Новости эмоциональный интеллект состоит из

Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих.

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться.

Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны.

Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени.

И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта. Есть конкретные приёмы, как это делать. Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать.

Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется. Когда в проекте у тебя то дедлайн, то клиент изменил требование, то у тебя в команде какой-то разлад... Ирина —... Важность мотивации Сергей — Ну перестань уже переживать по этому поводу.

Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера».

Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет.

Межличностные отношения ЭИ также играет важную роль в наших отношениях с другими людьми. Умение понимать и управлять своими эмоциями позволяет нам лучше понимать и эмпатизировать с другими людьми. Это способствует развитию более глубоких и качественных отношений, улучшает коммуникацию и помогает решать конфликты.

Руководство и лидерство Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают способностью эффективно управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Они могут вдохновлять и мотивировать свою команду, устанавливать эмоционально поддерживающую атмосферу и принимать решения, основанные на эмоциональной интеллигенции. Успех в работе Эмоциональный интеллект также связан с успехом в работе. Люди с высоким уровнем ЭИ лучше справляются со стрессом, умеют эффективно управлять своим временем и эмоциями, а также лучше сотрудничают с коллегами и клиентами.

В целом, эмоциональный интеллект играет важную роль в нашей жизни, помогая нам лучше понимать себя и других людей, улучшать наши отношения и достигать успеха в различных сферах жизни. Компоненты эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение. Рассмотрим основные компоненты эмоционального интеллекта: Распознавание эмоций Этот компонент относится к способности распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Важно уметь определить, какие эмоции мы испытываем в определенный момент времени, и как эти эмоции могут влиять на наше поведение и принятие решений.

Управление эмоциями Этот компонент связан с умением эффективно управлять своими эмоциями. Включает в себя способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также умение выражать их адекватно и конструктивно. Управление эмоциями помогает нам справляться со стрессом, конфликтами и сложными ситуациями. Мотивация Этот компонент относится к нашей способности устанавливать цели, мотивировать себя и находить внутреннюю мотивацию для достижения успеха.

Включает в себя умение управлять своими эмоциями и использовать их в качестве источника энергии и вдохновения. Эмпатия Этот компонент связан с нашей способностью понимать и сопереживать эмоции других людей. Включает в себя умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, эмоциональные выражения и настроение окружающих нас людей. Эмпатия помогает нам строить глубокие и качественные отношения с другими людьми.

Социальные навыки Этот компонент относится к нашей способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Включает в себя умение устанавливать и поддерживать положительные отношения, слушать и понимать других, решать конфликты и сотрудничать в команде. Социальные навыки помогают нам успешно взаимодействовать с окружающими и достигать совместных целей. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Развитие каждого из них помогает нам стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Развитие эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом саморазвития и позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми. Вот несколько способов, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самоанализ Первый шаг в развитии эмоционального интеллекта — это осознание своих эмоций и их влияния на вас. Постарайтесь быть внимательными к своим эмоциям и анализировать их причины и последствия.

Задавайте себе вопросы: почему я чувствую так, как я чувствую? Как эти эмоции влияют на мои решения и поведение? Это поможет вам лучше понять себя и свои реакции.

Контакты: rroberts ets. Область научных интересов — когнитивные модели личности, острые эмоциональные состояния, эмоциональный интеллект. Секретарь-казначей Международного общества по изучению индивидуальных различий ISSID , председатель технической группы по индивидуальным различиям в деятельности Общества по изучению человеческих факторов и эргономики. Контакты: matthegd email. Область научных интересов — эмоциональная саморегуляция, тестовая тревожность, эмоциональный интеллект. В 2003 году получил награду Общества по исследованию стресса, тревожности и совладания. Контакты: zeidner research.

Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Кандидат педагогических наук. Область научных интересов — связь эмоций с когнитивными процессами, культурная специфичность эмоций, эмоциональный и социальный интеллект. Контакты: lyussin yahoo. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решить проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объективных тестов. Развиваются теоретические представления об ЭИ, проводится их сопоставление с существующими моделями способностей и личности. Обсуждается значение ЭИ для прикладных отраслей психологии. Существующие эмпирические данные не позволяют говорить об ЭИ как о единой способности.

Дальнейшая разработка подходов к измерению ЭИ может привести к достоверному выделению способностей, отличных от уже существующих психологических конструктов, которые могут играть важную роль в практической психологии. В психологии уже давно ведутся поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие, как Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т. К сожалению, конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операцио-нализации и различения с традиционными формами интеллекта. На основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л. Кронбах Cronbach, 1970 пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны.

Несмотря на такое обескураживающее начало, постепенно в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. В центре их интереса оказался эмоциональный интеллект. В широком смысле к эмоциональному интеллекту ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004. Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии. К тому же ЭИ расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая дифференциальную психологию Carroll, 1993. Понятие ЭИ соответствует теории множественного интеллекта Гарднера Gardner, 1993 , особенно его взглядам на межличностный и внутрилич-ностный интеллект. Некоторые авторы считают, что ЭИ удастся связать с объяснением эмоциональных явлений с точки зрения процессов пере- работки информации; такой подход уже показал свою продуктивность при разработке научных моделей академического интеллекта Matthews et al. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы дать обзор по проблемам измерения ЭИ и его применения в практической работе, а также сделать попытку теоретического осмысления этого конструкта. Научный статус понятия ЭИ пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотива-ционные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания см.

Эти модели предполагают измерение ЭИ с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы Mayer, Caruso, Salovey, 1999. Важно отметить, что результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом; это вызывает вопросы относительно научной состоятельности этих двух подходов. В первых двух разделах настоящей статьи анализируются походы к измерению ЭИ, основанные на самоотчете и на тестировании. В каждом случае рассматриваются теоретические допущения, психометрические данные и эмпирические данные относительно связи показателей ЭИ с другими переменными. В последних двух разделах проводится теоретический анализ понятия ЭИ и практических применений этого конструкта. В заключении высказываются предположения относительно будущих исследований, которые могли бы укрепить научный статус понятия ЭИ. Измерение ЭИ на основе самоотчета опросники Смешанные модели ЭИ характери-зуютсяся большим разнообразием и отличаются друг от друга тем, какие личностные характеристики в них включаются. Эти модели трактуют ЭИ не как чисто когнитивную спо- собность, а как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу. Такой взгляд позволяет использовать для измерения ЭИ опросники.

Концептуализация и измерение. Применение опросников предполагает, что люди способны давать точный самоотчет относительно своего поведения и своих умений и навыков, входящих в понятие ЭИ. Это допущение представляется сомнительным, так как установлено, что самооценки когнитивных способностей лишь умеренно связаны с результатами объективных тестов интеллекта РаиШш, Lysy, Yik, 1998. Таблица 1 Характеристика основных методик для измерения ЭИ Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов Методики, основанные на самоотчете ECI Emotional Competence Inventory-360 Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет SSRI Schutte et al. Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения. Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики. Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований. В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности.

Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Например, Д.

Зачем развивать эмоциональный интеллект Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме. Также они: Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме.

Как понять, что человеку стоит развивать эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Человек с низким EQ позволяет чувствам управлять своим мышлением и действиями. Люди с низким EQ постоянно с кем-то спорят, выясняют отношения, переубеждают и отказываются слушать других людей. Даже если предоставить им доказательства их неправоты, они будут утверждать, что факты неверны.

У них бывают эмоциональные всплески. Людям с низким EQ часто трудно понять и контролировать свои эмоции. Они могут внезапно и бурно проявлять эмоции даже из-за бытовой мелочи. Они переводят разговоры на себя.

Даже если они задают вопросы и, кажется, внимательно слушают, за этим чаще всего следует «А вот у меня…». Как будто они испытывали все, что испытывает собеседник, но в большей степени, и поэтому заслуживают больше внимания. Они не обращают внимания на чувства других людей. Могут шутить, когда другим плохо, или сказать, что их грусть — это ерунда.

Статьи и полезные материалы для HR

Эмоциональный интеллект: что это такое, определение, для чего нужен, как развивать? Говорим о том, что такое эмоциональный интеллект: книга Гоулмана, измерение эмоционального интеллекта, модели эмоционального интеллекта.
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте Интересен подход к пониманию эмоционального интеллекта коуча по развитию EQ и автора книги «Эмоциональный интеллект.
Неподатливые soft-skills: почему нам всё ещё нужен эмоциональный интеллект / Хабр Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно.
Подкаст «Эмоциональный интеллект — что это, и зачем нужен» Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе Интересен подход к пониманию эмоционального интеллекта коуча по развитию EQ и автора книги «Эмоциональный интеллект.

12 составляющих эмоционального интеллекта

С 1960-х годов термин «эмоциональный интеллект» изредка использовался в психиатрии и литературной критике. Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE).

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.

Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение. У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов.

Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс. Как развить эмоциональный интеллект Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению.

Борис Шпирт «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем».

Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства. Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт. Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина.

Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа. Поиск мотивации Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться. Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования.

Выработка новой привычки Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства.

Гарднер считал, что межличностный эмоциональный интеллект и духовный экзистенциальный интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ вербальный и логико-математический. Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия а, позднее и первой модели эмоционального интеллекта. Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов: способности к идентификации и выражению эмоций; способности к регуляции эмоций; способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Первый тип способностей делится на 2 компонента: 1. Направлен на собственные эмоции в него включены вербальный и невербальный субкомпоненты ; 2. Направлен на эмоции других людей в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия.

Второй тип способностей также делится на 2 компонента: 1. Направлен на регуляцию своих эмоций; 2.

Ловушка, в которую угодила Эстер и ее менеджер, встречается довольно часто — они понимают термин «эмоциональный интеллект» слишком узко. Они фокусируются на общительности Эстер, ее внимательности к другим и умении понравиться, и забывают при этом о других важных составляющих эмоционального интеллекта, которые могли бы сделать ее сильным и способным лидером. Недавно опубликованная статья в журнале «Harvard Business Review» рассказывает о навыках, которых может не хватать таким добрым и позитивным менеджерам, как Эстер, а именно — способности давать негативную обратную связь сотрудникам, смелости идти против течения и способствовать изменениям, креативности и умения мыслить нестандартно. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Как пишет известный американский писатель и психолог Дэниел Гоулман: «Мы изучаем сильные стороны выдающихся лидеров вот уже более 30 лет, благодаря чему мы смогли составить модель высоких стандартов эмоционального интеллекта и лидерства, которая гласит, что подготовить менеджера к решению таких непростых задач может только хорошо сбалансированный набор навыков ЭИ». Существует огромное количество моделей эмоционального интеллекта, каждая из которых выделяет свой набор умений.

Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями.

Важно понимать, как душевное состояние отражается на нашем поведении, способностях, каковы наши слабые и сильные стороны. Эмоциональный самоконтроль Способность размышлять о собственных эмоциях и понимать, как можно управлять ими. Это навык позволяет определить, каковы наши эмоциональные модели поведения и как следует действовать на их основе в той или иной ситуации.

Самомотивация Способность фокусировать эмоции на поставленных целях и, таким образом, удерживать эти эмоции на протяжении всего процесса. Этот навык важен для упреждающего реагирования и разрешения непредвиденных ситуаций. Эмпатия Эмпатия — это способность сопереживать и распознавать эмоции окружающих. Данный навык позволяет нам устанавливать более тесные и прочные связи с окружающими людьми. Межличностные отношения или социальные навыки Хорошие отношения с другими людьми важны для собственного счастья и эмоционального здоровья.

При этом важна не только способность сопереживать, но и другие социальные навыки — ассертивность, активное слушание и т. Узнайте, как развить коммуникативные компетенции. Виды эмоционального интеллекта Как мы уже упомянули выше, говоря об эмоциональном интеллекте, мы имеем ввиду два вида интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект. Под межличностным интеллектом подразумевается способность устанавливать отношения с другими людьми. Внутриличностный интеллект, напротив, относится к самопознанию и связанным с ним процессам, таким как доверие к самому себе и самомотивация.

Внутриличностный или интраперсональный интеллект Его составляют ряд характеристик, определяющих отношение человека к самому себе. Речь идёт о следующих компонентах: Самосознание: осознание себя и своих способностей сильных и слабых сторон , эмоций и импульсов, а также того, как наши эмоции и поведение влияют на окружающих.

12 составляющих эмоционального интеллекта

эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE). Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов. Из чего состоит эмоциональный интеллект.

Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов

И можно ли вообще управлять эмоциями? Рассказываем, что обо всем этом говорит наука. Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами. Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта.

Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс.

Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов.

В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.

Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу. Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта.

Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения.

Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики. Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований. В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности. Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Например, Д. При этом эмоциональные способности могут быть направлены на свои или на чужие эмоции. В противоположность этому опросник Р. Бар-Она EQ-i состоит из 15 первичных факторов, которые объединяются в 5 факторов второго порядка Bar-On, 1997. Опросник Н. Шутте с соавт.

SSRI Schutte et al. Мэйера, П. Сэловея и Д. Наиболее разработанным с теоретической точки зрения является, пожалуй, опросник К. Петридеса и А. Опросник Д.

Люсина ЭмИн состоит из двух шкал — межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими. Примечательно, что шкалы этих опросников не очень похожи друг на друга. Например, EQ-i включает шкалы, соответствующие всем кластерам ECI, хотя осознание социальных взаимодействий и социальные навыки объединяются в один фактор межличностной компетентности. Гоулмена, ни друг другу например, «адаптация» и «общее настроение». Сейчас появляются эмпирические исследования степени сходства этих опрос- ников, что может привести к возникновению более четких смешанных моделей, однако пока смешанные модели недостаточно соотносятся друг с другом Matthews, Roberts, Zeidner, 2004. Психометрические свойства.

Техника конструирования опросников хорошо отработана, поэтому можно было бы легко оценить качество предлагаемых методик. К сожалению, необходимые данные доступны далеко не всегда. Гоул-мен Goleman, 2001 при описании ECI часто ссылается на неопубликованные данные. В главе учебника по ЭИ, посвященной ECI, упоминаются трудности с эмпирическим воспроизведением его гипотетических кластеров Boyatzis et al. Таким образом, необходима работа по изменению и усовершенствованию пунктов ECI. Относительно EQ-i существует больше информации, хотя основные данные тоже не опубликованы Bar-On, 1997; 2000.

Внутренняя согласованность и ретестовая надежность его шкал вполне удовлетворительны. В то же время Дж. Мэттьюс с соавт. Внутреннюю согласованность шкал ЭмИна а Крон-баха равна 0. В целом надежность опросников на ЭИ оказывается более или менее удовлетворительной, однако обоснованность их внутренней структуры и точная интерпретация шкал, как правило, не вполне ясны. Вместе с тем методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, демонстрируют хорошую критериальную валидность.

Например, получены связи ECI с размером зарплаты и восприятием собственного жизненного успеха у группы менеджеров, работающих в финансовом секторе Sala, 2002. В этом же исследовании на других выборках получены положительные корреляции ECI с успешностью на работе у телефонистов и руководителей колледжей. Однако в каждом случае корреляции довольно низки примерно 0. Кроме этого, в результатах содержатся некоторые противоречия. Например, несмотря на положительную корреляцию между зарплатой и ECI у финансовых менеджеров, количество продвижений по службе и собственное восприятие финансовой успешности коррелирует с ECI отрицательно. Подход Р.

Бар-Она Bar-On, 1997 основывается на идее, что ЭИ должен способствовать адаптации человека к реальной жизни. Действитель- но, в исследованиях показано, что его опросник EQ-i положительно коррелирует с приспособленностью, субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы EQ-i связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. Однако результаты этих исследований поднимают вопросы конструктной валидности. Возможно, EQ-i измеряет не столько способность, позволяющую преодолевать жизненные трудности, сколько последствия встреч с этими жизненными трудностями. Тесная корреляция с психопатологическими симптомами может свидетельствовать о проблемах с конструктной валидностью, особенно если учесть, что одной из шкал опросника является «общее настроение».

Опросник SSRI показывает неплохую критериальную валидность. В первом исследовании с использованием SSRI обнаружены корреляции с оптимизмом, контролем побуждений, ясностью чувств и другими показателями эмоциональной адаптации Schutte et al. В последующих исследованиях обнаружены связи с навыками межличностного общения, склонностью к сотрудничеству, удовлетворенностью отношениями Schutte et al. Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями.

Многие данные свидетельствуют о том, что опросники на ЭИ не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Такие данные получаются на разнообразных выборках с применением разных методик. Принято считать, что любые когнитивные способности должны умеренно положительно коррелировать с интеллектом. Отсутствие таких корреляций у опросников на ЭИ свидетельствует об их низкой конвергентной валидности.

Внутренняя согласованность и ретестовая надежность его шкал вполне удовлетворительны.

В то же время Дж. Мэттьюс с соавт. Внутреннюю согласованность шкал ЭмИна а Крон-баха равна 0. В целом надежность опросников на ЭИ оказывается более или менее удовлетворительной, однако обоснованность их внутренней структуры и точная интерпретация шкал, как правило, не вполне ясны. Вместе с тем методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, демонстрируют хорошую критериальную валидность.

Например, получены связи ECI с размером зарплаты и восприятием собственного жизненного успеха у группы менеджеров, работающих в финансовом секторе Sala, 2002. В этом же исследовании на других выборках получены положительные корреляции ECI с успешностью на работе у телефонистов и руководителей колледжей. Однако в каждом случае корреляции довольно низки примерно 0. Кроме этого, в результатах содержатся некоторые противоречия. Например, несмотря на положительную корреляцию между зарплатой и ECI у финансовых менеджеров, количество продвижений по службе и собственное восприятие финансовой успешности коррелирует с ECI отрицательно.

Подход Р. Бар-Она Bar-On, 1997 основывается на идее, что ЭИ должен способствовать адаптации человека к реальной жизни. Действитель- но, в исследованиях показано, что его опросник EQ-i положительно коррелирует с приспособленностью, субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы EQ-i связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. Однако результаты этих исследований поднимают вопросы конструктной валидности.

Возможно, EQ-i измеряет не столько способность, позволяющую преодолевать жизненные трудности, сколько последствия встреч с этими жизненными трудностями. Тесная корреляция с психопатологическими симптомами может свидетельствовать о проблемах с конструктной валидностью, особенно если учесть, что одной из шкал опросника является «общее настроение». Опросник SSRI показывает неплохую критериальную валидность. В первом исследовании с использованием SSRI обнаружены корреляции с оптимизмом, контролем побуждений, ясностью чувств и другими показателями эмоциональной адаптации Schutte et al. В последующих исследованиях обнаружены связи с навыками межличностного общения, склонностью к сотрудничеству, удовлетворенностью отношениями Schutte et al.

Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями. Многие данные свидетельствуют о том, что опросники на ЭИ не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Такие данные получаются на разнообразных выборках с применением разных методик.

Принято считать, что любые когнитивные способности должны умеренно положительно коррелировать с интеллектом. Отсутствие таких корреляций у опросников на ЭИ свидетельствует об их низкой конвергентной валидности. В совокупности эти данные позволяют поставить вопрос о том, измеряют ли опросники на ЭИ нечто имеющее отношение к интеллекту Matthews et al. Вместе с тем неоднократно показано, что опросники на ЭИ коррелируют с известными личностными чертами. Особенно существенно пересечение этих методик с фактора- ми модели «Большая пятерка» — нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту, доброжелательностью, сознательностью.

Наиболее сильная связь наблюдается с нейро-тизмом; корреляции часто бывают настолько велики, насколько позволяют коэффициенты надежности. В этих случаях можно говорить о том, что измеряется эмоциональная устойчивость, а не отдельный новый конструкт Newsome, Day, Catano, 2000. Связи у разных опросников на ЭИ с личностными чертами весьма разнообразны. Это свидетельствует о том, что эти методики измеряют разные аспекты ЭИ. Кроме этого, возникает подозрение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт.

В настоящее время методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, сталкиваются со многими трудностями. Различные концептуализации конструкта ЭИ недостаточно согласуются друг с другом, и нет внятных оснований для того, чтобы утверждать, что люди способны адекватно оценить свои способности в области понимания эмоций и управления ими. В частности, по определению люди с низким ЭИ должны плохо осознавать свои способности в этой области. Эмпирические исследования позволили разработать достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валид-ностью. Однако эти шкалы пересекаются с методиками, измеряющими личностные черты, что свидетельствует о недостаточной дивергентной валидности.

Дальнейшие исследования могут прояснить вопрос о связи личностных черт с ЭИ, однако пока нет данных, подтверждающих, что опросники на ЭИ измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту. Измерение эмоционального интеллекта на основе решения задач объективные тесты Основная модель ЭИ как способности была предложена Дж. Мэйе-ром и П. Сэловеем например, Mayer, Salovey, 1997. В рамках этой модели ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре «ветви»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; 4 управление эмоциями.

Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях. Способность распознавать и выражать эмоции первая «ветвь» является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая «ветвь». Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции соб- ственных и чужих эмоций четвертая «ветвь».

В нижней части таблицы 1 приведен список методик, используемых для измерения ЭИ в рамках модели способностей. Каждое задание этого теста имеет несколько вариантов ответа, один из которых должен выбираться испытуемым. Для того чтобы определить, сколько баллов испытуемый должен получить за выбор того или иного ответа, тест был проведен на большой выборке стандартизации, репрезентативной по отношению к населению США. Каждому варианту ответа приписывается балл, соответствующий доле испытуемых в выборке стандартизации, выбравших этот ответ. Кроме такого способа подсчета баллов, основанного на консенсусе, применялся другой способ, основанный на экспертных оценках.

В этом случае балл, присваиваемый тому или иному ответу, соответствует доле относительно небольшой выборки экспертов, которая выбрала этот ответ. В тесте EARS каждый пункт состоит из трех рассказов, вслед за которыми приведены 12 пар настроений. Испытуемый должен выбрать настроение, которое, вероятнее всего, испытывает персонаж рассказов.

Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Так ли это на самом деле, как низкий эмоциональный интеллект связан с зависимостями, суицидальным и жертвенным поведением, а также о том, помогает ли развитый эмоциональный интеллект справиться с тяжелыми новостями, — в интервью. Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике? Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне.

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Что такое эмоциональный интеллект (Emotional Quotient, EQ) и на сколько он важен для человека. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций.

Введение в эмоциональный интеллект

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен? Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен? Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего.
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими.
Введение в эмоциональный интеллект «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить

Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE). Модель эмоциональной компетентности тренинговой компа-нии EQuator состоит из четырех навыков. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий