Завтра девять дней со дня смерти великого режиссера Татьяны Михайловны Лиозновой, снявшей «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя» на Плющихе», «Карнавал» и другие замечательные фильмы [аудио, видео]. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Т. Лиознова.
50 лет назад вышел мини-сериал "Семнадцать мгновений весны"
К 40-летию премьеры фильма «17 мгновений весны». Вообще съемки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Ровно 50 лет назад на центральном телевидении начался показ легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны».
"Семнадцать мгновений весны". Почему Брежнев требовал привезти Штирлица
Я объяснила Семену Кузьмичу, что когда по ходу просмотра у него будут замечания, то пусть он включает лампу — там еще такой звонкий выключатель был на нашу беду — и записывает. То есть мы, по возможности, не прерываем показ, а обсуждаем все замечания уже после просмотра. Я с группой уселась на задний ряд, и просмотр начался. В зале темно, на экране летят журавли. Вдруг «щелк! Мы замерли в недоумении. Ничего же еще не происходит, просто птицы летят. Что с ними не так?
Они летят не в ту сторону? Или неправильный клин? В этот момент лампа выключилась, но ненадолго. Не прошло и минуты, как прозвучал очередной «щелк» и Цвигун снова стал что-то сосредоточенно записывать. Настроение мое стало портиться, мы все очень напряглись, не понимая, что могли сделать не так, что могло не понравиться главному консультанту из КГБ. В общем, к концу серии этих «щелчков» набралось столько, что мы были уверены в полнейшем провале. Подавленные, но всячески стараясь держаться мужественно, мы пригласили Семена Кузьмича в соседнюю комнату, где был накрыт стол с бутербродами и стояла бутылка коньяка.
Было уже очень поздно, мы предложили Семену Кузьмичу перекусить, а самим кусок в горло не лезет, не знаем, чего ждать. Семен Кузьмич поблагодарил, но сказал, что сначала расскажет в целом, о своих впечатлениях и, надев очки, разложил перед собой свои записи. Журавли летят» — он внимательно на нас посмотрел, мы затаили дыхание. Как вы уловили? Этот образ, который для разведчика символизирует Родину, как бы далеко он не находился, — это замечательная находка, очень правильная».
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Это и Лиознова наглядно продемонстрировала. Да и Богословский так же. Жаль , что за эти козни Микаэль расплатился своим здоровьем К сожалению, очень распространённая практика травли таланта и непохожести на всех, но музыка Таривердиева будет.
Интересно, что Лиознова сначала планировала «привезти» вместе с женой и маленького сына, которого полковник Исаев никогда не видел. Была продумана вся мизансцена этой встречи. Но потом режиссер пришла к выводу, что ребенок перетянет на себя фокус внимания, и история любви разлученных мужа и жены потеряет эмоциональный накал. От присутствия в сцене малыша пришлось отказаться. Кстати, существует версия, что консультанты «с Лубянки» после выхода фильма отметили, что сцена встречи в кафе «Элефант» получилась недостоверной: настоящие разведчики никогда не выдали бы своих эмоций настолько явно, ведь это грозило бы им провалом. Он, можно сказать, «курировал» проект, поэтому к достоверности всего, что происходило в кадре, предъявлялись беспрецедентные требования. У фильма было сразу несколько консультантов: военные историки, агенты КГБ и бывшие разведчики «уровня Штирлица». В титрах, кстати, все они значатся под вымышленными именами. Младенцы в сцене с допросом радистки Кэт Еще один набор разнообразных версий относится к сцене, где гитлеровцы пытают радистку Кэт, выкладывая ее новорожденного ребенка на столик у открытого окна. Одной из самых популярных версий является такая: сцену снимали долго возможно, неделю или больше , младенцы быстро росли, поэтому за время съемки их сменилось шесть штук. Упоминается даже, что одним из грудничков якобы была будущая актриса Мария Миронова что вряд ли соответствует действительности — она родилась в мае 1973 года, когда фильм был уже смонтирован. По другой версии, съемки шли всего несколько дней, но для малышей в кино существовали строгие правила: не более двух часов работы, регулярные пеленания и кормления, причем за кадром всегда должна была находиться мать младенца. Третья версия повествует, что детей и вовсе брали из ближайшего детдома как только один малыш уставал, несли следующего , и, таким образом, в эпизоде снялось целых 18 грудничков. Один факт, правда, сообщают практически все, кто рассказывал об этой сцене: в павильоне из-за софитов было так жарко и душно, что дети наотрез отказывались плакать, а просто лежали, улыбаясь, или вовсе засыпали. В итоге звукорежиссеру пришлось ехать в ближайший роддом или дом малютки , чтобы там записать крики плачущих младенцев. Кстати, вместо Екатерины Градовой радистку Кэт вполне могла бы сыграть Ирина Алферова, она тоже проходила пробы, но в итоге получила отказ. Поэтому Тихонов частенько прятал кисть татуированной руки от камеры, а когда нужно было показать, как он выкладывает из спичек фигурки или рисует «боссов» рейха, «руки Штирлица» играл художник Феликс Ростоцкий. Эту деталь упоминают несколько актеров, снимавшихся в «Семнадцати мгновениях», а вот Лиознова в одном из своих интервью, наоборот, говорит, что это нелепый слух, который почему-то стал очень популярен, а никакой наколки у Тихонова никогда не было. Куравлев в одном из интервью признавался, что долго репетировал, «но роль этого антихриста не осилил».
Сериал разрушил личную жизнь Лиозновой
- Четыре прототипа полковника Исаева
- 11 августа - На экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
- Берлинская жара: что известно о спин-оффе известного сериала?
- 17 фактов о «Семнадцати мгновениях весны»
- Почему мгновений весны именно 17?
- информация о фильме
Правила комментирования
- Глумятся над фильмом «Семнадцатью мгновений весны»
- Малоизвестные факты о съемках легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны»
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- 17 любопытных фактов о фильме «Семнадцать мгновений весны»
- трейлер >>
Штирлиц погиб в застенках гестапо? Что осталось за кадром знаменитого фильма
Режиссер представила по-новому фашистов - как сильных соперников. Они не выглядели стереотипно комично и трусливо. Татьяна Лиознова стремилась сделать свой фильм почти документальным. Поэтому в нем присутствует большое количество военной документальной хроники.
Еще она включила в сериал разнообразных героев, в том числе тех, к которым даже советские фронтовики испытывали симпатию. А после первой серии Татьяна Лиознова получила 12 мешков с письмами.
Дело в том, что за право поставить фильм стала бороться еще один режиссер — 46-летняя Татьяна Лиознова. Но хотя за ее плечами уже было несколько самостоятельных работ самая известная — «Три тополя на Плющихе» , заказчики с Лубянки опасались доверять столь сложный и ответственный проект хрупкой даме.
Волынка тянулась довольно долго, пока Лиозновой не удалось-таки убедить чекистов, что фильм она снимет не хуже любого из своих коллег-мужчин. Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика. По словам режиссера, ей было интересно рассмотреть душу разведчика Исаева, понять, чем она наполнена. К книге Лиознова добавляет новых персонажей — молодую немку Габи и пожилую Фрау Заурих.
Наверное, фильм мог быть и без нее…», — смеялась режиссер. Однако потом все же раскрыла секрет — эти герои раскрывают образ Штирлица, показывают его более человечным, живым. По сюжету фильма, Штирлиц вывозил пожилую Заурих на прогулки по лесу — именно с этого и начинается первая серия. Он себя вывозит.
Сам вырывается из этого ада погонов», — поясняет Лиознова. В фильме Штирлиц действительно получился более «душевным», чем по задумке Семенова — свой вклад внес и исполнитель главной роли — Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн, была влюблена в него. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица.
Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма — сцены встречи Штирлица с женой в кафе «Слон». О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами — тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый под одной из версий — легендарный советский нелегал Конон Молодый. Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.
Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история — у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не «заметит» женщины.
Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой. Сцена встречи в кафе «Слон» — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица ее играла Элеонора Шашкова и человека, который ее приводит в кафе в этой роли Евгений Лазарев.
Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами в случае с женой Штирлица и спиной в случае с героем Лазарева. Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в «живой» актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова — к тому же у него в тот день был первый выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе «Слон» не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц. На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке.
Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами. Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно — снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день — так произошло и с Элеонорой Шашковой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.
Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении.
У каждого героя в фильме есть свои «бзики» — именно так называла их Лиознова — то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. У Штирлица такой «правды жизни» практически нет, потому что он человек «дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром». Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с «большим внутренним содержанием», говорил Лев Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица.
Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши. Как закончил Штирлиц? Этот вопрос задавал себе каждый, кто смотрел на заключительную сцену последней серии — задумчивый разведчик Исаев сидит на обочине и смотрит на стаю птиц в небе.
Именно тогда он узнал историю легенды советской внешней разведки, вошедшую в скрижали американских спецслужб под именем полковника Абеля он же — советский разведчик-нелегал Вильям Фишер. Работая в труднейших условиях «холодной войны» в США, Фишер очень тосковал по Родине и семье, которую не видел уже много лет. Во время одной из встреч со связным из Центра он просил своих коллег организовать ему встречу с женой, подобно той, которую мы видели в сериале. Так что Андропов не лукавил, когда говорил Брежневу, что образ Штирлица собирательный. Июньским утром 1940 года дворник советского посольства в Берлине обнаружил на газоне конверт, который вскоре оказался на столе у полпреда Шкварцева.
Вскрыв конверт, посол среди прочего прочитал: «…если не будет восстановлен утраченный контакт, то моя работа в гестапо потеряет всякий смысл». Далее в послании указывались пароль для вызова по телефону, место и время встречи. Удивительно, но факт: в то время всеобщей подозрительности анонимное письмо дошло до адресата. И на Лубянке случился переполох. Кинулись искать тех, кто лично знал Лемана.
Увы, таковых оказалось немного. Одним из тех, кто избежал ежовско-бериевских «жерновов», был упомянутый Александр Коротков. Его срочно направили в Берлин для восстановления связи со столь важным агентом. Говорят, сообщения агента, содержащие в себе уникальную информацию, направлялись с Лубянки прямиком в Кремль в запечатанном и скрепленном пятью печатями конверте. От Сталина эти «послания» возвращались в разведку тоже в тщательно упакованном виде.
Насколько эти «разговоры» верны, сказать трудно. Однако заметим, Служба внешней разведки не подтверждает этого факта, но и не отрицает его. Среди прочего агент первым сообщил в Москву информацию о работах инженера Вернера фон Брауна по созданию жидкотопливных ракет ФАУ-1 , подробное описание новых типов военной техники германской армии, доклад «Об организации национальной обороны Германии» и многое-многое другое. Вспомните звучащие за кадрами фильма завораживающие слова Ефима Капеляна: «Так близко к провалу Штирлиц еще не был». Однажды Леман действительно оказался «под колпаком» шефа гестапо Мюллера.
На стол руководителя тайной полиции поступило письмо некой фройляйн Дильтей, которая утверждала, что Леман — русский шпион. За «Брайтенбахом» было установлено плотное наблюдение. Он об этом знал. Профессионал экстракласса не мог не заметить слежки. Но его выдержка была железной.
Ни одним своим поступком он не выдал себя. Шеф гестапо собственноручно на материалах расследования «дела Лемана» поставил тогда резолюцию: «Дело закрыть из-за отсутствия фактов». Как же он об этом позже будет жалеть! За неделю до начала войны Сталин по поводу срочных сообщений агентов из Берлина с сарказмом заявил начальнику советской внешней разведки Павлу Фитину: «Есть только один немец, которому можно безоговорочно верить,- это товарищ Вильгельм Пик» руководитель компартии Германии — прим. Уже позже, в 1942 году, после провала «Красной капеллы» так гестапо называла сеть немецких подпольщиков-антифашистов, именно этот термин вошел в историю Второй мировой войны, как символ мужества антифашистов Европы — прим.
Эсэсовские ищейки не знали, что под этим именем в Германии работал все тот же Александр Коротков. Его искали вплоть до окончания войны. Но Коротков к тому времени был уже в Москве.
Потом поступили статистические данные, в частности, о том, что Мосэнерго пришлось запускать дополнительные мощности, потому что потребление электричества во время показа сильно возрастало. А потом был последний аккорд — письма.
Я всегда получала много писем по своим картинам, потому что я делаю картины, понятные людям. И вот через пару месяцев после того, как "Семнадцать мгновений" прошли по телеэкранам, мне позвонили с телевидения и спросили: "Татьяна Михайловна, Вас почта интересует? Я отвечаю: "Конечно, интересует" — "Значит, можно присылать? Я тогда жила на Звездном бульваре, неподалеку от Телецентра — и буквально через полчаса в дверях стояли трое мужчин, и у каждого на плечах было по четыре мешка писем", — вспоминала об этом режиссер фильма. Любовь к кинодраме "Семнадцать мгновений весны" была поистине всенародной.
Она завоевала сердца простых граждан, и, в то же время, была высоко отмечена среди советского руководства, а также в профессиональной среде чекистов. Создатели сериала получили специальную премию КГБ СССР в области литературы и искусства — которая считалась в то время весьма престижной. А генсек Брежнев распорядился наградить их высокими правительственными наградами. И этот состав поныне считается самым звездным в истории советского кино.
11 августа - На экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
Экранизацию одноименного романа Юлиана Семенова посмотрели 21,7 миллиона зрителей. Эта нестареющая шпионская эпопея стала сенсацией. Она вошла в историю советского кино, в анекдоты, в жизнь нескольких поколений. Предлагаем вашему вниманию подборку кадров, цитат и интересных фактов о фильме. Сцены в помещениях здания Главного управления имперской безопасности снимались в Бутырской тюрьме. Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой сыграна Инной Ульяновой , снимался в московском кафе «Лира», расположенном в дальнем конце Новопушкинского сквера, в конце Большой Бронной. Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей. Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера. Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность.
Советский разведчик полковник Исаев, он же штандартенфюрер СС Штирлиц, выполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон… Стартовые две серии телефильма Первый канал показал 11 августа. И на этой неделе, с 14 по 18 августа, смотрите с третьего по седьмой эпизоды. Начало выхода телесериала в эфир в понедельник-четверг в 22:00, в пятницу — в 21:45. Понедельник, 14 августа, в 22:00 3-я серия. Возвратившийся с линии фронта Геринг докладывает фюреру о развале армии и отсутствии в ней дисциплины. Гитлер отказывается слышать правду. Геринга посещает рейхсфюрер СС Гиммлер и выражает сомнения в возможности Гитлера дальше быть вождем нации.
Геринг предстает перед выбором, чью сторону принять. Тем временем Штирлиц приходит на похороны профессора Карла Плейшнера, который в течение последних лет был его верным соратником и помощником в антифашистской борьбе. Продолжая перебирать факты и детали относительно каждого из четырех возможных кандидатов, Штирлиц предполагает, что к сепаратным переговорам готовится Гиммлер. Он навещает своих радистов Эрвина Кинна и его беременную жену Кэт, жертвуя конфиденциальностью, чтобы поделиться с Эрвином своими опасениями относительно нового задания. Также Штирлиц переживает, что во время родов Кэт может выдать свое происхождение, случайно заговорив по-русски. В дом, в котором проживали связные Штирлица Эрвин и Кэт, попадает бомба. Теперь Штирлицу ничего не известно о судьбе радистов.
Он разрабатывает план срыва переговоров, которые ведут представители верхушки рейха и американской внешней разведки. При этом он делает ставку на министра внутренних дел Германии Генриха Гиммлера.
Лайф вспомнил самые яркие случаи, связанные со съёмками всенародно любимого телесериала.
Вскоре на киностудию имени Горького начали приходить ворохи писем, а страна на время трансляции сериала замирала перед телеэкранами. Уже через три месяца по многочисленным просьбам трудящихся был запущен повторный показ. Фильм сняла женщина-режиссёр Татьяна Лиознова, до этого работавшая только с мелодрамами.
Однако она настолько прониклась материалом, что убедила отдать режиссёрское кресло именно ей. Штирлиц — единственная главная роль в фильме, на которую не сразу нашли кандидата. Тихонова страна знала в первую очередь по фильму "Доживём до понедельника".
Кстати, уже во время съёмок выяснилось, что у Тихонова на тыльной стороне ладони наколка — "Слава", сделанная в юности. В одной из сцен, где требовался крупный план рук, Тихонова заменил другой актёр. Генерал, выступив в роли консультанта, помог воссоздать детали военного быта, а старый разведчик рассказал о психологических тонкостях работы.
Актёр умер после очередного дубля Лаврентий Масоха играл адъютанта Мюллера, и у него долго не получалось произнести одну фразу. После очередной неудачной попытки режиссёр объявила перерыв, упрекнув Масоху, что он только зря тратит плёнку. Актёр ушёл в гримёрку и долго не мог успокоиться.
Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация. Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники -- нашей и немецкой.
Иной раз от увиденного становилось дурно, выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов. Личная жизнь. Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди.
На съемочной площадке она была беспощадна к актерам, во всех своих интервью советского периода она была необычайно лаконична - никаких подробностей ни то что о личной жизни, а даже об увлечениях и хобби. Отсюда и сложилосьубеждения, что Лиознова была старой девой, никогда никого не любившей. Разумеется, в действительности все было совсем не так.
В жизни Лиозновой случались романы, довелось ей пронести через все свою жизнь и большую любовь... И в самом деле , роман между двумя будущими звездами советской кинорежиссуры оказался коротким. Познакомились они на съемках фильма «Земля и люди» в 1954 году.
Он - подающий надежды режиссер, любимец Козинцева, она - его молодая ассистентка, недавно уволенная с киностудии имени Горького. Совместная работа Ростоцкого и Лиознову очень сблизила. Я приехал в Выборг, там был кинофестиваль.
Нас встретили устроители, сказали, что Ростоцкий вчера в Выборге умер. Я позвонил Лиозновой, мы минут двадцать говорили на самые несущественные темы. А в конце она сказала: «Ты, наверное, мне звонишь, чтобы сказать, что Ростоцкий умер?
И наш разговор закончился. Все-таки, думаю, она всю жизнь воспринимала его как большого друга.. Хотя по молодости все отношения из одного состояния часто переходят в какое-то другое.
Так что ничего удивительного в том, что их роман начался и закончился.... Фильм о летчиках-испытателях не стал громким хитом, даже несмотря на участие в нем Николая Рыбникова. Однако именно съемкам этого фильма было суждено было навсегда изменить жизнь режиссера.
Консультантами Лиозновой стали несколько настоящих летчиков-испытателей. Среди них был и Василий Калашенко - герой Советского Союза, красавец-мужчина. Василий Петрович покорил Лиознову своими безупречными манерами, обходительностью, мужественностью.
Вся съемочная площадка наблюдала за развитием их отношений. Дочки, конечно, маленькие были, они требовали материнского участия, женского внимания. Увлечение Калашенко в итоге привело к тому, что Лиознова взяла на воспитание одну из его дочерей - Людмилу.
Ту самую Людмилу, которая на долгие годы стала самым близким для Лиозновой человеком, которая ухаживала за ней после тяжелой операции в начале 2000-х. Почему же рядом с Лиозновой не было отца Людмилы? Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти.
Так или иначе она разочаровалась в нем как в постоянном спутнике жизни. Но она умела сохранять отношения - как и с Ростоцким, они с Калашенко остались друзьями, а Людмила стала ее названной дочерью. Все факты свидетельствуют о том, что Лиознова даже после окончания романа с Калашенко продолжала его любить.
Простой пример.
«Семнадцать мгновений весны» не покажут в России из-за запрета голландского правообладателя
50 лет назад состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны», основанного на книге Юлиана Семенова. Вообще съемки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Первоначально премьера «17 мгновений весны» была намечена на май 1973 года. Киноведы с ностальгией вспоминают, что 50 лет назад в стране впервые показали «Семнадцать мгновений весны».
50 лет началу показа фильма "Семнадцать мгновений весны"
«17 мгновений весны» сегодня исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме. Теперь по порядку: список претендентов участников создания фильма «Семнадцать мгновений весны» на Госпремию, скорее всего, существовал. Начиная работу над картиной «17 мгновений весны», режиссер Татьяна Лиознова даже не догадывалась, что проект разрушит ее семью. Источник фото: кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны".
Больше, чем фильм. 50 лет назад начался показ сериала "Семнадцать мгновений весны"
17 мгновений весны. «Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова. «Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова.
Культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» празднует 50 лет со дня премьеры
По разным оценкам, в дни премьеры "Семнадцать мгновений весны" посмотрело около 70 миллионов человек. И все это откликнулось в сердцах поколения, участвовавшего в войне и помнившего эту войну очень хорошо. А спустя десятилетия - в их внуках и правнуках, которые сегодня смотрят "Семнадцать мгновений весны". Спустя много лет после премьеры народный артист СССР Олег Табаков, сыгравший в фильме, говорил: "Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из уст немцев было высказано уважение к маленькой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир". К юбилею многосерийной картины Первый канал снова покажет ее начиная с 11 августа.
Картину вашу выучил наизусть! И все думал, вот хорошо бы сняться у этого режиссера!
Горького Мюллер, которого играет Леонид Броневой, в фильме страдает нервным тиком. Так получилось случайно. Актеру сшили форму на два размера меньше, она врезалась ему в шею, и он постоянно дергал головой. Цвигун рассказал Лиозновой, что во время войны разведчикам, которые долгое время работали за рубежом и не могли встречаться с семьей, устраивали так называемые бесконтактные встречи. На композитора Микаэла Таривердиева это произвело огромное впечатление. Горького В 1984 году на радио «Маяк» вышло продолжение сериала — радиоспектакль «Приказано выжить» по одноименному роману Юлиана Семенова. В романе рассказывается о возвращении Штирлица в Берлин, где его все-таки разоблачает Мюллер, и только взятие Берлина спасает героя от гибели. Генсек решил, что Штирлиц — реальный человек. Горького Цветочную улицу, по которой Плейшнер Евгений Евстигнеев шел на явку, снимали в Риге, а швейцарскую встречу Шлага Ростислав Плятт с кюре — в Тбилиси, в знаменитом особняке табачного промышленника Бозарджянца.
В горах под Боржоми снимали эпизод перехода пастора Шлага через Альпы.
Фильм был растаскан на цитаты, что в культуре не только русской есть самое почётное свидетельство попадания в языковые нужды общества и способности обогатить язык. Что дано совсем не каждому». Исполнилось полвека с 11 августа 1973 года, когда Центральное телевидение начало показ многосерийного фильма « Семнадцать мгновений весны». С того дня штандартенфюрер Отто фон Штирлиц М. Исаев — точнее, светлый образ его — прочно вошёл в народную культуру и, похоже, ещё долго будет там пребывать. На тот момент традиция советских телесериалов только начала формироваться. В 1969-м на голубом экране появились четырёхсерийные «Угрюм-река» и «Адъютант его превосходительства».
Всего за четыре года до «Мгновений». Последний фильм, кстати, тоже был про разведчика в стане белых и открывался титром «Первым чекистам посвящается». Вообще говоря, фильмы про разведчиков были обречены на то, чтобы занять первое место среди сериалов. С одной стороны, сам сюжет про деятельность героя во вражеском штабе гарантировал зрительский интерес — в данном жанре нужно очень постараться, чтобы испортить картину. С другой стороны, создание таких картин непосредственно курировалось КГБ консультантом «Мгновений» был первый заместитель Андропова генерал Цвигун, для конспирации обозначенный в титрах как С. Что означало не только чекистскую цензуру — «я сам буду твоим цензором», — но и чекистское попустительство. Порой чины КГБ оказывались умнее, чем партийные начальники над культурой, и создателям фильма позволялось больше вольностей. При чекистском кураторе легче решались и производственные вопросы, в том числе гонорарно-бюджетные.
Но Штирлиц не получает эту ответную шифровку: приехав к своим радистам для получения ответа, он обнаруживает, что их дом разрушен при очередной британской бомбёжке Берлина. При этом Штирлиц не знает, что Эрвин погиб, а беременную Кэтрин, извлечённую из-под завалов дома, отвезли в клинику Шарите. Во время родов, находясь в бессознательном состоянии, она кричит по-русски. Работницы клиники сообщают об этом в гестапо. Штирлиц также не знает, что чемодан, в котором хранилась рация Эрвина и Кэт, тоже извлечён из-под завалов дома и попал в руки гестапо, сотрудники которого по отпечаткам пальцев быстро установили, что на этой рации работала именно Кэт. Штирлиц идёт на приём к Гиммлеру. За считанные минуты до разговора с Гиммлером, прямо у дверей его приёмной Штирлиц встречает своего непосредственного начальника Шелленберга : обращение к Гиммлеру через голову своего начальника могло иметь фатальные последствия для Штирлица, поэтому он называет другой повод для визита — забота о членах семьи погибшего коллеги, которым отказано в эвакуации. Шелленберг, пообещав разобраться с этим безобразием, уводит Штирлица к себе, где поручает тому обеспечение тайных переговоров в Швейцарии. Таким образом, Штирлиц из первых рук узнаёт, что переговоры ведутся, причём их инициатором является именно Гиммлер, а он, Штирлиц, только что был на грани провала.
Штирлиц по поручению Шелленберга разрабатывает пастора Шлага — Шелленберг предполагает использовать его в Швейцарии в качестве одной из отвлекающих фигур, так как пастор имеет связи и пользуется уважением за границей. Для проверки Шлага сам Штирлиц подсылает к нему провокатора Клауса под видом сбежавшего узника тюрьмы. Клаус добывает компрометирующую Шлага информацию, однако Штирлиц из симпатии к стойкому пастору-гуманисту убивает Клауса, инсценируя самоубийство последнего. Не имея связи с Центром, Штирлиц решает отправить Шлага в Швейцарию якобы по поручению Шелленберга, а на самом деле — как своего нового связного. Он решает открыться пастору и обещает защитить его сестру и племянников, которых Шелленберг держит в заложниках. Штирлиц принимает решение привлечь к основному заданию рейхсляйтера Мартина Бормана , человека не очень известного вне аппарата Рейха, но крайне влиятельного, пользующегося полным доверием Гитлера. Борман — прямой противник Гиммлера в закулисной партийной борьбе. Борман получает это письмо, но из осторожности на встречу не приходит. Тогда Штирлиц, оказавшийся в силу счастливой случайности в комнате секретной правительственной связи в здании РСХА, совершает прямой звонок Борману.
После этого разговора Борман встречается с замаскированным Штирлицем и узнаёт о переговорах Гиммлера. Гестапо узнаёт о факте этого несанкционированного телефонного звонка, но не знает личности звонившего. Мюллер для установления личности звонившего начинает негласную проверку всех сотрудников РСХА. Очень скоро в его руках оказываются поразительные улики: отпечатки пальцев на трубке из комнаты спецсвязи и отпечатки пальцев на телефоне русской радистки совпадают. Работая на Гиммлера, Мюллер уже давно понимает, что война проиграна, счёт идёт на недели, и ему надо каким-то образом готовить плацдарм для послевоенной реабилитации: Гиммлер полностью скомпрометирован в глазах всего мира, а вот Борман, остававшийся в тени и не связанный напрямую с преступлениями СС, может быть той силой, к которой следует примкнуть. Передать в Центр зашифрованные сведения о переговорах Штирлиц поручает не только пастору Шлагу, но и антинацистски настроенному немцу, профессору Вернеру Плейшнеру. Плейшнер — брат недавно умершего знаменитого врача, специалиста по болезням почек среди его пациентов был сам Кальтенбрунер , тайного помощника Штирлица на протяжении многих лет. Сам Плейшнер некоторое время назад был выпущен из нацистского концлагеря, не зная, что это освобождение было организовано Штирлицем. Будучи уверен в антинацистских убеждениях Вернера Плейшнера, Штирлиц открывается ему, как и Шлагу.
Пользуясь своим служебным положением, Штирлиц переправляет обоих в Швейцарию независимо друг от друга. Пастор, кроме роли связного, должен попытаться через свои связи в церковных и эмигрантских кругах добыть информацию о ходе переговоров Гиммлера и, возможно, даже помешать им. Пастор успешно выполняет свою часть задания. Он встречается с живущим в эмиграции бывшим германским министром Краузе и с послом Ватикана , получает от них ценные сведения о переговорах.
17 мгновений весны. Почему фильм черно-белый, кто мог сыграть Штирлица и на что обиделся Кобзон?
штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра. Снижение числа преступлений в дни телепремьеры «Семнадцати мгновений весны» было официально зафиксировано в милицейских сводках. Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе». Пожалуй, самым эмоциональным моментом фильма «Семнадцать мгновений весны» явилась сцена встречи главного героя с женой в кафе «Элефант». Скриншот сериала "Семнадцать мгновений весны", 1973, режиссёр Татьяна Лиознова.