Самый светлый праздник православных, Пасху, предваряет строгий Великий пост. Если же говорить о том, что нельзя есть в Великий пост, то запрет налагается на. Особым смыслом и традициями наполнен каждый день последней недели перед Пасхой. 10 апреля начинается Страстная неделя — последние семь дней Великого поста, которые завершатся Пасхой.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя есть во время Великого поста 2023. В этот период всем верующим людям важно знать, что можно и нельзя есть в пост перед Пасхой. В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели.
Великий пост начался у православных: что можно и что нельзя есть в это время
Ответ: следует заменить мясные продукты на те, которые содержат растительный белок в своем составе. В частности, бобовые фасоль, соя, нут, горох обогащены таким белком. Попробуйте приготовить постный суп из любых видов бобовых, овощей и злаков. Приправьте по вкусу специями — и Вы поймете, что пост может быть «вкусным». Но не переедайте, ведь избыток пищи является нарушением поста. Вы должны есть в умеренных количествах, только пытаясь избавиться от голода, а не наедаться до отвала.
Какие напитки можно пить в пост В течение всего периода поста нельзя употреблять молочные продукты, алкоголь и газированные напитки. Разрешается пить компоты из сухофруктов, кисель, цикорий, ягодный сок, травяной чай, воду. Полезно пить овощные, фруктовые и ягодные соки. Лучше не покупать соки, а готовить их дома. Вишневый кисель: рецепт Кисель — это не только вкусный, но и полезный напиток.
Крахмал, содержащийся в напитке, благотворно влияет на пищеварительный тракт и печень. Что касается вишни, то в ее состав входит огромное количество витаминов и минералов, которые укрепляют иммунную систему и борются с инфекциями. Как приготовить кисель: 300 г вишни замороженной залить 2 литрами воды, кипятить и варить 7-10 минут. Процедить отвар, предварительно вытащив ягоды. Добавить сахар по вкусу.
Развести картофельный крахмал 1,5 столовые ложки в стакане холодной воды и влить в вишневый отвар. Довести до кипения и снять с плиты. При гастрите с повышенной кислотностью и язве желудка ягодные напитки из кислых ягод не рекомендуются. Кисель лучше сварить из овсянки, тыквы, черники. Витаминный фруктовый напиток: рецепт Морс — это безалкогольный напиток русской кухни.
Готовится из свежих или замороженных ягод. По вкусу можно добавить в напиток мед, зелень, корицу. Как сварить фруктовый напиток: Взять 1 ст. Аккуратно размять ягоды и залить 2 л кипятка. Добавить ломтик лимона, меда или сахара по вкусу.
Настаивать два часа, затем процедить. Этот напиток обладает антиоксидантными свойствами, дает жизненные силы, энергию, укрепляет иммунитет. Содержит больше аскорбиновой кислоты, а также витамины группы В. Кому не рекомендуется поститься Описанные выше правила поста разрешены не всем. Резкое падение белка может ослабить иммунную систему и вызвать заболевание у некоторых людей.
В эту категорию входят: люди со слабым здоровьем, беременные женщины и кормящие матери, маленькие дети, дети, пожилые люди и люди, выполняющие тяжелую физическую работу. Этим категориям людей можно задуматься о менее строгом посте, поговорить с духовным наставником и получить благословение на послабление правил. Меню на первую неделю поста Самые строгие правила — первые семь дней. Такого рациона придерживаются в монастырях и церквях. Для обычного верующего правила не так строги, как для монахов.
Примерное меню: В понедельник, среду и пятницу — строгий пост. Для тех, кто не может придерживаться таких строгих ограничений по состоянию здоровья, рекомендуют: Картофель в мундире;.
Четыредесятницу первые сорок дней и Страстную седмицу точнее 6 дней перед Пасхой. Таким образом Великий Пост длится семь недель вернее 48 дней. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию.
Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника. Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св.
По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св.
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св.
Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св.
Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества.
Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.
У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
Запрещено изнурять себя правилами поста.
Что нельзя есть во время поста Обратите внимание какие продукты запрещено кушать в Великий пост: все мясные продукты, независимо от вида мяса; мясные полуфабрикаты колбасы, сосиски, сардельки и т. Что можно пить в пост Пост предназначен освободить человека от привязанностей, поэтому чай, кофе следует ограничить или отказаться совсем. Если сделать это будет сложно, значит есть зависимость.
Пост — это самое время попытаться избавиться от этой зависимости. Можно попробовать заменить бодрящие напитки на цикорий. Разрешается пить кисель, компот из сухофруктов, сок, морс, самодельный квас, какао без молока, травяные чаи.
Воду пить можно всегда. Исключение составляет отказ от воды перед Причастием, когда за 6 часов до Таинства нужно отказаться от воды и пищи. В определенные дни можно употреблять немного красного вина.
Устав разрешает его в качестве антиоксиданта и противовирусного средства. Что можно кушать в пост, можете увидеть в таблице ниже: Великий пост Что можно кушать в пост: питание по дням Понедельник первой недели чистый понедельник — верующие совсем отказываются от употребления пищи. В остальные недели по понедельникам, средам, пятницам — можно кушать холодную пищу без растительного масла один раз — вечером.
Вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запечённая пища без масла, также один раз в вечернее время. В субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина кроме Страстной недели. Что можно кушать в Страстную неделю поста В Страстную неделю особое меню.
С понедельника по среду можно кушать хлеб, сырые овощи, фрукты, орешки. В четверг Страстной недели можно отведать один раз в день вареные овощи, кашу на воде с растительным маслом. В пятницу Страстной недели на все продукты наложен запрет, кроме хлеба и воды.
Суббота Страстной недели — день без пищи.
Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать?
Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви. Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут. Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен.
Страстная неделя перед Пасхой 2023: традиции и календарь питания по дням, что нельзя делать
Великий пост 2024: число, суть и питание | Великим постом называется многодневный пост перед Пасхой. |
Великий пост-2024: главные правила и постное меню | Многие считают, что в пост нельзя пить вино, но это не так. |
О Великом посте / | Часто даже воцерковленные люди задаются вопросом: почему в пост нельзя есть молочные продукты и яйца? |
Великий пост 2022 что можно и нельзя есть по дням недели
"Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступление". В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Меню в пост перед пасхой: чего есть нельзя. Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. Начало поста перед Пасхой и его продолжительность.
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
Кроме того, нежелательно поститься людям с серьёзными недугами, являющимися определённой угрозой для жизни, с сахарным диабетом, перенесшим операцию и занимающимся тяжёлой физической работой. Не следует соблюдать пост женщинам, вынашивающим ребёнка и кормящим грудью — в этом случае полноценное питание важно для них и для младенца. Для мирян, страдающих от патологий сердца, гипертонии и больной психики, следует держать пост с осторожностью. Потому нельзя недооценивать этот аспект, считая его формальностью. Итак, наступил Великий пост — что можно есть по дням недели, какие продукты при этом разрешены? Есть множество съедобных вещей, и их можно кушать с удовольствием, принося благо своему организму: всевозможные крупы; из разновидностей хлеба — серый, чёрный, отрубной, содержащий злаки; высушенные ягоды, фруктовые плоды; чечевицу, горох, другие бобовые культуры; лесные грибы и шампиньоны; овощные заготовки соленья, маринады , овощи в сыром, отварном виде; фруктовые компоты, свежие фрукты; натуральный мёд.
Из сладкого допустимо есть варенье, халву, печенье из овсяных хлопьев, мармелад и пастилу. Меню получится разнообразным для постования, и если приложить фантазию, то из перечисленных компонентов, придумав нежирные соусы, готовятся замечательные яства и закуски. На Благовещенье и Вход Господень в Иерусалим допускается кушать рыбу и приравниваемые к ним морепродукты, считающиеся деликатесом. Что можно пить в великий пост 2022 Пожалуй, самым приоритетным напитком является чистая питьевая вода, но, понятно, что трудно смириться с отказом от привычного горячего чая либо кофе. Однако, оздоровляя своё тело, все мы понимаем, что большое количество кофе и крепкого чая не полезно для организма.
Поэтому чай лучше употреблять зелёный, либо делать отвары из трав, а от кофе лучше отказаться или выпивать его понемногу. Также допускается заменять воду: молоком кокоса, свежими овощными и фруктовыми соками; рисовым, соевым молоком; компотами из сухофруктов с минимальным количеством сахара; киселями из фруктов и замороженных ягод; можно позволить себе напиток, приготовленный из отрубей, злаковых зерен. Кофе и чай, вполне, можно заменить натуральным цикорием, употребление которого не сказывается столь негативно на работе сердца и нервной системы. Тем, кто не страдает зависимостью от алкоголя, разрешено выпивать немного вина в выходные дни, либо использовать его для приготовления постных кушаний.
Нарезать дольками.
Взять глубокую сковороду, налить в нее немного растительного масла. Высыпать на разогретое масло грибы и потушить их. Как только грибы размягчатся, выключить огонь. Очистить лук и мелко порезать. На растительном масле обжарить лук и рис.
Залить водой, добавить соль и оставить вариться на небольшом огне. Когда рис будет почти готов, смешать его с грибами. Перед подачей на стол поперчить, посыпать измельченной зеленью. Вместо шампиньонов можно использовать белые грибы, а вместо риса — перловую крупу. Салаты Салат из капусты с яблоками и морковью Приготовление: Капусту промыть, очистить, удалить кочерыжку, тонко нарезать, слегка посолить, добавить сахар и перемешать, слегка нажимая.
Яблоки после удаления сердцевины, натереть на крупной терке. Морковь очистить и измельчить на крупной терке. Соединить капусту, яблоки, добавить растительное масло и перемешать. Салат из свеклы с черносливом Сварить неочищенную от кожуры свеклу. Дождаться пока она остынет.
Затем почистить и натереть на крупной терке. Подготовить чернослив в то время, пока варится свекла. Сухофрукты тщательно промыть, положить в кастрюлю и обдать крутым кипятком. Слить воду, снова положить в кастрюлю. Плотно закрыть крышкой, оставить постоять на 60 минут.
После этого удалить косточки и мелко нарезать. Готовую свеклу и сухофрукты соединить. Можно добавить сахар, немного растительного масла и аккуратно помешать. Салат морковно-яблочный Помыть и почистить овощ и фрукт. Нарезать яблоки соломкой, натереть морковь на крупной терке.
Соединить, добавить сахар, масло и аккуратно перемешать Супы Овощной суп 100 г вермишели — «звездочки», 1 морковь,1 корень сельдерея, 1 луковица можно лук-порей , 2 картофелины, 2 ст ложки растительного масла, соль, перец, сухие пряности, зелень петрушки, 2 л воды. Поставить воду на огонь. Овощи почистить и нарезать кубиками. Как только вода закипит, добавить немного соли и положить овощи. Добавить растительного масла лучше оливкового.
Овощи варить до готовности. За 10-15 минут до окончания варки засыпать в суп вермишель. Перед окончанием варки положить сухие пряности, а подавая на стол — измельченную свежую зелень. Суп мучной 2 л воды,125 г пшеничной каши, 2 головки репчатого лука, 100 г растительного масла, соль, перец. Развести муку в небольшом количестве воды.
В кастрюле закипятить воду. Влить мучную смесь в кипящую воду непрерывно помешивая.
За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас.
Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись.
Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор.
Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая.
У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.
Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице. В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру. Первая неделя седмица Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время.
Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие пища не варится и не жарится , а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует.
Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.
В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.
Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле большую меру нашей ответственности.
Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.
Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.
Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом.
Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья.