Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет.
Новости и события Российского исторического общества
В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Новости.
Николай Гоголь: «Моё имя будет счастливее меня»
Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен».
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
В 1828 году Гоголь переехал в Петербург. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), умер, когда сыну было 16 лет. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет. В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя.
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
Николай Гоголь (урожденный Яновский) родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году. столько же, сколько прожил писатель. А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года.
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. А также карточки с QR-кодами, отсканировав которые можно: читать книги Гоголя в онлайн библиотеке русской классической литературы, слушать аудиосборник Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", смотреть спектакль по комедии Гоголя "Ревизор" Малого театра (2013 год).
Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь
Гоголь сам писал пьесы, сам рисовал декорации к ним и сам исполнял в них роли, привлекая к этому и друзей. Всё изменилось, когда умер отец, 16-летнему Гоголю пришлось самому распоряжаться хозяйством и обеспечивать семью. Это давалось непросто. Страдая от нищеты, Гоголь приехал в Петербург. В столице ему помог Петр Плетнев - поэт и критик, благодаря ему Гоголь получил чин, и хотя не был богат, мог содержать себя и семью, а главное — писать.
Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35]. Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. У Шевырёва осталось около 2000 р. Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста. Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А. Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню.
Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма "Альфред" 1835 на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть "Тарас Бульба" из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к "Ревизору" - комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые в19. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А. В марте 1837 Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работающими там русским художниками. В Риме была написана большая часть "Мертвых душ", работа над которыми была начата еще в 1835. В 1839-40 Гоголь приезжал в Россию, читал друзьям главы "Мертвых душ"; в конце 1841- первой половине 1842 Гоголь вновь на родине, занятый печатанием первого тома вышел в мае 1842 ; в1842- в начале 1843 опубликованы "Сочинения" Гоголя в 4-х томах. С июня 1842 Гоголь жил за границей во Франции, Германии, Италии , продолжая работу над 2- томом поэмы. В 1-ой половине 1845 самочувствие Гоголя резко ухудшилось; его силы были подорваны напряженным и, как ему казалось неэффективным трудом. Летом 1845 Гоголь сжег рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 года, находясь в Неаполе, тяжело пережил известие о смерти Н. Языкова, одного из самых близких его друзей. В том же году вышли "Выбранные места из переписки с друзьями" - произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей "дельной книгой", поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход "Выбранных мест…" навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С.
Нелегко было сжечь пятилетний труд... Но все было сожжено, и притом в ту минуту, когда, видя перед собою смерть, мне очень хотелось оставить после себя хоть что-нибудь, обо мне лучше напоминающее... Благодарю бога, что дал мне силы это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержание вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде... На писателя посыпались упреки в измене самому себе и в «гордыне в рубище смирения» С. Аксаков , в грехе и богохульстве священник Матвей Константиновский и монах Игнатий , в изменении в характере самого художественного созерцания Гоголя А. Россет , в надменности и лживости, наконец, поговаривали о сумасшествии автора. Гоголь тяжело переносил полученную им «оплеуху». Белинский пишет гневное письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» 15 июля В Зальцбрунне В. Белинский пишет гневное письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», где в очень жесткий выражениях отзывается не только о книге, но и о самом Гоголе: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете? Гоголь пишет ответное письмо, тоже довольно резкое, в котором обвиняет критика в односторонности и недостаточности знаний «... Беловой вариант его письма гораздо спокойнее и примирительнее. Из письма Гоголя родным в Малороссию: «Несколько строк вам из Иерусалима. Благодаря Бога, я прибыл сюда благополучно. Молился кое-как о себе, о вас же поручил молиться тем, которые умеют получше моего молиться. А вы по-прежнему не переставайте молиться обо мне. Первоначально останавливается у Погодина в доме на Девичьем поле, но в декабре переезжает на Никитский бульвар, в дом А. Он занял «переднюю часть нижнего этажа, окнами на бульвар... Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем... Тишина во флигеле была необыкновенная» Н. В этом доме Гоголь проведет последние годы жизни. Максимовичем, направляясь из Москвы в Украину, посещает Оптину пустынь. Это посещение оказалось очень удачным. Гоголь ощущает здесь не только атмосферу доброты, сердечности — он ищет прямой поддержки в своем писательском деле, в осуществлении программы второго тома «Мертвых душ», с их обозначившимся вниманием к позитивным началам русской жизни. И получает эту поддержку со стороны иеромонаха Филарета, архимандрита Моисея, монаха Порфирия. Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году.
Гоголь Николай Васильевич
В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" 1830 Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" 1831 стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с В. Жуковским , П.
Плетнёвым, А. Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. Балабина, Н. Лонгинова, А.
Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте. Наиболее плодотворный период жизни В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно.
В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г. Выход в свет "Арабесок" 1835 и "Миргорода" 1835 подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести». Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого как утверждал сам Гоголь подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене.
Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя.
Чрезвычайным лаконизмом и выразительностью отличаются и «маленькие комедии» Гоголя — «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок» все опубликованы в 1842 , а также «Утро делового человека» опубликована в 1836 ; все они представляют собой обработку и развитие отдельных сцен незавершённой комедии «Владимир 3-й степени», над которой Гоголь работал в 1832—1834 гг. Титульный лист поэмы «Мёртвые души». В июне 1836 г. Мицкевичем ; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А. В марте 1837 г. Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работавшими там русскими художниками в том числе с А. Ивановым , которому посвятил статью «Исторический живописец Иванов», опубликована в 1847. В Риме была написана большая часть «Мёртвых душ» , работа над которыми была начата ещё в 1835 г.
Одновременно Гоголь создал и ряд других произведений, в том числе повесть «Рим» не окончена, опубликована в 1842. Подобно «Ревизору», «Мёртвые души» сюжет которых был также подсказан Пушкиным должны были запечатлеть всю русскую жизнь, но уже не с «одного боку», а в её целостности, где «было бы не одно то, над чем следует смеяться». Отсюда отказ от намечавшегося вначале обозначения «роман» в пользу «поэмы», что должно было, с одной стороны, по примеру Пушкина зафиксировать жанровую уникальность произведения «Евгений Онегин» — роман, но не в прозе; «Мёртвые души» — поэма, но не в стихах , а с другой — отделить рождавшееся творение от большого массива современной русской и западноевропейской прозы романов исторических, нравоописательных, сатирических и др. Поскольку замысел нового произведения строился трёхчастно — предполагался переход от низших сфер жизни к более высоким и значительным, а само перевоспитание центрального персонажа Чичикова перерастало в «историю души» с её главными тремя стадиями, то для Гоголя обретала особый смысл и традиция Данте к «Божественной комедии» Гоголь проявлял большой интерес в пору работы над поэмой. Драматизм и мучительность работы над 2-м и 3-м томами «Мёртвых душ» обусловливались напряжёнными усилиями представить процесс возрождения «мёртвой души» не декларативно, но конкретно и убедительно, в материале и формах реальной русской жизни. В 1839—1840 гг. Гоголь приезжал в Россию Москва, Санкт-Петербург , читал друзьям главы «Мёртвых душ»; в конце 1841 — 1-й половине 1842 гг. С июня 1842 г. В 1-й половине 1845 г. Летом 1845 г.
Гоголь сжёг рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 г. Языкова , одного из самых близких его друзей. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» — произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе христианской этики эта же мысль акцентирована в создававшейся параллельно пьесе «Развязка Ревизора», опубликована посмертно в 1856. Однако в условиях назревавших в стране социальных преобразований прежде всего крестьянской реформы попытка Гоголя ограничиться лишь проблемой честного исполнения каждым человеком своей «должности» выглядела недостаточной: выход «Выбранных мест…» навлёк на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С. Шевырёва и др. С позиций западничества книгу резко критиковал В. В ответном письме от 10 августа 1847 г.
Гоголь частично признал неудачу книги, однако упрекал критика в односторонности и игнорировании религиозно-моральной проблематики. Переживания и объяснения в связи с «Выбранными местами…» вызвали к жизни новое произведение Гоголя — «Авторскую исповедь» опубликована посмертно в 1855; название принадлежит редактору. В апреле 1848 г.
Мать, Мария Ивановна, женщина с золотым сердцем, неизменно доброжелательная во всём и покорная провидению, часто говорила: «Душа моя видит через оболочку тела». Гоголь, наречённый в честь святого Николая, появился на свет в 1809-м в Сорочинцах, на Полтавщине. Безбородко в Нежине. Николай производил впечатление загадочного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха.
Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла». Николай Васильевич Гоголь. Автолитография, 1834 г. Институт русской литературы РАН Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя. Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра, но всё же мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности. Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи» «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах», — вскоре по прибытии писал Гоголь матери. Тщеславный молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга, вспоминал родную Полтавщину. Устроиться на службу ему не удалось, в актёры его не приняли.
Его жизнь, творчество и смерть до сих пор будоражат умы историков, ученых и читателей. В честь юбилея прозаика ОТР решил вспомнить несколько особенно мистических фактов его биографии. С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов благодаря его загадочности. Много лет историки не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: зачем он сжигал свои рукописи, откуда он черпал вдохновение и почему так скоропостижно ушел из жизни. Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином.
Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал.
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Его читают и дети, и взрослые, перечитывают пожилые. Есть в его текстах серьезное и глубокое, веселое и грустное, комическое и трагическое, что-то вечное, притягательное, освежающее душу. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной значимости произведений Н. Гоголя во все времена.
Гоголь прожил чуть меньше 43 лет, однако оставил глубокий вклад в мировую литературу.
В 1830 году завязываются первые литературные знакомства: О. Сомов, барон Дельвиг, П.
В 1831 г. Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была уже некоторым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, веденных предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали первым началом его литературной славы.
Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига, «Литературной газете» и «Северных цветах», где, например, была помещена глава из исторического романа «Гетман». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, наклонной к мистицизму, — после они сблизились очень тесно. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года.
Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, имело великое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась наконец перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что, кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, какое встретил Гоголь в новой среде.
Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей.
Общество людей с широким литературным образованием и вообще было полезно для юноши с весьма скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением повышалось качество художественного творчества. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной А. Росетти, впоследствии Смирновой.
Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своем предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Переправа Н. Гоголя через ДнепрЭта пора была самою деятельной эпохой его творчества.
После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Известно, какое впечатление произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором; на первый раз не была понята вся глубина этого таланта, способного на великие создания.
Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Литературная слава Гоголя стала бесспорной. За границей В июне 1836 Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет.
Пребывание в «прекрасном далеке» на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.
Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной.
Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.
Осенью 1839 он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привести готовый первый том «Мёртвых душ».
К лету 1841 года этот первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену «Ревизора».
Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу.
Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголь Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём все сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.
Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать все им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.
В 1821-1828 гг. Нежин Черниговская губерния, ныне - Черниговская область Украины. В 1829 г. Поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С 1830 г. В 1831-1835 гг. В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета.
Преподавал историю средних веков. Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук.
Гоголя в Даниловом обители установлен памятник в виде креста. Гоголь как христианин по жизни и по произведениям Священномученик Павел Дернов На мою долю выпала обязанность сегодня, в день столетия со дня рождения великого нашего поэта Н. Гоголя, сказать о нем, как о христианине по жизни и по произведениям. Постараюсь, при помощи Божией, насколько позволяет краткость времени, указать наиболее выдающиеся черты из жизни Гоголя, как человека-христианина, и христианские черты его поэтических творений. Мать Н. Гоголя, Mapия Ивановна, еще до рождения его обещала, если у нее будет сын, дать ему имя Николай, и просила священника соседнего села молиться до тех пор, пока ему не дадут знать о счастливом событии рождения дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Еще в школе, в Нежинской гимназии, его называли смиренником, идеалом кротости и терпения. Из этого кроткого и смиренного отрока вырос постепенно глубоко верующий истинный христианин, который и на себя и на все в мире смотрело с строго религиозной точки зрения.
На его долю выпало в жизни множество страданий и внешних, физических, от слабого и болезненного состояния здоровья, и внутренних, нравственных; часто он буквально изнывал под бременем их, но глубокая вера в Бога, устраивающего жизнь человека к лучшему и благодающего нам в самых несчастиях, помогала Гоголю безропотно и с полною покорностью воле Божией переносить их. С ранних детских лет в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству.
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
Если перевести на язык современности, Пушкин выступил «креативным продюсером» гоголевского «Ревизора». Пушкин, восхищавшийся произведениями Гоголя, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было. Сам Николай Гоголь был похож на главного героя «Ревизора» Хлестакова тем, что любил похвастаться вещами, которые он на самом деле не делал. Этот факт также отмечали его современники. Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его. Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух».
Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжигал дважды. Первый раз писатель избавился от рукописи, когда был за границей. А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса. Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг. О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи.
В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины. Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно.
Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения — писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство.
Все попытки друзей и врачей его спасти оказались тщетными. КультураЗаводоуковск Опубликовано 19.
Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.
Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух». Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжигал дважды. Первый раз писатель избавился от рукописи, когда был за границей. А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса.
Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг. О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины. Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно.
Гоголь не любил ящериц и червей, называл их «вертлявыми» и убивал тростью. Существа напоминали ему чертей. Писатель очень много говорил о смерти перед своей кончиной и как будто готовился к ней. Он даже попросил разослать его рукописи нужным людям. Писатель опасался, что его примут за мертвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя.
Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".
Геннадий Спирин. Иллюстрация к повести "Нос" "Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька. Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя. Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку.
Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. Майская ночь, или Утопленница. Художник Ольга Ионайтис. Почему Гоголь не был женат? Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.
В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга. Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.
В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность. По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной Портрет А. Неизвестный автор. В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя — повесть "Вий".
В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив.