Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году».
Справка, что ты ленинградец
- Восстановление города после войны — Царское Село глазами детей
- ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ — Дом офицеров
- ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ — Дом офицеров
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир | Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. |
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры | После снятия блокады ленинградцы приступили к восстановлению города. |
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. |
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры. |
Справка, что ты ленинградец
- Справка, что ты ленинградец
- Показываю 10 объектов до и после
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады |
- Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
- Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Бесплатная видео экскурсия послевоенного восстановления Ленинграда
Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды.
Восстановление Ленинграда после вражеской осады
Презентация на тему "Восстановление Ленинграда" по истории для 8 класса | Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады. |
Восстановление города после войны | 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. |
Восстановление и преображение: Ленинград после войны | одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период. |
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
YouTube фотокадры. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны.
Бесплатная видео экскурсия послевоенного восстановления Ленинграда
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда | Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. |
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.) | Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео. |
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны | Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. |
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее. Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники. Под лозунгом «Мы отстояли Ленинград - мы сделаем его еще краше и лучше» коммунисты города поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч жителей. К 1947 году Ленинград в восстановил свой довоенный облик.
Возобновилась работа по проходке тоннелей. В том же году началась разработка архитектурной части станций первой очереди. Довоенный проект был кардинально пересмотрен, теперь намечалось восемь станций — от «Площади Восстания» до «Автово». Строительство финансировалось лишь из городского бюджета, поэтому средств не хватало. Власти Ленинграда призвали заводы и фабрики города оказать шефскую помощь, и те выделяли «Метрострою» из своих запасов транспорт, механизмы, материалы. В первую очередь откликнулись крупнейшие предприятия Кировского района — торговый порт, Кировский и судостроительный заводы. Председатель Ленгорисполкома Петр Лазутин, расстрелянный позднее по «Ленинградскому делу», в своем выступлении на пленуме обкома сетовал, что город долгое время пытался решить вопрос выделения средств через заместителя председателя Совета министров СССР Николая Вознесенского. Берия, который указал, что такие вопросы не решаются в рабочем порядке, канцелярским путем, вопрос о метро большой хозяйственной и политической важности не только для Ленинграда, но и для всей страны, он должен быть прежде всего рассмотрен на Политбюро, — сообщил Лазутин. Сталин принял нас… Не по нашей инициативе, а по инициативе тов. Сталина был рассмотрен на Политбюро вопрос о Ленинградском метро, после доклада, который был сделан т.
В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах.
Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд. В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград. Отметим, что одновременно с этим ленинградские и московские железнодорожники уже готовили в первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс "Красная стрела".
Свежие силы
- Комментарии
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Послевоенное восстановление
- Военное наследство
- Похожие записи
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
Люди жили в условиях холода, было налажено производство печек буржуек , которыми отеплялись помещения [83]. Электричество начали подавать в конце 1942 года [84]. В городе не хватало общественных туалетов и со времён революции почти во всех дворах стояли «ретирадники» — примитивные будки без крыши, внутри которого размещался дощатый с широкими щелями пол. Из-за них во дворах в жаркую погоду стоял зловонный запах [21]. Выгребные ямы очищались с 1937 года специальными машинами [10]. Их осталось заметно меньше после Великой отечественной войны [21]. В квартирах центральной части Ленинграда вводилось центральное отопление, в квартирах появлялись батареи, однако многие квартиры продолжали топить дровами [10]. В центральных районах c 1935 также шла постепенная газификация, в некоторых квартирах появлялись первые газовые нагреватели и плиты [10].
В квартирах распространялось радио [10] , стали распространяться домашние телефоны [85] , в городе к 1940 году обслуживали 34 000 номеров [85]. Инфраструктура[ править править код ] Шла масштабная реконструкция городской водной сети, к 1941 году было проложено более 1000 километров водопроводных труб, водопровод появился на Удельной , Автове , Пискарёвке и Полюстрове [10]. Существовавшие деревянные трубы заменялись бетонными. К 1935 году водопроводная сеть выросла в 1,5 раз в сравнении с 1913 годом, канализационная — в 2 раза. В городе появилась полноценная канализация , были установлены насосные станции и коллекторы, однако она оставалась несовершенной и многие сточные воды продолжались сливаться в реки [10]. Площадь Лассаля, столб с рекламой, 1933 год С 1937 года началась активная газификация центральных районов города, внедрялось центральное отопление [10]. После войны шла полная реконструкция канализации, заново строились сточные выпуски и очистные сооружения [8].
Вместе с расширением границ города обсуждался план по созданию единой системы вывода очищенных сточных вод в невскую губу, к канализации подключали дальние районы, где шла новостройка [8]. Несмотря на проводимые работа по восстановлению канализации и водопровода, её мощностей едва ли хватало для удовлетворения потребностей растущего города и промышленности [8]. Набережная лейтенанта Шмидта, 1959 год Широко распространялось радио, первая радиостудия была открыта ещё в 1924 году на Песочной улице. Позже работниками Центральной радиолаборатории была создана первая широковещательная радиостанция, в Ленинграде устанавливали первые радиоточки [86] — рупорные громкоговорители [10]. На Итальянской улице расположился Дом Радио. Продолжительность радиопередач и разнообразие программ расширялось [85]. Шла радиофикация жилых домов и учреждений [86].
Первые таксофоны появлялись в 1927 году и к 1937 году их количество составляло уже около 1800 [85]. Однако основным способом дальнего общения оставалась почта, в городе развивалась почтовая инфраструктура, почтальонов обеспечивали современным оборудованием [85]. Во время Блокады Ленинграда прекратила работу основная городская инфраструктура, прекратили работу электричество, водопровод и отопление [87]. Городские станции останавливались либо от бомбёжек, оказавшись у линии фронта или от того, что у них заканчивалось топливо [87]. Оставшееся электричество перераспределялось на военных предприятиях, госпиталях и некоторых госучреждениях [88]. В городе работало радио, установленное во всех домах. По радио предупреждали о вражеских налётах, поднимали дух у горожан и фронтовиков [89].
В 1941 и 1942 годах улицы не убирались зимой, от чего после таяния город утопал в грязи, что угрожало эпидемиями, в городе весной 1942 года были налажены бригады по уборке грязи с участием женщин и детей [90]. В ноябре 1941 года была налажена « дорога жизни» по замерзшей Ладоге , по которой поставлялось продовольствие и эвакуировались дети [91]. Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35]. В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47]. На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92].
У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92]. Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38].
В 1956 г. Знатный токарь Кировского завода В.
Карасев в содружестве с фрезеровщиком Е. Савичем и другими работниками в 1956 г. Новаторы Кировского завода фрезеровщик А. Логинов и слесарь П. Зайченко выступили инициаторами движения за высокопроизводительную техническую оснащенность и комплексное внедрение передовых методов труда на каждом рабочем месте. Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г.
Материкова, закройщица фабрики «Скороход» А. Слесарь-новатор штамповочного цеха «Электросилы» Е. Судаков сконструировал десять оригинальных прессов и станков. Судостроитель бригадир разметчиков К. Сабуров за 7 лет внес 69 рационализаторских и изобретательских предложений и все они приняты для внедрения в производство. Научно-исследовательские институты и организации Ленинграда являются всесоюзными лабораториями технического прогресса. Они неустанно обогащают науку и промышленность страны новейшими открытиями в области техники и технологии производства.
В городе около 300 научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и учреждений Академии наук СССР. В них работает около 13 тыс. В Ленинграде трудятся многие крупнейшие советские ученые, которые вносят свой творческий вклад в развитие советской и мировой науки. Повышается материальное благосостояние ленинградских трудящихся, улучшаются жилищные, бытовые условия. Широким фронтом ведется жилищное строительство, хотя быстрые темпы роста жилой площади все еще не поспевают за потребностями города, население которого в 1956 г. В шестой пятилетке намечается построить до 4 млн. К 38-й годовщине Октябрьской социалистической революции были закончены работы на первом участке площадь Восстания — Автово Ленинградского метрополитена имени В.
В 1957 г. Ведутся подготовительные работы для прокладки новых линий метрополитена. Большой вклад вносят ленинградцы в осуществление решении партии о крутом подъеме сельского хозяйства. Сотни партийных, советских и научных работников, отвечая на призывы партии, выехали в деревню н избраны председателями колхозов. В сельское хозяйство и на освоение целинных и залежных земель Ленинградская партийная организация направила свыше 30 тыс. По призыву партии и правительства на освоение целинных и залежных земель уехало 18 тыс. Кроме того, 9 тыс.
В мае — нюне 1957 г. Ленинграда, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Перестройка руководства промышленностью встречена ленинградцами с большим удовлетворением, ибо она позволяет лучше использовать внутренние резервы производства, правильнее организовать кооперирование и специализацию предприятий. Во главе трудящихся Ленинграда, успешно решающих задачи коммунистического строительства, стоит испытанный и закаленный отряд Коммунистической партии Советского Союза — Ленинградская организация КПСС. На 1 января 1957 г. Число членов и кандидатов в члены КПСС составило 245 445 человек.
Так, например, нереалистичным оказался директивно планируемый масштабный процесс перемещения части производств из города в область с созданием на ее территории филиалов ленинградских производств, опытно-экспериментальных баз и полигонов научно-исследовательских учреждений. Важнейшей причиной отклонений в реализации генерального плана явилось кардинальное изменение общественно-политического устройства страны, что привело к изменению приоритетов, формированию новой идеологии социально-экономического развития страны, городов и районов, в том числе и Ленинграда-Санкт-Петербурга. Таким образом, можно констатировать тот факт, что на протяжении всего советского времени основная градостроительная концепция и глубинные структуры градостроительной деятельности, как бы ни развивались строительные технологии и ни менялась направленность в формообразовании, оставались почти неизменными. В современных условиях развитие городов коренным образом изменилось. Прежде всего, это связано с разрушением базиса градостроительной деятельности - централизованной плановой экономики, которая базировалась на единой собственности — государственной. В связи с выходом законодательства и основ местного самоуправления функции градостроительного управления городами переданы на уровень местного самоуправления. Государство практически сняло с себя ответственность за решение этих вопросов. Необходимо отметить, что в последние годы происходит медленный поворот от навязывания городу предвзятых схем развития, к раскрытию его собственного потенциала, тенденций и возможностей. Важнейшим и закономерным итогом осмысления градостроительной уникальности города и формирования инструментов ее сохранения стали ведомственные строительные нормы «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга», утвержденные Решением Исполкома Ленсовета от 17. Документ был ориентирован на преемственность в развитии центра города, исключение радикальных пространственных преобразований городской среды и предотвращение ущерба ценному историко-архитектурному и градостроительному наследию. Современный Санкт-Петербург имеет более 6014 памятников истории и культуры, утвержденные границы Объединенной охранной зоны с особым регламентом градостроительной, архитектурной, строительной деятельности. Развитие города предусматривается с учетом всемирного историко-культурного значения его наследия. Новый генеральный план Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг. Он ориентирован на достижение европейского стандарта качества городской среды, на оказание содействия активному преобразованию города в рамках общемировой тенденции постиндустриального развития, что связано с переносом фокуса внимания на науку и высшее образование, управление бизнесом, финансами, культурой, на развитие туризма. Если плановой экономике соответствовал генплан - директива, то в современных условиях генплан - прогноз, гибкий, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации, предусматривающий в зависимости от этого различные варианты развития города. По новому Градостроительному Кодексу, решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, заинтересованные лица вправе представить свои предложения. Кроме этого, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием жителей города. Участники публичных слушаний вправе В 2002 году взамен ранее действовавших ведомственных строительных норм по реконструкции и застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга ВСН 289 , были разработаны новые, доработанные территориальные строительные нормы ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга». Таким образом, в процессе публичных обсуждений на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, накапливается и обрабатывается общественное мнение, которое в последствии может быть учтено при доработке генерального плана и окончательном утверждении градостроительной документации. Представляется возможным сделать вывод о том, что по сравнению с советским периодом, современная процедура разработки и утверждения генерального плана города носит более открытый, общественный характер. А это, в свою очередь, означает, что участником градостроительной политики в определенном смысле становится все общество. Градостроительство - это всегда и власть, и право. При решении нынешних градостроительных задач необходимо больше опираться на право и сокращать властные функции. Укрепление градостроительного правопорядка есть, в сущности, и усиление самой власти, ее эффективности в управлении таким сложным явлением как современное градостроительство. Все сказанное дает понять, насколько широка и актуальна проблема проявления властного начала в творчестве архитекторов и градостроителей.
Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму.