Экономика СССР В 1953-1964 экономический курс Маленкова. Экономическая политика Хрущева и Маленкова.
1 Экономическая программа Маленкова Г В Маленков В
Правительство Маленкова взяло курс на переориентацию экономики на удовлетворение нужд населения, реформу сложившегося хозяйственного механизма и практики планирования. В этот период стоит вспомнить экономический курс Маленкова, который имел свой путь восстановления экономики СССР после сталинского правления. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе. экономических преобразований В августе 1953 г. с такой программой выступил Г.М. В начале 50-х гг. перед экономикой СССР стояли серьезные проблемы. курсы, лекции, тесты, материалы для учителей за 2024 год. Экономика СССР В 1953-1964 экономический курс Маленкова. Экономическая политика Хрущева и Маленкова.
В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля
365 дней ТВ представляет | Семь дней истории | Выпуск № 400Новый курс Маленкова#365днейТВ #История #СемьДнейИстории #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодписы. Выступление маленкова с новой экономической программой в каком году. В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия — любой ценой». 1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики.
Экономический курс Г.М. Маленкова
Георгий Максимилианович Маленков 1988. Георгий Максимилианович Маленков фото. Берия Маленков Хрущев таблица. Реформы Берия и Маленкова. Маленков внешняя политика таблица. Маленков политика после Сталина. Маленков и Хрущев таблица. Маленков 1953. Маленков правление. Должность Маленкова в 1953.
В августе 1953 г. Экономические преобразования Маленкова. Реформы Маленкова в сельском хозяйстве. Реформы Маленкова таблица. Маленков председатель совета министров СССР. Георгий Маленков. Георгий Маленков 1988. Реформы Берии таблица. Политика Маленкова и Хрущева.
План Хрущева. Дискуссии о сельском хозяйстве Маленков. Маленков г м СССР. Георгий Маленков правление. М Маленков годы. Георгий Максимилианович Маленков 1953-1954. МЭИ Маленков. Подпись Маленкова. Маленков годы правления 1953-1955.
Маленков 1954. Маленков, н. Хрущёв, н. Булганин, к. Маленков Георгий Максимилианович родители. Маленков 1988. Август 1953. Георгий Маленков дети.
В 1957 г. Это укрепило регионы, но в то же время привело к появлению «местничества. В 50 -е гг в строй было введено 8 тыс. Нефтяные промыслы в Башкирии. Производство электроэнергии выросло в 3 раза, стали-в 5 раз, угля-в 3, 5, нефти-в 7, 6 раза. В ведущих отраслях экономики ручной труд был вытеснен машинным. Численность город- ского населения превысила численность жителей села. Были созданы условия для повышения образовательного и профессионального уровня работников. Научно-техническая революция. Гагарин перед стартом. В 50 -е гг. Бурно развивалась фундаментальная наука и передовые отрасли промышленности. К сожалению прогресс затронул лишь отрасли связанные с ВПК и освоением космоса.
Хрущев На осеннем пленуме ЦК 1953 г. Маленков предложил повысить закупочные цены на аграрную продукцию, чтобы сельское хозяйство получило дополнительное финансирование. По мнению же Н. Хрущева, отставание сельского хозяйства СССР заключалось больше не в дефиците капитальных вложений в этот сектор, а в неудовлетворительном состоянии управления колхозами и совхозами. Другим фактором, сдерживавшим рост советской экономики, как признал Н. Хрущев, было отставание в научно-техническом прогрессе здесь Н. Хрущев получил научную поддержку у известного ученого-экономиста А. Концептуальная идея научно-технического отставания, озвученная Н. Хрущевым, нашла поддержку у крупного советского теоретика марксистской политической экономии А. Как объяснял А. Румянцев, в советской экономике не мог работать закон потери стоимости оборудования из-за его морального старения, так как в СССР не было рыночной конкуренции, поэтому советские пред-приятия могли долго применять устаревшую технику. В этой связи Е. Либерман предлагал расширить хозрасчетные отношения в советской экономике. Валандер поднял вопрос о необходимости тотального введения методов математической статистики в планирование не только на общегосударственном уровне, но и на уровне предприятий. В связи с поднятыми А. Румянцевым и другими экономистами вопросами теоретических основ нового планирования в народном хозяйстве профессор Л. Канторович позже, в 1975 г. Нобеля по экономике заявил о необходимости применения методологической идеи редкости ресурсов при создании планов распределения ресурсов в экономике. Эта идея Канторовича оказалась очень смелой для своего времени, так как бросала вызов трудовой теории стоимости К. Маркса, критиковать которую считалось святотатством среди советских экономистов. В ответ Госплан категорически отверг идею Канторовича, назвав ее маржиналистской по своей сути. Канторович лишь четко сказал то, на что намекал А. Румянцев: надо положить в основу советского планирования оценки затрат капитала как главного критерия в выработке решений. В связи с озвученной установкой "догнать и перегнать Америку" Н. Хрущев мобилизовал достаточно мощный научный аппарат экономистов для сравнительного анализа возможностей социалистической и капиталистической экономик. Академии наук СССР было дано задание — разработать детально, по каким основным группам товаров и когда советская экономика может обогнать США, исходя из среднедушевого показателя выпуска. Быстро обнаружилось, что по макроэкономическим показателям Советский Союз просто не мог соревноваться с Западом, так как в СССР отсутствовала система национальных счетов, что и было официально объявлено для ЦК советскими экспертами. В 1958 г. НИИ при Госплане сделал достаточно неутешительный для Н. Хрущева вывод, что строить планы исходя из доктрины "догнать и перегнать Америку" непродуктивно, так как СССР и США обладают слишком разными структурами народных хозяйств и достаточно различаются по климатическим условиям. Специалист по истории военной экономики капиталистических стран А. Бечин в конце 1950-х гг. Из этого следовало, что и темпы роста капиталистической экономики тоже стали непрогнозируемыми, а это означало, что строить планирование развития советской экономики, ориентируясь на западные показатели, также бессмысленно. Когда популистская доктрина "догнать и перегнать Америку" только формировалась, то за ней скрывалась обеспокоенность советского политического руководства ситуацией в советской экономике, вызванной внутренними факторами развития. Еще в сентябре 1953 г.
Хрущева - обеспечить подъем сельского хозяйства путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию; - быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель экстенсивный путь развития сельского хозяйства. В 1954 началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. За первые пять лет было освоено 42 миллионов га. Повышены цены на сельхозпродукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села, отменен налог на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в 5 раз. В результате объемы сельхозпроизводства увеличились.
Маленков - забытый вождь СССР и его Перестройка в 50-х
Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. Экономические стимулы начинают вытесняться голым административным принуждением. В 1959 г. Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того, чтобы переходить в колхозы, они находили работу в районных центрах, городах. В этом же году, на декабрьском Пленуме ЦК КПСС, был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. Это означало по существу начало нового наступления на подсобные хозяйства.
По предложению выступившего на Пленуме секретаря ЦК Л. Брежнева было дано поручение государственным органам за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам аналогичные меры. Это было равносильно новому раскрестьяниванию селян, так как лишало их даже того немногого, что они сохраняли, - коров, овец, свиней. Результатом этих мер явился новый упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы в стране. Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. Площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое с 18 до 37 млн.
Результат же оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых.
Он предлагал списать долги колхозов и снизить налоги с них, обеспечить опережающий рост производства предметов потребления по сравнению с тяжелой промышленностью. В сентябре 1953 было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства. Однако большинству партийного руководства казалось, что эти изменения идут слишком далеко.
После того как закончилась война, люди продолжали восстанавливать свои угодья. По данным статистики, за пять лет численность сельхозпродуктов возросла в полтора раза. Граждане деревень перестали убегать в города, стабилизировалась урбанизация. Маленкова считали весьма популярным, крестьяне видели в нем настоящего лидера. Когда Хрущев начал уничтожать придомовые хозяйства, принуждать крестьян выращивать кукурузу, он потерял авторитет среди подчиненных. Когда военный конфликт закончился, сменились все управленческие системы. В министры было установлено набирать исключительно профессионалов. Количество чиновников немного выросло. Крупными экономическими секторами заведовали члены партии. Маленков слишком быстро принимал реформы, практически не взвешивая все за и против. Это привело к формированию разбалансировки в товарном обороте.
Хрущев выступал за расширение прав союзных республик восстановление национальной государственности болгарского, ингушского, калмыцкого, чеченского народов , взял курс на решение жилищной проблемы, ликвидировал отраслевые министерства и тем самым укрепил позиции региональной номенклатуры, делал ставку на партаппарат, но при этом расширил права Советов, расширил права местных партийных организаций. Сельскохозяйственная политика Н. Хрущева — обеспечить подъем сельского хозяйства путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию. В 1954 началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. За первые пять лет было освоено 42 миллионов га.
Эволюция советского экономического развития 1950–1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова
Георгий Маленков реформы. Маленков реформа сельского хозяйства. Экономическая реформа Маленкова. Маленков Георгий Максимилианович правление. Маленков Георгий Максимилианович и Сталин.
Маленков годы правления. Георгий Максимилианович Маленков образование. Маленков 1953—1955. Маленков экономика.
Экономическая политика Маленкова. Социальная политика Маленкова. Экономический план Маленкова. Развитие промышленности Маленкова.
Маленков экономический курс. Экономический курс Маленкова итоги. Маленков должность в 1953. Экономический курс Маленкова кратко.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х середине 1960-х гг. Экономический курс г. Новый курс г Маленкова. Рост Маленкова.
Маленков Георгий Максимилианович реформы. Маленков Георгий Максимилианович экономическая реформа. Маленков экономика 1953. Экономический курс Маленкова и Хрущева.
Маленков экономика СССР. Реформы г. Экономические программы Хрущев и Маленков таблица. Маленков социальная политика.
Диспропорции в экономике СССР. Развитие промышленности отказ от курса Маленкова. Курс Маленкова промышленность. Программа Маленкова.
Рычаги власти Сталина. Программа Маленкова после смерти Сталина. Инициатива Маленкова.
Закупка за границей товаров народного потребления оживила внутренний товарооборот, до одновременно резко ухудшила платежный баланс СССР.
Пассивное сальдо платежного баланса по расчетам с капиталистическими странами было покрыто в тот период за счет продажи золота и снижения ресурсов иностранной валюты. Впоследствии Хрущёв обвинял Маленкова в безответственной растрате валютных ресурсов. Маленков выступал как защитник интересов не только государственных чиновников, которым он секретными постановлениями Совета Министров СССР от 26 мая и 13 июня 1953 г. В нашем распоряжении имеются документы, свидетельствующие о стремлении Маленкова отступить от широко распространенных в советском обществе патерналистских представлений о роли государства в решении социальных проблем, точнее, о попытках освободить государственный бюджет от части социальных расходов, переложив их на плечи трудящихся.
Одна из таких попыток была предпринята в связи с разработкой нового пенсионного законодательства. Действовавшие до середины 1950-х годов правила пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в основном были установлены в 1928-1932 годах. Согласно этим правилам, заработок, из которого исчислялись пенсии основной массе пенсионеров, был ограничен установленным еще в 1932 г. Вследствие этого ежемесячные пенсии по старости по общим нормам обычно не превышали 15 рублей для работающих пенсионеров и 21 руб.
За период с 1947 по 1955 г. В результате пенсии руководящих и инженерно-технических работников достигали 300-500 рублей в месяц, а пенсии рабочих составляли 20-30 рублей61. При этом пенсионерам, продолжавшим работать, такие пенсии выплачивались сверх заработка в полном объеме. В назначении пенсий как обычных, так и льготных существовал чрезвычайный разнобой и по возрасту, и по стажу работы.
Кроме того, действовавшие правила назначения пенсий содержали множество положений и ограничений, которые нередко вообще лишали отдельные категории рабочих и служащих права на пенсию. Так, например, рабочим и служащим, не имевшим необходимого стажа, пенсии по старости не назначались. В условиях десталинизации эти ограничения, ущемлявшие права многих граждан, вызывали жалобы и недовольство. Кроме права на пенсию по старости, советские рабочие и служащие имели право на пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В СССР существовала особая классификация групп инвалидов. К I группе относились инвалиды, полностью утратившие трудоспособность и нуждавшиеся в постороннем уходе. Во II группу входили инвалиды, полностью утратившие способность к любому профессиональному труду, но не нуждавшиеся в постоянном уходе. К III группе причисляли инвалидов, не способных к систематическому труду по своей специальности в обычном рабочем режиме, но могущих выполнять какую-либо работу по другой профессии при определенных условиях, например, при сокращенном рабочем дне.
Инвалидами не признавались лица с незначительным понижением трудоспособности. Считалось, что в условиях отсутствия безработицы существует достаточно возможностей для использования в народном хозяйстве работников с частичной утратой трудоспособности. Не имели права на пенсию инвалиды с детства и граждане, ставшие инвалидами вследствие несчастных случаев или от общих заболеваний, если у них не было необходимого трудового стажа. Пенсии по случаю потери кормильца выплачивались нетрудоспособным членам семьи умершего, если они ранее находились на его иждивении.
Признак отсутствия достаточных средств к существованию не являлся необходимым условием для получения пенсии по случаю потери кормильца. Это имело принципиальное значение, так как за нетрудоспособными членами семьи, включая родителей в возрасте старше 60 лет мужчины и 55 лет женщины , если они были иждивенцами умершего, признавалось самостоятельное, безусловное субъективное право на пенсию, что освобождало их от необходимости обращаться за материальной помощью к другим членам семьи62. Обязательным условием для получения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца было наличие необходимого стажа работы у инвалида или умершего кормильца. Еще с дореволюционных времен в России существовали пенсии за выслугу лет, в СССР такие пенсии впервые стали выплачиваться с 1925 г.
В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. В число пенсионеров за выслугу лет входили также отдельные категории работников Главного управления гражданского воздушного флота, зоотехники и ветеринарные работники, творческие работники некоторых театрально-зрелищных учреждений. Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет.
По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 по 1955 г. Таблица 2 Численность и состав получателей государственных пенсий с 1953 по 1955 г. Действовавшее пенсионное законодательство усложнялось еще и тем, что, кроме системы пенсий по социальному страхованию для рабочих и служащих, существовал ряд других систем пенсионного обеспечения.
Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Перекресток ул. Мира и Льва Толстого. Здесь во время торжественного митинга зажгли первый газовый факел. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально… Развитие промышленности. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу».
Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства совнархозов , в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам Развитие промышленности. Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам. Главной причиной было то, что, система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной, а не определялось рыночной необходимостью. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики. Другой причиной свёртывания реформы было нежелание советской номенклатуры, усматривавшей растущую угрозу в децентрализации ввиду ограниченной независимости местных властей, терять своё господствующее положение в принятии экономических решений. Развитие сельского хозяйства.
Программа Развитие сельского хозяйства. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущёва — на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй — экстенсивным. Освоение целины — комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954—1965 гг. В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. Освоение целинных и залежных земель в 1954 году началось главным образом с создания совхозов.
Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Природные условия степей не принимались во внимание. Целинная эпопея изменила облик ряда приграничных с Развитие сельского хозяйства. Тысячи целинников награждены орденами и медалями, званиями Героя Социалистического Труда. Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось: в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962—1963 годах настоящей бедой стали пыльные бури. Первым результатом освоения целины стало резкое увеличение сельскохозяйственного производства: в 1954 году СССР собрал 85,5 млн тонн зерна в том числе на целине 27,1 млн тонн , а в 1960 году — уже 125 млн тонн в том числе на целине — 58,7 млн тонн [3]. Всего за годы освоения целины в Казахстане было произведено более 597,5 млн тонн зерна.
Спешка в проведении реформ привели к крупным неудачам и в осуществлении одной из наиболее радикальных сельскохозяйственных реформ Развитие сельского хозяйства. Спешка в проведении реформ привели к крупным неудачам и в осуществлении одной из наиболее радикальных сельскохозяйственных реформ Хрущева, начатой в 1958 году. Это ликвидации в стране государственных машинно-тракторных станций и передаче всей сельскохозяйственной техники колхозам. Начиная с 1959 года МТС прекратили существование, и всю эту технику должны были покупать колхозы. Минусы этой реформы заключались в том, что колхозы не могли обеспечить ремонт, правильное хранение, а также пользоваться техникой, из-за недостатка большого числа механизаторов, которые раньше работали в МТС, из-за чего потеряли просто-напросто огромное количество техники. Будучи с визитом в Развитие сельского хозяйства.
Хрущева начался с так называемой Рязанской катастрофы, когда обком обложил мясными налогами колхозы, совхозы, частные хозяйства и даже отделения милиции, чтобы выполнить план мясозаготовок. Она подтвердила полный крах сельского хозяйства области. Ларионов покончил жизнь самоубийством, застрелившись в своем кабинете. Рязанская катастрофа и ее последствия стали серьезным ударом по личному престижу Хрущева. Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов по его использованию удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны в те годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Государство из года в год увеличивало расходы на науку. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. Советские учёные внесли выдающийся вклад в развитие точных и естественных наук. Нобелевской премии были удостоены основоположник химической физики Н. Семёнов 1956 , физики-теоретики П. Черенков, И. Франк, И. Тамм 1958 , Л. Ландау 1962 , Н. Басов и А. Прохоров 1964. Основные научные разработки были связаны с интересами обеспечения обороноспособности страны. В эти годы были созданы первые дальние тяжёлые турбореактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Началось создание советского атомного подводного флота. Был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Успешно запущен самый мощный в мире синхрофазотрон. СССР выступал лидером в создании и прикладном использовании квантовых генераторов. Были созданы сверхмощные ракеты-носители, способные выводить большие объекты в открытый космос. Это позволило Советскому Союзу стать первой в мире страной, открывшей дорогу в космос Научно-техническая революция в Научно-техническая революция в СССР. Была «реабилитирована» кибернетика, объявленная при Сталине «буржуазной лженаукой», и начала, хотя и с большим опозданием, развиваться компьютерная техника и использование компьютеров в индустрии, науке и экономике. Его называют главным пропагандистом кибернетики в СССР в 1950-е гг. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства Социальное развитие. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек каждому четвёртому жителю СССР.
Экономический курс Г.М. Маленкова
В августе 1953 года с собственной программой экономических преобразований выступил Г. Однако Маленкова отстранили от дел, соответственно прекратили действовать, предложенные им реформы. Из выступления Н. Необходимо провести процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела»». Он выступил против культа личности Сталина, назвав его главным виновников всех бед в государстве. Указал на необходимость проведения реформ в тоталитарном государстве, сохранении основы социализма.
Прекращение сталинских репрессий, отмена ряда драконовских норм законодательства привели к падению производственной дисциплины и росту «текучести» рабочей силы. Работники осмеливались теперь открыто выражать недовольство традиционной практикой произвольного повышения норм выработки на предприятиях. Увеличился неудовлетворенный спрос населения на товары, жилье и т. В декабре 1956 г. Решать обострившиеся проблемы можно было либо постепенно, эмпирически нащупывая контуры нового хозяйственного механизма, либо радикально, двигаясь к принципиально иной экономической системе. Этот путь в итоге и выбрал Хрущев. В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи». Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства.
Но эффект реформы проявлялся до тех пор, пока новые органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития административной системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной. Таким образом, поскольку административно-командная система была сохранена, реформа лишь заменила недостатки отраслевой системы управления недостатками территориальной системы с ее отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, вновь разбухшим аппаратом управления. Вскрывшаяся недостаточность принимаемых мер заставила обратить внимание на выработку экономической стратегии. Поскольку умерщвленная в 1930 — начале 1950-х гг. Хрущев, в отличие от Маленкова, попытался опереться не только на обновленный им партийно-государственный аппарат, но и на массы. Это диктовалось как политическими соображениями стремлением к определенной независимости от аппарата , так и идеологическими.
Минфином был подготовлен проект докладной записки о налоговой политике в деревне, в ней был сделан вывод о возникновении диспропорции в сторону экономической неоправданности увеличения налогообложения крестьян. Доклад, в котором были изложены основные проблемы деревни, недостатки в аграрной политике, лёг в основу речи Маленкова на 5-й сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 года.
Его выступление носило новаторский характер. Он говорил о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, о повороте экономики лицом к человеку. Особое внимание он уделял обоснованию нового курса в аграрной политике. На сессии был принят новый закон о сельхозналоге, он был снижен более чем в 2 раза. Общая сумма снизилась с 9,5 млрд. Крестьянам разрешалось увеличить приусадебные участки в 5 раз, это дало хорошие результаты, село стало давать в 1,5 раза больше продуктов. Эффект от решений 1953 г. В СССР впервые за послевоенный период с 1953 по 1956 годы наблюдался прирост сельского населения, приостановилось бегство из деревни.
В эти годы крестьянство резко увеличило производительность сельскохозяйственного труда. Это был невиданный для России скачок сельскохозяйственного производства. Годовой денежный доход семьи из колхозной кассы составлял в 1946 году 105 рублей, а в 1953 - 845,2, в 1960 — 3763 рубля. В августе 1953 года на сессии Маленков предложил новый экономический курс, суть его сводилась к тому, что впервые за годы советской истории предусматривалось приоритетное развитие лёгкой и пищевой промышленности, производства товаров народного потребления. Были вдвое сокращены военные программы. Даже спустя десятилетия его политика в массовом сознании колхозников и рабочих сохраняла высокие оценки. Маленков предлагал переход к интенсификации аграрного производства на основе экономического стимулирования производителя и работу на освоенной территории, в то время как Хрущёв, изложив свою программу развития сельского хозяйства в сентябре 1953 года, ратовал за сохранение системы экстенсивного развития за счёт освоения новых земель. Планы Хрущёва, ставшего 1-м секретарём ЦК в сентябре, были более близки партийному аппарату, чем новации Маленкова.
Развитие промышленности. Отказ от курса Развитие промышленности. Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что в начале 1960-х гг. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика за 1950—1965 гг. Предприятия группы «Б» производство предметов потребления развивались значительно медленнее. Радикально изменился топливный баланс страны за счёт использования нефти и газа Развитие промышленности. Радикально изменился топливный баланс страны за счёт использования нефти и газа.
Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Перекресток ул. Мира и Льва Толстого. Здесь во время торжественного митинга зажгли первый газовый факел. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально… Развитие промышленности. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу». Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства совнархозов , в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств.
Весьма интересной представляется менее известная идея "революционного импульса", который в сочетании с революционными методами административного деления население был важным фактором роста советской экономики, но не на всем ее протяжении, а только в межвоенный период. Мы считаем, что ограниченность такого концептуального подхода заключается в том, что он дает объяснение развития экономики с точки зрения скорее исторической социологии, чем экономической истории. Загадку причин смены советской экономической политики в 1950-е гг. Он выделил три направления марксизма: "романтический марксизм", "технократический марксизм" и "радикальный марксизм". Только в рамках последнего и развивалась мобилизация.
Но и эта теория, акцентирующая внимание на противоречиях внутри самого марксистского движения, полностью не объясняет, почему советская элита отказалась от радикального курса после смерти Сталина. Еще один подход объясняет отказ от "радикального марксизма" к середине 1950-х гг. После этого в Кремле поняли, что со старой сталинской экономической политикой марксизм ожидает идеологическое поражение, так как люди в Советском Союзе жили хуже, чем на Западе. Но данный мотив для советской политической элиты мог бы работать в случае угрозы массовых протестных выступлений, которые очень трудно увидеть в СССР 1950-х гг. Говоря об импульсе, запустившем сталинскую модель экономики в конце 1920-х-начале 1930-х гг.
Черчилля о периоде "второй Тридцатилетней войны" 1914-1945. Согласно этому подходу, который укладывается в теорию мир-системного развития, между 1914 и 1945 гг. В рамки этого процесса органически вписывается и сталинская экономика как один из наиболее экстремальных вариантов огосударствления. Соответственно прекращение "второй Тридцатилетней войны" означало начало затухания импульса, вызвавшего сталинский экономический рост. Маленков vs Н.
Хрущев 1953—1955 гг. Если хрущевские и косыгинские экономические реформы известны достаточно хорошо, то Г. Маленков как реформатор советской экономики почти не известен даже специалистам. Это связано не только с тем, что "мы ленивы и нелюбопытны", но и с тем, что период, когда в руках Г. Маленкова была высшая власть, оказался очень коротким.
Председателем Совета министров Г. Маленков был менее двух лет, с марта 1953 до февраля 1955 г. В то же время остаточные следы курса Г. Маленкова прослеживаются и после того, как в 1955 г. Приблизительным рубежом, когда маленковский курс полностью сменяется политикой Н.
Хрущева, могут быть 1958-1959 гг. Маленков Хотя нет последовательного изложения концепции реформирования советской экономики, которая была у Г. Маленкова, ее можно реконструировать по практическим действиям правительства СССР в 1953-1955 гг. В ее основе лежали отказ от начатой при Сталине гонки вооружений и наращивание инвестиций в потребление наравне с повышением покупательской способности населения. Данная формула будет в 1970-1980-е гг.
Новый курс Маленкова связан с тем, что в 1950-е гг. Поэтому Г. Маленков предложил пойти на примирение с Западом ради внутренних реформ. Это спровоцировало рост оппозиции во главе с Н. Хрущевым, который в феврале 1955 г.
Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.
Новости. Экономика. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований. Главная страница» Новости» Экономический курс Г. Маленкова Экономический курс Г. Маленкова После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве страны разгорелись с новой силой. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия – любой ценой». Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия — любой ценой».