Новости предательство мазепы

Мазепа предает короля и остается у правобережных казаков, выгодно женится на дочери одного из приближенных гетмана Дорошенко. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Это было то же самое, как если бы Калифорния, Аризона и Техас подписали соглашение о роспуске США, презрев права 47 прочих штатов. Стремление отмежеваться от всего советского, а заодно от ненавистной России стало закрепляться всюду. Примечателен и такой факт. На церемониальной сессии Верховной Рады Украины 22 августа 1992 года Кравчук принял государственные регалии от последнего так называемого президента Украинской Народной Республики в изгнании Николая Плавьюка напомню, что такая республика с перерывами существовала на Украине с ноября 1917-го по ноябрь 1920 года.

Также Плавьюк, поляк по месту рождения и канадец по месту жительства, вручил ему грамоту о том, что независимая Украина, провозглашённая 24 августа 1991 года, является правопреемницей Украинской Народной Республики. Стремительно пошла и американизация «незалежной». В мае 1992 года правительства Украины и США подписали соглашение о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве.

В соответствии с ним «гражданскому и военному персоналу, который находится на Украине в связи с осуществлением программы помощи Соединённых Штатов», было представлено право дипломатического иммунитета. Именно на основе того же соглашения на Украине возникли сотни разнообразных иностранных, в основном американских, некоммерческих организаций НКО. Особое внимание было уделено массовой пропаганде.

Субсидировались издания многих газет и журналов посредством такой организации, как IREX ProMedia, которая осуществляла грантовые программы, отправляла в зарубежные командировки массу специалистов. И эти семена дали обильные всходы: сейчас большинство главных редакторов украинских изданий — бывшие получатели грантов, лично обязанные этой организации своим высоким положением. Так, в ночь с 10 на 11 апреля 1994 года украинский спецназ штурмовал подразделения 318-го дивизиона кораблей резерва Черноморского флота в Одессе.

В боевую готовность были приведены украинские катера на Дунае. Этому штурму предшествовала попытка захвата российского гидрографического судна «Челекен»: по распоряжению Кравчука было отправлено на его захват четыре катера с пограничниками. И лишь тогда, когда командующий Черноморским флотом Э.

Балтин предупредил, что ещё одно неловкое движение — и он отдаст приказ стрелять на поражение, Кравчук дал задний ход — катера и самолёты вернулись на базы. Непримиримую позицию занял Кравчук и по отношению к Крыму. Напомню, что 12 февраля 1991 года Крым стал самостоятельной республикой и был намерен подписать Союзный договор наравне с Украиной.

В 1992 году Верховный Совет Крыма принимает Конституцию, в которой провозглашает суверенное государство — Республика Крым. Однако Кравчук категорически не приемлет такое решение и начинает выдавливание пророссийского правительства Мешкова, отвергает суверенитет Крыма, называя Республику Крым автономной, и ограничивает её права, а потом начинает преследование тех, кто поддерживал настроение крымчан. Наиболее опасных, с его точки зрения, даже сумел посадить в тюрьму.

Так что Кравчук несёт ответственность за тогдашний разгром «русской весны», начиная ещё с 1992 года. Именно при нём был создан и раскольничий «Киевский патриархат», положивший начало тому, что на Украине образовалось несколько враждующих между собой православных церквей. Именно он заложил фундамент того, что «Украина — не Россия» Кучма превратилась в «Украину-Антироссию».

Например, задолго до злополучного Майдана появилась компьютерная игра, моделировавшая танковые бои между Россией и Украиной. Её разработали две американские компании — Electronic Arts и Dynamix. К этому добавлю и личные воспоминания.

В 1990-е годы я писал монографию «Постсоветское пространство: интеграция или суверенизация», и мне попалась публикация одного украинского журналиста-писателя, где он описывал следующую ситуацию. Украинский лётчик вкупе с турецким самолётом уничтожает российский самолёт, пытающийся прорваться куда-то на Запад. В то время это показалось безумным бредом, о чём я и написал как о дикой фантазии неадекватного человека.

Но всё так же продолжилось и далее, причём по нарастающей. И во что это вылилось? Дорогая цена «незалежности» — Расскажите о первых результатах правления Кравчука.

Но уже за первый год кравчуковского президентства последовал стремительный обвал промышленного производства. Цены на товары широкого потребления в 1992 году поднялись более чем в 1200 раз! Грянула гиперинфляция деньги в течение месяца обесценивались более чем на 70 процентов.

Произошло резкое обнищание населения. В стране возник новый вид транспорта нищенствующих — тележка на колёсиках, названная в честь Леонида Макаровича «кравчучкой». Символично, что её выпуском занимался Киевский авиационный завод ныне концерн «Авиант» , ещё строивший по инерции самолёты, но снижавший мощности год от года и доснижавшийся сейчас до нуля.

В 1994 году экономика Украины оказалась на грани полного краха. Под давлением кризиса Кравчук согласился на досрочные выборы, которые проиграл своему тёзке Леониду Кучме. Первому президенту «незалежной» стукнуло как раз 60 лет: возраст выхода на пенсию.

Но куда там! Политическая стихия Леонида Макаровича не отпускала. Всё для привлечения внимания и, боже упаси, дабы не допустить забвения себя, любимого, и «выпадения из обоймы».

Охотно распространял ядовито-лживые фейки. В числе таковых — сообщение о тайной встрече Гитлера и Сталина во Львове 17 сентября 1941 года чего, конечно же, никогда не бывало. Или о том, что писатель Олесь Гончар в тайных своих записях называл Донбасс «раковой опухолью», которую нужно «отрезать и бросить в глотку России» хотя вдова писателя Валентина Даниловна ни разу не подтвердила существования такой записи.

После событий 2014 года, связанных с Крымом и войной в Донбассе, российскую политику характеризовал так: «Политика, которая связана с нарушениями международных норм и международных правил. Россия воюет 150 лет за всю свою историю.

От Петра I предатель заочно удостоился Ордена Иуды. В наши дни на Украине его называют национальным героем. Алексей мартынов, директор Института новейших государств: — Мазепу прокляли как клятвопреступника. Он крест святой целовал, присягая на верность царю, и продал его шведам.

И тогда, и сегодня самым страшным преступлением было и осталось предательство.

Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением.

Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка.

Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете».

А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит.

Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу.

Согласно этой версии получается: да, измена была. Но она объясняется огромной любовью к стране. Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства.

В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши. Все спишется и будет оправдано, т.

Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине». Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился?

Аж заболел весь. Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость.

И тогда эмоции перекрывают реальную политику.

Как известно, украинские профессиональные патриоты пытаются всячески доказать эту очевидную для них мысль последние 150 лет. И если это так, утверждают они, то «решение Мазепы касалось только Украины. При чем здесь Россия? Это — не ее дело». Грубо говоря, у Украины — своя планета. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Но это, как говорится, другой вопрос: еще не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом… Ну а тем, кто заявляет, что это неправильно и нелогично, можно напомнить об особой логике «мазепинцев»: «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души, и объяснять это мы вам не будем». Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т. В рамках этой версии появляются и такие суждения «мазепинцев»: — «имперское» коварство России, с которым можно было еще мириться во время мира, но оно становилось совершенно нестерпимым во время войны; — феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских; — козни коварного царя Петра, «по слухам», пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украину.

Иными словами, Петр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством. Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали. Ну что ж, в этом случае нельзя отказать «мазепинцам» в логике. Только в логике предателей. Еще один вариант объяснений включает в себя две совершенно разные, более того, противоположные версии, где измена гетмана объясняется желанием Мазепы спасти либо Украину, либо Россию. В первом случае он, дабы не допустить поругания Украины, решил сам отдаться шведам. В более драматичной форме это обоснование подчеркивает: заранее понимая, что ему грозит, Мазепа тем не менее делает свой исторический выбор и сознательно жертвует собой, дабы если и не спасти страну, то хотя бы показать украинцам пример самопожертвования во имя светлого украинского будущего. Во втором случае измена была лишь видимостью, т. Мазепа на деле не предавал Петра I. Его поступок был вызван необходимостью спасти Россию.

И он перешел на сторону Карла XII, чтобы: — заманить шведскую армию на Украину и здесь ее прикончить; — войдя в доверие к Карлу XII, выкрасть шведского короля при удобном случае и тем самым покончить с войной раз и навсегда; — своим открытым и показательным предательством консолидировать противников шведов вокруг Петра I и оправдать его жесткие действия по искоренению внутренней измены. Жаль только, Петр этого самопожертвования гетмана не оценил. Точнее, оценил, но… не понял, приказав наградить изменника 5-килограммовым серебряным Орденом Иуды: «Треклят сын погибельный Иуда, ежели за сребролюбие давится». Однако следует сказать, что сторонников этого совсем парадоксального варианта обоснования измены среди «мазепинцев» совсем немного, т. Впрочем, как и другая имеющая место версия, объясняющая измену исторически сложившейся ментальностью украинцев: «На Украине все так делают. Ничего особенного. Так было до Мазепы, так будет и после. Разве был такой украинский гетман, чтобы никого не предавал?

Не пропустите самое важное

  • Как Петр I отомстил за предательство гетмана Мазепы
  • Путь Мазепы: от героя до предателя
  • О том, как гетман Мазепа предал царя Петра I
  • Стратегический запас

Раскольники в Киево-Печерской лавре впервые провели панихиду по Ивану Мазепе

На самом деле все гораздо проще: достаточно взглянуть на флаг Швеции — это голубой флаг с желтым протестантским крестом. Во время сражения под Полтавой для того, чтобы изменников — казаков Мазепы можно было отличить от остальных, - те крепили к своим пикам желтую и голубую матерчатые полоски. С этой измены и предательства, с попрания человеческого достоинства начинался украинский национализм», - добавил Исаев. Если говорить про нынешнее время, то в современной Украине Мазепа является национальным героем в этом государстве, подчеркнул он.

И этот человек - на деньгах современной Украины.

Обещал предатель склонить к войне с Россией донских казаков и калмыцкого хана Аюку. После этой речи многие казаки покинули Мазепу. С ним осталось буквально несколько сотен перебежчиков.

Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал.

Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины... Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель".

Вопрос об этом принципиально решён был уже в сентябре 1707 года, — пишет Александр Оглоблин в книге "Гетман Иван Мазепа и его эпоха" Нью-Йорк — Париж — Торонто, 1960 год. Оглоблин же добавляет далее, что "есть сведения о том, что по соглашению с Лещинским Мазепа должен был получить вместе с княжеским титулом в своё личное владение воеводства в Витебске и Полоцке на правах герцога курляндского, вассала Речи Посполитой; по другим сведениям донос Кочубея , это должен быть титул князя черниговского", и отмечает, что, "возможно, действительно об этом было договорено".

Король даже послал его обучаться за границу за государственный счет. Вернувшись, Мазепа остался служить при дворе Яна Казимира. Но в 1663 году Мазепа покинул Речь Посполитую. По одним сведениям, он соблазнил чужую жену, оскандалился и скрылся. По другим, оказавшись вместе с войском польского короля в 1663 году возле Белой Церкви, где жил его старый отец, просто остался при нем. Девять лет прошло к тому моменту с Переяславской рады, на которой Запорожское войско во главе с гетманом Богданом Хмельницким присягнуло русскому царю.

Левобережная Украина, находившаяся под властью запорожского гетмана, вошла тогда в состав России. Однако после смерти сына Хмельницкого Юрия начались измены, часть гетманов стали искать союза с Польшей и Крымским ханством. К описываемому времени власть над Украиной поделили между собой два гетмана: гетман Левобережья, находившийся на службе у русского царя, и гетман Правобережья, ориентировавшийся на Крымское ханство. Мазепа сначала пошел на службу к гетману Правобережья Дорошенко. Затем он перешел на службу к левобережному гетману Самойловичу. Но и Самойловичу Мазепа долго верно не прослужил. Как рассказывал историк-украинофил Н. Костомаров, Мазепа, обладая большим обаянием, сумел войти в доверие к командующему царскими войсками князю Голицыну и оклеветал перед ним Самойловича.

После этого при непосредственной поддержке Голицына Мазепа был избран гетманом. Некоторое время спустя в Москве произошла смена власти. Сестра Петра царевна Софья, пытавшаяся при помощи стрельцов захватить трон, была сослана в монастырь. Голицын, имевший неосторожность провозгласить Софью правительницей, впал в немилость у юного Петра. И тогда Мазепа предал Голицына. Вот как описывал этот период биографии Мазепы Костомаров: «Он [Мазепа] тут же подал государю челобитную, чернившую Василия Васильевича Голицына и товарища последнего Леонтия Неплюева. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы.

Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так, он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем [князем Голицыным], перед которым еще недавно льстил и унижался». Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником. За многочисленные заслуги гетман удостоился чести стать вторым в истории кавалером ордена Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. Однако во время русско-шведской войны Мазепа вступил в переговоры со шведами и их ставленником — новым королем Польши Станиславом Лещинским. Нынешняя официальная украинская пропаганда представляет Мазепу патриотом и борцом за «незалежность». Утверждается, что его очередное предательство, на этот раз русского царя, совершалось во имя построения независимого украинского государства.

Так, Порошенко заявлял: «Главной мечтой Мазепы было объединить Украину, сделать всё, чтобы Украина не зависела ни от Москвы, ни от кого угодно еще… Но в решающий момент, когда нужно было выбирать между верностью чужому монарху и верностью своей Родине, его выбор был в пользу Украины». Однако версию о том, что Мазепа был борцом за незалежность, опровергают не только российские и советские историки. Одиозного «мазеповеда» А. Оглоблина, бывшего главой городской управы Киева во время его оккупации гитлеровскими войсками, преданно служившего Гитлеру и эмигрировавшего после Великой Отечественной войны за границу, — сложно заподозрить в «украинофобии» и тайной симпатии к русским. Но и он признает: «Специально исследовал вопрос об этих украинско-польских переговорах доктор Микола Андрусяк. Хотя, с нашей точки зрения, он несколько переоценивает характер и значение договора Мазепы со Станиславом Лещинским, но можно же согласиться с утверждением доктора Андрусяка, что на основе этого соглашения Украина должна была соединиться с Польшей как великое княжество, на таких же самых основаниях, как Великое княжество Литовское; в его состав должны были войти Правобережье и Левобережье с Сиверщиной… Это и дало основания российским правительственным кругам, начиная с манифестов Петра I к украинскому народу осенью 1708 г. Что и говорить, оно стало железным тезисом целой советской историографии». Таким образом, заявив вначале о том, что Мазепа не боролся за украинскую «незалежность», а сдавал Украину Польше, и что это очевидно для всех исследователей, как бы они ни были антисоветски и антирусски настроены и как бы ни симпатизировали украинской «незалежности» а уж кто симпатизировал ей больше, чем Костомаров?!

Причем тут советская историография?

Изменника Мазепу превзошёл Кравчук

Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены». Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г.

В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г. Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства. Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью. Шведская сила выбила немало крупных фигур из Северного союза и нарушение верности малороссийским гетманом стояло в череде таких же перемен в Речи Посполитой, произошедших в 1706-1707 гг. Под угрозой штыков к марионеточному королю Станиславу I Лещинскому откачнулись магнаты Любомирские, великий канцлер литовский Кароль Станислав Радзивилл, воевода русский Ян Станислав Яблоновский, литовский подканцлер Станислав Щука.

После отречения Августа II на шведскую сторону перешел командовавший саксонцами генерал-лейтенант М. Генерал-майор Адам Шмигельский «польский Гектор» , уходя к шведам, пытался в качестве трофея захватить А. Меншикова, но вместо него пленил генерал-лейтенанта русской службы Г. Пфлюга тот позже сумел освободиться. Великий литовский гетман князь М. Вишневецкий, который знал о намерениях Мазепы, с января 1707 г. Об этом в феврале 1707 г. Левенгаупта из Риги и одновременно уверял царя в своей верности. Русский резидент А. Дашков, несмотря на то, что слышал антироссийские высказывания в окружении великого литовского гетмана и, зная, что в Вильно появлялись шведские офицеры, слепо верил Вишневецкому и убеждал русское правительство, что тот никогда не отойдет от союзных отношений с Россией.

Приняв русские деньги на литовское войско, Вишневецкий переметнулся к шведам, однако в мае 1708 г. Следствием были бунты и выступления против царской власти в Астрахани, Башкирии, на Дону и Гетманщине. В июне 1708 г. Также, как позже и Мазепа, они провоцировали против царя Османскую империю, сообщая, чтобы султан не верил великому государю, потому что он многие земли за мирным состоянием разорил и готовит корабли и каторги и иные воинские суды и всякой воинской снаряд. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опеку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны», навечно сохранить все права и вольности и осведомлял, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский с татарской ордой на Киев, что казакам можно не опасаться шведов, которые не готовятся идти против них. Из-за этого здесь везде большое беспокойство, так как хорошо известно, что [казаки] тут с некоторого времени очень потерпели в своих правах и таким образом легко примут такие предложения»? Об этом свидетельствуют два десятка доносов на него. Все изветы на гетмана русское правительство переправляло в его руки. В начале 1702 г.

Военный потенциал Гетманщины в 1708 г. Территория подвластная Мазепе была почти вдвое меньше той, на которую распространялась власть Богдана Хмельницкого к его смерти в 1657 г. Территориальные казачьи полки были национальными формированиями в составе вооружённых сил России. Их боеспособность была намного слабее, чем при Богдане Хмельницком, они стали «нестройными», и использовались в мелких стычках, для пикетов и почтовой службы, связи и охранения регулярных войск Русской армии. От него «ничего добра, разве худа есть, понеже, не имеючи определённого жалованья, только на грабёж и тот час домой уйдут». Ещё ниже оценивали боеспособность мазепинских казаков шведы. Когда шведы готовились выйти из Саксонии на восток, царь указывал, чтобы Мазепа готовил к обороне Успенскую Печерскую крепость и всю Гетманщину и собрал в Полоном и Белой Церкви провианта на 1-2 года. Адлерфельд приписал к майским событиям. Мазепа обещал при содействии полка И. Мазепа обещал шведам провиант доставлять с Гетманщины и Белгородчины.

Пересказывая соглашение, Адлерфельд писал, что шведское оружие везде возьмёт верх, так как русские не способны стоять против шведов, не будучи втрое сильнее. Царь уйдёт к северу от Москвы к Волге, где земля не так плодоносна и не может кормить многочисленную армию. Пётр или подчинится победителю, или распустит охваченное недовольством воинство, или сгинет от голода. Польской короне гетман Мазепа обещал во-первых, выполнить всё, чем обязался шведскому королю; во-вторых, по первому желанию польского короля идти со всем казацким войском в поход туда, куда тому будет нужно; в-третьих, привлечь белгородских и донских казаков, а также Аюку-хана с его калмыками, в-четвертых, вся Гетманщина, включая «герцогства» Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, снова перейдут в польское подданство и будут включены в состав Короны. Взамен Мазепа получит Витебское и Полоцкое воеводства на тех же условиях, как у герцога курляндского и титул князя. Армия шведского короля была заинтересована в скорейшем восстании на Гетманщине, но Мазепа открыто поднимать бунт страшился и настоял на сохранении соглашения в тайне. И всё же шведская сторона оговорила пункт, по которому Мазепа должен будет определить день, когда он соберёт старшину и раскроет ей содержание договора. Дефо, неприязненно относившегося к России — «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы». Была надежда поднять новую Смуту в центре России «возмущение народное» казаками. Мазепа не собирался выводить Гетманщину на уровень независимого и равноправного со Швецией и Речью Посполитой государства, но переходил под власть шведского сателлита Лещинского, предавая интересы украинского народа.

Наступление поляков на казачество, подобное тому, что случилось на Правобережье, игнорировалось им. Фактически Мазепа допускал появление панов и польской шляхты на малороссийских землях. В широко известном историкам письме Мазепы от 5 декабря 1708 г. Станиславу I «верный подданный и слуга нижайший Иван Мазепа гетман» обьявлял «наяснейшему милостивому королю…о подданной своей подлеглости» и нижайше просил «излиянным сердцем и общим всей Украины желанием… дабы на избавление достояния своего победителную благоволил подвигнуть руку. Чего ради мы, я ко отца, во аде суще, ожидаем приходу вашей королевской милости, яко спасителя нашего. В конце послания Мазепа, целовал «тысячным целованием храбрую руку» своего государя. О нём поначалу не знала даже старшина, и тем более малороссы на Гетманщине, Запорожье, Правобережье, Слобожанщине и Западной Украине. Если Богдан Хмельницкий сознавал свою силу, будучи вождем великой Освободительной войны, то Мазепа понимал своё бессилие, видя стремление малороссийского народа к сближению с единоверной православной Россией. Верно учитывая слабость своего военного потенциала, Мазепа искал не независимости Гетманщины, стиснутой между Польшей, Крымским ханством и Россией, а шведского и польского протектората как гарантии против возможного реванша Москвы. Идея политической независимости гетманства «независимой и соборной казацкой Гетманщины» ошибочно переносится современными украинскими историками в век восемнадцатый.

Украинский академик П. Толочко справедливо пишет, что за время существования Гетманщины не было государственности, ни у одного из гетманов не было самостоятельной государственной программы с идеей полной независимости, все они ориентировались на «комплекс подданства». Имели некоторые основания расчёты на восставший Дон и хана Аюку, при котором калмыки обладали наивысшей боеспособностью в своей истории. Однако уверенности в шведской победе и длительной оккупации ими Москвы и Восточной Европы у гетмана не было. Мазепа учитывал, что новая армия Петра сможет отстоять рубежи России по Днепру. Как раз на случай бегства с Гетманщины он и выговорил для себя Витебское и Полоцкое воеводство в Речи Посполитой, общая площадь которых была чуть меньше Гетманщины. Ещё раньше, просчитывая вероятность своей эмиграции, значительную часть своей казны он перебросил в Белую Церковь — город Короны Польской. Вслед за Мазепой ныне повторяются причины «рации» его измены: 1. Меншикова по «ликвидации Гетманщины» «уничтожить казацкую старшину, а, следовательно, и всю административную структуру Гетманщины» ; 2. Да, из Малороссийского в Разрядный приказ под власть киевского воеводы Д.

Голицына переводились «все замки в черкасских городех, в которых русские люди». Царь Пётр не стал выделять особо боеспособные казацкие полки, которые могли бы служить в гетманском войске на постоянной основе. Территориальные казацкие полки были оставлены в покое. Точно также не собирались переводить в регулярные полки нерегулярные формирования — донцов, калмыков, башкир. Верно, «светлейший князь» был бы не прочь завладеть гетманской булавой, учитывая его желание стать курляндским герцогом в 1711, 1726 гг. Но это были только его мечты — всех гетманов русское правительство намеренно выдвигало из малороссов. Казацкую старшину хотели не уничтожить, но слить с русским дворянством. Печерская крепость, хорошо вооруженная артиллерией, стала неприступным форпостом рядом с Киевом. Мазепа же с 1707 г. Недаром летом 1708 г.

Мазепа, после отправки на работы в Печерск всего двух сотен человек, «упинался» посылать больше. Поляки сообщали Е. Украинцеву, что часть гетманского казачества хотела высвободиться от бремени постоянных походов и бежала на Правобережье Днепра: «будто казаки нам нежелательны и держава наша учала им быть ненавидима и тягостна в волоките, и в службе повсягодно, и без жалованья, и в подводах, и в зборе провиантов. И будто для того из-за Днепра от нас идут и бегут многие к ним на сю сторону к Лодыжину, и Умани, и на Днестр к волоской границе, и в Волоскую землю». В целом на Гетманщине не было ни языкового, ни этнического, ни государственного противостояния с Россией. Мазепа не только не искал«независимости», как все гетманы до него, и не только готовился к бегству с левого берега Днепра на правый, перебрасывая свою казну в Белую Церковь. В главном он рассчитывал остаться «под победителем». Не в его интересах было отговаривать шведов от похода на Москву, указывать на огромные расстояния, плохие пути сообщения, на оборонительную «линию Петра», на низкую плотность населения и невозможность регулярного снабжения армии провиантом. Головкина «о повороте неприятельского походу к Окраине» застало гетмана врасплох: ни малороссийские города, ни его резиденция не были должным образом укреплены. Казаки в полках и гарнизонах не готовились к отложению от православного царя.

Круг доверенных лиц состоял всего из горстки в 5-6 человек — это были миргородский, при-луцкий и лубенский полковники — Д. Апостол, Д. Горленко, Д. Зеленский, генеральный обозный И. Ломиковский и генеральный писарь Ф. Сторонником Мазепы был и стародубский полковник И. Царь Пётр ошибочно считал Д. Апостола «великим неприятелем» Мазепы. Неизвестно, был ли Мазепа уверен, что скандины после разгрома России смогут контролировать огромные пространства Речи Посполитой и «все осколки Московии». Почти век малорусский народ и московские цари бились за освобождение древнерусских земель.

Было нельзя не считаться с будущей борьбой православных малороссов против католиков и реваншем России после включения Гетманщины в состав Короны Польской. Втягивание народа в будущую тяжёлую войну с Русским государством было авантюрой. Чистой демагогией были слова Мазепы, что он «не желал и не хотел христианского кровопролития, но собрался, придя в Батурин с королем шведским, писать до Царского Величества благодарственное за его протекцию письмо и в нём выписать все наши обиды прежние … крайнее разорение и приготовленную всему народу пагубу, а наконец приложить, что мы… свободнее теперь отходим и под протекциею короля шведского совершенного нашего освобождения будем ожидать»56 Не «ожидать» призывал Мазепа, а идти казакам на Москву к Рождеству 1708 г.. Потратив немало собранных с малороссийсского народа средств на церковное строительство, он ни копейки не израсходовал на развитие промыслов, строительство оборонительных укреплений городов Гетманщины и батуринской резиденции. Конечно, царский протекторат исключал появление поляков и татар у гетманской столицы, специально поджатой на 35 км к русской границе у Путивля. Но с 1706-1707 г. Усиление исподволь гетманских «фортец» не вызвало бы никаких подозрений в Москве. Города Гетманщины были оставлены в небрежении, «а особливо Батурин двадцать лет стоит без починки и того ради валы около него всюду осунулись и обвалились, так что и одного дня неприятельской осады выдержать невозможно» — писал В. Шведский король Карл XII, продвигаясь к Смоленску и давая Мазепе свободу рук, рассчитывал, что гетман расстроит коммуникации Русской армии. Однако путь на Смоленск и Москву был невозможен.

Король приказал 6-тысячному отряду генерал-майора Лагеркруны опередить русских и захватить укрепленные города Стародуб, Мглин, Новгород-Северский и другие, которые должны быть заняты стародубским полковником И. Скоропадским, как только скандинавские завоеватели покажутся в виду их. Но когда до него дошли известия о сражении с графом Левенгауптом при Лесной, из которых Скоропадский сделал соответствующие выводы, услышал, как плохо окончилось дело с генералом Любекером, и узнал особенно о бедственном состоянии армии шведского короля… от голода и мучительных и спешных ежедневных маршей… то счёл, что шведское дело может принять дурной оборот… и принял во все эти места русские войска». Осенью-зимой 1708 г. Шведская армия пережила четыре беды — изнурительный прорыв на Гетманщину, гибель арсенала Мазепы в Батурине, несчастный переход в лютую стужу из Ромен в Гадяч и злополучный штурм крепостцы Веприк. Мазепа даже при отсутствии крупных сил Русской армии, так и не решился занять своими полками северские города. Перед вторжением шведов он сообщал русскому командованию, что собирается отступать с Гетманщины. В пунктах, составленных до 20 сентября, он спрашивал, куда ему отступать и куда эвакуировать батуринскую артиллерию, военные запасы и полки с Правобережья Днепра: «Артиллерию войсковую и аммуницыю, ради неудобства крепости Батуринской понеже оная веема обетшала и валы обалились , куда он гетман имеет вывести? Гонка через леса на Северщину окончилась в пользу русских, они прежде шведов заняли Стародуб, Новгород-Северский, Почеп, Погарь, и Мглин. Комендант Стародуба Феленгейм, получивший приказ Шереметева «чинить отпор неприятелю до последнея меры», на 12 октября имел в распоряжении сборный батальон полковника Астафьева, 400 драгун и Стародубский и Черниговский казацкие полки.

Пётр I в Полтавской битве. Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь — погрешима, наложенная ею анафема — вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признаёт недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику — Михаилу Антоновичу Денисенко лже-патриарху Филарету.

Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь — это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине».

Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить. Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода конца 1990-х годовю. Кроме того, таким шагом который, уверен, не состоится священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета. Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе.

Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы.

Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6].

Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова.

Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви. Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»… И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»… Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку» [22]. Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения Мацеевича и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. Она является бденной. Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они должны открыто заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение. Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в «Послании восточных патриархов» о всех богослужебных книгах Православной Церкви: «Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами» [23]. Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы «аргументы» в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать. Протоиерей Андрей Новиков 30 января 2008 г. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Северная война и шведское нашествие на Россию.

Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом! Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII. Мазепа любезно принял иезуита и беседовал с ним при закрытых дверях, а затем отправил к королю Станиславу. О чём они говорили — неизвестно. Но видимо, именно тогда в голове гетмана возник план новой измены. Предпосылки Впрочем, у этого замысла была некоторая предыстория. Ещё в 1705 году Мазепа получил письмо от полковника Горленко, в котором тот жаловался на обиды от царского командования. К письму прилагалась копия приказа Петра, где царь распоряжался двум казачьим полкам, Киевскому и Прилуцкому, отправляться в Пруссию, где пройти военное обучение для перевода в регулярные драгуны. Приказ оказался фальшивкой, но для Мазепы это было не важно. Он не стал выдавать Горленко царским властям как изменника, а вместо этого договорился с краковским воеводой князем Вишневецким о тайной переписке, для чего был даже выбран особый шифр. Но в то время Мазепа считал «польский вариант» всего лишь запасным выходом, лазейкой к бегству, готовящейся на крайний случай. И в 1707 году как раз такой случай настал. Так что, возвращаясь из Жолквы, гетман заехал в гости к княгине Дольской, через которую с 1705 года шла переписка с поляками. Новые приказы Петра Вернувшись в гетманскую столицу Батурин, Мазепа нашёл там новый приказ Петра: в случае наступления шведов отступать за Днепр, сдав Киев врагу, и оставить гарнизон только в хорошо укреплённой Печёрской лавре. Монастырь следовало удерживать любой ценой, связав шведские войска его осадой. Города на правобережье Днепра, которые Мазепа под шумок военных действий занял самовольно, нужно было вернуть полякам, чтобы удержать ту часть шляхты, что выступала за короля Августа Сильного против шведов. В июле 12 тысяч казаков были отправлены вместе с родичем гетмана Войнаровским на войну в Польшу. Привыкшие к привольной жизни дома казаки немедленно начали разбегаться — вскоре около пяти тысяч дезертировали. Пётр после этого окончательно укрепился в мысли, что иррегулярные войска не годятся для современной войны, подтвердил свой указ о преобразовании казачества в регулярные части, а также написал Мазепе, что его полки «кроме худа, никакого добра не приносят, … они занимаются только грабежами и норовят сразу вернуться домой». Пётр I Гетман сделал вид, будто бы подчинился, и посылал царю доклады, что все его приказы выполняются самым надлежащим образом. Пётр остался очень доволен и в награду добился от императора Священной Римской империи присвоения Мазепе княжеского титула. Гетман устраивает заговор Узнав об этом, поляки через княгиню Дольскую оповестили гетмана, что княжеский титул — это не просто так. Это первый ход в сложной политической комбинации, итогом которой должна стать рокировка: Меншиков становится гетманом, а Мазепа уходит на покой.

Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа

Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Мазепа не просто предал царевну, а обвинил ее в преступлениях. В какой-то мере Мазепа сослужил России службу своим предательством – ибо Карл рассчитывал на казаков, как на довольно-таки мощную силу против русской армии. Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана.

Последняя измена гетмана Мазепы

Имя Мазепы в России однозначно ассоциируется с предательством. Напомню: до того как изменить царю, он с такой же легкостью предал турецкого султана. А вот на Украине мнения разделились. Восток и юг страны считают его Иудой. На западе и в центре, а главное - у нынешнего политического руководства страны, его "подвиг" вызывает просто умиление. Это, мол, пример для подражания. Принято даже решение поставить памятник гетману на месте Полтавской битвы, рядом со скульптурой Петра I. Мазепа был противоречивой политической фигурой: сначала он почти 20 лет верой и правдой служил царю, прекрасно проявил себя во многих битвах, где были и поражения, и победы. Гетман посылал Петру I войска для всех военных кампаний.

Правда, делал это не только из "верности" или боязни оказаться в немилости. Ему нужно было накормить и занять вечно недовольных казаков, умевших лишь воевать да гулять. Нужна была и защита от этой столь близкой, но одновременно и враждебной ему казачьей вольности, предводителем которой он стал волею судьбы. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом.

И тогда, и сегодня самым страшным преступлением было и осталось предательство. Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви. Об отношении Петра лучше всего говорит отлитый в единственном экземпляре пятикилограммовый орден Иуды, который царь предполагал повесить на шею предателю. Андрей Марчуков, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН: — Его национальным героем считает не Украина, а украинские националисты и нынешняя украинская власть. С их точки зрения он герой.

Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск.

Обещал предатель склонить к войне с Россией донских казаков и калмыцкого хана Аюку. После этой речи многие казаки покинули Мазепу. С ним осталось буквально несколько сотен перебежчиков.

Всегда, во все времена и у всех народов предательство считалось одним из тяжких преступлений. В свое время гетман Иван Мазепа был предан анафеме как предатель интересов русского и украинского народов, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. В конце XIX века Мазепу поднимали на щит окопавшиеся в Австро-Венгрии «украинствующие» — галицийские ультранационалисты. А в ХХ веке он стал знаменем всех русофобов как на территории самой Украины, так и в украинской диаспоре. Малоизвестный факт: настоящая фамилия рода Мазепы — Колединские, они литовские поляки. И настоящее имя предателя — Ян, а не Иван. Родился, что правдоподобно, 20 марта 1639 года на хуторе Каменец. Множество историков посвятили свои работы изучению личности гетмана и среди них Николай Костомаров. Работы его современными исследователями признаны устаревшими и зачастую изобилующими неточностями, но с оценкой, которую Николай Иванович дал в своей книге «Мазепа» 1882 г. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался». Величайший благодетель — это, понятно, царь Петр I. К его отношениям с Мазепой мы еще вернемся. В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Ниже все данные приводятся по этой интереснейшей книге. История Мазепы — это перманентный путь предательства. Жажда власти делала свое дело. В 1687 году Россия предпринимает решительный поход против Крыма. Военный поход провалился, поскольку татары выжгли перед наступающими всю степь, лишив тем самым лошадей и скот кормов. В результате Голицын и Самойлович потеряли всех лошадей и скот, а также много людей от голода и жажды. По доносу, организованному генеральным есаулом Иваном Степановичем Мазепой, в провале военной кампании обвинили Самойловича, которого с младшим сыном Яковом схватили ночью в местечке Коломак, в церкви, и отправили в Сибирь. А другим двум сыновьям полковникам Стародубскому и Нежинскому Семену и Григорию были отрублены головы в Путивле. А ведь Мазепа был воспитателем детей Самойловича, к тому же «был его любимецем, облагодетельствованный им».

Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»

Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы. Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали. У Мазепы были все основания считать себя равноправным участником договора с московским царем. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. ГЛАВА 26 ИЗМЕНА МАЗЕПЫ И ПЕРВОЕ ИЗГНАНИЕ ЗАПОРОЖЦЕВ Подробности Северной войны выходят за рамки нашего повествования. И все же измена Мазепы произвела на царя сильнейшее впечатление, практически потрясение.

Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I

ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Таким образом, русский царь был не первым, кого Мазепа предал, но это предательство в отличие от всех предыдущих, не принесло авантюристу никакой выгоды. В Российской империи Мазепу после измены предали анафеме и даже осуществили символическую казнь. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Между тем именно Мазепа пытался вернуть Украину под ярмо Речи Посполитой, от которого украинцев освободил Богдан Хмельницкий.

Полтавская битва и предательство Мазепы

Олег Иванович не только не присоединился к русскому войску, но был готов сражаться против своих в составе объединенной армии, бок о бок с ордой Мамая и войском литовского князя Ягайло. Понятны, в принципе, и причины, почему он принял такое решение. Примерно за десять лет до битвы с Мамаем московское войско выступило против Рязани — Олегу пришлось бежать. И ту обиду он так и не простил. Олег Иванович явно оспаривал титул великого князя у Дмитрия Ивановича, ставшего позднее Донским. Тем не менее в минуту общей опасности для всей Руси нужно было встать выше своих эмоций и объединиться с другими княжествами. Олег Рязанский предпочел вместо этого выбрать враждебный Руси лагерь. Лишь по счастливому стечению обстоятельств его руки и руки его бойцов не оказались обагрены русской кровью — Ягайло несколько задержался, а влиться в орду Мамая Олегу было бы уж слишком позорным. Такого могли не понять и рядовые воины в его собственной дружине.

Оправдывающие Олега часто ссылаются на предупреждение, которое он якобы направил Дмитрию. Но он скорее хотел не предупредить своего главного внутриполитического противника, а сломить его волю, дав понять, что сопротивление Мамаю бесполезно. Другое дело, что московский князь правильно оценил эту информацию и решил дать генеральное сражение войску Мамая, не дожидаясь, когда они соединятся с Олегом и Ягайло. И это был мудрый ход командования армии Руси, а не заслуга того, кто ей изменил. Второй довод связан с поведением Ягайло — мол, Олег сделал так, чтобы тот не успел к сражению. Но это, конечно, весьма вольная интерпретация мотивов поступка литовского князя. В действительности он, конечно, в самую последнюю очередь учитывал бы мнение руководителя одного из русских княжеств. Им больше двигало желание разгромить войска Дмитрия чужими руками, чтобы потом извлечь из этого максимальную пользу для себя с минимальными потерями.

Проще говоря, безнаказанно похозяйничать на Руси. Не мог не учитывать Ягайло и проблем Мамая — его позиции были очень слабы. На ханский трон претендовал и вскоре им овладел представитель Чингизидов — Тохтамыш. Ссориться с ним Литве было не с руки. Да и сам Олег после бегства Мамая сразу же присягнул новому хозяину. Более того, желая уберечь свои земли от разгрома, он подсказал Тохтамышу броды на Оке, что позволило его орде быстро подойти к Москве.

Нет, вызвано это было клятвопреступлением. Мазепа подло нарушил данное им, как считается, на Евангелии обещание. За это Петр даже велел удостоить его особой «награды» — ордена Иуды. Понять царя можно — Мазепа растоптал и их личную дружбу. Впрочем, шведского короля он тоже обманул, пообещав ему огромные припасы и большую армию, а в действительности не обеспечив ни того ни другого. Необходимый бойцам Карла провиант уничтожили взявшие заблаговременно город Батурин войска под командованием Александра Меншикова. Ну а переход на сторону врага поддержали немногие из подданных Мазепы — с ним ушли примерно 1500 человек. И поэтому ничем толком помочь Карлу во время Полтавской битвы он не смог. Так что и ему вместе с королем пришлось бежать. Смещенный к тому времени гетман остался в Османской империи, которая его не выдала, хотя Россия за голову изменника предлагала весьма круглую сумму. Но радоваться этому Мазепе долго не пришлось — примерно через год он умер. Один опасался набега ордынцев, другой лишения относительной самостоятельности. А вот у генерала А. Власова таких иллюзий быть не могло. Над загадкой 12 июля 1942 года историки бьются уже давно, пытаясь понять, почему Власов принял в тот день именно то решение, которое принял. Как человек неглупый, он должен был понимать, что староста деревни Туховежи выдаст его, но при этом не предпринял попытки сбежать. Вероятно, намерение совершить измену сложилось у него заранее. Только так можно объяснить, почему он сначала отказался от вылета из окружения на присланном за ним самолете, а потом откололся от группы сопровождения. Скорее всего, он, как и Мазепа в свое время, ошибочно решил, что Советский Союз обречен, перенеся трагедию своей 2-й ударной на общую ситуацию. Сломить его могло и то, что это было уже второе окружение, в которое он попал. Первый раз это произошло под Киевом, когда Власов командовал 37-й армией. Данное обстоятельство, вероятно, и натолкнуло военного историка Виктора Филатова на мысль, что Власов не был изменником. Он якобы был направлен советской разведкой в роли агента влияния, который якобы должен был вести из-под прямого командования гитлеровцев части предателей, а также по возможности облегчить участь советских военнопленных.

Кто бы мог после этого подумать, что этот человек намерен оторваться от царской державы, когда он в этой державе приобретает себе поземельную собственность! Максимович от имени гетмана поднес царю в дар 2 000 червонцев, а царь, вероятно, тогда в них нуждался. Царь после победы при Лесной находился в Смоленске и по обычаю своему, наблюдаемому после каждой военной удачи, праздновал победу, въезжал в город триумфально, при пушечной пальбе; за ним везли отнятые от неприятеля знамена и пушки; он посылал разные распоряжения на Дон, где князь Долгорукий добивал булавинцев, и на север, где Апраксин расправлялся с шведским генералом Либекером, а 20 октября выехал из Смоленска к войску в Малороссию»49. И вот наконец Мазепа решил вступить в переговоры с королем. Гонцом к шведам он выбрал своего управителя поляка Быстрицкого. Как писал Костомаров: «Тогда Мазепа велел [своему секретарю] Орлику составить инструкцию к графу Пиперу по-латыни, а своему аптекарю перевести ее на немецкий язык и вместе с латинским подлинником вручил Быстрицкому. Не было ни печати, ни подписи на этой инструкции. От себя лично Мазепа также не посылал никакого письма ни к королю, ни к графу Пиперу. Содержание этой инструкции было таково: гетман поручал Быстрицкому передать свою радость по поводу вступления шведского короля в Украину, просил Карла оказать протекцию гетману войска запорожского и всему народу малороссийскому в деле освобождения от тяжелого московского ига. Он предлагал шведским войскам безопасность и просил скорее прислать к нему наперед вспомогательный отряд для обороны, которому обещал устроить паромы для переправы на Десне у Макошинской пристани»50. Замечу, что Костомаров верит на слово изменнику Орлику, написавшему воспоминания уже после Полтавской битвы. Отправив Быстрицкого к шведам, Мазепа в тот же день послал графу Головкину письмо, в котором извещал, что он уже более десяти дней не ест и не спит и едва жив, «только надеется чудотворного облегчения от елеосвящения». Туда прибыл племянник гетмана Войнаровский и привез от дяди письмо. Мазепа извещал Меншикова, что он при последнем издыхании: «от подагры и хирагры приключилась ему эпилепсия». Извещая об этом царя, Меншиков изъявлял сожаление о болезни гетмана. Но вместе с тем Меншиков отзывался вообще неодобрительно о казаках, которых гетман по царскому приказанию отправил на службу против шведов. Действительно, отправленные гетманом в поход полковники, бывшие в сговоре с гетманом, докладывали ему рапортом, что казаки миргородские, прилуцкие и других полков заволновались и просят, чтоб их не посылали за Десну, потому что «великороссияне причиняют их братии всякие обиды и утеснения». Подобное настроение казаков, показывавшее неприязненное отношение к царским генералам, было тогда на руку Мазепе и позволяло надеяться, что Карл найдет себе в Малороссии союзников. Быстрицкий, отправившись вместе со шведским пленником, представился шведскому королю в селении Паноровке на реке Ревке в 26 верстах от Стародуба на пути к Десне. Быстрицкий был немедленно отпущен назад, но письма Мазепе не привез, зато устно сообщал, что король обещал быть к Десне 22 октября, то есть в тот же день, когда вернулся и Быстрицкий. Сам Войнаровский говорил, что убежал от Меншикова тайно, бросив и свои возы, и прислугу, потому что услыхал, как один офицер немецкого происхождения говорил другому офицеру: «Помилуй, Господи, этих людей! Завтра они будут в кандалах». Но из письма Меншикова к царю видно, что Меншиков действительно имел тогда намерение посетить Мазепу. Гетман, получив известие о приезде к нему Меншикова, тотчас «порвался как вихорь», по выражению современника, и поспешил в свой Батурин. За ним поехали бывшие при нем старшины. В Батурин он прибыл к ночи 23 октября. Последняя ночь, проведенная Мазепой в своей резиденции, прошла в распоряжениях. Нужно было отпустить царского полковника Анненкова, и гетман отправил его к Меншикову с письмом, в котором просил прощения своему племяннику Войнаровскому, ускользнувшему тайно от Меншикова, и называл его поступок легкомысленным. Так под благовидным предлогом гетман успел удалить из Батурина царского наблюдателя, не смевшего, разумеется, подозревать за Мазепой ничего дурного. Затем гетман поручил Батурин сердюцкому полковнику Дмитрию Чегелу, арматному то есть пушечному, артиллерийскому есаулу Кенигсену, немцу по происхождению, и батуринскому сотнику Димитрию. С ними в Батурине было оставлено четыре сердюцких полка Чегелов, Покотилов, Денисов и Максимов и часть городовых полков — Лубенского, Миргородского и Прилуцкого, другую часть этих полков гетман увел с собой. Начальники, оставляемые в Батурине, уже знали о замысле Мазепы. Гетман наказывал им не сдавать города, если придут русские, отбиваться от них и дождаться шведской помощи. Он уверял, что вернется скоро к ним на выручку и приведет с собой самого шведского короля с его храбрым войском. Утром 24 октября гетман простился навеки с своей столицей, переправился через Сейм и в тот же день к вечеру прибыл в Короп51, переночевал там и утром 25 октября переправился через Десну у Оболонья52. Казаки были уверены, что гетман по царскому указу ведет их против неприятеля. С Мазепой переправилось от четырех до пяти тысяч человек. Другая часть, от пяти до шести тысяч, была оставлена на левом берегу Десны. Поскольку многие казацкие полки заранее были разосланы на царскую службу в разные места, то вместо тысяч двадцати готовых и вооруженных воинов, как надеялся Карл по обещаниям от Мазепы, его новый союзник едва мог привести и четверть от обещанного. Но и с оставшимися нужно было еще объясняться. Кроме немногих единомышленников, никто ни из старшин, ни из рядовых не подозревал даже, что Мазепа ведет их вовсе не на бой со шведами. После переправы через Десну, двинувшись немного вперед, гетман приказал казакам построиться и начал говорить речь. Тут только гетман объявил своему казачеству, что он ведет его не против короля, а против царя — «утеснителя козацкой вольности». Гетман перечислил разные утеснения, которые творил царь в Малороссии, и напирал на то, что царь хочет казаков обратить в солдаты. Такие слухи давно уже ходили между казаками. Гетман уверял, что, часто беседуя с царем, он выведал все его тайные намерения: «хочет он потоптать все вольности и права Малороссии и ввести московское правительство в крае. Метко было задумано Мазепою затронуть козацкое сердце: боязнь московского правительства и начальствующих лиц великороссийского происхождения вместо туземцев тревожила малороссиян при прежних гетманах и передавалась в поколения»53. Но из того не вышло ничего доброго: только я сам подпал его гневу и злобе и не нашел иного способа спасения себе, как обратиться к великодушию шведского короля. Он обязывается уважать наши права и вольности и защищать их против всех тех, которые на них посягают и вперед станут посягать. Пришла наша пора; воспользуемся представившимся случаем: отомстим москалям за их долговременное насилие над нами, за все совершенные ими жестокости и несправедливости, охраним на будущие времена нашу свободу и права казацкие от их посягательств! Вот когда пришло время свергнуть с себя ненавистное ярмо и сделать нашу Украину страною свободною и ни от кого независимою. Вот к какой будущности я вас всех призываю. Вы, братия, верно достигнете этой цели при вашем мужестве и при содействии шведского короля, который предлагает вам воевать против москалей вместе со шведами». Казаки выслушали гетмана молча. Однако уже ночью началось массовое дезертирство. Гетман послал обозного Ломиковского и писаря Орлика к передовому шведскому посту, состоявшему из двух драгунских полков. Они квартировали в деревне за Орловкой54. Командирами были Гьельм и Гилленкрок. Они удивились появлением казаков. Полковник Гьельм не поверил и подозревал уловку противника. У него в полку служил капитаном один итальянец, который раньше состоял на русской службе и знал Мазепу лично. Гьельм послал его к казакам опознать гетмана. Тот быстро вернулся и доложил, что это действительно сам Мазепа.

На самом деле все гораздо проще: достаточно взглянуть на флаг Швеции — это голубой флаг с желтым протестантским крестом. Во время сражения под Полтавой для того, чтобы изменников — казаков Мазепы можно было отличить от остальных, - те крепили к своим пикам желтую и голубую матерчатые полоски. С этой измены и предательства, с попрания человеческого достоинства начинался украинский национализм», - добавил Исаев. Если говорить про нынешнее время, то в современной Украине Мазепа является национальным героем в этом государстве, подчеркнул он. И этот человек - на деньгах современной Украины.

25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы

Уже при подсчёте пленных оказалось, что их вдвое больше, чем русских конников Предательство Мазепы сыграло против того, для которого он старался. Эта победа стала возможна отчасти и потому, что народ левобережной Украины не поддержал предательства гетмана Мазепы. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. В Северную войну Мазепа организовал измену империи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий