Психологи давно отметили, что мазохизм является чем-то большим, нежели просто отклонением от сексуального мейнстрима. Несмотря на то, что мазохисту сложно радоваться бытию первый тип выстраивает свою жизнь именно вокруг своей несчастной персоны и всеобъемлюще жалеет себя по причине того, что когда он претерпел боль, нашедшую выход в мазохизме. Часто склонность к психологическому мазохизму неосознанно передается из поколения в поколение и воспринимается как норма жизни.
Что такое мазохизм в жизни и в сексе: как распознать мазохиста
Вид извращения полового чувства. По имени австрийского писателя Захер-Мазоха, страдавшего этим пороком. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка.
Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей.
В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Словарь эпонимов мазохизм половое извращение, при котором для достижения полового удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемые партнером; перен.
Название — по имени Л. Леопольд Захер-Мазох - Leopold Sacher-Masoch 1836—1895 немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицей-президента. Рос слабым и хрупким ребенком, в детстве ему довелось стать свидетелем жестокостей, сопровождавших революции в Австро-Венгерской монархии сначала 1846 г.
Еще одним испытанием, травмировавшим психику юноши, явилась первая любовь к Анне Котвиц, которая была значительно старше его.
Ведь любой мазохист может стать также и садистом. Когда человека долгое время мучают и унижают, он не только начинает получать удовольствие что в свою очередь является инстинктом психологического самосохранения , но и возжелает самому взять в руки плётку и почувствовать себя в роли господина. Самое древнее БДСМ-сообщество в истории Именно поэтому в древности рабовладельческий строй долгое время оставался на плаву. Ведь во многом благодаря садисто-мазохистким отношениям господа могли содержать рабов, создавая между ними эмоциональную связь. Ведь человек окончательно становится рабом когда он становится рабом морально. Языческие религии тех лет только укрепляли рабовладельческий строй, промывая рабам идею, что это их судьба.
Судьба служить своим господам в качестве рабов. А впоследствии появилось христианство, религия, которая стала крайне популярной в Древнем Риме среди рабов из-за их безвыходного положения. Так сформировалась рабская мораль по Ницше. Неудивительно, почему христианство впоследствии использовалось сильными мира сего для укрепления своей власти. Образ Христа-мученика очень понравился рабам Христианство, а также Ислам и некоторые другие религии, культивируют мазохизм как путь к спасению. Авраамические религии осуждают самоубийство, но при это приветствуют мученичество. Посмотрите сами.
Иисус Христос учил людей подставлять свои щеки господам, а он сам по итогу был распят на кресте. Распятие по итогу стало символом христианства, а христианство, в свою очередь, приветствует "терпение", и даёт мученикам билет в райскую жизнь. Также как и в Исламе, где смерть в религиозной войне то бишь в джихаде даст любому отпущение всех грехов. Именно поэтому появились террористы-смертники, называемые шахидами. Находясь в безвыходной ситуации, человек становится мазохистом поскольку мазохизм является защитной реакцией психики. Бедность, тираническая власть и невозможность что либо изменить вынуждает людей романтизировать мучения. И от этого появляется институт мученичества.
Мы начинаем романтизировать самоубийства и душевные страдания поскольку это дает нам моральное удовлетворение. Удовлетворение от того, что мы, страдающие, являемся хорошими ребятами, которые терпят побои от власть имущих. Именно так и появляются радикальные идеологии и секты. Члены секты "Храм народов" приняли свою добровольную смерть как акт мученичества. Ну а во время путча несколько сторонников Гитлера успели помереть во время потасовки. Таким образом, Гитлер, воспользовавшись этим, решает увековечить погибших товарищей в качестве мучеников за веру, за идеологию. И придумал легенду, что во время путча кровь мучеников пролилась на красное знамя национал-социалистической партии.
Как показал пример с Джонстауном, идея мученичества является одним из краеугольных камней любой радикальной секты и идеологии. Мы сами того не подозревая подчиняемся уже устоявшейся системе нынешней морали, которая на протяжении всей истории была человеческими продуктом. Оглянитесь на природу. Разве животные живут по каким нибудь законам? Если да, то только из законов физики и биологии. Но они гораздо свободнее нас. Мы сами того не осознаем, что в каждом из нас находится частичка потенциала, которая может вырасти до огромных размеров благодаря воле.
Ведь вы не задумывались над тем, что отказавшись от алкоголя и наркотических веществ вы сэкономите много денег, что может пригодиться для получения дополнительного образования, улучшения своего же здоровья и жизни? Ведь если так посмотреть, в интернете можно найти много видеоуроков по иностранным языкам и программированию. Никто не сказал, что это будет легким процессом, но развивая нашу волю и, вместе с этим, способность хорошо сочетать труд и отдых, а также возможность понимания уроков, мы сможем достичь небывалых высот. Если мы не можем добиться свободы в государственном плане, то мы можем добиться личностной свободы, став Сверхлюдьми по Ницше? Однако мы по-прежнему отдаемся в руки мазохизму, жалуясь судьбе за то, что мы не родились в богатой семье. Так уж вышло, что исторические события в России, а также религиозные и культурологические факторы сформировали у населения то, что мы привыкли называть "рабским менталитетом".
Что такое мазохизм в сексе? Если сексуальная жизнь для «терпилы» идет не по сценарию и он не получает желаемого, то он начинает искать удовлетворение в смене партнера, у которого действия будут направлены к ожидаемому результату. Чем больше партнер доминирует над мазохистом и унижает его во время секса, тем больше тот будет им дорожить. Следует подчеркнуть, что сексуальный мазохизм со временем вызывает сильную зависимость. Следовательно, сексуальный мазохизм — это состояние сильного влечения и возбуждения, удовольствие для таких людей, наступает после наказания. И не обязательно включать физическую боль, мазохисту будет достаточно понимать, что он унижен и морально подавлен. Таким людям важно получать «психический» оргазм, во время которого он теряет контроль над собой и наслаждается насильственным экстазом. Механизмы и связь между мазохизмом и садизмом5 Провокация чужой агрессии — вот чем руководствуются мазохисты. Для получения удовольствия ему нужен садист. Если заглянуть глубоко в проблему, то и жертва и агрессор, являются маленькими детьми, которые были лишены родительской любви и внимания. Уничтоженное в раннем возрасте собственное мнение мазохиста защищается, расщепляясь в определенных ситуациях. Расщепление — это психологическое состояние, когда человек за короткий промежуток времени видит либо плохое, либо хорошее.
Теперь значение слова «мазохист» нам раскрывается более полно. Классификация Различают следующие виды мазохизма: Животный. Желание одного человека подчиняться другому. Такие люди часто представляют себя в виде рабов, пажей, активно пользуются вещами из кожи фетиш на поводки, ошейники, костюмы и т. Получение удовольствия от переживаемых человеком негативных эмоций; Мазохизм мысли. Представление себя жертвой маньяка возбуждает мазохиста, пробуждая в нем нездоровый интерес к социально-опасным людям; Сексуальный мазохизм. Удовольствие от грубого полового акта; Cимвoличecкий мaзoxизм. Нередко встречается у лиц больных шизофренией, в своем состоянии люди видят скрытый смысл. Я делаю это ради всех»; Моральный мазохизм. Постоянное чувство вины и жажда наказания за ошибки. Человек считает себя жертвой и не желает отказываться от своего апатичного настроения; Аутоагрессия. Больной причиняет боль сам себе, не привлекая к этому процессу других людей. Женский мазохизм Одной из причин фригидности, возникающей у женщин, сексопатологи считают систематическое подавление мазохистической склонности. Стеснение своего тела, внешности способствуют тому, что женщина начинает бояться половой близости, хотя мысль о грубом сексуальном акте вызывает сильное его желание. Учитывая то, что прекрасный пол априори считается слабым, его представительницы всячески пытаются опровергнуть сложившиеся устои. Бесконечная борьба за равенство, поиск доказательных методов опустошают женщину, как человека, заставляют искать новые ощущения там, где, казалось бы, нет места наслаждению. Фрейд считал, что каждая женщина на подсознательном уровне получает удовольствие от наличия у нее менструального цикла, способности родить и ухаживать за ребенком. Отождествляя себя с самкой, она открывает в себе что-то новое, неизведанное — удовлетворение своих потребностей путем причинения себе боли. Всякое расставание, грустный жизненный опыт и многое другое — все это подсознательное правильное решение, которое принимает женщина. Она знала, что так все и будет, что ее мечты не сбудутся, а сердце будет разбито, однако продолжает встречи с тем или иным молодым человеком. А после мимолетного романа долго приходит в себя, плачет, а затем расцветает заново. Для некоторых людей моральные страдания являются важнейшей составляющей их жизни, и если нет никаких причин на их наличие, человек придумывает их сам. Черты характера мазохиста Мы уже говорили о том, что такое мазохист. В целом представление есть. Обрисуем его: Он не смотрит на свое душевное самочувствие. Не в состоянии самостоятельно избавиться от дискомфорта. Работает до конца, до изнеможения. Внешне тихий и спокойный. Имеет страдающий облик. Именно этим обиженным видом он как бы наказывает окружающих за то, что они не разглядели в нем душевной травмы.
Что значит мазохист?
- Подпишитесь на важные новости!
- Мазохист: кто это?
- 8 признаков, что ты эмоциональный мазохист
- Чем отличается садизм от мазохизма?
- Симптомы расстройства
Кто такой мазахист: болезнь или часть личности
МАЗОХИЗМ (MASOCHISM) Склонность к поиску физических или психических страданий для достижения сексуального возбуждения и удовлетворения. Мазохизм — вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Мазохизм извращение, при котором для достижения полового возбуждения и удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемое партнёром. Предположим, что страдания мазохиста — это тернистый путь к какому-то призу, перевешивающему все, что довелось пережить на пути к нему. В данной статье мы исследуем психологию мазохизма, его определение, историю, проявления, а также психологические причины и способы лечения этого явления.
Сексуальные нарушения. Мазохизм - что может быть лучше боли?
Расстройство личности в психиатрии — тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций личности. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 3-го издания DSM-III-R были представлены такие критерии мазохистического самоповреждающего расстройства личности, как отвержение помощи других людей, расценивание собственных успехов негативно, стремление принесения себя в жертву, отвержение людей, которые последовательно относятся к данной личности хорошо и др [9]. Женский мазохизм[ править править код ] Зигмундом Фрейдом представления о женском мазохизме были выдвинуты в «Экономической проблеме мазохизма» 1924. В данном труде он вместе с моральным и эрогенным видами мазохизма выделил женский мазохизм, который рассматривал в качестве выражения женской сущности. Фрейд указал на прочную связь между женственностью и сексуальной активностью в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» 1933. По мнению Фрейда, фемининный вариант мазохизма отражает женский стереотип рецептивного и пассивного поведения [10]. Также он полагал, что налагаемое на женщину социальное подавление её агрессивности «способствует образованию сильных мазохистских побуждений» и называл мазохизм «поистине женским извращением» [11]. Хелен Дойч [en] в статье «Женский мазохизм и его отношение к фригидности» 1930 высказывала предположение о наличии генетических факторов биологической природы, которые ведут к мазохистской сути женской роли. По этой причине утверждалось, что быть женщиной — значит быть мазохистичной, и это является до известной степени явлением нормальным.
В «Психологии женщин» 1943—1945 Дойч подчёркивалась более высокая предрасположенность женщин к мазохизму, связанная с биологическими факторами.
В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Словарь эпонимов мазохизм половое извращение, при котором для достижения полового удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемые партнером; перен. Название — по имени Л. Леопольд Захер-Мазох - Leopold Sacher-Masoch 1836—1895 немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицей-президента.
Рос слабым и хрупким ребенком, в детстве ему довелось стать свидетелем жестокостей, сопровождавших революции в Австро-Венгерской монархии сначала 1846 г. Еще одним испытанием, травмировавшим психику юноши, явилась первая любовь к Анне Котвиц, которая была значительно старше его. Их сексуальная связь носила садомазохистский характер. Будучи по образованию историком, он рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов. В 1886 г. О словаре Словарь эпонимов — справочный словарь, содержащий толкование распространенных эпонимов из различных областей человеческой жизни.
Словарь позволяет читателю познакомиться с людьми, антропонимы собственные имена которых дали названия изобретениям, предметам, научным и природным явлениям, географическим объектам. В статьях словаря содержится описание происхождения названий и краткие истории жизни людей, давших свои имена этим названиям. Словарь будет интересен работникам журналистской сферы, преподавателям, студентам, а также всем тем, кто интересуется историей появления эпонимов и желает расширить свой кругозор.
Ты возвращаешься к партнерам, которые причиняли тебе боль Возвращаться к человеку, который делал больно можно по разным причинам. Например, ты считаешь, что не заслуживаешь никого лучше, или же причиной является детская травма. Стоит задуматься об этой ситуации раньше, чем появятся непоправимые последствия. Ты часто занимаешься самокритикой Ты любишь себя покритиковать? Делаешь это часто и безжалостно? У нас плохие новости: ты — эмоциональный мазохист.
Не важно что именно стало причиной такой привычки, но само по себе это не пройдет.
Некоторые мамы могут не ощущать истинных чувств к своему чаду и не понимать его потребностей. Это становится причиной поступков в отношении ребенка, мотивацией для которых является обязанность или долг матерей «так надо» или «я должна». При всем этом у ребенка все же остается шанс получить полноценное внимание от матери. Это моменты, когда ему плохо. Причины такого состояния могут быть разными — от ударов во время падений до болезней. В таких случаях ребенок получает не только внимание, но и жалость, заботу, опеку и «почти любовь», которые в дальнейшем стимулируют его к проявлению пассивности. Знакомая для многих ситуация с детства, когда ребенок болеет.
Мать, жалея его, не только обеспечивает за ним полноценный уход, но и демонстрирует жалость, поощряя доступными способами психологическую слабость ребенка. В подобной ситуации дети слышат что-то вроде: «Заболел?
Психологический мазохизм – как изменить пассивность и недоверие к миру
Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Человек, страдающий от мазохизма, никогда не признается в своей проблеме, никогда не спросит, кто такой мазохист. Мазохизм – склонность направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное поведение против себя, получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Сексуальный мазохизм – это парафилия, при которой половое возбуждение и наслаждение возникают в ответ на моральные и/или физические страдания, причиняемые партнером.
Все о сексуальном мазохизме
Он выбрал себе не то дело, которым занимаются родители. И когда он идёт на какой-то риск, связанный с его бизнесом или с какой-то новой идеей, у него обостряется потребность в поддержке, но он её не слышит и не чувствует. И он начинает спать по шестнадцать часов в день. Он не может проснуться, это не контролируется. Он встаёт, думает: «Блин, опять день прошёл…». Он блокирует дальнейшую деятельность, не получив поддержки.
Будучи способен успокоится только сном, он засыпает и спит по шестнадцать часов, и это может продолжаться месяцами. И вот эта привычка терпеть и страдать вместо того, чтобы слышать собственные потребности, - как раз базируется на отрицании и подавлении этих потребностей. Человек, который не слышит свои потребности, превращается в удобную субстанцию. Для родителей это удобный ребёнок. Что значит вести себя хорошо?
Не испачкайся, не проси второй фаршированный перец на людях, учись хорошо, не глазей на витрины. Клиентка рассказывала. Приехала она с матерью в Москву. Впервые в жизни в большом городе. Они едут с матерью в метро.
Что делает нормальный ребёнок, который в первый раз очутился в метро? Глазеет по сторонам. А матери за это стыдно, и она говорит дочери: «Да что ты глазеешь! Все сразу видят, что мы из Ижевска приехали! И всё: теперь ребёнку нельзя глазеть.
И ей теперь нельзя ездить в другие страны, в другие города, потому что а вдруг поймут её дремучую провинциальность. Таким образом происходит отказ от собственных потребностей, но при этом возникает необходимость в компенсации. Если я ни от чего не могу быть удовлетворён просто потому, что я не знаю, чего хочу я отказался от своих потребностей — то какого рода удовлетворение я могу получить? Если то, что мне остаётся — это терпение, страдание и стоять в середине костра. Мы ведь продолжаем нуждаться в любви, в ценности, в нужности, в принятии.
Как вы думаете, какой выход находит психика? Из зала: - Находит оправдание для себя и начинает искать другие выходы в плане того, что считает нормой то, что ненормально. Это обязательно. Как вы думаете, как человек вообще относится к факту своих страданий? Как человек обычно говорит «Жизнь у меня тяжёлая…», с каким внутренним чувством?
Если мне не остаётся ничего другого, то я буду гордиться тем, сколько страданий я могу вынести и пережить. И тогда мазохизм — привычка терпеть и страдать — становится единственной возможной отдушиной для того, чтобы я себя ценил и уважал. Например, такие вещи проявляются в терапевтических группах, когда возникает тема конкуренции, и кто-нибудь обязательно будет конкурировать с помощью своих болячек. То есть кому сегодня хуже, тот и выигрывает конкуренцию. Кто сегодня расплакался на первых пяти минутах, кто сегодня принёс самую жёсткую историю своего детства — вот он выигрывает конкуренцию за время, за внимание терапевта, за сочувствие.
Сама потребность-то неплохая, но для того, чтобы выигрывать конкуренцию на этом поле, нужно увеличивать степень терпения и страдания. Ведь если я вдруг обнаружу, что мне не обязательно терпеть и страдать, - то каким образом я буду входить в конкуренцию? Бывает такое на застольях, что девушки хвастаются мужьями. Одна хвастается тем, что муж машину новую купил, другая — тем, что муж каждый день дарит ей цветы. А третья говорит: «Девочки, а у меня-то — алкоголик!
Вопрос: кто выиграет конкуренцию за внимание, сочувствие и заботу?
Мазохистические личности видят то, что такая практика окупается, — чем больше заявляешь о своем страдании, тем больший отклик получаешь. Мазохистические клиенты могут вызывать ярость психолога, демонстрируя послания: «Только попробуй помочь, мне станет еще хуже! Также следует обратить внимание на избегание оттенка всемогущества в тоне психолога.
Первое правило — не моделировать мазохизм. Самопожертвование психолога для мазохистических клиентов является «медвежьей услугой». Если психолог демонстрирует такие черты, то клиент находит подтверждение тем паттернам, которые он использует в жизни. Таким клиентам важно продемонстрировать, что их принимают не только тогда, когда они просто улыбаются, показать, что их гнев может быть естественным.
Мазохистические личности считают, что имеют право чувствовать враждебность только в том случае, если им причинен явный вред. Если уровень ощущений напряжения, гнева и прочего они способны выдержать, то сдерживают это, чтобы «морализовать» или не показаться эгоистичными. Уместнее, вместо сочувствия, спросить: «Как Вы ввели себя в такой ситуации? В ответ клиент будет раздражаться, так как он уверен в том, что единственный способ получения теплых чувств от других — это демонстрация собственной беспомощности.
В данном случае психолог поддерживает выражение гнева, показывает, что это совершенно нормальная реакция. А также не следует спасать. От таких клиентов возможно послание психологу, уходящему в отпуск: «Посмотри, как ты заставляешь меня страдать! Выводить на уровень осознавания подобные послания очень важно.
Мазохистическим личностям свойственны лицемерие и пассивная агрессия. Например, непрямое послание коллеге по работе в ироничном тоне: «Мы же знаем, как ты предан работе. Приходишь всегда вовремя! Дифференциальный диагноз Мазохистические паттерны поведения встречаются во всех типах психопатологии, если причиняют ущерб собственному «Я».
Мазохистическая личность в сравнении с депрессивной: возможна комбинация этих типов. Депрессивным личностям важно знать, что психолог их не отвергнет, не осудит, не откажется от него. Мазохистическим личностям важно понять, что отстаивание своих прав может вызывать тепло и принятие, в отличие от родителей, которые обращали внимание на ребенка только тогда, когда несчастье прогрессировало. Если работать с депрессивными личностями как с мазохистическими, то можно спровоцировать усиление депрессии, даже суицид, так как клиент будет чувствовать осуждение и то, что психолог его оставил.
А если работать с мазохистической личностью, как с депрессивной, то можно усилить самодеструктивность.
Ты возвращаешься к партнерам, которые причиняли тебе боль Возвращаться к человеку, который делал больно можно по разным причинам. Например, ты считаешь, что не заслуживаешь никого лучше, или же причиной является детская травма. Стоит задуматься об этой ситуации раньше, чем появятся непоправимые последствия. Ты часто занимаешься самокритикой Ты любишь себя покритиковать? Делаешь это часто и безжалостно? У нас плохие новости: ты — эмоциональный мазохист. Не важно что именно стало причиной такой привычки, но само по себе это не пройдет.
Я ни разу не делал попытки реализовать свои имевшие вполне определенные и характерные свойства представления, т. Мысль о комедии с продажными женщинами казалась мне всегда нелепой и нецелесообразной, ибо оплаченная мной особа никогда в моем воображении не могла бы занять места «кровожадной госпожи».
Существуют ли в действительности такие садистские женщины, как героини Захер-Мазоха, в этом я сомневаюсь. Но будь это даже так и выпади на мою долю счастье! Я говорил себе много раз, что если бы мне даже удалось попасть в рабство к такой Мессалине, то, по моему убеждению, я, ввиду связанных с этим лишений, очень скоро пресытился бы жизнью, к которой стремился, и в светлые промежутки, несомненно, во что бы то ни стало решился бы отвоевать свою свободу. Тем не менее я нашел способ достигнуть в известном смысле реализации своих представлений. После того как предшествующие фантазии сильно пришпоривали мое половое влечение, я отправлялся к проститутке и мысленно воспроизводил какую-либо историю соответствующего содержания, в которой центральной фигурой являюсь я. После примерно получасового самоуглубления в созданную моей фантазией картину, все время сопровождавшуюся эрекцией, я приступаю к акту совокупления, совершая его с повышенным сладострастным ощущением и сильным семяизвержением. Тотчас же вслед за совокуплением носившиеся в моем уме образы бесследно исчезают. Пристыженный, я торопливо удаляюсь и всеми силами избегаю возвращаться к воспоминаниям о случившемся. После того я примерно недели на две свободен от всяких представлений, и при особенно удовлетворившем меня половом акте случается даже, что до ближайшего приступа я при всем желании не в состоянии был бы воспроизвести в своем воображении ситуации мазохистского плана. И все же раньше или позже, но следующий приступ наступает неизбежно, фатально.
Должен, однако, заметить, что я поддерживаю половые сношения и не подготовляя себя подобными представлениями, в особенности когда имею дело с женщинами, которые хорошо знают меня и мое общественное положение и в присутствии которых я боюсь и стыжусь своих мазохистских склонностей. В этих последних случаях я, впрочем, не всегда потентен, тогда как под властью мазохистских представлений моя половая способность не изменяет мне никогда. Считаю нелишним заметить, что во всех остальных своих мыслях и чувствах я обнаруживаю безусловно эстетическую натуру и что вообще истязание человека само по себе представляется мне гнусным и заслуживающим полного презрения. В заключение не могу не указать еще на одну особенность моего мазохистского влечения. Я говорю именно о форме обращения. В моих представлениях весьма существенную роль играет то обстоятельство, что «госпожа» должна мне говорить «ты», тогда как я должен обращаться к ней на «вы». Это тыканье как выражение абсолютного господства с ранней юности возбуждало во мне сладострастное ощущение и не утратило своего влияния еще и по настоящее время. На мою долю выпало счастье получить жену, безусловно симпатичную мне во всех отношениях и в особенности также в половом, несмотря на то что она, о чем, пожалуй, и излишне говорить, нисколько не соответствует мазохистскому идеалу. Она кротка, женственна, обладает роскошными формами, а это качество я считаю условием необходимым и нераздельным с половым возбуждением. Первые месяцы брака протекли в половом отношении вполне нормально, мазохистские приступы совершенно отсутствовать.
Тут появился первый ребенок, и период кормления повлек за собой, естественно, воздержание от супружеских сношений. И вот с возникновением половой похоти снова начались мазохистские приступы, которые, несмотря на большую и искреннюю любовь к жене, фатально толкнули меня на внесупружеские сношения, сопровождаемые мазохистскими представлениями. Примечательно, что возобновленные впоследствии супружеские отношения не в состоянии были отогнать указанных Представлений, как это, напротив, регулярно имело место при мазохистском совокуплении. Что касается сущности мазохизма, то я убежден, что главной и единственной целью в нем являются представления сами по себе, следовательно, чисто духовная сторона. Предположить, что конечная цель извращения заключается В осуществлении мазохистских идей, следовательно, в пассивном бичевании и т. В заключение я не могу не заметить, что число мазохистов, как подтвердили мои наблюдения, действительно довольно велико, в особенности в больших городах. Единственным источником для такого рода заключения являются показания проституток, так как между мужчинами подобные интимные сообщения обычно не приняты, и, поскольку показания эти в существенных пунктах совпадают, приходится во всяком случае известные факты считать доказанными. Сюда относится прежде всего тот факт, что любая проститутка имеет в своем распоряжении какое-либо орудие для бичевания обыкновенно роз-гу. Нужно заметить, впрочем, что бывают мужчины, которые заставляют себя бичевать исключительно ради усиления своей Половой похоти и которые, таким образом, в противоположность мазохистам, смотрят на бичевание как на средство. Почти все проститутки единогласно утверждают, что среди их клиентов встречаются мужчины, охотно разыгрывающие роль «рабов», т.
Число мазохистов, как я уже говорил, значительно более велико, чем можно было думать. Чтение вашей книги о мазохизме произвело на меня, как вы легко себе можете представить, громадное впечатление. Конечно, слово «исцеление» приходится принимать с известным ограничением, так как мы должны здесь различать две вещи: общие чувства и конкретные представления. Устранить первые немыслимо — они появляются, как молния, неизвестно откуда и каким образом. Зато мазохистские конкретные представления поддаются устранению или по крайней мере ограничению. Я представляю себе этот процесс таким образом. Я говорю себе: «Как, твое воображение занимают вещи, которые оскорбляют эстетическое чувство не только других лиц, но и твое собственное? Ты находишь красивым и достойным обладания то, что, по твоему же собственному убеждению, представляется безобразным? Ты стремишься к положению, в которое ты в действительности никогда не желал бы попасть? Действительно, с того времени, как я прочел вашу книгу приблизительно в начале текущего года , я ни разу более не отдавался мазохистским мечтам, хотя соответствующие представления и появлялись самопроизвольно, как и прежде, через правильные промежутки.
Я должен, наконец, прибавить, что мазохизм, несмотря на свой резкий патологический характер, не только не в состоянии был ослабить стремление к жизненному счастью, но и вообще никак не отразился на моей внешней жизни. Вне мазохистских приступов я во всем, что касается мышления, чувства и поступков, являюсь вполне нормальным человеком. Во время этих приступов в мире чувств, правда, замечается сильная пертурбация, но на внешние проявления моей жизни она не оказывает никакого влияния. У меня есть профессия, вынуждающая меня вращаться постоянно в обществе, иметь оживленные сношения с массой людей, и в мазохистском состоянии я справляюсь с работой так же, как и обычно». Автор приведенной истории болезни переслал мне в дополнение следующие заметки. Мазохизм, согласно моим наблюдениям, при всех обстоятельствах представляет явление прирожденное и отнюдь не нечто приобретенное, привитое. Я твердо знаю, что меня ни разу не секли по ягодицам, а между тем мазохистские представления появились у меня с самой ранней молодости, с тех пор, как я вообще стал мыслить. Если бы их возникновение было результатом какого-либо события в моей жизни, и в особенности бичевания, то я, несомненно, сохранил бы об этом воспоминание. Характерно то, что мазохистские представления имели место уже задолго до первых признаков пробуждения половой похоти, и в ту пору они действительно были в половом отношении совершенно безличны, совершенно недифференцированны. Я припоминаю, что, еще будучи мальчиком, я сильно волновался, чтобы не сказать — возбуждался, когда мальчик старше меня годами говорил мне «ты», тогда как я к нему обращался на «вы».
Я всячески искал случая беседовать с ним, заботливо стараясь о возможно частом взаимном обмене этими формами обращения. Впоследствии, когда я в половом отношении был более развит, такого рода вещи возбуждали меня лишь в том случае, если моим собеседником была женщина, и притом относительно более старшая. В физическом и психическом отношении у меня вполне мужской склад. Как на лице, так и на всем теле богатая растительность. В моих немазохистских отношениях к женскому долу преобладающая роль мужчины является для меня непременным условием, и всякая попытка ее ограничить встретила бы во мне сильный отпор. В общем, у меня энергичная, хотя в не особенно мужественная натура, и это мужество тотчас же возрастает, когда затрагивается моя гордость. На стихийные явления гроза, шторм на море я совершенно не реагирую. Точно так же и мои мазохистские склонности не обнаруживают ничего такого, что можно было бы назвать женственным или бабьим? Правда, при этом преобладает стремление быть объектом устремлений со стороны женщины, но здесь искомое общее отношение к «госпоже» не такое, как к женщине, это отношение раба к господину, домашнего животного к хозяину. Можно было бы прямо сказать, что идеал мазохиста — это положение собаки или лошади.
И та и другая составляют безусловную собственность владельца, он может истязать их по своему усмотрению, не отдавая в этом никому отчета. Именно эта неограниченная власть над жизнью и смертью, какая и мыслима только по отношению к рабу и домашнему животному, и составляет альфу и омегу всех мазохистских представлений. В основании всех мазохистских стремлений лежит половое влечение, и прилив и отлив последнего совпадают с приливом и отливом первых. С другой стороны, представления эти, как скоро они имеются, весьма значительно повышают половую похоть. Я по природе отнюдь не отличаюсь чрезмерной похотливостью, но, когда наступают мазохистские представления, меня неудержимо влечет к половому акту любой ценой по большей части меня привлекают тогда самые низкопробные женщины , и если это влечение не находит себе сейчас же удовлетворения, то уже в короткое время похоть усиливается почти до степени сатириаза. Здесь возникает как бы своего рода порочный круг. Половая похоть появляется под влиянием либо долгого воздержания, либо особого возбуждения и не мазохистского рода, например поцелуями. Несмотря на такое происхождение, эта похоть, в силу порожденных ею самой мазохистских представлений, очень скоро превращается в мазохистскую, следовательно, нечистую похоть. То, что вообще половой аппетит может значительно усилиться под влиянием внешних случайных впечатлений, в особенности пребывания на улицах большого города, не подлежит никакому сомнению. Вид красивых и импонирующих женских фигур, как в реальности, так и в изображении, действуют сильно возбуждающим образом.
Для человека, отмеченного печатью мазохизма, по крайней мере на время приступа, все внешние явления жизни играют роль поводов мазохистского характера. Пощечина, данная хозяйкой ученику, удар бичом возницы — все это оставляет в мазохисте глубокие следы, тогда как вне приступа он прошел бы мимо таких явлений равнодушно или даже почувствовал бы отвращение. Уже при чтении произведений Захер-Мазоха мое внимание обращено было на то, что представления у мазохиста время от времени сплетаются с садистскими ощущениями. У себя я также мог открыть возникающие иногда спорадические ощущения садизма. Должен, однако, заметить, что иногда последние по своей яркости и выраженности далеко уступают мазохистским и что они, не говоря уже о редкости и, так сказать, побочном характере их появления, никогда не выходят из пределов мира абстрактных чувств и не принимают форму конкретных и логически связанных между собой представлений. На половое влечение, однако, и те и другие действуют одинаково. Если этот случай примечателен тем, что он в деталях раскрывает нам картину полного развития психического состояния, составляющего сущность мазохизма, то следующее наблюдение представляет большой интерес из-за причудливости поступков, вытекающих из данного извращения. И этот случай также довольно наглядно показывает момент порабощения мазохиста женщиной и самоуничижения перед ней, проливая в то же время свет на своеобразную половую окраску вытекающих отсюда ситуаций. Наблюдение 58. Сестра Ц.
Больной внешне не представляет ничего выдающегося. Скелет безусловно мужского типа, большая борода, но на туловище ни следа растительности. Он утверждает, что отличается мягким, добрым характером, решительно не в состоянии ответить отказом на обращенную к нему просьбу; в то же время он горяч и вспыльчив, но эти припадки моментально проходят, оставляя в нем чувство глубокого раскаяния. С юных лет страдает ночными поллюциями, ни разу, однако, не связанными с представлением о половом акте, но только с представлением о женщине вообще. Так, например, ему снилось, что симпатичная ему женщина крепко прижалась к нему или что он лежит в дремоте на траве, а она шутя взлезает ему на спину. Акт совокупления с женщиной издавна внушал ему отвращение. Акт этот ему казался всегда животным. Тем не менее его сильно влекло к женскому полу. Чувствовал он себя хорошо и уютно только в обществе красивых женщин и девиц. Это был очень галантный и при всем том нисколько не назойливый кавалер.
Хорошенькая женщина с пышными формами и в особенности с красивой ногой в состоянии была, когда она сидела, привести его в сильнейшее возбуждение. Его неудержимо влекло предложить себя в качестве сиденья; его восхищала мысль, что ему позволено будет «держать такую массу чудных красот». Наступи она на него ногой, дай ему пощечину, большего блаженства он не знал бы. Мысль о возможности полового общения с ней он с ужасом отгонял от себя. Он чувствовал потребность служить женщине. Ему пришло в голову, что дамы охотно ездят верхом, и вот воображение рисовало ему, как было бы чудесно изнемочь под тяжестью красивой женщины, лишь бы доставить ей удовольствие. Он воспроизводил мысленно все детали этой ситуации, представлял себе красивую ногу со шпорами, пышные икры, полные упругие бедра. Всякая статная дама, любая изящная женская ножка с силой возбуждала его фантазию, но ни разу не выдал он никому своих своеобразных, ему самому казавшихся ненормальными ощущений и отлично умел владеть собой. С другой стороны, он не явствовал никакой потребности бороться с ними, преодолеть их; напротив, ему было бы бесконечно жаль расстаться с представлениями, ставшими ему столь дорогими. Она произвела на него благоприятное впечатление, и он принял в ней живейшее участие, работая для нее месяцами совершенно бескорыстно, руководимый исключительно добрым чувством.
Однажды, уступая бурным, настойчивым ее требованиям, он совершил с ней половой акт, который имел последствия. Бесконечно любя ее, он тем не менее не в состоянии был отделаться от своих своеобразных фантазий. С этого времени отношения его к подруге приняли исключительно дружеский характер. Он не переставал глубоко сожалеть, что не может служить ей так, как он хотел бы, повинуясь своим влечениям. Боязнь того, как она примет соответствующее предложение, и чувство стыда заставляли его упорно не открывать своей тайны. И вот он нашел суррогат неудовлетворенных желаний в своих сновидениях. Так, ему снилось, что он превратился в благородного, пышущего огнем скакуна, на котором несется красавица. Он чувствовал тяжесть ее тела, поводья, которым он должен был повиноваться, сжатие боков бедрами, он слышал ее звонкий, радостный голос. От воображаемого напряжения он обливался потом, ощущение мнимого пришпоривания довершало остальное, и в результате каждый раз наступала поллюция, сопровождавшаяся сильным сладострастным ощущением. Под влиянием подобных снов Ц.
Это положение я старался сделать ей возможно более приятным и легко достиг того, что при ближайшем поводе она уже по собственной инициативе обращалась ко мне с просьбой: «Дай мне немножко покататься верхом! Я подражал по возможности всем движениям и аллюрам лошади, и мне очень нравилось, когда она обращалась со мной как с лошадью, тренируя без всякой жалости. Она могла бить меня, колоть, ругать — словом, делать все, что ей только угодно было. После того я обычно выпрашивал себе небольшой отдых, во время которого беседа между мной и «госпожой» велась в самом приличном тоне, на самые невинные темы и о предшествовавшем не упоминалось ни звука. Процедуру эту, если позволяли время и обстоятельства, я проделывал, с указанными промежутками, 3 — 4 раза подряд. Случалось, что я разыгрывал роль верховой лошади и до, и после обеда. Я не чувствовал потом никакого утомления, не испытывал никакого неприятного ощущения, в эти дни я только замечал почти полное отсутствие аппетита. Особое удовольствие доставляло мне, если я мог обнажать при верховой езде верхнюю часть туловища, чтобы таким образом сделать более чувствительными удары бича. Но сама «госпожа» должна была выглядеть прилично и держаться пристойно. Всего более мне нравился такой ее костюм: изящные башмаки, красивые чулки, короткие, до колен, закрытые панталоны, платье, застегнутое доверху и закрывающее руки, шляпка, перчатки».
Верховая езда на нем женщин вполне компенсирует его за «животный акт», даже в том случае, когда извержение семени не наступает. Тем не менее он полагает, что, если бы женщина, даже и не особенно красивая, прямо обратилась к нему со словами «дай мне немножко покататься верхом», он не имел бы силы противостоять этому искушению. Уже в приведенных выше случаях наряду с другими актами мы встречали попирание ногами как выражение мазохистского стремления к уничижению и к испытанию боли. Но образец исключительного и доведенного до максимума использования этого средства для извращенного возбуждения и удовлетворения, использования, которое послужило поводом к установлению особой группы см. Наблюдение 59. Обнажив верхнюю часть тела, он ложится на пол с руками, скрещенными на животе, и с закрытыми глазами и заставляет девушек переходить через него, крепко, со всей силой наступая пятками на грудь и шею. Иногда он требует более — тяжелую девушку или прибегает к некоторым другим приемам, еще более отягощающим эту процедуру. По прошествии 2 — 3 часов он, видимо, чувствует себя удовлетворенным, щедро угощает Девушек вином, вручает им гонорар, уничтожает следы подтеков, причиненных процедурой, одевается, уплачивает по счету и отправляется в свое бюро, с тем чтобы приблизительно через неделю снова доставить себе описанное своеобразное удовольствие. Иногда случается, что он велит одной из девушек стать себе на грудь, тогда как остальные должны кружить ее до тех пор, пока под давлением каблуков кожа не покраснеет до крови. Часто также одна из девушек должна стать так, чтобы один башмак пришелся поперек глаза и каблук нажимал глазное яблоко, другой же башмак покоился поперек шеи.
В этом положении он выдерживал тяжесть тела девушки весом около 150 фунтов в продолжение 4—5 минут. Автор сообщает о том, что ему известны десятки аналогичных случаев. Хэммонд высказывает справедливое предположение, что субъект, о котором идет здесь речь, очевидно, утратил в сношениях со своей женой половую способность и в этой своеобразной процедуре ищет и находит эквивалент полового акта; попирание ногами до крови, очевидно, вызывало в нем приятное половое возбуждение, сопровождающееся семяизвержением. Наблюдение 60. Два брата, по-видимому, страдают мазохизмом Больной утверждает, что его мазохизм начался с детских лет Когда ему было пять лет, он заставлял маленьких девочек раздевать его и бить по ягодицам. Несколько позже он старался устраивать так, чтобы мальчики или девочки играли с ним в «школу» и в качестве учителей наказывали его. Он тогда еще не имел никакого понятия о половом значении подобных представлений и вообще ничего не знал о половой жизни. Его стремление к тому, чтобы быть побитым женщиной, все возрастало. На 18-м году он добился этого и получил первую поллюцию. На 19-м году первый акт совукупле-ния, вполне удовлетворивший его, с полной потенцией, без всяких мазохистских представлений.
С этого времени нормальное половое общение до 21 года, когда одна проститутка предложила ему устроить мазохистскую сцену. Он согласился, получил огромное удовлетворение и с этого времени старался, чтобы каждому акту совокупления предшествовала мазохистская сцена. Скоро он понял, что возбуждение зависит не от ударов, а от мысли быть в подчинении женщины. Больной женился. Ему удалось жить счастливо в семейной жизни и не соединять свои мазохистские мысли с супружеским общением, но ему больно, что он не может противостоять тому, чтобы по временам у проституток не заниматься мазохизмом. Это случается и теперь, несмотря на то что он стал дедушкой. Мазохистские сцены всегда — прелюдия полового акта. Никаких психопатических явлений и более глубоких извращений у больного нет. Он указывает на частоту мазохизма и на огромную роль, которую играют в этом деле массажистки. По его словам, мазохизм широко распространен особенно в Англии и для этой цели всегда можно найти англичанку.
Наблюдение 61. Половое стремление появилось у него внезапно на 7-м году, когда его высекли розгами. С 10 лет начал предаваться мастурбации; при этом он всегда думал о сечении; точно так же позже ночные поллюции сопровождались снами, связанными с бичеванием. И в бодрствующем состоянии у него всегда было желание быть высеченным. С 11 до 18 лет склонность к своему полу. Эта склонность не переходила, однако, границ очень пылкой юношеской дружбы. И в этот гомосексуальный период у него всегда было желание быть высеченным любимым другом. С 19 лет половое сношение, однако без надлежащей страсти и с недостаточной эрекцией. Склонность сделалась исключительно гетеросексуальной и направлена была на женщин, которые были старше больного. К молодым девушкам он относился равнодушно.
Страсть к флагеллации все возрастала. С 25 лет — любовь, глубокая, продолжающаяся до сих пор, к женщине старше его. Брак с ней невозможен. Положение все то же. Тщетные попытки этой женщины направить его на нормальную половую жизнь. Несмотря на отвращение к данному положению, на глубокую любовь ж этой женщине, несмотря на раскаяние, стыд — постоянные возвраты. Больной считает свое половое влечение к упомянутой женщине исключительно мазохистским. В конце концов ему удалось склонить женщину к тому, чтобы она его бичевала. Из-за сильного полового влечения он заставлял бичевать себя и проституткам. Он считает, что бичевание для него адекватно половому акту, при нем он быстрее с полным удовлетворением получает извержение семени.
Акт совокупления играет для него второстепенную роль. Он прибегает к нему иногда в качестве дополнения к тому удовлетворению, которое получает от бичевания и редко с успехом ввиду его относительной психической импотенции. Он находит, что оба эти акта различно действуют на душу и тело: после совокупления он чувствует себя морально в приподнятом настроении, физически освеженным; после бичевания физически он страдает, морально чувствует раскаяние, считает свой мазохизм явлением патологическим и потому обращается к медицинской помощи. Из физических жалоб отмечает симптомы церебральной неврастении ослабление памяти и воли, рассеянность, раздражительность, боязливость, робость, тяжесть головы и т. Половые органы нормальны. Эрекции наступают только по утрам. Больной полагает, что если бы он мог жениться на любимой женщине, его мазохизм исчез бы. В качестве лечения предложено: стремиться к подавлению мазохистских мыслей, влечений и актов, если окажется необходимым, прибегнуть к гипнозу, укрепить нервную систему и освободиться от явлений раздражительной слабости при помощи противонервного лечения. Приведенные до сих пор случаи мазохизма и многочисленные аналогичные наблюдения, описанные различными авторами, характерны как параллель к рассмотренной выше группе «в» садизма. Подобно тому как там извращенные мужчины получают возбуждение и удовлетворение от причинения женщинам истязаний, здесь они ищут того же эффекта от пассивного перенесения насильственных действий.
Но и группа «а» садизма, обнимающая случаи убийства на почве сладострастия, странным образом находит себе известную аналогию в мазохизме, что вполне объяснимо. Ведь в своих крайних последствиях мазохизм также должен привести к вожделению быть убитым особой другого пола, подобно тому, как садист стремится к активному умерщвлению.
Что такое Мазохизм?
Мазохизм – психосексуальное расстройство (парафилия), при котором возбуждение и сексуальное удовлетворение достигается через боль, унижение. Адаптивный мазохизм: Этот тип мазохизма предполагает получение удовольствия от временных периодов боли или дискомфорта, которые в конечном итоге приводят к некоторому отложенному удовлетворению. Мазохи́зм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Может быть чертой характера или девиацией в поведении. В Викиданных есть лексема мазохистка (L124820). Сексуальный мазохизм — форма полового поведения, при которой средством получения возбуждения и наслаждения являются страдания, причиняемые партнёром.
Кто такой мазохист? Мазохизм: заболевание или образ жизни
Часто склонность к психологическому мазохизму неосознанно передается из поколения в поколение и воспринимается как норма жизни. Эмоциональный мазохизм в отношениях можно наблюдать, когда женщина часто злоупотребляет спиртным и вступает в споры без особой причины. Бреннер подчеркивает, что мазохизм представляет собой принятие болезненного наказания за запрещенные сексуальные удовольствия, связанные с Эдиповым комплексом. Мазохист характеризуется самой униженной самооценкой из всех возможных психотипов личности.
Мазохизм (причины и психотерапия)
Так, например, насилие может быть психологическим, при этом садист получает удовольствие, нанося душевную травму человеку. В отличие от садизма, мазохизм направлен на причинение насилия самому себе, но в бессознательной области такие понятия неразделимы. Садист не только получает удовлетворение от насилия объекта, но и от того, что становится этим объектом. Точно также и мазохист своим страданием стремится наказать мучителя, вызвать чувство вины. Садист и мазохист могут сочетать в себе удовольствие и страдание. Единственное, что их отличает друг от друга: садизм направлен на объект; мазохизм направлен на субъект.
Это как две стороны одной медали. При этом мазохизм впоследствии способен преобразоваться в садизм. Такие люди не чувствуют своей вины и каждому своему поступку находят оправдание. Чем сильнее выражены садистские наклонности, тем сильнее человек будет нуждаться в периодическом самоунижении — мазохизме. После бурной агрессии латентный мазохист станет покорным и тихим, начнет просить прощения за свои поступки.
Виды мазохизма Так как мазохизм направлен на получение удовольствия от страдания, мазохист нуждается в присутствии других, чтобы это страдание было показательным, поэтому он неосознанно стремиться выставить свое унижение как можно заметнее для окружающих.
Здесь нужна тщательная проработка проблемы с психологом. Тебя тянет к токсичным людям Еще один признак эмоционального мазохизма — твое окружение, в котором много токсичных людей. Это могут быть родственники, друзья и особенно любовники. Окружение влияет на многие факторы нашей жизни. Помни об этом.
Ты ссоришься, чтобы «почувствовать любовь» Тебе может показаться, что бурные выяснения отношений — это честный признак любви. Но на самом деле есть куда больше здоровых способов выяснить это.
Другая теория предполагает, что мазохизм — форма побега. Через воплощение фантазий человек чувствует что-то новое и необычное. Некоторые теории исходят из психоаналитики: некая травма в детстве например, сексуальное насилие может вылиться в девиантное поведение. Такие люди могут быть лишены нормальных социальных и сексуальных контактов и искать удовлетворения через менее приемлемые средства. Физиологические модели девиаций сосредотачивают внимание на взаимосвязи между гормонами, центральной нервной системой и поведенческим фактором, с особым акцентом на роли тестостерона и его влиянии на агрессию. Лечение мазохизма Лечение обычно включает в себя психотерапию, направленную на выявление основной причины мазохизма. На основе предположений А.
Залкинда и современных исследований, ученые выяснили: разная степень сексуального влечения наблюдается при одинаково высоком уровне циркулирующего тестостерона. Следовательно, мужской половой гормон не является провокатором парафилий, в том числе мазохизма.
На данном этапе терапии главным инструментом была интерпретация эдиповых проблем. У нее произошли улучшения, она стала вести себя менее провоцирующе. Вначале муж прекратил физические издевательства, затем перестал изменять. Дело шло на лад. Затем последовала серия новых провокаций и всплеск саморазрушительного, самоуничижительного поведения как в отношении мужа, так и на работе. О каждом эпизоде она сообщала с торжествующим видом, со слезами и гневом. У этих эпизодов было несколько детерминант: когда она чувствовала себя виноватой, успех становился для нее чем-то невыносимым, она чувствовала, что не заслуживает ничего хорошего; в переносе она выражала чувство ненависти к матери-терапевту и пыталась рассердить ее, сводя на нет ее усилия и разрушая достигнутое - мать была нарциссичной и отчужденной, но в то же время соперничающей; пациентка утверждала свой контроль и независимость тем, что ей не становилось лучше.
Как только эти проблемы были проработаны, стала медленно вскрываться ее убежденность, что ей нужно страдать для того, чтобы соблазнить аналитика, чтобы продолжать эти поддерживающие отношения, так же как она ублаготворяла свою критичную мать с помощью своих болезненных неудач. Когда оказалось, что ни агрессия, ни очень медленное улучшение не могут подорвать терапевтические отношения, пациентка позволила себе меньше страдать и получать больше удовольствия. Когда муж начал собственную терапию, чего она очень ждала, она отреагировала саморазрушительным саботажем, инициировав переезд в Калифорнию. План был уже почти претворен в жизнь, когда в терапии обнаружилось, что пациентка испытывает потребность в очередном провале, для того чтобы сохранить собственную идентичность и доказать свою отдельность от аналитика. Это также было проинтерпретировано, и терапия продолжалась до относительно успешного завершения. Этот случай, будучи преимущественно эдиповым, включал в себя также много доэдиповых аспектов. Мазохизм был множественно детерминированным и выполнял различные функции. Иногда та или иная функция начинала доминировать в переносе; иногда все функции действовали одновременно. Анализ всех функций с соответствующими вмешательствами, обсуждавшимися в предыдущих параграфах, помог привести этот случай к успешному завершению.
Мазохизм и пол Невозможно обсуждать лечение мазохизма, не упомянув о женском мазохизме, как отличном от мужского. Очевидно, что теоретическое понимание женского мазохизма может влиять на лечение женщин. Например, если допустить, что мазохизм для женщины - норма, тогда определенные мазохистские черты у определенной пациентки могут и не рассматриваться в терапии. С другой стороны, определенное поведение женщины, не воспринимаемое самой женщиной как мазохистское - например, преданность ребенку - может рассматриваться как таковое мужчиной-терапевтом и подвергаться лечению как патология. Фрейд считал, что существует особый женский мазохизм, выражение собственно женской натуры, и связывал между собой пассивность, покорность, мазохизм и женственность. Основанием для этого вывода предположительно была инстинктивная база - конституциональная, базовая способность женщины испытывать удовольствие в страдании и склонность женщин к интернализации агрессии; на анатомических половых различиях, открытие которых заставляет девочку сменить активную позицию на пассивную и повернуться от матери к отцу, чтобы достичь удовлетворения, подчинившись отцу желая получить ребенка-пенис; и на эдиповых фантазииях. Эту концепцию поддержала и развила Хелен Дойч Helene Deutsch, 1944 , которая считала, что подлинно феминной чувственной женщиной является та, которая с радостью принимает боль дефлорации, проникновения, менструации, рождения ребенка и материнства. Дойч полагала, что мазохизм, пассивность и нарциссизм - три основные феминные черты. Однако никаких свидетельств тому, что женщина имеет большую способность к извлечению удовольствия из страдания, обнаружено не было, и теории развития женщины, базирующиеся на понятии дефекта, в настоящее время отвергаются Blum, 1977.
Сколько-нибудь большая частота мазохизма у женщин, о которой свидетельствуют мазохистские сексуальные фантазии и общее мазохистское поведении, приписывается другим факторам, связанным с ранним развитием, воспитанием и социализацией, таким как: фактор Эго-идеала, предполагающего идентификацию с материнской мазохистической Я-репрезентацией; родительские установки по отношению к мальчикам и девочкам и интернализация зависимой, пассивной, инфантильной или обесцененной женской гендерной ролевой модели, полученной от матери или отца; аспекты Супер-Эго, предполагающие более сильные запреты на сексуальную активность у девочек, и, следовательно, большее чувство вины в отношении этой активности; реалии нашей культуры, в которой мужчина имеет большую власть и большие преимущества - в результате всего этого возникает стремление к "соблазнению агрессора", мазохизм становится "орудием слабого". На самом деле, я считаю, что среди женщин мазохизм встречается не чаще, чем среди мужчин. Возможно, у мужчин и у женщин он обнаруживает свое существование в разных областях по той причине, что у них разные система ценностей и содержание Супер-Эго и Эго-идеала. Однако я вовсе не уверена в этом. Определенное поведение женщины, которое рассматривается как мазохистское, может оцениваться как таковое только мужчинами, однако не переживаеться таковым женщиной. Например, самозабвенная материнская любовь или преданная поддержка, оказываемая любимому человеку, возможно, доставляют удовольствие и удовлетворение любовных чувств, и это не следует смешивать с садомазохистским самоотречением, рабской покорностью или с чувством вины за агрессию. Конечно, некоторые мазохистские женщины действительно выбирают материнство или брачные отношения в качестве арены для выражения своего мазохизма. В случае, который обсуждался выше, проблема, с которой обратилась пациентка, заключалась в мазохистских отношениях с мужчиной. Встречаем ли мы эту картину мазохистских межличностных отношений преимущественно у мазохистских женщин, а не у мазохистских мужчин?
Едва ли - литература изобилует примерами, описывающими мужчин, которые постоянно провоцируют болезненное отвержение или депривацию со стороны женщины - именно то, чего они, предположительно, не хотят испытывать, а также мужчин, которые мазохистски привязывают себя к неуступчивой, злоупотребляющей или эксплуатирующей женщине - вспомните хотя бы "Бремя страстей человеческих" Соммерсета Моэма. Наш клинический опыт также богат такими примерами. Проблемы раннего развития, такие как нарциссическое восстановление утраченного всемогущества или сепарация и самоопределение в качестве функций мазохизма, у мужчин встречаются не реже, чем у женщин. Что здесь может быть важным, так это то, что эти проблемы мазохистского отношения к женщинам у мужчин часто проявляются на более поздних этапах анализа - после того, как произошла некоторая регрессия, после того, как проработаны некоторые более очевидные паттерны саморазрушения, страх перед успехом, чувство вины в отношении работы и карьеры, например, тягостная сверхурочная работа, повторяющиеся профессиональные неудачи и чувство "разрушения от успеха". В анализе мужчин вопросы, касающиеся отношения к женщинам вначале звучат скорее как отсутствие интимности, дистанцированность, нарушения потенции, а не как обусловленная страданием привязанность. Возможно, что это, все-таки - отражение различия между содержанием мужского и женского Эго-идеала; отсутствие связи может быть более приемлемым, чем подчинение, являющееся частью женской половой роли. Здесь возникает интересный вопрос: как пол аналитика влияет на клинический процесс? Возможно ли, что определенные мазохистские паттерны будут проявляться чаще или более очевидным образом и у мужчин, и у женщин в терапии с аналитиком-женщиной, воспринимаемой в переносе как доэдипова мать или, конечно же, с мужчиной-аналитиком, который осознает доэдипов материнский перенос и позволяет ему развиваться? Например, мазохизм, приравниваемый к пассивности, может быть более допустимым рядом с матерью; или анализ с женщиной может быть более легко приравнен к подчинению доэдиповой матери и, таким образом, обнаружить ранние мазохистские защиты.
Регрессия к "соблазнению агрессора" как механизм может скорее проявиться в переносе по отношению к доэдиповой матери, в качестве способа взаимодействия с агрессией и избегания наказания, а также как мольба о любви. Потребность в сепарированности, защищающей от желания повторного слияния с матерью и страха перед ним во время повторного прохождения этапа воссоединения в рамках фазы сепарации-индивидуации может быть легче проработана в переносе с женщиной-терапевтом и, таким образом, проблема страдания и вины в ее связи с определением Я и дифференциацией между Я и объектом может быть более очевидной. По моему опыту Meyers, 1986 , пол аналитика может влиять на последовательность определенных реакций переноса, их интенсивность и неотвратимость, их временное смещение на нетрансферентные объекты, однако это не отражается на необходимости анализа множественных аспектов мазохизма. Литература: Bergler, E. Berliner, B. Blos, P. The Psychoanalytic Study of the Child, 23: 245-263. New Haven: Yale University Press. Blum, H.
Deutsch, H. Eidelberg, L. Freud, S. Standard Edition, 19: 159-170. London: Hogarth Press, 1961. Kernberg, 0. New York: Aronson. Loewald, H.
Урок самобичевания: 5 признаков того, что ты – эмоциональная мазохистка
Что такое мазохизм, каковы его причины, последствия и классификация. Что такое мазохизм в отношениях? Человек, страдающий от мазохизма, никогда не признается в своей проблеме, никогда не спросит, кто такой мазохист. Психологи давно отметили, что мазохизм является чем-то большим, нежели просто отклонением от сексуального мейнстрима.