Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

Результат поиска

В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме paterfamilias входили: его жена, in manu mariti, то есть подчиненная мужней власти, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alien iuris полной правоспособности не имеет см. Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis, и т. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата.

Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов, и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.

Слайд 4 Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных.

Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Слайд 5 Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства.

Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris.

Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Затем к этому поло- жению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права. Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римс- кого наследственного права, когда принцип свободы заве- щаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками институ- та семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнати- ческое же родство еще не дает права наследования по за- кону.

Наследование по преторскому праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, нача- лись еще в республиканский период "преторское" насле- дование упоминается в сочинениях Цицерона и заверши- лись в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Пре- тор создал особый интердикт - interdictum quorum bono- rum для ввода во владение наследственным имуществом.

Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые не- редко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia - в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев на- селения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладате- лем наследственного имущества, кровною или иною личною связью.

Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось вымо- рочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следова- тельно, могло быть присвоено любым лицом. Для устране- ния этой последней возможности претор стал давать в та- ких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику, то есть допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum пп. В этом случае претор действовал уже iuris civilis supplendi gratia - в целях восполнения цивиль- ного права. Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор признал несоответствующим новым жизненным усло- виям сложив- шееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т.

В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis comgendi gratia - в целях исправления цивильного права, утверж- дая таким образом когнатическую кровную связь в качест- ве основы наследования по закону. На первых порах претор предоставлял bonorum posses- sio после исследования в каждом отдельном случае обсто- ятельств дела causae cognitio и вынесения личного ре- шения decretum , вследствие чего полученная таким об- разом bonorum possessio называлась bonorum possessio decretalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bono- rum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже ус- тойчивым институтом римского права.

В то же время, отказывая цивильному наследнику в ис- ках для получения наследства, претор оставлял за та- ким лицом одно лишь имя heres. Так наряду с цивиль- ной системой наследования сложилась мало-помалу пре- торская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы. Существен- ное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были под- ведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже. Императорское законодательство до Юстиниана.

Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования. Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 543 г. Глава 19 78.

Понятие и формы завещания 239. Определение завещания. Ульпиан так определял завещание: Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat D. Это определение неточно, в нем нет ука- зания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio, назначение наследника, т.

Между тем без такого назначения нет и завещания. Первона- чально требовалось назначение в торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo. Толь- ко с 339 г. Для того, чтобы завещание произвело юридический результат, на кото- рый оно направлено, необходимо было, чтобы а оно было совершено в установленной форме; б лицом, об- ладающим так называемой активной завещательной пра- воспособностью testa-menti factio activa ; в с назначением наследником лица, об- ладавшего пассивной завещательной правоспособностью testamenti factio passiva , п.

Надо было также, чтобы надлежащим образом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти заве- щателя пораженным одним из обстоятельств, которые могли лишить его силы. Формы завещания. По сви- детельству Гая 2. Та и другая форма была выражением воли наследодателя перед римс- ким народом.

Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же, как и условия, в которых они совершались, были различны. Завещатель устно выражал свою волю, т. В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью. Но в древнейшие времена это было, разу- меется, не так.

Однако, в литературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis. В то время как одни ученые Зом, Шулин усматривают в этом завещании не что иное, как arrogatio, то есть введение постороннего лица в семью для сообщения ему прав нас- ледника по закону, другие Жирар, Покровский считают testamentum comitiis calatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением от порядка нас- ледования по закону, для санкции которого и требовалось согласие народа. Народ мог и отвергнуть rogatio насле- додателя и, вероятно, отвергал ее, когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрени- ям. Многие историки римского права Иеринг, Зом, Мит-тейс полагают, что это право сохранялось за народ- ным собранием еще во время издания законов XII таблиц.

Однако римские юристы усматривали в словах законов XII таблиц "uti legassit super pecunia tutelave suae rei, ita ius esto" признание свободы завещательных рас- поряжений. Помпоний говорил, что эти слова облекли за- вещателя "широчайшей властью". Поэтому и некоторые ис- торики римского права Жирар считают, что уже в эпоху законов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичным заявлением частной воли. Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало в более позднее время.

Обе древнейшие формы завещания представляли ряд недостатков: а обе формы неизбежно влекли за собою гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала ин- тересам завещателя; б testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т. Практика нашла способ удовлетворить соот- ветствующие интересы, использовав здесь, как и в ря- де других случаев, mancipatio. Testamentum per man- cipationem или testamentum per aes et libram заклю- чалось в том, что завещатель передавал посредством mancipatio все свое имущество доверенному лицу, famili- ae emptor1, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток ме- талла, в присутствии пяти свидетелей и libripens, fami- liae emptor произносил формулу mancipatio, приспособ- ленную для данного случая: Familiam pecuniamque tuam endo mandatela tua custo- delaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta Гай.

После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к сви- детелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании: "Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mi- hi perhibitote". Устные распоряжения завещателя составляли nuncupa- tio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юри- дическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum faci-et mancipiumque uti lin- gua nuncupassit ita ius esto. Эта форма завещания могла быть, разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания, она делала его гласным.

Один не- достаток оставался однако общим для обеих разновид- ностей завещания: familiae emptor становился облада- телем всего имущества завещателя, после смерти кото- рого он ставился в положение наследника, heredis lo- co. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных на него nuncupatio, санкцио- нировалось не од- 1 Передача имущества посредством mancipatio подвластному сыну была невозможна, ибо сделка paterfamilias с подвластным не имела бы юри- дической силы. Но все же familiae emptor был неизбежным юридическим сре- достением между завещателем и теми, в чью пользу заве- щатель желал сделать распоряжение.

БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ

  • агнатическое и когнатическое родство в римском праве
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
  • БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ - Студенческий научный форум
  • Общее·количество·просмотров·страницы

Римское право

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Особенности этого вида родства. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки.

Агнатическое и когнатическое родство

Способы замены лиц в обязательстве по римскому праву: переход обязательства по наследству цессия перевод долга Цессия - это прямая уступка права требования и замена в обязательстве кредитора при его жизни другим лицом, которая оформлялась в виде договора поручения. Для передачи права требования другому лицу кредитор должен был назначить то лицо, которому он желал уступить свое право, своим представителем в процессе с оговоркой, что этот представитель может оставить все полученное по иску за собой и при этом кредитор, передав свои права требования третьему лицу, уведомлял об этом должника, который с этого момента был обязан платить долг новому кредитору. Для осуществления цессии использовалось процессуальное пред Залог в римском праве Залог в римском праве — это право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Формы залога в римском праве - фидуция, пигнус, ипотека, антихрезис, перезалог, залог обязательств и залог сервитутов.

В случае исполнения должником обязательства выдавался иск о возврате вещи actio fiduciae. Стороны фидуции могли в договоре ставить условия pactum vendendo - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга продать заложенную вещь и из вырученной суммы погасить долг и lex commissoria - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга оставить заложенную вещь у себя, при этом кредитор мог пользоваться этой вещью только в целях залога. Способы обеспечения обязательств в римском праве - задаток, неустойка, поручительство и залог.

Подписаться Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство 8 июля 2020 294 прочитали Римское право является базисом для современной цивилистики. Именно во времена Римской Империи зародились и были сформированы основные принципы, которые легли в основу законодательства многих стран. Домовладыка Рассмотрим подробно власть отца семейства - домовладыки. Им могло быть либо лицо, не имеющее живого прямого предка по мужской восходящей линии, либо эманципированное лицо, иными словами, вышедшее из-под власти своего pater familias. Власть составляли следующие элементы: власть на детьми и их детьми, в том случае, если они уже состояли в браке; власть над рабами, вещами, животными и прочим имуществом семьи.

При ситуации, когда pater familias умирал или утрачивал свою правоспособность, то его семья распадалась, а на её месте образовывались новые семьи. Что же это значит?

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.

Таким способом устраня- лась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманци-пированных детей, облада- телей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т. В то же время призвание к наследованию эманципиро- ванных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципиро- ванные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта вклю- чил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipate liberis, в силу которого эманципиро-ванный сын обязан был разде- лить свою наследственную долю пополам со своими детьми. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадле- жавших в первому разряду, а также в случаях, когда ник- то из этих лиц не испросил bonorum possessio в установ- ленный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, до- пускало successio ordinum.

Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей. Unde vir et uxor.

Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т. Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери.

Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г. Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве. По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою.

Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права. При введенной Юстинианом системе это озна- чало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умер- шим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

При отсутствии каких бы то ни было наследников, иму- щество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т. Глава 21 85. Развитие ограничений свободы завещательных распоряжений 256. Понятие необходимого наследования. Свобода завеща- тельных распоряжений может столкнуться с интересами семьи насле-додателя; может придти в противоречие с воззрениями господствующего класса на социально це- лесообразное назначение имуществ после смерти их обладателей. Отсюда - мысль об ограничении свободы завещаний, практическим выражением которой служит институт необходимого наследования.

Признав уже в древнейшее время принцип свободы завещания, римское право в то же время создало и институт необ- ходимого наследования. Ограничения свободы завещательных распоряжений в древнейшем римском праве. Древнейшее ограничение свободы завещательных распо- ряжений заключалось в том, что sui heredes, которые, как уже сказано, и при жизни paterfamilias признава- лись как бы общими с ним собственниками его имущества, должны были быть или назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Наследодатель дол- жен был их aut instituere aut exheredare. Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Filius familiae должен был быть исключен nominatim: Titius filius meus exheres esto. Остальные - дочери, внуки - могли быть исключены и общей фразой - inter ceteros Гай.

Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, пол- ностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, то есть умолчание, касалось filius fami- liae. Оно было недействительно отчасти, если praeteri- tio была допущена в отношении кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю pars virilis , если назначенный наслед- ник также принадлежал к числу sui, и половину наследс- тва, если наследником было назначено постороннее лицо. Ограничения по преторскому праву. Преторский эдикт расширил это ограничение; по преторскому праву прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципиро- ванных, причем для всех liberi мужского пола должна бы- ла делаться nominatim, для женщин допускалось exhereda- tio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере своих законных до- лей. Однако те, которые были эксгередированы при prae- teritio других, оставались эксгередированными.

По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и insti-tutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были экс- гередироваться nominatim. Обязательная доля. Соблюдение изложенных правил не давало, однако, га- рантий интересов наследников по закону в смысле по- лучения какой-либо доли в наследстве. Поэтому, в конце республики, когда устои семьи значительно ос- лабли, сделаны были первые шаги в этом направлении. Центумвиральный суд, рассматривавший споры о наследствах, может быть под влиянием греческой практики, стал считать завещания, в которых ближайшие родственники устранялись от наследо- вании, хотя бы и путем формально правильной exhereda- tio, составленными в не совсем здравом уме и, следова- тельно, не имеющими силы. Такое завещание признавалось нарушающим естественные родственные обязанности и назы- валось inofficiosum.

Римская семья. Агнаты и когнаты

"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.

В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены. Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне. Отдельные члены семьи, по выражению И. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias». Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu. В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов. Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью. Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него. Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое: - или возвращалось жене в полном объеме в случае наличия между супругами особого соглашения — cautio rei uxoriae ; - или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене.

Основаниями для прекращения брака выступали: 1 смерть одного из супругов; 2 исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака; 3 развод. Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось: - попадание одного из супругов в рабство; - утрата гражданства одним из супругов; - вновь возникшее родство например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя. Развод div o rtium мог быть двух видов: 1 по соглашению сторон - происходил, если запрашивался обоими супругами; 2 односторонний ex iusta causa - мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака. К законным причинам развода при императоре Константине относились: - для женщины — если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем; - для мужчины — если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей. В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько: - муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления; - жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину сожительницу ; Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон divortium ex bona gratia. Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака. В римском праве существовал институт конкубината.

Для того, чтобы стать правозначимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Слайд 4 Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой divortium получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu.

Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа cum manu. Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах. Таким образом, можно выделить три формы брака: 1. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти. Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия 4 г. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна auctoritas tutoris , после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества позднее сословиям , либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия 445 г.

Римская семья. Агнаты и когнаты

"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. агнатическое и когнатическое родство в римском праве. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По.

24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16.

Римское право

Общая характеристика римского семейного права - Римское частное право (2013) ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
- zavtrasessiya Ресурсы и информация. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь).

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

Особенности этого вида родства. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий