«Дочь для волка» Ханны Уитен — новый взгляд на Красную Шапочку, «Тьма в хрустальной туфельке» Джона Харвуда — роман, где вместо феи Золушке предлагает сделку демон, целая серия книг Скарлетт Сэнт-Клэр посвящена Аиду и Персефоне, живущих в современных.
Что же с этим делать авторам?
- Лучшие книги 2023: ТОП-15 самых читаемых и популярных книг прошлого года | Читайте на Эльдоблоге
- ТОП-10 книжных новинок весны 2023, которые подарят вам сильные эмоции
- «До февраля», Шамиль Идиатуллин
- Будь в курсе
- Нон-фикшен в России популярнее художественной литературы и стал новым лидером книжных продаж
Популярные новинки книг
В 2023 году впервые рейтинг самых популярных писателей по версии Российской книжной палаты возглавила автор романтической прозы Анна Джейн, сначала получившая большую известность на платформах самиздата. Эксперт Коренев: романтическое фэнтези и детектив — самые популярные в России жанры книг. Самые популярные современные книги. Вот и подошел к концу наш обзор самых интересных, читаемых и знаменитых книг последних десятилетий.
Другие новости раздела
- Самые популярные книги и авторы года: подводим первые итоги
- 1. Чарльз Стросс - Оранжерея
- Не нашел что почитать? Посмотри книги в других жанрах
- Содержание
- 7 трендов литературы 2023 года
- Лучшие книги 2023 года
17 современных книг, которые станут классикой
Декабрь — время, когда приходится взбираться на табуретку и рассказывать стишок про лучшие книги года. Всего с табуретки, конечно, не видать, и стишки у всех получаются разные — но так оно даже интереснее. Так что вместо разрозненного списка в почтенном жанре «бест-оф-зе-бест» попробуем расслышать, как рифмовались между собой некоторые замечательные книги, вышедшие в отчетном году, — даже если рифмы эти случайны и ненадежны. Но в похмельном 2023-м появилось особенно много прозы, чьи авторы не только были предельно честны — к такому мы уже вроде попривыкли — но и искали понимания. То есть это совсем не про новую, прости господи, искренность — это про желание не только говорить самому, но и быть услышанным. Про желание полноценного разговора.
Благодаря «Альпине. Прозе», которая продолжает самоотверженно возиться с пишущим молодняком, в этом году случилась чудесная дебютная повесть Анны Лукияновой «Это не лечится». В сто семьдесят страниц завернут год жизни обычной одиннадцатиклассницы Ани, прямиком до отъезда-инициации в Москву. Вернее, не совсем обычной: у Ани обсессивно-компульсивное расстройство; это когда у тебя в голове появляются навязчивые мысли, и ты пытаешься избавиться от них с помощью таких же навязчивых действий — скажем, двадцать раз включаешь-выключаешь свет, чтобы спасти планету от апокалипсиса. Мама запрещает Ане рассказывать чужакам «про наши домашние дела» — классика решения проблем от взрослых.
В послесловии мы узнаем, что для автора такая молчанка едва не закончилась трагедией, но, вообще, ОКР и подростковые тернии здесь не главное: это в первую очередь предельно чуткая история взросления, которая обнимает и учит не молчать, а говорить важное прямо: «Аня удивляется, с какой честностью они прощаются. Без этих обманчивых пиши-звони. Прощаются навсегда. Ей так хорошо от этой честности». Ну а в качестве бонуса: повесть написана очаровательным парчовым языком, будто Юрий Олеша лизнул.
Марк, герой еще одного дебюта, оканчивает не школу, а универ, и от родителей переезжает пока что не в Москву, а в салон автомобиля. Жизнь у Марка вообще полна щемящей миллениальской безысходности — он живет в Йошкар-Оле, вкалывает как бариста, пьет с кем ни попадя, осознает свою марийскую идентичность, переводит порнофильмы и никак не может потерять девственность, хотя в остальном потерян будь здоров. Текст у Ильи Мамаева-Найлза одновременно и прекрасно сделанный — художественность здесь не напирающая, а лишь слегка выпирающая — и абсолютно обезоруживающий своей бесформенной прямотой; кажется, впервые мироощущение значительной части плюс-минус тридцатилетних настолько точно перенесли на бумагу. Он просто хотел, чтобы они наконец друг друга поняли» , и к ровесникам — «проблему» с девственностью в итоге помогает решить обыкновенная честность. Вот и была издана во Freedom LettersFreedom LettersОснованное в апреле 2023 года издательство, которое работает за пределами России, выпуская современную литературу — в том числе тексты, которые по тем или иным причинам не могут быть опубликованы внутри страны.
Роман стал не только национальным бестселлером, но и целым культурным феноменом, описывающим жизнь молодежи в 1980-е годы. В 2001 году вышел фильм с Кристиной Риччи. Эта книга наполнена личными переживаниями, она погружает нас в депрессию автора.
Можно сказать, что именно с этого романа началось постепенное общественное осознание, что депрессия — это болезнь, что следить нужно не только за физическим, но и за психологическим здоровьем. За кажущейся идиллией и абсолютной нормальностью может прятаться страх и отчаяние. Стиль Любы Макаревской можно назвать стилем поэта, настолько точно и образно подобрано в ее прозе каждое слово.
Автор не боится разговора о том, что принято считать стыдным или страшным. Читателю предстоит серьезный разговор о боли, смерти, памяти и одержимости, о любви, которая может быть очень разной. О женщинах, которых по разным причинам грызет изнутри депрессия.
История в первую очередь о саморазрушении, стремлении к Танатосу. Ей удается показать, как телесное выходит за свои контуры, смешивается с контурами окружающего мира и в то же время пытается удержаться в границах, но все равно выплескивается за пределы, благодаря сильным эмоциям. Это книга о границах и безграничности, о том, как порой расплываются контуры между жизнью и смертью, как близость может обернуться одиночеством, как мир распадается на части и вновь собирается в единое целое.
Поэтическая история о любви, потерях, одиночестве, жертвенности, о силе жизни и надежды, чей контур выглядит иногда слишком тонким. Эта книга стала выбором книжного клуба королевы-консорта Великобритании. Ее сюжет чем-то напоминает классические истории Диккенса о сиротах.
Выброшенный в конце двадцатых годов на берег Британского Канала кит, точнее его остов, становится местом для… театра. Юная Кристабель, которой всего двенадцать лет, подбивает родственников устроить его и скрыться за китовыми ребрами от своих приемных родителей, методы воспитания которых кажутся ей совсем странными.
В конце XIX века, в 1990-е и на излете XXI столетия здесь живут персонажи с одинаковыми именами, но это не одни и те же люди. И бытование их также альтернативно нашему, хотя на нем и базируется. Насилию, диктатуре и эпидемиям в книге противостоят вновь маленькие жизни, чье благополучие в гуманистической философии Янагихары — высшая ценность. Незадолго до начала Второй мировой войны она вышла замуж и вместе с мужем переехала в Бухарест. Равно и главная героиня «Балканской трилогии» Гарриет Прингл эмигрирует с супругом из Польши сначала в Румынию, а затем и в Грецию. Первые семейные кризисы пары накладываются на глобальные события — и жить «долго и счастливо», зная что где-то рядом каждый день погибают люди, оказывается не так просто. Особенно, если настоящей любви между ними, возможно, и не было.
А значит куда ей — победить смерть. И довольно успешный. При этом его литературная карьера складывается не менее успешно — в начале ноября он получил Гонкуровскую премию за свою вторую книгу «Относитесь к ней внимательно». А «Моя королева» — его дебютный роман. Кинематографичная а как иначе могло быть у режиссера! С ней он может быть самим собой и поэтому готов служить своей королеве, к чему бы эта преданности ни привела. Американский психиатр и психотерапевт Дэвид Бернс по классике жанра сам прошел этот трудный путь, а затем уже взялся помогать другим и делиться экспертным опытом. В своей книге он рассказывает, как выстроить здоровые отношения и прекратить разрушать себя с помощью непонятных людей, которых мы зачем-то впускаем в свою жизнь. В итоге «Терапия одиночества», возможно, станет первым шагом на пути к принятию и любви к себе, без которых невозможно все остальное.
В случае главного героя Марка все еще осложняется тем, что он наполовину мариец — и поиски себя и новой маскулинности сочетаются с бытовой ксенофобией. Дебютная книга писателя из Йошкар-Олы Ильи Мамаева-Найлза неожиданно стала хитом этого года — возможно, из-за ее действительно подкупающей искренности. Пока же, до окончательного краха, все вместе отдыхают в особняке на берегу озера. Взрослые устраивают оргии, злоупотребляя алкоголем и запрещенными веществами. Но на побережье надвигается шторм, избежать которого не получится. А значит положиться дети смогут только на себя. Горького, поэтому прекрасно знает, как устроена реальность с точки зрения структуралистов. Она по определению не может быть объективной, а интерсубъективна — формируется на стыке мнений разных людей. Возможно, именно поэтому рассказчиков в романе Шалашовой сразу 11 — и все они не слишком надежные.
Это маленькие пациенты санатория и его воспитатели. Начинается война, взрывают мост, и они остаются оторванными от другого берега и Города, где остались их семьи. Заканчивается продовольствие, возникают новые социальные иерархии, а люди, лишенные любви, постепенно разчеловечиваются.
Самыми популярными авторами года стали автор и ведущая ютуб-программы "Психология навынос" Ольга Примаченко и Виктор Пелевин, который в этом году выпустил уже свой 20-й роман. Интересен список книг, которые россияне чаще всего дочитывали и дослушивали до конца. Этот рейтинг возглавило произведение "Цветы для Элджернона" Дэниэла Киза.
Автор: Первый Тульский.
Список популярных книг 2023 по версии Букмейта
Наш рейтинг топ 100 лучших современных книг получился достаточно разнообразным и привнес немало новых произведений. «Дочь для волка» Ханны Уитен — новый взгляд на Красную Шапочку, «Тьма в хрустальной туфельке» Джона Харвуда — роман, где вместо феи Золушке предлагает сделку демон, целая серия книг Скарлетт Сэнт-Клэр посвящена Аиду и Персефоне, живущих в современных. «Дочь для волка» Ханны Уитен — новый взгляд на Красную Шапочку, «Тьма в хрустальной туфельке» Джона Харвуда — роман, где вместо феи Золушке предлагает сделку демон, целая серия книг Скарлетт Сэнт-Клэр посвящена Аиду и Персефоне, живущих в современных.
Книжные новинки 2024 года
ТОП-10 самых популярных книг 2023 года в России выглядит так. Топ-20 новых книг нон-фикшн (non-fiction): лучшая нехудожественная литература 2023 года. Топ книг 2023 года: обзор, рейтинги и рецензии Узнайте о самых интересных новых книгах, выпущенных в 2023 году Читайте в нашей статье. Эксперт Коренев: романтическое фэнтези и детектив — самые популярные в России жанры книг.
10 лучших книг 2023 года, от которых невозможно оторваться
Современные российские издания — лучшие книги за 2023 год | Рассказываем о книгах, которые через несколько лет будут стоять на полке с классикой. |
Самые интересные современные книги, которые стоит прочитать | Вместе с редакторами «Литнета» проанализировали самые популярные темы прошлого года и определили ключевые направления, которые будут интересовать читателей в новом литературном сезоне. |
Лучшие книги в свободном доступе | Восьмая книга цикла «Кофейные истории». |
7 новых книг российских писательниц, которые стоит прочесть
По словам Коренева, после любовных романов и их поджанром романтического фэнтези в рейтинге популярности следует фантастика, включающая массу направлений. Также эксперт высказал мнение, что в литературе нет претендентов на роль нового «Гарри Поттера», которого «никто даже близко не побил по объему, по постоянству продаж». По словам Корнева, серия долгие годы остается вне конкуренции, так как она по-особенному выстроена.
Катерина Горелик, «Детектив Самсон» Жанр: детектив, детская книга Это остроумный и забавный виммельбух книжка-комикс от издательства «Поляндрия», о самом популярном сыщике в округе. У него масса дел: в городе творятся странные вещи, а значит, нужно побывать в разных локациях и изучить найденные там улики. А в какую именно локацию отправиться в первую очередь — решают юные читатели. Евгения Русинова, «Бегущие по кромке леса» Жанр: для детей Два одиноких существа: лисенок и девочка, случайно встретились, чтобы стать настоящими друзьями. Чтение этой хорошей, доброй истории поможет привить ребенку чувство ответственности перед другими и не обязательно людьми и уважительно относиться к чувствам своих друзей. Принц Гарри, «Запасной» Жанр: мелодрама, автобиография Эти мемуары британского принца, анонсированные в конце 2022 года, вышли 10 января и сразу же стали литературной сенсацией. Так что если вы еще не прочли о нелегкой судьбе сына принцессы Дианы вспоминается домовенок Кузя с его «Ел не досыта, спал без просыпа... Тем более, что доходы от бестселлера будут переданы различным благотворительным организациям.
Ханья Янагихара, «До самого Рая» Жанр: утопия, антиутопия Пожалуй, самая заметная книга среди новинок мая 2023 года. Одна из самых обсуждаемых и противоречивых писательниц в мире выпустила новый роман, действие которого разворачивается в трех временных течениях - 1893, 1993, 2093 годах. Развитие двух генеалогических ветвей происходит в «Свободных Штатах» со столицей в Нью-Йорке, где нет разделения на исключительно гетеросексуальные браки. Обратите внимание, что в книге есть тема однополой любви, поэтому если для вас это неприемлемо, лучше выбрать другую книгу. Фаусто Грин, «Книжные черви. Том 1» Жанр: фэнтези Некоторые герои русской классической литературы живы, причем в буквальном смысле слова. Они приспособились к современному миру. И даже помогают разбираться со всякой чертовщиной, которая происходит в реальном мире. Возможно, эта книга заставит будущих авторов задуматься, достаточно ли бережно они обращаются со своими персонажами. И ждем вторую часть!
Краткий список еще не вышедших проектов, заслуживающий внимания Автобиографический роман Нобелевской лауреатки Анни Эрно, ожидается от издательства No Kidding Press.
Но при чем тут древнегреческая героиня? Надо сказать, что фирменным приемом Михаэлидеса — британского писателя кипрского происхождения — стало использование античных отсылок в своих современных романах. Миф об Алкесте, по словам автора, занимал его с юности. Каким образом героиня, пожертвовавшая жизнью ради собственного мужа, связана с Алисией Беренсон — узнаете из этого остросюжетного триллера. Кстати, в прошлом году у Михаэлидеса вышел еще один роман "Девы" , замешанный на психологии и античности, но такого шумного успеха, как "Безмолвный пациент", уже не имел. Считается, что писательница говорит о проблемах миллениалов так, как никто другой: откровенно, остро и бойко.
За это критики даже прозвали ее "Сэлинджером для поколения Snapchat". Он — самый популярный мальчик в классе, она — богатая девочка-изгой. Но роковая первая любовь захлестнет их с головой, и им придется учиться выстраивать взаимоотношения с обществом, но в первую очередь — друг с другом. В литературном сообществе текст широко обсуждался, породив дискуссию о том, можно ли оправдывать насилие любовью. Досталось всем: и писательнице, рассказавшей о реальном жизненном опыте, и читателям, не принимающим этот текст, и даже Владимиру Набокову и его "Лолите".
Восемь детей, воспоминания о голодных девяностых, война по ту сторону реки, бегут-бегут по стенке зеленые глаза, но взрослеющие дети в замкнутом пространстве все равно страшнее любой пиковой дамы. Роман вышел бы подчеркнуто ахроматическим, если бы не осознанное, проработанное стилистическое многоголосье «Салютов», и из-за этого дебют Шалашовой заслуживает внимания. Рейчел Кадиш, «Вес чернил» «Аркадия, перевод Михаила Светлова, осень Правила жизни Солидный и немного старомодный роман с тремя временными линиями, где есть и загадочные документы, обнаруженные в старом особняке, и противостояние академических систем Англии и Америки, и подробное описание жизни еврейской общины XVII века, и история любви в израильском кибуце, и португальская инквизиция, и принципы работы со старинными документами, и в целом огромная куча деталей и ответвлений, которые и замедляют ход романа и в то же становятся кирпичиками в стене, которой можно отгородиться от настоящего. Роман написал датский романист Еспер Вун-Сун, одним из выступавших в «Тиволи» китайцев был его прадед Сань Вун-Сун, одной из зрительниц — его прабабка Ингеборга. Юкнавич, конечно, во многом тянет из себя жизненную историю, как кишки.
И плавание, и аутоагрессия, и потеря ребенка, и поиски своего места в жизни, и честное проживание травмы — все это написано не с намерением понравиться, это вообще во многом искренне неприятный текст, но очень, очень хорошо сделанный. Лидия Юкнавич, «Хронология воды» "Правила жизни" Автофикшен, каким он должен быть, когда честность и обнаженность тематики, порой неприглядной, порой откровенно неприятной, не мешает читательскому восприятию, а, наоборот, углубляет его и делает резче — во много из-за того, с каким огромным литературным талантом это написано.