Новости лермонтова кто воспитывал

Лермонтов был похож на мать не только внешне, но и внутренне – рос чутким, чувствительным ребенком. Лермонтова воспитывала бабушка, делая все для того, чтобы он не ощущал себя сиротой, ведь Мария Михайловна рано ушла из жизни. Кто воспитывал Лермонтова. Воспитание Лермонтова бабушкой. Бабушка воспитавшая Лермонтова.

Бабушка Михаила Лермонтова

Кто воспитывал м лермонтова Интересные факты из жизни Лермонтова. Достоверно известно, что у Лермонтова имеются шотландские корни. Возвращаясь к Пушкину, надо заметить, что в его жизни огромную роль сыграла няня.
Лермонтов Михаил Юрьевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву кто воспитывал Михаила Юрьевича Лермонтова.
Кто воспитывал м лермонтова 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова, жизнь которого трагически оборвалась именно на Ставрополье, в городе-курорте Пятигорске.
Кто и почему занимался воспитанием лермонтова Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские.
День рождения поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова отметили в ростовских библиотеках Мать М. Лермонтова умерла очень рано, когда мальчику не было ещё и трёх лет. Юрий Петрович, отец Миши, хотел взять ребёнка и воспитывать самому.

Кто воспитывал м ю лермонтова

«В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых». Лермонтов [Maxima-Library] Хаецкая Елена Владимировна. Репродукция портрета М. Ю. Лермонтова в возрасте 6–8 лет, 1820–22 гг. Фото: РИА Новости.

Комментарии

  • Кто воспитывал м лермонтова
  • Детство Лермонтова 10 Отцовская жертва (Елена Николаевна Егорова) / Проза.ру
  • Остались вопросы?
  • Кто воспитывал Лермонтова и почему расскажите о его семье?
  • Презентация "Биография М.Ю.Лермонтова" | Образовательная социальная сеть

Кто воспитывал маленького лермонтова

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом». Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi «посоветовано уйти».

После этого юноша переехал в Петербург. Петербургское студенчество Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс.

Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтами при помощи анализа ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой. Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы. Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. Родители Лермонтова Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка. Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви. Бабушка Лермонтова Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба. Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога. Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению». Стихи В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества. В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.

При жизни произведение Михаила Лермонтова так и не вышло в свет, его не пропустила цензура. Ознакомиться с ним любители искусства смогли намного позже. Лермонтов Михаил Юрьевич В 1837-м году литератор написал стихотворение «Смерть поэта». Произведение стало реквиемом недавно почившему Пушкину. Строки обвиняли убийцу Александра Сергеевича, а также метко обличали высший свет, члены которого травили поэта, толкали его на бессмысленное, опасное поведение. Фактически, Лермонтов выступил против знати, противопоставил себя ей. Бросил вызов устоявшемуся порядку. Это было вполне в его духе. Потому как Лермонтов был человеком смелым, не признающим ничьих авторитетов. Произведение вызвало мощный общественный резонанс. Высший свет разделился на два лагеря. Одни превозносили поступок Лермонтова, благодарили его за смелость и поддержку Пушкина. Другие возненавидели своевольного поэта, порицали литератора за правду. Ссылки Царская власть в стороне от травли также не осталась. Чувствуя настроения высшего света и используя традиционные устои в своих интересах, власть начинает преследовать Лермонтова за «непозволительные стихи». В итоге публичная порка не состоялась: за литератора вступилась бабушка. Немалую роль в смягчении наказания сыграли и друзья Пушкина, которые были благодарны дерзкому поэту. Тем не менее, Лермонтова сослали служить на Кавказ, где литератор провел следующие полгода. Лермонтов в ссылке на Кавказе Даром времени он не терял. Продолжал поэтическую деятельность. По возвращении в Санкт-Петербург Лермонтов стал невероятно популярным. На фоне ранее произошедших событий, равнодушных к нему просто не было: одни Лермонтова любили, другие искренне ненавидели. Из-под пера литератора вышли новые произведения: «Мцыри», а также «Демон», работу над которым он начал почти 10 лет назад. В 1840-м у Лермонтова случается конфликт с сыном посла Франции. Результатом становится дуэль. И вновь поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Он попадает на передовую и храбро сражается. Но по настоянию царя награды за героизм не получает. Лермонтов на Кавказе За несколько месяцев до трагической кончины Лермонтов написал последнее стихотворение — «Выхожу один я на дорогу». Поэт будто бы предвидел скорую смерть, что нашло отражение в его позднем творчестве. Помимо поэтических работ, Лермонтов прославился талантливой прозой. Наиболее крупным произведением за авторством Михаила Юрьевича стала повесть «Герой нашего времени». В свет она вышла в 1840-м году. В его строках явственно просматривается личность самого Лермонтова — трудное детство, которое сделало из некогда светлого героя «нравственного калеку», невозможность найти свое место в жизни, ощущение чуждости обществу того времени и т. Единственный же исторический роман по мотивам событий восстания Пугачева автор так и не сумел дописать. Произведение известно под рабочим названием «Вадим». Личная жизнь Молодой человек не успел обзавестись семьей. В детстве Лермонтова считали неказистым. В юные подростковые годы это никак не изменилось. По словам современников, он был сутулым, низкорослым, хмурым и довольно невзрачным. Первой возлюбленной Лермонтова стала подруга родственницы Александры Верещагиной. Она познакомила молодого человека с Екатериной Сушковой. Девушка произвела на поэта неизгладимое впечатление. Невзрачный, странноватый паренек не вызывал у нее ничего кроме улыбки. На все попытки завязать более тесное знакомство Сушкова отвечала насмешками и только отшучивалась. Лермонтов, привыкший получать все, чего пожелает, сильно страдал от отказа. Взамен на искренность поэт получил холодность и насмешки. Такого он простить не мог и не хотел. Обиду на девушку молодой человек сохранил надолго. Через 5 лет внешность Лермонтова кардинально изменилась. Это был уже не тот невзрачный юноша, которого когда-то отвергла возлюбленная. Встретив Сушкову, эффектный поэт, который знал, как заинтересовать любую, начал вести расчетливую игру. Он влюбил в себя некогда неприступную особу, которая была помолвлена с другим. А затем подстроил все так, чтобы рассорить невесту с женихом. После разрыва Сушковой и ее несостоявшегося супруга, Лермонтов жестоко отверг девушку. По рассказам современников, от этого события она отходила долго. В 1830-м поэт встретил Наталью Иванову, молодую красавицу, которая дала ему ложную надежду.

Арсеньева обладала завидным умом и деловой хваткой. Она пережила самоубийство мужа, смерть любимой дочери. Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабушка. Она растила его с колыбели, он стал всем ее миром. Когда М.

Остались вопросы?

Миша Лермонтов его очень любил. Жандро с увлечением рассказывал ему о боевой жизни, о подвигах Наполеона, которого будущий поэт не раз воспевал в своих звучных, образных стихах. Жандро вскоре скончался, и гувернёром его стал учёный Леви, познакомивший мальчика с немецкой литературой; но Михаил Юрьевич не ладил с ним и более сблизился с англичанином Виндсоном, при помощи которого прекрасно изучил английский язык, познакомился в подлиннике с произведениями Байрона и Шекспира. Но главным руководителем занятий Лермонтова в Благородном пансионе был прекрасный преподаватель, мягкой души человек, Алексей Зиновьевич Зиновьев, известный в то время педагог в Москве.

Под его руководством Лермонтов основательно ознакомился с произведениями Пушкина, Жуковского, Крылова и других. Зиновьев, учивший старших воспитанников декламации, особенно обращал внимание на дикцию любимого им ученика — Лермонтова. Зиновьев так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.

Лермонтове: «Все искусства были близки душе этого даровитого мальчика: он не только отлично рисовал, но хорошо играл на скрипке и на фортепиано. Как теперь смотрю на милого моего питомца, отличившегося на пансионном акте 1829 года. Среди блестящего собрания он прекрасно произнёс стихи Жуковского «К морю» и заслужил громкие рукоплескания.

Мать Лермонтова - Мария Михайловна урожденная Арсеньева , умерла, когда сыну было три года. Детство будущего поэта прошло в Тарханах ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области , в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в девичестве Столыпиной. В 1827 г. В 1828 г. Лермонтов поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете среднее учебное заведение для детей дворянства , где начал писать стихи и первые поэмы "Черкесы", "Кавказский пленник". Он принимал участие в рукописных журналах, которые выпускали учащиеся, брал уроки живописи у художников Александра Солоницкого и Петра Заболотского. С 1830 г. В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова - Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы "Испанцы", "Люди и страсти". Летом 1832 г.

В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. Был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.

Своей подруге она честно признавалась, что сама мысль об этом ей неприятна. А без твердых видов на будущее дворянские барышни были ему недоступны — семьи даже самых бедных из них никогда бы не связали жизнь своей дочери с таким кавалером. Юный Михаил Лермонтов мечтал быть покорителем девичьих сердец, но не производил выгодного впечатления, будучи неуклюжим, стеснительным и косолапым подростком. Лишь позже, возмужав, он приобрел благородную внешность и начал нравиться. Однако, возможно, юношеские комплексы стали причиной противоречивого характера поэта. С самыми близкими людьми он мог быть нежным и добродушным, но в обществе превращался в сущего дьявола. Лермонтов рано отточил искусство насмешек, с удовольствием высмеивал людей, особенно в дурном настроении.

А его настроение менялось молниеносно, от легкой иронии он мгновенно переходил к сарказму, он одновременно мог быть язвительным и любящим, веселым и угрюмым, внимательным и злым. Неудивительно, что такие эмоциональные качели в конце концов отталкивали даже самых терпеливых женщин. А современники оставили о поэте совершенно полярные воспоминания. Екатерина Сушкова Эта барышня стала первым увлечением шестнадцатилетнего поэта. За красоту очей ее прозвали miss Black-Eyes. Но нервный юноша не произвел впечатления на девушку, которая была в поиске блестящей партии, так как в материальной плане всецело зависела от тетки. Сушкову пылкие признания юноши скорее забавляли. Через четыре года Лермонтов встретился со своей первой любовью в Петербурге. Ему нужен был пропуск в свет, она по меркам своего времени уже засиделась в девицах.

Михаил Юрьевич со сторицей отомстил miss Black-Eyes за все ее насмешки в юности.

Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина. Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова. Он всегда командовал этими ребятами, придумывая новые интересные затеи и шалости.

Однако крестьяне любили Лермонтова за его доброе сердце. Видя нищету и бедствия дворовых людей, Миша всегда просил у бабушки помочь этим людям, и бабушка соглашалась. Одарённый ребёнок Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.

А ещё Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные берёзы и задумчивые дубы. Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.

Вместе с дворовыми ребятами Лермонтов зимой любил лепить монументальные фигуры из снега, а потом раскрашивал их. Получались фигуры воинов и известных людей. Он освоил науки и иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже создал свой кукольный театр вместе с маленькими помощниками из крепостных детей. Божий дар Молодой Лермонтов не был хорош собой.

Короткие тёмные волосы, бледное и скуластое лицо с карими чёрными? Он был строен, немного сутуловат и, несмотря на небольшой рост, очень крепок. Стихи запоминал наизусть легко и читал их потом бабушке. Елизавета Алексеевна слушала внука со вниманием.

Он рассказывал ей о своих первых стихотворных опытах, и бабушка относилась к ним с мягким благоговением. Кроме красоты родной среднерусской природы, юный поэт выделял суровую природу Кавказа. Из-за болезненности Миши бабушка старалась как можно чаще возить его на кавказские минеральные воды.

Бабушка Михаила Лермонтова

Поэт был арестован, затем направлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся в Тифлисе ныне г. Тбилиси, Грузия. В октябре 1837 г. Через полгода, в апреле 1838 г. В декабре 1839 г. В феврале 1840 г. Михаил Лермонтов вторично выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк.

Причиной послужила его дуэль с сыном французского посла Проспера де Баранта - Эрнестом, которая закончилась бескровно. По воспоминаниям очевидцев, поэт принимал участие в военных действиях и отличался "мужеством и хладнокровием". В период с 1837 г. В этот период были созданы такие произведения как "Демон" и "Мцыри". В 1840 г.

Это был особенный для России год — год русской воинской славы: русские солдаты вернулись из Европы победителями, они не только прогнали Наполеона и его войска из Москвы и очистили всю территорию страны от врагов, они прославили себя на весь мир. В это время в Москве в семье обедневшего капитана в отставке родился мальчик, чьё имя навсегда вошло в историю русской культуры. Можно написать о детстве Лермонтова кратко, можно написать очень подробно, но мы постараемся соблюсти в этом описании «золотую середину». Родители поэта Младенчество поэта было невесёлым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья была против неравного брака юной Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова. Молодые поселились в имении Арсеньевой Тарханы. Однако жизнь в доме Елизаветы Алексеевны Арсеньевой сложилась безрадостно: тёща была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за её брак. Однако молодые продолжали любить друг друга. Но в феврале 1817-го, когда сыну было два с половиной года, Мария Михайловна скоропостижно скончалась от чахотки. После её смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых. Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно. Так же трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер. Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина!

Бабушка, на тот момент уже овдовевшая, была сильным и волевым человеком, настоящей хозяйкой дома и строгой воспитательницей всех домашних. Она была сурова до беспощадности с крепостными и дворовыми людьми, но во внуке души не чаяла и баловала его. В детстве Лермонтов часто болел, бабушка панически боялась, что мальчик последуют за своей матерью в иной мир, поэтому она заставляла няню Миши — пожилую немку Христину Осиповну — дежурить у постели больного ребенка неотлучно. Няня исполняла поручения хозяйки с немецкой педантичностью, она сама готовила лекарства, поэтому благодаря её усилиям Мишенька всегда выздоравливал. Бабушка требовала, чтобы дворовые люди всегда следили за её внуком, оберегали его и потешали мальчика. Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина. Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова.

Учителями его были Зиновьев , преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой.

В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира , в письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях Лермонтова необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в личной жизни Лермонтова. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; она подробно изображена в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё.

Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады.

Это вообще вопрос века! Лев Толстой, например, в отношении Лермонтова рассуждал таким образом, что если бы Лермонтов был жив, то не нужен бы был ни он, ни Достоевский. Можно с этим согласиться, а можно и оспорить это суждение. Конечно же, наверняка и Толстой, и Достоевский были бы другими, но то, что их совсем бы не было, наверное, так считать нельзя. А вот влияние Пушкина на творчество Лермонтова, конечно, вполне очевидно.

Но при этом надо иметь в виду, что Лермонтов совершенно оригинальный художник. Он и сам успел об этом сказать: «Нет, я не Байрон, я другой». Хотя Байрона он очень любил, и знал его хорошо. Некоторые юношеские стихи Лермонтова напоминают стилистику, структуру байроновских творений, но, тем не менее, это гений в высшей степени самобытный, в высшей степени своеобразный. Иван Щеблыкин: Из русских поэтов — Жуковский в какой-то степени. Мне кажется, что проблема влияний в отношении Лермонтова должна ставиться иначе. Если это и было влияние, то оно было внешним. Известно, что Лермонтов специально выбирал строчки Жуковского, Пушкина, Державина и других поэтов и включал их в свои стихотворения. В чем тут дело?

Это подражание? Нет, здесь другое. Лермонтов не считал поэзию основным своим делом. Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе. В этом смысле можно согласиться с Д. Мережковским и В. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов — сверхчеловек. Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек. Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого.

Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова. Какое место в этом процессе созидания нашего русского литературного языка занимает Лермонтов? Иван Щеблыкин: Сказать, что Лермонтов столь же могучий автор в сфере языка, как Пушкин, видимо, нельзя. И знаете, почему? Слова, как таковые, интересовали Лермонтова во вторую очередь. Его привлекал поиск истины. И для лермонтовской поэзии, для его творчества характерна не красота слова, а сила, глубина мысли. Создавать свой язык для титана Лермонтова мало.

Так бы я сказал. И тут не надо печалиться и делать сравнения. А был ли Лермонтов создателем современного языка? Не был, ему это не надо было, он был создателем порыва к познанию того, что человек. Это очень много, мы не назовем больше никого другого после Лермонтова, такого же мощного искателя правды, как Лермонтов. Свет или тьма? Может, это как раз связано с его поиском истины. Но и христианского в его поэзии немало. А чего в нем больше, можем ли вообще говорить о демонизме в его поэзии?

Иван Щеблыкин: Демоническое в поэзии Лермонтова, несомненно, есть, было на ранних этапах его творчества. Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога — это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить. Но здесь важно иметь в виду следующее. Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои.

Почему женщины бросали Лермонтова

Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто воспитывал м ю лермонтова. Лермонтов занимался с увлечением и продолжал брать дополнительные домашние уроки по русской словесности, английскому языку, немецкой литературе, рисованию. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич. Мать. Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817) была единственной дочерью супругов Арсеньевых.

Лермонтовское наследие глазами потомка

Детство и юношество М. Ю. Лермонтова Литературная деятельность Лермонтова Мотивы создания стихотворения «Бородино» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» Историческая основа стихотворения «Бородино» Сложные слова в стихотворении «Бородино». Михаил Юрьевич Лермонтов скрывал своё происхождение, и в стихах клялся хранить эту тайну, страстно любя своего настоящего отца и мать. Новости Новости Новости.

Читать книгу: «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»

Лермонтовы поселились в доме генерала-майора Федора Николаевича Толя около Красных ворот. Здесь у них со 2 на 3 октября родился сын. Крещен он был 11 октября и в честь деда Арсеньева наречен Михаилом. И в этом тоже заметна настойчивость характера бабки Арсеньевой, потому что из рода в род Лермонтовы именовались то Петром, то Юрием. Поэт наш первый в длинном ряду предков получил нетрадиционное имя, и отец его Юрий Петрович согласился на это неохотно. Малютка и мать его были окружены всевозможными заботами.

Из Тархан уже вперед, до срока, прислали двух крестьянок с грудными младенцами. Врачи выбрали из них Лукерью Алексеевну в кормильцы к новорожденному. Она долго потом жила на хлебах в Тарханах, и Михаил Юрьевич уже взрослым не раз навещал ее там, справлялся о житье-бытье и привозил подарки. Из Москвы Лермонтовы с бабушкой и грудным ребенком своим вернулись в Тарханы, и Юрий Петрович выезжал из них лишь иногда по хозяйственным делам то в Москву, то в тульское имение. Супружеская жизнь Лермонтовых не была особенно счастливой; скоро даже, кажется, произошел разрыв или, по крайней мере, сильные недоразумения между супругами.

Что было причиной их, при существующих данных, определить невозможно. Юрий Петрович охладел к жене. Может быть, как это случается, ревнивая любовь матери к дочке, при недоброжелательности к мужу ее, усугубила недоразумения между ними. Может быть, распущенность помещичьих нравов того времени сделала свое, но только в доме Юрия Петровича очутилась особа, занявшая место, на которое имела право только жена. Звали ее Юлией Ивановной, и была она в доме Арсеньевых в их тульском имении, где увлекся нежным к ней чувством один из членов семьи.

Охраняя его от чар Юлии Ивановны, последнюю передали в Тарханы, в качестве якобы компаньонки Марьи Михайловны. Здесь ей увлекся Юрий Петрович, от которого ревнивая мать старалась отвлечь горячо любящую дочку. Этот эпизод дал повод Арсеньевой сожалеть бедную Машу и осыпать упреками ее мужа. Елизавета Алексеевна чернила перед дочерью зятя своего, и взаимные отношения между супругами стали невыносимы. Временная отлучка Юрия Петровича, поступившего в ополчение, не поправила их.

Если сопоставить немногочисленные сведения о Юрии Петровиче, то это был человек добрый, мягкий, но вспыльчивый, самодур, и эта вспыльчивость, при легко воспламенявшейся натуре, могла доводить его до суровости и подавала повод к весьма грубым и диким проявлениям, несовместимым даже с условиями порядочности. Следовавшие затем раскаяния и сожаления о случившемся не всегда были в состоянии искупить содеянное, но, конечно, могли возбуждать глубокое сожаление к Юрию Петровичу, а такое сожаление всегда близко к симпатии. Немногие помнящие Юрия Петровича называют его красавцем, блондином, сильно нравившимся женщинам, привлекательным в обществе, веселым собеседником, «bon vivant», как называет его воспитатель Лермонтова Зиновьев. Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином». Все эти качества должны были быть весьма не по нутру Арсеньевой.

Род Столыпиных отличался строгим выполнением принятых на себя обязанностей, рыцарским чувством долга и чрезвычайной выдержкой — черты, отличавшие потом друга и товарища Михаила Юрьевича Алексея Аркадьевича Столыпина, известного под именем «Монго», который в обществе и среди товарищей почитался образцом благородства и рыцарства. В Юрии Петровиче выдержки-то именно и не было. Старожилы рассказывают, как во время одной поездки с женой вспыливший Юрий Петрович поднял на нее руку. Факт этого грубого обращения был последней каплей в супружеской жизни Лермонтовых. Она расстроилась, хотя супруги, избегая открытой распри, по-прежнему оставались жить с бабушкой в Тарханах.

Марья Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослой все еще выглядела хрупким, нервным созданием. Передряги с мужем, конечно, не были такого свойства, чтобы благотворно действовать на ее организм. Она стала хворать.

Об этих отношениях Лермонтов напишет в 1832 году: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!.. Поэт посвятил новорожденному стихи. Оказавшись в Пятигорской ссылке, Лермонтов подорвал свое здоровье. Дорога была трудной, поэт простудился и с трудом мог ходить. Каждое утро, перед минеральными ваннами, Лермонтов наслаждается видом каменных великанов из окна своей квартиры: цепь снеговых гор, величественный Эльбрус. Именно здесь Лермонтов встречается с доктором Н. Майером, ставшем впоследствии прототипом доктора Вернера в романе «Герой нашего времени». Спустя время Лермонтова пересылают в Тифлис, по дороге в который его обокрали. Несмотря на это, поэт выполняет просьбу родителей печально известного Николая Соломоновича Мартынова, но наполовину: пакет с письмами и деньгами украдены, и Лермонтов передает Мартынову «своих» 300 рублей. В 1838 году Лермонтов возвращается в Петербург. В декабре он пишет Марии Лопухиной: «Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью; самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой… Тем не менее я скучаю. Я просился на Кавказ — отказали. Не желают даже, чтобы меня убили…». В 1839 году Лермонтов окончательно возвращен с Кавказа. Столица его приняла с большим участием: Лермонтов — преемник славы Пушкина, которому принес себя в жертву. Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. В этом же году Лермонтов вновь поступает в лейб-гвардию и носит военную форму, без которой он, кажется, просто жить не мог! Белинского, Лермонтов в обществе надевал на себя маску. Однако профессиональному критику посчастливилось видеть Лермонтова «в настоящем свете»: «Боже мой! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя на минуту быть самим собой».

Нарышкиным , переселившим туда крепостных из числа фанатичных раскольников , а также «воров и головорезов» из своих московских и владимирских вотчин. Во время пугачёвского восстания в село заходили отряды мятежников. Предусмотрительный староста села заранее сумел ублаготворить всех недовольных, раздав крестьянам почти весь барский хлеб, и поэтому не был повешен. Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил устраивать разные развлечения и отличался некоторой эксцентричностью: выписал себе в имение из Москвы карлика. Елизавета Алексеевна Арсеньева 1773—1845 , бабушка М. Лермонтова Е. Арсеньева была женщиной деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать; она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказать всякому в лицо правду, хотя бы самую горькую [23]. Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец Алексей Емельянович Столыпин несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства. В его семье было 11 детей; Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр , служил адъютантом Суворова , двое других — Николай и Дмитрий — вышли в генералы; один стал сенатором и дружил со Сперанским , двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая — за генералом [24]. После рождения 17 28 марта 1795 года единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна испытывала сложные отношения с супругом. Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с соседкой по имению, помещицей Мансырёвой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии. Елизавета Алексеевна, заявив: «собаке — собачья смерть», вместе с дочерью на время похорон уехала в Пензу [25]. Михаил Васильевич был похоронен в семейном склепе в Тарханах. Елизавета Алексеевна стала сама управлять своим имением. Крепостных, которых у неё было около 600 душ, держала в строгости — хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесных наказаний. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной. Отец и мать поэта: Юрий Петрович Лермонтов 1787—1831 и Мария Михайловна 1795—1817 Поместье Юрия Петровича Лермонтова, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии в настоящее время — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых [26]. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна вышла, когда ей не было ещё и 17 лет, — как тогда говорили, «выскочила по горячке»[ источник не указан 592 дня ]. Для Юрия Петровича это была блестящая партия, поскольку семья невесты обладала влиятельными родственными связями, которых у отставного капитана и провинциального помещика не было. Памятная доска на месте рождения М. Лермонтова После свадьбы Лермонтовы поселились в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там, в ночь со 2 14 октября на 3 15 октября 1814 года , в доме генерал-майора Ф. Толя напротив Красных ворот на свет появился будущий поэт сейчас почти на том же месте находится высотное здание с памятной доской Лермонтову; на месте самого дома, где родился Лермонтов, сейчас находится тротуар и часть проезжей части Каланчёвской улицы. Крёстной матерью стала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, а крёстным отцом — коллежский асессор Фома Васильевич Хотяинцев. Арсеньева, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром как хотел отец , а Михаилом — в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева. По преданию, после рождения внука бабушка Арсеньева в семи верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским на самом деле хутор Михайловский был основан ещё до рождения внука Арсеньевой. Там находится часовня со склепом, где захоронен поэт. Со временем Михайловское слилось с Тарханами. Первый биограф Михаила Лермонтова Павел Висковатый отмечал, что его мать Марья Михайловна была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою». Арсеньева всеми силами старалась поссорить молодых. Через третьих лиц, со слов Е. Арсеньевой, откровенно ненавидящей своего зятя, распространялись слухи о неверности Ю. Лермонтова, о его рукоприкладстве по отношению к жене, о чём написал П. Фролов в своей работе «Создание и крушение семьи Лермонтовых». Несмотря на все старания тёщи, супруги не разошлись и продолжали любить друг друга. В 1817 году Мария Лермонтова умерла от чахотки [27]. Марья Михайловна была похоронена своей матерью в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней». Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет. Село Тарханы с деревней Михайловской после смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой перешло, по духовному завещанию, к её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину, а затем к сыну последнего — Алексею Афанасьевичу. Воспитание М. Лермонтов в возрасте 3—4 лет и 6—9 лет Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца ребёнка она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием « Menschen und Leidenschaften » показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой. Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами. Дом, где жил Лермонтов, и церковь построена в 1839 , где он похоронен. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой ; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию.

Лев Толстой, например, в отношении Лермонтова рассуждал таким образом, что если бы Лермонтов был жив, то не нужен бы был ни он, ни Достоевский. Можно с этим согласиться, а можно и оспорить это суждение. Конечно же, наверняка и Толстой, и Достоевский были бы другими, но то, что их совсем бы не было, наверное, так считать нельзя. А вот влияние Пушкина на творчество Лермонтова, конечно, вполне очевидно. Но при этом надо иметь в виду, что Лермонтов совершенно оригинальный художник. Он и сам успел об этом сказать: «Нет, я не Байрон, я другой». Хотя Байрона он очень любил, и знал его хорошо. Некоторые юношеские стихи Лермонтова напоминают стилистику, структуру байроновских творений, но, тем не менее, это гений в высшей степени самобытный, в высшей степени своеобразный. Иван Щеблыкин: Из русских поэтов — Жуковский в какой-то степени. Мне кажется, что проблема влияний в отношении Лермонтова должна ставиться иначе. Если это и было влияние, то оно было внешним. Известно, что Лермонтов специально выбирал строчки Жуковского, Пушкина, Державина и других поэтов и включал их в свои стихотворения. В чем тут дело? Это подражание? Нет, здесь другое. Лермонтов не считал поэзию основным своим делом. Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе. В этом смысле можно согласиться с Д. Мережковским и В. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов — сверхчеловек. Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек. Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого. Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова. Какое место в этом процессе созидания нашего русского литературного языка занимает Лермонтов? Иван Щеблыкин: Сказать, что Лермонтов столь же могучий автор в сфере языка, как Пушкин, видимо, нельзя. И знаете, почему? Слова, как таковые, интересовали Лермонтова во вторую очередь. Его привлекал поиск истины. И для лермонтовской поэзии, для его творчества характерна не красота слова, а сила, глубина мысли. Создавать свой язык для титана Лермонтова мало. Так бы я сказал. И тут не надо печалиться и делать сравнения. А был ли Лермонтов создателем современного языка? Не был, ему это не надо было, он был создателем порыва к познанию того, что человек. Это очень много, мы не назовем больше никого другого после Лермонтова, такого же мощного искателя правды, как Лермонтов. Свет или тьма? Может, это как раз связано с его поиском истины. Но и христианского в его поэзии немало. А чего в нем больше, можем ли вообще говорить о демонизме в его поэзии? Иван Щеблыкин: Демоническое в поэзии Лермонтова, несомненно, есть, было на ранних этапах его творчества. Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога — это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить. Но здесь важно иметь в виду следующее. Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои. Отдельные ранние стихотворения немножечко грешат некоторой игрой в демонизм, но это было все преодолено Лермонтовым, в конечном счете.

Кто воспитывал Лермонтова и почему расскажите о его семье?

Мальчики вместе учились и играли. Играли часто в войну, и им для этого была пошита специально форма, а на территории усадьбы выкопаны траншеи. Кто знает, не способствовала ли эта подготовка военным успехам Лермонтова в сражениях и стычках на Кавказе… Как только Елизавета Алексеевна заметила, что на внука плодотворно действует общество его тети Марии Акимовны Шан-Гирей урожденной Хастатовой , то сразу предприняла «операцию» по уговариванию к переезду четы Шан-Гиреев с Кавказа в Пензенскую губернию, ближе к Тарханам, куда Шан-Гиреи и переехали, купив с помощью Арсеньевой соседнее поместье Апалиху. Крутость характера Елизаветы Алексеевны по отношению к крепостным, переходящая подчас в жестокость начало XIX века: людей могли продать, отдать в солдаты, наказать телесно , говорят, отступала, если Миша просил за кого-нибудь из провинившихся крестьян. Естественно, внука своего Елизавета Алексеевна пальцем не трогала. Обучение Михаила Юрьевича началось, как бы сейчас сказали, в детсадовском возрасте. В десять лет в совершенстве немецкий и французский. Плюс латынь. В тринадцатилетнем возрасте Лермонтов прилежно занимается историей, географией, астрономией.

Изучает синтаксис и грамматику русского языка, пишет сочинения на заданные темы. После четырнадцати к иностранным языкам прибавились английский и греческий. Между делом — игра на скрипке, фортепиано и флейте… Бабушка не скупилась на лучших учителей: с Лермонтовым занимались преподаватель А. Зиновьев филолог, историк , профессор словесности А. Мерзляков, профессор Д. Перевощиков астроном, математик. В сентябре 1828 года Михаил Лермонтов был принят сразу в четвертый класс престижного Благородного пансиона при Московском университете «полупансионером». Еще годом ранее Арсеньева переезжает в Москву, снимает дом для жилья.

Несомненно, «полупансион» был выбран по желанию и Лермонтова, и его бабушки: они не разлучались. И опять же не потому, что бабушка «душила» внука своей любовью, а потому, что любовь их была взаимной на протяжении всей их жизни. Мишель каждый день после занятий и на выходные отпускался домой. Преуспевал во всем; учителя отмечали блестящие способности Лермонтова по математике. Сохранились свидетельства, что Михаил Юрьевич мог потратить сутки на обдумывание математической задачи 37. В документах пансиона «поведение и прилежание» Лермонтова «отмечено как"весьма похвальное". По всем предметам, за исключением Закона Божьего и латинского, ему выставили высший балл 4 , и он не без гордости писал, что был"вторым учеником"» 38. В апреле 1830 года Лермонтов подал прошение об увольнении из пансиона.

Почему-то некоторые исследователи из этого делают вывод о том, что обучение в пансионе Лермонтов не закончил. Почему не закончил? Основные версии: разногласия с преподавателями, реорганизация пансиона и в связи с этим потеря каких-то предполагаемых возможностей или… протест Лермонтова против царского произвола. Ах да, еще введение телесных наказаний. Рассмотрим по пунктам. Документов о каких-то неувязках с преподавателями нет. Есть устные предания, которым не всегда можно верить. Есть документы о замечательной учебе и успехах Лермонтова.

После посещения Николаем I пансиона император действительно нашел «непорядки» и издал указ о реорганизации учреждения. Действительно, допускались телесные наказания.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин. Мы уважаем законы РФ Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации. Удалить из избранного.

Она считается главным адресатом его любовной лирики. Хотя столь же значительную роль в лирике сыграли отношения с Натальей Ивановой, которой посвящен цикл стихотворений, именуемый «ивановским» в литературоведческих кругах. Считается, что чувства между поэтом и Натальей Ивановой были взаимными до некоторого переломного момента, когда ему предпочли другого человека. Начиная с лета 1831 года тему предательства и неверности Лермонтов делает в любовной лирике ведущей. Творчество не раскрывает причин разочарования, но демонстрирует мучительные чувства лирического героя.

Андреев-Кривич, автор книги «Тарханская пора». Ничего особенного, впрочем, они ему не рассказали, но важен факт хотя бы такого, очень косвенного, соприкосновения с живым Лермонтовым. Юрий Петрович поехал с ними и лишь изредка выезжал по делам — то в Москву, то в свое тульское имение.

Нет оснований предполагать, что Юрий Петрович в это самое время окончательно расстался с женой и обосновался у себя в Кропотове. Однако отношения между супругами к тому времени уже разладились. Называют разные причины: открытая неприязнь тещи, женские недомогания Марьи Михайловны, склонность Юрия Петровича к «бонвиванству» или «игре». Шугаев пишет прямо: «Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к теще; вследствие этого завел интимные сношения с бонной своего сына, молоденькой немкой Сесильей Федоровной, и, кроме того, с дворовыми». Другая версия носит наименование «Юлии Ивановны» — компаньонки Марьи Михайловны, которую ей прислали из имения Арсеньевых. Интересно, однако, что существует и обратная гипотеза: будто бы Марья Михайловна в чем-то провинилась перед мужем. Алла Марченко выдвигает собственное «психологическое» предположение: «Женщиной, разрушившей семейное счастье супругов Лермонтовых, была сама Марья Михайловна Лермонтова. Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая!

Способность эта — то ли дар Божий, то ли проклятье — досталась Лермонтову от матери, в придачу к чрезвычайной нервности. Ответить на такое чувство Юрий Петрович, естественно, не мог. Для него любовь была развлечением, приятным времяпрепровождением, но никак не всепоглощающей страстью. Он наивно полагал, что любит жену, а та страдала, встречая со стороны мужа лишь рассеянную, легко раздражающуюся нежность — на большее этот неосновательный, впечатлительный, но неглубокий человек просто-напросто не был способен». Попытка «вычитать» истинную причину разрыва между мужем и женой в «автобиографических» пьесах Лермонтова — «Люди и страсти» и особенно «Странный человек» — тоже ни к чему не приводит. Чувства персонажей изображены правдиво, портреты срисованы с натуры — но не с одного человека, а с нескольких сразу, либо же это не столько сам человек, сколько представление юного Лермонтова о данном человеке; обстоятельства подтасованы таким образом, чтобы юному поэту удобнее было говорить о самом главном — о себе самом, о взрыве собственных чувств. Все описатели семейного разлада между супругами Лермонтовыми сходятся только на одном: во время какой-то особенно злой супружеской ссоры Юрий Петрович ударил Марью Михайловну П. Шугаев уточняет, что «кулаком по лицу».

В неполных двадцать два года Марья Михайловна скончалась. Висковатов нарисовал непревзойденный образ печальной матери поэта — никто, наверное, не сможет лучше рассказать о ее последних годах: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, — помнили, как возилась она и с болезненным сыном… Наконец злая чахотка, стоявшая настороже, охватила слабую грудь молодой женщины. Пока она еще держалась на ногах, люди видели ее бродящею по комнатам господского дома с заложенными назад руками. Трудно бывало ей напевать обычную песню над колыбелью Миши. Постучала весна в дверь природы, а смерть — к Марье Михайловне, и она слегла. Муж в это время был в Москве. Ему дали знать, и он прибыл с доктором накануне рокового дня… Ее схоронили возле отца». Хохряков, собиравший сведения о Лермонтове в то время, когда еще были живы современники поэта, в одной из тетрадей записал: «Замужняя жизнь Марьи Мих.

Лермонтовой была несчастлива, потому на могильном памятнике переломленный якорь». И что когда последнее лобзанье Ему велели матери отдать, То стал он громко плакать и кричать… Эти строки из лермонтовской поэмы «Сашка» относят обычно к автобиографическому эпизоду жизни поэта — к похоронам Марьи Михайловны, к тому, что запомнилось из этого скорбного эпизода трехлетнему мальчику. Если дочитать строфу до конца, то можно увидеть, каким поразительным лукавством оборачивается вроде бы полный «автобиографизм» произведений Лермонтова: … И что отец, немного с ним поспоря, Велел его посечь… конечно, с горя. Обстоятельства смерти матери, ее похороны — совершенно такие, как у Марьи Михайловны. А вот отец героя поэмы, Иван Ильич, совершенно не похож на Юрия Петровича Лермонтова: немолод, привержен недоброй старине — «разбрасывает» внебрачных детей по деревням, сечет сына, тиранит жену. Не похож! А она отчасти, быть может, похожа: На брачном ложе Марья Николавна Была, как надо, ласкова, исправна. Но говорят хоть, может быть, и лгут , Что долг супруги — только лишний труд.

Мужья у жен подобных не в обиду Будь сказано , как вывеска для виду. Еще один намек на взаимное охлаждение — по ее вине, и притом совсем не в том смысле, как считает Алла Марченко, а в прямо противоположном. Однако и это может быть только вымыслом, не имеющим никакого отношения к действительности. Во-первых, с этого времени она начинает прибавлять себе года. Во-вторых, сносит старый барский дом в Тарханах и строит на его месте церковь. В-третьих и самых главных — она отбирает внука у Юрия Петровича и вступает с зятем в сложные морально-имущественные отношения. Здесь Елизавета Алексеевна ухитрилась запутать дело так, что десятки свидетелей, родственников и исследователей с учеными степенями до конца не разобрались — и никогда не разберутся. О возрасте мы уже упоминали.

Для чего все-таки не старой еще женщине потребовалось рядиться в «библейские» «мафусаиловы» одежды? Может быть, для того, чтобы склонить общественное мнение в свою пользу? Мол, у дряхлой старухи бессердечный зять пытается отобрать последнюю отраду жизни — внука? Родственники Арсеньевой так и пишут: «Елизавету Алексеевну ожидает крест нового рода: Лермонтов требует к себе сына и едва согласился оставить еще на два года. Странный и, говорят, худой человек: таков, по крайней мере, должен быть всяк, кто Елизавете Алексеевне, воплощенной кротости и терпению, решится сделать оскорбление» М.

Ранние годы

  • Михаил Лермонтов. Жизнь в стихах | Аргументы и Факты
  • БиблиоДворик: Страницы мятежной жизни. К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
  • Михаил Лермонтов — биография
  • Бабушка Лермонтова Михаила Юрьевича: ее роль в воспитании поэта
  • Михаил Лермонтов

Неудачное замужество

  • Мария Михайловна Арсеньева (Лермонтова)
  • Михаил Лермонтов - биография, жизнь и смерть писателя
  • Елизавета Арсеньева — бабушка Лермонтова: биография и смерть
  • Обучение в Московском государственном пансионе
  • Кто воспитывал маленького лермонтова
  • Образование Лермонтова

Глава вторая Родители

Интересные факты из жизни Лермонтова. Достоверно известно, что у Лермонтова имеются шотландские корни. Возвращаясь к Пушкину, надо заметить, что в его жизни огромную роль сыграла няня. Михаил Юрьевич Лермонтов скрывал своё происхождение, и в стихах клялся хранить эту тайну, страстно любя своего настоящего отца и мать. Биография Лермонтова полна интересных жизненных поворотов, несмотря на то что поэт всего несколько месяцев не дожил до 27-летия. Вам нужно проверить правильность формулировок всего теста? 1. В. друг ЕГО матери C. Его мать 3. C. Дома (или На дому). 4. C. [стихотворение называется] «Смерть поэта» 5. D. [этот пункт отвечает на вопрос "где?", а не "как"]|@Sveta_oaycp6FnI-c2zU, Обратите внимание что в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий