Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку.
Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
Группа художников, состоявшая преимущественно из графиков, ставивших целью разработку определенных стилистических задач в области акварели и рисунка; названа по первоначальному числу участников. «Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. В творческих поисках художники группы «Тринадцать» опирались на постимпрессионизм и фовизм. темпового рисунка, живописного городского пейзажа и сценок повседневной жизни.
Выставка Группа «13». В переулках эпохи
Многие из художников «13-ти» были литературно одарены: дивные мемуары оставил Милашевский, дивные дневники — Маврина. В 1994 году в Нижнетагильском отделении Союза художников России по инициативе молодого живописца Сергея Костылева, при поддержке председателя правления СХ Анатолия Глебовича Неверова появилась на свет группа «13». В мире художников группы «13», смятом переломными историческими событиями, ответом, подспорьем и вдохновением стало искусство французских модернистов — от Анри Тулуз-Лотрека до Пьера Боннара и Рауля Дюфи — и живая линия старых европейских мастеров. Художественные кружки, группировки, объединения -- "Группа 13" - художественное объединение $2: rubbk.
Группа «13». Как в России выставляют картины художников, гонимых в СССР
рассказала Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. Оригинал взят у red_balls в Пушкиниана художников группы Тринадцать У жителей Санкт-Петербурга (а также гостей города на Неве) есть хорошая возможность посмотреть на живые рисунки Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина. В мире художников группы «13», смятом переломными историческими событиями, ответом, подспорьем и вдохновением стало искусство французских модернистов — от Анри Тулуз-Лотрека до Пьера Боннара и Рауля Дюфи — и живая линия старых европейских мастеров. Фотовыставка об участниках художественной группы «13», снимавших жизнь москвичей 1930-х годов, представит Музей русского импрессионизма и Парк Горького. Выставка "Группа "13". В переулках эпохи". Москва, музей русского импрессионизма. Сегодня работы основных участников группы «Тринадцать» — Владимира Милашевского, Даниила Дарана, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой, Александра Древина и других — пользуются большой популярностью у коллекционеров.
В Музеоне открылась фотовыставка «Группа "13". В переулках эпохи»
С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». В мире художников группы «13», смятом переломными историческими событиями, ответом, подспорьем и вдохновением стало искусство французских модернистов — от Анри Тулуз-Лотрека до Пьера Боннара и Рауля Дюфи — и живая линия старых европейских мастеров. Группа «13» пережила много ужасного, но радует, что все-таки они смогли получить свои месяцы славы.
В Музее русского импрессионизма открылась новая выставка
Впрочем, Кузьмину все равно приходилось нелегко. Он вспоминал о работе над книгой: «Директор издательства был большой шутник. Он сказал мне: «Знаете, в Париже молодые художники сами оплачивают расходы по изданию своей первой книги. А мы вам еще платим! Чтобы продолжать работу над «Онегиным», я стал таскать книжки из своей библиотеки в букинистическую лавку. Затем пришла очередь книг по искусству. Моя небольшая библиотека очень поредела. Мне до сих пор жалко именной экземпляр «Современной русской графики».
Жалко из-за воспоминаний. Я выписал его по фронтовому адресу и получил на Рижском фронте весной 1917 года. Раскрыв книгу, я нашел там в статье Радлова и свою фамилию. Это был первый критический отзыв обо мне». Другим — как, например, Антонине Софроновой — повезло еще меньше. Коллекционер Михаил Сеславинский, председатель Национального союза библиофилов, в статье для каталога рассказывает о несчастливой судьбе иллюстраций к роману Анатоля Франса «Восстание ангелов». Если кратко, после долгих и мучительных переговоров работы художницы были отвергнуты: оставили лишь обложку, а сам текст оформили иллюстрациями французского автора.
И этот отпечаток в их работах — не грубые следы безжалостного века, а отражение жизней множества людей: самих авторов, их близких, обычных прохожих.
Даниил Даран «Коммерсант» в своем материале про группу рассказывал о судьбе художников. Александра Древина Древиньша расстреляли в 1938 году «за контрреволюционную деятельность», его ученика Романа Семашкевича — годом ранее и по той же статье. Писателя Юрия Юркуна, который выставлялся вместе с «13» в статусе любителя, казнили в 1938 году. Художника Валентина Юстицкого арестовали в 1937 году, а потом отправили на десять лет в лагеря. Он умер вскоре после освобождения. Часть участников «13» погибли во время Великой Отечественной войны, но многие все-таки смогли дожить до старости. Им приходилось менять стиль работы. Роман Семашкевич «Надежда Кашина, участвовавшая лишь в первой выставке «13-ти», дважды съездила в творческие командировки в Узбекистан и решила остаться там навсегда — ей потом крепко досталось, ее как следует «прорабатывали», так что в 1940-е и 1950-е она погонными метрами гнала холсты про хлеборобов и хлопководов в стиле триумфального ликования, но в годы оттепели оттаяла и вернулась к тому мелодичному фовизму, за какой ее и позвали в «13», - рассказывает «Коммерсант». История каждого участника группы уникальная, что и показано в музее.
Современное видение Фото «Ведомости» Выставка в Музее русского импрессионизма открылась в феврале и продлится до 2 июня. Была проделана большая работа — акцент сделан не только на первых годах группы, но и на развитии каждого автора после её вынужденного распада. Можно посмотреть, как «13» существовали после своего принудительного закрытия. Короткий видеообзор выставки вы можете увидеть ниже. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах — книжной графике, живописи, литературе. Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому.
Общество трезвости. Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. Государственный музей истории российской литературы им.
Татьяна Маврина. Бумага, акварель.
В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Музей не реконструирует выставки объединения, а воссоздаст художественную лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» — созвучный скоростям нового времени быстрый рисунок с натуры, выполненный зачастую спичкой, без подготовки и последующей доработки.
Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов. Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок.
На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет.
5 причин посетить выставку «Группа «13». В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма
С фотопроектом можно ознакомиться на Крымской набережной с 1 по 30 апреля. Главной темой работ группы «13», получившей название по количеству участников первой выставки, была повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями, многолюдные площади и ипподромы, водные станции и пляжи. Героем картин становился и Парк Горького. Стараясь передать скорость нового времени, художники зачастую делали быстрые зарисовки спичкой.
Провели две выставки, первую и третью вторая не состоялась из-за внутренних разногласий, но к ней был напечатан каталог с манифестом. Первая, «выставка рисунков» 1929 года, прошла с успехом: критика хвалила, многое закупило то самое Главискусство. Третью, «выставку картин» 1931 года, разгромили как «вылазку буржуазных художников». Первый успех, особенно у беспартийной критики и музейных хранителей, был связан с тем, что в «13-ти» увидели московскую альтернативу доминировавшей тогда ленинградской школе графики: этаких бодлеровских «художников современной жизни», очерчивающих ее ускользающие контуры линией, что воспитана в музее — и классического, и новейшего искусства, и в Эрмитаже, и в ГМНЗИ. К первому выступлению подготовились тактически грамотно: Милашевский, вхожий в самые изысканные интеллектуальные круги Ленинграда, завсегдатай кузминских чаепитий, привлек членов тройственного семейства Михаила Кузмина — гениальных самоучек Юркуна и Гильдебрандт-Арбенину; к художникам, чья юность осталась в Серебряном веке, добавили вхутемасовской молодежи — однокашников и младших товарищей Татьяны Мавриной, жены Николая Кузьмина и первой кисти «13-ти». Накануне второй, несостоявшейся выставки вхутемасовская молодежь взбунтовалась — случился раскол.
Тогда третью, картинную, решили усилить за счет старой гвардии — пригласили героев довоенного авангарда: Древина, Удальцову, Антонину Софронову, из Америки прислал работы сам «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. На третью выставку позвали Луначарского — тот, видимо, вспомнив дореволюционную молодость, когда был поклонником парижской школы, то есть по вкусам вполне совпадал с «чертовой дюжиной», одобрил и даже рекомендовал музеям приобрести кое-какие работы. Ну, конечно, идеалисты. Вечно твердившие о времени, о пластическом языке, адекватном настоящему времени, о том, что поймают ритм и цвет времени, прямо по заветам Стендаля, они — со своими городскими сценками, «нюшками» и высококультурным ретроспективизмом в иллюстрации к классике, со своим поздним фовизмом и западничеством — совершенно не чувствовали духа времени советского социалистического строительства. Точнее — духоты, наступающей со всех сторон. Опереться на Древина и Бурлюка, заручиться поддержкой Луначарского — в 1931 году экс-нарком был не у дел и травлю в печати остановить не мог.
Тема выставки — грани жизни московской группы «13», которая существовала всего три года 1929—1931 , но оставила большое и оригинальное наследие. Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. Друзья решили поэтически переосмыслить саму идею городского скетча, придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров, фовизма и постимпрессионизма. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.
Стараясь передать скорость нового времени, художники зачастую делали быстрые зарисовки спичкой. В рисунках с натуры они перерабатывали приемы старых мастеров и европейских модернистов. Посетители липовой аллеи на Крымской набережной узнают, какую роль в жизни объединения сыграла главная газета железнодорожников «Гудок» и как стиль советских художников связан с творчеством Винсента Ван Гога и Эдгара Дега. Репродукции работ и архивные фото познакомят с основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками Юрием Юркуном и Ольгой Гильдебрандт-Арбениной.
Выставка "ГРУППА «13». В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ"
Группа «13» — странный ребенок межвоенного времени. Ее участников считали то ли студенческой группировкой, то ли маргиналами от искусства, то ли основоположниками нового стиля, ставшего одним из ведущих в книжной и журнальной иллюстрации. Изначально названная по числу состоявших в ней художников, она несколько раз меняла свой состав, поэтому искусствоведы причисляют к ней, в общей сложности, двадцати одного художника, в разное время встававших под ее знамена. Существование Группы «13» как художественного объединения было почти мимолетным — с 1927 по 1931. За это время состоялось всего 2 выставки, которые, однако, получили широкий резонанс и мгновенное признание. Стремительным взлетом и быстрым исчезновением Группа «13» лишь доказала истинность одного из своих основных творческих мотивов — бег времени, скорость жизни и желание художника быть адекватным современности, дышать с ней одним воздухом, рисовать «в темпе натуры».
Уверенное намерение идти в шаг с жизнью виден и в художественной манере — свобода и гибкость каждой линии: свободна каждая «Обнаженная», свободны «Пушкин и декабристы», свободен «Всадник», скачущий по чистому листу. Сначала в группу входили преимущественно графики, но позже естественным образом влились и живописцы.
Расторгуев, Б. Рыбченков, В. Юстицкий, Ю. Членами организационного комитета первой выставки были Милашевский, Кузмин и Даран — впоследствии известные мастера станковой графики и книжной иллюстрации. Всего прошли две выставки группы — в 1929 и 1931 годах.
Выставка, запланированная на 1930 год не состоялась, хотя ее каталог вышел в свет, как и каталоги двух других выставок. В общей сложности в них названы имена двадцати одного художника. В дополнение к вышеперечисленным, более известным мастерам и не очень, фигурируют фамилии Д. Бурлюк, А. Древин, С.
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма Выставка «Группа "13".
Предпочтения их навсегда были смещены к сиюминутности происходящего: каждое мгновение обладает ценностью, в каждом человеке и в любом пейзаже заключена своеобычная, достойная запечатления красота. А мы видим на рисунках «13» визуальные объекты, выделенные солнечным светом, но не застывшие, как на фотографии, а продолжающие двигаться и меняться вместе с изменением интенсивности солнечного света и с течением времени. Художник фиксирует не столько внешнюю форму, сколько внутреннюю суть, которая подвержена метаморфозам. Отсюда желание ускорить создание рисунка: чем меньше времени на размышление, тем больше шансов приблизиться к истинной реальности.
Чем дольше художник работает над картиной, тем дальше он от истины. Ей свойственно прятаться, и искать ее надо в неочевидных местах — не на площадях, а в переулках: слово, вынесенное в название выставки. Миссия группы «13» — показать не фрагменты времени, а само время. Выставка рассказывает о московской группе «13», которая существовала всего три года 1929—1931 Источник: предоставлено Музеем русского импрессионизма Вслед за импрессионистами они выходят из мастерской на улицу, но вместо холста — лист бумаги, а вместо кисти — карандаш, что делает участников «Тринадцати» еще более подвижными и всепроникающими.
Техника темпового рисунка требует постоянного совершенствования этого навыка, отсюда такое множество работ, которые, как кадры из кинофильма, совмещаются друг с другом и складываются в единую картину.
«Стиль тринадцати» — в чем его уникальность?
- Графика художественной группы "13", которая поможет дождаться настоящих теплых дней
- В Музее русского импрессионизма открылась новая выставка
- Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов - DELARTE Magazine
- Почему советских интеллектуалов из группы «Тринадцать» так любят коллекционеры?
- Тринадцать (13) - советская графическая художественная группа (1928-1932)
Навигация по записям
- Выставка "ГРУППА «13». В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ"
- Выставка Группа «13». В переулках эпохи, Москва – Афиша-Музеи
- рефлексия: группа «13» как хорошая примета
- Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»