Новости сколько в мире татар

Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 ). "Ну вы смеётесь,татарин представляет казачество". татары; 39,7% - русские; 3,1% - чуваши.

Сколько всего татар в мире

Татарский язык является одним из ключевых элементов культурной идентичности татар, народа с богатой историей и многовековыми традициями. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек. Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Всего Республики Татарстан количество официально занятого населения составляет 2 326 121 человек (59.6%), пенсионеров 1 131 838 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 226 368 человек (5.8%).

Сколько татар в России и в мире

Какое количество татар проживает в мире? У вас есть точный ответ? Наибольшими диаспорами татар в мире считаются татары Турции и Китая с населением около 5-10 миллионов человек. Тата́ры — тюркский народ России и постсоветских стран, крупнейшее национальное меньшинство, ареал: Европейская часть России, в основном Поволжье и Приуралье. Динамика численности Татар в мире Число Татар в мире постоянно меняется под влиянием различных факторов. Численность татар в мире 2020.

Навигация по записям

  • Сколько в мире татар. Кто такие татары
  • Сколько татар проживает в мире: вояж по зарубежным странам и регионам России #МыТатары |ТНВ
  • Татарстанцы выбирают город
  • Поделиться
  • Индус Тагиров предложил татарским организациям переписать всех татар в мире

Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек

Они там не делятся искусственно на булгар, мишар, крещеных, сибирских татар. Все они причисляют себя к единому народу - татарам. В Турции и Финляндии, в Китае и Австралии — их уважают за верность своим традициям, за любовь к своему языку, за трудолюбие, ответственность и высокие моральные принципы — и всё это, конечно, передается от одного поколения к другому. Сегодня мы тоже решили сделать небольшой вояж по зарубежным странам и регионам нашей необъятной родины, где компактно проживают наши соотечественники.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера. Около 14 тыс. Общая численность 6710 тыс.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен крещёных татар. Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские этносословная группа татар. Среди астраханских - юртовские, кундровские татары и карагаши в прошлом выделялись ещё татары «трёх дворов» и татары «емешные».

Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов XV-XVI веков, являлись до начала XX века литовские татары. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки.

Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской яналиф , с 1939 - 40 - русской. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен в том числе нагайбаков , которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары себерэк , тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.

В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена в том числе тюркские , называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов , происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы , русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения.

Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье не позже начала X века одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений иклим Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре.

В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве 1438-1552 , являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века. Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса.

Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Остальные имели другие этнонимы мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр. Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию.

Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель.

В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла.

Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. Обладали высоким мастерством в обработке кожи «казанский сафьян», «болгарская юфть» , овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы.

Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме портные, шерстобиты, красильщики, плотники. Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. У татар существовали городские и сельские поселения.

Деревни аул в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.

В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви.

На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота басу капка. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.

Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Основной строительный материал - дерево.

Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом.

Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью изба - сени - изба. В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные.

Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами айванами представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей.

Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш. Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи к входу и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка. Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар сэке , поставленных вдоль передней стены.

Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины. Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна , вмазанным и т.

Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т. Спальные места огораживались занавесью, пологом.

Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом.

Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна.

Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями. Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны так называемые «штаны с широким шагом». Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу особенно у казанских татар.

В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительный орнамент и художественное ткачество геометрический орнамент. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом.

Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы. Головной убор мужчин кроме кряшен - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка тубэтэй или в виде усечённого конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой.

Поверх тюбетейки а женщины - покрывала в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку бурек , а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань плоскую и «татарскую» бугорчатую , зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами.

В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца татар чабата : с прямоплетёной головкой и низкими бортиками.

Их надевали с белыми суконными чулками. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста чумар, токмач , каши, хлеб из кислого теста, лепёшки кабартма , блины коймак. Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк свадебное блюдо. Из конины любимое мясо многих групп готовили вяленую колбасу казылык.

Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык особый вид кислого молока , сметана сэт эсте, каймак , сэзмэ, эремчек, корт разновидности творога и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой летний напиток.

Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ жареная сладкая мука , мёд, смешанный с маслом бал-май , - свадебное блюдо и др. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества.

Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, то есть о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты.

Молодая оставалась здесь до уплаты калыма в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы. В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин иногда в разных помещениях.

У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид.

Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого установленного дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур.

Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей.

Так вот, доверять цифрам переписи 2021 года, а уж, тем более, качественно интерпретировать их, просто невозможно из-за ряда совершенных фатальных ошибок. Главная из них - проведение переписи в разгар пандемии. Во-первых, ее следовало отложить до окончательной стабилизации ситуации с коронавирусом. Из-за игнорирования фактора пандемии для переписчиков возникли угрозы не только для здоровья, но и для жизни. И вполне можно по-человечески понять, когда переписчики подменяли работу на земле, бумажным рисованием. Нет, за руку, разумеется, поймать на этом почти невозможно, но ряд косвенных признаков об этом свидетельствует. Об этом далее. Да и сама опасность для здоровья и жизни переписчиков подталкивала их к этому.

Кроме того, в отличие от прошлой переписи зафиксировано совершенно аномальное количество участников переписи, заполнивших листы в электронной форме. Так, заполнено 10 млн электронных переписных листов — и таким образом переписались 25 млн человек. Электронная перепись населения резко отличается от живого общения даже если процедура была полностью корректна и не подвержена манипуляциям. Во-вторых, сама по себе перепись населения в 2021 году носила скандальный характер, из-за чего доверие к ней резко упало.

Территория проживания татар. Численность Татарстана.

Типы татар. Типы Татаров. Татарские виды. Виды Татаров есть какие. Численность населения Татаров в России. Количество татар.

Сколько татар в России по регионам. Сколько татар в России 2022. Карта расселения татар. Расселение татар в России. Татары на карте. Татарский народ на территории России.

Численность татар в России на 2022. Народы проживающие на территории России татары. Сколько мечетей в Татарстане. Карта Татарстана с районами. Районы Татарстана список. Количество мечетей в России.

Численность татар в Крыму. Крымские татары численность. Крымские татары в России численность. Крымские татары население в Крыму численность. Перепись населения в России по годам таблица. Перепись населения 2010 таблица.

Переписи населения в России таблица. Перепись населения статистика. Ареал расселения татар в России. Татары на территории России карта. Карта численности Татаров в России. Расселение татар в Башкирии.

Татары в Башкирии карта. Численность татар в России по годам. Численность народов в Татарстане. Состав населения Республики Татарстан. Численность населения Татарстана. Белорусские татары.

Татары лучшие. Татары и корейцы. Поволжские татары. Символы поволжских татар. Поволжские татары на карте. Национальный состав Татарстана 2021.

Сколько в Мире Татар? | Дамир Исхаков | ТАТПОЛИТ

О неэффективном преподавании татарского языка в школах с 90-х годов, об организации мероприятий в Год родных языков и народного единства, о глобализации и сленгах читайте в интервью директора Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского Приволжского Федерального университета Радифа Замалетдинова в интервью «Без галстука» с Андреем Кузьминым, которое выйдет завтра на сайте sntat. Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа Нравится.

А в 2010 году их было 5,3 миллиона человек. Напомним, еще недавно председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров сказал, что во время Всероссийской переписи населения в 2021 году были учтены не все татары. Коррективы в подсчет татар также внес и коронавирус, во время которого проходила перепись. В свою очередь Дамир Исхаков в беседе с нашим изданием сказал, что проблема сокращения численности татар не зиждется на одном коронавирусе. Ведь по стране в целом, по данным аналитиков, около 56 миллионов человек вообще не были переписаны. А национальность не выявлена и вовсе у 40 миллионов человек. Согласно федеральному законодательству, национальность в переписи не указывается, как и родной язык.

Поэтому я считаю, что нерусские народы пострадали больше всего, — говорит Исхаков. Также эксперт назвал и объективные причины сокращения татар. Во-первых, сейчас демографическая яма, а во-вторых, низкая рождаемость. Исхаков указывает на то, что средняя детность сейчас — 1,6 человека на одну женщину, что очень мало, и даже не обеспечивает простое воспроизводство населения. Это не только коронавирус или низкая рождаемость, например, сюда входит и нелюбовь татарского народа к представителям власти.

Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки. Наиболее древняя письменность - тюркская руника.

Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской яналиф , с 1939 - 40 - русской. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен в том числе нагайбаков , которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары себерэк , тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена в том числе тюркские , называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов , происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы , русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья.

Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье не позже начала X века одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений иклим Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве 1438-1552 , являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века.

Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Остальные имели другие этнонимы мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр. Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство.

Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. Обладали высоким мастерством в обработке кожи «казанский сафьян», «болгарская юфть» , овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме портные, шерстобиты, красильщики, плотники. Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич.

Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни аул в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары.

В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота басу капка. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания. Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Основной строительный материал - дерево.

Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью изба - сени - изба. В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами айванами представляли специфику сельского зодчества казанских татар.

Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш. Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи к входу и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка. Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар сэке , поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна , вмазанным и т. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой.

Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями. Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны так называемые «штаны с широким шагом». Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу особенно у казанских татар.

В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительный орнамент и художественное ткачество геометрический орнамент. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы. Головной убор мужчин кроме кряшен - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка тубэтэй или в виде усечённого конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой. Поверх тюбетейки а женщины - покрывала в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку бурек , а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань плоскую и «татарскую» бугорчатую , зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца татар чабата : с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста чумар, токмач , каши, хлеб из кислого теста, лепёшки кабартма , блины коймак.

Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк свадебное блюдо. Из конины любимое мясо многих групп готовили вяленую колбасу казылык. Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык особый вид кислого молока , сметана сэт эсте, каймак , сэзмэ, эремчек, корт разновидности творога и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой летний напиток. Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ жареная сладкая мука , мёд, смешанный с маслом бал-май , - свадебное блюдо и др. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений.

Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, то есть о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы. В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин иногда в разных помещениях.

У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого установленного дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности.

Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть - карга дэрэ, зэрэ боткасы - коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. С 1992 два религиозных праздника - Курбан байрам мусульманский и Рождество христианский включены в официальный праздничный календарь татарстана. В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов.

Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай типа флейты , кубыз губной варган, возможно, проник через угров , скрипка, у кряшен - гусли.

В Москве и Санкт-Петербурге проживает около 40 тысяч татар в каждом из этих городов. В Сибирских городах, таких как Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск и Новосибирск, также проживает значительное количество татар. В каждом из этих городов их численность превышает 30 тысяч человек. Также стоит отметить, что в некоторых крупных городах России, таких как Красноярск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Владивосток и Калининград, численность татар составляет от 20 до 30 тысяч человек. Эти данные показывают, что татары активно проживают и вносят свой вклад в развитие культуры и экономики различных городов России. Татары в мире: географическое распределение и особенности Главным образом, географическое распределение татар связано с историческими миграциями и проживанием на территории Татарстана, других регионов России, а также внутри СССР.

Таким образом, в России татары, как правило, проживают в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Белгородской области, Москве и других регионах. В мире большинство татар проживает в Украине, Казахстане, Узбекистане и Турции. Одной из особенностей татарской диаспоры является сохранение традиционных культурных и религиозных ценностей. Татары активно придерживаются своей истории и традиций, сохраняют родной язык и культурные особенности. Кроме того, татарские общины часто организуют культурные мероприятия, театральные постановки, музыкальные концерты и выставки. Татарское наследие распространяется и на другие области, такие как литература, искусство, наука и спорт. Многие выдающиеся российские и мировые деятели происходят из татарской национальности.

Татары также вносят значительный вклад в развитие экономики и политики в своих странах проживания. Таким образом, татары являются неотъемлемой частью многонационального общества в России и в мире.

За 10 лет в России сократилась численность татар

Татарский язык является одним из ключевых элементов культурной идентичности татар, народа с богатой историей и многовековыми традициями. Самой быстрорастущей категорией стали сетевые площадки периодических изданий, выходящих на татарском языке. Сколько сладких крупинок в чак–чаке столько же делегатов съезда всемирного конгресса татар. Другие новости. Вышла в свет книга Г.П. Чиняковой «Драгоценный бисер Христов.

СКОЛЬКО ТАТАР ЖИВЕТ ЗА РУБЕЖОМ? УГАДЫВАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ ТАТАРСКИХ ДИАСПОР / ТАТАРЫ МИРА | САМОВАР#8

Здесь родились мы, здесь росли. Вот здесь мы встретим смертный час. Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас». Есть у него стихотворение «Наш след не померкнет на русской земле…», и там слова: «Наш след не померкнет на русской земле. Мы — образ России в зеркальном стекле. В лад жили и пели мы с русскими встарь: свидетельством — нравы, привычки, словарь.

Мы с русским народом сроднились давно. Во всех испытаньях стоим заодно». В советские годы самым знаменитым татарином был, наверное, поэт Муса Джалиль, казнённый гестаповцами в тюрьме Плётцензее за подготовку вооружённого восстания легиона «Идель-Урал» - созданного нацистами коллаборационистского формирования из татар, башкир, мордвы. Большинство легионеров при первой же возможности повернули оружие против оккупантов, поплатившись за это жизнью. Джалиль оставил нам наследие — девяносто три стихотворения, объединённые в сборник «Моабитская тетрадь», написанные им в Моабитской тюрьме.

Это произведение переведено более чем на 60 языков мира.

В стране проживает 257 592 представителя крымских татар — в 2010-м их число было на уровне 2 449 человек. Последние записи:.

Всего 6 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек: русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши и аварцы. Источник здесь и ниже: согласно данным 1 — Википедия Наибольшая численность населения у русских.

Татарская музыка часто отражает духовные и религиозные аспекты этого народа. В целом, культурное наследие татар — это важная часть истории и культуры России. Оно подчеркивает многообразие народов, которые существуют в этой большой стране, и их вклад в формирование многонационального общества. Количество татар в России Татары проживают в различных регионах России, однако основные их сообщества сосредоточены в Татарстане и Башкортостане. Также значительные сообщества татар можно найти в других регионах, включая Москву, Санкт-Петербург и республики Татарстана. Татары имеют богатую историю и культуру, существуют татарская литература, музыка, театр и традиции. Изучение и сохранение татарской культуры является одной из основных задач местных и федеральных властей. Помимо России, значительные сообщества татар также можно найти в других странах бывшего Советского Союза, таких как Украина, Казахстан и Узбекистан. В мире общее число татар оценивается примерно в 7-8 миллионов человек. Состав татарского населения в России Татары преимущественно проживают в Республике Татарстан, которая является центром татарской культуры и истории. Однако, татарское население также присутствует во многих других регионах России, таких как Башкортостан, Башкирия, и другие республики национального значения. Татары представляют различные социальные группы и слои населения России. Среди них есть крестьяне, рабочие, интеллигенция, бизнесмены и многое другое. Часть татарского населения сохраняет традиционный образ жизни и занятия, связанные с татарской культурой, такие как скотоводство, земледелие и ремесла. Татары также активно вовлечены в различные сферы общественной жизни России, такие как политика, бизнес, наука, спорт и искусство. Несколько известных татарских политиков, бизнесменов и спортсменов достигли значительных успехов как на российской, так и на международной арене.

Содержание

  • Сколько православных татар в России? Почему эти цифры скрывают?!
  • 1,1 миллион татар Башкортостана
  • Сколько татар проживает в мире: вояж по зарубежным странам и регионам России #МыТатары |ТНВ | Видео
  • История этнонима татары
  • Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями
  • Татары являются самым многочисленным из нерусских народов России. | Всемирный конгресс татар

Тюркско-персидское происхождение

  • Ответы : Какое место по численности занимают татары? В России, в мире?
  • Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке
  • Татары | это... Что такое Татары?
  • Татарстанда танылган блогер тоткарланган - Tatar Today - татар яңалыклары.
  • Сколько в мире татар.
  • Сколько татар в России и в мире? -

«Доверять цифрам переписи 2021 года невозможно»: стало ли в России меньше татар?

Исследование: россияне стали больше читать на татарском языке Уже есть несколько оценок того, сколько татар потеряли при переписи населения 2021 года.
Татарстанда танылган блогер тоткарланган По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек.
Число Татар в мире: узнайте настоящую статистику в нашей статье Политика - 23 января 2023 - Новости Казани -

Татары и башкиры в России - Перепись 2021

Но они тоже в какой-то мере уже потеряли свою идентичность, туркменизировались. В Пакистане и Афганистане столько татар нет По словам старшего научного сотрудника отдела средневековой археологии Института археологии Искандера Измайлова, для ответа на вопрос о реалистичности цифр необходимо изучить быт, жизнь и язык тамошних татар. Поэтому он отметил необходимость создания в институте истории группы по изучению этого вопроса с финансированием научных командировок. Для того чтобы планировать какие-то дальнейшие действия , необходимо примерно оценить их численность, идентичность и культуру. Я не думаю, что там их численность значительна, никаких миллионов там, конечно, нет, гораздо меньше. Но это не отменяет того, что наши соотечественники там живут и представляют значительный интерес в том числе для историков, филологов, — рассказал Искандер Измайлов.

Если в 2010 году татары в республике составляли 53,15 процента жителей, то по результатам прошедшей в 2021 году переписи — 52,21 процента. К 2010 году численность населения в Татарстане составила 3 785 488 человек, за десять лет она выросла на 218 312 человек. Жителей русской национальности в Татарстане стало больше на 73 435 человек с 1 501 369 человек в 2010 году до 1 574 804 в 2020-м. Численность представителей коренных народов Поволжья, проживающих в Татарстане, тоже сокращается. Цифры переписей 2010 и 2020 годов: чуваши 116 212 — 90 474 , мари 18 848 — 15 666 , удмурты 23 454 — 21 327 , мордва 19 156 — 12 065 , кряшены 29 962 — 25 189 , башкиры 13 726 — 11 029. Одновременно наблюдается рост численности представителей народов Средней Азии: узбеки 8881 — 14 970 , таджики 5859 — 12 541 , киргизы 1156 — 2406. Представителей одного из самых многочисленных народов России — чеченцев в Татарстане стало меньше — 420 в 2010 году и 387 в 2020-м. Сокращается число владеющих татарским языком В период между двумя переписями число лиц, владеющих татарским языком, сократилось более чем на 1 миллион человек 1 019 563. Такие данные приводятся на сайте Росстата. В 2010 году в пункте «Владение языками народов Российской Федерации» указано, что татарским языком владеют 4 280 718 человек. В 2020 году введены два подпункта — владение и применение языка в повседневной жизни. Как гласят цифры, татарским языком владеют 3 261 155 человек, в повседневной жизни его используют 2 917 685 человек. В 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, к 2020 году эта цифра уменьшилась на 596 тысяч — во время прошедшей переписи татарами себя назвали 4 713 669 человек. При этом 4 073 253 человека родным языком считают татарский. Соответственно, 640 416 татар татарский язык не считают своим родным языком. Перепись также показала, что более 800 тысяч 812 098 человек, владеющих татарским языком, не применяют его в повседневной жизни. Здесь также надо учитывать, что татарским владеют также и представители других национальностей. Таким образом, по результатам переписи 2020 года 69,18 процента татар владеют татарским языком, 61,89 процента используют его в повседневной жизни. Из указавших свою национальность как «татары» татарский язык родным считают 86,41 процента. Во время переписи 2010 года 80,6 процента татар заявляли о своем владении татарским языком. Таким образом, число татар, владеющих татарским языком, сократилось на 11,42 процента.

Перепись должна пройти под руководством конгресса. За нами идут другие», — считает Тагиров. Он добавил, что по этой причине на татарском народе «лежит большая ответственность». Эксперт отметил, что во время Всероссийской переписи населения не все татары были активны, а конгресс не смог «достучаться» до них.

Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики. Религия татар Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", то есть мусульмане. При этом у них сохранялись и отчасти сохраняются по сей день элементы древней доисламской календарной обрядности. Традиционные занятия татар В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму.

Ученый подсчитал, сколько людей в мире говорят на татарском языке

В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек. Согласно результатам всероссийской переписи населения, в России проживает 4 713 669 татар. Дамир Исхаков и татары Башкирии — о роде Кииковых, клане Табын, татарском языке в Татышлинском р-не. Наибольшими диаспорами татар в мире считаются татары Турции и Китая с населением около 5-10 миллионов человек. Численность татар в мире 2020. сколько в мире татар. В 1196 году Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание.

Академик предложил провести всемирную перепись татар

В Узбекистане проживает почти 300 тысяч татар, такую цифру привел вице-премьер республики Сардор Умурзаков на встрече в Ташкенте с Рустамом Миннихановым. По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», – отметил Данис Шакиров. Численность татар в мире 2020. Всего Республики Татарстан количество официально занятого населения составляет 2 326 121 человек (59.6%), пенсионеров 1 131 838 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 226 368 человек (5.8%).

Татары в России и за рубежом

Их большинство обитает в России, но также значительное количество татар проживает в Казахстане, Украине, Узбекистане и других странах. Татары продолжают сохранять свою идентичность и духовную наследство, сохраняя свои традиции, язык и обычаи. Они являются важной и неразрывной частью многонационального и многокультурного общества России. Татары вносят свой вклад в различные сферы жизни страны, будь то наука, спорт, искусство или политика. Численность татар в крупных городах России Самым крупным городом по численности татар является Казань — столица Татарстана.

Здесь проживает около 100 тысяч татар. В Самаре численность татар составляет примерно 50 тысяч человек. В Москве и Санкт-Петербурге проживает около 40 тысяч татар в каждом из этих городов. В Сибирских городах, таких как Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск и Новосибирск, также проживает значительное количество татар.

В каждом из этих городов их численность превышает 30 тысяч человек. Также стоит отметить, что в некоторых крупных городах России, таких как Красноярск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Владивосток и Калининград, численность татар составляет от 20 до 30 тысяч человек. Эти данные показывают, что татары активно проживают и вносят свой вклад в развитие культуры и экономики различных городов России. Татары в мире: географическое распределение и особенности Главным образом, географическое распределение татар связано с историческими миграциями и проживанием на территории Татарстана, других регионов России, а также внутри СССР.

Таким образом, в России татары, как правило, проживают в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Белгородской области, Москве и других регионах. В мире большинство татар проживает в Украине, Казахстане, Узбекистане и Турции.

В Турции и Финляндии, в Китае и Австралии — их уважают за верность своим традициям, за любовь к своему языку, за трудолюбие, ответственность и высокие моральные принципы — и всё это, конечно, передается от одного поколения к другому. Сегодня мы тоже решили сделать небольшой вояж по зарубежным странам и регионам нашей необъятной родины, где компактно проживают наши соотечественники. Телевизионная рубрика под названием — «Мы - татары», которая стартовала на ТНВ в честь 100-летия со дня образования республики, по сути, это наша попытка показать лишь небольшую часть большого татарского мира.

Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот. Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых кипчакских или татаро-монгольских племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии.

Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар. Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение , государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры. Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками — языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент — название и самоназвание народа — «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских или соседствовавших с монголами племен на севере Китая Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в.

Ашмарин, В. Смолин и активно развивалась в трудах татарских З. Валиди, Р. Рахмати, М. Ахметзянов, в последнее время Р.

Фахрутдинов , чувашских В. Каховский, В. Димитриев, Н. Егоров, М. Федотов и башкирских Н.

Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. Губайдуллина, А.

Курата, Н. Баскакова, Ш. Мухамедьярова, Р. Кузеева, М. Усманова, Р.

Фахрутдинова, А. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.

Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса характерную, впрочем, для всех крупных этносов , соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в. После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса. Этап образования основных этнических компонентов.

Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики после Х века , сменившая наиболее древнюю письменность -. На этом этапе булгары привязывали себя к территории — к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.

В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка литературный старотатарский язык. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV в. В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др.

В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда Большая Орда, Ногайская Орда большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман».

Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства в первую очередь далее развивались самостоятельно. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения. На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры.

В свою очередь её составляющие система образования, литературный язык , книгоиздание и периодическая печать завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса. Со второй половины XIX в. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать». Отметим, что тюрко-татарская теория — самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности.

Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар. Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши они же волжские булгары , удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар. Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь — киреметий — мест молений с жертвоприношениями.

В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Суринское и д. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман. Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков. В середине ХV в. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии 1438-1552 г. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед. Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями.

Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне эмиры, беки, мурзы и пр. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры — ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар. Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства.

Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции Крым , то Москвы, то Ногайской Орды и т. Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас».

Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога — Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей — русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы. В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», то есть происходило все в стиле татаро-монголов.

Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде. Заключение Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий — тюрко-татарская — не является идеальной. Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников , ведутся активные раскопки на территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок.

Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру. В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану. Тенденции последних свободных десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Но интеграция — это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения.

Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать. Список использованной литературы 1. История татарского народа и Татарстана. Древность и средневековье. Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Сабирова Д. История Татарстана. Сабирова, Я. Каховский В. Происхождение чувашского народа.

Рашитов Ф. История татарского народа. Мустафина Г. Тагиров И. История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000.

Репетиторство Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации. Татары являются вторым по численности этносом этно c — этническая общность после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.

Язык, письменность По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства — Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском половецком языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год — латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний казанскотатарский , западный мишарский , восточный язык сибирских татар и крымский язык крымских татар. Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Татарская нация по уровню грамотности умению писать и читать на своем языке еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения. Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар.

К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолид а ция [лат. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. Так, к началу XX в. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно.

Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью — они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар.

По его мнению, прошедшая перепись населения не даст точного ответа на вопрос о том, сколько татар живут в республике. Также никто не знает, сколько татар живет на планете.

Поэтому эксперт предложил самостоятельно провести перепись, после чего можно будет назвать точное количество татар в мире. Перепись должна пройти под руководством конгресса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий