Уровень радиации в районе атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море в 1989 году, превысил допустимый в 100 тысяч раз. затонула уникальная советская атомная подводная лодка "Комсомолец", которая по праву считалась. Пожар на сверхглубоководной атомной подводной лодке К-278 ("Комсомолец") начался на глубине 457 метров в 11 часов утра 7 апреля 1989 года. 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» (К-278). Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Андрей Чибис возложил цветы к памятнику подводной лодки «Комсомолец»
Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. «Комсомолец» — одна из семи атомных подводных лодок, которые лежат на дне Мирового океана. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для открытых волнорезных щитов.
День памяти погибших подводников
Он исследовал "Титаник" с Кэмероном. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого радиоактивного контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от "сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения" скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки.
В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.
Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения. Чем знаменит "Севмаш" 7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом электромеханическом отсеке атомной подводной лодки Б-414 "Даниил Московский" проект 671РТМК "Щука".
Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.
В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества. СССР 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 до 21 августа 1934-го — "Декабрист" с экипажем из 55 человек.
Точное место гибели корабля не определено.
Редакционная почта: news brief24. Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние.
Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Атомный наезд. Как советская подлодка протаранила американский авианосец Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки".
Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС. Много лет учёные и специалисты по ядерной энергетике уверяли, что лодка не представляет опасности.
До сих пор ей принадлежит мировой рекорд погружения. Титановая лодка была уникальной. По проекту «Плавник» — больше не сделали ни одной. День гибели Ка-278, седьмого апреля, считается в России Днем памяти погибших подводников. Что касается задымления — да, оно было, но ты подвержен не этому. У тебя подкорка мозга работает — найти, помочь, вынести, сделать. А ребята, которые были в пятом, там потом было видно по ожогам, они руками тушили просто приборы», - рассказал Анатолий Третьяков, бывший лейтенант, инженер вычислительной группы АПЛ «Комсомолец».
Сигналы SOS
- Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
- 25 лет назад затонула уникальная советская подлодка «Комсомолец» | МОРПОЛИТ
- День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции
- Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
- Единороссы почтили память экипажа подлодки «Комсомолец»
Расследование катастрофы
- Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
- В России чтят память экипажа подводной лодки «Комсомолец». Новости. Первый канал
- Боевой атом
- Происшествия
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
Об этом сообщает пресс-служба Росгидромета. Основной целью ученых будет сбор данных о состоянии морской среды и анализ ее на предмет наличия радиоактивных продуктов. Исследователям предстоит собрать пробы воды на разных уровнях, пробы донных отложений и по итогам работы дать оценку уровню загрязнения окружающей среды. Вернуться в Архангельск судно планирует к 5 июня.
Это выяснила экспедиция норвежских ученых, которые только что обследовали район, где потерпела крушение советская субмарина. В Норвежском море на глубине больше полутора километров исследовательский аппарат снял подводную лодку «Комсомолец», которая затонула там 30 лет назад.
В последний раз ее корпус осматривали российские ученые в 2007 году. Они же зафиксировали превышение уровня радиации. Теперь норвежские специалисты из Института морских исследований провели повторный осмотр: результаты оказались более серьезными, чем можно было ожидать. Две из них не содержали радиации, а в третьем образце мы обнаружили радиоактивное загрязнение на уровне 100 беккерелей на литр. Это приблизительно в 100 тысяч раз больше, чем обычно содержится в морской воде!
Подлодка смогла всплыть, но вскоре из-за повреждений начала терять плавучесть.
Трагедию «Комсомольца», увы, вскоре затенили другие страшнейшие исторические вызовы, с которыми наша Родина столкнулась в ближайшем будущем, на излёте уже ушедшего столетия. Однако погибшие на «Комсомольце» моряки, до конца сохранившие верность присяге, и, всеми силами пытавшиеся спасти свою подводную лодку, безусловно, заслуживают того, чтобы память о них сохранялась и ретранслировалась грядущим поколениям. Мы помним их. И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды.
Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок пригодных для серийной постройки.
Главный конструктор Н. Климов с 1977 года — Ю. Кормилицин , главный наблюдающий от ВМФ капитан 2-го ранга А. Томчин затем капитан 2-го ранга Н. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и ПЛ приступила к ходовым испытаниям.
Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника. Входила в состав 6-ой дивизии 1-ой флотилии Северного флота. Всего выполнила 3 боевых службы.
В феврале 1989 года лодка получила название «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. На борту подводной лодки в её последнем походе находился 604-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Е. Первый экипаж «К-278» остался на берегу.
Хронология катастрофы 11:00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ Лодочная Объёмная Химическая система пожаротушения не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею.
Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12:19. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились первые жертвы. Она была объявлена всем спасательным силам авиации и флота.
На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы.
У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись.
Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ. ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11. Все объективные данные говорят о том, что фреон в 7-й отсек не подавался. Нет об этом и записей в вахтенном журнале.
При всплытии на рулях, на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход, и так как была тяжела, начала тонуть. От пожара в 7-м отсеке лопнула труба ВВД, идущая через отсек к ЦГБ, и воздух с давлением 400атм стал поступать в 7-й отсек, активизируя бушующее пламя. Температура в отсеке приблизилась к температуре мартеновской печи, когда горит то, что обычно гореть не может. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной турбины, расположенную в соседнем, 6 отсеке.
Избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Начался объёмный пожар в 6-м отсеке, погубивший мичмана Колотилина. По этой же причине капитан-лейтенанты Дворов и Волков не успели эвакуировать тело погибшего вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Лодка всплыла на поверхность при нулевом крене и дифференте.
Сработала аварийная защита ЯР. Остановились турбогенераторы, энергообеспечение производилось от аккумуляторной батареи, имеющей ограниченную ёмкость. Отдана команда на запуск аварийного дизель-генератора. Но из-за недостатков в специальной подготовке и отсутствия навыков обслуживания ДГ, его смогли ввести в действие лишь через два с половиной часа.
Так как горячие газы из 7-го отсека, через разорванный трубопровод, непрерывно продували цистерну главного балласта правого борта, возник крен на левый борт до 6 градусов. Наряду с объёмным пожаром в 6 и 7 отсеках, из-за неумелой герметизации отсеков, вот где сказалась отсутствие РБИТС! Чуть позже, происходит возгорание пульта в ЦП и вспышка горючих газов в 5-м отсеке. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись.
Началась упорная борьба с огнём. В 5-й отсек была послана аварийная партия. Крен на левый борт достиг 8 градусов. Не разобравшись в причине, командир дает команду на выравнивание крена, подачей воздуха высокого давления в ЦГБ левого борта.
Новая порция сжатого воздуха поступает в 7-й отсек и усиливает пожар. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — в результате отравления, люди начинает выходить из строя. Подается команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились жертвы. В первый раз передан сигнал об аварии.
К этому времени начали проседать антенны связи, так как давление в системе гидравлики было уже потеряно. Это могло явиться причиной того, что сигнал об аварии не был расшифрован полностью с первого раза. Только в 12 часов 19 минут, после передачи сигнала об аварии в восьмой раз, он был расшифрован. Экипаж самолёта ИЛ-38 майора Г.
Петроградских подняли по тревоге. Хотя тревога была объявлена всем спасательным силам авиации флота, но первым ушёл в небо именно этот экипаж. Ему поставлена задача, обнаружить советскую АПЛ, терпящую бедствие в районе острова Медвежий. Через полтора часа борьбы с огнём в 5 отсеке моряки сумели выбраться из 5-го отсека.
Организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из загазованных отсеков. Запущен корабельный дизель-генератор, постепенно восстановлена работа основных систем, не повреждённых пожаром 14:20 Командир ИЛ-38 установил связь с командиром подводной лодки. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет.
В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу, навести на лодку корабль и уже начал работать. Наконец, экипаж самолёта ИЛ-38 увидел К-278. Она стояла без движения с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды.
Из всплывающей камеры тянулся хвост светлого дыма. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен подачей воздуха в ЦГБ левого борта. Но воздух уходит через поврежденный трубопровод, создавая давление в аварийном отсеке, и вспенивает воду по правому борту в районе аварийных отсеков. В попытках борьбы за живучесть закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления, кроме ВВД командирской группы.
Командир АПЛ постоянно держит связь через самолет с берегом. В течение почти 8 часов после всплытия АПЛ находилась в надводном положении, на расстоянии порядка 900 км от советского берега. К 15:00. Температура в 7-м отсеке падала, давление снижалось, и в некоторый момент стало равно давлению забортной воды.
После этого вода начала проникать в отсек через трещины в прогоревшем при температуре более 1000 град. Дифферент достиг 2-х градусов 16:30. Дифферент на корму составляет 2,5-3 градуса. Лодка постепенно теряет плавучесть С командного пункта Северного флота было приказано: «Командованию «Комсомольца» использовать командирскую группу ВВД для продувания кормовой группы балластных цистерн.
Докладывать изменение крена и дифферента». Однако личный состав не смог использовать этот запас воздуха высокого давления из-за того, что не знал, как это сделать. Не помогла и схема системы воздуха высокого давления, по которой пытались разобраться. Он позволил бы легко регулировать количество подаваемого воздуха и поддерживать оптимальное давление в аварийных отсеках.
Для реализации этого способа достаточно было открыть один клапан в 3-м отсеке». В 16 часов 30 минут величина продольной остойчивости достигла столь малых значений, что трагический исход событий можно было увидеть по нарастанию дифферента даже «невооруженным глазом» неспециалиста, а посадка подводной лодки внушала тревогу, без единого проблеска надежды. В 16-40 нарастающий дифферент корма уже скрылась под водой заставил, наконец, начать подготовку к эвакуации людей. До гибели лодки оставалось 28 минут.
Времени достаточно, чтобы всем занять места во всплывающей камере, или, хотя бы, надеть теплоё белье и гидрокомбинезоны. Но, по какой-то причине, такой команды отдано не было. Зато матросы упаковывали в непромокаемые мешки и поднимали наверх секретную документацию, аппаратуру, вещи. Когда начали приготовление надувных плотов, то оказалось, что никто в экипаже не знает, как это делать.
Более того, даже человек не знающий, но действующий по инструкции, спустит на воду плот за одну минуту. Но на ПЛ не оказалось ни инструкции, ни знающего человека. Личный состав, не обученный правилам пользования надувным плотом, вместо того, чтобы сбрасывать его на воду в контейнере, а затем уже приводить в действие систему наполнения газом, распорол шнуровку и извлек плот из упаковки.
В Севастополе вспомнили моряков затонувшей подлодки «Комсомолец» 195 Источник: ForPost Траурный митинг в память о погибших членах экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» прошёл на Братском кладбище на Северной стороне в Севастополе, передает «Первый Севастопольский».
Почтить память невернувшихся моряков собрались их родные и близкие, коллеги и военнослужащие. Среди 42 погибших героев-подводников затонувшего атомохода — 7 севастопольцев. Остальные остались в студёных водах Норвежского моря и в прочном корпусе затонувшей субмарины. Больше тридцати лет 7 апреля родственники героев-подводников собираются у их братской могилы.
Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников, и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны.
Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года. На субмарине произошёл пожар, в результате которого она затонула в Норвежском море, в нескольких километрах от Медвежьего острова. Трагедия оборвала жизнь 42 моряков-подводников.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец», что произошло на самом деле
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года. Из-за пожара произошло затопление лодки забортной водой. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года. Из-за пожара произошло затопление лодки забортной водой. В течение 12 суток подводная лодка осуществляла задачи патрулирования в районе Гавайских островов. Уровень радиации в районе атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море в 1989 году, превысил допустимый в 100 тысяч раз. Всех членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" позже наградили орденом Красного Знамени."Комсомолец" затонул на глубине 1658 метров. Анатолий был инженером по эксплуатации силовых установок АПЛ, много плавал на подводных лодках, затем был переведен в электромеханическую службу соединения подлодок.
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. В основу этой памятной даты легла гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая 35 лет назад в Норвежском море. Советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения К-278 «Комсомолец» при странных обстоятельствах затонула в Норвежском море. В годовщину трагической гибели экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец», заозерчане отдали дань памяти морякам-подводникам, погибшим в мирное время при. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки".
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. «7 апреля 1989 года атомная подводная лодка «Комсомолец» находилась в подводном положение на глубине более 350 метров.
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
Сработала автоматическая защита атомного реактора, заглушив его. Пожар потушить не удавалось, и в 11. Борьба за живучесть корабля продолжалась на поверхности. Первое сообщение о пожаре командир передал только в 11. Из-за неисправности антенны подлодки штаб его принял только с восьмого раза - спустя полчаса. Для изучения ситуации на место был выслан военный турбовинтовой самолет Ил- 38, еще через полчаса был дан приказ идти на помощь ближайшему к месту аварии гражданскому судну - рыболовецкой плавбазе "Алексей Хлобыстов", находившейся от лодки на расстоянии около 60 километров.
Командир успокоил: ситуация находится под контролем. Еще через 20 минут, когда боевая рубка субмарины до половины скрылась в воде, командир сообщил, что готовит экипаж к эвакуации. Моряки начали сбрасывать спасательные плоты, но спустить удалось только один, да и тот перевернулся в штормовых волнах. Самолет сбросил свой спасательный контейнер, но его отнесло далеко от судна. Спасателям удалось поднять на борт с поверхности моря 30 живых и 16 погибших моряков.
Не дождались помощи и погибли от переохлаждения еще 16 членов экипажа. Причины и следствие …Мы выпили стоя, не чокаясь. А они прыгали в море, где вода всего-то 4 градуса, в легкой одежде без спасжилетов и гидрокостюмов - не думали, что лодка затонет так быстро, надеялись, что помощь придет вовремя... Мне говорили, что, когда их подняли на "Хлобыстов", женщины из обслуживающего персонала своими телами согревали бесчувственных замерших мужиков. Этот действенный способ немцы применяли во время войны, спасая в Арктике жизни вытащенных из воды своих моряков и летчиков.
А о том, что на этой плавбазе еще трое ребят - уже отогретые и накормленные - умерли, в СМИ еще не писали? Их напоили-накормили, они даже ходить начали. Потом попросились на палубу покурить. Затянулись и… все. Одни говорят, что нельзя было курить после переохлаждения, другие - в организме уже начались необратимые явления...
О том, мог ли экипаж спасти лодку, Толя высказался так: - На "Комсомольце" находился сменный экипаж, основной был в отпуске.
Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения.
В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.
Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной Мурманская область на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный.
В результате инцидента погибли девять человек. АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию Фото: Wikipedia Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено , зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота». В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал , что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги». Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов. К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института , представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море.
Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом ОЯТ и морской средой. Все для людей Как напоминает The Barents Observer — норвежское издание, заблокированное в феврале 2019 года Роскомнадзором «за пропаганду самоубийства» из-за материала про саамского гея Дэна Эрикссона — в двух реакторах К-159 находится ядерное топливо из двуокиси урана с алюминиевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали, что при уровне обогащения примерно в 20 процентов позволяет оценить общую массу находящегося на морском дне радиоактивного изотопа уран-235 в 50-60 килограммов. Материалы по теме: 5 июля 2019 Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали , что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря». В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости , что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены.
В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров. Стоимость работ по извлечению К-27 Захарчев оценил в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов». Для сравнения, подъем К-141 «Курск» во второй половине 2001 года обошелся всего в 100 миллионов долларов.
Но полностью погасить пламя не удалось. В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход. Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их. Винты замерли, лодка повисла в толще воды.
До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль обладал достаточно низкой живучестью. Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось. Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает. Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса. Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом еще никто не догадывался.
Борьба за живучесть 11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление. Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через поврежденную магистраль в кормовом отсеке раскаленный воздух попал в бортовые уравнительные цистерны. Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что еще больше осложнило ситуацию. Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления.
Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты.
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад
Уровень радиации в районе атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море в 1989 году, превысил допустимый в 100 тысяч раз. Они традиционно проводятся в день гибели АПЛ «Комсомолец», которая потерпела аварию и затонула в Норвежском море в 1989 году. рассказал командир отделения электриков 6 отсека подлодки «Ярославский комсомолец» в 1973-74 гг. Александр Лисин. Предварительное исследование показало, что уровень радиации в районе затонувшей советской подлодки «Комсомолец» в Норвежском море превышен в 100 000 раз. Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей. Название «Комсомолец» подводная лодка получила в феврале 1989 года, перед походом, ставшим для неё роковым.