Стейн Винге представляет версию оперы, досочиненную Шостаковичем через несколько лет после смерти Мусоргского, на сцене Большого театра «Лисео» в Барселоне.
Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова).
Опера Мусоргского «Хованщина»
Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях. опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'.
Хованщина - Khovanshchina
Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Мусоргский. Опера «Хованщина». Народная музыкальная драма в 5 действиях, 6 картинах. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма".
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н. Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто.
Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти». На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы.
Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами". Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению. Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела. Надо отдать должное и Петру. После долгой борьбы скупость в нем одержала верх над кровожадностью, и в 1716 году он отменил «Двенадцать статей», введя вместо них двойной налог на раскольников. Что происходило в те восемнадцать лет, когда Петр уже встал у руля, но еще не отменил сестринского закона — сказать затруднительно. В 80-е же годы раскольники горели как дрова. Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687 году в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе. В том же году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, инок Игнатий Соловецкий и 2700 раскольников сожгли себя на глазах явившихся за ними властей. Возможно, последний эпизод Мусоргский и имел в виду. В заключение — о дальнейших судьбах прототипов. Иван Хованский с сыном Андреем были казнены 18 сентября 1682 года: "Думные люди, уже озлобленные против Хованского, приговорили его казнить смертью. Софья отправила боярина князя Лыкова с отрядом схватить Хованских на дороге и привести в Воздвиженское. Взяли Хованского отца, связали и повезли, а за ним вслед отправили и Хованского сына. Когда Лыков подвез Хованских к царскому двору, вышли посланные и сказали, чтобы он не въезжал с ними во двор, а остановился у ворот. Из двора вышли все думные люди и сели на скамьях перед воротами. Думный дьяк Шакловитый читал приговор: Хованских обвиняли в неправильном распоряжении денежною казною в пользу стрельцов, в потачке наглому невежеству стрельцов, в неправом суде, в дерзких речах, в подущении раскольников, в неповиновении царским указам и прочее. Затем прочитано было подметное письмо; дьяк произнес: «Воровские дела ваши с этим письмом сходны. Злохитрый замысел ваш обличился. Государи приказали вас казнить смертью». От кого он умышлен и учинен. Донесите их царским величествам, чтобы нам с ними дали очные ставки, а так скоро и безвинно нас бы не казнили. Если же мой сын так делал, как написано в сказке приговоре , то я предаю его проклятию». Допустить Хованского до такого рода оправдания — значило раскрывать много такого, что хотели утаить. Боярин Милославский более всех этого боялся и дал знать царевне Софье о словах Хованского. Софья выслала приказание немедленно исполнить приговор. Стрелец Стремянного полка отрубил головы — сначала отцу, потом сыну. Казнь исполнялась перед дворцовыми воротами у московской большой дороги". Шакловитый, как уже говорилось, был казнен 11 сентября 1689 года. Князь Петр Иванович Мышецкий самосожжегся в 1690 году. Досифей ушел от преследования властей к Каспийскому морю, где и скончался около 1691 года. Иван V, соправитель Петра, умрет 29 января 1696 года, не дожив до тридцати, в Москве. Уникальный случай — просидеть почти 14 лет на престоле и абсолютно ничем не отметиться. Отметится его дочь, Анна Иоанновна, императрица Всероссийская 1730-1740. Царевна Софья после мятежа 1698 года будет пострижена в монахини и заключена под стражу; умрет 7 июля 1704 года в Новодевичьем монастыре. Голицын умрет в ссылке, в поселке Пинега Архангельской области 21 апреля 1714 года. Тихон Стрешнев сделает карьеру в правление своего воспитанника. В 1697-98 годах — и. Умрет 15 января 1719 года в Санкт-Петербурге. В общем, все умерли. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. История — не статистика, где можно тасовать факты и жонглировать цифрами, а точная наука. Если события 1682 и 89 годов еще можно с большой натяжкой контаминировать, то добавление к ним мятежа 1698 года превращает действие в фарс, цирк с конями и профанацию истории хотя бы потому, что к этому времени большинства действующих лиц уже не было в живых. Если это мог упустить из виду измученный нарзаном Мусоргский, то куда смотрели многознающие господа критики, музыковеды, искусствоведы и прочие паразиты от искусства? Как и предполагалось, Г. Хубов в своей монографии ровно ничего из этого не заметил. Вообще товарищ местами такую пургу гонит, что хоть топор вешай. Впрочем, это отдельный разговор. Попова: "Есть исторические натянутости и даже прямые несообразности в сюжете". Да неужели? Тоже ахинеи навалом. Надо бы заняться. Литература с ней статья выглядит как-то солидней : 1. Костомаров Н.
Мария Бабалова Спектакль "Хованщина" - больше чем опера. Этой "народной музыкальной драмы", как определял жанр своего сочинения сам автор, не было в афише Большого театра 19 лет. Генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев по случаю 185-летия со дня рождения композитора привез в Москву легендарный спектакль Мариинки 1952 года режиссера Леонида Баратова и также художника Федора Федоровского. Новая постановка потрясла не только масштабом, но и невероятной энергетикой, и актуальностью. Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории. Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду. И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко. Карина Макарян.
Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения.
Мусоргскому удалось в музыке передать запечатленный в летописях, житиях и иконах древнерусский тип мирочувствия. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года. И в этом, быть может, открывается ещё одна глубинная и сокровенная для Мусоргского тема «Хованщины» — последних лет и месяцев его трагически уходящей жизни, когда он создавал и проникновенно играл друзьям рождающуюся в нем музыку отпевания и ухода — своего ухода в Вечность. Оставив нам и музыку «Рассвета» — ослепительной эсхатологической надежды за горизонтом катастроф.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Смотрите также
- Опера Мусоргского «Хованщина»
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
- Краткое содержание
- Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
- Модест Мусоргский - Опера "Хованщина" (1950)
«Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022
- Похожие альбомы
- В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" - ТАСС
- «Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
- Три девушки стояли у черты. Хованщина