Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» (1899 г.), «Вопросы экономической политики». бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы.
Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии
Эти враждебные действия по внутриполитической дестабилизации и расколу правящей элиты России сочетаются с откровенными военными провокациями и наращиванием потенциалов в соседних с Россией регионах — от Норвегии и Прибалтики до Закавказья и Средней Азии. Цель состоит в том, чтобы создать в мире режимы, живущие по американскому образцу. Сформировать гражданские общества, пронизанные сетью правозащитных некоммерческих организаций, через которые так легко влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Наконец, перевоспитать население, взрастить в них пиетет и обожание к американскому образу жизни — и тем самым гарантировать то, что это население будет лояльным американцам. Эта система мер распространяется в рамках глобального процесса образования и переформатирования общественного сознания. В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна.
Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами.
Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства. Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации. На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации. После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились.
А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять.
На данный момент перед экономистами РФ стоит задача выживания в условиях санкций, наложенных на Россию со стороны западных и европейских государств. Сделать это достаточно сложно из-за политического давления. Автор: Дмитрий Лискович Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
В частности, особенно сильно пострадали те, кто занимается инвестициями на финансовом рынке. Она добавила, что из-за санкций Россия была вынуждена выстраивать новые расчеты, так как возможности финансовых операций в долларах и евро были ограничены. В частности, одним из способов адаптации стал аутсорсинг финансовых услуг в финансовые системы других стран. Однако в этом случае необходимо следить за возможными рисками вторичных санкций и устойчивостью самих финансовых систем других стран.
В греческой философии прежде всего в трудах Платона и Аристотеля характеризовалась независимостью от внешнего мира, вещей и людей. Автаркия ведёт к самоизоляции страны от мирового рынка, утрате или свёртыванию традиционных внешнеэкономических связей , служит обоснованием для агрессивной политики, направленной на создание обособленного экономического пространства. Автаркия теоретически привлекательна как оборонная политика во время войны. В настоящее время практически недостижима, поскольку ни одна страна не обладает природными ресурсами и климатическими условиями для производства разнообразной продукции, необходимой для цивилизованной жизни.
История возникновения идеи автаркии
- Глобализация против автаркии: на чьей стороне преимущество?
- История возникновения идеи автаркии
- Россия не стремится к технологической автаркии
- Зампред ЦБ предостерегла от создания автаркии в России
- ЦМАКП представил сценарий развития российской экономики от «автаркии» до «инерции»
В ЦМАКП был разработан сценарий движения российской экономики — от «автаркии» до «инерции»
Он добавил, что пока не известно будущее наших основных экспортных отраслей — какие из них будут закрыты, а какие останутся. Запад мог бы заменить российскую нефть и газ, но это обойдется ему очень дорого, уверен спикер. Макаренко также отметил, что российские отрасли зависят от импортных комплектующих в разной степени. Но высокотехнологичная продукция точно закроется, уверен эксперт.
Противники автаркии в лице Николая Бухарина, Григория Сокольникова, Евгения Преображенского, ряда других представителей «левой», «правой», «новой», «объединенной» оппозиций полагали, что торговля с капиталистическим миром будет неизбежным атрибутом новой социалистической экономики.
Сталин в своем докладе съезду впервые озвучил основные идеи будущей индустриализации. И тогда он дал решительный отпор Сокольникову: «Всякому известно, что мы вынуждены сейчас ввозить оборудование. Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития. Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего хозяйства.
Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения. Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе, в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную… Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы. Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства... Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими силами необходимое оборудование — вот в чем суть, основа нашей генеральной линии.
Мы должны поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в эту именно сторону, в сторону превращения нашей страны из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование. Ибо в этом основная гарантия того, что наша страна не будет превращена в придаток капиталистической системы». О необходимости перехода России к автаркической модели экономики говорили и писали еще до революции: Сергей Федорович Шарапов 1855-1911 ; Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 ; Лев Александрович Тихомиров 1852-1923 ; Георгий Васильевич Бутми 1856-1919 ; Александр Дмитриевич Нечволодов 1864-1938 и другие. Остановлюсь на Л.
Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» 1899 г. Тихомиров пишет, что есть несколько стран, которые очень заинтересованы в развитии мирового рынка и втягивании в него всех остальных с превращением последних в объекты постоянной эксплуатации через механизмы внешней торговли. Здесь Тихомиров в первую очередь называет Англию: «Некоторые государства с малой природной территорией решают вопрос своей экономической политики высоким развитием обрабатывающей промышленности, добывая все остальное им нужное торговым обменом. Высочайший тип этого рода представляет Англия.
Для такой экономической политики требуется в особенной степени обширные, надежные рынки, в связи с чем становится необходима колониальная политика как для выселения избытка жителей, так и для обеспечения рынков.
Верховная комиссия по автаркии оказывала влияние на регулирование капиталовложений, ведала распределением импортного сырья и дефицитной электроэнергии. Регулирование капиталовложений осуществлялось главным образом выдачей корпоративными органами лицензий на постройку новых предприятий и расширение уже существовавших. Лицензии выдавались таким образом, чтобы сократить приток капиталов в отрасли, не имевшие военного значения. Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты. Эти организации, получая постоянные субсидии из казны, быстро крепли, расширяли сферу своей деятельности и превращались в монополистов в своей отрасли. Важнейшим военно-автаркическим комплексом был Институт промышленной реконструкции — ИРИ, государственный финансовый орган, созданный в годы экономического кризиса.
После начала автаркической кампании на него была возложена реорганизация металлургической и машиностроительной промышленности путем финансирования предприятий этой отрасли. Контроль ИРИ простирался на весьма широкие сферы промышленного и финансового капитала. Он оказывал влияние на деятельность таких банков, как Коммерческий, Кредитный и Римский, финансировал металлургическую и судостроительную промышленность, участвовал в производстве синтетического каучука и целлюлозы, руководил транспортными компаниями и постройкой сети гостиниц. Наряду с ИРИ и его филиалами начали возникать другие государственные и полугосударственные объединения — к началу войны их насчитывалось около 30. Практические результаты усилий фашистского правительства по увеличению добычи и производства стратегического сырья оказались весьма незначительными. Разработка залежей медных руд, создание ряда новых отраслей промышленности и производство заменителей требовали колоссальных материальных затрат. Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности.
Конечно, было бы неверным считать влияние автаркической кампании на итальянскую экономику полностью отрицательным. Как отмечали итальянские экономисты — авторы капитального труда, подводящего итоги столетней истории итальянской экономики, «наряду с решающими негативными аспектами она имела и позитивные. Гарантии сбыта в результате военных заказов, усилившийся протекционизм и прямая поддержка государства позволили некоторым отраслям не только сделать шаг вперед, но и обеспечить дальнейшее развитие, особенно после войны»[182]. Это относится в первую очередь к различным отраслям химической промышленности, в частности к производству искусственного волокна и удобрений, получившему значительное развитие. За годы автаркии изменилась структура промышленного производства: в результате милитаризации экономики значительно вырос удельный вес машиностроительной и металлургической промышленности, сократилась доля текстильной. Благодаря развитию этих отраслей доля промышленного производства в Италии перед войной впервые превысила удельный вес сельского хозяйства в валовом производстве[183]. Однако в целом экономическая политика фашистского правительства не стимулировала развития производства. Темпы промышленного роста Италии в годы автаркии снизились по сравнению с более ранними годами.
Валовое производство с 1924 г. Как отмечает видный итальянский экономист Р. Ромео, перед войной темпы промышленного развития Италии были ниже, чем средние темпы развития аграрно-индустриальных стран Западной Европы[185]. С точки зрения фашистского правительства, автаркическая кампания не выполнила главной задачи, которая выдвигалась перед ней: обеспечения промышленности в случае войны. В условиях Италии, бедной природными ресурсами, полное самообеспечение сырьем вообще было нереальным. Однако фашисты не смогли использовать в должной мере даже те возможности, которые имелись. Одним из следствий автаркии было создание промышленных комплексов с вертикальным строением во всех основных отраслях, что способствовало дальнейшей концентрации производства. Перепись промышленности 1937 г.
Председатель правления Коммерческого банка Э. Конти записал осенью 1939 г. Аньелли, Чини, Вольпи, Пирелли, Донегани, Фальк и немногие другие буквально господствуют в различных отраслях производства»[187]. Эти слова, принадлежавшие видному финансовому деятелю фашистского периода, показывают, насколько далека была действительность от широковещательных планов корпоративных и автаркических программ, провозглашавших «установление государственного контроля над производством в интересах коллектива». В статье «Промышленники и корпорации», опубликованной незадолго до войны, А.
Перенимайте чужой опыт. Чем бы вы ни занимались, помните, что изучение чужого опыта может значительно повысить уровень вашего профессионализма и компетентности в любой сфере. Учитесь спокойно воспринимать критику. Вместо того, чтобы обижаться, воспринимайте критику как подсказку о том, что вам следует улучшить в себе. Неважно, исходит эта критика от близкого человека или от постороннего. В любом случае используйте её себе во благо и будьте благодарны за подсказку. Повышайте самооценку. Только человек с высокой самооценкой может быть самодостаточной личностью. У вас не должно остаться сомнений по поводу ваших профессиональных навыков или каких-либо других способностей. Другие значения термина В экономике автаркией называют государственную экономическую политику, направленную на полное самообеспечение. Считается, что в современном мире экономическая автаркия невозможна. К примеру, КНДР отказалась от идеологии чучхе ещё в 1994 году и сейчас поддерживает ограниченные торгово-экономические связи с некоторыми странами. Хоть это и противоречит принципам глобализации , все государства так или иначе стремятся к частичной автаркии, чтобы производить больше продукции на своей территории и не покупать её у других стран. В политике автаркией называют принцип самоизоляции государства с полным отказом от сотрудничества с другими странами. Политическая автаркия подразумевает полную или частичную экономическую самостоятельность. Так упомянутая выше КНДР экономически зависима от других стран, но в политическом смысле может считаться состоявшейся автаркией. В этике автаркией называется принцип жизни самодостаточного человека, который самостоятельно обеспечивает все свои нужды, мудро используется доступные ресурсы, демонстрирует высокий уровень нравственности и морали по отношению к окружающим, ничего от них не требует и не нарушает их личное пространство.
Кургинян: победный ответ России на санкции Запада — автаркия
В целом, констатирует НРА, с 2013 года объём импорта санкционной продукции сократился в стоимостном выражении на 41 процент. Однако европейского производителя здесь заменили другие страны: в разы выросли поставки из Белоруссии, Чили, с Фарерских островов, из Эквадора и Китая. Более достойно выглядит сегмент сыроварения. Как рассказал «Октагону» руководитель проекта Общероссийского народного фронта «Народный фермер» Олег Сирота, темпы роста производства сырого молока в России — 25 процентов за пять лет — одни из самых высоких в мире, что благотворно сказывается на выпуске творога, сыра, других молочных продуктов и повышает внутреннее потребление. Не всё продовольственное импортозамещение идёт как по маслу.
Овощи — в отстающих: вместо планируемого сокращения на 70,3 процента получилось лишь на 27. В последнее время в стране запускались преимущественно небольшие проекты в сфере сыроварения. Но в перспективе двух-трёх лет будут вводиться уже крупные производства. Не исключаю, что самый крупный сыроваренный завод в мире будет скоро в России, — надеется фермер.
Первым делом — самолёты В промышленности импортозамещение отстаёт, и достаточно заметно. Между тем доля этой продукции в товарной структуре импорта достигает 80 процентов, более трети из которых — продукция машиностроения. На слуху проблемы завода «ГАЗ», который не может собирать автомобили без деталей заграничного производства, даже президентский лимузин Aurus имеет зарубежные части. Наиболее ощутима потеря позиций в сфере гражданского самолётостроения.
Робкая попытка возрождения — проект Superjet 100 — столкнулась с блокадой поставок авионики американской компании Honeywell. Схожая ситуация наблюдается со среднемагистральным лайнером МС-21. Первоначально планировалось использовать 38 процентов отечественных комплектующих, но санкции вынудили поднять планку до 92 процентов к 2022 году. История МС-21 доказывает, что подобный подход должен быть во всех отраслях промышленности, если Россия хочет стать действительно независимой.
Мол, они нас всем обеспечат. И теперь почти весь пассажирооборот выполняется западными лайнерами. Самолёты, запчасти, тренажёры мы покупаем за валюту, а билеты продаём за рубли, — посетовал в беседе с «Октагоном» бывший замминистра гражданской авиации, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Гражданское авиастроение находится на стыке с военными делами.
Не зря в новый пакет американских санкций, подготавливаемый администрацией Дональда Трампа, попадёт как корпорация «Иркут», производящая МС-21, а также другие предприятия ядерной и космической отраслей, так и подразделения Минобороны РФ. Впрочем, Россия начала готовиться к импортозамещению в оборонной сфере загодя. В 2019 году Владимир Путин устроил военным разнос за ошибки, среди которых наличие фирм-однодневок в схеме выполнения работ. Яркий пример вынужденного ускорения импортозамещения из-за вводимых против России санкций: при производстве МС-21 изначально планировалось использовать 38 процентов российских запчастей, но теперь придётся поднять планку до 92 процентов к 2022 году.
Об этом в сентябре доложил вице-премьер Юрий Борисов. Это же касается и украинской электроники. Буровые, станки и турбины Самое слабое место промышленности — станкостроение. Зависимость от поставок станков из-за рубежа достигает 90 процентов.
Промышленники имели полную возможность решать в свою пользу вопросы условий труда и экономических отношений между работодателями и трудящимися. Паритетное начало, формально принятое в корпоративных органах, было сплошной фикцией: в то время как промышленники представляли в них реальную силу, от имени трудящихся в них выступали профсоюзные чиновники, назначаемые фашистскими властями. Профессиональное объединение промышленников — Конфиндустрия — продолжало играть видную роль в системе фашистского государства. Что же касается эффективности корпоративных органов в разрешении трудовых конфликтов, то об этом красноречиво говорят цифры, опубликованные в печати: в 1936 г. Однако, по заявлениям фашистской пропаганды, корпоративное устройство должно было знаменовать собой не только «социальную революцию», но и установление «нового типа руководства экономической жизнью». По словам фашистских экономистов, он заключался в преодолении антитезы между либеральной свободой и социалистической централизацией.
Роль арбитра в производственном процессе отводилась государству, которое должно было вносить в него плановое начало. Государственная власть приобретает характер государственной диктатуры, противоположной классовой диктатуре, присущей социалистической системе»[170]. На деле итальянский фашизм был весьма далек от установления эффективной государственной диктатуры в области экономики, поскольку он не только не покушался на принцип частной собственности па средства и орудия производства, но и постоянно подчеркивал его незыблемость. Вмешательство фашистского правительства в экономические дела, усилившееся в годы мирового экономического кризиса, имело главной целью помочь крупным капиталистическим объединениям. При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами. В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г.
Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г. Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями. Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать. Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям. Как пишет итальянский экономист Дж.
Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172]. Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени.
Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер. В 1937 г. В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики...
Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж. Паломба, писал в 1950 г. В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам.
Протекционизм коснётся и «железа». Правительство установило минимальный размер госзакупок отечественных компьютеров, в том числе весом менее 10 килограммов планшетов, ноутбуков и так далее , на уровне 50 процентов с 2021 года, 60 процентов — с 2022-го и 70 процентов — с 2023 года. Но пока переход на отечественное оборудование идёт трудно. В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают нереалистичным внедрение отечественного софта на объектах критической информационной инфраструктуры с 2024 года, а оборудования — с 2025 года. Отставание реальности от планов по обеим позициям составляет три года. Особая история с технологиями 5G. Долгие споры привели к тому, что было принято окончательное решение о разворачивании российской 5G-инфраструктуры исключительно на отечественном оборудовании. Его пока нет, но наверху посчитали, что лучше подождать с новинкой, чем запустить в свой технологический дом чужих.
Разработать оборудование поручили «Ростеху», который сейчас создаёт суперхолдинг по электронике. Результат ожидается к 2023 году. Но ещё несколько лет назад готовых продуктов, которыми можно было заместить иностранное ПО, почти не было. Теперь многие продукты появились. Это новый этап. Кадры решают всё Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда. Причина — пандемия. Миллионы мигрантов, ранее трудившихся в России на низкоквалифицированных позициях, вынуждены были остаться дома, что обнажило проблему нехватки рабочих рук.
Если в материальном производстве менять необходимо «железо», то тут речь идёт о живых людях. Правительственные программы импортозамещения в этой части никаких мер не предусматривали. Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда. На носу уборка снега. Не все россияне готовы браться за лом и лопату», — жаловался недавно Сергей Собянин. Решить проблему пытаются деньгами. В Москве вместо 30 тыс. Проблемы по всей линейке низкоквалифицированного персонала: разнорабочих, грузчиков, сезонников, упаковщиц, уборщиков, утверждают близкие к проблеме источники.
По мнению доцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, в ближайшее время многие местные жители потеряют работу и будут готовы взяться за труд, который раньше полагался приезжим, притом что самих приезжих будет ещё меньше. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников. Преобладали в том числе по психологическим причинам. А, например, в Белоруссии работают на стройках или водят такси граждане РБ — местные, а не приезжие. То же самое возможно и у нас».
В этом, инструментальном качестве, автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами - открытой экономикой и автаркией - должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу "открытая экономика" должны тяготеть малые страны - они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком обречены находиться ближе к полюсу "автаркия". Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны.
С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита.
Экономическая автаркия, советский прецедент. Валентин Катасонов
Также президент отметил, что против России развёрнута беспрецедентная санкционная агрессия, чтобы смять экономику страны, однако этот расчёт, как видит Россия и все остальные, не оправдался. Ошибка в тексте?
А что Россия? Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований. В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала.
В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику. И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны. Тихомиров писал о необходимости вытеснения иностранного капитала из России: «Другое условие промышленности, рассчитанной на внутренний рынок, составляет национальный характер капитала. Это значит, что для производства требуется иметь капитал, принадлежащий самим гражданам данной страны, с возможным сокращением иностранного капитала, в ней оперирующего». В данном фрагменте я усматриваю половинчатость предложений Тихомирова. Да, иностранный капитал надо вытеснять.
А сохранение национального капитала разве не таит в себе опасности для России? Во-первых, сохранение капитализма в России означает, что российская экономика будет продолжать развиваться по капиталистическим законам, будут по-прежнему возникать кризисы перепроизводства. Во-вторых, любой капитал обычно рождается и делает первые шаги как «национальный», но через некоторое время так называемый национальный капитал неизбежно размывает внутренний рынок и экономическую автаркию. Несмотря на некоторые противоречия и нестыковки в концепции «экономического самоудовлетворения» Тихомирова, его взгляды на проблему автаркии были учтены при подготовке концепции индустриализации СССР. Практическое воплощение идей перехода страны на модель экономической автаркии произошло в 1930-е годы.
Но мы никогда не пойдём по пути самоизоляции и автаркии, как я уже неоднократно об этом говорил. Напротив, расширяем и будем расширять взаимодействие со всеми, кто в этом заинтересован», — сказал он.
Мегапроекты — один из инструментов, обеспечивающих разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции. Напомню, Председатель Правительства утвердил перечень первой очереди мегапроектов и определил ключевые критерии для их отбора», — рассказал вице-премьер.
Дмитрий Чернышенко добавил, что Россия не намерена технологически замыкаться, планирует достичь паритета с развитыми странами по критическим технологиям к 2030 году. По словам вице-премьера, чтобы избежать формирования «ведомственных колодцев», требуется взаимоувязать реализацию мегапроектов с мерами поддержки науки и подготовкой кадров. На это направлен в том числе федеральный проект «Передовые инженерные школы». Одна из школ открыта в Новосибирском госуниверситете.
Алексей Йесод. Никакой могучей восточной автаркии не существует
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае статья может быть выставлена на удаление. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.
За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами. Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства.
Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации.
На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации. После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане.
Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились. А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением. Так продолжалось на протяжении всего времени пребывания Буша у власти, что ограничивало способность Соединенных Штатов стабилизировать ситуацию в Афганистане и позволяло талибам восстановить там плацдармы.
Неспособность ограничить возрождение талибов и создать институциональный потенциал в Афганистане отнюдь не была неизбежной. Если бы Соединенные Штаты выделили ресурсы, необходимые для стабилизации и восстановления в стране такого размера и расположения, как Афганистан, у них было бы больше шансов покинуть страну изящно, с функционирующим государством. Но в конечном итоге ранние невынужденные ошибки Вашингтона создали ситуацию, в которой он оказался перед выбором не между победой или поражением, а между проигрышем или не проигрышем. Вашингтон мог бы продержаться относительно скромной ценой, чтобы сдержать талибов, сохранить компетентного партнера по борьбе с терроризмом в афганском правительстве и сохранить политические и социальные успехи, которыми наслаждались многие афганцы, или он мог бы уйти и признать свою неспособность помочь в строительстве прочного государства и прочного будущего для афганского народа.
Три президента подряд боролись с дилеммой, оставленной Бушем. Барак Обама и Дональд Трамп жестами призывали к прекращению войны, но в конечном итоге решили не проигрывать, не теряя времени. Байден наконец перерезал шнур и решил проиграть». Правительство США является изобретателем, обладателем патента и прав интеллектуальной собственности на дипломатию принуждения.
Такое мнение высказал замглавы Министерства иностранных дел Китая Се Фэн. Дипломат заявил, что именно Вашингтон регулярно применяет односторонние санкции и вмешивается во внутренние дела других государств. Примечательно, что большую роль в такой политике играют профессиональные кадры и специальные институты развития НЧК — государственные и негосударственные. Так, 23 июля 2021 года директор ЦРУ Уильям Бернс рассказал, что в американском разведуправлении задумались об использовании подходов времен холодной войны с Советским Союзом по отношению к Китаю.
По его словам, один из предполагаемых подходов для взаимодействия с Пекином — «упреждающее развертывание». На данный момент в ЦРУ изучают, как применить такое развертывание специалистов по Китаю, в частности, аналитиков и оперативных сотрудников разведки с целью укрепить конкурентоспособность США. Ставка делается на «игре в долгую», когда политическая стратегия должна поступательно и постепенно усиливать давление на Россию и её правящую элиту, контролируя степень угрозы в нужном для себя направлении, но постоянно добиваясь результатов по мере её реализации. Новый миропорядок предполагает, что основные субъекты МО и ВПО будут подчинены тем нормам и правилам, которые утверждают западные страны, посредством политики «силового принуждений» и внутриполитической дестабилизации.
Правительство установило минимальный размер госзакупок отечественных компьютеров, в том числе весом менее 10 килограммов планшетов, ноутбуков и так далее , на уровне 50 процентов с 2021 года, 60 процентов — с 2022-го и 70 процентов — с 2023 года. Но пока переход на отечественное оборудование идёт трудно. В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают нереалистичным внедрение отечественного софта на объектах критической информационной инфраструктуры с 2024 года, а оборудования — с 2025 года. Отставание реальности от планов по обеим позициям составляет три года. Особая история с технологиями 5G. Долгие споры привели к тому, что было принято окончательное решение о разворачивании российской 5G-инфраструктуры исключительно на отечественном оборудовании. Его пока нет, но наверху посчитали, что лучше подождать с новинкой, чем запустить в свой технологический дом чужих. Разработать оборудование поручили «Ростеху», который сейчас создаёт суперхолдинг по электронике. Результат ожидается к 2023 году.
Но ещё несколько лет назад готовых продуктов, которыми можно было заместить иностранное ПО, почти не было. Теперь многие продукты появились. Это новый этап. Кадры решают всё Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда. Причина — пандемия. Миллионы мигрантов, ранее трудившихся в России на низкоквалифицированных позициях, вынуждены были остаться дома, что обнажило проблему нехватки рабочих рук. Если в материальном производстве менять необходимо «железо», то тут речь идёт о живых людях. Правительственные программы импортозамещения в этой части никаких мер не предусматривали. Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда.
На носу уборка снега. Не все россияне готовы браться за лом и лопату», — жаловался недавно Сергей Собянин. Решить проблему пытаются деньгами. В Москве вместо 30 тыс. Проблемы по всей линейке низкоквалифицированного персонала: разнорабочих, грузчиков, сезонников, упаковщиц, уборщиков, утверждают близкие к проблеме источники. По мнению доцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, в ближайшее время многие местные жители потеряют работу и будут готовы взяться за труд, который раньше полагался приезжим, притом что самих приезжих будет ещё меньше. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников. Преобладали в том числе по психологическим причинам. А, например, в Белоруссии работают на стройках или водят такси граждане РБ — местные, а не приезжие.
То же самое возможно и у нас». Андрей Песоцкий доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Другой вопрос, добавляет он, что существовавший десятилетиями тренд на массовое привлечение трудовых мигрантов настолько сильный, и он увязан даже с демографической политикой России, что, возможно, даже кризис вследствие коронавируса не сможет его поломать.
Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер. В 1937 г. В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики... Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж.
Паломба, писал в 1950 г. В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам. Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах. Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности. Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта. Главной целью этих усилий была подготовка к войне.
Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации». Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом. Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил. Время от времени на страницах итальянских газет и экономических журналов появлялись гневные обвинения в адрес крупных промышленников. Так, некто П. Капоферри в сентябре 1938 г. Однако дальше выступлений в печати дело не шло, и «автаркический дух» так и остался одним из многочисленных мифов фашистского режима. Практические мероприятия в области автаркии включали реорганизацию промышленности, максимальное использование национального сырья, а также контроль и ограничение потребления.
Весной 1937 г. Муссолини объявил, что «корпорации мобилизованы для борьбы за автаркию, а Национальный совет корпораций должен рассматриваться как генеральный штаб, возглавляющий борьбу»[179]. С этой целью в системе корпораций в октябре того же года была создана Верховная комиссия по автаркии, решения и рекомендации которой передавались непосредственно в государственные органы[180]. В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям». Предполагалось, что автаркическая комиссия совместно с корпорациями объединит отраслевые программы в «генеральный план национальной автаркии». В действительности такого плана не было создано до самого начала войны. Верховная комиссия по автаркии оказывала влияние на регулирование капиталовложений, ведала распределением импортного сырья и дефицитной электроэнергии. Регулирование капиталовложений осуществлялось главным образом выдачей корпоративными органами лицензий на постройку новых предприятий и расширение уже существовавших. Лицензии выдавались таким образом, чтобы сократить приток капиталов в отрасли, не имевшие военного значения.
Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты.
Суверенная автаркия: Путин рассказал о будущем России
Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики. Замглавы кабмина подчеркнул, что на пути достижения технологического суверенитета "речь не идет об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать все у себя внутри". Нынешнее антизападничество, идеология автаркии, ревизия истории, весь этот «пентабазис» Кириенко и «русская цивилизация» Патрушева — впитывается в почву. Политика автаркии резко ухудшает положение трудящихся. «Россия не должна замыкаться только на своем внутреннем рынке, поскольку это путь к автаркии», — заявил Владимир Путин на встрече с «Деловой Россией».
Автаркия, чучхе и почему санкции не сработали
это действительно приведет к реализации сценария автаркии, и здесь наилучший аналог — это динамика экономики Ирана. Владимир Путин в своём выступлении на ПМЭФ заявил, что Россия не пойдёт по пути автаркии и самоизоляции. Я делаю вывод, что автаркия хороша, когда нужно быстро достичь результата, но и конечный эффект будет не долгим (условно 10-40 лет).
Подписка на новости Политнавигатора
- Россия не стремится к технологической автаркии
- Навигация по записям
- Кургинян: победный ответ России на санкции Запада — автаркия
- Вы точно человек?
- Экономическая автаркия, советский прецедент
Зампред ЦБ Юдаева: автаркия спровоцирует снижение благосостояния и замедлит развитие экономики
Нынешнее антизападничество, идеология автаркии, ревизия истории, весь этот «пентабазис» Кириенко и «русская цивилизация» Патрушева — впитывается в почву. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним. Автаркия крупных держав – это, по сути, защитная политика, которая может привести к военному консерватизму и индустриальной конкуренции, что пойдёт. Аннотация: Статья обосновывает эволюцию и переход к протекционизму и автаркии в экономической политике большинства стран мира. По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках.