Замоскворецкий суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия об аресте театрального режиссёра Евгении Беркович, обвиняемой в публичном оправдании терроризма (ст.
Суд в Москве продлил арест режиссёра Беркович и сценариста Петрийчук до 4 мая
В основу пьесы и спектакля легли реальные приговоры и протоколы допросов этих женщин. Также была задержана автор пьесы Светлана Петрийчук, её также арестовали. Спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска». Свою вину женщины не признают.
В отношении Беркович и Петрийчук возбуждено уголовное дело по статье 205. Причиной этого стал поставленный Беркович спектакль «Финист — Ясный сокол» о женщинах, которые знакомились в социальных сетях с последователями радикальных исламистских движений. Петрийчук написала сценарий к спектаклю. Вину они не признают. Тогда защита утверждала, что «деструктологическая» экспертиза, которой руководствуется обвинение, не должна рассматриваться, так как Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте не проводит таких экспертиз, и что «деструктология» не является наукой, поэтому не может стать основанием для обвинений.
Короткая ссылка 5 мая 2023, 14:43 Режиссёра Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где пройдёт заседание по избранию им меры пресечения, сообщили РИА Новости в суде. По данным защиты, им предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.
Ранее мать режиссёра Елена Эфрос сообщила, что в её квартиру в Санкт-Петербурге пришли с обыском в рамках возбуждённого в отношении дочери дела.
Напомним, что спектакль повествует о вербовке террористами россиянок. Сюжет якобы основан на реальных событиях. Прошлой осенью в Нижнем Новгороде разгорелся скандал из-за него.
Суд арестовал режиссера Евгению Беркович на два месяца
"На режиссёра Евгению Беркович возбуждено уголовное дело по статье 205.2 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности. Замоскворецкий суд Москвы заключил под стражу театрального режиссера Евгению Беркович по делу об оправдании терроризма. Замоскворецкий районный суд Москвы арестовал режиссерку Евгению Беркович и драматурга Светланы Петрийчук до 4 июля. Режиссер Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук были арестованы 4 мая 2023 года. Силовики сообщили им, что обыск проходит по уголовному делу об оправдании терроризма против внучки Катерли, театрального режиссера Евгении Беркович. Следственный комитет задержал театрального режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук по делу об оправдании терроризма.
Евгения Беркович и Светлана Петрийчук
Согласно решению суда, Беркович останется под стражей до 4 июля, сообщает со ссылкой на собственного корреспондента РИА " Новости ". Вменяемое ей преступление режиссёр не признала, а защита намерена обжаловать судебное постановление об аресте. Просьбы адвоката об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или личного поручительства остались без внимания, несмотря на то что за Беркович поручились несколько актёров, журналистов и других общественных деятелей. Не помогли и упоминания о том, что спектакль "Финист Ясный Сокол" исполнялся в том числе благодаря гранту м инистерства культуры и стал номинантом премии "Золотая маска", а театральное сообщество однозначно оценило постановку как "осуждающую связи с радикальным исламом и преступления в этой сфере".
Работать, кстати, много приходилось дома, и я играла сама с собой в то, что я сижу в своем Бруклине, перевожу, пишу пьесы и сценарии. Мой любимый район… Аэропорт, то есть место, где я живу сейчас. Здесь еще больше чувство дома, чувство размеренной и устроенной жизни.
Единственное, чего здесь нет — и это, кстати, здорово экономит бюджет — так это клубов, баров и такого рода заведений. Это в самом лучшем смысле «спальный район» — здесь хочется думать о ремонте в квартире и о том, что ты оставишь детям. А приезжать я люблю на Чистые пруды. Там очень здорово гулять, но жить я бы там не хотела. А нелюбимый… Это зависит от времени года… Каширская, в районе онкоцентра. Жутковатое место.
Люблю гулять… Никогда не гуляю одна. А вот если бы ко мне приехали друзья из другого города, я бы, наверное, провела их по набережным, перешла бы по мосту в Лужники, дальше наверх по Воробьевым горам к Университету, а затем вернулась бы обратно на канатной дороге. Москвичи отличаются от жителей других городов… Я сравню с Петербургом. Мне вообще Москва оказалась намного ближе, чем тот же Петербург. Про нее все время говорят, что она тебя проверяет — ничего подобного. Первое, что меня поразило, когда я приехала — в Москве никто ни на кого не смотрит.
В Петербурге достаточно спуститься в метро, чтобы заметить — все встречные тебя разглядывают. Этот город все время тебя как будто проверяет — свой ты или не свой, там достаточно надеть желтые колготки, и все — ты безумный фрик, на тебя будут оборачиваться.
В чём та неистребимая потребность человека — в вере, в любви, в ощущении себя частью чего-то большого и сильного — что заставляет мужчин брать в руки оружие и убивать, а женщин — поддерживать их в этом? Кто тот Финист, ради которого Марьюшка готова грызть железные караваи и сидеть по статье 208? Адвокаты просили не избирать женщинам меру пресечения, ссылаясь на поручительства от ряда известных деятелей культуры, либо же выбрать более мягкую её форму: родственники и друзья были готовы внести залог и предоставить жильё для отбывания домашнего ареста. В случае Беркович защитница ссылалась на то, что у женщины на иждивении две приёмные дочери, одна из которых имеет инвалидность. В дальнейшем содержание под стражей продлевалось. Основания признания политзаключёнными Несостоятельность обвинения Обвинение в уголовном деле против Беркович и Петрийчук построено на основании двух экспертиз.
Первая была проведена в январе 2023 года и анализировала не спектакль Беркович премьера которого состоялась в 2020 году , а видео с читкой пьесы в 2019 году. Имена авторов этого документа — экспертов из Московского государственного лингвистического университета МГЛУ — остаются неизвестными. В постановлении о возбуждении уголовного дела от 10 апреля 2023 года говорится: «В точно неустановленное следствием время, но не позднее 15. Вторая экспертиза , написанная за один день, 3 мая 2023 года, и содержащая 125 страниц, принадлежит авторству «заведующего лабораторией деструктологии» МГЛУ Романа Силантьева, директора Центра лингвистической экспертизы МГЛУ, «лингвиста-деструктолога» Галины Хизриевой и «деструктолога, клинического психолога, социолога» Елены Замышевской. В тексте говорится, что пьеса содержит «признаки следующих деструктивных идеологий: идеологии ИГИЛ, включающая в себя идеологию джихадизма, идеи перманентного насилия, в том числе революционного, и признания джихада как шестого столпа ислама, что сакрализует насильственные действия и вменяет их мусульманам как обязательные; идеологии халифатизма — идея построения всемирного исламского государства; идеологии исламизма или мусульманского освобождения. А также признаки деструктивной субкультуры русских жен-неофиток террористов, экстремистов, субкультуры так называемого русского ислама». В материалах спектакля «Финист Ясный Сокол», поставленного Беркович, эксперты также находят «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России». Возглавляемая Силантьевым «лаборатория деструктологии» существует с 2019 года и занимается тем, что «проводит лингвистические, психологические, религиоведческие, политологические и социологические экспертизы любой сложности» и «особо специализируется на экстремистских и террористических организациях религиозного типа».
Сам Силантьев открыто признавал своё сотрудничество с ФСБ, что не даёт возможности рассматривать его экспертизу как независимую. Важно, что деструктология не является признанной наукой: её несколько лет назад придумал сам Силантьев; нормативные акты РФ и, в частности, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не предусматривают возможности использования в материалах уголовного дела «деструктологических экспертиз». Таким образом, подобная экспертиза просто не соответствует требованиям закона и на основании её выводов невозможно выстраивать обвинение. В мае 2023 года российские учёные опубликовали открытое обращение против недобросовестных гуманитарных экспертиз в судах и легитимации псевдонаучного знания, обосновав в нём несостоятельность деструктурологии как науки. После этого следователь по делу назначил новую, психолого-лингвистическую и авторскую комплексную экспертизу. Произвести её назначено ФСБ по Свердловской области. Деструктологическая экспертиза, тем не менее, из дела исключена не была, также как и не была признана недопустимым доказательством. Таким образом, для признания лица виновным в осуществлении таких призывов должно быть доказано наличие у него цели побуждения других людей к совершению какого-то или каких-то из указанного перечня преступлений.
Она организовывала театральный фестиваль для детей из детских домов. Помню, в интернете на неё начали нападать, что они, мол, с коллегами-театралами в сирот поиграются и всё. А я как раз была модератором в той группе, ну и вступилась за нее.
Потом мы с ней начали общаться, и я предложила, чтобы мы во время фестиваля попробовали этим детям найти приемных родителей. Ну и кому-то из детей нашли мою, кстати, старшую приемную дочь я тоже с этого же фестиваля домой «в подоле принесла». Так мы начали с Женей общаться.
И когда она рассказывала про Киру, у всех, а не только у меня, обычно была первая реакция: «Женя, а ты почему сама не хочешь? Но потом, к сожалению, у нее случились серьезные проблемы со здоровьем, и девчонок нужно было срочно временно куда-то «пристроить», чтобы их не забрали в детский дом. Так они временно оказались у Жени.
И когда уже стало ясно, что это не временно, Женя приняла единственно возможное для нее в той ситуации решение — оставить девчонок вместе и у себя. Еще одно перемещение, отказ, предательство а именно так дети часто воспринимают разлучение со своими близкими могло стать для их психики фатальным. И для девчонок, которым было очень сложно поверить очередному взрослому в их жизни, и для Жени, которой пришлось поменять вообще все и резко стать мамой двум подросткам, пусть и прекрасным, но с очень непростой судьбой.
И ведь тут вот какая штука — к маленькому ребенку у нас очень легко и естественно возникает чувство жалости, сопереживания. А когда это уже большой подросток, который ругается, что-то ломает, хамит, посылает тебя, тут сложно оставаться эмпатичным, осознанным. Но Женьке удалось стать для них самой настоящей мамой, которая всегда была на их стороне.
Это было и в каких-то очень значимых вещах — что касается здоровья и обучения, и в мелочах — например, Ане нравились котики, и Женя Ане покупала подушку с котиками, чехол для телефона с котиком, все вокруг было в котиках и даже котики домашние были котиками.
Петербургского режиссера Евгению Беркович арестовали за оправдание терроризма
В свою очередь, адвокат обвиняемой просила более мягкую меру в виде залога, домашнего ареста, либо личного поручительства. Телеканал «Санкт-Петербург» ранее сообщал о задержании Евгении Беркович и проведении обысков в том числе у ее ближайших родственников — мамы и бабушки.
Евгения Беркович. По крайней мере, именно с таким обращением к главе СКР Александру Бастрыкину обратился Российский еврейский конгресс, который усмотрел в словах религиоведа Романа Силантьева признаки преступления и просил привлечь его к ответственности. Спектакль Беркович и Петрийчук ставился с воспитательный целью и призывал к примирению, а в словах Силантьева эксперты видят чуть ли не предвестие еврейских погромов. Но за решеткой сидят они, а не он. Мир перевернулся?
Задумка спектакля — показать, как террористы вербуют через соцсети доверчивых девушек, показать трагизм их судеб кто-то погибает, кто-то надолго отправляется в тюрьму. И все это для того, чтобы никому в голову не пришло пойти по их страшному пути. Не случайно спектакль не только получил одобрение и награды театрального сообщества, но и ставился за решеткой именно с воспитательный целью. Те, кто стоит за этим уголовным делом, перевернули все с ног на голову. А сам «трюк» произошел не без помощи экспертизы Романа Силантьева.
Прокуратура полностью поддержала позицию следователя. Адвокат Беркович Ксения Карпинская рассказала в суде, что спектакль «Финист Ясный Сокол» не только был однозначно принят среди театралов как исключительно осуждающая радикальные настроения ислама постановка, но и, более того, Минкультуры РФ выделило в качестве гранта на спектакль Беркович 250 000 руб. Карпинская и ее коллега Юлия Трегубова просили суд избрать любую более мягкую меру пресечения, чем заключение под стражу. Петрийчук в суде защищают три адвоката: защитник журналиста Ивана Голунова Сергей Бадамшин, бывший судья Мосгорсуда вынес приговор полицейским из дела Голунова Сергей Груздев и адвокат Юлия Кузнецова. Они предлагали суду отпустить сценаристку под залог в размере 600 000 руб.
Здесь текст и зритель встречаются впервые. Это еще не спектакль, но уже действие».
Пьеса создана на основе допросов женщин, которые познакомились через интернет с представителями радикального ислама и решили поехать за ними в Сирию. Я надеюсь, что суд изберёт ей в качестве меры пресечения домашний арест, — сказала Эфрос MR7. Елена рассказала, что у неё и её мамы Нины Катерли во время получасового утреннего обыска изъяли компьютеры. Но близкие и друзья быстро помогли решить проблему с техникой: это было очень важно для работы. Правда, до сих пор по неизвестной причине в квартире не работает интернет.
Суд в Москве продлил арест режиссёра Беркович и сценариста Петрийчук до 4 мая
6 мая 2023 - Новости Новосибирска - Режиссеру Евгении Беркович и драматургу Светлане Петрийчук продлили арест по делу об оправдании терроризма до 10 января. Режиссер Евгения Беркович отказалась признать вину в пропаганде исламского терроризма и радикального феминизма. 30 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Суд оставил в СИЗО режиссера Евгению Беркович и сценариста Светлану Петрийчук по делу об оправдании терроризма.
Суд продлил арест режиссера Беркович и драматурга Петрийчук до 4 мая
Замоскворецкий районный суд Москвы отправил в следственный изолятор театрального режиссера Евгению Беркович, обвинив ее в оправдании терроризма. Режиссера Евгению Беркович задержали по делу об оправдании терроризма из-за спектакля с двумя премиями «Золотая маска». Теперь режиссера спектакля Женю Беркович и автора. Ясный сокол», такое. Несколько лет назад режиссёр Евгения Беркович взяла двух девочек-подростков из детского дома.
Суд арестовал режиссера Евгению Беркович на два месяца
Окончила Высшую школу сценических искусств Константина Райкина мастерская Камы Гинкаса , позже училась в мастерской Михаила Угарова русофоб-белоленточник, лауреат премии ныне ликвидированной Московской Хельсинкской группы "за защиту прав человека средствами культуры и искусств", активно боролся за освобождение террориста Олега Сенцова в Театре. Неоднократно становилась победителем и финалистом различных конкурсов и фестивалей, в числе коих международный конкурс "Ремарка", конкурс-фестиваль "Первая читка" в рамках фестиваля "Пять вечеров" им. Ведёт мастер-классы по драматургии, совместно с худруком казахстанского фестиваля современной драматургии "Драма. Мейерхольда и худрука собственного театра "Июльансамбль". Дело об оправдании терроризма возбуждено именно из-за спектакля "Финист Ясный Сокол". Поначалу Беркович и Петрийчук находились в статусе свидетелей. Вскоре названы подозреваемыми и задержаны. Тут никто ничего не понимает", - заявил Андриевич.
Причём «ясный сокол» — это типа вербовщик, неуловимый сказочный принц, в которого они повлюблялись, а теперь страдают. Такие — Дарьи Треповы предыдущей, ваххабитской, повестки. Хотя… В нынешних обстоятельствах звучит всё это вполне себе актуально, так что — да, это был спект про деконструкцию мотиваций и последующее оправдание террористок. Неважно — потенциальных «невест Аллаха», или треповых, вовк и прочих убийц. Допустим, что независимый драматург имеет право писать всё, что в голову придёт, а «независимый» опустим про деньги Михаила Прохорова фестиваль в подвале имеет право награждать, кого хочет. Это — уровень квартирника с расстроенной гитарой. А вот дальше — следите за руками.
На деньги Минкульта, которые из бюджета получает на «поддержку и развитие театра» Союз театральных деятелей Александра Калягина, эту пьесу ставит «режиссёрка» Евгения Женя Беркович — «Жене» уже хорошо под сорокет, но так уж принято в определённых кругах, «Люся» Улицкая 80 лет не даст соврать. Спектакль в «Боярских палатах» СТД, который к тому моменту успело посмотреть аж человек 200 стремительно назначается «событием». Таким, что получает аж две! Потом в жизни Беркович было много всякого — и кривые, но нашумевшие стихи про «Бессмертный полк», и драматическая история про стеклянный член , и бан на всех государственных площадках, и прочая «моя борьба». Справедливости ради — нам не попадались афиши спектакля про террористок после убийства Даши Дугиной, после теракта с Владленом Татарским. Поэтому мы наивно полагали, что у Жени Беркович на тех местах, где у нормальных людей располагается душа и сердце или, хотя бы, мозг , есть что-то кроме говна и овсянки. Но нет, ошибались.
И да, что-то подсказывает, что у «Золотой маски» наличие которой у Беркович уже начали использовать недоэксперты в качестве «аргумента» тоже наступают тяжёлые времена. Возможно, последние.
С журналистами она разговаривать отказалась. На заседании суда адвокат режиссера Ксения Карпинская сказала, что уголовное дело было возбуждено за публикации читки пьесы «Финист Ясный Сокол» драматурга Светланы Петрийчук на YouTube, «в которой якобы содержится оправдание терроризма», передает «РИА Новости». Драматург Светлана Петрийчук проходит второй обвиняемой по делу об оправдании терроризма. Заседание об избрании ей меры пресечения пройдет в Замоскворецком суде позже сегодня.
При этом замалчивается, что суд защищает безопасность нашей страны». Режиссерка Женя Беркович и артистки дописали Марьюшкам монологи, основанные на документах, интервью, текстах и личном опыте. В 2022 году этот спектакль получил две премии: награды получила художница по костюмам Ксения Сорокина и драматург Светлана Петрийчук, которую также допросили в статусе подозреваемой по делу по статье об оправдании терроризма. Кроме того, спектакль претендовал на премии «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера» и был участником программы «Russian Case» фестиваля 2021 года — в этой программе «Золотая маска» демонстрирует зарубежным коллегам достижения российского театра за год. В 2022 году Мелашвили отозвала права на текст у российских театров, но в 2023 году разрешила «Дочерям Сосо» играть «Считалку». Спектакль Беркович для Мобильного художественного театра «Рас-стаемся» претендовал на «Золотую маску» 2021 года в номинации «Эксперимент». Спектакль монтирует фрагменты двух текстов Цветаевой — «Поэмы конца» и «Поэмы горы», — приправляя их фактами биографии и лирическими отступлениями из сегодня. Короткий роман Цветаевой с Константином Родзевичем и их пражские прогулки вдоль Влтавы срифмованы с часовым подъемом зрителя по Воробьевым горам.
Одной из важных работ Беркович стал «Гамлет» в Свердловском академическом театре драмы.
По данным защиты, им предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205. Ранее мать режиссёра Елена Эфрос сообщила, что в её квартиру в Санкт-Петербурге пришли с обыском в рамках возбуждённого в отношении дочери дела. Женщина сообщила, что дело завели из-за спектакля «Финист — Ясный Сокол».
Семья лютых русофобов: Почему режиссёр Евгения Беркович ненавидит Россию.
Евгения Беркович и сценарист Светлана Петрийчук были задержаны 4 мая и арестованы на следующий день. Защита Беркович просила апелляционный суд признать решение суда первой инстанции незаконным и рассмотреть возможность избрания ей меры пресечения, не связанной с содержанием в СИЗО. Как и в первой инстанции, защита указала на то, что у Беркович на иждивении имеются дети, в том числе приемные и требующие ухода по состоянию здоровья. Суд не стал учитывать доводы защиты.
А нелюбимый… Это зависит от времени года… Каширская, в районе онкоцентра. Жутковатое место. Люблю гулять… Никогда не гуляю одна. А вот если бы ко мне приехали друзья из другого города, я бы, наверное, провела их по набережным, перешла бы по мосту в Лужники, дальше наверх по Воробьевым горам к Университету, а затем вернулась бы обратно на канатной дороге. Москвичи отличаются от жителей других городов… Я сравню с Петербургом. Мне вообще Москва оказалась намного ближе, чем тот же Петербург. Про нее все время говорят, что она тебя проверяет — ничего подобного.
Первое, что меня поразило, когда я приехала — в Москве никто ни на кого не смотрит. В Петербурге достаточно спуститься в метро, чтобы заметить — все встречные тебя разглядывают. Этот город все время тебя как будто проверяет — свой ты или не свой, там достаточно надеть желтые колготки, и все — ты безумный фрик, на тебя будут оборачиваться. В Москве, слава богу, всем все по барабану. В Петербурге, если что-то снесут — на этом месте никогда ничего не вырастет; Сенная площадь какой была при Гоголе и Достоевском, такой и осталась поныне. Москва все время что-то сносит, на ее месте что-то вырастает — она может быть нелепой, здесь ничто ни с чем не сочетается, но при этом она все время живет и меняется, в ней гораздо быстрее происходит метаболизм. А в Питере все дома стоят по струночке. В Питере хорошо придумывать, а в Москве — делать. За последние десять лет в Москве изменилось… Я затруднюсь с ответом, я мало привязана к материальному миру, и память у меня, как у собаки — живу текущим моментом. Мне не нравится то, что в Москве мы живем рядом с миллионами, а может быть, десятком миллионов совершенно бесправных людей, мигрантов.
У кого-то паровоз из четырех-пяти братьев и сестер, у кого-то мама в тюрьме и вот-вот выйдет. У кого-то нет родительского отказа или бабушка все время обещает, что сейчас приедет и заберет. Про этих двоих — Киру и Лешу — нам тоже сказали, что у них что-то там со статусом сложное. Ну, в общем, даже не пытайтесь — такое было послание от руководства.
И вы уехали? Да, но через год мы делали лабораторию в Москве и решили привезти тех, с кем мы уже работали. Сделать что-то уже более осмысленное: мы не исчезли, мы вас помним, вы классные, мы вас отобрали, вы это заработали! А кстати, что такое театральная лаборатория?
Как это выглядит? На первой встрече мы попросили детей показать, что у них в телефонах, что они слушают? Они совершенно офигели, потому что не привыкли к тому, что их кто-то спрашивает, всерьез интересуется. Мы сказали, что будем работать с их материалом.
Они сначала стеснялись, потом навыдавали нам какую-то подростковую дичь, мы из этого делали танцевальные номера, читали тексты этих песен как стихи, рисовали, делали мультики. Собрали показ про них самих и получилось очень классно! Поэтому через год мы осторожненько позвонили руководству детдома и аккуратно спросили, что вот мы бы хотели снова позвать ребят. Нам сказали: мы можем дать только двух, иначе придется отправлять с ними в Москву воспитателя.
Если кто-то из вас приедет с документами и возьмет детей домой на гостевой режим — так можно. Тогда мы спросили, а кому из них можно поискать семьи? Чтобы был смысл их тащить в другой город, затевать этот проект. И вот нам сказали, что у девочки Киры и мальчика Леши — наших любимчиков — есть нужный статус.
Мы их привезли и начали искать им семьи. То есть так просто можно на время взять себе детей из детского дома? Там должен быть человек с серьезными непростыми документами, заранее готовыми, у нас в команде было таких двое. Так что мы расселили детей по своим домам и давай искать им семьи!
Кирка жила тогда у меня. Забегая вперед, скажу, что Лешке мы искали семью четыре года, и это была большая и трагическая история, которая закончилась очень хорошо. Совсем уже взрослый пацан нашел себе чудесного папу, и у них теперь все очень круто. Надежды не было никакой, он был уже лось — метр восемьдесят, все время находились какие-то люди, которые хотели его забрать, но все это постоянно срывалось, тянулось.
А он ждал, надеялся. А Кирке мы довольно быстро нашли маму, и она забрала ее домой. В этой семье уже была приемная девочка Аня, чуть постарше. И тут должен был бы быть счастливый конец истории… Кира приехала в семью зимой.
А уже весной ее мама очень серьезно заболела, попала в реанимацию, был вопрос, поправится ли она вообще. Никаких близких, которые могли бы подхватить девчонок, у мамы не было. И чтобы дети не оказались в приюте, мы — все, кто знал об этой ситуации, — начали обсуждать, что нужно, чтобы кто-нибудь быстренько оформил временную опеку, чтобы девочки хотя бы не в приюте сидели, а где-то дома. И так жуткая травма, когда не понятно, умрет твоя мама или нет, а в такой ситуации — это просто кошмар.
Внезапно оказалось, что я — единственный человек, который может сделать это быстро. Чтобы оформить временную опеку, нужен только паспорт и показать квартиру, в которой дети будут жить. Такой упрощенной процедурой пользуются обычно бабушки или отчимы, когда, например, мама умирает. Это сделано для того, чтобы детей не забирали в приют, пока родственники собирают документы для усыновления.
Так что было совершенно не очевидно, что мне такое разрешат: мы с девочками не родственники, мы живем в разных районах, у нас разные опеки… Но тут мне ужасно повезло с людьми: в обеих опеках — и в моей, и у девчонок — оказались очень человеческие человеки! Которые очень быстро встали на уши и придумали, как мне все это сделать. Так что я забрала их на лето — до школы. В начале сентября мама уже вышла из больницы, и начало казаться, что все налаживается.
Девочки даже вернулись домой, пошли в школу. И тут мама снова оказалась в больнице, а Кира с Аней — у меня. Опека мне сказала: Евгения Борисовна, какого черта вы таскаете детей туда-сюда?! Давайте-ка вы уже определяйтесь!
То есть в тот момент уже стало понятно, что мама девочек больше не сможет их растить? Нет, стадия торга у меня продолжалась очень долго. Все время казалось, что ну месяц, ну два, вот, сейчас она подлечится… Так прошло почти полгода, стало подходить к концу мое разрешение на предварительную опеку, а его два раза не дают. В начале ноября стало понятно, что надо уже принимать решение.
То есть изначально ты думала, что берешь их ненадолго? Думала, что на пару месяцев, а если все кончится плохо, то мы найдем им новую семью, которая может растить детей. Но к концу моей временной опеки стало понятно, что семью мы им не найдем. Кире тринадцать, Ане — пятнадцать.
У обеих непростые диагнозы. Они к этому моменту сменили уже такое количество семей и были в таком ужасе от всего этого, что было очевидно: искать им семью и опять их куда-то теребонькать — это очень плохая идея. Девочки очень сплотились к этому моменту, хотя они не сестры. Разделить их было невозможно.
А предварительная опека заканчивалась и грозила вот-вот превратиться в тыкву. Я была в совершенном ужасе, но потопала собирать документы. Я все еще надеялась, что Лена сейчас подлечится, и дети думали, что это не навсегда.
Только все это надо умножить на главное, что руководит приемным ребенком: страх. Что изобьют, что исчезнут, что снова выкинут. Не знаю, как мы все выжили, но мы выжили.
Из нас выросли две девицы-красавицы все в меня, конечно. Мы учимся, мы умеем читать, можем сходить в магазин и оседлать лошадь. Приемной маме до этого расти нужно так же, как и детям, оно автоматом в опеке не выдается. И вот она почти уже выросла. Но нам при этом 17 и 18, мы начали влюбляться, мы перешли в 9-й класс и мучаемся с выбором профессий, нам надо учиться снимать свою пенсию и отличать хорошего мальчика от мерзавца. Нам нужна мама.
Нам вдвойне нужна мама, потому что нам сразу и 4 года, и 17 лет. А мамы нет. Мама сидит в тюрьме. Вот 8 марта дочь гордо несет для школьной выставки мою самую нарядную фотку: мама Женя получает премию за свой спектакль — такой ни у кого нет. А вот 15 мая дочь до ночи надеется, что маме Жене дадут звонок, чтобы поздравить ее с днем рождения. Звонок из тюрьмы, куда ее посадили за тот самый спектакль.
И вот таких детей, которым мамы не могут позвонить из тюрьмы, мои девочки видели в детдомах тысячи. Детей, чьи мамы сидят. Как правило, они не возвращаются в жизнь детей. Я пишу им письма, рисую ерунду, даю какие-то глупые задания и квесты. У нас лучшая в мире семья — мой муж Коля, друзья, няня. Они, если честно, со многим справляются куда лучше, чем я.
Но они не мама. Они сильные и крутые. Они пока сохраняют то, что нам вместе удалось вырастить за четыре года. Но они — дети. Маленькие, еще совсем маленькие булочки, с ногами моего размера и социальным опытом с булавочную головку. И с каждым днем этой новой потери они снова проваливаются в тот ад, из которого чудом смогли вырваться.
Тут должен быть красивый финал, но я уже не могу. Мне просто больно и страшно за двух моих девочек. А им больно и страшно за меня. Нам больно и страшно. Мы устали. Мы хотим домой.
Нам надо на ручки». Вечером она не вернулась. На следующий день состоялся суд.