Новости трудовые подвиги во время великой отечественной войны

Вклад жителей Удмуртии в победу в Великой Отечественной войне огромен. Трудовые подвиги детей во время Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг татарстанцев во время Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа. И она, и Ефим Васильевич были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс.

Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной

Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Священные имена Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла Во время войны подвиги совершались не только. Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения победы. В годы Великой Отечественной войны вся страна, как одна большая семья, встала на защиту Отечества. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг.

«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали

В 1945 году участвовал в форсировании Днепра и захвате Букринского плацдарма, получил тяжелое ранение, осколок от немецкого «Тигра» давал о себе знать на протяжении всей жизни. Никогда не делали денег на обмане, на страхе и на ненависти, — писал отец в книге «Сыновья своего времени». В 1986 году он стал участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — получил II группу инвалидности, был участником ликвидации последствий кораблекрушения «Адмирала Нахимова». В течение многих лет, будучи на пенсии, отец курировал Колледж полиции как ветеран МВД России в качестве наставника молодых курсантов и кадетов, передавая свой огромный жизненный и профессиональный опыт.

С особым вниманием и теплом относился он к семьям и детям сотрудников внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, искренне переживал за их судьбу, поддерживал и помогал. А для своей семьи он всегда был крепкой опорой и поддержкой, помощником во всем. Вот таким был наш незаменимый дедушка, любимый папа, замечательный муж, верный сын, надежный брат, отзывчивый коллега, настоящий мужчина и друг — неординарный, неповторимый и удивительный человек с чистой совестью.

День Победы был для него самым значимым праздником, самым главным и дорогим в жизни. Чудом остались живы Мой отец, Косицын Виктор Максимович, 1918 года рождения, перед войной служил в Забайкалье под Читой в авиаполку, был авиационным техником. Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев.

Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь. В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром.

И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет». Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста.

Самолет улетел, не дождавшись. Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника.

Успели развернуться в лес. Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел! Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории.

Все, кто находился в самолете, были расстреляны. Что стало причиной вынужденной посадки? Нехватка топлива или заблудившийся молодой пилот, осталось невыясненным.

Мой отец с товарищем по полку чудом остались живы. Отец, участвуя в Великой Отечественной, был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.

В звании инженера-полковника вышел в отставку, был очень чадолюбивым, воспитал троих детей и пятерых внуков. Погиб в неравном бою Хочу рассказать о подвиге своего прадеда, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не вернулся с боевого задания 15 июля 1941 года. Командиром эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович.

В его экипаже был и мой прадед — старший сержант Травкин. Так через 25 лет мы узнали, как погиб и где похоронен мой прадед. Самолет вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива.

Когда они возвращались, два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами реки Плюссы группой фашистских мессершмиттов. В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов. Но слишком неравны были силы...

Ранним утром 15 июля 1941 года жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены стрельбой и сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит, упал и взорвался.

Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков. У одного из них нашли необгоревший документ — лейтенант Анатолий Михайлович Шевлягин, командир экипажа ДБ-3. Летчиков похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа».

Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы. Долгое время члены экипажа самолета ДБ-3 считались пропавшими без вести. После длительных поисков установили и имена остальных погибших.

Вместе с командиром погибли штурман звена лейтенант Василий Александрович Павлов, стрелок-радист старший сержант Леонид Васильевич Травкин и воздушный стрелок Шемелев Петр Павлович. Второй самолет упал в болото и, видимо, там затонул. Вскоре после этого в деревню нагрянул карательный отряд эсэсовцев.

Через некоторое время на том месте, где находилась деревня, из 40 дворов осталось всего четыре. Слово свое сдержали Брат моего мужа, Николай Алексеевич Царапкин, ушел воевать в 1941 году. В марте 1943-го он погиб.

Всю жизнь его мама Екатерина Васильевна а потом и брат хранила письмо от однополчанина сына , в котором он писал о гибели Коли.

Медали за трудовую доблесть и трудовое отличие. Они появились ещё до войны и были вручены нескольким десяткам тысяч человек. Орден Трудового Красного Знамени. Орден Героя Социалистического Труда. После ВОВ были учреждены медали за восстановление металлургических и угольных предприятий юга страны. По факту процесс восстановления начался в 1943 году.

Условия, в которых совершались трудовые подвиги, можно охарактеризовать так: Уникальная, по мировым меркам, эвакуация промышленности и разных объектов народного хозяйства в 1941-1942 годах.

Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. В июле 1941 г. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более. Разумеется, сильное моральное воздействие на массы оказывала организационная и пропагандистская работа партийных и комсомольских организаций. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами.

Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок. Работали, скорчившись или лежа, обливаясь потом в удушливом от сварки газе. После часа такой работы сварщицу вытаскивали наружу, обливали дымящуюся от искр робу водой, потом она снова продолжала работу. Советские люди, которые по тем или иным причинам оказались в заключении, трудились с большей, чем до войны, отдачей. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного командования.

Производительность труда заключенных в 1944 г. По заданиям военных наркоматов работали ученые и инженеры, репрессированные еще до войны по политическим мотивам.

Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г. Используя опыт обороны Москвы, войска с большим упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром. Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий. Кроме фортификационных сооружений в городе и на ближайших подступах к нему было установлено большое количество различных заграждений. Фортификация сыграла немаловажную роль в разгроме врага под Сталинградом. Наиболее широкий размах укрепление местности получило в Курской битве июль -август 1943 г.

Здесь был максимально использован богатый боевой опыт, накопленный Советской Армией с начала войны, воплощены на практике передовые взгляды нашей фортификационной школы Главной особенностью инженерного оборудования в этот период явилось широкое применение системы траншей и ходов сообщения, дополнявшейся фортификационными сооружениями различного назначения. На главном направлении количество траншей и ходов сообщения доходило до 8 км на каждый километр фронта, а всего их было отрыто свыше 10 тыс. В тылу как на фронте По воспоминаниям генерала армии Комаровского А. Н 22 января 1942 г. Создание завода качественных сталей в районе Челябинска на базе руд Байкальского месторождения было задумано ещё в начале 30-х гг. Были проведены изыскательские работы, построено несколько бараков для строителей, но затем строительство было законсервировано. Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне. В августе 1940 года правительство принимает решение о строительстве с 1941 г. Байкальского металлургического завода для производства качественного проката на базе Байкальских руд, Кузнецких и Карагандинских углей.

Создаётся строительное управление Байкалстроя, но по ряду причин в начале 1941 г. Однако фронт требует танков и, соответственно, большое количество качественной стали. В марте-апреле 1942 г. Этот момент, по существу, и следует считать началом строительства Челябинского металлургического завода. В августе 1942 г. Как всегда, в первый организационный период, да ещё в условиях военной зимы, встало множество проблем, и в первую очередь — жилищная. За короткий срок на строительство прибыло около 30 тыс. Лес для строительства казарм поступал с перерывами и далеко не в достаточном количестве. Всё это отягощалось необычайно суровой зимой.

Александр Николаевич пишет: «Вспоминая сейчас все стройки, на которых мне до или после этого приходилось участвовать, не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительство оборонительных рубежей в прифронтовой полосе... Выход был найден совершенно необычайный для строительной практики. Трудно сейчас сказать, кто предложил для этой цели ивняк. Буквально через несколько дней после этого предложения сотни людей день и ночь уже плели из приобретённого ивняка щиты, которые устанавливались на деревянном каркасе с плотной забивкой пространства между щитами талой глиной, добываемой из-под почти двухметрового слоя мёрзлого грунта. Таким образом создавалась верхняя половина стены. Дороги строились ускоренными темпами. Строительство бетонного хозяйства возглавили крупнейшие специалисты по бетону — С. Шестопёров и Г. В результате чрезвычайно энергичной работы к июлю 1942 г.

К этому же времени была организована мастерская и полигон по изготовлению сборных железобетонных элементов. Всего за первые 2 года строительства было изготовлено свыше 2000 м3 сборного железобетона. На Челябметаллургстрое впервые было освоено массовое изготовление железобетонных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования.

Работа с сайтом «Подвиг народа»

  • Как Ханты-Мансийск помогал фронту
  • Шефство и гуманитарная помощь
  • Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан
  • Новосибирцы отличились во время войны
  • «Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали / Фоторепортажи /

Восстановив из пепла

  • Тюмень в годы Великой Отечественной войны
  • Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
  • «Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа | МуZей Победы | Дзен
  • Подвиги машинистов | Газета Вперёд
  • Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах | «Красный Север»

Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой

  • Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны
  • Трудовой подвиг заветинцев во время Великой Отечественной войны - газета "Восход"
  • Последние вопросы
  • Как Ханты-Мансийск помогал фронту
  • Помним подвиг трудовой

Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА, КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ».
Тюмень в годы Великой Отечественной войны – ГородТ Топ-10 советских детей, проявивших мужество и героизм во время Великой Отечественной войны.
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу Во время Великой Отечественной войны и в период восстановления мы, женщины и подростки, работали днем и ночью, особенно в период уборки хлебов, картофеля и льна.
Тихий подвиг женщин тыла - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым" Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной.

«Мы воевали»: как женщины спасали тыл

Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. Все дальше и дальше во времени подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу. они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях.

«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан

Из 18 тысяч механизаторов в области остались 4 тысячи, половину которых составляли женщины. Помимо этого ежегодно свыше 200 тысяч человек в порядке мобилизации привлекались к бесплатной работе на лесоповале, на заготовке торфа. На одну треть сократилось количество рабочих лошадей в колхозах. Несмотря на это, колхозникам предстояло снабжать армию сырьём долгие четыре года. Сенокос, жатва, уборка, молотьба, вновь вспахивание земли и посев озимых.

РЭП-31 необходимо было срочно создать с нуля. Да еще в условиях хаоса военных поражений первых месяцев войны. О том, по каким делам отец мотался по военным дорогам, можно только догадываться. А отец, как и многие фронтовики, не любил вспоминать. Однако об одном эпизоде рассказал. Лето 1942 года. Немецко-фашистские войска прорвали наш фронт и хлынули на Кавказ. Остро встала задача эвакуации фронтовых госпиталей. Отец — начальник транспортного отдела РЭП-31, это его задача. Уже была информация: захватывая военные госпитали, гитлеровцы уничтожают и раненых, и медперсонал. Такая угроза возникла над одним из госпиталей, а нужного транспорта нет. Точнее, есть санитарный поезд, но нет паровоза — его увел один крупный местный чин, чтобы эвакуировать свое имущество под видом «важного государственного». Отец нашел этого «чина», пытался объяснить ему ситуацию — не воспринимает, ругает матом «зарвавшегося интендантишку», угрожая ему трибуналом. Угомонился только тогда, когда отец достал пистолет: — Да лучше я тебя здесь пристрелю, чем у меня целый госпиталь погибнет! Санитарный поезд отец привел в город, уже оставленный нашими частями. Передовые отряды немцев входили в город, а готовый к эвакуации госпиталь ожидал санитарного поезда на железнодорожной станции. Погрузка шла споро. И тут отца окликнул мальчишка, окровавленный, с оторванной ногой, лежавший на траве: — Дядя Яша, спасите меня, я с вашим Витей во дворе играл! Мальчика погрузили в поезд, который ушел из-под носа у немцев. А отца долго била дрожь от мысли, что на месте этого мальчишки мог оказаться я. Получи, фашист, гранату! Наш отец Яков Сергеевич Елистратов на третий день войны добровольцем пошел на войну и проявил себя в боях под Москвой, о чем рассказал военный журналист и писатель Симонов. В октябре 1941 года утром вся страна услышала его рассказ по радио и в кинохрониках о том, как под Москвой фашистский танк близко подошел к траншее, где находились наши бойцы. Немец открыл люк танка и стал осматривать позиции. В это мгновение в люк влетела граната, брошенная нашим отцом Яковом Сергеевичем. Экипаж немецкого танка был уничтожен. Среди наших бойцов нашлись умельцы, которые могли управлять танком. Они развернули танк в сторону врага и нанесли ему большой урон. За это отец был награжден. Он неоднократно был на передних рубежах. В 1943 году, во время Корсунь-Шевченковской битвы отец уже был в звании капитана и возглавлял отдельный учебный стрелковый батальон, подчинявшийся непосредственно маршалу Коневу. Батальон сыграл решающую роль в этой битве. Яков Елистратов был приставлен к высокой награде. Во главе батальона в звании майора отец дошел до Вены, где в бою был ранен. А всего у него было 27 ранений. После госпиталя под Веной он был назначен комендантом в одном из районов Австрии. Домой отец вернулся в 1946 году. Боевые друзья за него отомстили Хочу рассказать о моем дяде Анатолии Васильевиче Веселове. Он был штурманом на бомбардировщике. Война для него началась в Киеве, на аэродроме Борисполь. Первые бомбы были сброшены немцами 22 июня 1941 года именно на этот аэродром. Как рассказывали боевые товарищи дяди в письме, они совершали боевые вылеты в Донбасс, Курск, за что Анатолий был награжден орденом Красной Звезды. Потом их полк был переведен под Мичуринск, откуда они летали бомбить вражеские колонны немцев в Сталинградскую битву. И вот после одного такого вылета, уже отбомбившись, Анатолий был тяжело ранен в голову. По прибытии на аэродром ему тут же была сделана операция, но спасти его не удалось. Его товарищи дали обещание отомстить за него. И отомстили во время Сталинградской битвы. Похоронили Анатолия с почестями и с оркестром на кладбище около аэродрома вместе с другими летчиками их части под Мичуринском, в селе Прилучье. Местные школьники ухаживают за могилами, приезжают еще живые родственники летчиков. Вот и в День Победы хотелось бы навестить могилу, но сейчас это не получится. Но мы всегда помним о нашем герое и гордимся им. Еще как пригодился! Мой отец — Василий Бачинский был непризывной.

Тут они были размещены рядом с Челябинским тракторным заводом в результате сформировался «Танкоград». Условия, в которых проходил сам вывоз заводов, сейчас кажутся фантастическими. Требовалось эвакуировать металлургический завод «Запорожсталь». Половина рабочих отправились оборонять город, а другая половина разбирала оборудование, загружала его в вагоны и отправляла на восток. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! В некоторые дни уходили по 750 — 800 гружёных железнодорожных платформ. И отправляли не только оборудование! Только сляби и блюма было вывезено почти 4 тыс. А на новом месте, в Магнитогорске, для выплавки бронелистов, требовалось ещё найти источник молибдена и хрома, без них получается только сталь, но не броня! Невероятную сложность в процессе эвакуации, создавал фактор мобилизации! Работоспособное мужское население, самый производительный пласт народа, подлежал мобилизации и отправке на фронт. И хотя это были высококлассные специалисты с огромным опытом, но и им по приезду на новое место, приходилось в чистом поле поднимать стены цехов, обустраивать рабочие площадки, настраивать работу оборудования, и главное — обучать новых работников! Ведь прежние квалифицированные рабочие уже воевали с гитлеровцами. Могучие дела из слабых рук Даже оказавшись в эвакуации, многие мужчины сразу после настройки и отладки оборудования, кроме работы, приступали к обучению женщин и детей, профессиям токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков. Герои тыла Великой Отечественной войны, женщины и подростки, до этого никогда не бывавшие на заводах, жадно поглощали новые знания и буквально поселялись в цехах. Согласно директиве 1941 года СовНарКома, мобилизации на тыловой фронт подлежало всё работоспособное население от 16 лет до 60. Массовый героизм, не позволяет выделить кого-то особенного, из когорты тружеников тыла приравненных к ветеранам ВОВ. Дети труженики тыла в годы Великой Отечественной войны Хихлущенко Марии не было и 16 лет, когда она встала к токарному станку, на эвакуированном танковом заводе в Ленинск — Кузнецке. Трудовая смена по 12 часов, а затем 3 километра надо идти до своей деревни, там у матери ещё трое младших братьев и сестёр. А на следующий день обратно 3 километра на завод. И она была не одна, в их смене таких подростков было 12 человек!

Люди работали с громадным напряжением, по нескольку суток не уходя с эвакуируемых объектов, чтобы своевременно и как можно полнее демонтировать и погрузить оборудование и другие материальные ценности. В прифронтовой зоне это происходило в обстановке постоянных вражеских ударов с воздуха и обстрелов. Нужны были исключительная выдержка, мужество, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу. Пищевая промышленность Для победы над врагом было необходимо бесперебойно обеспечивать армию и тыл продуктами питания, перестроить работу пищевой промышленности в соответствии с требованиями военной экономики. Война нанесла серьезный ущерб народному хозяйству нашей страны и в значительной мере отразилась на развитии пищевой промышленности. Была подорвана ее сырьевая база. На территории, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, в 1941 г. Уменьшились ресурсы сырья для мясной и молочной промышленности Было полностью разрушено 4490 мясокомбинатов и молочных заводов; разрушены или серьезно пострадали 5500 предприятий системы Наркомата промышленности продовольственных товаров. В ее отдельных отраслях потери были еще более значительными. Начальный период Великой Отечественной войны был особенно труден. К концу 1941 г. База сельскохозяйственного производства пищевой промышленности резко сократилась. За годы войны у населения оккупированных территорий СССР было отобрано 17 млн. Оккупанты отправили в рабство 4978 тыс. Партия и правительство оказывали большую помощь пищевой промышленности в быстрейшей переброске предприятий на восток и в организации производства на новом месте. Начиная со второго периода войны пищевая промышленность стала больше получать средств на строительство и расширение предприятий. В восточных районах в небывало короткие сроки было построено 10 сахарных, 16 маслобойных, 12 консервных, 26 спиртовых заводов, 18 табачных фабрик, десятки мясокомбинатов, молочных и других предприятий пищевкусовой промышленности. Большая роль в снабжении армии и населения продуктами питания принадлежала рыбной промышленности. Основные фонды этой отрасли в годы войны значительно пострадали. Часть рыболовных судов была мобилизована для военных нужд. В Азово-Черноморском, Балтийском, Северном бассейнах почти все рыболовные суда были затоплены или уведены оккупантами. Хозяйства рыболовецких колхозов, рыбообрабатывающие, холодильные и консервные предприятия, порты, судостроительные и судоремонтные заводы были разрушены. Лов переместился в значительной мере во внутренние морские и озерно-речные водоемы со сравнительно небольшими запасами рыбы. Рыбой и рыбной продукцией страну снабжали труженики Каспийского и Аральского морей, рек Сибири, Дальнего Востока. В годы войны в соответствии с требованиями боевой обстановки работа пищевой промышленности быстро перестраивалась. Выработка пищевой продукции увеличивалась на сохранившейся производственной базе за счет использования внутрипроизводственных резервов. Быстро вступало в строй перебазированное в тыловые районы страны оборудование. В кратчайшие сроки было организовано производство специального ассортимента сухарей, пищевых концентратов, витаминов, сухого спирта, глицерина и другой продукции, крайне необходимых в условиях войны. В годы войны предприятия пищевой промышленности, как и предприятия других отраслей, испытывали трудности в обеспечении рабочей силой. Мужчин, ушедших на фронт, даже на самых тяжелых работах заменяли женщины. Например, в рыбной промышленности в основном работали женщины и подростки, более 25 тыс. Но несмотря на героический труд положение в пищевой промышленности было тяжелым. Фашистскими захватчиками были уничтожены и разрушены 4490 мясоколбасных, сыроваренных, молочных и маслодельных предприятий, 649 спиртоводочных заводов, 204 сахарных, 47 консервных, 29 масложировых заводов, 157 хлебозаводов. Нанесенный ущерб вместе с потерями от сокращения объема производства, уничтожения посевов и скота составил 257 млрд.

Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны

Работа на новом месте Период с июня по декабрь 1941 года вообще был самым тяжелым и критическим для советской военной экономики. Объем валовой продукции промышленности уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, а производство шарикоподшипников, необходимых для самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз! Выпуск же проката цветных металлов, без которого невозможно военное производство, прекратился почти полностью. Все эвакуируемые предприятия в силу объективных причин почти полностью прекратили военное производство и выпуск готовой продукции, так как находились в пути, разгружались или только монтировались. Возникла реальная опасность срыва производства вооружения и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Да и на местах при восстановлении эвакуируемых промышленных предприятий пришлось преодолевать неимоверные трудности: не хватало квалифицированных специалистов, часть эшелонов оборудованием попала под бомбежки вражеской авиации, работы по монтажу цехов и оборудования производились зимой при дефиците строительной техники, не хватало сырья, тяжелыми были и жилищно-бытовые условия работников. В промышленности боеприпасов, например, остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов. Потребность в меди, олове и алюминии по сравнению с довоенным уровнем возросла в несколько раз.

Эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда, а также потеря Донбасса с развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ. С августа по ноябрь1941 года прекратили свою работу 303 предприятия, производивших боеприпасы. Тем не менее, несмотря на все трудности, экономика страны шаг за шагом переводилась на военные рельсы. Тракторные заводы переключались на производство танков. Металлургические комбинаты начали осваивать производство новых марок стали, в частности, Магнитогорский завод за первый год войны освоил свыше 40 новых марок сталей, а Златоустовский — 163 марки качественных сталей. Автомобильные заводы в Москве, Горьком и Ярославле перешли на выполнение заказов танковой и авиационной промышленности. И опять приходится говорить о рекордных сроках восстановления промышленных предприятий, которые не были прописаны ни в одном документе.

Так, например, строительство карбюраторного завода в Запорожье в мирное время велось в течение 30 месяцев, а на восстановление этого завода, эвакуированного в Ташкент, было затрачено всего 5 месяцев [12]. Металлурги также били все мыслимые и немыслимые рекорды. Доменная печь с полезным объемом в 1 300 куб. В течение сентября-декабря 1941 года были приняты важные постановления по становлению и развитию индустриальной базы в восточных регионах страны: «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени», «О мероприятиях по строительству электростанций и сетей в Новосибирске и Кузбассе», «О восстановлении производства предприятий черной металлургии, эвакуированных на Урал и в Сибирь», «Об обеспечении электроэнергией предприятий Поволжья, Урала и Сибири и плане ввода новых мощностей по каждой электростанции», «О развитии добычи угля в восточных районах СССР» и т. И в этих условиях, без внешних инвестиций, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, удалось сделать, казалось бы, невыполнимое: промышленность не только была восстановлена, но стала выпускать продукции даже больше, чем в довоенный период. Например, в Поволжье производство металлорежущих станков увеличилось с 4404 шт. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Западной Сибири в 1942 году выпустила продукции в 7,9 раза больше, чем в 1940 году.

Источники экономической Победы Очевидно, что без успешно проведенного перевода экономики на военный лад не было бы и Победы в 1945 году. При этом надо отметить, что история не знает примеров столь масштабного перемещения промышленной инфраструктуры и переселения такого количества квалифицированных специалистов в отдаленные районы в сжатые сроки. В результате колоссальных усилий Советский Союз уже к середине 1942 года располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить нужды фронта. Естественно возникает вопрос, а каковы составляющие успешной реализации этого проекта? Советские историки объясняли это в первую очередь ролью компартии и социалистическим способом производства. В новейшее время превалирующей стала точка зрения, что именно поставки по ленд-лизу стали решающим фактором нашей Победы над фашизмом. Нисколько не умаляя значение поставок по ленд-лизу, с последним утверждением все же трудно согласиться, поскольку именно в самый тяжелый для СССР период 1941-1942 годы помощь по ленд-лизу была самой незначительной.

Не претендуя на полное исследование данной проблемы, нельзя не отметить следующее: перевод экономики на военные рельсы и создание слаженного военного хозяйства стал возможен благодаря нескольким факторам, которые имеют значение только при рассмотрении их в неделимой совокупности. Итак: 1. Выдающиеся организаторские способности членов руководства страны, в первую очередь, отвечающих за проведение эвакуационных мероприятий. И здесь следует назвать Н. Вознесенского, который возглавил Госплан СССР в 38 лет, и целой плеяды народных комиссаров, которые возглавляли основные наркоматы: А. Шахурин авиационной промышленности , В. Малышев среднего машиностроения, а затем и танковой промышленности , Д.

Устинов вооружения , П. Паршин минометной промышленности , Б. Ванников боеприпасов , А. Ефремов станкостроительной промышленности , И. Тевосян черной металлургии , В. Вахрушев угольной промышленности и другие. Наличие централизованной плановой экономики, что позволило провести глубокую перестройку в масштабах всего народного хозяйства, не погружаясь в сложные и длительные переговоры с частными владельцами о необходимости проведения эвакуационных мероприятий.

Преимущества плановой экономики проявились также и в том, что СССР, выплавляя стали в 3 раза меньше и добывая угля в 5 раз меньше, чем Германия, в годы войны произвел вооружения и боевой техники почти в 2 раза, чем Германия и ее сателлиты. В условиях войны, располагая меньшим количеством танкосборочных заводов, Советский Союз выпускал больше танков, нежели бронетанковая промышленность гитлеровской Германии, хотя она и привлекала для производства танков заводы Чехословакии, Австрии, Венгрии [13]. Но лучше всех на вопрос, почему СССР смог так быстро перестроить экономику на военный лад, ответил американский журналист У.

Враг не дошел до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, а территория города и области неоднократно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. В годы войны в Саратове размещался штаб Приволжского военного округа — одного из центров формирования частей и соединений для фронта. В период войны фронт и тыл слились воедино.

Будучи прифронтовым городом, имея крупный медицинский институт, тысячи замечательных врачей, Саратов сыграл поистине выдающуюся роль на гуманном поприще восстановления здоровья раненным бойцам и офицерам.

Работали женщины токарями и слесарями. Работали по 12-16 часов, а иногда и сутками не покидали производства, пока не выполняли задание правительства по выпуску оборонной продукции. На предприятиях создавались женские бригады, в которых трудились и вчерашние домохозяйки, и школьницы, наравне с мужскими бригадами выполняя и перевыполняя план и завоевывая почетное для бригады звание «гвардейская». Первой гвардейской женской фронтовой комсомольско-молодежной бригадой на Уральском танковом заводе стала бригада Татьяны Бревновой. Награждена орденом В. Ленина, медалями. Фото 1940-х гг.

Ленина, медалями «За трудовую доблесть». На УВЗ пришла работать, что называется, «со школьной скамьи», в возрасте 14 лет в 1942 году. Причем не одна — привела подруг. По воспоминаниям Татьяны Бревновой, «мастер-харьковчанин, поглядев на нас, только руками развел, говоря, мол, «кого нам посылают — детский сад», а ведь это был мужской участок слесарей-медников. Комсомольско-молодежная фронтовая бригада Т. В группе в первом ряду сидят слева направо : Ф. Скобелева, Т. Бревнова, Н.

Быкова; во втором ряду стоят: Н. Хайдукова, Н. Горшкова, М. Фото 1944 г. Бревнова позднее вспоминала: «Хотя пули не свистели над нашими головами, а чувствовали мы себя как на фронте. Социалистическое соревнование переходило в более строгую форму соревнования по множеству пунктов за право называться «гвардейской»! Сначала нужно было завоевать звание «фронтовой» и в течение нескольких месяцев занимать первое место в соц. Грамота о присвоении бригаде Т.

Июль 1943 г. В канун нового 1944 года бригада Т. Это был рекорд. И таких бригад в стране были тысячи. Женщины приходили работать и на железную дорогу, и осваивали «мужские» профессии машиниста паровоза и кочегара. Ермакова и Дьячкова в годы Великой Отечественной войны освоили профессию машинистов на паровозе. Фото 1941 г. Елизавета Ермакова и ее подруга Дьячкова водили поезда — очень трудная работа для женщины: грязная, физически трудная, особенно работа кочегара Дьячкова.

Максим Алексеевич Газеев. Максим Алексеевич родился 8 марта 1913 года в поселке Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области. До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером. С началом боев был призван в ряды Красной армии. Осенью 1941 года оборонял Москву. Воевал в составе 371-й мотострелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Витебска, Борисова, Вильнюса, Каунаса, был участником штурма Кёнигсберга и Берлина. Дивизия, в которой служил Максим Алексеевич, за отличные боевые действия заслужила четыре благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И. Сталина, была удостоена наименования «Витебская» и награждена орденами Красного Знамени и Суворова второй степени. Во время военных действий Максим Алексеевич Газеев был тяжело ранен, получил контузию, после этого долго лечился в госпиталях.

После Победы над Германией был отправлен на Дальний Восток, где участвовал в боях с японскими самураями. Закончил он войну в звании старшины. За героизм и мужество, проявленные в боях и на полях сражений, Газеев Максим Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Жукова и юбилейными медалями. Демобилизовался он 1946 году, сначала работал в Магнитогорске на кирпичном заводе, затем трудился шофером на металлургическом комбинате. В 1952 году перешел на работу в Карагайское лесничество Верхнеуральского лесхоза, где трудился более двадцати лет. После войны у моего прадеда родились три сына и три дочери. А те в свою очередь подарили дедушке шесть внуков и шесть внучек.

Правительство Саратовской области

Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях.
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины.
Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле.
Трудовой фронт Великой Отечественной О трудовом подвиге забайкальцев в годы Великой Отечественной войны.
3.4 Трудовые подвиги - старшего поколения, женщин, молодежи и детей Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле.

2. Трудовой подвиг советского народа

они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. Урал стал во время войны «опорным краем державы», основным арсеналом Красной Армии. Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий