Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. Александр Островский — автор около 50 пьес, среди которых — «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы» и «Без вины виноватые». Главные новости о персоне Александр Островский на
Алексей Островский
В доме-музее все представлено вживую, вот только трогать ничего нельзя. Романы писателя «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» неоднократно переиздавались, поэтому на сегодняшний день музей располагает интересной коллекцией превосходных книжных иллюстраций к ним. Мебель, пишущая машинка, предметы домашней утвари и другое - тщательно передают обстановку, реальную среду того времени. А вот и личная библиотека Н. Островского более 2000 экземпляров. Среди книг есть издания, подаренные писателю прославленными советскими и зарубежными авторами. Так, в фондах музея хранятся книги с автографами и дарственными надписями А. Серафимовича, А.
Фадеева, В. Инбер, А. Большая часть коллекции составляет переписка Н. Островского с друзьями, родными, редакторами; письма от читателей. Эти слова Н. Островского помогли тысячам искалеченных войной бойцов обрести себя в новой жизни. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Островского был связан с воинскими частями 1-го Украинского, 2-го Украинского, 1-го Белорусского фронтов, Черноморского фронта и Особой Черноморской группой войск Малой Земли десантные части Новороссийска. На фронтах сражались боевые корабли, танк, самолет, экипажи которых носили имя Николая Островского. За годы войны музей посетили 65 тыс. Спустя годы рядом с мемориальным домом писателя было построено здание литературной части музея, где в 1957 году открылась историко-литературная экспозиция «Жизнь-подвиг». Известность и признание нравственного подвига автора романа «Как закалялась сталь» перешагнули пределы нашей Родины. Автобиографический роман «Как закалялась сталь» приобрел мировую известность уже в 30-е годы 20 века и издавался 773 раза на 82 языках народов мира общим тиражом 53 миллиона 844 тысячи экземпляров. Николай Островский родился на Западной Украине 29 сентября 1904 года.
До начала Гражданской войны жили вместе всей семьей. А потом мама с дочкой уезжают в Москву, а отец с сыном — в Шепетовку. Здесь подросток работает на железной дороге, параллельно заканчивает с грамотой Шепетовскую школу; первые же заработанные деньги тратит на главное свое увлечение — книги. Позднее участвует в событиях Октябрьской революции 1917-го, в годы гражданской войны по зову сердца уходит на фронт. Тяжелое ранение в голову, падение с лошади и перелом позвоночника привели его в госпиталь. Но он все равно полон энергии и дерзких планов. По возвращении домой после демобилизации решается ехать на строительство узкоколейки под Киевом.
Как он трудился, мы все помним из образа Павки Корчагина. Перенес воспаление легких и тиф. С января 1923 года оказался совершенно нетрудоспособным - по сути, в свои 18 лет Островский оказался приговоренным инвалидом 1 группы. Тем не менее, его увлекла комсомольская работа, хотя болезни по-прежнему прогрессировали. В 1923-24 гг. Лишь в 1924 году был вынужден лечь в клинику Харьковского мединститута. Дальше его жизнь, за редкими перерывами, почти сплошное пребывание в клиниках.
После лечения в санаториях Славянска и Евпатории, в июне 1928 года пароходом из Новороссийска Николай Алексеевич впервые приезжает в Сочи. С парохода его «высаживают» на носилках, самостоятельно будущий писатель уже не передвигается даже на костылях. Реабилитация в санатории на Старой Мацесте. Его письма к родным полны радостных надежд: «Санаторий высоко на горе, кругом лес, пальмы, цветы. Красиво, покарай меня господь! Ванны в 200 шагах внизу! Возят на линейке с горы вниз.
Но какие спецы санитары! Ни толчка, ни удара! Среди нянь и санитаров есть уже друзья. Через пять дней в ванне будут делать массаж, выносить под пальмы днем в специальных креслах. Кормят пять раз в день, на убой — о несчастье мое!.. Сплю хорошо. Ночью мертвая тишина, целый день открыты окна.
Вот где я отдохну, тут ещё красивее Сухуми». Когда читаешь письма Островского этого периода, написанные крупным неразборчивым почерком, понимаешь, почему он с горечью восклицает: «сволочные глаза, саботируют — пишу, но, убей, не вижу, что пишу. Боюсь, написал слово на слово, ничего не разберешь". Рядом с ним его жена и старшая сестра.
Литературный квиз проходил на основе филлворда и заданий к нему. Ребята разделились на две команды: «Свои люди» и «Простые мудрецы». В задании «Кто это? В задании «Играем Островского» подбирали ключевые слова к героям пьесы.
Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга. С особенным трепетом к Островскому относятся в Кинешме.
Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. Добролюбова , которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась « Гроза », которой Добролюбов посвятил статью « Луч света в тёмном царстве ». Со второй половины 1870-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Н. Начало 1880-х годов В 1866 году по другим сведениям — в 1865 Островский основал Артистический кружок , давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.
В доме Островского бывали И. Гончаров , Д. Григорович , И. Тургенев , А. Писемский , Ф. Достоевский , И. Турчанинов, П. Садовский , Л.
Косицкая-Никулина , М. Салтыков-Щедрин , Л. Толстой , П. Чайковский , М. Ермолова , Г.
Праправнучка писателя Островского сохранила семейную традицию в память о предке
С другой стороны – характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия». В этом году мероприятие организовано к 200-летию со дня рождения русского драматурга и писателя Александра Островского. Соавтор драматурга Н. Я. Соловьёв расценивал своё сотрудничество с Островским как «лучшую образовательную школу драматического писателя». Соавтор драматурга Н. Я. Соловьёв расценивал своё сотрудничество с Островским как «лучшую образовательную школу драматического писателя». Михаил Успенский / РИА Новости. Странные вопросы о мистике: отвечает священник Павел Островский.
Россия Островского: «Мало христианства-то в людях»
Аргумент тестя героя звучит пощечиной обществу: поскольку воровство в нем повсеместно, то, отказавшись "брать", услугу России не окажешь, а значит, только сглупишь, потому что обязательно "возьмет" кто-нибудь еще. Хотя и знал, что личная честность лежит в другой плоскости, нежели политические взгляды. Взять хоть профессора Крылова — одного из виднейших западников, оказавшегося на деле вымогателем взятки. Постепенно в окружении драматурга начинают преобладать славянофилы. Возможно, потому, что, бросив судебную работу, Островский устроился на литературную — в журнал "Москвитянин" под руководство знаменитости тех лет Михаила Погодина.
Издание с характерным для Первопрестольной посылом бросало вызов Санкт-Петербургу на уровне ценностей: выступало за консервативно-религиозные начала общества и старую Россию. Под воздействием этих идей Островский меняет ракурс своей критики. В пьесе "Не в свои сани не садись" драматург обличает те же изъяны, что и раньше, но иначе: алчность — порочна, но увидена автором теперь в желании дворянина заключить брак с купчихой без любви, чтобы поправить дела, тщеславие — в желании подняться вверх по социальной лестнице за счет неравного брака. Пьеса ложится в логику сословного миропорядка — неудивительно, что на этот раз ее полностью одобрил Николай I.
Пьеса "Бедность не порок" — в том же ключе: автор вступается за верную консервативным порядкам часть купечества, призывая увидеть преимущества в традиционном укладе, вызвавшем это сословие к жизни, а не пренебрегать им. Путешествие на Запад Переход Островского из западников в славянофилы выдерживает испытание поездкой в Европу. Отрывки из дневника : "Были в бельведере, ходили по саду, который несколько напоминает Петергофский"; "В деревнях женщины совершенно русские, и такие же лавы через речку, как и у нас"; "Отличное утро, совершенно наше июльское"; театр La Scala "громаден, но Московский богаче"; "Отправляемся в Рим по железной дороге. Характерное отличие от западничества — изживание наивности.
Из посещения западных стран Островский выносит самое главное, что его, видимо, интересовало: "Взятки отлично действуют по всей Европе".
Глубины национального невыразимы рационально, но в искусстве по этим окрасам они улавливаются и передаются. Многие русские писатели были устремлены к крайним проявлениям, высокому напряжению этой ментальности. А Островский разрабатывал то, что, пожалуй, кроме него, никто так блистательно не делал, — среднюю линию жизни. У него человек на сцене соразмерен человеку в зале. Идентифицировать в процессе чтения себя с Раскольниковым, с Соней Мармеладовой или князем Мышкиным — возможно, но в пределе, которого на самом деле ты никогда не достигнешь. А Островский выводил на сцену обыкновенного человека, существующего в обыкновении своей жизни.
В этом его уникальность. По словам замечательного мхатовского режиссера Владимира Сахновского, он мог разглядеть и открыть «духовную бездну» в явлении мелком, казусном и тривиальном. В раскрытии чуда обыкновенной и вместе с тем неповторимой индивидуальности — его талант. Памятник А. Островскому — Почему же тогда на Западе лучшим описателем, толкователем русской души считался и считается не Островский, а Достоевский? Первое — Достоевский проще для понимания, потому что он сложный. Там есть где копаться, что разъединять, сопоставлять и противопоставлять.
Парадоксальная сложность Достоевского дает тебе возможность проявить свои познавательные возможности при чтении. А с невероятно органичным Островским этот номер не пройдет: его образы неразложимы на составляющие. К его художественной простоте можно только приобщиться, ощутить и впитать в себя ее глубокую правду. Была такая актриса Александра Ивановна Шуберт, ученица Михаила Семеновича Щепкина, которая после ухода из Малого театра состояла с ним в переписке. В своих театральных мемуарах она пишет, как ей не давалась Марья Андреевна из «Бедной невесты» и она обратилась к автору за помощью. По ее словам, Островский «ничего не мог мне помочь, одно говорил, что надо почувствовать». Это лаконичное и глубоко русское «надо почувствовать» — другой инструмент познания, чем тот, к которому привыкла Европа.
Если мы сравним трех знаковых литературных героев — ученого немца Фауста, благородного испанца Дон Кихота и русского князя Мышкина, — сможем уловить разницу. В светлый праздник Пасхи народ радуется, гуляет, а Фауст в своей лаборатории сидит и редактирует Евангелие — это чисто протестантский способ жизни. Дон Кихот покидает свое бедное жилище и отправляется в миссионерское странствие добра — это католический пафос деяния. А князь Мышкин ничего такого не делает, сидит в вагоне третьего класса и просто слушает Рогожина, случайного попутчика. Но чем кончается дело? Разные изводы христианского культа культивируют в национальных ментальностях разное. Достоевского поражало, что герои Островского говорят прямо от души — Можно ли утверждать, что более репризного по тексту драматурга русский театр не знал?
И чем больше они не подозревают об этом, тем больше юмора исполнения и хохота зрителей. И если актер не репризничает, не кокетничает на сцене, а живет в образе, он не замечает, что его персонаж репризу выдал. Для нас, воспитанных на новой драме, контекстах, подтекстах, сверхтекстах, это тем более необыкновенно. Герои Островского действительно замечательно формулируют, хотя мы понимаем, что формулирует-то автор, но воспринимаем-то слова, будто их произносят они. И они никогда не обманывают, а если захотят обмануть, то предупредят нас. И дальше мы следим, как они обманывают. У того же Глумова из «На всякого мудреца довольно простоты» целый монолог: вот смотрите, как я до конца пьесы буду обманывать и почему и какими средствами действовать.
Островский говорил об отсутствии противоречия в его пьесах склада с тоном. Здесь склад относится к слову написанному, литературному, а тон — к слову сценическому, произнесенному актером. В написанном слове заложено его звучание, слышится интонация. И если ее уловить, текст сам вывезет и сам направит в нужную сторону. Если артисты каждую фразу раскрашивают, делая ее репризной, то становится скучно и утомительно. В этом видно старание понравиться зрителю. Ну и зачем?
Чего ты себе так уже не доверяешь? Ты и так понравишься, если будешь по-честному играть. Кто из старых мастеров и новых впечатлил вас своим Островским? Восторг полный!
Разбор Библии завтра в 11. Приходите - мы всем рады.
Поминовения бесплатные.
Режиссёр фильма Наталья Бондарчук известная актриса, сценарист, заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств России. С полуостровом она познакомилась в 1972 году, когда приехала сниматься в фильме "Солярис" Андрея Тарковского. И вдруг он начал читать стихи», - поделилась Наталья Бондарчук.
Алексей Островский
Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. В 1865 году Островский создал в Москве артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей, писал в правительственные сферы многочисленные.
ОСТРОВСКИЙ Павел, священник
В 1845 году Островский начал работать уже в Коммерческом суде, где не только вел протоколы, но и принимал жалобы от людей. Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актером Провом Садовским. Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. Алексей Островский Россия Общество 29 октября в 14:08 Смоленский губернатор продаст резиденцию ради помощи местным больницам.
Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского
О самых необычных и малоизвестных фактах из биорафии писателя РИА Новости рассказали в Бахрушинском театральном музее. О самых необычных и малоизвестных фактах из биорафии писателя РИА Новости рассказали в Бахрушинском театральном музее. Михаил Успенский / РИА Новости.
Новости Культуры Архангельской области
Островского для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2023 году 200-летием со дня его рождения, 13 ноября 2020 года Президентом РФ подписан Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения А. Предстоящий юбилей даёт возможность учреждениям культуры актуализировать внимание театралов, книголюбов к этой знаменательной дате, способствовать популяризации произведений Александра Николаевича Островского. Уважаемый читатель, Библиотека АСОУ предлагает вашему вниманию книжно-иллюстрированную выставку, посвященную 200-летию со дня рождения великого мастера русской драмы А.
Невежин, русский драматург XIX века.
Учитывая большое значение творчества А. Островского для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2023 году 200-летием со дня его рождения, 13 ноября 2020 года Президентом РФ подписан Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения А.
Оживало Замоскворечье не через технические средства, а от вида из окна зала, где проходила конференция.
Проект назывался «Взгляд на творчество А. Островского из XXI века». Выступление было доказательным и интересным.
Действительно, XXI век задает вопросы, на которые Островский уже ответил. Наша задача лишь услышать драматурга. В проекте этот путь был подсказан зрителю и читателю.
Довольно смелым был выбор темы «А. Островский и Ф. Эта статья критика и редактора брата Федора Михайловича почти не упоминается в школе, но она важна, актуальна и интересна.
И тем похвальнее, что выпускница школы справилась с освоением такого материала. В этом немалая заслуга и конференций, которые стимулируют познавательную деятельность выступающего и дают опыт публичного выступления. Доклады обсуждались в прениях.
Конечно, с интересом слушали о том, как писал Островский о любви. Островского» учитель Лариса Алексеевна Либерова.
Вот только миром правят деньги, и невеста без приданого никому не нужна. Но, может быть, у нее есть шанс? В ход событий вмешивается счастливая находка.
Режиссер Юрий Цуркану создал трагикомедию, в которой исследует русский характер с его битвами крайностей: скупостью, лихоимством, разбоем, нищетой и терпимостью. Режиссер — Юрий Цуркану Действие спектакля разворачивается на Волге, в том же городе Бряхимове, где жили и любили персонажи «Бесприданницы». Как ни странно, но пьеса с таким ярким названием почти не имеет подробной сценической истории. Там никто не бросается с обрыва, не стреляется и не гибнет. Юрий Цуркану: Незаигранная и нераскрытая пьеса ошеломила широтой русских характеров в исключительных проявлениях коварства и самопожертвования… Комедия Островского «Красавец-мужчина» разворачивается как комедия русской жизни, извечно стиснутой двумя берегами, двумя стихиями: души и… денег.
А в стремнине бьется любовь. Режиссер — Александр Баргман Это горькая и ироничная пьеса о выборе, о борьбе мерещащейся судьбы и привычной жизни, что уже не та, о поединке чувства и разума, об уделе Актрисы, об изменчивости жизни и беспощадном Молохе Театра. В центре пьесы — Талант, не поддающийся обыденности и нарушающий ее. Талант заразительный настолько, что все персонажи пьесы поддаются его силе, сами становясь по своему талантливыми — в делах, фантазиях, интригах, поклонении. Пьеса полна любви и милосердия, надежд и сострадания, боли и отчаяния.
Режиссер — Юрий Цуркану Это одна из самых прозрачных, смешных пьес А. В «Шутниках» есть тщательно скрываемая страстная любовь богатейшего немолодого купца к доброй, гордой и бедной девушке, растраченные казенные деньги, розыгрыши, переходящие в настоящую интригу, которая чуть не сводит с ума главного героя — отставного чиновника Оброшенова. Спектакль ставит зрителей перед проблемой: бедность, конечно, не порок, но настоящую свободу могут дать только деньги. Завязывается тугой узел проблем, и человеческое счастье может попасть в зависимость от трехсот рублей. Но в «Шутниках» дано победить чести, любви и достоинству.
Режиссер-постановщик — Андрей Сидельников. Спектакль по пьесе «Бесприданница» Сюжет знаменитого произведения перенесен в наши дни. В современном мире все продается и покупается. Сколько стоит красота, любовь, молодость? Сколько стоит человек?
И в какой момент мы понимаем, что нас самих уже купили? Красавица Лариса, девушка из небогатой семьи — лакомый кусочек. Ее бедность в глазах состоятельных претендентов становится знаком легкой добычи, тем более, что девушка в растерянности. Возлюбленный Ларисы предпочел ей брак по расчету. Отчаявшись, героиня решает выйти за нелюбимого человека.
Жених, по общему мнению, ей не пара. Воспользоваться падением Ларисы желают многие. Режиссер-постановщик — Стас Парфенов Островский по праву считается создателем традиционного русского театра. Его произведения бережно хранят чистый, живой русский язык с неповторимым юмором, который понятен и близок нам сегодня. Постановка объединяет в себе несколько произведений драматурга.
Каждая пьеса будет развиваться в своей эпохе и проведет зрителя от времен Александра Николаевича к нашему «сегодня», показав, что времена меняются, а люди, их заботы и, главное, язык — остаются такими же. Режиссер-постановщик — Денис Хуснияров Постановщики отстранились от привычного социального аспекта пьесы. В спектакле внимание сконцентрировано на универсальных вневременных категориях, на философских и сущностных вопросах человеческих взаимоотношений. В 1870-х годах Александр Островский был почетным мировым судьей Кинешемского уезда. Он принимал участие в судебных заседаниях и был хорошо знаком с хроникой происшествий того времени.
Предполагается, что он был в курсе подробностей громкого дела, ставшего основой сюжета «Бесприданницы»: молодая женщина погибла от рук богатого мужа, ведущего разгульный образ жизни. Режиссер-постановщик — Владимир Туманов Спектакль рассказывает историю любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия. Женщина, нарушающая нравственный долг, не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Но для героини важна суть отношений, а не их форма. В трактовке образа Катерины режиссер спектакля Владимир Туманов следует за драматургом.
Островский не искал для своей героини выхода из отчаянного положения, его просто не существовало. Но это не значит, что любовь и красота бессильны и не могут спасти мир. Главный смысл драмы раскрывается в образе Катерины, в правде ее сильного характера и цельной души. Режиссеры: Семен Спивак, Михаил Черняк. Спектакль по пьесе «Женитьба Белугина» Н.
Соловьев, А. Островский Купец Андрей Белугин не самодур-неуч, а умный, честный, достойный человек. Господа же высшего сословия на поверку оказываются слабыми и безвольными. В их взаимоотношениях не последнюю роль играет желание разбогатеть. Но мерилом и судьей становится любовь.
Главные герои: простоватый Андрей, искажающий слово «лаборатория», и премудрая Елена, представительница высшего света, легко говорящая на разных языках, проходят испытания сердечными невзгодами, ищут настоящую любовь и совершают ошибки. Честность и хитрость, прямота и расчет, доброта и насмешка, нежность и ирония, жар и холодность, причудливо переплетаясь, и впрямь напоминают кружева. Но это не любовный треугольник или адюльтер. Это сложная, тонко написанная и искусно сыгранная история о самом прекрасном чувстве на свете. Помимо этого в пьесе есть юмор, романтика и легкость.
Режиссер-постановщик — Андрей Андреев Трактовка Молодежного театра способна удивить даже искушенного зрителя. Театр постарался воплотить художественный замысел Островского и сделать мелодраму смешной. Природу комедии подчеркивает и игра говорящих фамилий: Кручинина — печальная, Отрадина — радостная, Незнамов — безродный. По сюжету знаменитая актриса Кручинина соглашается гастролировать в небольшом городе, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания молодости. Несломленная предательством любимого и потерей сына, достигшая огромной известности, Кручинина возвращается в родной город, где ее ждет много непредвиденных поворотов судьбы.
Режиссер-постановщик — Владимир Туманов Островский называл эту пьесу в числе трех своих лучших произведений. Создатели спектакля намеренно ушли от бытовой атрибутики мира Александра Николаевича, чтобы проникнуть в сиюминутность человеческого чувства и выбора, постичь глубину отношений. Этажерка, конторка, вешалка, стол, скамья — вот лаконичный и незамысловатый интерьер «захолустья». И в этой, казалось бы, ничем не примечательной и вполне размеренной жизни порой случаются бури. Людмила, скромная дочь бедного адвоката, влюбляется в Николая, человека азартного, любящего рискнуть, и порой безрассудного.
Чтобы спасти его, юная барышня готова совершить самые невероятные, и не всегда благовидные, поступки. Это спектакль о чести и достоинстве, о нравственных заповедях и душевных муках. Но прежде всего — о любви, которая бывает смешной и трагической, выдуманной и настоящей, продажной и робкой, а для кого-то — уже и поздней. Режиссер — Александр Исаков Не слишком умный, но очень практичный мелкий чиновник Михайло Бальзаминов мечтает о богатой невесте. Маменька с детства внушила ему, что это самый легкий и надежный способ выбиться в люди.
Он уже представляет свою жизнь в роскоши и комфорте, а маменька высматривает к кому бы пойти посвататься. Только мечты романтика-фантазера, бездельника и голодранца так и останутся мечтами. Богатые невесты не выстраиваются в очередь за сердцем Бальзаминова, а их папеньки не спешат отдавать дочерей за жениха, у кого за душой ничего нет.
Александр Островский: «Я и есть русский театр»
На Арбате представят афиши и программки спектаклей, поставленных еще при жизни писателя». На сцене Малого театра ставились почти все пьесы, написанные Островским. В музее театра хранятся архивные документы и материалы, связанные с этими постановками. Они и станут основой выставки.
Программу откроет занятие-беседа с элементами викторины «Собиратель пословиц». Островский всю жизнь хранил живой интерес к народной речи, к русским пословицам и поговоркам, что отразилось в его пьесах. Слушатели узнают немало интересного об Островском как о путешественнике, ученом-лексикографе составителе словарей , а также о пословицах и поговорках, которые встречаются в названиях его драматических произведений.
Кроме того, пройдет интеллектуальная игра, включающая пять туров по шесть вопросов на логику и смекалку. Для участия в ней желательно ознакомиться с творческим наследием Александра Островского.
Нет равных по востребованности этого автора у нас в стране. Островского ставят и национальные театры России, то есть те театры, которые созданы для того, чтобы говорить со сцены на своих национальных языках. Не на русском. Но без Островского и национальные театры сегодня наши себя не мыслят. И никакой тенденции на снижение интереса к Островскому нет», — говорит Манилова. По мнению ректора Высшего театрального училища имени Щепкина Бориса Любимова, особенность творчества Островского состоит в том, что автор всю свою жизнь посвятил драматургии. Именно он является основоположником русского театрального сценического языка.
Надо сказать, что у современников позиция драматурга вызывала вопросы. Журнал «Отечественные записки» критиковал его за выпячивание роли церкви в пьесах о Смутном времени. В журнале утверждалось: герои «точно выпущены из монастыря и в земском деле видят одно религиозное дело…» С другой стороны — характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия…». Драматург показал специфику российской духовности, степень усвоения россиянами идей христианства. Про купца Пузатова пьеса «Семейная хроника» сказано: «Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит, великим постом и чаю не пьет с сахаром… А если обманет кого, так что за беда!.. Еще одно оправдание порока — в пьесе «Свои люди — сочтемся». Говоря об обмане в торговле, о том, что немцы обирают покупателей, герой заявляет: «Мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим». Самооправдание принадлежностью к православию предстает характерным явлением. Герой комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» мещанин Елеся, признавшись в хитрости и зависти, в то же время заявляет: «религия в нас настоящая». Не следует посыпать голову пеплом, считают персонажи и других произведений. И вправду молились. Вот признание Катерины из «Грозы»: «До смерти я любила в церковь ходить! Упомянуты и бедные. Помещица Мурзавецкая комедия «Волки и овцы» о бедняках: «Их-то молитвы доходчивее». Девушка Лиза из пьесы «Пучина» взывает: «Бабушка, давайте молиться вместе! Трудно мне, трудно! Жизни я своей теперь не рада». Страдания и впрямь умножали религиозность, убеждает драматург. Но о чем же молятся его персонажи? Купцы — часто о барыше. Кто-то и о другом. Любопытна Снафидина из пьесы «Не от мира сего»: «Я молилась, чтоб она умерла… в отрочестве, девицей. Тогда бы уж туда прямо во всей своей младенческой непорочности». Довольно жестокое молитвословие! Тема покаяния тоже затронута.