Новости самая ранняя масленица

Когда отмечают масленицу в 2024 году, какие существуют запреты и наставления, какие приметы несет с собой масленичная неделя– читайте на

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

Масленичная неделя началась в России - Миасский Рабочий - 11.03.2024 Первый день масленичной недели называли «Встреча»: встречали не только веселый и сытный праздник, но и гостей.
МАСЛЕНИЦА НАСТОЯЩАЯ 22 МАРТА ! Масленица сложилась из целого десятка самых разных традиций.
14 марта - Празднование Широкой масленицы читайте в сюжете

Славянский Праздник Масленица

История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. В первый день Масленичной недели положено выпекать первый масленичный блин, чтобы вся неделя выдалась богатой на угощения. О том, как Масленицу отметили в России и за рубежом, а также о ценах масленичного стола и рецептах — в трансляции ИА REGNUM. С 11 по 17 марта в нашей стране проходит масленичная неделя. По обычаю, в масленичный понедельник выпекали первый блин и мастерили чучело Масленицы.

Построим каркасный дом вашей мечты

  • Понедельник - 29.04 - выставка работает! Смотрите расписание на май
  • Масленичная неделя началась в России - Миасский Рабочий - 11.03.2024
  • Народный календарь. Что нужно и чего нельзя делать в первый день Масленицы, 28 февраля
  • Масленица: история, обряды и обычаи
  • Почему так называется?

Ртищевская

Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В.

Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.

Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В.

Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.

Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Праздновать это время года считалось едва ли не самым весёлым во всём году. Масленица-Комоедица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней сразу после которых прилетают с юга птицы.

Самым известным обрядом на масленицу является сжигание чучела. Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знают — кого они сжигают. На самом деле сжигают Марену.

Марена, Мара, Морана — богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми Богами, которые пришли ей на замену. Ритуал, носящий образный характер, представляет всё это в точности.

При этом принято было петь рекрутские, солдатские и мужские протяжные песни. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губернии село Архангельское, или Голышовка Каратоминского уезда в 1854 году сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывавший быт русских колымчан 20-х годов XIX века путешественник Ф.

Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду». Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно.

Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» раскатом , проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки.

В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем. Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними.

На кожах и рогожах скатывались по 4—10 человек. Парни катались также на коньках кониках и просто стоя—несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Информатор из Орловского уезда одноименной губернии сообщал в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки то есть обливают их водой и замораживают и ледянки «подмороженные плетушки из решета».

На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Житель села Неделина Калужской губернии тоже писал о парном катании с гор зимой — не упоминая о каких-либо конкретных сроках —«на ногах или больших скамейках». Он подчеркивал, что забавы «отличаются большим благородством и вежливостью». В Юрьевском уезде Владимирской губернии информация жителя села Шельбова, 1853 г.

Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег. Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было набить снегу «за пазуху под рубаху». Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня —«от мала до велика».

Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках - досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца. Здесь же молодежь пела песни. В Череповецком уезде Новгородской губернии долбленки из дерева, «похожие на большое корыто», называли «корежками». На Масленицу, здесь на «корежках», санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола.

Тверские «катульки», а новгородские «корежки» в Ярославской губернии назывались «скачками» или «лодками». Во всю длину аршина полтора толстой доски выдалбливали углубление — до двух вершков. Иногда делалось и сиденье. Дно «лодки» обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей.

Такое катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем. По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся «ездить бобром на молодом».

У молодого поколения надолго останутся в памяти эти бесценные минуты детской радости. Издавна Россия славилась платками яркими и красивыми. Их носили и богатые, и бедные. Платки хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение. Родители по доброй традиции нарядили девочек платками, что было особенно красиво. Дополнили тематику и разнообразили атмосферу торжества и традиционные костюмы женщин — «пустав», участницы фольклорного коллектива «Айхал».

Что обязательно надо сделать в первый день Масленицы: традиции «Встречи»

Посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом христианская составляющая Масленицы. Однако дарованный славянами-пращурами глубокий смысл празднования Масленицы все же сохранился. В последний день Масленичной недели, в воскресенье, проходили настоящие проводы Зимы, который в разных губерниях России заключался в сожжении соломенного чучела Масленицы Марены - в славянской мифологии богини зимней стужи, вечного сна, ночи и смерти. О древности Мары свидетельствуют и наши привычные слова "обморок" люди верили, что Мора садится на грудь человеку и вызывает дурные сны, а вместе с ними и удушье , "морочить", "марево", "мрак", "сумрак", "мор", "уморить", "смерть". В весенних обрядах западных славян Марена Морена, Мара — это воплощение смерти мора и зимы, чучело которого топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай и уничтожить холод, смерть.

Чучело Масленицы везли участники масленичного «поезда». В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу блины, яйца, лепёшки. Многовековой опыт предков дожил до наших дней и подарил нам возможность правильно встретить весну, новую жизнь, обрести новые надежды, пусть и нетерпеливо - на целый месяц раньше. Как мы уже сообщали, по всей Калуге пройдут масленичные гулянья с песнями , играми, танцами и угощением.

Приобщитесь к одному из самых древнейших и веселых славянских праздников. Справка Второе название славянской Масленицы - Комоедица. Это сейчас такое слово вспоминают только в отдалённых деревнях Белоруссии, а раньше комами называли медведей.

Женщины пекли лепёшки, изготовленные из ржаной, гречневой и другой муки, затем эти лепёшки относили в лес и оставляли хозяину леса — кому, тем самым задабривая его.

Так и появилось выражение «первый блин — комам». Славяне большое значение уделяли почитанию солнца как бога. С отступлением холодов и первыми тёплыми солнечными днями люди радовались тому, что солнце набирает силу и дни становятся теплее. Изначально пекли круглые лепёшки, формой похожие на солнце, а со временем им на смену пришли блины.

Блин символизировал свет и тепло, и считалось, что люди, которые кушают блины, получают солнечную живительную энергию. С течением времени праздник претерпел некоторые изменения, но не потерял своей привлекательности. С приходом христианства разгульные торжества и пиршества, гулянья и хороводы, проводимые во время масленицы, стали совпадать с днями Великого поста. Но в это время верующие соблюдают различные аскезы: отказываются от употребления мясных продуктов, питаются умеренно, не сквернословят, посвящают время молитвам Всевышнему, соблюдают обеты.

Поэтому масленицу стали отмечать раньше — за 56 дней до начала Пасхи, в период между 3 февраля и 15 марта, и даже дали прозвище «поползуха» за то, что она как бы ползает по календарю. Календарь масленицы до 2030 г 2024 год — с 11 марта по 17 марта; 2025 год — с 24 февраля по 2 марта; 2026 год — с 16 февраля по 22 февраля; 2027 год — с 8 марта по 14 марта; 2028 год — с 21 февраля по 27 февраля; 2029 год — с 12 февраля по 18 февраля; 2030 год — с 4 марта по 10 марта. Обряды и обычаи Как упоминалось ранее, праздник пришёл к нам из древности. Лейтмотив масленицы — смена времён года: осень и зима символизируют увядание и смерть, а весна и лето — рождение и жизнь.

Во многих традиционных религиях ритуалы, службы и празднества также связаны с сотворением мира, новым годом, природными циклами, отрешением от прошлого. Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия. Готовиться к празднику начинали заранее, примерно за пять дней до наступления масленичной недели. Обязательно проводили тщательную уборку жилища, избавлялись от всего старого и ненужного, считалось, что нельзя оставлять мусор в доме или во дворе, поэтому его сжигали или выметали за ворота.

Природные явления получили своё воплощение в форме антропоморфного существа — большого соломенного чучела, облачённого в женское тряпьё, иногда со сковородкой или с блином в руках. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения. Люди пели песни, устраивали пляски и хороводы, катали чучело на конных упряжках-тройках или с ледяных горок, забавлялись играми на снегу.

Собравшиеся устраивали гадания на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Последний день Масленой недели и завершение развлечений.

В этот день на самом высоком холме сжигают чучело Масленицы и ходят на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников. Воскресенье отведено всепрощению. Люди просят друг у друга прощения и сами забывают обиды прошлого. По традиции, встретившись, люди говорили друг другу: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит». Делается это, чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей.

История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном.

После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искреннее радовались потеплению и ждали, когда скотина сможет наесться зеленой травы, а на столе снова в достатке появится еда. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники. Кроме них на стол ставили кисель. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Так блинчики обосновались в домашней кухне русичей.

Однако до звездного часа блинам было еще далеко. Дело в том, что главным масленичным кушаньем долгое время считалось печенье «сладкий хворост». Блины перешли в разряд главного символа Масленицы лишь спустя семь веков. По распространенному мнению, народ подметил сходство блина с солнцем и сделал его главным блюдом масленичного стола. В те далекие времена Масленица называлась Комоедицей от слова, которым тогда называли медведя кома.

Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход весны. Кроме Велеса, наши предки почитали Ярило — славянского бога весеннего Солнца.

В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару. Она символизировала смерть и рождение природы. Последний приготовленный на Масленой неделе блин выбрасывался в огонь, дабы задобрить богов. Один из них обязательно клали около дома. По одним источникам, делалось это для спасения душ усопших, по другим — для нищих и бродяг.

Традиция есть молочную пищу в период Масленицы связана с тем, что в конце марта а именно тогда раньше праздновали Масленицу , в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Резать скот в этот период было крайне неразумно, а осенние запасы мяса уже были давно съедены, так что молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Дошедшая до наших дней и известная нам Масленица со всеми ее атрибутами была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века и стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками. Праздник поставили в рамки — проводить строго до начала весеннего поста.

Катались и группами на «кожуре» шкуре и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию, «молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы. Шутки идут, а другой раз до драки дело доходит». В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы, дозволялось поцеловать ее.

В некоторых местах Пермской губернии бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний мужчин с молодоженом: «Под вечер в воскресенье — последний день Масленицы — женатые мужики приносили на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена то есть женившегося в последний мясоед , на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15—20 человек. Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец. Луб катился немного: сажен 5—6 при уханье и хохоте как зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна». В некоторых местах Архангельской губернии в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая. Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы. Молодожены подкатывали к горе на лошадях, и молодой сначала один поднимался на вершину, где его ждала компания холостых парней.

Его усаживали в сани и начинали громко окликать молодую. Она поднималась на горку и садилась на колени мужа, обняв его одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали штраф должна поцеловать еще столько же раз —все это называлось «солить рыжики на пост», или «промораживать». Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX веке среди сельской молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка. Первое в зимнее время традиционно было связано со сжиганием чучела Масленицы в «прощеное» воскресенье. Так, в Гжатском уезде Смоленской губернии данные Чальско-Дарской волости, селений Скугарово, Холмы и других молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из соломы, вывозила ее на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер. Судя по сообщению 90-х годов XIX века из Череповецкого уезда, там через костер при сжигании Масленицы прыгали лишь отдельные смельчаки.

Это кажется естественным, если учесть размеры костра в этом варианте: уже с утра «прощеного» воскресенья мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье — эта подготовка сама по себе составляла дополнительное развлечение. Собирали старые бочки, корзины, дрова —«в каждую избу заедут и что-нибудь выпросят». В сумерках к этой огромной груде собирались взрослые, дети и поджигали ее. Это и называлось «Масленицу жечь». В Пошехонском уезде, где обычай «сожигать Масленицу» сохранялся к 80-м годам прошлого века почти повсеместно, материал для костра молодежь начинала собирать с первых дней сырной недели: дрова,. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и зажигали «Масленицу». Размеры такого костра, строившегося в течение недели, были несовместимы, по-видимому, с обычаем прыгать через него — о прыжках в этом описании нет и речи. После сжигания «Масленицы» просили прощения друг у друга, шли просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам —успеть «заговеть» до 12 часов.

В другом варианте Ростовский уезд Ярославской губернии — через костер прыгали лишь мальчики, хотя собирали солому, деготь, дрова они вместе со взрослой молодежью. Собирались вечером, только перед самым сжиганием «Масленицы». Девушки и парни стояли вокруг костра и пели: «Гори, гори, Масленица, Симионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасху носить, будут яйца красить». Потом молодежь с песнями возвращалась в деревню. Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В. Сурикова по непосредственным наблюдениям художника , бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию первой половины XIX века, на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами.

Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы.

Зобнин о своем родном селении,— в последний «прощеный» день Масленицы делается «город». На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля». Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя.

✅ Первая Масленица в СССР была проведена 19 марта 1967 г.

Если все складывалось удачно, свадьбу назначали на Красную горку, сразу после Пасхи. На Заигрыши начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины испечены — просим жаловать! Хозяйки пекли блины с разнообразными начинками. Заворачивая вкусную добавку, женщины обязательно делали заговор.

Лакомство в них заверну, достаток в дом привлеку», — говорила прозорливая хозяюшка. Важно, чтобы лакомство попробовали как можно больше гостей, давая взамен мелкую монетку. Полученные деньги собирали в мешочек и прятали в укромном месте.

По поверью, после этого в дом должен прийти достаток. На Лакомку зять приходил в гости к теще. Она встречала мужа дочери стопкой блинчиков с пылу с жару.

По количеству блюд на столе судили о том, какое отношение к себе заслужил зять за прошлый год. Чем добрее теща в этот день, тем лучше сложатся отношения у ее дочери с новой семьей. Четверг — Разгуляй Четвертый день является началом Широкой Масленицы.

Хозяюшки пекли дрожжевые блины, предварительно заговаривая опару. Они ставили миску на пять монет и замешивали тесто. Кто моим блинком угостится, тот и обогатится.

Деньги раздам нуждающимся, чтобы в моей жизни беды не было, бедности ничто не привлекало», — гласил заговор на прибыль. Румяные блины «текли» рекой. Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях.

В центре поселения устанавливали чучело Масленицы на шесте. Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно же, в захвате снежной крепости. На улицах пели скоморохи, веселились ряженые.

Отсиживаться дома в этот день нельзя. Бытовало мнение, что тех, кто не выйдет на Разгуляй, настигнут горести и неудачи. Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через масленичный костер.

Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали зятьев, в пятницу с ответным визитом к молодым приходили родители. Традиционное угощение пекла дочь по рецепту, который ей достался от старшего поколения бабушки или прабабушки.

Будут конкурсы, спортивные соревнования, сжигание чучела Масленицы. Масленичные столбы в этом году устанавливать не будут. В конкурсах весь инвентарь будут обрабатывать антисептическими растворами. Праздничные площадки также организуют во всех районах города. Запрет вводится на продажу алкогольной продукции в местах гуляний, а также на улицах, прилегающих к ним, в радиусе 100 метров. Ограничение будет действовать в часы проведения мероприятий — мэрия. Скоро начнется Великий Пост, в котором воздержание от пищи будет считаться свидетельством особого усердия в вере. Если служит 13:20 09.

Здесь одновременно будут развернуты три сценические площадки — главная, детская и молодежная. В театрализованных представлениях примут участие артисты театра народной музыки и танца «Забава» и ведущих народных фольклорных коллективов города. По мотивам русских народных сказок будут оформлены 5 тематических фотозон в масленичном стиле. На площади будут работать игровые точки, торговые и ремесленные лавки народных умельцев, а также точки с выпечкой и блинами. В дохристианские времена на Руси он назывался комоедицей — в честь первого блина, который, как известно, всегда комом. И отмечали его в день весеннего солнцестояния, примерно 22 марта. Он символизировал наступление весны. Уже после крещения Руси у праздника появилось новое название: масленица. Потому что, по уставу, в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо. Но можно молочные — то есть «масляные» — продукты.

Масленица — языческий праздник или православный? Этим вопросом задаются постоянно на протяжении веков. С одной стороны, в нем немало языческих обычаев. А с другой, он привязан к церковному календарю. Священнослужители Русской церкви поясняют этот момент так: если человек исповедует православие, то ему следует отказаться от участия в языческих обрядах. РИА Новости 13:32 09. Ее отмечали многие восточнославянские народы. Перекликается она с аналогичными праздниками некоторых индоевропейских народов, посвященных наступлению весны. По одной из версий, древний славянский праздник был посвящен богу Велесу, покровителю скота. По другой — смерти богини Зимы.

Поэтому ученые спорят о том, зимний или весенний это праздник. С установлением христианства масленица больше не связана с днем весеннего равноденствия. Она становится частью церковного календаря и по уставу приходится на последнюю неделю перед Великим постом. У католиков есть аналог праздника.

По правилам на столе должны быть все виды блинов — и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть силён ли, может ли жену прокормить , и накормить его перед кулачными боями в четверг.

За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу. В четверг — «разгуляй». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники, устраивали кулачные бои и прочие мужские потехи. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье, то есть встречу. Это праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года.

Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы». В пятницу - «тещины вечерки». Зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Но за день до этого тёща должна была обеспечить зятя всем для угощения - вплоть до сковороды, кадки и черпака для приготовления блинов. В субботу — «золовкины посиделки». Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг.

Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей. Последний день Масленицы - «прощеное воскресенье», или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощения помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе. Казалось бы, что может быть проще, чем испечь блины.

Но как бы не так! Главному угощению на Масленицу всегда придавалось особое значение. Приготовление блинов было настоящим таинством, и каждая хозяйка хранила свои секреты. Истинно русские блины всегда готовились из дрожжевого теста , и их приготовление занимало немало времени. И сейчас каких только блинов не пекут хозяйки. Здесь и толстые блины и тонкие ажурные блинчики, блины с припеком и блины с различными начинками.

В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними. В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу.

Мясо же было под строгим запретом. Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше.

Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались — получался такой «пестрый» период. Каждый день Масленичной недели глубоко символичен.

Понедельник — встреча, начало Узкой Масленицы. В первый день Масленичной недели положено выпекать первый масленичный блин, чтобы вся неделя выдалась богатой на угощения.

Ртищевская

Первые три дня недели называются «Узкой Масленицей», а четыре остальных — «Широкой Масленицей». Масленицу на Руси любили так сильно, что гулять начинали загодя – в субботу на предшествующей неделе отмечали “малую Масленку”. О том, как Масленицу отметили в России и за рубежом, а также о ценах масленичного стола и рецептах — в трансляции ИА REGNUM. Самое прикольное, что в оренбурге масленницу еще и сместили в этом году на жаворонки т.е. в первый день масленницы печем жаворонков. Узкая Масленица состоит из первых трех дней — понедельника, вторника и среды, а широкую празднуют в последующие четыре дня. Ученые высказали предположение, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя в IX веке.

Масленица: Что можно и чего нельзя делать с 11 по 17 марта

В конкурсе «Самая высокая стопка блинов» победила Татьяна Сладкова. Узкая Масленица состоит из первых трех дней — понедельника, вторника и среды, а широкую празднуют в последующие четыре дня. От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы?

В России началась масленичная неделя

Наступала очередь зятя звать тещу в гости. Согласно обычаю, именно этот день был решающим: от него зависело, какими будут отношения в семье весь год. Шестой день — «Золовкины посиделки». В этот день к молодым в гости шли родственники мужа. Своей невестке они приносили подарки, чтобы, как гласит обычай, «задобрить ее». Седьмой день — «Прощенье». Последний день перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем. На него принято наедаться блинами, сжигать чучело праздника. И, главное, по церковному обычаю — просить друг у друга прощения. Русские народные танцы.

РФ» об истории праздника Масленицы. Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов , посещение могил и другие. Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости.

Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище «Похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай. Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца. Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур. В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа.

Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья». Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники» 13:42 09. РФ»: Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия.

Едут верхами... При этом принято было петь рекрутские, солдатские и мужские протяжные песни.

Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губернии село Архангельское, или Голышовка Каратоминского уезда в 1854 году сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывавший быт русских колымчан 20-х годов XIX века путешественник Ф. Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду». Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки.

Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» раскатом , проложенной по поровненному и залитому водой снегу.

Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем. Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека.

Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4—10 человек. Парни катались также на коньках кониках и просто стоя—несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Информатор из Орловского уезда одноименной губернии сообщал в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки то есть обливают их водой и замораживают и ледянки «подмороженные плетушки из решета».

На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Житель села Неделина Калужской губернии тоже писал о парном катании с гор зимой — не упоминая о каких-либо конкретных сроках —«на ногах или больших скамейках». Он подчеркивал, что забавы «отличаются большим благородством и вежливостью». В Юрьевском уезде Владимирской губернии информация жителя села Шельбова, 1853 г. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег.

Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было набить снегу «за пазуху под рубаху». Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня —«от мала до велика». Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках - досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца.

Здесь же молодежь пела песни. В Череповецком уезде Новгородской губернии долбленки из дерева, «похожие на большое корыто», называли «корежками». На Масленицу, здесь на «корежках», санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола. Тверские «катульки», а новгородские «корежки» в Ярославской губернии назывались «скачками» или «лодками». Во всю длину аршина полтора толстой доски выдалбливали углубление — до двух вершков. Иногда делалось и сиденье.

Дно «лодки» обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей. Такое катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем. По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз.

Или Сырная седмица неделя - время, когда еще можно есть молочное и яйца. Так вот, Масленица - это не только блины да гости, это еще и время подготовки и перехода к Великому посту. А теперь давайте отследим логику этих дней. Для начала вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включаются в общую историю человечества, становятся сопричастными к миллионам тех, кто жил до них. Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье.

Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего! Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое.

Народные гулянья сократились до одной недели — то есть до наступления Великого поста, были перенесены даты празднования.

Обычаи Масленицы Масленицу принято отмечать в течение недели, разделенной на два периода — Масленицу узкую и широкую. Узкая Масленица состоит из первых трех дней — понедельника, вторника и среды, а широкую празднуют в последующие четыре дня. Понедельник — это день встречи Масленицы. В этот день пекут первый блин, который принято отдавать неимущим. Также в этот день готовится праздничное чучело, его одевают в лохмотья и выставляют на главной улице. Вторник — "Заигрыши".

Молодежь веселится, катается с горок. Принято ходить по гостям, чтобы попробовать блины. Также в этот день было принято устраивать смотрины невест. Среда — "Лакомки". Тещи угощают блинами зятьев: чем дружелюбнее теща к зятю, тем более счастливой окажется супружеская жизнь молодых. Устраивались кулачные бои.

Каждый день Масленицы имел особое название и значение Каждый день Масленицы имел особое название и значение Четверг — "Разгуляй". Начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, песнями и хороводами.

Народный календарь. Что нужно и чего нельзя делать в первый день Масленицы, 28 февраля

Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить.

Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием.

Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46].

Многие традиции можно встретить на празднованиях и сейчас, хотя последние пару лет массовые праздники не проводятся из-за пандемии коронавируса. Главным угощением на Масленицу являются блины.

Это связано с верой славян в солнце как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами. Согласно обычаям, если первый блин у хозяйки получился пропеченный и румяный, семья весь год не будет знать болезней. А если наоборот — придется бороться с недугами. Блины по традиции подавали со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом и, конечно, с маслом и сметаной. Согласно поверьям, в Масленую неделю нельзя ругаться, злиться и сквернословить.

Вокруг должна царить атмосфера веселья и дружелюбия. В первый день Масленицы, чтобы привлечь удачу, нельзя грустить. Во время Масленицы нельзя встречать гостей в неубранном доме. Поскольку принимать гостей — это одна из главных традиций Масленицы, нужно поддерживать в доме чистоту и порядок. Но убираться в доме, согласно обычаям, можно было только в узкую Масленицу, то есть в первые три дня праздничной недели. Масленая неделя Вся неделя Масленицы делится на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица.

Издавна Россия славилась платками яркими и красивыми. Их носили и богатые, и бедные. Платки хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение. Родители по доброй традиции нарядили девочек платками, что было особенно красиво. Дополнили тематику и разнообразили атмосферу торжества и традиционные костюмы женщин — «пустав», участницы фольклорного коллектива «Айхал». Это также отличный способ выделиться и запомниться на празднике.

Кстати, во многих католических странах накануне поста также проходят карнавалы, которые имеют примерно тот же смысл, что и российская Масленица. Несмотря на сходство, карнавал и Масленица проходят в разные дни, так как Пасха в католической и православной традиции выпадает на разные дни. Хотя очень редко бывает так, что календари совпадают. Масленица по дням Первые три дня масленичной недели называют узкой Масленицей, праздник только начинает набирать обороты, а с четверга и далее начинается широкая масленица, когда гуляния действительно приобретают внушительный размах. В масленичную неделю у каждого дня свое название. Встреча — понедельник В этот день начинали готовиться к встрече Масленицы — строили увеселительные городки с горками, качелями, делали чучело зимы, которое будет торжественно сожжено в воскресенье. А хозяйки начинали печь блины, причем первый блин отдавали тем, кто нуждается, бездомным или нищим.

Заигрыши — вторник На второй день Масленицы было принято устраивать смотрины и сватовство, что и нашло отражение в названии, ведь девушки и парни в этот день заигрывали друг с другом. Если удавалось договориться и составить пару, свадьбу планировали после Пасхи, чаще всего на Красную горку. Лакомка— среда В этот день зятья ходили к теще на блины.

14 марта - Празднование Широкой масленицы

Масленичная неделя 2024 по дням: когда начинается, какие есть традиции, как называется Также в первый день Масленицы делали чучело из соломы и старой одежды.
Масленица на Руси: история и традиции Городская библиотека №3 рассказала, как правильно провести первый день Масленицы - «Встреча».
14 марта - Празднование Широкой масленицы Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.

Ртищевская

Масленичная неделя... День первый - Встреча Ранее при советской власти в стране масленица никогда не праздновалась. Инициатива и абсолютно полная заслуга в рождении этого праздника принадлежала Владимиру Ивановичу Немировскому.
Началась Масленичная неделя — время прощания с зимой | НКК Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.
Активисты местного отделения Движения Первых провели праздник «Семейная масленица» Масленица – один из самых ярких российских праздников.
Масленица 2023: традиции, история, рецепты блинов Самые свежие новости связанные с тематикой Масленица со всего Мира и России на сегодня.
11 марта — начало Масленицы. Почему первый блин комом? | НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ | Дзен В этом году первый день Масленицы приходится на 8 марта Международный женский день.

Масленица. День первый "Встреча"

Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи. Масленица сложилась из целого десятка самых разных традиций. В 2024 году Масленичная неделя начинается 11 марта и продлится до 17 марта. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Масленичная неделя проходит в два этапа: первые три дня отмечается узкая Масленица, последние четыре — широкая. 2. Первый день масленичной недели "Встреча" прошёл весело и активно!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий