Новости 19 февраля 1861 событие

19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных РИА Новости, 03.03.2021. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право. Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

19 февраля (3 марта) 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, который освободил крестьян от зависимости от помещиков. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права.

Новости и события Российского исторического общества

Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию. Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 17 документов , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. В их числе: «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, из усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», местные положения.

Манифест Александра II об освобождении крестьян, 1861 год. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй. Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей хозяйственной единицей самоуправления было сельское общество, высшей административной единицей — волость. Медали в честь отмены крепостного права. Совет Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» придомовый участок и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет. Школьный праздник в память 19 февраля.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Отмена крепостного права. Из коллекции Игоря Словягина Братск Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось. Ноты песни в честь 19 февраля 1861 года. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Жетоны и медали в честь 50-летия освобождения крестьян, 1911 год. Манифест 19 февраля 1861 г Результаты Крымской войны сделали очевидным глубокий кри- зис, в котором находилась Россия. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране.

Александр II, тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Обратите внимание Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. При этом туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер. Размещено на реф. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. При этом выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают.

И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков. Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Важно Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу.

Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы- куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степ- ная. В 27 губерниях землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же. Таким об- разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел меньше того, которым он владел, будучи крепостным. Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть- ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Волость включала несколько сельских обществ от 300 до 2000 душ мужского пола.

В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года. Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы… Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года: Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года Крестьяне становились свободным сословием. Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли. Упразднение крепостного права привело к росту производства. Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков. Активизировалось предпринимательство. В селе по-прежнему сохранялась община.

В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года. Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы… Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года: Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года Крестьяне становились свободным сословием. Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли. Упразднение крепостного права привело к росту производства. Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков. Активизировалось предпринимательство. В селе по-прежнему сохранялась община.

Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Падение крепостного права в России: Документы и материалы.

История рабства в Российской Империи – 19 февраля 1861

Рассказывают хранители: Книга «Высочайше утвержденные Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года Положения о крестьянах, вышедших, из крепостной зависимости». 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

События 1861 года

Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

Наконец, 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными?

Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться?

Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей.

Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам.

Обьявления о продаже крепостных.

За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически с учетом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму.

Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861. Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г.

Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г.

Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. На 1 января 1863 г. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза в 1854—1855 гг. В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс.

Но государю все же было, на кого опереться. Александра II поддерживали его брат великий князь Константин Николаевич и сестра покойного императора Николая I, умная, энергичная и волевая великая княгиня Елена Павловна.

В ходе обсуждения реформы накал страстей был таков, что у императора порой не выдерживали нервы, и он позволял себе покрикивать на своих оппонентов. Об этом потом с горечью вспоминал ярый сторонник отмены крепостного права генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Александр Строганов. Недовольны были и крестьяне, и помещики Манифест 1861 года и последующая реформа — результат компромисса различных сил. И, как всегда бывает в подобных случаях, они не были лишены серьезных недостатков.

За пользование ими крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк - до тех пор, пока не выкупят свою землю. А когда выяснилось, что крестьяне не имеют средств на выкуп, деньги за них внесло государство, обязав погасить долг в течение 49 лет из расчета 6 процентов годовых — высокий по тем временам процент. В таких условиях многие крестьяне попросту отказывались от земли. Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда.

В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин. То есть, хозяйства обрекались на постепенное разорение. Хорошо известна карикатура того времени «Мужичок на одной ноге», где селянин изображен на крошечном клочке земли. Далеко не все помещики оказались готовы вести капиталистическое хозяйство.

Одни разорялись, другие просто предпочитали отдавать землю в аренду. А уж вкладывать средства, чтобы повышать эффективность хозяйств, и вовсе мало кто хотел. Крупные, с высокой урожайностью плантации существовали главным образом лишь на западе и юге России. Получается, что реформой, отменившей в России такое позорное явление, как рабство, были не особенно довольны как помещики, так и крестьяне.

Помните Фирса, слугу из «Вишнёвого сада»: мол, раньше был порядок, «мужики при господах, господа при мужиках». Судьбы освобождённых от крепостной зависимости крестьян складывались по-разному.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Крепостное право и рабство — сходства и различия Между рабством, процветавшим в то же самое время в Северной Америке, и крепостным правом гораздо больше различий, чем сходств. Общим в обоих случаях было подневольное положение людей, вынужденных трудиться в имении или на производстве их владельца. В определенный период крепостные в Российской империи даже были приближены к рабам — еще не лишенные прав до конца, но и практически не защищенные законом от произвола и «людоедского» отношения. В самые тяжелые для русских крестьян времена барину допускалось использовать их труд без ограничений по времени и количеству дней в неделю, свободно распоряжаться крестьянским имуществом и прибылью, а также беспрепятственно продавать людей поодиночке, разлучая их с семьями.

Не гнушались помещики и телесных наказаний, которые, однако, были строго регламентированы законом. Но всё же в условиях крепостничества крестьянин оставался человеком, наделенным определенным набором прав, хотя и сильно ограниченным в своих свободах. Крестьянин имел свой собственный дом, некоторое имущество чаще всего орудия труда и землю для возделывания в личных целях.

Также крестьяне могли жениться, хотя и с одобрения помещика, и передавать детям по наследству свое имущество и надел. Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше. Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных.

Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает.

На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии. Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки. Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена.

Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс. Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами. Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы.

С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами.

Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.

О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них». Экономический рост России — после реформы или из-за реформы? Так или иначе, чрезвычайное социальное и политическое значение реформы признавали и признают все, пусть даже морально-нравственные оценки её разнятся. С последствиями всё сложнее. Долгое время историки видели в отмене крепостного права залог подъёма российской экономики в последней трети 19 и начале 20 века. В самом деле, личная свобода 23 млн людей не могла не оживить сельское хозяйство и промышленность. Крестьяне превращали свои хозяйства в мелкотоварное производство, с 1880-х гг. Появились машиностроительные заводы в Коломне, Харькове, Одессе и Бердянске, новые механические и металлургические заводы, собственное производство паровозов, за 20 лет после 1861 г. Как грибы после дождя основывались акционерные общества, учреждались новые акционерные коммерческие банки, население городов за 30 лет после отмены крепостничества выросло с 6 до 17 млн человек — крестьяне становились рабочими. Милютин, реформатор, один из сподвижников Александра II. Источник: kudago. В частности, историки А. Гершензон и П. Готрелл показали, что сама по себе отмена крепостного права не привела к экономическому буму. Многие предпосылки будущего роста заложил ещё Николай I.

Эти отчеты наглядно показывают, с какой скоростью менялось отношение к «крестьянскому вопросу» в среде высшей российской бюрократии: в начале царствования Николая одной из главных угроз «государственному порядку» считалось стремление крестьян к свободе, в начале царствования Александра II — недовольство помещиков освободительными устремлениями властей. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их». Случаи сии замечены в Смоленской, Тверской, Тульской, Саратовской и Западных губерниях, где от жестоких истязаний помещиков, приказчиков и старост умерло до 40 крестьян обоего пола и 10 беременных женщин разрешились мертвыми младенцами. Вследствие этих наказаний умерло: крестьян обоего пола 73 и малолетних 7, рождено мертвых детей 19 и доведено до самоубийства 8 — всего 107 человек. Пресловутая неготовность крестьян к свободе забыта, главное — обойти сопротивление помещиков, которые не хотели расставаться со своими привилегиями. Основная задача императора — сделать так, чтобы инициатором реформы был не он, а сами дворяне. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вскоре работа над реформой началась. Учрежден Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В него вошли десять главных чиновников страны — крупнейшие бюрократы еще николаевской эпохи. Комитет возглавил сам Александр II, однако год работы не имел никакого практического результата: члены комитета лишь признали, что крестьяне «вовсе не приготовлены к получению внезапно и вдруг свободы» и освобождение должно быть постепенным. Александру II было важно, чтоб инициатива реформы исходила от самих помещиков, и эту роль берут на себя литовские дворяне. Это предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем. Рескрипт содержал четкую программу реформы — освобождение без земли, арендные отношения между помещиками и их бывшими крепостными, сельская община как способ организации освобожденных крестьян и административная власть помещика над ними. Копии рескрипта были разосланы всем губернаторам — правительство едва ли не заставляло дворян включиться в работу над освобождением, и в течение года комитеты возникли в каждой губернии. После публикации рескриптов Назимову и другим губернаторам и образования губернских комитетов работа над крестьянской реформой стала публичной. Главный — по отношению к губернским, которые в течение всего 58-го года работали над детализацией программы, изложенной в рескриптах, — определяли размеры крестьянских наделов и повинностей и границы административной власти помещиков над освобожденными крестьянами. На заседании Главного комитета Александр II выдвинул новые основания для работы над реформой: «а чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; б чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены; в чтобы сильная власть ни на минуту на месте не колебалась, отчего ни на минуту же общественный порядок не нарушался». В соответствии с этими принципами 4 декабря Главный комитет сформулировал новую программу реформы, которая включала в себя предоставление крестьянину возможности выкупить свой надел с помощью государственного кредита.

Крестьянская реформа 1861 года

Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством. Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела.

При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты. Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной. Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе. И всё же, историческое значение отмены крепостного права трудно переоценить. После более чем двухсотлетнего пребывания в собственности помещиков крестьяне наконец-то получили долгожданную свободу.

Излишне говорить, что наделять землей освобожденных рабов никто в США даже и не думал — а попытки негров захватить землю безжалостно подавлялись армией освободителей-северян… «Грабительская реформа»против проектов декабристов На фоне того, что из-за вопроса об отмене рабстве в США вообще разразилась гражданская война, реформа 1861 года уже выглядит образцом государственной мудрости. Обойтись в таком серьезном деле без большой крови — это уже не так-то просто.

Но интересна реформа 1861 года не только своей бескровностью… Мало кто давал себе труд сравнить условия освобождения крестьян в 1861 году с теми, на которых собирались упразднить крепостную неволю декабристы в 1825. Между тем результаты сопоставления декабристских проектов с тем, что сделал царь Александр II просто потрясают. Оказывается, что по «Конституции» Никиты Муравьева крестьяне должны были быть освобождены вообще без пахотной земли — с одними только огородами: Ст. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими. Можно, конечно, сказать, что «Конституция»Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство.

Получается, что Александр II оказался «добрее»декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать. Самодержавие вообще так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому»пути-освободить без земли. Царь-батюшка был куда более осмотрителен-он понимал, что в иных делах простота — хуже воровства. Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848года в Венгрии. Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»: «Важнейшим актом венгерской революции 1848года было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии. После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю — и процесс этот растянулся до 90-х годов XIX века. Для сравнения — в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде т. Немного истории При этом стоит отметить, что об отмене крепостного права Александр II задумался далеко не первым.

Проекты на сей счет появились еще в самом начале XIX века, когда Александр Первый издал закон о «вольных хлебопашцах», разрешавший крепостным выкупаться на волю. Подумывал от отмене крепостничества и разгромивший декабристов Николай Первый — в его правление работал целый ряд секретных комитетов на эту тему, но … все задумки окончились ничем.

Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал.

Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников.

Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете?

Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки — вернее, головы.

Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. Протоиерей Максим Хижий, инспектор Свято-Троицкого духовного училища г.

Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин также терял право на «мирскую землю» своей прежней общины.

Поэтому бывшие крепостные, ожидавшие полной воли, остались весьма недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне начали бунтовать, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, в частности — в Казанской и Пензенской губерниях, были использованы правительственные войска.

Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение, создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Сегодня, 28 апреля в истории: 1563.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. Главная» Новости» Манифест 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права и положение о крестьянах подписал.
Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (9 класс) 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России.
19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права 160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель».
Вы точно человек? 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

События 1861 года

Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний. Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.

Крепостной крестьянин нес повинности и перед государством в отличие от дворянина он должен был платить налог — подушную подать, введенную в 1724 году , и перед своим владельцем: он либо работал на него барщина , либо платил деньги оброк , либо и то и другое, взамен получая участок земли для личного пользования. Двойственность в статусе крестьянина сохранялась и в другом: закон формально но далеко не всегда на практике защищал его от чрезмерных поборов и насилия со стороны владельца.

Именно в этом отличие крепостного права от хрестоматийного рабства «Хижины дяди Тома». Однако сути дела это не меняет: если человека можно было купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов. Что такое крепостное право? В основе крепостного права не было какого-то одного закона, определявшего его границы, или одной даты, с которой началось его существование, — оно складывалось постепенно, начиная с древности, причем не только из права, но и из практики.

Юридическая противоречивость и неопределенность его норм для многих выглядела фундаментальной традицией: в том числе поэтому его было так трудно реформировать. В каком-то смысле, крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России — вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу. Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, были обязаны отдавать часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли — князю или помещику. Конечно, сторонников крепостного права в России всегда было больше, чем противников.

Невыгодно Первым был сформулирован экономический аргумент. В 1766 году Екатерина II с помощью недавно учрежденного Вольного экономического общества инициировала открытый конкурс работ на тему: «Что полезнее для общества — чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или иное имение простираться должны? В конкурсе приняло участие 162 автора всего семь из них были из России , и первое место получил «ответ» французского экономиста Беарде де Лабея, который прямо связал экономическую эффективность земледелия с крестьянской свободой и собственностью на землю. И хотя Беарде подробно писал, почему предоставить свободу крестьянину нельзя прямо сейчас, а возможность опубликовать эту работу по-русски вызвала среди устроителей конкурса бурную дискуссию в итоге работу опубликовали , общество получило отчетливый сигнал — эффективное хозяйство безусловно требует освобождения крестьян.

Аморально В эпоху Александра I в разговоре о крепостных появились моральные аргументы. Уже через два месяца после восшествия на престол сам Александр попытался запретить продажу крепостных без земли, чтобы «охранить» их от «злоупотребления над ними власти господской, не только противного человечеству, но и общей пользе», которые до сих пор приносились в жертву «безрассудному корыстолюбию, прихоти и даже порокам частных людей». Чиновники отговорили императора, и он ограничился стыдливым запретом публиковать объявления о продаже крестьян без земли запрет тоже провалился — для продажи тут же придумали эвфемизмы. Опасно В николаевскую эпоху стало очевидно, что сохранение крепостного права несет огромные политические риски для режима.

В 1826 году Николай I создал политическую полицию сегодня мы назвали бы ее службой госбезопасности — III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, а с 1827 года она готовила для императора ежегодный отчет о положении в стране. Эти отчеты наглядно показывают, с какой скоростью менялось отношение к «крестьянскому вопросу» в среде высшей российской бюрократии: в начале царствования Николая одной из главных угроз «государственному порядку» считалось стремление крестьян к свободе, в начале царствования Александра II — недовольство помещиков освободительными устремлениями властей.

Чтобы не отдавать землю, помещики ссылали крестьян в Сибирь Да Реформу обсуждали и готовили несколько лет, и за это время некоторые помещики, желая сохранить за собой земли, предназначенные для выкупа крестьянами, пускались на всевозможные хитрости. Пока крепостные зависели от них, землевладельцы переселяли их на участки похуже, продавали вообще без земли, переводили в дворовые то есть отбирали надел. Имея полномочия судить принадлежавших им людей, помещики даже находили поводы ссылать крестьян в Сибирь. В 1858 году правительство издало ряд указов, чтобы пресечь эту практику. До отмены крепостного права помещик мог сделать со своим крестьянином все что угодно Нет К 1861 году помещик мог продавать и проигрывать крестьян, переселять, отдавать в рекруты, имел право вотчинного суда над принадлежащими ему людьми, мог приговорить их к телесным наказаниям, заключению в острог и ссылке. Но действовал ряд ограничений: регламентировалось количество палок и розог, по закону нельзя было убить крепостного, были запрещены публичные торги, а при продаже запрещалось отбирать у крестьян их наделы и разделять семьи. Впрочем, помещики умели обходить закон.

Как писал экономист середины XIX века Андрей Заблоцкий-Десятовский, «если желают продать детей, то отпускают родителей на волю. Или, не давая отпускных родителям, сочетают браком детей и, составив таким образом отдельное семейство, продают его, не нарушая закона». Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права. Архив Государственного исторического музея Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права. Архив Государственного исторического музея 8. Российская империя позже всех в Европе упразднила крепостное право Нет Например, в Боснии и Герцеговине которая, правда, в XIX веке была частью Османской империи с крепостным правом официально было покончено в 1918 году. Независимые европейские государства в годы реформ Александра II уже отменили крепостничество в классическом варианте. Однако в их колониях еще существовало рабство. В ночь после подписания манифеста Александр II опасался за свою жизнь Да Император знал, что большая часть дворян очень недовольна подготовленной реформой.

Столыпина 1911—1912 Синьхайская революция в Китае 1912—1913 Балканские войны 1914, август Начало Первой мировой войны 1916 Убийство Григория Распутина 1917 Февральская революция. Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России. Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий