения. Такие студенты направлялись в учреждение министерством в связи с нехваткой квалифицированных управленческих кадров. Своекоштные — студенты платной формы обучения.
Спикер утверждает, что обучение в 18 веке не имело строгих регламентированных сроков. Как только студент был готов, тогда он мог сдавать экзамен. Отсюда появилась знаменитая крылатая фраза «вечный студент», это тот, кто бесконечно числится на университетском курсе.
Среди сотрудников и военнослужащих Управления Росгвардии по Саратовской области немало тех, кто с гордостью получил диплом Вашего учебного заведения, приобретя глубокие профессиональные знания, которые так необходимы для успешной жизни и карьеры. Именно в годы учебы происходит становление характера, вырабатываются принципы и убеждения, позволяющие добиться успехов и реализовать себя в профессии. Позвольте пожелать Вам новых успехов в исключительно важном деле подготовки высококвалифицированных кадров для нашей Родины, а студентам развивать великие традиции, стремиться к новым горизонтам, без опасений окунаться в неизведанное и отдавать все свои знания и таланты будущим открытиям.
Думаю, это важно для будущих юристов, чтобы мы могли понимать не только законы, но и контекст, в котором они создавались». Текст: Земскова П.
Виртуальная прогулка по Зданию Двенадцати коллегий: история и красота Васильевского острова
Во-вторых, в нем не было богословского факультета, потому что интегрировать специальную систему подготовки православных клириков в университет было довольно сложно. Все студенты учились на философском факультете Согласно изначальному плану Ломоносова, в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский «медический». Но чтобы поступить на юридический или медицинский, студенты сначала должны были прослушать трехлетний курс на философском факультете, а затем могли выбирать, где продолжить обучение. В теории можно было остаться и на философском — для углубления знаний. Первого профессора юрфака выгнали, когда на курс поступило ноль человек Первым профессором и главой юридического факультета Императорского Московского университета стал немецкий философ Филипп Генрих Дильтей. Пост профессора юриспруденции он совмещал с лекциями на философском факультете. И уволили. Но через два года восстановили в должности — по личному указанию Екатерины II. В университет принимали не только дворян По изначальному проекту Михаила Ломоносова при университете было организовано две гимназии — для подготовки дворян и для разночинцев. Правда, в самом университете они учились вместе: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». В заведении существовала и категория казённокоштных студентов — они происходили из самых бедных слоев населения и обучались за счет государственного обеспечения.
Несмотря на экономическую и сословную толерантность, политика университета не допускала поступления на его факультеты женщин. Их в заведение начали принимать только в 1918 году — и на студенческие, и на профессорские места. Университет существовал благодаря попечителям и меценатам Хотя университет и назывался Императорским, государственные средства только частично покрывали его потребности и расходы. Само заведение себя обеспечивать не могло.
Оно состоялось 25 января, в Татьянин день, в Главном здании университета. В своем выступлении министр отметил, что старейший университет России встречает праздник в прекрасной «творческой форме», неизменно впечатляет серьезными научными успехами. В этих стенах он зародился, а затем распространился сначала по Москве, а потом и по всей стране.
Войтов — бактериологии, А. Булыгинский — биохимии, Н.
Тольский и Н. Филатов — педиатрии, Н. Мансуров и Д. Найдёнов — дерматовенерологии, А. Бабухин — гистологии, В. Снегирёв — гинекологии, Ф. Эрисман — научной гигиены и общественной медицины. Много выдающихся деятелей отечественной медицины, получивших мировую известность, учились, работали, основывали научные школы, готовили врачей на медицинском факультете ИМУ. Среди них имена великих российских медиков, получивших мировое признание: Н.
Пирогов, С. Склифосовский, И. Важнейшей вехой в истории нашего вуза является строительство Клинического городка на Девичьем поле, инициатором создания которого выступили профессора медицинского факультета ИМУ во главе с деканом Н. В кратчайшие сроки 1887—1897 неповторимый архитектурный ансамбль, впечатляющий по масштабам и функциональности, был полностью построен и оснащён: 13 основных зданий, где размещались 15 клинических учреждений на 710 коек и 8 учебно-научных институтов. На территории Клинического городка по инициативе Н. Склифосовского был открыт памятник Н. Пирогову — первый в России памятник ученому. Этот памятник станет данью современников заслугам величайшего врача и свидетельством преемственности поколений Сеченовского Университета. Участники XII Международного Конгресса врачей, проходившего в Москве август, 1897 , высоко оценили уровень Клинического городка, а всемирно известный немецкий патолог Р.
Вирхов выразил свой восторг словами: «Учитесь у русских! Трагические коррективы в учебный процесс внесли Первая мировая война 1914—1918 , а затем революции 1917 г. Почти половина преподавательского состава медицинского факультета была призвана в армию, студентов-старшекурсников отправляли на фронт зауряд-врачами. Несмотря ни на что, занятия на медицинском факультете продолжались. С первых лет Советской власти медицинский факультет ИМУ, а с 1918 г. Выполняя важнейшую функцию преемственности научного знания, клинические школы, сформировавшиеся на медицинском факультете ИМУ, продолжили своё развитие. Не прекращалась плодотворная научно-исследовательская деятельность крупных ученых-медиков: И. Давыдовского, М. Кончаловского, Г.
Россолимо, В. В 1930 г. В 1940 г. Великая Отечественная война изменила систему высшего медицинского образования, резко увеличилась потребность в медицинских кадрах. Более половины сотрудников 1-го МОЛМИ были призваны в действующую армию, многие ушли на фронт добровольцами, в их числе академик Н. Бурденко — заведующий кафедрой факультетской хирургии, который вскоре был назначен главным хирургом Красной Армии. В них не только оказывалась помощь больным и раненым, но и велась научно-исследовательская работа, тематика которой диктовалась условиями военного времени. Осенью 1941 г. Вице-президентами стали также профессора нашего вуза: заведующий кафедрой патологической анатомии А.
Абрикосов и заведующий кафедрой акушерства и гинекологии М. Вклад 1-го МОЛМИ в успешную работу медицинской службы действующей армии и тыла был отмечен наградами. Орденами и медалями были награждены более 600 человек. Троян, С. Богомолов, Е. Клумов, И. Василенко клиника пропедевтики, 1948—1987 ; В. Виноградов факультетская терапевтическая клиника, 1943—1964 , А. Мясников клиника госпитальной терапии, 1948—1965 и Е.
Тареев кафедра общей и госпитальной терапии и клиника профболезней, 1951—1986. Сохранялась преемственность в деятельности создателей хирургических научных школ на кафедрах, в научной тематике и методических принципах обучения студентов.
Впоследствии университету помогали и ученики, которые собирали для альма-матер деньги по «подписке на студента» — сегодня это назвали бы «донатами». При университете была создана первая неправительственная газета империи В 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны была учреждена газета «Московские ведомости» — она будет издаваться вплоть до 1917 года, долгое время оставаясь единственной постоянной московской периодикой. Первыми ее редакторами стали профессора университета, собиравшие для выпусков новости не только из России, но и из Европы. В 1760 году в университетской типографии начали издавать еще и литературный журнал «Полезное увеселение». Титульный лист газеты «Московские ведомости» от 1856 года.
Профессора университета были чиновниками Университет был частью государственного аппарата и подчинялся Правительствующему сенату, поэтому все его профессора считались не столько учеными, сколько чиновниками. У заведения даже были собственные крепостные. При этом, как и в европейских университетах, в Императорском Московском университете был собственный суд — только он мог выносить приговоры провинившимся профессорам. Большой и Малый театры появились благодаря МГУ В 1756 году при Императорском Московском университете появился студенческий театр — создали его, чтобы у учащихся было «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике, в переводах, подражании и сочинениях». Актерами, естественно, стали сами студенты среди них был в том числе будущий драматург Денис Фонвизин. Руководил актерами служитель университетской канцелярии писатель Михаил Херасков. В студенческом театре ставили французские и итальянские оперы, комедии, а еще пьесы Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова.
Сначала все роли — и женские, и мужские — исполняли только мужчины: напомним, что дам в университет в то время не принимали. Тем не менее спустя год после открытия театра в «Московских ведомостях» появилось объявление о том, что в труппу ищут девушек: их ждали для оформления в университетской канцелярии. В 1780 году здание театра, к тому времени уже специально построенное на Знаменской улице, сгорело дотла.
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
Об этом заявили в пятницу, 2 октября, в своем поздравлении, посвященном 85-летию вуза, представители «Единой России». В частности поздравления в адрес вуза направили заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию Алена Аршинова, секретарь чувашского отделения Партии Николай Малов, региональный координатор проекта «Модернизация образования» Владимир Иванов. Малов отметил, что чувашское региональное отделение партии «Единая Россия» и Чувашский государственный педагогический университет связывает давняя и крепкая дружба.
В этих стенах он зародился, а затем распространился сначала по Москве, а потом и по всей стране. И, конечно, мы горды тем, что вопреки всем преградам именно людям Московского университета удалось пронести эту традицию через многие годы и даже века, дать ей новую жизнь и подарить всему современному студенчеству этот легендарный праздник. Это не просто повод повеселиться, речь идет о преемственности поколений, о возможности проникнуться традициями, ощутить себя частью большой университетской семьи с многолетней историей», - сообщил ректор МГУ Виктор Садовничий.
Посещение лекций и семинарских занятий стало обязательным, был введён «бригадный» метод обучения , когда экзамены и зачёты сдавались коллективно — бригадами. Эти меры себя не оправдали, и уже к 1933 году в университете была восстановлена факультетская структура [46]. В 1938 году созданы геолого-почвенный и географический факультеты, Институт почвоведения и Институт географии. В 1939 году был принят новый Устав Московского университета [47] , по которому создавались учёный совет университета во главе с ректором и учёные советы факультетов во главе с деканами, регламентировалась деятельность кафедр. В мае 1940 года университет торжественно отметил своё 185-летие и 175-летие со дня смерти М.
Ломоносова, чьё имя университет стал носить с этого года [41]. Накануне Великой Отечественной войны Московский университет в своём составе имел семь факультетов: химический, физический, механико-математический, биологический, геолого-почвенный, географический и исторический. В МГУ было 75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов математики, механики, физики, химии, географии, почвоведения, зоологии, ботаники, антропологии, морфогенеза, астрономии , 66 исследовательских и учебных лабораторий, две обсерватории, Ботанический сад, четыре музея, биологические станции в Звенигороде и на Белом море. Научная библиотека имени A. Горького насчитывала около миллиона томов [49]. Весной 1941 года все группы МПВО приняли участие в сооружении бомбоубежищ. Они должны были быть полностью готовы к 1 июня 1941 года. Коллектив университета с этой задачей справился успешно [50]. МГУ в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 [ править править код ] Мемориальная доска в аудиторном корпусе на Моховой Около двух тысяч студентов в первые же дни войны ушли на фронт. Три тысячи студентов были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей [51].
Несколько тысяч студентов в начале войны были мобилизованы для работы на оборонных заводах, сбора урожая в колхозах и совхозах, строительстве московского метрополитена [52]. Сотни студентов и сотрудников МГУ вступили в ополченческие формирования, обеспечивавшие строительство оборонительных сооружений на дальних подступах к Москве [53]. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я Краснопресненская дивизия народного ополчения [54]. Сотни студентов и сотрудников университета записались добровольцами и ушли на фронт. Особую известность приобрели героические действия легендарного женского ночного авиационного полка, названного немцами «Ночные ведьмы» , куда вошли студентки различных факультетов МГУ, многие из которых получили за участие в боевых действиях звание героя Советского Союза. В конце 1941 года была осуществлена частичная эвакуация МГУ фонды, профессора, сотрудники и студенты в Ашхабад [55]. В первые годы войны университет был разделён на две части. В Москве остаётся меньшая часть, которая продолжает обучение и осуществляет охрану и защиту университетских зданий и фондов [56]. Занятия в Московском университете были возобновлены в феврале 1942 года [57]. Часть его сотрудников и студентов была зачислена на соответствующие подразделения МГУ [58].
В мае 1943 года состоялась реэвакуация университета из Свердловска в Москву. Личный состав университета и оборудование в двух эшелонах были отправлены из Свердловска. В составе первого эшелона — биологический, геолого-почвенный, географический, механико-математический, химический факультеты, фундаментальная библиотека; в составе второго — физический, исторический, филологический, философский, экономический факультеты, Институт психологии, военная кафедра и ректорат. Реэвакуация в столицу прошла организованно, продолжалась две недели и была завершена 10 июня 1943 года. Общее руководство переездом университета из Ашхабада в Свердловск и реэвакуацией из Свердловска в Москву осуществляла Р. Землячка [61]. В сентябре 1943 года в университетские аудитории пришли первокурсники, в основном девушки. Из 1325 вновь принятых студентов юноши составляли немногим более ста человек. Наибольший приток отмечался на гуманитарных факультетах, особенно на филологическом и историческом. Новое пополнение представляло собой в основном молодёжь в возрасте 17—20 лет.
Качественно вырос преподавательский состав. К концу 1943 года в МГУ насчитывалась почти тысяча профессоров и преподавателей, среди них — 85 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 44 лауреата Государственной премии, 18 заслуженных деятелей науки [62]. В 1944 году активизировалась научная работа в университете: план научных исследований МГУ охватывал 1152 темы. Всего за этот год было подготовлено 138 диссертаций [63]. В мае 1944 года была построена аэродинамическая лаборатория и жилой дом для профессоров и преподавателей. Университет получил много нового научного и учебного оборудования.
Сюда принимали девушек всех сословий и вероисповеданий в возрасте 10—11 лет; обучение в нём длилось семь лет. Для подготовки преподавателей были организованы курсы. К 1907 году они разрослись до уровня полноценного вуза, и их преобразовали в Московский коммерческий институт. Соответствующий документ был подписан министром торговли и промышленности Российской империи 19 февраля 1907 года. Именно эта дата считается днём основания первого высшего экономического учебного заведения России. Директор коммерческого института П. Новгородцев В период с 1907 года по 1917 год в Московском коммерческом институте преподавали выдающие российские учёные: философ и юрист Павел Новгородцев, экономист и политический деятель Александр Мануйлов, экономист, философ и теолог Сергей Булгаков. Занятия по товароведению и технологии органических веществ вёл академик Василий Вильямс, известный почвовед, впоследствии ректор Сельхозакадемии. К разработке новых учебных дисциплин, не имеющих аналогов в других учебных заведениях, привлекались лучшие российские учёные, создавшие преподавательские династии в области товароведения, — Никитинские и Церевитиновы. Во время Первой мировой войны более двух тысяч студентов сражались и работали для фронта, а в здании женского коммерческого училища был организован госпиталь для раненых солдат. К 1917 году Московский коммерческий институт стал самой крупной в России высшей школой экономического профиля, здесь обучались более шести тысяч человек. Революционные события положили конец первому этапу жизни института. Многие студенты в октябре 1917-го сражались на баррикадах, причём по обе стороны. В 1919 году Московский коммерческий институт национализировали, объединили с коммерческими училищами и переименовали в Московский институт народного хозяйства МИНХ имени Карла Маркса. Но Нархоз периодически путали с Институтом Маркса и Энгельса. Спустя пять лет по предложению историка и известного марксоведа Давида Рязанова вузу присвоили имя российского историка, политического деятеля и философа Георгия Валентиновича Плеханова. В первые годы советской власти институт боролся за своё существование: не хватало топлива, продовольствия, нечем было выплачивать зарплату преподавателям. Однако МИНХ пережил тяжёлые времена и вновь начал развиваться. В 1930-е некоторые факультеты, в том числе мясной, холодильный, сахарный, молочный и консервный, вывели из состава института. На их базе создали специализированные высшие учебные заведения. В 1960-е годы товароведно-технологические дисциплины бурно развивались. На соответствующих факультетах МИНХ преподавали ведущие учёные отрасли.