К моменту приезда Врангеля в Семипалатинск Достоевский жил уже не в казарме, а в частном доме (благодаря ходатайству адъютанта штаба генерал-инспектора по инженерной части в Омске подпоручика Константина Иванова, симпатизировавшего Достоевскому). Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Казначейская улица, на которой происходит большая часть сюжета «Преступления и наказания», — это место, где жил сам Достоевский. В здании, где прошло детство Достоевского, музей-квартира существовала с 1928 года. Стал типичным безликим двором с современной бьрусчаткой, где ничто не напоминает ни о Раскольникове, ни о Достоевском.
195 лет со дня рождения Достоевского: где проникнуться городом полусумасшедших
В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул... Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». Раскольников уже выходил на улицу.
Почему Достоевский хотел жить в Барнауле Барнаул тогда считался одним из ведущих городов Сибири. Это был экономически благополучный центр горнозаводской промышленности.
Горные инженеры в массе своей были людьми образованными, разбирающимися в литературе и других видах искусства. Здесь был любительский театр, хор, картинная галерея, публичная библиотека и первый в Сибири музей. Барнаул даже называли «сибирскими Афинами». Он был явно привлекательнее, чем Семипалатинск, где в то время газету выписывали только 10-15 человек, а других развлечений не было. Достоевский понимал, что в Сибири придется пробыть достаточно долго, если не всю жизнь, и пытался поселиться в развитом и интересном Барнауле.
Об этом он шесть раз писал Врангелю.
И писатель мог думать только о ней… Семипалатинская любовь приносит Достоевскому невыносимые душевные муки. Мария Исаева не свободна. С мужем-пропойцей и маленьким сыном она живет в страшной нищете. В итоге все препятствия остались позади. Достоевский стал офицером, обвенчался с любимой женщиной. Но вот ждало ли молодоженов семейное счастье?
Достоеведы отвечают на этот вопрос отрицательно. Мария Дмитриевна ревнует мужа к литературному труду, хотя этим он зарабатывает на жизнь… - Может, это в силу характера, а может, из-за болезни, - вздыхает Татьяна Титаева. Он пишет прошение об отставке по состоянию здоровья сразу, как поселяется в доме почтальона Лепухина. На ожидание ответа уходит два с половиной года! Ответ положительный. А это значит, что семипалатинская ссылка Достоевского закончилась… В музее Достоевского в Семее нет подлинных вещей, принадлежащих писателю. Все, что смогли, супруги продали и купили тарантас, на котором отправились в центральную часть России.
Остальное раздали знакомым. Квартира писателя обставлена мебелью конца XIX века. Какие-то экспонаты музей покупал у известных коллекционеров, что-то коренные семипалатинцы передавали любимому музею в дар. Музей Достоевского в Семее точно не холодный и чопорный. В нем часто шумно, звучат детские голоса и смех. Здесь не только занимаются научно-исследовательской работой, но и проводят концерты, устраивают литературные вечера.
В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы.
Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла.
В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп.
Дом №9/2: 85 млн
- Также по теме
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
- 👉 Музей-квартира Достоевского: история и фото.
- Ссылка Достоевского
Федор Михайлович Достоевский
Публичную казнь назначали на 3 января 1850 г. На Семёновском плацу Петропавловской крепости на приговоренных были надеты предсмертные рубахи, некоторым завязали глаза и привязали к столбу. В последний момент перед расстрелом осужденным зачитали указ о помиловании. Достоевский был лишен дворянства и получил 4 года каторги. Это событие стало во многом основополагающим для всей дальнейшей жизни Федора Михайловича. Перед отправкой на каторгу Достоевский успел написать письмо брату Михаилу, в котором делился самыми трагическими чувствами и прощался на долгое время. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее.
Я осознал это». После смерти императора Николая I осужденных, кроме Петрашевского, амнистировали и восстановили в гражданских правах. Дальнейшая череда трагических испытаний в жизни писателя — крах издательской деятельности братьев Достоевских, многочисленные долговые обязательства, скоропостижная смерть в 1864 г. К счастью, встреча с профессиональной стенографисткой А. Сниткиной изменила его жизнь. С 4 по 29 октября 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне текст романа «Игрок», сдает его в срок издателю, что помогает ему уйти от кабальных обязательств контракта, а 8 ноября делает ей предложение руки и сердца. Писатель нашел в жене, которая была младше его на 25 лет, преданного друга и помощника.
Она взяла на себя управление всеми финансовыми делами и помогла избавиться от долгов. Благодаря её заботе, последние 14 лет своей жизни Достоевский прожил по-человечески счастливо, окруженный любовью и вниманием близких. В этот период жизни Русса стала местом «физического и нравственного покоя» писателя в кругу семьи. Впервые семья Достоевских приехала в Старую Руссу в мае 1872 года. Они сняли дачу у местного священника Иоанна Румянцева.
Накануне "Российская газета" задала несколько вопросов заведующему Музеем-квартирой Павлу Фокину. Музей-квартира Достоевского на Божедомке - место уникальное. В 1928 году здесь был открыт первый в мире музей писателя. Спустя почти 100 лет, вы снова открываете двери - теперь после большого ремонта...
Павел Фокин: Столетие Достоевского Россия встречала в тревожных обстоятельствах Гражданской войны и разрухи. Пророчества автора "Бесов" сбывались воочию. Нам выпало встречать двухсотлетие Достоевского в не менее трудных обстоятельствах: пандемия ковида точно пришла к нам из горячечных снов Раскольникова. Мы, как и наши предшественники 100 лет назад, живем в реалиях мира Достоевского. Мы все - его герои. Зданию больше двухсот лет. Какой музей после ремонта: он про классика из позапрошлого века, про писателя, который предвидел будущее и остался нашим современником? Павел Фокин: Да, если говорить о ремонте. К счастью за два года мы получили в пользование все три этажа дома, в котором уже почти 100 лет располагается музей.
По сохранившимся рисункам и описаниям восстановили первоначальное внутреннее пространство.
Фото: «МК в Великом Новгороде» Федор Достоевский — большой человек в истории и культуре, часть своей жизни провел в Новгородской области. Он жил и работал здесь некоторое время. Новгородский историк Виктор Смирнов рассказал, в какой период жизни писатель приезжал в область и почему ему это было необходимо. Впервые Достоевский приехал в Старую Руссу в 1872 году. Писателю было 52 года, и он уже был достаточно знаменит.
Его произведения «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот» уже написаны. Они пользуются успехом и популярностью.
В его жизни были и успех, и череда многочисленных неудач, и долгий путь к семейному счастью и покою. Уже после издания первого романа «Бедные люди» о Фёдоре Михайловиче заговорили, как о безусловном таланте. В эти годы Достоевский знакомится с Михаилом Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где участники обсуждают свободу книгопечатания и отмену цензуры, губительность самодержавия, освобождение крестьян. В апреле 1849 года Петрашевский, Достоевский и несколько десятков участников кружка были арестованы по доносу.
На суде «Дело Петрашевского» рассматривалось как серьезный политический заговор. Всех арестованных посадили в одиночные камеры Петропавловской крепости. В ноябре того же года им было предъявлено обвинение. Почти всем осужденным поставили в вину распространение письма В. Белинского, которое «наполнено дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти» и недоносительство о проходивших собраниях на квартире Петрашевского. Из 123 обвиняемых, привлечённых к следствию, 22 судили военным судом, 21 приговорили к смертной казни через расстрел.
Публичную казнь назначали на 3 января 1850 г. На Семёновском плацу Петропавловской крепости на приговоренных были надеты предсмертные рубахи, некоторым завязали глаза и привязали к столбу. В последний момент перед расстрелом осужденным зачитали указ о помиловании. Достоевский был лишен дворянства и получил 4 года каторги. Это событие стало во многом основополагающим для всей дальнейшей жизни Федора Михайловича. Перед отправкой на каторгу Достоевский успел написать письмо брату Михаилу, в котором делился самыми трагическими чувствами и прощался на долгое время.
Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я осознал это». После смерти императора Николая I осужденных, кроме Петрашевского, амнистировали и восстановили в гражданских правах.
В гостях у Достоевского
Озирается настороженно. Когда поток выплевывает ее у метро, в ее фигуре заметный слом. Сумка висит на локтевом сгибе. Вяло вздрагивает на ней отставший ровный лоскуток кожи. Женщина некоторое время стоит, потом начинает всхлипывать. Собирается небольшая кучка любопытных и сердобольных. Женщина почти выкрикивает сумму и, словно пробив шоковый заслон, быстро, взахлеб рассказывает, как нужны ей были эти деньги, как шла купить подарок дочери, как еще там, в людской толчее, почувствовала, будто бы кто-то легонько дернул за сумку. А она ее прижимала, прижимала и только на секунду опустила — потрогать кофточку!.. За руку хватать! Что, вы не знаете, какие они звери — эти воры?! Кучка провожает пострадавшую к вяло прохаживающемуся милицейскому патрулю, и одна из сопереживающих старушек роняет вслед: — Не сыщут, нет, у моей соседки давеча дверь сняли и телевизор унесли, так она в поиски и не верит вообще.
На том все вздыхают и расходятся. Поздним вечером усталый и рабочий люд покидает Сенную, уступая место праздношатающейся молодежи да любителям питейных заведений. Их, как и во времена Достоевского, такое же бесчисленное множество. Так же низкие ступени ведут в полуподвальные помещения, где за кольцами сигаретного дыма и в парах разбавленного водой алкоголя процеживаются временем чьи-то жизни. Здесь глухой ночью можно встретить несостоявшуюся женскую судьбу, которая странным образом натолкнет вдруг на мысль о Сонечке Мармеладовой. Под утро Сенная наконец освежит взор легкой дождевой изморосью. Дворники скребут мусорную шелуху, и неохотно, медленно набирает обороты механизм нового дня. Он — в шаркающем шаге прибывающей толпы, судорожных зевках продавщицы выпечки, в молчаливой отрешенности водителей переполненных маршруток. Сенная продолжает свой путь во времени, вновь и вновь рассылая по острым лучам прилегающих улиц петербургского жителя. Канал Грибоедова Тайна Петербурга Квартира Достоевского в Кузнечном переулке, в доме N5, где он прожил последние месяцы своей жизни, не нарушает его сложившихся с годами привычек.
Кабинет Федора Михайловича так же удален от детской, так же перед ним гостиная, так же в окно проникают блики от куполов церкви Владимирской Божьей матери. Большой письменный стол, диван, шкаф с книгами да икона в правом углу. Вглядываясь в тихий полумрак этой комнаты, невольно представляю слегка напряженную, склоненную в работе фигуру Достоевского. Его вдохновенное лицо, когда в очередной раз из галереи человеческих типов пред ним слепятся и сложатся те, которым суждено шагнуть в бессмертие. Его нервные пальцы, спешащие запечатлеть образ на бумаге. Его взор, направленный в самую сердцевину Петербурга. В ней — вечно разыгрываемая драма под названием жизнь… Иду по городу в холодный предрассветный час, когда ночная суета уже утихла, а дневная еще не разлепила сонные веки, в это время где-нибудь на пустынном Воскресенском мосту вдруг да настигнет необычайное видение. Поспешит показать спину бледный молодой человек с лихорадочным блеском в глазах, замнется в двух шагах от вас закутанная в старый бурнусик девушка, пролетит на извозчике хмельной и шальной купец. Послышится визгливая брань торговок на Сенной, жалобный голосок маленького попрошайки вопьется в уши. Огласятся окрестности диким ревом какого-нибудь загулявшего мужика.
И все это так пронзительно и ясно обозначится вдруг в ваших глазах,что невозможно станет не поверить в параллельное существование всех этих миражей. В этом, наверное, и заключается гений писателя: сотворить с необыкновенной степенью убедительности мир, который переживет самого творца. То здесь, то там замечаю вдруг подобные характеры, вспыхивают знакомые взоры, разворачиваются схожие ситуации. За уходящим призраком Сонечки Мармеладовой шагает современная страдающая натура. В питейной, отремонтированной и гладкой, вновь угасает сердцем ее нищий отец. В вокзалах так же надрывно и фальшиво поют никем не обласканные дети. У Петербурга парадного гораздо больше достоинств, но, блистательный, он вызывает в душе разве только легкомысленный восторг. Им надо заболеть — завьюженным, обездоленным, с зияющими ранами разбитых тротуаров и домов. Надо прожить кошмар длинных и гулких подворотен, подъемы грязных Фонтанок, Моек, Карповок. Надо сделаться его неотступной тенью, потому что, как и все искусственно созданное, он когда-нибудь обязательно растает в зыбком тумане.
И, может быть, только тогда Петербург соблаговолит рассказать тайну своей многозначительности, многоликости и многослойности. Распахнет неведомые доселе завесы, и хлынет оттуда совершенно узнаваемая и в то же время абсолютно фантастическая реальность. И важно будет ее тотчас заметить, запомнить, записать. Как это сделал однажды шестнадцатилетний московский юноша, в котором город о прозорливый Петербург! Ну а как сгинет, пропадет, испарится вскорости сия пропитанная водой громада? Отступать ведь ему некуда. Со всех сторон окольцован панельно-блочными гигантами современности. Под их неусыпным надзором он все более и более походит на бедного арестанта, потерявшего счет времени и не понимающего, в каком измерении находится.
Это был экономически благополучный центр горнозаводской промышленности. Горные инженеры в массе своей были людьми образованными, разбирающимися в литературе и других видах искусства. Здесь был любительский театр, хор, картинная галерея, публичная библиотека и первый в Сибири музей. Барнаул даже называли «сибирскими Афинами». Он был явно привлекательнее, чем Семипалатинск, где в то время газету выписывали только 10-15 человек, а других развлечений не было. Достоевский понимал, что в Сибири придется пробыть достаточно долго, если не всю жизнь, и пытался поселиться в развитом и интересном Барнауле. Об этом он шесть раз писал Врангелю. Но переезд не состоялся.
Раскопаем подполье [острога], около фундаментов. И стоит задача не просто раскопать, а максимально подготовить это место для дальнейшей музеефикации", - подчеркнул он. Место в центре Омска, где располагался острог, уже сейчас привлекает большое внимание жителей и гостей города, отметил он. Конкретных планов, какой объект создать на этом месте, пока нет. Достоевский и Ом ск Достоевский пробыл на омской каторге с 1850 по 1854 год. Здесь он работал на кирп ич ном заводе, обжигал и толок алебастр, трудился в инженерной мастерской, разгребал снег на улицах города. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омс ке было обду мывание своих будущих романов.
Жизнь здесь была гораздо дешевле, чем в столице, а это обстоятельство для опутанного долгами Достоевского представлялось весьма важным. Он купил там свой последний дом и вместе с семьей перебрался. До переезда он вынашивал свой новый роман «Бесы» — первый русский роман о природе терроризма. Но именно в Старой Руссе он начал складываться. Также он написал там «Подросток» и фельетоны для «Дневника писателя». Последний раз Федор Михайлович приезжал в Руссу в 1880 году. Памятные места Спустя много лет после его смерти, в 1968 году, стараниями местного энтузиаста Георгия Смирнова в Старой Руссе был открыт дом-музей писателя.
В Омске начались раскопки на месте острога, где содержался Достоевский
Корреспондент посмотрел, в каком состоянии находится двор и дом в Графском переулке, где жил и работал Федор Достоевский. Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов. В нем жила знакомая Достоевских Агриппина Меньшова (сейчас это частная собственность, дом обнесён забором, видимо, готовятся к ремонту). Достоевский описывал в своих произведениях те места Петербурга, где он сам жил, ощущал ту же атмосферу. До 1929 года здесь жили потомки Достоевских, потом была библиотека, до недавнего времени тут сохранялось лишь 4 стены. «Московский дом Достоевского» расположен в здании северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где автор провел свое детство.
Самый умышленный и отвлеченный город в мире… Таким Достоевскому виделся реальный Петербург
Писатель неоднократно упоминает его в «Преступлении и наказании»: через Юсупов сад Раскольников идёт к старухе-процентщице и размышляет о фонтанах и благоустройстве города. На Садовой, 49, напротив сада, жил издатель Достоевского, с которым из-за карточных долгов писатель был вынужден заключить кабальный контракт. Читать больше 2. Вознесенский мост В книгах Достоевского над мостом витает ощущение неизбежного: здесь на глазах у Раскольникова утопилась крестьянка, и он сам размышляет над самоубийством, вглядываясь в воды Грибоедова канала. Казначейская улица, 7 Здесь были написаны «Игрок» и «Преступление и наказание».
Здесь случайность встречи, наверное, не случайна. Мне вспоминается мягкая свежесть вечера, томные тени неба, лежащего на крышах, уютное позвякивание посуды из чьего-то коммунального окошка. На лавочку рядом присаживается старичок благообразного вида. Одет он очень бедно, но опрятно. Нас — несколько. Нам не так уж много лет, и мы смеемся по каждому поводу ломкими подростковыми голосами.
И вдруг, сквозь собственный громкий смех, обнаруживаем, что сочится к нам в уши тихий, ровный тенорок старичка. Его лицо обращено к детской площадке, но мы чувствуем, что говорит он — для нас. Я плохо помню его связное повествование, ускользнули в прошлое детали, казавшиеся тогда незначительными, а на деле составляющие основу рассказа. Но то предчувствие, что вот-вот голос старичка заведет куда-то в глубины сердца и заставит сделать открытие, осталось навсегда. Он говорил о женщине, что была в его жизни. Она носила широкие цветастые платья, простенький платок. Пела глухо и немного фальшивя. И главное: у нее были добрые, широкие ладони. Так ей нравилось коверкать имя Андрей. Мы ни о чем его не спрашивали, да он и не услышал бы наших голосов.
Сидел и задумчиво улыбался, глядя в ясные очертания весеннего вечера. Он встал и, смешно дернув седой бородкой, прихрамывая, ушел. Нам не то чтобы расхотелось смеяться, нет, мы даже, боясь проявить слабость, сказали что-то бодрое вслед старичку, но задрожала внутри какая-то струнка, затянула, запела тонко и, помнится, подчиняясь ей, кто-то не отложил в очередной раз нехитрое дело: написал и отправил письмо, адресованное родителям… В начинающей вступать в свои права весне, в ее тревожащих и буйных ароматах мне решительно не представить теперь лик обреченного писателя. К тому же, так же, как и мы когда-то, на лавочке оглушительно хрустят чипсами и хохочут милые создания юношеского возраста. Их неутомимый взор натыкается на книгу в моей руке, и одна из прелестниц бросает: — Раскольников… Это тот, что нос потерял? Она спрашивает не у меня, а так, роняет недоумение в пространство. Другая отзывается легким смешком: — Ну ты деревня! Я мало чем могу помочь: к юным красавицам подходят приятели, и вся компания удаляется прочь, обсуждая, какая марка сигарет лучше… В одну и ту же реку дважды не войти. И вроде бы сырая петербургская земля осталась прежней, прежние, полные свинцовой воды проплывают облака, не тронутые временем, катят свои тяжелые волны городские речные артерии, но ушло куда-то в небытие изумление странных и удивительных встреч в таких же странных и удивительных местах Петербурга, которые любил прорисовывать в своих произведениях Достоевский. И в юности, и в зрелом возрасте писатель всматривается и замечает то, что другим недоступно в силу творческой несостоятельности.
Во время ходьбы он разговаривал сам с собою, жестикулировал, так что прохожие оборачивались на него. Друзья, встречавшиеся с ним, считали его сумасшедшим. Это не оздоровительные пешие прогулки, это — все крепче и туже завязывающийся узел. Узел человека и города. Переулки, упирающиеся в глухие стены, подворотни, и истекающие зеленоватой сыростью, дворы, будто закопченные, темные и гулкие, в двадцать шагов, изломы набережных и затхлая тишина каналов. То это город-мечта, то город-оборотень, то город-призрак. Но никогда — монументальный город. Блистательной Северной Пальмиры даже в самообманчивое утешение он никогда не рисует. Это необыкновенная, загадочная, изнуряющая любовь. Для него он живой организм.
Выведение Петербурга из статуса неодушевленной единицы случилось еще тогда, в юношеских блужданиях. Город, скрывший в своих недрах дома, существующие как особая жизнь, сам живет над и вместе с ними. Как сверхсущество. И оно, несмотря на бесконечную приязнь к нему, враждебно к человеку. Вспоминаю, как тщетно и неприкаянно ходят по нему герои Достоевского. Как душно и гадко Раскольникову в пыльной летней вони города! Как отвратительны лица, встречающиеся Макару Девушкину, вышедшему прогуляться по Фонтанке! Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло… скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые, под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня!
Неприкаянность, как мне кажется, — самая характерная черта персонажей его произведений. Их внутреннее существование достигает той степени страсти, страдания, безумия, которая полностью обособляет героя от внешнего мира. Вся расцветка окружающего в этом фокусе приобретает только один ему присущий фон.
Сейчас первая задача - выявить границы строения, границы ограды острога, чтобы законодательно установить границы этого памятника. Весь объект, конечно, не получится включить в эти границы, потому что здесь очень плотная застройка, поэтому остальную часть, помимо этого доступного для раскопок фрагментам, будем изучать по архивным документам и историческим картам", - сказал журналистам руководитель раскопок, научный сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук СО РАН Михаил Корусенко. По словам директора заказчика раскопок омского музея просвещения Игоря Скандакова, уже осенью планируется представить выставку с находками, сделанными на этом месте. Он отметил, что острог - это реальное место, связанное с Достоевским. Скандаков добавил, что в дальнейших планах - провести музеефикацию места раскопок: "Очень важно открыть для омичей и гостей города это место, чтобы показать, как было в остроге, как жил Достоевский, вещи, которые мог иметь заключенный". Омский историк и краевед, заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов считает, что это место могло бы привлечь дополнительный интерес к Омску как в масштабах страны, так и за рубежом, отметил он.
Есть предположение, что выбор на город пал исключительно из-за экономических соображений: во Владимире было относительно дешево. В том же 1863-м писатель уезжает в Париж, где предается страстям — играм в казино и роману с Аполлинарией Сусловой. С ней он познакомился еще в Санкт-Петербурге: женщина первой написала письмо с признанием в любви, и Достоевский сдался под натиском поклонницы. За все время путешествия писатель лишь единожды отправил письмо больной жене, но в октябре классику пришлось возвращаться во Владимир — проиграв все в казино и заняв деньги у Аполлинарии. В начале ноября Достоевский отвез Марию в Москву, где в апреле 1864 года она умерла. Достоевский обвинял в этом владимирских медиков — якобы ее залечили. Насколько он был прав, неизвестно. Мы зациклены на древней истории, князьях, соборах. Но совершенно не видим историю 18-го, 19-го и 20-го веков. И даже не подозреваем, с какими выдающимися личностями связана история нашего города, — рассказала Татьяна Лысова.
Федор Достоевский работал над «Преступлением и наказанием» в Люблине
В городе на Неве Федор Достоевский прожил 28 лет и сменил более 20 адресов. На карте также изображен дом Достоевского, дом Раскольникова, дом, где жила старуха-процентщица, здание полицейской конторы из романа, а также дом, где жили Мармеладовы. — Достоевский жил в Барнауле, прогуливался вдоль Барнаулки и Оби, подходил к Демидовскому столпу и зданиям возле него. После возвращения в 1859 г. Достоевский прожил в Петербурге до самой смерти, но собственным жильем так и не обзавелся, квартиры приходилось снимать, постоянно меняя одну на другую. В городе на Неве Федор Достоевский прожил 28 лет и сменил более 20 адресов. В общей сложности Достоевский прожил в Петербурге около 30 лет, своей квартиры в Петербурге у него никогда не было.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». После возвращения в 1859 г. Достоевский прожил в Петербурге до самой смерти, но собственным жильем так и не обзавелся, квартиры приходилось снимать, постоянно меняя одну на другую. Омское отделение ВООПИиК обратилось в Минобороны РФ и попросило доступ к арестантским казармам, где жил Достоевский, но ответ их разочаровал. Тайна Петербурга Квартира Достоевского в Кузнечном переулке, в доме N5, где он прожил последние месяцы своей жизни, не нарушает его сложившихся с годами привычек.
Посещение «Дома мертвых»: тюрьма Достоевского в Омске
Здесь семейство Достоевских занимало квартиру во флигеле больницы. Сначала у них было две, а затем три небольшие комнаты. А еще у них были сени, чулан и зала, служившая столовой и гостиной одновременно. Помещалась здесь не только семья Достоевских, но и домочадцы, слуги, гости… Квартира была обставлена скромно. Из мебели в зале стояли обеденный стол, полторы дюжины стульев из обычной берёзы, с мягкими подушками из зелёного сафьяна. Были и два раскладных стола для карт. Но в карты папенькой было запрещено играть, поэтому столы просто экономили место в маленькой квартире. В гостиной находился диван, несколько кресел, туалетный столик и книжный шкаф.
По соседству с храмом бессребреников Космы и Дамиана расположился четырехэтажный дом архитектора Мариана Лялевича, построенный в 1916 году по заказу владельцев крупнейшей в России резиновой мануфактуры «Треугольник» братьев Бергов. Церковь Космы и Дамиана на Маросейке. Фото: liveinmsk.
Налоговые полицейские даже вдохновили кинематографистов на создание фильма «Маросейка, 12». Его каменные палаты просуществовали до середины XVIII века, а потом территорию подворья застроили жилыми зданиями с лавками на первом этаже. А конце XIX построили доходный дом. Фото: Мир Квартир В базе квартир Mirkvartir. В ней большая гостиная-столовая, две спальни, просторный холл. Окна смотрят на улицу и во двор. Его возвели в 1882 году, но уже через 15 лет перестроили, а при советской власти он был надстроен еще двумя этажами. Дом купца первой гильдии Кольбе. Фото: lauda-tours Здесь жил физик Петр Лебедев, подтвердивший своими опытами теорию Максвелла о давлении света на твердые тела и газы. В 1912 году русского физика выдвинули на Нобелевскую премию, но он не дожил до дня ее вручения.
Двухкомнатную квартиру размером 41 кв. Жилье после ремонта, в квартире просторный холл ниже на фото. Окна выходят на две стороны.
По словам автора пьесы, спектакль был направлен на популяризацию национального наследия города Барнаула. Основная задача спектакля — развитие регионального патриотизма, любви к городу, у которого очень интересная история. И приезд сюда Достоевского — лишний повод для гордости за свой Барнаул. Молодой успешный писатель и в Барнаул? Как на это отреагировало тогдашнее общество?
Что здесь произошло такого, что заставило Достоевского начать писать роман о Барнауле? Иллюстрации к этой книге создал известный барнаульский график Юрий Гребенщиков. Из Барнаула к любимой женщине И это ещё не всё. Постараемся восстановить хронику посещения писателем Барнаула. Впервые Фёдор Михайлович посетил Барнаул в июне 1856 года в качестве унтер-офицера. О цели его командировки до сих пор ничего неизвестно. Не сохранилось и воспоминаний об этой поездке. После Барнаула Достоевский весьма рискованно отправился в Кузнецк.
Самовольные вылазки были под запретом, и задержать его мог любой офицер. Заставила пойти Достоевского на такой шаг встреча с любимой женщиной. Этой женщиной была жена мелкого чиновника, Мария Дмитриевна Исаева. Она оказалась в Кузнецке ещё в мае 1855 года, так как туда направили работать ее мужа. Для Достоевского расставание с Марией Дмитриевной далось тяжело. Влюбленные продолжали общаться по переписке. В августе того же года Фёдор Михайлович получил письмо, в котором Исаева сообщала, что муж умер от чахотки, она с сыном осталась без денег и им совсем не на что жить. Тогда Достоевский уговорил своего друга, молодого барона Александра Врангеля, ехавшего по служебным делам в Бийск и Барнаул, передать любимой женщине 50 рублей и считать этот долг за ним.
В октябре 1856 года пришёл указ о производстве Фёдора Михайловича в прапорщики. В ноябре он решил вновь отправиться в Кузнецк. До Барнаула Достоевский добирался с магистром ботаники и по совместительству другом Петром Семёновым, который через некоторое время станет Тян-Шанским. Учёный намеревался остаться в Барнауле для подготовки к экспедиции на Тянь-Шань. В письмах Врангелю Достоевский писал, что в Барнаул они прибыли 24 ноября, побывали на балу, который понравился писателю. Фёдор Михайлович познакомился с местными жителями. Он отмечал, что Барнаул «хлопотливый город». В феврале 1857 года Достоевский отправился на собственную свадьбу в Кузнецк.
По пути он остановился в Барнауле у Петра Семёнова. Целью Фёдора Михайловича было купить в Барнауле необходимые вещи для торжества.
В ней — вечно разыгрываемая драма под названием жизнь… Иду по городу в холодный предрассветный час, когда ночная суета уже утихла, а дневная еще не разлепила сонные веки, в это время где-нибудь на пустынном Воскресенском мосту вдруг да настигнет необычайное видение. Поспешит показать спину бледный молодой человек с лихорадочным блеском в глазах, замнется в двух шагах от вас закутанная в старый бурнусик девушка, пролетит на извозчике хмельной и шальной купец. Послышится визгливая брань торговок на Сенной, жалобный голосок маленького попрошайки вопьется в уши. Огласятся окрестности диким ревом какого-нибудь загулявшего мужика. И все это так пронзительно и ясно обозначится вдруг в ваших глазах,что невозможно станет не поверить в параллельное существование всех этих миражей. В этом, наверное, и заключается гений писателя: сотворить с необыкновенной степенью убедительности мир, который переживет самого творца. То здесь, то там замечаю вдруг подобные характеры, вспыхивают знакомые взоры, разворачиваются схожие ситуации.
За уходящим призраком Сонечки Мармеладовой шагает современная страдающая натура. В питейной, отремонтированной и гладкой, вновь угасает сердцем ее нищий отец. В вокзалах так же надрывно и фальшиво поют никем не обласканные дети. У Петербурга парадного гораздо больше достоинств, но, блистательный, он вызывает в душе разве только легкомысленный восторг. Им надо заболеть — завьюженным, обездоленным, с зияющими ранами разбитых тротуаров и домов. Надо прожить кошмар длинных и гулких подворотен, подъемы грязных Фонтанок, Моек, Карповок. Надо сделаться его неотступной тенью, потому что, как и все искусственно созданное, он когда-нибудь обязательно растает в зыбком тумане. И, может быть, только тогда Петербург соблаговолит рассказать тайну своей многозначительности, многоликости и многослойности. Распахнет неведомые доселе завесы, и хлынет оттуда совершенно узнаваемая и в то же время абсолютно фантастическая реальность.
И важно будет ее тотчас заметить, запомнить, записать. Как это сделал однажды шестнадцатилетний московский юноша, в котором город о прозорливый Петербург! Ну а как сгинет, пропадет, испарится вскорости сия пропитанная водой громада? Отступать ведь ему некуда. Со всех сторон окольцован панельно-блочными гигантами современности. Под их неусыпным надзором он все более и более походит на бедного арестанта, потерявшего счет времени и не понимающего, в каком измерении находится. Обрастая новыми деталями прогресса, Петербург как будто старательно прячет за ними свое истинное намерение — удалиться. В ту самую непостижимую параллель, откуда вырвала его властная рука Петра. Мне кажется, Петербург устал.
Столько лет воплощался в пушкинских, гоголевских, некрасовских, ахматовских, мандельштамовских строках. Проживая тысячами жизней одновременно, он сделался больным. Крошатся его старые дома, ползут упрямыми трещинами тротуары, обваливаются каменные ступени набережных сходов. Петербургский обыватель больше не изводит себя головной и сердечной болью. Отчего это? Может, в качестве обвиняемого опять можно выставить усталый и издерганный город? Да нет, причина в нас самих. Как давно мы глазами, полными внимания, не глядели на сонную рябь Фонтанки! На вычурные балкончики, барельефы, пилястры, колонны теснящихся друг к другу домов!
Как давно мы не признавались Петербургу в любви! Мы — бездомные дети. Продукт цивилизации. А он, избалованный заботой гениальных литераторов, давно перестал взывать к нашим чувствам. Той чертой, что разделяет Петербург исторический от Петербурга современного, мы указали городу единственный выход. К воде. К первородной стихии. И когда-нибудь он, разорвавший с нами всякую связь, шагнет в родительское лоно. Что останется нам?
Только вчитываться в строки сохранившихся романов. Только вспоминать, как за каждой фразой вставала удивительная, вымышленная и в то же время настоящая жизнь. Она могла бы и не возникнуть, не обладай великие писатели одной примечательной особенностью. Способностью к любви. А из нее — способностью к прощению и состраданию.
В Омске начались раскопки на месте острога, где содержался Достоевский
Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Достоевский описывал в своих произведениях те места Петербурга, где он сам жил, ощущал ту же атмосферу. В эти годы Достоевский знакомится с Михаилом Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где участники обсуждают свободу книгопечатания и отмену цензуры, губительность самодержавия, освобождение крестьян.