Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни. Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора. Помимо своих придворных функций, некоторым фрейлинам выпадало выполнять «неофициальные» обязанности. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине.
12 нюансов жизни фрейлин, о которых не каждый учитель истории знает
Жена короля Карла III, королева-консорт Великобритании Камилла решила прекратить существование института фрейлин, восходящего к средневековью. Придворная дама это. Фрейлины Екатерины. Мария Антуанетта костюмы. это женщина, которая занимает высокий пост в кругах королевского двора.
Путеводитель для придворной дамы
Значение словосочетания «придворная дама» придворная дама 1. истор. женщина, состоящая в штате при дворе монарха Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. это женщина- личный помощник при дворе. Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам.
Придворная жизнь при Петре I
Однако спустя четыре года ее вина была забыта, и ко двору вновь вернулась острая на язык Голицына. Екатерина почти сразу же произвела ее в новую должность, сделав первой статс-дамой в России. И как знак своего высокого положения Голицына на левом плече носила портрет Петра на голубой ленте, украшенной бриллиантами. В 1725 году она женила своего старшего сына на двоюродной сестре самого императора, тем самым породнившись с монархами. Через несколько дней после смерти Екатерины она была уволена на покой. Судьба Анны Головкиной Бестужевой-Рюминой По своему рождению эта придворная дама была максимально приближенной к царскому окружению, так как ее отец занимал должность государственного канцлера.
Через два года ее назначили статс-дамой. Все это время она была верной женой и хорошей помощницей своему мужу, но спустя 11 лет она овдовела. В 1742 году Михаила Гавриловича, брата Анны Гавриловны, обвинили в государственной измене, судили и приговорили к смертной казни. Вскоре императрица Елизавета Петровна своим указом изменила меру его наказания на ссылку в Сибирь на вечное поселение. В мае следующего года состоялась свадьба Анны Гавриловны с Михаилом Бестужевым-Рюминым, известным дипломатом и братом тогдашнего вице-канцлера Алексея Бестужева.
Прошло всего несколько месяцев, как она оказалась втянута в «салонный заговор» против правящей императрицы. Смерть опальной гоф-фрейлины Началось все с разговора поручика Бергера с подполковником Иваном Лопухиным. Речь шла о недовольстве методами правления, которое осуществляла Елизавета Петровна. Эти крамольные разговоры и послужили поводом для написания доноса и подачи его в Тайную канцелярию. Лопухина арестовали, и во время допроса с пристрастием он оговорил нескольких ни в чем не повинных людей, в числе которых оказались его мать и Анна Бестужева.
Последняя не признала своей вины, поэтому в середине августа княгиня была подвергнута публичному наказанию путем поднятия на дыбу, но новых показаний она так и дала. Лопухины и Анна Бестужева были приговорены к колесованию и вырезанию языка. Однако императрица смягчила наказание и вместо смертной казни отправила всех на поселение в Якутск. Анна Бестужева умерла в возрасте около пятидесяти лет и была похоронена на местном церковном кладбище у Богородицкой церкви. Трагедия Марии Гамильтон Пожалуй, самой значимой фрейлиной Екатерины I была камер-фрау, которая заведовала гардеробом государыни и прислуживала ей при одевании.
Для придания ему национального характера были использованы некоторые черты, присущие традиционному русскому костюму: откидные длинные рукава с открытой проймой, подчеркнутая шитьем и планкой с пуговицами, как в русском сарафане, вертикальная линия центра переда. Насколько большое значение придавалось этому указу, свидетельствует включение его в Свод законов Российской Империи Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.
Еще в 1833 г. Дивова дается интересная оценка вводимого нового парадного костюма: «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе.
Это нечто вроде офранцуженного сарафана» Дивов П. По указу, эти костюмы должны были состоять из бархатного распашного платья со шлейфом, очень открытого, с длинными откидными рукавами с открытой проймой, и нижнего, состоящего из корсажа и довольно широкой юбки из белого атласа. Цвет бархата и золотого или серебряного шитья, украшающего их, определялись рангом владелицы, так же как и длина шлейфа.
Согласно указу, статс-дамы и камер-фрейлины имели платье зеленого бархата с золотым шитьем, одинаковым с шитьем парадных мундиров придворных чинов, а нижнее — из белой ткани, как правило из атласа. Фрейлины императрицы носили платья пунцового бархата с аналогичным шитьем. Дамы, не имевшие придворного чина, должны были являться на парадные приемы ко двору в платьях того же фасона, что и придворные дамы, но из другой ткани и с иным декором.
Дополняли наряд кокошник с вуалью из кружева или тюля — для дам и повязка с вуалью — для девиц. Характер придворного женского костюма, введенного указом 1834 г. В зависимости от капризов моды в силуэт костюма, покрой, пропорции вносились изменения, существенно не влиявшие на общий его облик.
С середины XIX в. Исполнялись большей частью все эти туалеты в мастерских Петербурга, и цена их бывала весьма высока. Так, мундир и шляпа камергера работы петербургского мастера Залемана, имевшего свою мастерскую на Невском проспекте, в 1870 г.
Наибольшей известностью среди модных мастерских, исполнявших женские парадные костюмы, пользовалась мастерская, основанная в Петербурге в середине XIX в. Ольгой Николаевной Бульбенковой и существовавшая до 1917 г. В ней, в основном, создавались парадные женские костюмы для императорской семьи к коронационным торжествам, свадьбам и другим торжественным случаям.
Здесь же изготавливались парадные костюмы в приданое великих княжон, в частности, были сшиты семь парадных платьев для приданого великой княжны Ксении Александровны Всемирная иллюстрация. Ткани для них бархат, парча, атлас поставлялись, в основном, русскими фабриками, в том числе и известной московской мануфактурой Сапожниковых, особо славившейся своими узорчатыми шелками. Золотошвейные работы выполнялись в петербургской мастерской И.
Васильева, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки парадных костюмов царской семьи приглашали вышивальщиц из Торжка.
Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир.
Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры. Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель.
Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества.
Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно. Европейцы воспринимали русский двор как "роскошный и слегка экзотический" - последнее благодаря национальным веяниям. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма.
Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами. Все, конечно же, слышали про костюмированный бал 1903 года.
Однако то был маскарад в "допетровском стиле". В обычное время накал "русскости" был значительно ниже.
Вместо того чтобы впасть в отчаяние и принять этот трагический поворот событий, он придумывает другую схему и заявляет, что решил стать монахом. Естественно, его мать ошеломлена и готова принять все, если это означает, что он передумает. Таким образом, Чу Му побеждает! Сюй Кай очень хорошо справляется с ролью озорного Шэн Чу Му. Однако это не единственный забавный персонаж в «Придворной даме». Два его младших брата в основном являются его маленькими копиями, а именно вторым и третьим главными плейбоями Чанъаня соответственно. И всякий раз, когда семья Шэн появляется на экране, — это очень весело! Костюмы И последнее, но не менее важное. Костюмы дорамы заслуживают особого упоминания. Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник.
Чтобы создать максимально аутентичный вид, дизайнеры черпали вдохновение в картинах времен династии Тан, например, в росписях Дуньхуана.
Кто такая фрейлина при дворе
Придворные (придворные чины и кавалеры, а также женский штат – статс-дамы и фрейлины) представляли собой особую сословно-корпоративную и профессиональную общность. Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий. Петру не нравился пышный Московский двор — придворные должности с его точки зрения были абсолютно бесполезны.
Чем занимались фрейлины? Какие у них были обязанности?
фрейлина и фрейлина — младшее придворное звание. Фрейлиной императрицы называлась дама, которая занимала высшую позицию в. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и. фрейлина и фрейлина — младшее придворное звание. Придворные дамы также служили своеобразными послами, передавая сообщения между дворцами и помогая поддерживать дипломатические связи. Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией.
Монаршие нравы, или Почему королевы рожали прилюдно
После еды все переходили в гостиную, где пили кофе и завершали разговор, после чего гости разъезжались дальше по раутам и балам. Оставаться на вечер после обеда было не принято, кроме тех случаев, когда приглашение поступало заблаговременно. Сделать реверанс королю в Тронной зале и удостоиться его взгляда По правилам эпохи Реставрации первыми в Тронную залу имели право входить герцогини они же были единственными, кому разрешалось в присутствии короля сидеть на табурете ; затем вход закрывали, и остальные дамы ревниво ожидали своей очереди в соседней гостиной, пока двери не распахивались вновь. Дамы входили одна за другой и вереницей шли вперед, останавливаясь, чтобы сделать реверанс перед троном. Если король заговаривал с одной из дам, что случалось редко, вся процессия останавливалась.
Была известна как строгая поборница этикета.
Каждый родитель мечтал о том, что пристроить свою дочь ко двору, грезили об этом и они сами. Но на деле оказывалось, что жизнь эта приторно-скучна и однообразна: императорские будни, переносимые фрейлинами в прямом смысле «на ногах», сменялись торжественными приемами и балами, и так по кругу. Это ведь не жизнь, а сказка! Да, но только концом это небылицы фрейлины мечтали увидеть красивое замужество и выход из рядов, прислуживающих императрице, а на деле сказка могла превратиться в повесть длинную в целую жизнь: целая жизнь отсутствия полной свободы, сменяющихся громких балов и тишины дворцовых комнат, целая жизнь в золотой клетке, в звании «фрейлина». Приветствую постоянных и новых читателей! Друзья, возможно, юные читатели еще не знают кто такие фрейлины.
Надеюсь, что в этой статье вы найдете понятный ответ. Фрейлины Кто такая фрейлина? Это придворная особа, состоящая при царице, королеве, принцессе. Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. Стать фрейлиной при царском дворе - это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Об этом мечтали не только девочки, но и их именитые родители. Сама близость ко двору была очень престижна и почётна.
Фрейлина - это вершина для женщины, за которую было положено приличное жалование. По сути - это свита императрицы. При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали. Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами. Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками. Часто императрица приближала к себе понравившуюся кандидатку просто по своему желанию, и та становилась фрейлиной. Почти все девушки были знатного рода.
Их родственники мужского пола, как правило, служили здесь же при дворе. Но попасть в круговорот царского дворца могла и малостатусная особа, например, лучшая выпускница института благородных девиц. Были случаи, когда в список фрейлин попадали малолетние девочки, которые потеряли своих знатных родителей до своего совершеннолетия. В этом случае они получали образование при дворе. И им полагалось жалование, правда, в несколько раз меньше, чем взрослым, выполняющим свои обязанности. Прасковья Николаевна Репнина 1756-1784 , фрейлина, жена князя Ф. Тетка декабриста С.
Обязанности фрейлин Сами обязанности женщин, служивших при императрице, определялись самой государыней. Чётких должностных инструкций не было - что пожелало Её Величество, то и должно исполняться. Но существовал своеобразный график работы. Подле императрицы всегда, в любое время суток, должны были находиться дежурные. Ночные дежурства нередко порождали интриги, которыми всегда был окутан царский двор. Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, ур. Рибопьер 1858, фрейлины императрицы Александры Федоровны Днём свита многократно увеличивалась и сопровождала императрицу, как на прогулках, так и на деловых встречах.
Причём этикет предполагал знание малейших нюансов. Как подойти и отойти, как держать руки и голову, в какой момент говорить, а в какой держать рот на замке. Часто девушкам предлагалось привлечь чьё-то внимание или, наоборот, отвлечь кого-то беседой. Были случаи, когда для достижения политических целей женщин «подкладывали», например, под иностранных дипломатов. Нужно сказать, что последнее слово было за девушкой, и заставить её это сделать был не в силах никто. Но стараясь угодить монаршей семье, и не желая покидать двор, редко кто их женщин решался на протест. Отличительный знак Вся именитая прислуга при любом дворе имела свои отличительные знаки.
Когда во дворце проживала императрица и юные дочери, фрейлин Её Величества и Великих Княжон легко можно было различить по наряду. В ход шло всё: фасон, цвет, текстура. Портрет А. Александровой, фрейлины императрицы Александры Федоровны 1855 И конечно отличительный знак - драгоценный вензель, прикреплённый к голубому банту. Вензель той особы, которой они служили. На портретах фрейлин вы можете увидеть эти голубые банты. Отличительные наряды имели и статс-дамы, и камер-фрейлины.
Нужно сказать, что все российские государыни одевали своих подданных очень нарядно, можно сказать, на зависть всей Европе. Фаворитки императора Находясь на службе у царицы, любая представительница свиты Её Величества нередко становилась фавориткой императора. Такие любовные амуры почти всегда приводили к судачеству, расследованиям, выяснению отношений. Иногда любовные связи заканчивались беременностью. Но к этому относились как к издержкам дворцовой жизни и особо не заморачивались по этому поводу. Попав в список фрейлин, у девушки появлялась возможность удачно выйти замуж. При таком благоприятном исходе дела ей полагалось приличное приданое в виде нарядов, украшений, постельных принадлежностей.
Но знатных женихов всем не хватало. Случаи, когда молоденькие девочки задерживались подле государыни на всю жизнь, были очень частыми. Они взрослели, продолжая прислуживать, а после становились гувернантками и воспитателями детям монарших особ. Дополнительная информация по теме «Кто такие фрейлины при царском дворе» в этом видео: Чем бы король не тешился, — лишь бы не управлял. Поделюсь сакральным знанием тайн императорских дворов, включая Российский государев двор. Из литературных произведений наших великих писателей народ России знает о всяких там фрейлинах государева двора. Их, этих самых фрейлин, было множество.
Менялись они, как бабочки-однодневки. Некоторым, зубастым бабочкам, удавалось задержаться надолго во дворцах. Причем эти самые зубастые и беззубые фрейлины имели свои аппартаменты во дворцах. Хотя, казалось бы, зачем? Все фрейлины были девушками из знатных семей страны. Все были обеспечены. Все имели жилища не хилые, а очень даже достойные всяческой похвальбы.
И, однако же, почему-то было престижно и почетно получить звание фрейлины и начать «почевать» во дворце. Справка из Википедии: Звание давалось незамужним женщинам. При назначении во фрейлины девушка получала «шифр», то есть украшенный бриллиантами вензельцарственной особы, в свиту которой она поступала. При выходе замуж это звание с них снималось, но они сохраняли право быть представленными императрице и получать приглашения на придворные церемонии и балы в Большом зале Зимнего дворца вместе с мужьями, независимо от их чина. Примерно треть фрейлин принадлежала к титулованным фамилиям; около половины из них были дочерьми лиц, имевших придворные чины и звания. Едва ли не основным преимуществом фрейлин была возможность выхода замуж, так как при дворе можно было найти наиболее выгодного, знатного и богатого жениха. Фрейлины при этом получали приданое от двора.
Даже в середине XIX в. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Многие из них постоянно находились при дворе часто и проживали там. Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоявших при великих княгинях, а те в свою очередь старше фрейлин великих княжон. Многие из них подолгу находились в отпуске иногда проживая вне столицы и появлялись при дворе лишь изредка». Жили они в Зимнем осенью — весной или в Летнем весной — осенью дворцах под присмотром мадам Екатерины Петровны Шмидт. Фрейлины посменно дежурили при императрице, круглосуточно обретаясь возле неё и исполняя те или иные высочайшие поручения.
Жалованье каждой давали по 600 рублей в год; двум камер-фрейлинам — по 1000 рублей в год.
Сам шлейф и лиф сшиты из палевого атласа, эффектно сочетающегося с бледно-розовым тоном юбки и вставки-манишки на лифе. Гармонично вписывается в общую цветовую гамму этого костюма великолепная вышивка серебром, в виде стилизованных в духе модерн вьющихся гирлянд из побегов лавра с цветами розы, шитыми шелком в розово-палевых тонах. Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны атлас, серебряная и шелковая нить дл. Бульбенковой 1896 г. Коллекция Эрмитажа Инв. Оно близко костюму, в котором императрица Мария Федоровна изображена на сохранившейся фотографии конца века.
Платье могло принадлежать либо Марии Федоровне, либо кому-то из членов царской семьи, так как использование серебряной парчи в придворном костюме было привилегией императорского дома. Парадное придворное платье Великой Княгини Александры Федоровны серебряной парчи, серебряной нитью, шелк, проволока, блестки, пуховые, кружевные длина лифа: 33,0 см; длина юбки: 169,0 см; длина шлейфа: 340,0 см Мастерская О. Бульбенковой 1894 г. Автограф на фотографии "Мария" Фотограф: А. Pasetti Третье платье — из пунцового бархата, с форменным золотым шитьем — могла носить одна из фрейлин императрицы, о чем свидетельствует цвет бархата и узор украшающего его золотого шитья. Платье придворное парадное бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки Мастерская О. Так в ее мастерской был изготовлен придворный парадный шлейф для княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.
Это платье тоже находится в собрании Государственного Эрмитажа. Платье парадное придворное: лиф, шлейф, пелерина Принадлежало княгине З. Юсуповой Шелк, серебро, нить посеребреная, бить серебряная, канитель, блестки, китовый ус, металл, вышивка, литье, штамповка, серебрение, ручная работа; юбка — реконструкция. Юсуповой длина лифа: 38,0 см; пелерина: 33,0х158,0 см; длина шлейфа: 242,0 см Москва. Мастерская Н. Начало XX в. Оно состоит из очень узкого лифа на косточках, с круглым вырезом и откидными рукавами, сшитого из ярко-розового бархата; длинного трена того же бархата и юбки белого атласа с богатой отделкой.
Юбка расшита золото-серебряными нитями и отделана таким же кружевом. Края трена также отделаны золото-серебряным кружевом, в узоре - меандровый орнамент, цветы, побеги, листья. Аналогичная отделка на лифе и рукавах, края которых оторочены белым лебяжьим пухом. К платью полагалось надевать на голову сетку из лент того же бархата и кокошник серебристой парчи с жемчужными бусами по краям. Платье было сшито по моде 1860-х годов и было рассчитано на очень тоненькую, худенькую фигурку, которой обладала датская принцесса Дагмара, приехавшая в Россию в 1866 году, чтобы выйти замуж за наследника - цесаревича Александра Александровича, с 1881 года императора Александра III, и стать русской императрицей, матерью последнего российского царя Николая II. Россия Бархат, атлас, золото-серебряное кружево, вышивка, аппликация, лебяжий пух Платье женское придворное — лиф, юбка, шлейф из лилово-розового бархата и белого атласа, отделано золото-серебряным кружевом и вышивкой ручной работы в технике аппликации.
Женщины при дворе только казались в тени, на самом деле их деятельность иногда превосходила власть мужчин, даже если дамам не разрешалось руководить политическими центрами, армией и занимать административные должности. Королевы умело использовали своих придворных дам для сбора и передачи информации, установления контактов между мужчинами и женщинами при власти, а также для влияния на политический ход событий. Повседневная жизнь фрейлин Стать фрейлиной было престижно, но эта должность не означала свободное времяпрепровождение за пустой болтовней. Далеко не каждая знатная дама могла занять эту должность и стать приближенной королевы, чтобы ей могли доверить важную информацию. Выбирала фрейлину по своей симпатии сама королева. Придворная дама вела светскую жизнь, участвовала в мероприятиях при дворе, узнавала сплетни, но самое главное, она выполняла поручения королевы. При этом времени на развлечения у нее тоже хватало. На фрейлину мог обратить внимание король, и история знает несколько таких примеров, когда придворные дамы могли выбиться в жены монарху. Джейн Сеймур, о которой шла речь выше, была фрейлиной, но стала королевской женой. После своей кончины она была похоронена по-королевски. Она захоронена вместе со своим мужем Генрихом Восьмым на территории Виндзорского замка, в часовне Святого Георгия. Обязанности фрейлин перед королевой Фрейлины входили в ближайшее окружение королевы. Они сопровождали ее, когда это требовалось, помогали ей наряжаться.