иранский народ с кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы иранских языков и относящийся к ханафитскому мазхабу ислама. У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия. Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. Этим актом я хочу заставить Китай и его народ осознать, что любой, кто попытается вмешаться в проблемы белуджей без согласия народа белуджей, столкнется с гневом народа белуджей.
Новости Центральной Азии
- Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
- Белуджи | это... Что такое Белуджи?
- Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи.
- Форма поиска
- Белуджи: путешествие в историю и культуру народа
- Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
Близкие друзья могут позволить себе объятия, поцелуи. Женщина должна закрывать одеждой все тело, кроме ступней. Туристкам рекомендуется носить джемперы с длинными рукавами, длинные юбки или платья. При посещении храмов необходимо повязывать голову платком. Как и во многих мусульманских государствах, у белуджи запрещено употребление спиртных напитков. Ни в коем случае нельзя приносить спиртное в гости. Также не приветствуется курение в общественных местах. Сами белуджи много курят, но делают это там, где никто не видит. Пищу принимают зачастую прямо на полу, даже в некоторых ресторанах. Расстилают клеенку, расставляют на ней тарелки с едой.
Можно брать еду как из общей тарелки, так и из индивидуальной. Пищу принято брать руками, ложки при этом не используются. Также можно зачерпывать еду лепешкой. Выбрасывать хлеб считается дурным тоном. Остатки еды отдают домашним животным. Традиционно перед приемом пищи и после нее подается зеленый чай. За едой не принято разговаривать, это можно делать только с разрешения хозяина дома. Белуджи отмечают все мусульманские праздники. Это такие, как: Рамадан.
Священный для мусульман месяц, когда проводится пост, совершаются молитвы. Ид аль-Адха. Аналог праздника Курбан-байрам. Ид аль-Фитр. Праздник окончания Рамадана, или Ураза-байрам.
Ближневосточная война разрушает миропорядокАмериканский журнал The Time, который обычно выносит на свою обложку фотографии по тематике самых злободневных мировых новостей, ломает привычные шаблоны западной пропаганды Последние события действительно напоминают попытку спровоцировать военный конфликт между Ираном и Пакистаном, цинично разыгрывая с этой целью белуджский фактор. Потому что усиление Исламской республики, очевидное после обострения ситуации в Красном море, вызывает на Западе глубокую озабоченность "По мере того, как влияние Вашингтона на Ближнем Востоке снижается, режим Ирана, вместе с Китаем и Россией в качестве своих союзников, формирует коалицию на Ближнем Востоке — на фоне американской операции против поддерживаемых Ираном ополченцев-хуситов в Йемене, которая вызывает в мире большое разочарование. Существует долгий путь неудач западной политики на Ближнем Востоке.
Самой важной и наиболее значимой неудачей в этой плеяде стал вопрос разрешения израильско-палестинского конфликта. Правящие лица Ирана преследуют три основные цели в своей внешней политике: изгнание Америки с Ближнего Востока, сохранение регионального превосходства Ирана и укрепление ключевых союзов с Китаем и Россией", — пишет об этом газета Guardian. В Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве пытаются создать для Тегерана восточный фронт — чтобы ослабить иранскую помощь йеменским хуситам и ливанской партии "Хезболла". И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана. Однако эта попытка, скорее всего, не будет иметь существенного успеха. Отношения между Ираном и Пакистаном выглядели в последнее время достаточно стабильными, чему в немалой степени содействовала политика их общего партнера — Китая. И Пекин уже работает над тем, чтобы в зародыше погасить наметившийся конфликт.
Пуск иранской ракеты, январь 2024 г. Читайте нас на: Ракетный диалог В перечень ныне полыхающих конфликтов на Большом Ближнем Востоке мог войти ещё и ирано-пакистанский. На редкость для такого конфликтогенного региона, этого не произошло. Две исламские республики были буквально в полушаге от полномасштабных боевых действий, но прагматизм, мудрость, холодный рассудок и косвенные усилия посредников взяли верх: ссора уладилась так же быстро, как и началась... Как известно, элитные подразделения вооружённых сил Ирана КСИР Корпус стражей исламской революции 16 января атаковали баллистическими ракетами и беспилотниками территорию Пакистана - район Панджгур провинции Белуджистан, в результате чего погибли двое детей, а ещё три получили ранения. Но этим дело не кончилось. В тот день Иран, что называется, разошёлся: под ударом оказались территории не только Пакистана, но ещё Сирии и Ирака, по которым КСИР выпустил свыше 20 баллистических ракет. Такое решение, по утверждению Тегерана, было продиктовано необходимостью «защиты независимости, антитеррористическими мерами и необходимостью наказать нарушителей безопасности». За несколько дней до инцидента иранский верховный лидер Али Хаменеи обратился к шиитскому Фронту сопротивления в арабских странах с призывом «наносить удары по врагу, где бы он ни был». Если ракетные удары по Ираку и Сирии можно расценить как ответ на теракт 3 января, когда на кладбище в Кермане пострадали не менее 211 человек, то авиаудары по Панджгуру стали реакцией на устроенную группировкой «Джейш аль-Адль» в декабре 2023 года диверсию в иранской области Раск. В результате погибли не менее 12 полицейских и ещё несколько человек получили ранения. Застарелый конфликт Этнорелигиозный конфликт правительств Ирана и Пакистана с народом белуджи - разделённой нации, отстаивающей независимость, длится с 1948 года. При этом суннитская группировка «Джейш аль-Адль» «Армия справедливости» , являющаяся последователем другой группы «Джандулла» в пакистанской провинции Белуджистан, рассматривается в Тегеране как террористическая.
Они организуют подобные акции протеста каждую пятницу начиная с 30 сентября 2022 года, когда силы безопасности открыли огонь по протестующим, отняв 96 жизней. Столкновения были массовыми, и в тот день ещё около 300 человек пострадали, получив ранения. На снимках, размещенных в социальных сетях, можно видеть людей, держащих плакаты с лозунгами. Это уже тридцать шестая пятница протестов против беззакония и репрессий властей Исламской Республики. Один из плакатов гласил: «Халатность, пули, казни — участь белуджей в Иране».
Поделиться
- СОДЕРЖАНИЕ
- Кто такие белуджи?
- Белуджский сепаратизм в Иране - Иран.ру
- Telegram: Contact @bbc_cnbc
- Белуджи вышли на протесты против репрессий в Иране
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. Афганистан: читайте последние новости о месте в ленте новостей на сайте MK. Женщины Белуджей начали марш в сторону столицы Пакистана в знак протеста против нарушений прав и насильственных исчезновений в Белуджистане.
День единства белуджей и пуштунов
День единства белуджей и пуштунов | В Белудж (Белуджи: بلوچ, романизированный:Балуч; или Белудж) являются Иранский люди[7] которые живут в основном в Белуджистан район самого. |
Террор в Белуджистане | Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи. |
Кто такие белуджи? | Исламосфера | Напомним, белуджи являются разделённым народом на стадии разложения племенного строя, значительная часть которого проживает в Афганистане и Иране (провинция. |
Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи. | Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. |
Провинция Белуджистан
Иранские белуджи обвиняют шиитские власти страны в дискриминации по религиозному признаку, а в Пакистане местные белуджи. Кроме арабов и турок, на этногенез белуджи повлияли брагуи — дравидийский народ, проживавший в Белуджистане. Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе).
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей
Хотя они держали отары овец, балоши также занимались грабежом путешественников на пустынных маршрутах. Это привело их к конфликту с буидами , а затем с Газневидами и сельджуками. Адуд ад-Даула из династии Буидов начал карательную кампанию против них и победил их в 971—972 годах. После этого белуджи продолжили миграцию на восток к тому, что сейчас является провинцией Белуджистан в Пакистане, хотя некоторые остались, и белуджи все еще существуют в восточных частях иранских провинций Систан-Белуджистан и Керман.
К 13—14 векам волны белуджей продвигались в Синд, а к 15 веку - в Пенджаб. По словам доктора Ахтара Балоча, профессора Университета Карачи , белуджи мигрировали из Белуджистана во время Малого ледникового периода и поселились в Синде и Пенджабе. Малый ледниковый период традиционно определяется как период с шестнадцатого по девятнадцатый века или, альтернативно, с 1300 по 1850 год.
По словам профессора Белуджистана, климат Белуджистана был очень холодным, и этот регион был непригоден для проживания зимой, поэтому белуджи мигрировали волнами и поселились в Синде и Пенджабе. Район, где поселились племена белуджей, оспаривался персидскими Сефевидами и императорами Великих Моголов. Хотя Моголам удалось установить некоторый контроль над восточными частями области, к 17 веку вождь племени по имени Мир Хасан утвердился в качестве первого «хана белуджей».
Первоначально в союзе с Моголами, ханство потеряло автономию в 1839 году с подписанием договора с британским колониальным правительством, и регион фактически стал частью британского владычества. Культура белуджей Основная статья: Культура Белуджистана Культурный человек племени Бугти Золотые украшения, такие как ожерелья и браслеты, являются важным аспектом традиций белуджских женщин, и среди их самых любимых украшений - дорр , тяжелые серьги, которые прикрепляются к голове с помощью золотых цепочек, так что тяжелый вес не причинит вреда ушам. Обычно они носят золотую брошь тасни , которая изготавливается местными ювелирами разных форм и размеров и используется для скрепления двух частей платья на груди.
В древние времена, особенно в доисламскую эпоху, женщины-белуджи обычно исполняли танцы и пели народные песни на различных мероприятиях.
Старшие люди имеют непререкаемый авторитет. Очень сильны родственные связи. Все важные события в семье отмечаются всеми родственниками. Брачные союзы традиционно заключаются между людьми одной общины. Внутри семьи царит патриархат. Жена подчиняется мужу в соответствии с традициями ислама. Однако иранские и пакистанские женщины более свободны в плане общественной жизни. В крупных европеизированных городах они получают образование наравне с мужчинами, могут вступать в политические партии. Появление ребенка у белуджи считается счастьем, их часто балуют, излишние строгости воспитания отсутствуют.
При этом мальчикам рады больше, чем девочкам, так как девушке требуется больше приданого, что существенно повышает расходы семьи. Одежда Как у представителей кочевых племен, так и у городских жителей основой одежды являются просторные штаны и длинная рубаха. Кочевники набрасывают сверху шерстяные палантины или надевают длинные безрукавки. Некоторые мужчины носят дхоти — индийская мужская одежда, которая представляет собой полоску ткани, наматываемую на бедра. На голове носят тюрбан или круглые шапочки. Женский костюм состоит из тех же деталей. Они носят шальвары и удлиненную тунику с рукавами. Поверх надевается чадра или платок. Некоторые наряжаются в сари. Ткани для наряда выбираются яркие, красочные: желтый, зеленый, голубой, розовый.
Пожилые женщины подбирают более темную одежду. На ногах носят сандалии. Традиции Религия пронизывает всю жизнь белуджи. Многие традиции, ритуалы подчинены законам ислама. Это касается общих для всех исламистов правил: нельзя брать еду левой рукой она считается нечистой , проходить перед человеком, совершающим молитву, направлять на людей подошвы ног.
Культура История Традиции Образ жизни Религия Наши дни Выводы Белуджи: исследование культуры, обычаев и истории этого народа Белуджи — это народ, населяющий горные районы на юго-западе Пакистана, юго-восточном Иране и юго-западе Афганистана. Они говорят на белуджских языках, которые принадлежат к индоевропейской семье языков, и часто практикуют ислам. Одним из наиболее интересных аспектов культуры белуджей является их традиционная одежда. Женщины носят длинные рубашки и брюки, украшенные вышивкой, а мужчины предпочитают длинные халаты и головные уборы. Белуджи также известны своими коврами, которые славятся своей износостойкостью и яркими узорами. История белуджей богата и событийна. Этот народ получил свое название от пустыни Белуджистан, на территории которой они живут. В течение многих столетий белуджи были подвержены влиянию различных цивилизаций, в том числе захватчиков из Аравии и Монголии. Несмотря на это, они сумели сохранить свою уникальную культуру и традиции. Заключение Исследование культуры, обычаев и истории белуджей позволяет нам лучше понять этот уникальный народ и внести свой вклад в сохранение их культурного наследия. Белуджистан продолжает оставаться одним из самых интересных регионов мира, и мы надеемся, что его жители будут продолжать сохранять свою уникальную культуру и традиции в течение многих лет. Белуджи: путешествие в историю и культуру народа Белуджи — древний народ, проживающий на земле Белуджистан. Их история начинается в глубинах веков и до сих пор остается загадкой для любителей этнологии. Культура белуджей, несмотря на влияние на них арабов, иранцев и монголов, остается неповторимой и уникальной. Исследования культуры, обычаев и истории этого народа раскрыли множество нюансов, которые не были замечены ранее. Одной из интересных черт культуры белуджей является их музыкальное и танцевальное искусство. Их древние мелодии повествуют о любви, жизни и их борьбе за свободу. Белуджи умеют прекрасно играть на сур-банжи, ситаре и других музыкальных инструментах. Культура белуджей увлекательна не только с музыкальной точки зрения. Их ремесло искусно сочетает в себе традиции и новые технологии. Белуджи мастерят мебель, предметы декора и одежду, используя различные материалы. Вотчи — традиционная одежда белуджей, прекрасно дополняет образы мужчин и женщин, проживающих на этих землях. Итоги Исследование культуры, обычаев и истории белуджей, показало, что этот народ имеет много интересных черт. Их музыкальное искусство, ремесло и традиционная одежда делают их культуру прекрасным и интересным объектом исследования. Через изучение культуры белуджей можно больше узнать об истории этого региона и уважительно относиться к многоликости культурного наследия Азии. Обычаи и традиции белуджей Белуджи — это народ, проживающий на юго-западе Азии, в основном на территории Пакистана и Ирана. У этого народа богатая история, насыщенная традициями и обычаями. Среди них можно выделить несколько ключевых моментов, которые отличают белуджскую культуру от других культур. Белуджи также известны своими национальными танцами и музыкой, которые являются неразрывной частью их культуры.
В нашем городе кроме Фарука есть еще несколько докторов-пуштунов. Фарук окончил Петербургский медуниверситет по специальности «лечебное дело» и оставался предан своей профессии даже в самые тяжелые времена. В отличие от некоторых его земляков, которые в годы перестройки бросили медицину и занялись доходным бизнесом. У своих соотечественников в Петербурге Фарук пользуется непререкаемым авторитетом. Впрочем, как и в поликлинике — у своих коллег и пациентов. В год он делает порядка 400 операций. Невысокого роста, крепкий юсуфзай крупнейшая группа племен, по одной из версий, является потерянным израильским племенем , он сразу располагает к себе. Доктор удивительно спокоен и уравновешен. Когда я спросила, приходилось ли ему испытывать на себе ксенофобские выпады, он улыбнулся: «Когда я надеваю халат хирурга, ксенофобия исчезает». Недавно в семье Фарука произошло знаменательное событие — дочь вышла замуж, сыграли свадьбу. Его товарищ и земляк Абдулла Хафиз Хассаннабади не менее известен в Петербурге. Журналист, сценарист, автор книг на языке белуджи. Занимается политической журналистикой и работает в разных странах Европы. Но пути-дороги всегда возвращают его в Россию, гражданином которой он является.
Белуджи народ фото
Общая численность приближается к 9 млн чел. По вероисповеданию — мусульмане ханафитского мазхаба.
Он принадлежит к северо-западной группе иранских языков и схож, в частности, с курдским языком. Среди белуджей, говорящих на своем родном языке, можно выделить 3 основные группы: восточные белуджи, численность которых составляет 1,8 млн чел. Они проживают главным образом в Пакистане Белуджистане, северо-западной части провинции Синд, юго-западном Пенджабе ; небольшая их часть 800 чел. Несмотря на то что во второй половине XIX века делались попытки кодифицировать грамматику белуджского языка балучи , приблизительно до 1940-х годов письменной формы этого языка в принципе не существовало; множество сказок и героических эпосов передавались устно из поколения в поколение. Одновременно в 1930-х годах в СССР на языке балучи с использованием латинского алфавита начали издаваться учебники в Ашхабаде и газеты в Мары.
В 1940-х годах в Пакистане появилась печатная литература на белуджском языке с использованием арабского алфавита. В Пакистане проживают представители всех групп диалектов белуджского языка. Они сконцентрированы, главным образом, в трех провинциях — Белуджистане, Пенджабе и Синде; восточную и западную языковые группы отделяет друг от друга область расселения народа брагуи. Вообще типичной чертой пакистанских белуджей является их дисперсное расселение среди других народов, живущих в Пакистане: афганцев пуштунов , пенджабцев, брагуи, ласов и синдхов. Но, несмотря на этническое разнообразие Пакистана, местные белуджи хотя и не селятся особенно компактно, все же сохраняют свою идентичность и язык. Более того, окружающие народы нередко принимают многие элементы культуры и языка белуджей и в каком-то смысле ассимилируются ими например, некоторые брагуи заимствовали белуджский язык.
Языковая ситуация в Туркменистане Язык диалект , на котором разговаривают туркменские белуджи, называется рахшани. Он существенно отличается от диалектов белуджского языка, использующихся в Пакистане, Иране и Афганистане. По мнению И. Зарубина 1 , язык белуджей Хорасана и Туркменистана сходен с принятым в западной диалектной группе, однако между ними существуют некоторые фонетические различия. Наиболее существенна разница между диалектами туркменских и пакистанских белуджей. Зачастую они даже не понимают друг друга.
Между речью туркменских и иранских белуджей различия не так значительны. Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык 2 , относящийся к северодравидской ветви. Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи 3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки 4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что "чем темнее кожа, тем хуже" темная кожа типична для брагуи.
Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания 5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось. Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана.
В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии. Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей. Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи 6. По мнению В. Фроловой 7 , наиболее вероятной является "иранская" версия.
В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин 8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану.
Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гафферберг 9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный архив Туркменистана , где хранятся списки добровольцев в Красную Армию, составленные в 1919 году в Серахском районе. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи. Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов. Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием "Гедросия".
Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г.
Кроме того, часть белуджей проживает на территории современного Афганистана, Омана и других стран Арабского залива, а также небольшая белуджийская община есть даже в Туркменистане. Современные белуджи сохранили множество своих древних традиций и обычаев, а также бережно хранят свою культуру. Пуштуны, или паштуны, называемые также афганцами, — это народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана, а также северо-запад Пакистана. В Афганистане пуштуны являются ведущим и доминирующим этносом, хотя здесь проживает только четверть от их общего количества. Пуштуны на фоне остальных иранских народов выделяются родо-племенной структурой, которая насчитывает около 60 больших племен, поделенных на 400 родов.
Народная музыка ближнего востока и средней азии как никакая другая способна в сердечной простоте когда нужно быть весёлой, рассеивать грусть и кружить душу в самозабвенном танце, а в иное время быть тихой, задумчивой и навевать светлую печель, подобно грустному и загадочному свету закатного солнца. Каждому любителю народной культуры стоит слушать как можно больше музыки из Пакистана, Ирана, Афганстана и всей остальной центральной Азии, только там можно найти источник истинной задушевности.
Мятеж в Белуджистане
Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность. Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора «Север-Юг». Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар — самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны — это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара — часть программы централизованного бункеровочного бизнеса. Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км.
О последней стало известно только в 2000 году, после теракта в пакистанском городе Кветта. Также белуджи испытывают неприязнь и к пакистанским шиитам-хазарейцам, да и к власти в целом. В декабре 2023 года одно из местных изданий обратило внимание на всплеск террористической активности в Белуджистане и Хайбер-Пахтунхве. А количество нападений боевиков в августе, согласно данным Института изучения конфликтов и безопасности Пакистана, вообще оказалось самым высоким почти за девять лет. Голос разума Особое беспокойство после иранского ракетного удара у пакистанского МИД вызвало то, что случилось это, несмотря на проверенные каналы связи между Исламабадом и Тегераном. Такое отношение Ирана сложно назвать добрососедским, отметило пакистанское руководство.
После чего, возложив всю ответственность на КСИР, на официальный Тегеран и иранскую разведку, Исламабад уже на следующее утро атаковал ударными дронами, барражирующими снарядами и ракетами иранскую провинцию Систан и Белуджистан. По информации МИД, удары были целенаправленными, но всё же погибли по меньшей мере 10 человек, из них три женщины и четверо детей, не являвшиеся гражданами Ирана. Поспешная ответная реакция моментально сказалась на коммерческих перевозках с использованием воздушного пространства, которые сократились до 450, то есть почти наполовину. Соответственно упали и доходы. Что, вероятно, и стало отрезвляющим фактором и прологом к мирным переговорам с Ираном. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян слева прибыл в Пакистан, чтобы обсудить вопросы безопасности, экономики и торговли, 29 января 2024 г.
Как бы там ни было, совершенно очевидно, что торгово-экономические и бизнес-связи оказали определённое влияние, и Исламабад с Тегераном решили не усугублять рецидив застаревших противоречий и погасить конфликт на ранней стадии. К тому же, живущий в условиях санкций Иран нуждается в рынках сбыта, что вполне может обеспечить двухсотмиллионный Пакистан.
По вероисповеданию — мусульмане ханафитского мазхаба.
Однако время берет свое, и на смену традиционным родоплеменным кланам пришли современные, хотя и кочевые, ячейки общества: супруги и их дети. Шахсевены Предана кочевой жизни так же сильно, как и шаху, другая тюркоязычная народность — шахсевены.
Первое следует из их повседневности, второе — из самоназвания, полученного в виду особой преданности этих кочевников сефевидским шахам. В отличие от предыдущих племен эта группа кочевников населяет северные провинции страны: Восточный Азербайджан, Ардебиль, Казвин и Зенджан. Однако в отличие от все тех же кашкайцев шахсевены сегодня мало отличаются от простых сельских жителей. Несмотря на то, что технология их традиционной одежды не утеряна, сегодня ее едва ли используют. Туркмены Не в пример шахсевены — туркменам. Спутать их пестрые платки с одежкой любой другой тюркоязычной народности сложно.
Ведь составив основную мощь армии первого сефевидского шаха Исмаила I 1501-1524 под названием «кызылбаши» «красноголовые» по цвету своих головных уборов, туркмены и по сей день отдают дань традиции во всем: от своего одеяния до всего уклада жизни. Они исповедуют ислам суннитского толка, а расселяются в основном по территории Туркменсахры, что в переводе с персидского значит «Туркменская равнина». Сегодня иранские туркмены все чаще стремятся к оседлости в этом регионе.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Главное меню
- Международная конференция
- Лента новостей
- Фактор сепаратизма Белуджистана в стравливании Ирана и Пакистана — Фонд стратегической культуры
- Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. Этим актом я хочу заставить Китай и его народ осознать, что любой, кто попытается вмешаться в проблемы белуджей без согласия народа белуджей, столкнется с гневом народа белуджей. Конфликт белуджей с властями Ирана также имеет религиозную окраску: белуджи исповедуют суннизм, тогда как большинство населения страны — шиизм.
Белуджистан: новая попытка разжечь войну
Белуджи — кочевое племя, принадлежащее к ханафитской секте ислама суннитского толка. Хотя считается, что они говорят по-персидски, они говорят, что принадлежат к другой этнической группе, чем персы. И в Афганистане, и в Пакистане, и в Иране белуджи борются за успех в интеграции или за обеспечение своих национальных прав в регионе, где они живут. Белуджи в Иране уже много лет борются против правительства. Район, в котором они живут, считается регионом Белуджистан, но позже Иран хотел персидизировать этот регион, назвав его Систан-Белуджистан.
Центр — город Захидан. Время от времени в провинции происходят столкновения между иранскими военными и вооруженными белуджами. Еще когда Ахмаднежат был президентом, было организовано нападение на его автоколонну. В Иране белуджи почти не представлены в правительстве, поскольку предпочтение отдается джафаритской ветви шиитского халифата.
Белуджи подвергаются дискриминации в Иране из-за своей религиозной принадлежности и национальности. Это один из факторов, который мешает гражданам комфортно жить в стране. Идеология панфаризма проводит политику изгнания и постоянного унижения белуджей. Белуджи считаются самой бедной общиной в Иране.
Здесь они перебиваются работой на местных заводах и раскидывают вблизи них свои знаменитые шатры — правда уже все чаще с брезентом, а не козьей шкурой, да и с машиной неподалеку. Белуджи «Сидят на чемоданах» и в более южных регионах страны, в частности, в провинции Систан и Белуджистан. Здесь, на границе с Пакистаном, издавна находят себе места для кочевья многочисленные группы белуджей. Признать их несложно: мужчины носят длинные рубашки и штаны свободного кроя, голову покрывают уборами из войлока или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму.
Женщины так же покрывают голову, надевают рубашки и шальвары, разделяя цвета по возрасту: шальвары молодых — красные, пожилых — черные. И все-таки жителями «каменного века» назвать белуджей сложно: среди их племен налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, а также для торговых. Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. Кашкайцы Сорваться с места готова и добрая половина тюркоязычных кашкайцев, населяющих провинцию Фарс.
Другая же их часть демонстрирует все большее стремление к оседлости, что создает определенные трудности в установке общей численности этой народности в стране. Религиозные воззрения кашкайцев определяет ислам шиитского направления. В повседневном общении они пользуются азербайджанским языком, однако не основным его наречием, а местным диалектом.
Сотрудники силовых структур часто фабрикуют против них дела для собственного продвижения по службе: ведь белуджи не могут защитить себя, у них нет поддержки в органах власти, члены их семей не занимают более-менее высокие должности и в других сферах. В Туркменистане, где высок уровень коррупции и кумовства, это имеет решающее значение. И если представители других меньшинств, такие как казахи, узбеки, русские, хотя бы могут покинуть страну и уехать на историческую родину, то у белуджей нет своей земли, нет своего государства. По сути, эмигрировать этой группе людей некуда. Нередко силовики преувеличивают важность мелких правонарушений. Например, если белудж нелегально купил в воинской части порох для охоты почему его военные вообще продают? Иногда на представителей этой народности могут «повесить» преступления людей, которым больше повезло с деньгами или связями, вплоть до убийств. И, наконец, очень часто белуджам подбрасывают наркотики. Этим, в частности, любили заниматься сотрудники упраздненной ныне службы по борьбе с наркотиками, и именно они пытали и в итоге посадили Мансура Мингелова. Порой белуджам предлагают перевезти наркотики или еще как-то сомнительно заработать. Не имея образования и испытывая сложности с трудоустройством, некоторые из них соглашаются, а потом узнают, что их подставили силовики. Один из немногих легальных способов заработать на жизнь для белуджей — сельское хозяйство. Они выращивают хлопок и пшеницу на арендованных у государства полях.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в «сочетании» с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей. Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правитель-ством20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса «Хани и Шах Мюрид», являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты. Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф. Шольц посвятил свое исследование периоду, начавшемуся после установления британского господства; как и у других авторов, которые сосредоточили основное внимание на проявлениях белуджского национализма, его интерес ограничивается территорией современного Пакистана. В 1930-х годах жизнь белуджей в Туркменистане изучали члены экспедиции Российской академии наук. В монографии Э. Гафферберг описываются быт, обычаи и традиции белуджей, а также трудности, испытываемые этносом в ходе интеграции в СССР. После распада Советского Союза интерес к туркменским белуджам возрос. Белуджи из Пакистана, зачастую с удивлением, открывают для себя их культуру; об этом свидетельствует, например, статья «Туркменистан: страна пятидесяти тысяч белуджей», принадлежащая перу пакистанского журналиста из Кветты Яр Яна Бадини. Ржехак и двое его коллег-белуджей опубликовали в 2007 году словарь, содержащий слова и фразы на балучи, пушту, дари и английском языках. Он был первым словарем западноиранских языков, на которых говорят около 10 млн человек. Авторы его стояли также у истоков белуджской Академии в Заранчи в афганской провинции Нимруз , создание которой было завершено в 2010 году. Она, как и академия в городе Кветта, должна была стать центром научного сотрудничества и обмена информацией между пакистанскими, иранскими и афганскими белуджами и одновременно служить культурному развитию белуджей и изучению их этнических традиций. Особенно ценно, что в строительстве здания для Академии активно участвовали сами белуджи — кто денежными взносами, кто личным трудом21. Цель подобных проектов — донести до мира как и до самих белуджей, разбросанных по разным странам белуджскую историю и культуру. Возможно, это поможет взглянуть на белуджей несколько по-другому и не воспринимать их только как опасных националистов, создающих проблемы для стран, в которых живут. Процесс ассимиляции белуджей, несомненно, связан с компактностью их поселения, но это обстоятельство не всегда 21 Cm. Например, в Пакистане ассимиляции белуджей не происходит или происходит в небольшой степени , хотя здесь они проживают некомпактно. Более того, в некоторых случаях соседствующие с белуджами народности принимают их обычаи и язык. Что же касается белуджей, проживающих в Омане г. Маскат и Иране г. Мешхед , то они почти полностью ассимилировались; их невозможно отличить от местного населения. Белуджи Туркменистана, по сравнению с другими национальными группами, живущими в стране, отличаются высокой устойчивостью к ассимиляции. Однако и они частично соблюдают туркменские обычаи, что проявляется в образе их жизни например, при проведении семейных церемоний. Некоторые прогрессивные представители белуджей прилагают немалые усилия для того, чтобы опровергнуть распространяемую СМИ информацию, обрисовывающую их народ как националистов и боевиков. Немалую роль в этом нелегком деле играют восстановление и сохранение традиций белуджского народа, который должен уважительно относиться к своей истории.