РЕН ТВ пообщался с психологами и выяснил, чем полезны и вредны гаджеты для детей, как предотвратить зависимость от телефонов и планшетов, а также как научить детей жить счастливо без игр, приложений и соцсетей.
Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов
Признаки зависимости от гаджетов у детей. К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Что и как родитель может сделать, чтобы снизить зависимость ребёнка от гаджета.
Эксперты назвали признаки гаджет-зависимости у детей и подростков
У детей такая зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Чтобы не приучать ребенка к гаджетам и потом не бороться с зависимостью, нельзя кормить малышей за просмотром мультфильма. Зависимость от гаджетов носит такой же характер, как наркотики и алкоголизм, а значит, внезапный отказ от них будет сопровождаться похожими симптомами. Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему. Игнорирование признаков зависимости от телефона и иных гаджетов может стать причиной ухудшения здоровья и привести к цифровой деменции, что подразумевает расстройство памяти. Чтобы рассмотреть тему зависимости от гаджетов в контексте учебной мотивации — приглашаем вас пройти бесплатные уроки «Как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно?».
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
Как отучить ребёнка от телефонных игр (всего 5 шагов) | Психолог Геннадий Лаврентьев | Дзен | цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. |
Зависимость от гаджетов у детей: как снизить риск | Как не допустить зависимости ребенка от телефона и других электронных гаджетов? Психолог уверена, многое зависит от самих родителей и от того, как они общаются в семье — между собой и с ребенком. |
Зависимость от телефона у детей: признаки и методы борьбы | цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. |
Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
Разбираемся, как выстраивать отношения наследников с гаджетами и реален ли вред смартфонов для детей. Главная причина, по которой развивается зависимость от гаджетов у ребенка и у взрослых, это так называемая дофаминовая петля. Самая печальная печаль в том, что дети "ушли" в гаджеты не самостоятельно, а при поддержке и стимулировании взрослых. Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Врач назвала ещё один шаг к уходу от зависимости – установить определённое время, которое ребёнок может проводит за гаджетом.
«Группы смерти»: почему у детей возникает зависимость от гаджетов и чем это опасно
При этом, как рассказала психолог, родители зачастую гордятся успехами ребенка в электронных играх, не понимая, что дети будут не в состоянии повторить их в реальном мире. Выполняя сложные действия на устройстве, дети-дошкольники зачастую оказываются не в состоянии выполнить в реальности даже самое простое задание, например, попрыгать на одной ноге или поймать мяч одной рукой. При этом зачастую тяжелая зависимость от гаджетов у детей выявляется лишь к 6 годам, когда дети проходят обязательную психологическую диагностику перед школой. По словам Ларисы Сурковой, у детей, досуг которых ограничивается гаджетами, сильно страдает крупная и мелкая моторика, что приводит к серьезным затруднениям во время учебы в школе, включая неспособность к письму, невозможность усваивать информацию и выдержать 40 минут урока.
По словам психолога, зависимость от гаджетов среди детей дошкольного возраста специалистам приходится наблюдать все чаще.
При этом сила самой зависимости также постоянно растет, и иногда ребенок оказывается не в состоянии функционировать в реальном мире, если его лишат любимой игрушки. Он для них более информативен, он больше им дает информации. Они получают там положительную подпитку», — утверждает Лариса Суркова.
Зависимость от гаджетов и интернет-зависимость внесены в международный реестр заболеваний как нехимическая адреналиновая зависимость. Предмет, вызывающий зависимость, дает выплеск адреналина и положительных эмоций. Играя в игру или просматривая соцсети, ребенок или взрослый получает дозу дофамина, всплеск радости и быстро привыкает к этому.
Особенно это опасно в моменты критические, когда других источников удовольствия нет, тогда риск возникновения зависимости возрастает. Как это выглядит на практике Вы включаете ребенку мультик и договариваетесь: «Ты смотришь две серии и выключаешь». Ребенок в 4—5 лет такое условие понимает, он уже умеет посчитать, но в момент, когда вы будете выключать телевизор, он все равно будет протестовать и злиться, просить еще. Это уже дофаминовая ловушка, ему от мультиков интересно, радостно, он получает положительные эмоции. Свой гаджет у ребенка может быть начиная со школьного возраста, ведь смартфон выполняет не только роль развлечения, но и нужен для общения, в том числе, с родителями, когда их нет рядом. С каждым годом гаджеты все чаще и чаще используются в образовательном процессе, в обучении — от организации например, электронные дневники , до содержания.
Есть даже специальный термин — геймификация, под которым подразумевают применение игровых технологий в обучении.
Хайдт приводит неожиданный аргумент: раньше у мальчиков-подростков был самый высокий процент переломов костей - из-за активных и часто рискованных занятий. В начале 2010-х годов количество травм и госпитализаций резко сократилось - подростки проводят большую часть времени за компьютерами и видеоиграми, поэтому физически они в безопасности. Но это происходит за счет здорового развития ребенка, убежден профессор. Отмечается повышение уровня тревожности и у девочек, хотя они меньше увлечены видеоиграми, но зато больше проводят времени в соцсетях и постоянно сравнивают себя с другими подростками, которые выглядят более успешными.
В 2019 году дебаты по этой проблеме только начинались. Затем случился Covid-19, и это был новый вызов, который затмил предыдущие тенденции. Но пандемия только усугубила подростковые проблемы. Прошло уже несколько лет после Covid-19, закрытия школ, ношения масок, и всем стало ясно, что с детьми не все в порядке. Хотя данные о показателях психических заболеваний показывают нам, что основной рост произошел задолго до появления Covid-19.
После выхода книги я обнаружил, что почти все видят проблему. Родители в отчаянии. Они чувствуют себя так, словно джинн выпущен из бутылки.
Опасный смарт. Учёные выяснили, что гаджеты грозят детям слабоумием
И сейчас эксцессы случаются гораздо реже, при этом ребенок сам может скорректировать свой проступок, если он случился — то есть вырабатывается ответственность и навыки самовоспитания. Психолог-консультант, тренер психологических групп, заместитель директора Института консультирования и тренинга «Статус» Дмитрий Широбоков тоже сторонник ограничений и наказаний, потому что, с его точки зрения, сегодня телефон стал негативным фактором — как в общении с окружающими, так и при обучении в школе, и превратился в своеобразный наркотик. Оптимально, если родители договорятся о количестве времени, проведенном в гаджете, и с помощью специальных программ будут контролировать контент, который потребляет ребенок. Если договор невозможен, родители принимают личное решение и объявляют ребенку». По мнению Дмитрия, то, что ребенок возмущается, — это понятно и объяснимо, но это не должно быть фактором, изменяющим решение взрослых. Надо понимать, что наказание — это воспитание, чтобы ребенок стал сильнее.
Если после наказаний ребенок становится слабее — надо подумать, как наказывать по-другому». Однако специалисты поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», которые регулярно ищут пропавших детей и подростков, не рекомендуют наказывать ребенка, лишая его гаджетов. Ведь оставляя его без связи, родители наказывают в первую очередь себя: если ребенок где-то задержится, потеряется или если ему понадобится срочно связаться со взрослыми, сделать он этого не сможет. Так в их семье появилась проблема гаджетозалипания. Ольге всегда казалось, что, если поговорить и объяснить, что не надо долго сидеть в телефоне, проблема исчезнет.
Но потом я стала замечать, что кивание не означает согласие. Иногда я видела, что и в 2 часа ночи, и в 3 ребенок не спит, сидит в смартфоне», — вспоминает Ольга. Сын вставал невыспавшимся, недовольным. Ольга с мужем решили, что пора переходить к активным действиям и запретили телефон. Но сын ответил протестом, и начались скандалы.
Чтобы подключить все обратно, мы выставили ряд условий, например чтение книг. Так сын прочитал всю «Молодую гвардию», — рассказывает Ольга. У подростка всегда был железный аргумент: «Что вы ко мне прицепились, я учусь на одни пятерки». Это было правдой. Но Ольга все равно боролась с этой зависимостью до его 18 лет.
Стал работать сразу после первого курса на скорой медбратом, приезжает сейчас в свои каникулы погостить. Когда вижу, что он с телефоном, ворчу, — говорит Ольга, — лучше бы куда-нибудь сходил, на спортплощадку, например. Сын говорит: «Мама, я так отдыхаю». Однажды Ольга спросила — сидит ли он так же в смартфоне во время учебы. Сын сказал, что нет.
Госэкзамены сдал на отлично. Старший одобряет мои действия, говорит, что еще строже надо запрещать. Меня сейчас беспокоит, что будет дальше с этой интернет-зависимостью у старшего, ведь появятся семья и дети». Девушке сына уже сейчас не нравится ситуация его зависаний в телефоне. Ольга очень переживает, что будет, когда они поженятся.
Ведь это болезнь, от которой даже распадаются браки. Ирина Якиманская, психолог , доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургского государственного медицинского университета, считает, что причина родительской тревоги и раздражения — не только беспокойство о вреде для здоровья и психики, но и то, что следствием залипания в социальных сетях, играх и интернете становятся невыполнение домашних обязанностей и плохая учеба. Поэтому здесь мы наблюдаем настоящий конфликт поколений: с одной стороны, у нас есть ребенок, для которого смартфон — крайне важный предмет, где у него друзья, общение и интересы недавно Ирина консультировала клиентку, у которой дочь совершила попытку суицида после того, как у нее отобрали телефон , а с другой — родители, которым часто это все очень не нравится. Как же разрешить этот конфликт? Важно договариваться — родителям полезно интересоваться, чем занимается ребенок с использованием телефона, пытаться разделять его интересы, а ребенку надо учиться планировать собственные занятия, сочетать интересы в виртуальном и реальном пространстве».
Кристина Роо из Москвы считает, что ее директивная позиция по поводу смартфона у дочери чуть не привела к трещине в их отношениях.
Коллега говорила, что ее дети так ушли в «минус», что они в итоге неделю к телефону не могли подойти. Однако спустя какое-то время договор стал работать», - сказала психолог. При этом важно, чтобы у всех членов семьи к ребенку были одинаковые требования. Во-вторых, можно обратиться к специалисту. Многие проводят детей к психологу, а через два сеанса начинают возмущаться, что его состояние не улучшилось. Но ведь ребенок возвращается домой, в ту же среду, где был до встречи со специалистом.
Потом стоит напомнить ему, что осталось 10 минут, затем — что 5 минут. И только тогда можно забирать гаджет. В этом случае выше вероятность, что ребенок отдаст его спокойно и без истерики.
Если ребенок еще не понимает, сколько времени, поставьте перед ним песочные часы минут на 15, чтобы ему было видно, как сыпется песок.
Возможно ли, что дело в увлечении компьютером и интернетом? В чем причина так называемого «цифрового слабоумия», разбирается MedAboutMe. Симптомы «цифрового слабоумия» у детей Результаты тестирования детей разных возрастов во всем мире в последние десятилетия стали показывать странные тенденции. С одной стороны, дети вроде бы стали умнее: возрос средний уровень IQ, новое поколение быстрее находит нужную информацию и правильно ее применяет. Современные малыши гораздо успешнее обучаются управляться со сложной техникой, чем их бабушки и родители. Но при этом снизилась способность концентрироваться на задаче, запоминать и систематизировать информацию.
У детей и подростков чаще стали встречаться различные когнитивные расстройства, депрессия , неспособность контролировать свои эмоции и поступки. Дети стали более беспомощными и инфантильными. И что самое печальное — у них атрофируется фантазия и творческие способности.
Как гаджетозависимые дети превращаются в монстров
Как выявить зависимость от гаджета у ребёнка или подростка, что к этому приводит и как решить проблему? Некоторые психологи придерживаются мнения, что детей от гаджетов ограничивать нужно. Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Когда в семье любовь, принятие, комфортная обстановка, совместные традиции и увлечения, вероятность зависимости от гаджетов ниже.