Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент".
Традиции лезгин – красочные деревья и черешневый праздник
В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства, ремесла, дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями.
В Азербайджане угнетают лезгин
Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar. Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести.
Традиции лезгин – красочные деревья и черешневый праздник
Лезгинские чиновники потом возмущаются, дома, на кухне, старательно скрывая от других лезгин услышанные от гостей из Азербайджана историко-географические новости. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности.
Откуда родом лезгины?
Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Высокая частота гаплогруппы J1 в целом характерна для популяций Дагестана и обособляет Дагестан от других регионов Северного Кавказа. Эти гаплогруппы не встречаются нигде, кроме Европы, поэтому их обнаружение позволяет предполагать генетический вклад популяций Европы в генофонд лезгин. Авторы этого исследования считают, что распространение носителей гаплогрупп I1a, I1b и I1c происходило из трех мест на территории Европы после таяния ледникового покрова Франко-Кантабрийский регион, регион на северо-западе Балкан и стоянки древнего человека на юге современной Украины. Исследование генетического разнообразия нескольких популяций Кавказа показало, что лезгины генетически однородны.
Лезгины и сегодня надевают на маленьких детей различные бусы, талисманы, обереги. Как и их предки, они верят, что такие предметы могут защитить малыша от происков злых сил, болезней и бедствий. Сегодня сложно найти людей, которые хотя бы раз не слышали о кавказском танце лезгинка. Как считают исследователи, его истоки уходят в далёкое прошлое. Вероятно, движения лезгинки, которая сегодня завораживает зрителей во всём мире, были заимствованы из ритуальных кавказских танцев. Насколько давно появилась лезгинка, не знает никто, но сегодня создается впечатление, что на Кавказе её танцевали всегда. На протяжении многих веков у лезгин менялись не только отдельные обычаи, но и вера.
Сегодня большинство представителей народа исповедует ислам, однако традиционные верования лезгин так и остаются не до конца изученными. Учёные не сомневаются — традиции, связанные с верой предков этого народа, уходят корнями в далёкое прошлое. Даже сегодня в отдалённых лезгинских селениях можно встретить людей, которые верят, что наша планета находится на рогах Красного быка, стоящего в Большой воде. И хотя конструкция эта кажется странной, старинные предания именно так рассказывают о мироустройстве. Кто-то может сказать, что они совсем не похожи на своих далёких предков. С одной стороны, верно — у этого этноса поменялись даже верования. С другой же стороны, всё не так просто. Лезгины трепетно хранят старинные предания, традиции, а главное — особенности самобытной культуры.
Лезгины — их роль в культуре и стиле Лезгины — это традиционные штаны, предназначенные для мужчин и женщин. Они носятся во многих культурах и регионах, но для лезгинов они имеют особое значение. Появление лезгин является неотъемлемой частью истории лезгинского народа, который живет в горных регионах Кавказа. По традиции, лезгины были сделаны из кожи животных, отличались эластичностью и прочностью. Сегодня они изготавливаются из различных тканей, часто украшены вышивкой и нарядными элементами. Лезгины могут быть нескольких типов: узкие или широкие, с завышенной талией или низкой, длинные или короткие. На Кавказе лезгины украшаются орнаментами и вышивкой, которые отражают культуру и традиции лезгинского народа. Лезгины могут быть украшены как простым орнаментом, так и красочными сюжетами из древней лезгинской истории и мифов. Некоторые детали, такие как бахилы, которые прикрепляются к низу штанин, носят магическое значение для лезгинского народа. Кроме лезгин, лезгинский народ также славится своим неповторимым украшениям, такими как серебряные браслеты, кольца и украшения из бусин. Эти украшения отражают национальную культуру лезгинского народа и используются как элемент придания индивидуальности традиционной национальной одежде. Кто такие лезгины и каково их население? Лезгины - народ, обитающий в России, Азербайджане и Грузии. По различным оценкам, число лезгинов составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Где живут лезгины? Основные территории лезгинов находятся в Дагестане и Азербайджане. Меньшие сообщества расположены в Грузии, Турции и Израиле. На каком языке говорят лезгины? Лезгины говорят на лезгинском языке, который является членом дагестанской группы нахско-дагестанских языков и имеет свои диалекты.
Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции. Иногда сватовство происходило даже до того, как дети появлялись на свет. Например, если в двух семьях не получалось завести детей, женщины шли к описанному выше святому месту и там обещали, что поженят своих наследников, если те родятся разнополыми. Ещё одна распространённая традиция заключалась в том, что жених воровал невесту. Если родственники знали, что сама молодая была не против стать женой этого человека, они даже не пытались вернуть её назад. Более того, в таком случае жених освобождался от уплаты калыма, а родители невесты даже платили в знак благодарности за то, что их любимую дочь взяли к себе в род. Мудрость старших Прекрасная традиция — выказывание почёта и уважения к старшим на свадьбах. Они всегда самые почётные гости, говорят первые тосты, делятся своими советами с молодожёнами и всеми присутствующими, как прожить долгую счастливую жизнь в браке. Мука Хлеб — предмет особого уважения. До сих пор у лезгин сохранился обычай, согласно которому невесту посыпали мукой, когда она в первый раз входила на кухню в новой семье. Считалось, что это дарит благосостояние и уют молодожёнам на много лет. Чтобы доказать, что теперь она хозяйка на этой кухне, молодая брала в руку горсть муки и бросала его прямо в огонь. Семья Семейные отношения у лезгинов подлежат чёткой иерархии. Здесь правит бал патриархат, важные решения принимают мужчины, за ними остаётся последнее и решающее слово, которое нельзя оспаривать. Роль женщины Женщины остаются на вторичном положении, права голоса у них нет. Даже в современных семьях кое-где мужчины с женщинами в одной семье ещё не едят вместе в одной комнате, как раньше. Но прежде, чем сочувствовать, нужно понимать, что представляют собой лезгинские женщины и какая их роль в семье. Они хранительницы очага, вся домашняя работа и воспитание детей — на их плечах.
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь.
Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим.
Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки.
Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против.
Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили.
Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается.
Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее.
Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь.
Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни. Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы.
Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.
Читайте также: Какие обязанности на свадьбе у свидетелей дружка и подружки Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь.
Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку. Следы язычества На данный момент основная религия лезгинов — ислам, но так стало лишь недавно. Прежде лезгинский народ много столетий подряд придерживался языческих традиций. Они наложили значительный отпечаток на культуру и нашли свои отображение в некоторых обычаях, сохранившихся до наших дней. Жертвоприношения Скотоводчество долго было основным промыслом у представителей этой народности, скотину держали в каждой семье, и чем больше коров, коз, быков и пр.
Поэтому здоровье животных было определяющим моментом для благосостояния. Чтобы оно оставалось на высоте, нужно было задобрить богов. Перед забиванием быка нужно было в тёмное время суток обвести животное вокруг дома. Желательно в этот момент не встретить людей.
Найти В 1930 году шейх Магомед Эфенди Штульский организовал против советской власти восстание, которое спустя несколько месяцев было подавлено. В течение XX века предпринимались попытки создания независимой либо автономной республики Лезгистан. Культура и быт Центральное место в песенном фольклоре лезгин занимают лирические песни танцевального характера, имеющие яркие инструментальные разделы. Народное искусство представлено танцами, среди которых знаменитая «лезгинка». Существуют также спокойный мужской танец — зарб макьам, а также медленные танцы перизат ханум, усейнел, ахты-чай, бахтавар. В селе Ахты в 1906 году был создан первый лезгинский театр.
В 1935 году был сформирован Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. В Азербайджане в Кусарах в 1998 году был открыт Государственный лезгинский театр.
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.
Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы.
Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Дела семейные Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться.
Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой. Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью. Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она — новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг. Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели. Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку — значит, опозорить себя на всю общину.
В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения. Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества. Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась. Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться. По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших.
Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения. Даргинцы народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами 353,3 тыс. Живут также в Ставропольском крае 32,7 тыс. Общая численность 365 тыс. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты — акушинский на его основе литературный язык , цудахарский, урахинский хюркилинский , сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты. К 9 веку в связи с событиями 6-7 веков относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране Кубачи.
Первое упоминание этнонима Даргинцы — 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин в горных селениях , частично — Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России 1813 Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля 1834-59 , активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину. С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1 нижнепредгорный с частью равнины — пашенное земледелие ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые и стационарное скотоводство крупный рогатый скот ; 2 среднегорный — пашенное земледелие и отгонное осенью овцеводство; 3 высокогорный — отгонное весной овцеводство и пашенное земледелие. Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти сукно, ковры, паласы, вязаные изделия , металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия в том числе поливные из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество.
Среди этих племён были леги и гелы, о которых было сказано выше. По мнению Роберта Хьюсена , албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам [42]. Принято считать, что народы лезгинской языковой группы входили в состав Кавказской Албании [43]. Вымерший агванский кавказско-албанский язык , по крайне мере, относился к лезгинской ветви, представляя собой, по общему мнению исследователей, старое состояние удинского языка [44]. Точное время исчезновения албан как самостоятельных племён неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Сами кавказские албаны участвовали в процессе этногенеза лезгин [45]. Ихилов полагает, что в результате вторжение захватчиков, вызвавший политический и этнический распад Кавказской Албании «часть албано-лезгинских племён покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени V—X вв. Так сложились лезгинский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности [46] ». Средневековье См. Известно, что к 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз» [47] Лекия , охватывавший к X веку территорию, занимаемую носителями лезгинских языков , в том числе и самих лезгин [48]. В 654 г. Дербент был ареной ожесточённых сражений между арабами и хазарами. И лишь в 735 г. В период конца 12 — начала 13 вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение — Дербентский эмират. Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49]. Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р. Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50]. Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население. Затем, обложив данью Гянджу, двинулись в сторону Грузии. Арабский историк Ибн ал-Асир описал разорение монголами Шемахи: По возвращении из страны курджов, татары направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху и сразились с его жителями, но те выдержали осаду. Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т. В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51]. После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север. На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52]. В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф. Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См. Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества. В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг. Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз. Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками [57]. В Мискиндже , делившемся на шесть сельских участков, от каждого из участков избиралось по одному аксакалу. В отличие от других селений, лишь в Микрахе , Кара-Кюре и Куруше старшины избирались от каждого участка мехле селения [58]. Эти общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками. Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [59]. В 1812 году союзы сельских общин Самурской долины Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара и др. Например, иезуит Иоанн Баптист Ламан, посетивший Ширван в начале XVIII века, писал, что: …крестьяне до такой степени угнетены, что все почти подумывают уходить из города, и если бы у них было в виду какое-нибудь безопасное убежище, то решительно ни один бы не остался [61]. Недовольство народа постепенно нарастало и выливалось в вооружённые столкновения, носившие неорганизованный характер. В 1709 году в Джаро-Белоканах вспыхнуло восстание против кызылбашей, которое было подавлено. В 1711 г. Есаи Гасан-Джалалян писал: …С этой стороны гор, в местах, которые называются Ках, Дчар, Тала и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан, до этого по приказу шаха управлявший страной. Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него [62]. К восставшим горцам присоединились многие из жителей Шеки и Ширвана. Для подавления этого восстания использовалась регулярная армия, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. В частности, Есаи Гасан-Джалалян пишет: Сколько ни приказывал шах находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них лезгин , однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения [62].
Лезгины — народ, которым пугают детей
Какая вера у венгров стала главной после изгнания османов Для казачьей лезгинки характерна плавность движений, лишь время от времени переходящая в порывистость. Суровый регламент отсутствует. Не делается даже гендерного акцента: некоторые танцы можно исполнять сольно, причем без потери колорита и смысла. Рубаки демонстрировали в первую очередь виртуозное владение собственным телом иногда еще и оружием. Диалог мужчины и женщины зачастую переставал иметь принципиальное значение — как, например, в казачьей плясовой «Снежочки». Вот какие любопытные вещи можно прочесть в мемуарах казака Федора Елисеева о запорожских танцах: «Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой «а-ча-ча! Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».
Иногда по лезгинке устраивалось нечто вроде состязания. В ражу русские схлестывались с горцами. Федор Елисеев писал о небезынтересном случае своего экспрессивного «соревнования» с осетином Петром Галаевым: «В азарте исполнения танца — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой «наган» и все семь пуль выпустил в потолок». Начальственные выволочки, а порой и обязанность возмещать ущерб бравых вояк не страшили: лидерство — превыше всего. Однако не следует забывать, что этот танец — наше общее историческое достояние. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности.
Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец — тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские.
Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию. Жизнь Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки.
Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен.
Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу. И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России. Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать.
Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России. Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России. И если отдали Азербайджану два лезгинских села, значит, этих интересов нет. Власти Азербайджана обвиняют нас в сепаратизме, в том, что мы вынашиваем идею «Великого Лезгистана». Но ведь лезгины как жили, так и живут на своих территориях! На протяжении всей своей истории они не завоевывали и не отбирали чужие территории. Мы просто хотим жить на своих исторических землях как хозяева этих земель. А не как послушные рабы, которым можно по шапке дать в случае чего.
Мы хотим, чтобы с нами считались так же, как с другими народами и нациями. Сегодня же лезгины достаточно разобщены. В этом наша трагедия. Организацию, которая существовала — движение «Садвал», разгромили руками самих же лезгин по указке Баку. Этого движения больше нет. Возможно, потому, что в период развала Советского Союза не было профессионалов по ведению общественно-политической деятельности, не было настоящих лидеров. Вопрос создания новой организации сегодня актуален как никогда. И она рано или поздно появится.
Называться она будет «Союз спасения лезгин».
Рагимовой, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других. XIX в. Маза, Молла Нур из с.
Ахты, Стал Саид из с. Ашага-Стал и др. Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б.
Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, А.
Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И.
Вагабова, А. Саидова, М. Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Искусство На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты — супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации. Гордостью театра являлись актер А.
Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э. Наврузбеков и многие другие талантливые актеры. У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З. В Дагестане популярны композиторы М.
Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О. Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Оперная певица Г. Эмиргамзаева в июле 2010 г.
Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х. Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г. Гейбатовым, художниками-живописцами А.
Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Спорт, общественная деятельность Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А. Ганиева, К. Агаева, Ф.
Вагабова, В. Вопросами развития культуры, образования, науки, литературы и искусства в Дагестане во второй половине XX и начале XXI вв. Ахмедов, Б. Джалилов, Г.
Однако помимо исламских верований, у лезгинов сохранились и до сих пор практикуются древние языческие обряды и традиции. К ним относятся различные обряды посева и сбора урожая, празднества по случаю свадьбы или рождения ребенка, а также поклонение духам предков и природы. Традиционная одежда лезгинов также отражает их религиозные и культурные ценности. Мужчины носят своеобразные брюки до колен, называемые пархали, с широкими поясами и смятой нижней частью. Женская одежда включает длинные рубашки, платья, шаль или платок, который называется дикер. Эти наряды часто украшены цветочными орнаментами и золотыми узорами.
Традиционные музыкальные инструменты, такие как тар, каманча и нагара, играют важную роль в лезгинской музыкальной культуре и используются в религиозных празднествах и торжествах. В целом, религия и традиции лезгинов тесно связаны между собой и являются неотъемлемой частью их культурного и идентичного наследия.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
До вхождения в состав России лезгины проживали в Дербентском и Кубинских ханствах. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие историки не признают. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов потомков атлантов на современные континенты. К 30 тыс. В это же время появились и первые поселенцы на юге современной Турции. К этому времени через Кавказ проходили немногочисленные племена австралоидов потомков древних асуров, живших на материке Лемурия в Индийском океане. С побережья Индийского океана и Персидского залива, через Кавказ эти немногочисленные племена раса Гримальди доходили аж до Воронежской области, поэтому я считаю, что в 30 тыс. Но еще раз упоминаю что эти племена были немногочисленны. К 14500 году днэ дата названа примерно на юге Кавказа все больше становится аккадийцев от них впоследствии произошли все семитские народы — аккадцы, арамеи, евреи, арабы.
К 10000 лет днэ на территории Южного Кавказа и Западного Ирана сложилась зарзийская культура. Племена этой культуры обладали признаками как и аккадийцев, так и австралоидов, но это население все равно было малочисленно. К 8500 году на территорию Турции многочисленными волнами начинают переселяться с территории современной Греции и Болгарии племена ориньякской культуры это поздние волны переселенцев потомков атлантов, которые прошли путь с Западной Европы до Турции. Внешне это европеоиды южного типа похожи на современных басков, испанцев или грков. Язык племен, поселившихся в это время на территории Турции непонятет, но по моему мнению он, чем то должен быть похож на язык басков. К 7500 году днэ на территории Турции и на западе Южного Кавказа сложилась новая культура — Хаджилар. Она сложилась в результате переселенцев с территории Греции и Болгарии и части ассимилированных аккадийцев живших на юге Турции. Я думаю, что в это время начал складываться какой-то древний язык — язык древних кавказских народов. К 6500 году днэ на этой же территории на основе культуры Хаджилар сложилась новая культура — Чатал-Гуюк племена этой культуры сохранили те же признаки, только пополнились новыми переселенцами с Балкан — племенами Чедапской культуры. Для информации племена Чедапской культуры были очень развиты, они первыми в Европе стали строить поселения городского типа по своей культуре и металлургии они не уступали народам Египта и Ближнего Востока.
К 5700 году днэ племена культуры Чатал-Гуюк полностью вытеснили с территории Кавказа все другие племена, родственные австралоидам. К 5400 году днэ на основе культуры Чатал-Гуюк на Кавказе сложилась своя археологическая культура — Шулавери. Я думаю, что именно в это время сложился единый пра-язык всех народов кавказской языковой семьи хурритов, албанов, иберов. В 4500 году днэ на основе культуры Шулавери на той же территории сложилась культура Шомутепе. В основном ничего не изменилось, менялся немного язык, который все больше отдалялся от языков народов Турции и Ближнего востока. К 3900 году днэ на территории Турции и всего Кавказа появилась опять единая для обеих территорий археологическая культура. Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию. Название культуры — Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские племена кавказской языковой семьи племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье.
К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура — культура Куро-Аракского энеолита она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье. А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно. Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык язык урартов. С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы — собственно кавказские народы и хурритов южнокавказские племена — будующих урартов. К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события. На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен: Колхидская культура это будущие абхазы и западные грузины , Ходжалы-Кедабекская культура это будущие албаны , Каякентско-Хорочеевская культура это будущие лезгины и другие дагестанские народы , Муганская культура это будущие каспии и южные албаны. Центрально-Закавказская это будущие грузинские народы Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции лувийцев, хеттов, палайцев. К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась но только культур, а не языков.
Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий. К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту урарты-хурриты сложился новый народ — армяне смешение урартов, палайцев и западных фригийцев. А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская это культура албанов. К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура — кувшинных погребений это племена будущих грузинских племен. К 550 году нашей эры, под влиянием передвижение больших групп племен с востока на запад гунны, тюрки, хазары, авары , на Кавказе тоже начинаются происходить этнографические изменения языковые. Завершили свое формирование народы — адыги, колхи и иберы. К 950 году сформировались народы ясы осетины , касоги адыгейцы , абхазы, грузины.
Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Как проходит сватовство и помолвка Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар — обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.
Василий Верещан "Лезгинка" Лезгины действительно отменно танцуют лезгинку: Танец в лезгинском селе Ахты. Танец в лезгинском селе Ахты. Сегодня лезгины все также верны традициям предков. Отмечают, например, знаменитый праздник Весны Яран Сувар. Я родился в городе Баку и хорошо знаю лезгин. Очень трудолюбивый народ. Почему-то всех дагестанцев у нас называли лязги. Уважаю этот народ. Пусть процветает лезгин кий народ. Elmar aga Не знаю, чего там понаписали доморощенные историки, кто у кого чего. Очень гостеприимные и хранящие традиции.
Жилище Основной вид поселения лезгин называется «хуйр». Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов. Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз. Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома. Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв. Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных. Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан. Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана. Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности. В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский. Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т. В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка. В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы. Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis. Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши. Брак и семья Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата. Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное. Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату общую , сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью. Наука, образование Лезгины внесли значительный вклад в образование. Среди лезгин появилось много выдающихся личностей. Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе. Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката. Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни. Свидетели продолжили Г.