Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». Стилистические ошибки: виды и примеры. Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. Речевая ошибка обнаруживается в предложении. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.
[Синергия]Русский язык и культура речи.Компетентностный тест Синергия/МТИ 2023г (Решение → 72136)
Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ | Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». |
Предложения со словосочетанием «защитная речь» | Стилистические ошибки: виды и примеры. Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. |
Адвокатские речи, перевернувшие ход уголовного процесса и приведшие к оправданию подсудимого | Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением различных форм глаголов и деепричастий. |
Зимаков Е.В. - Речевые ошибки | Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова. |
Беседа прочитана лексическая ошибка | Нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, речевая недостаточность, речевая избыточность, канцелярит, употребление слова в несвойственном значении, неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи. |
Присутствующие пристально слушали речь прокурора исправить ошибки
В данной речи этим словам придается иронический оттенок, что подтверждается самим приемом иронии, который использовал в своей речи защитник. Речевые ошибки. 10 класс. Запросить права на редактирование. 2. Защитная речь адвоката была блестящей.
Задание Учи.ру
Соблюдать крепкую конспирацию лексическая ошибка | Причины речевых ошибок. Почему мы совершаем ошибки в своей речи? |
Виды речевых ошибок в деловом письме | речевая ошибка). |
Предложения со словом защитительная речь | Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1—3 текста. |
Тренировочные работы по русскому языку "Лексические нормы речи" 10 класс (с ответами) | Речевые ошибки (К10) № Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Тренировочные работы по русскому языку "Лексические нормы речи" 10 класс (с ответами)
Его защитительная речь была настолько блестящей и убедительной, что судьям ничего другого не оставалось, как оправдать его. В чем состоит суть этой речевой ошибки? Его защитительная речь была настолько блестящей и убедительной, что судьям ничего другого не оставалось, как оправдать его. Одними из самых блестящих образцов адвокатского ораторского искусства несомненно являются речи знаменитого российского адвоката Федора Никифоровича Плевако. Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования. Его защитительная речь была настолько блестящей и убедительной, что судьям ничего другого не оставалось, как оправдать его.
Файл: Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A.doc
Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1—3 текста. В чем состоит суть этой речевой ошибки? Речевые ошибки (К10) № Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Типичные ошибки речевого оформления части С. Критерий К6.
Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением различных форм глаголов и деепричастий
Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. 2. "Защитная речь адвоката была блестящей.". теперь,нам сказали выписать все неправильные словосочетания из этих заданий,и через тире написать исправленный вариант.(должно получится 14 словосоч.). Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». речевая ошибка).
Защитная речь адвоката была блестящей
К речевым недостаткам относятся нарушения требований коммуникативной целесообразности, неудачный подбор выразительных средств, лексические повторы, речевая избыточность или недостаточность, употребление лишних слов, штампов, бедность и однообразие синтаксических конструкций, смешение видо — временных форм глагола и др. Виноградов, упоминая о речевых недочетах, подчёркивал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое. Это свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка, слова». Поэтому так важна систематическая работа над языковыми единицами, над уточнением смысла слов, выявления правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами. Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые лексические и стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования.
К лексическим относятся ошибки, связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении, смешением паронимов, тавтологией. Например: 1. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы 2. Грибоедов умело составил свою комедию.
В пути их предостерегали разные случайности. Эти черты характера характеризуют князя Андрея как сильную личность. Он становится писателем и пишет книги. С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии.
В поэме показана сладостная жизнь чиновников. Присутствующие пристально слушали выступление лектора. В пьесе показана низменная жизнь низов общества. На следующее утро Гарик стал очень рано.
У читателя вызывает чувство несправедливости положение бедных. Благодаря проливному дождю мы не могли выйти на прогулку. Стилистические ошибки связаны с целесообразностью, уместностью употребления языковых средств в речи. Основным критерием «определения стилистических норм является соответствие или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения».
К стилистическим недочетам относятся: неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление эмоционально — экспрессивной лексики, штампов. Дикой грозит купцам, ругается, обзывает их. Плюшкин — настоящий скупердяй. На столе у него были кучи разного барахла.
Прозвенел будильник, возвестивший, что пора вставать. С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями. Недалеко от нашего дома расположен лесной массив. Мы не попали в зоопарк, вследствие того что он был закрыт.
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки. Прошла пара минут, а в голове еще не было определенного решения. Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием, нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим грамматические ошибки делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е ошибки связаны с неправильным образованием слов. Например: В комедии показана бюрократство вм. Островский изображает покорство вм. Красность ягод вм.
В боевых операциях участвовали и девушки — красноармейки вм. В учении нужно проявлять усердство вм. М о р ф о л о г и ч е с к и е ошибки свидетельствуют о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи. Молодые люди часто ездиют вм.
Более лучше вм. Волчонки вм. Ихняя вм. Трое девочек вм.
Отчет о работе был представлен к первому декабрю вм. Это человек, крадящий деньги у семьи вм. Среди с и н т а к с и ч е с к и х ошибок, связанных с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания, выделяют следующие группы: Ошибки в нарушении норм согласования подлежащего и сказуемо- го; определения и определяемого слова. Например: За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда.
Высоко в небе виднелись стая уток. Часть птиц уже улетели на юг. Ряд столов стояли накрытыми. Группа ребят пришли на занятия.
В голубом дали виднелись огни. Одна из ярких черт характера Татьяны является искренность. Дети ели вареную кортофель. В школе действуют драматический и хоровой кружок.
Валентина Ивановна — отличная доктор. Ошибки в нарушении норм управления предложного и беспредложного. Касаться к этой теме Насте было неприятно вм. Андрий встал на стороне врагов вм.
Мальчик долго смотрел вслед поезда вм. Владимир обрадовался приездом друга вм. Он был удивлен этим словам вм. Мы не описали все разновидности вм.
Саша любит и гордится своим сыном любит кого? Наличие подобных ошибок свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых имя, пламя и несклоняемых кино, пальто имен существительных, имен существительных 2-го склонения мужского рода и 3-го склонения картофель, тюль, мышь , существительных с отвлеченным значением жизнь, треск. Ошибки, связанные с нарушением норм управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания, применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.
В построении предложения наиболее часто встречаются следующие ошибки: использование разных видо—временных форм глаголов: 1. Ребята прошли через березовый лес и выходят на знакомую поляну. В лесу холодней и быстро потемнело; нарушение порядка слов в предложении: 1. Князя Андрея сестра осталась в Богучарове.
Созданная книга начинающим автором имела большой успех. Запрещаются сварочные на верхней палубе без устройства навеса в дождливую погоду работы; неправильное употребление местоимений, затрудняющее понимание смысла высказывания: 1. Пушкин показал образ Татьяны в своем развитии. В комедии изображена жизнь чиновничества, среди которых были взяточники и казнокрады.
Мать просила Павла пригласить его друзей к себе; неправильное употребление причастного и деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось. Выйдя на опушку леса, мне показалось, что в кустах кто-то прячется. Шум реки, доносившийся снизу, не давал покоя.
Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов; ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную: 1. Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов. Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. Ученик сомневался, что можно ли так выполнить задание.
Когда Ларру спросили, за что он убил девушку, он ответил, что почему он должен объяснять свои поступки; ошибки в построении сложных предложений: 1. Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама. Ребята свернули в лес, который тянулся до реки, по которой плавали теплоходы. Чтобы избежать ошибок в построении словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их предупреждению в процессе усвоения языковых понятий.
Целесообразно использовать упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа по образцу, приемы редактирования, конструирования и др. Так, при работе над номинативными и коммуникативными единицами большое внимание следует уделять не только анализу этих единиц с точки зрения лексического построения, но и целесообразности употребления. Объясните, как характеризуют речь человека данные глаголы и словосочетания. Укажите их лексическое значение, сферу употребления.
Составьте предложения с двумя словами. Буркнул, ответил, промямлил, выдавить из себя, пробормотал, отчеканил, процедил сквозь зубы, пробубнил. Составьте и запишите словосочетания со следующими главными словами, укажите падеж зависимых слов. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения.
Заинтересовать — заинтересоваться, задумать — задуматься, беспокоить— беспокоиться, смотреть — присматриваться, увидеть — увидеться. В следующих предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим в числе. Объясните свой выбор. Вдруг под ногами вспыхнул… множество огней и ослепил… Лизу.
Студенчество всех стран прибыл… на Всемирный фестиваль молодежи. Большинство людей хотел… что-нибудь делать. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью В. Несколько рыбачьих баркасов заблудил…сь в море.
Укажите ошибки в построении предложений. Запишите исправленные предложения. Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в ко- тором давно никто не жил. Увидев приближающегося Аркадия, лицо ее осветилось радостью.
Ноздреву отведена роль разоблачителя Чичикова, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом. Чичиков говорил, что давненько я не брал в руки шашек. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело. Работу по предупреждению речевых ошибок, формированию речевой культуры в целом следует проводить не только в процессе построения словосочетаний и предложений, но и в процессе работы над текстом.
Текстовые ошибки — это вид ошибок в построении текста, в результате чего затрудняется восприятие речевого произведения. К текстовым ошибкам относятся и логические ошибки. Логические ошибки — это ошибки в изложении фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике понятий.
На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. В театре было много людей и родителей с детьми. Софья очень похорошела и охладела к человеку, которого обещала ждать. К логическим ошибкам относятся также соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий: В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
Среди речевых ошибок в построении текста особое место занимают ошибки, связанные с недостаточным владением речевеческими понятиями, что приводит к неумению правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к другой, сохранить стилистическое единство высказывания. В качестве примера можно рассмотреть построение сочинения ученика 5-го класса на тему «Волки в зоопарке». В воскресенье мы с родителями пошли в зоопарк. Я долго ждал этого дня.
Погода была ясная. Ветер качал деревья. Начиналась весна. Когда мы подошли к клетке, волки вышли на прогулку.
Волки внимательно смотрели на посетителей. Один волк нюхал воздух. Другой волк пошел поесть. Волки были серого цвета.
С них слезает шерсть клоками. Это начиналась весенняя линька.
К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб содержанию.
Одной из причин речевой недостаточности в письменной речи является перенесение в нее особенностей разговорной: пропуск структурно и семантически значимых единиц. Например: Больные надеются, мы им поможем в письменной речи здесь необходим союз что:... Точность текста требует не только знания семантики слов, но и умения учитывать их сочетаемость - способность соединяться с другими словами в контексте.
Именно в контексте, в сочетании с другими словами реализуется семантика слова, обретается четкость и определенность. Известно, что сочетаемость слов определяется их лексическими особенностями, грамматическими свойствами, стилистической окраской. В соответствии с этим можно выделить три вида сочетаемости: лексическую, грамматическую синтаксическую и стилистическую.
Границы между ними в конкретных актах коммуникации весьма нечетки; все виды сочетаемости органически взаимосвязаны. Стилистическими законами регулируется сочетаемость стилистических синонимов, круг словесных связей у которых с другими словами, как правило, не совпадает. Например, сочетаемость нейтрального слова будущий и его книжного риторического синонима грядущий.
Первое сочетается с гораздо большим числом существительных год, месяц, неделя, день, понедельник, экзамен, каникулы, отпуск, приезд и т. Сочетания же прилагательного грядущий с существительными неделя, понедельник, экзамен, каникулы, отпуск и др. В официально - деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише.
И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред. Использование клише — это одна из особенностей языка права, она заключается в том, что в речи юриста встречаются составные юридические термины, выступающие как единое целое. Клише позволяют обеспечивать точность языка права.
Клише — это определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. В использовании этого средства в деловых документах порой возникает даже необходимость, например: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного и т. Их антиподом в речи выступают штампы, которые воспринимаются как явление негативное, использование которых влечет за собой не соблюдение таких требований официально-делового стиля, как точность, краткость, стандартность.
Бездумное повторение выражения можно отнести к психологическому явлению. Нередко в процессуальных актах употребляются уродливые штампы вместо клише, например: «уголовное дело производством прекращено вместо производство уголовного дела прекращено» или «отложить дело слушанием, а надо отложить слушание дела». В чем здесь ошибки?
В словосочетаниях перепутаны управляющие и управляемые слова. В праве есть понятие "возбуждение уголовного дела", далее ведется "производство дела". Значит, прекращается производство дела, то есть прекращается разбирательство, а не само дело.
Такая же ошибка в штампе "при отложении дела слушанием": назначается слушание дела, и откладывается тоже слушание дела. Исправим: "при отложении слушания дела". Соответствующий норме вариант использован в ст.
Штампы в профессиональной речи юристов чаще всего появляются в результате избыточных словосочетаний, которые образуются в речи из-за стремления к уточнению каких-либо обстоятельств. Например: «следователь следственного отдела» - следователь РОВД и прокуратуры работает только в следственном отделе, поэтому «следственный отдел» - лишнее. Штампом является и выражение "из уголовного дела по обвинению" ст.
Слово "уголовный" употребляется в праве в четвертом значении: "связанный с применением государством мер наказания к лицам, совершившим общественно опасное деяние"; значит, уголовные дела всегда связаны с обвинением, и поэтому словосочетание "по обвинению" становится лишним, создает многословие. Правильно построено клише "дела по обвинению" Значит, прекращается производство дела, то есть прекращается разбирательство, а не само дело. Таким образом, ошибочно соединенные слова, употребляемые бездумно, выражают мысль многословно, неточно.
Заключение Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям и целям общения - важные принципы культуры речи. Эти принципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов. Культура речи - часть общей культуры человека, поэтому по качеству его письменной и устной речи можно судить о его духовном развитии и внутренней культуре.
Надо взглянуть на это глазами потомков. Две команды встретились в юбилейном матче. В заключение рассказчик рассказал еще одну историю. Снег повсеместно начал оседать от влажного оттепельного ветра, пробудившегося в степи с приходом марта. Сегодня был приведен брифинг. Мы весело провели выходные. Это был молодой талантливый напористый футболист.
Пока суть да дело, мы решили прогуляться.
Даль хотел сказать, что... Конкуренция стимулирует производителей производить более совершенный продукт. Эту ценность нельзя переоценить, ведь полноценная жизнь человека может быть только в обществе.
Размышляя над этой мыслью, обратимся к... Достоевский — это великий писатель, который написал много замечательных произведений. Лексические ошибки У меня сразу же возникла картина в своём воображении. Писатель как бы считает иначе.
Данные примеры взаимодополняют друг друга. Говоря о природе, стоит вспомнить и про остальных жителей Земли. Мы делим этот дом с разными видами многих животных. Для решения глобальных проблем государства объединяются вместе.
В этот период времени Москва становится административным и религиозным центром. Толстого "Война и мир". Ему кажется… Педагог попросил меня кратко записать своё выступление. Автор рассказал нам его историю.
Директор попросил учителя пройти к себе в кабинет. Герой не только не хочет помогать другим, но и считает любую помощь вредом. А ведь это делает человека человеком. Мы, как всегда, вытянули свои носочки.
Присутствующие пристально слушали речь прокурора исправить ошибки
Отрывок из работы Введение Сдано в 2024г. Скриншоты с отметками прилагаются к работе. Если да, какое из них шире? Ответ обоснуйте. Я надел пальто и вышел на улицу. Защитная речь адвоката была блестящей.
Мебель в комнате была затейливая, из целостного дерева. Мы готовы предоставить Вам слово. В каких из приведенных ниже предложений неверно употреблены слова, выделенные подчеркиванием? Замените эти слова, приведя правильные варианты. В чем причина ошибки?
Найдите в предложении нарушения лексических норм русского литературного языка.
В каких из приведенных ниже предложений неверно употреблены слова, выделенные подчеркиванием? Замените эти слова, приведя правильные варианты. В чем причина ошибки?
Причина ошибки: неправильное употребление паронимов одеть — надеть, целостный — цельный. Исправленные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу.
Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. Наиболее распространенными в деловых текстах являются следующие лексические ошибки: 1. Неправильное использование слов-терминов.
Обычно термины закреплены за одной специальностью. Однако они могут переходить из одной отрасли знания в другую, сохраняя свое первоначальное значение или обогащаясь новыми смысловыми оттенками. Термины, нашедшие широкое употребление в разных областях знания, теряют свой узкоспециальный характер. Нередко они переходят в разряд "книжных" слов, которые не закреплены за какой-либо узкой сферой употребления или каким-либо отдельным видом письменной речи. Например: "Частично доставленные заготовки зубчатых колес не имеют маркировки и свидетелей.
Прошу принять меры к обеспечению". Под словом свидетели адресат понимал макеты деталей, прилагаемых к партии. Этот термин образцы-свидетели используется узким кругом специалистов. Текст не был понят получателем документа. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов.
Какое коммуникативное качество в нем нарушено в предложении? Как можно исправить ошибку? Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Рост дуба продолжается очень долго, лет 150—200 и больше. За это время дуб развивает очень мощную крону. Дуб обладает большой побего-производительной порослевой способностью. Определите принадлежность приведенного текста к функциональному стилю.
Какие черты данного стиля проявляются в тексте? Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа данной проблемы очевидна.