Отвечают «Бог простит — и я прощаю» либо «Бог простит». По мнению священников, если человек не может простить человека даже в этот день, он должен постараться не держать на него зла и не вынашивать планы о мести. Когда у вас просят прощения, нужно отвечать: «Бог простит, и я прощаю». Дело в том, что издавна бытует убеждение: если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от животных белков и жиров, теряет свой высокий смысл. По мнению верующих, Великий пост требует не столько физических, сколько духовных сил.
Прощеное воскресенье в 2024 году — история
- Союз Православных Журналистов - СПЖ
- «Бог простит, и я прощаю» | Алексей, 28 января 2023
- ↓ Вы можете ↓
- Бог простит, и я прощу?
- Православная газета
Бог простит, и я прощаю. Почему нельзя извиняться в прощеное воскресенье по СМС
Полная фраза старинная: Бог простит, и я прощаю, и ты прости. Еще это означает: только один Бог-судья всем, и Он прощает всегда, когда просишь прощения, поэтому и я тебя не осуждаю, прощаю, потому что кто я такой, чтобы тебя судить. " Сейчас в Прощенное Воскресенье отвечают: "Бог простит и я прощаю и ты меня прости". «Бог простит, и я прощаю, а вы меня простите!». Эти слова будут произноситься и по пути домой, когда мы будем встречать знакомых.
Бог простит сразу: как правильно провести Прощеное воскресенье в этом году
Согласно легенде, египетские монахи все 40 дней Великого поста проводили в уединении в пустыне. А в последний день перед отправлением они собирались вместе, чтобы попрощаться и искренне попросить прощения друг у друга. Многие из этого изнурительного путешествия не возвращались. Поэтому понимали, что их встреча — возможно, последний шанс искренне попросить прощения. В этот день в народе принято праздновать проводы зимы. Помимо веселья и поедания блинов, также сжигают чучело.
К самой Масленице Церковь относится спокойно. Но вот традиция жечь символ зимы — не поощряется. Как проводят Прощёное воскресенье Верующие в это день с утра идут в храм на службу. В Прощёное воскресенье совершаются особые богослужения. После совершения чина вечерни иногда, ради снисхождения к трудам и заботам верующих людей, эта служба может совершаться не в вечернее время, а сразу после окончания литургии, то есть днем священник просит у всех прихожан прощения.
Начало поста предваряет Прощёное воскресенье. Что это за день такой? В материале Лайфа собраны ответы на самые популярные вопросы о финальном дне Сырной седмицы. Что означает праздник Прощёное воскресенье? Прощёное воскресенье становится первым шагом на пути к очищению через пост. В этот день принято отпускать все обиды, поделился священник Николай Савченко. Смысл Прощёного воскресенья в том, чтобы перестать дуться самим и суметь искренне попросить прощения у тех, кого вы могли ненароком обидеть. Когда Прощёное воскресенье в 2024 году? Прощёное воскресенье — крайний день перед Великим постом, последний день Масленицы. В 2024 году Прощёное воскресенье выпало на 17 марта, соответственно, строжайший пост православные верующие начнут держать 18 марта.
Что надо делать в Прощёное воскресенье? В Прощёное воскресенье следует не только попросить прощения и простить тех, кто обидел вас, но и совершить какое-нибудь доброе дело.
К сожалению, из уединения возвращались не все, поэтому иноки, прежде чем уйти в пустыню, друг перед другом извинялись.
Прощеное Воскресенье приходится на последний день масленицы, поэтому он имеет другое название — «сыропуст», когда еще разрешено кушать скоромную пищу, кроме мяса и продуктов из него. Прощеное воскресенье — особый день, требующий от любого православного прикладывать максимум усилий для работы над собой. В этот праздник идут в храм на исповедь, и извиняются перед всеми близкими, друзьями и просто знакомыми, которых обидели вольно или невольно.
Делать это нужно так, чтобы вас простили от всего сердца. Если обида лежит на сердце, и вы понимаете, что поступили плохо по отношении к другому человеку, невозможно спокойно жить. Можно выбросить это из головы, задвинуть чувство вины в дальний уголок души, однако оно никуда не девается.
Все мы грешные, и часто обижаем других людей, даже не всегда замечая этого. Далеко не все могут признать свою вину и извиниться искренне. Именно для этого нужно Прощеное Воскресенье.
В царской России этому дню придавали огромное значение. Император лично извинялся перед своими подданными. При этом делал он это: посещая солдат в казармах и иноков в монастырях.
Крайне важно побороть в себе гордыню, чтобы искренне простить тех, кто обратился к вам с извинениями. Поэтому важно знать, как правильно извиняться и прощать в Вербное воскресенье. Верующий может спастись только в случае, когда человек не имеет намерения мстить и не испытывает чувство вины за свои поступки, которые действуют разрушающе на душу.
Важность прощения Те, кто внимательно изучал Евангелие, знают, насколько добр был Спаситель. Он прощал всех людей, даже своих палачей, которые истязали его. Многие считают, что извиняться и прощать не столь важно, ведь есть поступки, простить которые невозможно.
К примеру, предательство. Это необязательно какие-то преступления. Просто предательство, измену, простить гораздо сложнее простить.
Для этого существует Прощеное Воскресенье, когда каждый человек может разорвать круг непонимания и размолвок. Многие не принимают Прощеное Воскресенье, считая, что из того, чтобы всех прощать ничего хорошего не выйдет. Церковь считает, что обиды мучают обе стороны.
Обиженный постоянно переживает, пытаясь понять причины произошедшего, мучает себя, злиться на обидевшего и желает ему плохого. Обидчика беспокоит совесть, и он постоянно думает о том, как исправить ситуацию. Особенно это касается серьезных размолвок, когда люди долгое время не могут примириться.
Как правильно просить прощения: как и к кому обращаться В современном мире, к сожалению, извиняться в Прощеное Воскресенье стало всего лишь традицией, как, к примеру, окунаться на Крещение в прорубь. Большинство извиняются только потому, что так принято, а не по причине того, что реально осознают свою вину.
И мы думали: почему он так часто просит прощения? Но узнали после того, как он умер. Он не допускал случая обиды и сразу просил прощение, и действительно невозможно было обижаться на него после этих слов "Прости меня! После того, как он преставился, я видел его во сне в чистой одежде, как после бани.
И с ним там были его близкие,встречали его. И теперь слова "прости меня" наполнены смыслом значения. Не держите зла, прощайте от всего сердца, и в груди не будет тяжелеть, огромный камень прожитых обид! Отправить 4 года назад 1 0 Это значит , что человек сильно на вас злиться и не намерен вас прощать , а чтобы вы еще больше парились по этому поводу говорит вам насколько плохо вы поступили и что вы за это будете наказаны высшими силами ,что вам это просто так не пройдет , этот человек хочет чтобы у вас все было еще хуже и чтобы судьба была с вами более жестока , человек хочет чтобы вы помучались. На самом деле я плохо отношусь к этой фразе так как человек не может решать за Бога кого и за что ему нужно наказать ибо это не правильно Бог сам все видит и сам решит...
Простить — значит впустить Бога в отношения
Бог простит, и я прощаю! Незаметно прошла зима. Вот уже и солнце припекать стало, в воздухе появился приятный запах талой земли. «Бог простит» – отнюдь не означает никакого отказа ближнему, никакого отстранения его от себя. Бог не только прощает нам грехи наши, он и в расплату за них был распят на кресте. Все люди созданы по образу Божьему, а значит, каждый из нас должен учиться прощению у Него. Но на самом деле, выражение «Бог простит и я прощаю» означает, что Господь простил за покаяние, и человек не держит обиду. Если что-то мешает ответить «Бог тебя простит, и я прощаю», надо поставить себя на место просящего человека.
Бог простит сразу: как правильно провести Прощеное воскресенье в этом году
Следует искренне простить всех, кто попросит. В ответ нужно проговорить: «Бог простит, и я тебя прощаю». Следует искренне простить всех, кто попросит. В ответ нужно проговорить: «Бог простит, и я тебя прощаю». Бог тебя простит, и я близких, человек делает угодное Богу.
Что такое «прости» и как просить прощения
– Значит, простить – означает абсолютно правильную христианскую жизнь – Простить ближнего означает быть прощенным и Богом. Ведущий Глеб Ильинский. Простить — значит полюбить, принять человека, даже если он не раскаялся в своем поступке, — рассказал Константин Капустин, настоятель Крестовоздвиженского храма села Березово. Бог тебя простит, и я прощаю. Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь собрату, а Бог рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен.”.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Потому что, может быть, это только мне кажется, что я прав в сложных отношениях с ближним, а свидетели могут сказать: «Знаешь, человек, с которым у тебя распря, во многом не прав, но и ты тоже выглядишь некрасиво в ваших взаимных отношениях» — это тоже очень важно. Конечно, мы можем выбирать свидетелей, которые по каким-то причинам будут нам петь в унисон, и это уже вопрос нашей честности, нашей христианской морали, насколько она для нас жива, действенна, и насколько мы готовы к себе применить слово Божие, которое острее меча обоюдоострого. Слово Божие надо понимать именно как острый меч. К сожалению, мы часто пытаемся этот меч затупить разными оговорками, разными трактовками, нам удобными. Мы действительно иногда перевираем слова Священного Писания в угоду себе, чтобы Священное Писание нас не кололо, чтобы выставить грешником нашего ближнего, но не себя. Исаак Сирин говорит, что блажен не тот, кто воскрешает мертвых, а тот, кто видит свои грехи.
Почему такое сравнение? Тот, кто видит свои грехи, себя в первую очередь воскрешает от греховной жизни. Видеть в первую очередь свои грехи — очень важно в отношениях. Вы начали разговор с того, правильно ли сравнение: простить — значит понять человека. В какой-то мере да: если мы кого-то хотим простить, ощущая необходимость прощения, то, конечно, формального прощения будет очень мало.
Очень часто люди задают вопрос: как же я прощу того или иного человека, если внутри у меня нет прощения? Для этого требуется глубокая душевная, духовная, интеллектуальная и сердечная работа: если мы ощущаем, что затаенная обида изнутри съедает и уничтожает нас, тогда такую работу надо проводить. Иногда мы упиваемся своей обидой, и это некое извращенное удовольствие, которое мы получаем, лелея и холя свою обиду на кого-то. Такое бывает. Святые отцы сравнивают: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе» — очень четкая символика.
Мучая себя своими грехами, в том числе и мстительностью своей, мы разрушаем себя и упиваемся разрушением. Вопрос телезрителя из Белгорода: «Каждый год у меня возникают такие мысли. В Прощеное воскресенье и люди, друг друга не знающие, друг у друга просят прощения, делая это автоматически, не вдумываясь. Поговорили — и забыли. И прощения просят те, кто друг друга не знали.
А те, которые сделали что-то плохое, как раз не просят прощения. Такие автоматические дела разве имеют какой-то вес или смысл? Он может присутствовать в молитве, в соблюдении поста. Человек как механизм включается в ту или иную работу: берет в руки молитвослов, вычитывает, закрывает — и ничего в душе не происходит. Автоматизм может быть и при подходе к таинству Причастия, если не было проведено никакой внутренней душевной работы.
Если вся работа в том, что человек подошел к Чаше, открыл уста, получил частицу Святых Христовых Таин и проглотил, но внутренней работы не было, — автоматизм налицо. Автоматизм может случиться не только в чине прощения, который совершается раз в год. Автоматизма надо бояться во всем, что мы делаем. Чем страшен автоматизм? Он очень похож на магизм, когда мы считаем, что, совершив предписанные внешние действия, мы уплатили некий долг и уже Бога сделали своим должником — мы с Ним квиты: итоги подведены, счета оплачены.
Вот в чем проблема автоматизма в церковной жизни. И в чине прощения такое может быть. Только не надо думать, что если мы испрашиваем прощения у нашего ближнего в храме вечером в воскресенье, то делаем что-то формальное. Может быть, лично я на этого конкретного человека не имею никакой обиды. Но если мы изо дня в день, из года в год вместе молимся в одном храме, очень может быть, что я этого человека чем-то задел.
Этот момент упускать из виду нельзя.
А после исповеди игумен велел тут же постричь его в монахи. Все были удивлены, потому что раньше монашеский искус проходили много лет. Но игумену было открыто, что ангел изглаждал все его грехи, как только он их исповедовал. Вот как каялись-то… Разве у нас есть такое чувство покаяния, чтобы каждый вышел и перед всем народом так бы и начал говорить? Да мы больше, чем греха, боимся того, что узнают, что мы в чем-то грешны. Наше тщеславие боится: что о нас скажут?
Да уж, какой есть — куда ты денешься? На Страшном суде перед всем мiром будешь стоять таким, какой есть. Мы совсем забываем о покаянии, когда начинаем ругать кого-то, превозноситься. В иные моменты, бывает, что почувствуешь: «Да, действительно, я грешный». Но это чувство у нас — как пыль, которая от дуновения ветерка моментально отлетает. И мы уже опять смотрим вокруг: кто — какой? Нужно стяжать чувство покаяния, без него невозможно никакое духовное совершенствование.
Без чувства покаяния все остальное — только призрак духовной жизни, состояние прелести, то есть ложное духовное состояние. Состояние всегдашнего видения своих грехов стяжали святые. Для нас это непостижимо. Они, действительно, были святы, вели жизнь, до которой нам как от земли до неба. И при этом имели в душе покаянное чувство. Куда же нам-то тогда деваться? На пятой седмице Великого поста мы будем читать житие преподобной Марии Египетской.
Она вела грешную жизнь, но ведь потом-то сорок девять лет провела в пустыне, в подвигах. И после этого все время твердила старцу Зосиме: «Кого ты пришел видеть, грешную жену? Старца Зосиму сразу по имени назвала, когда в первый раз увидела, и сказала, что он — пресвитер, то есть уже и дар прозорливости имела, но при этом считала себя грешной и недостойной женой. Такое у нее было сердечное сокрушение. Если бы у нас было покаянное чувство, разве мы бы осуждали, клеветали? Язык бы не поворачивался про другого что-то плохое сказать: «Как я буду другого судить? А ведь все мы нуждаемся в милосердии Божием.
Дай Бог каждому, чтобы Господь его не судил. Но сами-то мы все время всех осуждаем, направо и налево, даже не замечая того. Сказано: «Покрой грехи брата твоего, и Господь твои грехи покроет». А мы не можем удержаться, чтобы не рассказать про кого-то: вот, она — такая-то, он — такой-то. Какая в нас, значит, греховность! Страшно даже подумать. Надо обязательно стараться стяжать покаянное чувство, жизнь-то ведь проходит.
Сейчас — время Великого поста. Видите, какие сейчас в храме службы, какое настроение. Самое время положить начало благое, начало покаяния. Никого не осуждайте. Что бы человек ни делал. Один Бог Судия всем. Святые отцы говорили: «Видишь кого-то согрешающим — не осуждай его.
Потому что ты видишь — и Бог видит. Господь-то его терпит, а ты — нет? Так же и родители — детям. Но опять же делать такие замечания нужно с сознанием своей греховности, тогда будет нужный результат. Если мы выступаем как судьи, то все наши поучения, наставления могут принести только вред, а не пользу. Поэтому апостол Павел говорит: Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюди себе то есть, следи за собой , да не и ты искушен будеши Гал. Человек и сам не знает, что может натворить, если враг приступит.
Кто бы он ни был. Вот пример апостола Петра. Как он любил Господа! Готов был за Него на смерть идти. И вдруг его объял такой страх, что он в одну ночь трижды, да еще с клятвой, отрекся. И ведь был предупрежден, но забыл, что Господь его предупреждал об этом. И что же Господь?
Он ведь был при этом рядом, все видел. Что, упрекнул Он Петра? Сказано, что Господь взглянул на Петра Лк. Не сказано: с укором, а просто — взглянул. С любовью, конечно, милостиво взглянул: «Петр… как же ты? Каждую ночь в это время он вставал и плакал. А ведь он уже прощен был, уже Господь трижды возвел его опять в апостольский чин — после того, как Петр трижды отрекся от Него, сам сказал во дворе, своим языком, что он не Его ученик: значит, все — уже не ученик.
И потому Господь потом трижды спрашивал его: Любиши ли Мя? То есть, вернул ему апостольское достоинство. И более того, ему была дана великая благодать, так что если только тень проходившего апостола Петра падала на больных, они исцелялись. Но он все равно каждую ночь оплакивал свой грех.
Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется.
Вечером все остатки пищи выкидывают или отдают домашним животным. Великий пост продлится семь недель и окончится в день Пасхи Христовой, которая в 2019 году приходится на 28 апреля. Постарайтесь не ругаться с близкими, не думать о плохом, не желать зла окружающим. Нельзя отказывать нуждающимся в помощи или милостыне. Лучше отложить тяжелую физическую работу, стирку, уборку.
Вечером в Сыропустную неделю следует хорошо наесться молочной пищи, чтобы не скучать по ней во время Великого поста. В Прощеное воскресенье необходимо уснуть до полуночи, чтобы весь год легко просыпаться. Если у молодой девушки, которая печет блины, они получаются румяными с ровными краями, то ее ожидает счастливое замужество. Если за праздничным столом съедят все блины, то семью ждет счастливый год. Материал подготовлен по информации открытых источников 1 марта православные христиане встречают Прощеное воскресенье — последний день Сыропустной недели перед Великим постом.
В этот день принято готовиться к самому ответственному периоду в жизни верующих не только физически, но и духовно. Какое значение имеет Прощеное воскресенье Последний день перед Великим постом знаменует окончание долгого продолжительного подготовительного периода перед самым строгим периодом воздержания в году. Для православных он имеет огромное значение, ведь невозможно примириться с Богом, не простив тех, кто причинил боль.
Иногда и мне говорят: «Простите! А ведь без этого — главного, молитвы — они превращаются в сотрясание воздуха. Хотя… порой и этому «прости» можно радоваться. Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом». Думаю ещё, что если на просьбу о прощении ответить честно: «Денис, пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!
Союз Православных Журналистов - СПЖ
Возвратимся к началу нашей беседы. Нам поставлена задача от святых отцов — отделять зло от грешника. Зло — как нарост, полип, язва, опухоль на изначально здоровой душе человека. Вот это надо понять. Когда, например, мы видим человека, больного телесно, мы можем порой отшатнуться, если у него какая-то язва на лице или теле, или он как-то искажен болезнью и внешне неприятен, но при этом, если это наш ближний, мы за ним ухаживаем. Мы знаем, как трудно и тяжело ухаживать за больным, но этот долг все-таки нами воспринимается, мы принимаем объективную необходимость — не усыпляем человека, не применяем эвтаназию, а до конца ухаживаем за тем, кто нам близок, как бы он ни был болен. То же касается и наших внутренних болезней, связанных с душой: нашей страстности, греховности. Какие это могут быть грехи?
Гнев, невоздержанность в телесных проявлениях. Зная, что все мы, так или иначе, больны грехом, мы принимаем этого человека. Но очень важно помнить, что не только мой ближний болен грехом, но и я болен. Не этим грехом, так другим. Когда я вижу и знаю свои грехи, мне проще простить другого. Проблема в том, что я не вижу свои грехи, забываю их или пытаюсь заретушировать, считая себя порядочным, а любой малейший проступок моего ближнего возвожу в ранг величайшего преступления. Это мое самомнение, моя гордыня, моя самость: своих грехов я не вижу, но выпукло вижу грехи своего ближнего.
Другой момент, почему мы обижаемся на нашего ближнего. Может быть, мы его идеализируем, заранее относимся к нему как к эталону. Господь говорит: не поклоняйтесь никому, не творите идола, в том числе из человека. Почему мы иногда обижаемся на ближнего? Мы сначала сами сделали из него идола, возвели его в ранг Бога, а потом он нас разочаровал — оказался далеко не Божественным, далеко не идеальным, не красивым внутренне, у него оказались какие-то изъяны, духовные и душевные язвы и внутренние нестроения. Это раскрылось — и наша вера в него, идеализация этого человека терпит крушение, у нас вырабатывается обида, что он наши ожидания не оправдал. Так кто же в этом виноват?
Наш ближний? Виноваты мы, что неразумно идеализировали человека. Нам Псалмопевец говорит: всяк человек ложь. Это не оскорбление, не констатация, что человек — дрянь. Нет, человек — не дрянь, но в нас действительно есть нарост греховности. И каждый должен внутри себя этот нарост исцелять. А своему ближнему мы с лаской, любовью, может быть, с настойчивостью, должны говорить, чтобы он начал изменяться в лучшую сторону.
Но опять же святые отцы говорят, что если не можешь обличать с любовью — лучше не обличай: никогда не говори ближнему о его грехах, если не имеешь к нему любви и сострадания. Бывает, что мы начинаем человека исправлять, а внутри нас кипит гнев, презрение или, может быть, превозношение. Разумеется, с таким подходом мы никого не исцелим, а только еще больше греховную болезнь нашего ближнего загоним вглубь его души. Еще есть одна проблема, почему нам трудно простить. Бывает такая распространенная ситуация: мы хотели бы и сами быть очень хорошими, идеальными для нашего ближнего. Мы стараемся ему угождать, быть приятными для него. Происходит как при идеализации человека: только там мы поклоняемся ему, а здесь мы ему служим.
Получается такая антрополатрия: мы служим и угождаем не Богу, а человеку.
У кого его просить, как исправлять ситуацию - зависит от каждого А еще от каждого из нас зависит - принимать просьбу о прощении, раскаяние, возмещение вреда... И это точно про Себя, про свою способность и желание принять или отвергнуть попытку другого измениться 66 Картинки в статье взяты из всемирной сети Рада Вашим «Спасибо» под статьей, если было интересно. Рада Вашим комментариям, если есть желание поделиться своим впечатлением, дать обратную связь или пообщаться на тему статьи между собой. Подписывайтесь, чтобы знать как помочь Себе Приходите на консультации. Мы пройдем ВАШ путь к Себе вместе! Прощение - дорога к Богу Не каждому она дана А лишь тому, кто понемногу По ней восходит, но куда? Туда, где нет порока вовсе Нет черных дум и нет греха Нет зависти, нет зла, нет злости О Боже, как дойти туда? Иным дорогу не осилить Им просто, видно, не судьба Другим, - себя не пересилить Не пересилить никогда!
Почему важно просить прощения? Что это дает тому, кто извиняется? Человек, нарушивший закон, данный ему Богом, просит у Него прощения — и через это прощение к Нему возвращается. И в отношениях между людьми, в христианском миропонимании, должно быть так же. Прощение возвращает человека в правильное исходное состояние. Он осознает вину — и ему ее отпускают. Это восстанавливает правильные отношения между людьми. И как следствие, дает душевное и духовное облегчение. Психолог: Если человек вольно или невольно причинил кому-то вред и осознает это, сожалеет об этом, то в нем возникает напряжение. И это напряжение важно не консервировать и не оставлять повисшим между собой и другим человеком, а выпустить из себя. Это и поможет укрепить контакт, и даст освобождение. Но важно извиняться, если человек действительно чувствует вину. А тому, перед кем извиняются? Ведь человек, который нанес обиду, не всегда до конца ее осознает. А обида, которая нам кажется существенной, для другого человека может вообще не быть проблемой. Но великодушие, милосердие и снисхождение — это, наверное, одни из самых благородных чувств, которые у нас есть. Простить можно, даже когда нас не просили о прощении. И когда мы находим в себе силы не просто сделать это на словах, а принять человека по-настоящему, это выводит отношения на совсем другой уровень. Да, есть обстоятельства, в которых простить тяжело или даже невозможно, потому что проступок был чрезвычайный. Но христианство учит нас прощать даже в самых тяжелых ситуациях. Это не сиюминутное действие — на это может уйти много лет. Психолог: Если от чьего-то поступка у человека возникло ощущение "это несправедливо, я это не заслужил, со мной нельзя так обращаться" — это неприятно. Особенно если ситуация была не до конца ясная и рождала много разных фантазий о том, почему с ним так поступили. И когда ему искренне говорят "извини, я не хотел чего-то плохого, я раскаиваюсь" — это восстанавливает равновесие и чувство несправедливости уходит. Это тоже определенное освобождение. Важен не сам факт, что у него просят прощения, а желание другого человека сохранить связь. Почему нам так сложно бывает просить прощения? А если человек, наоборот, постоянно извиняется — это хорошо или плохо? И для того, и для другого надо переступить через свою гордость, свое самолюбие. Нужно находить в себе силы смиряться и признавать свои ошибки. А человек чаще всего не хочет признавать ошибки — он хочет, чтобы конфликт решился просто так, без его усилия. Но это будет поверхностно, лицемерно и не по-настоящему. Легко просить прощения тому, у кого есть на это внутренние силы, и тому, кто допускает, что он мог ошибиться. Если же у человека нет на это сил, значит, ему еще предстоит внутренняя работа, чтобы преодолеть себя и свой эгоизм.
Опять же, какой мотив - мы хотим этим спасти человека или соблюсти свою корысть? А потом же всегда можно промолчать. Просто люди привыкли врать - самый простой путь с детства. Как избежать? Чем меньше общаешься - тем меньше празднословия. В особенности с сестрами. С которыми сидишь в одной комнате бок о бок 5 дней в неделю и 8 часов в день. Трудная задача, но вполне выполнима. А куда уйдешь, если возраст предпенсионный? Из любой ситуации есть выход. Например, каждому сидящему в этой комнате на день рождения, на именины, на Рождество, на Пасху, на день рождения сына, мужа дарить коробку конфет и этим самым компенсировать недостатки своей молчаливости. Скажут — ну, это характер такой, зато конфеты дали. Если стоит задача, то надо ее решать. Готовых ответов все равно нет, потому что я посоветовал, а вдруг у них у всех диабет-они конфет не едят, значит надо чего -то другое. Как быть-уговаривать или отступится? Зачем уговаривать? Апостол Павел креста не носил, апостол Петр тоже, Иоанн Богослов любил очень Христа, тоже креста не носил. Зачем уговаривать, если человек не хочет- я не понимаю. Можно уговаривать ребенка, чтобы он надел пальто, если на улице ветер- он как бы еще не понимает. Трагедия не в том, что он снял крест, который на веревочке висит на шее. Трагедия в другом, что он не христианин - вот это трагедия для верующего сердца. Но ведь полно людей, которые носят крест и не являются христианами. Что лучше - формально носить крест? По по - моему в этом больше кощунства. Или некоторые говорят - не причащается, но хоть святую водичку пьет. То есть люди по - фарисейски требуют внешних признаков проявления религиозности, но это же в глазах Божьих ничто. А для некоторых вообще паника бывает-вы знаете, мы похоронили усопшего, а забыли крест надеть - что теперь делать? Ну чего-разрывать могилу, вскрывать гроб и надевать крест? На могиле стоит, и этого достаточно. Просто люди придают значение тому, что не имеет такого большого значения. Что, рентген делают? У меня деревянный крест, его рентген не показывает. Как можно определить? Если для него это такую формальную сущность имеет, ну вот и получай - лечись от магии. Что теперь делать? Человек вырос. Что успели посеять - то будет потихонечку прорастать. Будет борьба идти в душе. Как говорил Ф. Достоевский - дьявол будет бороться с Богом. Апостасия детская переходит в апостасию мужескую, и он сам решает, в кого ему веровать, куда ему ходить, как ему жить. Недостаток воспитания? Он в своем отце не видел примера христианской жизни - вот в чем дело. Потом один из детей говорит: я не хочу такой семьи, и все делает наперекор тому, что было в его семье. Дух противоречия. Что такое христианство? Это когда люди становятся в нравственном отношении самые лучшие. Когда сынок может сказать - мой папа самый лучший, потому что он никогда не от кого не видел большей любви, чем та, которую отец к нему направляет из своего сердца. И он будет как папа. Я хочу быть милиционером, как мой папа. Папа христианин и я христианин. А тут что - то не так. Значит, кто - то на улице, в классе, в школе, на экране оказался лучше папы - более привлекательным. Дело в том, что любит. Вот мой покойный отец оказал на меня и на других моих братьев колоссальное влияние. Он никогда нас ничему не учил. Он больше одной фразы в два дня не произносил, он всегда молчал. Он просто был. Вот его реакция - как он отвечает, как он ходил, как он смотрел, как он улыбался - вот это воспитывало. А совсем не время какое - то. Он тоже работал, все работают. А как, если отец не работает, то что же это за воспитание? Не работающий отец-кого он может воспитать? Настоящих уродов. У всех пап, которые не работают, дети - уроды. Скорбим и молимся, ездим к святыням, просим-но не дает Господь. Что это? Может, какой - то нераскаянный грех в жизни или какая - то другая причина? В стране 1 миллион сирот-можно выбрать. Я вижу, у нас в приходе кто усыновили - через 2 месяца забывают напрочь, что он не свой.