Что можно и нельзя есть в Великий пост: составляем список продуктов и меню. страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Мясо в Пост: причины запрета, продукты на замену, рецепты блюд для приготовления. читайте в материале «Царьграда».
Постные продукты. Список постных продуктов
Сегодня в перый день поста я ела молочные продукты. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Какие продукты нельзя есть в Великий пост? Полный перечень продуктов, которые можно и нельзя есть в период Великого Поста, с 18 марта по 4 мая 2024 года. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням.
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Отвечает иерей Никола Муравьев. Употреблять в пищу белый хлеб, конечно, можно, но с осторожностью. На некоторых заводах для улучшения вкусовых характеристик добавляют молочную сыворотку либо сливочный маргарин — добавки ничтожные по размеру, но сам факт может присутствовать. Исходя из этого думайте: с помощью духовного отца или, в случае «самостоятельного плавания» хотя это путь опасный , сами. Если «вредных» добавок нет, то сама «белость» хлеба не является препятствием для его вкушения.
По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен. Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу.
Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас. Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих.
Вы знаете своего друга лучше. Бог в помощь. Посоветуйте, как найти силы воздерживаться от супружеской жизни в долгие посты. С женой в венчаном браке 8 лет, двое детей, но для меня всегда очень тяжело воздерживаться от супружеской жизни.
В скоромные периоды приходится уезжать в командировки, болеют дети, болеет супруга, и приходится терпеть. Как удерживаться в пост, когда возникает влечение к жене? Наверное, один из самых сложных вопросов, как для мирян, так и для попов. И сложность его в самодисциплине.
Ведь если мы можем воздерживаться в постные дни от определенных видов пищи, то и здесь могли бы легко победить искушения, но… Дело тут в естестве человеческом, как я сам думаю, читал у подвижников ранней Церкви и вынес из общения со старшими, более опытными священниками. Этот «разогрев» и желания естественны для здорового человека, но при этом если есть желание включить не только эмоции и инстинкты, но и «тормозящие» моменты, то с «горящей» страстью можно поработать. Отцы очень рекомендуют воздерживать себя в глазах и мыслях. На сегодняшний момент — как в реальности, так и в интернете — нужно фильтровать поток приходящей информации.
Какие-то мысли можно додумывать, а какие-то не стоит. Необходимо работать над собой в смысле помыслов, того, чем мы занимаем свою голову. От воздержания не случится трагических аварий и отключений, так как в мужском организме предусмотрен «клапан», при превышении «давления» происходит сброс. Так что для здоровья из-за воздержания вряд ли будут проблемы, свидетельство тому — многовековая практика аскетов, в том числе и вне православия.
При этом у апостола Павла сказано о воздержании: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1 Кор. Могу Вас успокоить, с возрастом станет легче. Но, если по-взрослому, то этот вопрос лучше решать со своим духовным отцом, священником, которому доверяет свои души вся Ваша семья, который печется о Вашем спасении.
Дай Бог вам терпения и духовной мудрости. Сколько раз в день в пост можно кушать? В книге Номоканон, в разделе «О постех», указание 220: «во Святую и великую Четыредесятницу, ямы единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла, вина же и масла в субботу и в неделю вкушаем», и в Триоди Постной: «Иже бо на всяк день ясти во уреченный час похваляет святый Феодор Студит». Обычно указывается время около трех часов дня.
Разрешенный список продуктов позволяет насытить организм питательными элементами, привести в порядок фигуру. Постная пища стабилизирует работу организма, а ключевая польза заключается в следующем: улучшение пищеварения; чистка печени и налаживание ее работы; устранение лишнего веса; очищение организма от вредных веществ. Прежде чем приступать к посту, надо очень хорошо продумать свой рацион питания. Питаться одними сухими корочками никто вас не заставляет, и, пожалуйста, давайте обойдемся без таких крайностей! Так, действительно недолго и гастрит заработать, и еще какие-нибудь нехорошие вещи, особенно если вера ваша еще не очень крепка, и вы не можете держаться на одной духовной пище, как это делали святые и подвижники. Будьте благоразумны, не надо истово «умерщвлять» свою плоть. Лучше приучитесь жить со своим организмом в дружбе, внимательно прислушиваться к его сигналам, понимать, что ему действительно нужно. Что нельзя есть в пост?
От чего же стоит отказаться в пост? Помните о том, что пост исключает любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Лучше отдать предпочтение вареным блюдам, а также приготовленным на пару или в гриле. Пусть ваша еда будет разнообразной, но простой. И вы, конечно, сумеете почувствовать и оценить эту радость и святость самой простой пищи. Конечно, на протяжении любого поста не разрешается употреблять мясо и любые мясопродукты, придется отказаться от птицы, яиц, молока и молочных продуктов — то есть сливочного масла, сметаны, творога, кефира, сыра, йогуртов и прочего. Нельзя употреблять и блюда, куда эти продукты входят в качестве компонентов, например, майонез, в составе которого есть яичный желток. Рыба и рыбные продукты, как и растительное масло, разрешаются в нестрогие постные дни и запрещаются в строгие.
Как же обойтись без растительного масла? Если у вас нет тефлоновой сковородки, придется в строгие постные дни отказаться от жареного. Салаты же вместо растительного масла можно заправлять, к примеру, слабым маринадом или лимонным соком, а летом можно обойтись и без заправки — ведь в свежих овощах достаточно собственного сока.
Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт.
Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.
Мы постарались разобраться в этом вопросе. Можно ли поститься детям? Гастроэнтеролог Адиля Сафронова, к примеру, утверждает , что детям дошкольного возраста ограничивать употребление привычных продуктов не стоит. Ребятам постарше, если семья верующая и соблюдает пост, можно ограничить свой рацион на время самого строгого поста. При этом нельзя исключать рыбу, яйца и молочные продукты — они необходимы для растущего организма. С точки зрения детской психологии пост не должен ассоциироваться с запретами. Психолог Мария Паршенкова считает , что во время поста дети не просто могут, но и должны радоваться: никакой пользы не будет, если ограничить малыша в развлечениях и насовсем забрать гаджеты. Лучше обсудить с ребёнком, какие посильные ему добрые дела он хотел бы совершить за этот период а не то, от каких продуктов он должен отказаться. При этом самое главное — чтобы малыш понимал, зачем он это делает; а родителям стоит помогать и поддерживать ребёнка в этих начинаниях. По словам представителей церкви, пост для детей начинается с семи лет. Однако решающую роль играет внутренняя готовность ребёнка: возможно, если семья постится, то и для ребёнка дошкольного возраста это будет вполне естественно. При этом важен сбалансированный рацион каждый день: протоиерей Алексий Уминский рассказывает , что даже в православных гимназиях России в постном меню присутствуют молочные продукты и рыба. Важно обсудить, для чего это делается и чем можно заменить то, что на время исключается: Компьютерные игры и социальные сети рекомендуется заменить на время с семьёй: настольные игры , поход в музей или другая совместная деятельность. Употребление сладостей можно сократить или заменить на полезные «вкусняшки» — сухофрукты, орехи, урбеч. Можно смело убрать из рациона ребёнка фастфуд, сосиски и колбасы, оставив мясные бульоны и отварное мясо. Мультфильмы и просмотр телевизора можно оставить, но смотреть меньше развлекательных передач: важен не сам факт просмотра телевизора, а качество фильмов и программ. Если день рождения или другое важное для ребёнка событие выпадает на Великий пост, это не повод отменить празднование, иначе пост будет восприниматься как период лишений и наказаний. Главное в посте — добровольность и осознанность. Если ребёнок отказывается поститься, его нельзя принуждать.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Кроме четырех больших постов есть и однодневные посты, в том числе каждую неделю в среду и в пятницу. В среду — в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий Христа Спасителя. Это скорбные дни, когда христианину необходимо проводить наиболее сосредоточенно свою жизнь. К сожалению, для многих пятница — это день, когда после окончания рабочей недели они начинают веселиться, выпивать, забывая о том, какой скорбный это день. Замечал еще, что в дни Великого поста по многим телеканалам как будто специально может быть так и есть начинают транслировать разные развлекательные передачи, обращенные к самому низменному, что есть в человеке. Телевизор в дни поста лучше не смотреть. Можно посмотреть, например, православную передачу, новости, концерт классической музыки, но не нужно впускать в свое сознание в эти дни все то, что служит развлечению. Нужно и читать в Великий поет не художественную, а духовную литературу, чтобы все помогало нам сосредоточить свои мысли на Боге, смысле нашей жизни. Брачное воздержание в пост важно, но здесь необходимо это решать внутри семьи. Если один из супругов к этому не готов, то нельзя на этом настаивать, потому что это может разрушить семью.
Если оба супруга готовы к такому воздержанию, то помочь им в этом может употребление самой простой постной нищи, например, капусты, потому что даже жареная картошка способствует пробуждению желаний. Не нужно заостряться на мелочах, не имеющих значения для спасения нашей души. Если человеку по каким-то причинам необходимо стричься в ноет, например, у военных, которые должны выглядеть по форме, то нужно не сомневаясь это делать. Можно в пост меньше заботиться о своей внешности, но не до такой степени, чтобы своим видом отпугивать других людей.
Великий пост отличается своей строгостью, поэтому ограничивается употребление рыбы и морепродуктов. Духовные упражнения схожи с физическими: невозможно без тренировок поднять рекордный вес, поэтому к определению физической меры поста нужно подходить разумно, чтобы не причинить вреда своему телу и не надорвать душевных сил.
Этому будет способствовать память о главной цели поста — преуспеть в любви. Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей. Первый — можно ли заниматься сексом в период поста.
Облегчение плоти. Некоторая пища слишком отягощает человека и делает его неспособным к молитве. Думаю, всем нам знакомо состояние после очень сытного и тяжелого ужины, когда все что тебе хочется — это дойти до кровати. Именно от такой пищи предлагается воздерживаться постом. В то же время, нельзя забывать и о здоровье: постная трапеза не должна быть настолько скудной, что у нас не останется сил на молитву.
Творение дел милосердия. Одна из забытых целей поста — творение дел любви. Об этом нам напоминают многие литературные памятники древности, в которой мясное и молочное было существенно дороже овощей и круп. Критерий дороговизны пищи важен и в современном посте. Средства, сэкономленные на питании, можно отдать тем, кто в них нуждается. Пастырь Ермы. Ни в коем случае не стоит считать, что "непостная пища" в пост — это грех. Сама по себе пища нейтральна: все зависит от того, с какими целями мы ее вкушаем. Откуда возник "церковный устав" постов?
Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение.
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
Что можно и что нельзя делать в Великий пост? — Русская вера | Разрешенные и запрещенные продукты, что можно и нельзя есть. |
12 рецептов: что можно есть в пост | Можно в пост кушать молочные продукты? Мужчины и женщины: кому что и сколько. |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | Что нельзя кушать во время Великого поста. |
Как правильно поститься, каяться и изменяться к лучшему
Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей. Первый — можно ли заниматься сексом в период поста. Ответить на тему супружеской близости во время можно словами апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1.
Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное.
А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается. На пятницу 7 апреля выпадает Благовещение. Стол пусть будет постным, но праздничным — разрешается послабление в виде рыбы. В Лазареву субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино, а в Вербное воскресенье — рыба и вино. Седьмая неделя Великого поста 10 -15 апреля Завершающую седмицу называют Страстной. Это самая строгая в Великом посте.
На 17 марта приходится Прощеное воскресенье. В этот день принято просить прощение у родных, близких, а также всех, с кем вы ссорились. Постарайтесь также избавиться от собственных обид и простить тех, кто оскорбил вас или принёс душевную боль. Чин прощения помогает человеку вступить в Великий пост очищенным от всего наносного и готовит душу к более близкому общению с Богом. Важной датой Великого поста также считается Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник имеет фиксированную дату - 7 апреля - и отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В этот день архангел Гавриил явил Деве Марии благую весть о том, что ей суждено стать матерью Спасителя рода человеческого. На 27 апреля приходится Лазарева суббота, когда Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря. А 28 апреля верующие отмечают Вербное воскресение, или вход Господень в Иерусалим. В этот день мы вспоминаем, как Иисус въехал в город верхом на осле подобно Давиду после победы над Голиафом, а жители и паломники, которые съехались в город перед праздником, устилали ему путь пальмовыми ветками. Православные верующие в России заменяют пальму вербой.
Рыбаками были апостолы и многие из их учеников. Там, где зародилась наша религия, рыба была сравнительно недорогим продуктом повседневного употребления. Тогда как получение молочных продуктов и яиц требовало долгого труда: нужно было вырастить скот или птицу, получить молоко или яйца, что-то из них приготовить — а затем позаботиться о том, чтобы приготовленное не пропало в жарком южном климате. Поэтому сыр, кисломолочное и даже яйца стоили дороже, чем рыба, которую достаточно было просто засыпать солью и высушить на солнце. Но при чем здесь пост? При том, что в постные дни на пищу тратилось меньше средств, чем в непостные — а разницу древние христиане жертвовали на нужды общины или раздавали нищим, в денежном или продуктовом выражении. В усилении доброго делания и заключался для них главный смысл поста — а рацион питания был вторичен. Он, этот смысл, и сегодня ровно тот же самый — однако напоминания о том, что пост неравноценен голоданию, зачастую ушей постящихся не достигают. В наше время при наличии средств можно накрыть просто роскошный «постный» стол: экзотические грибы, королевские креветки, кальмары, крабы, устрицы...
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Несмотря на жирность, это легкоусвояемый продукт, который не повышает уровень холестерина. Наоборот, в нем много калия, а значит кокосовое молоко способно понижать давление и его употребление благоприятно отражается на работе сердечно-сосудистой системы в целом. В его составе 24 аминокислоты, витамины всех групп и фосфор. А по количеству кальция оно ничем не уступает обычному коровьему молоку.
Так что регулярное употребление кокосового молока значительно улучшает состояние кожи, волос и ногтей. Врачи рекомендуют добавить его в рацион, чтобы нормализовать обмен веществ, избавиться от хронической усталости. Его также назначают при антигрибковой терапии и при гормональных сбоях, как у женщин, так и мужчин.
Минусы кокосового молока. Высокая калорийность продукта не подходит для тех, кто мечтает сбросить вес. Или нужно искать кокосовое молоко с пониженной жирностью.
Его не рекомендуется употреблять детям младше двух лет и тем, у кого есть аллергия на фруктозу. Людям с проблемами с ЖКТ диарея, запор и язвенной болезнью, особенно в стадии обострения, этот напиток также противопоказан. Используется: для приготовления соусов и супов, особенно по рецептам азиатской кухни.
Десерты на основе кокосового молока получаются особенно нежными и легкими, напиток отлично сочетается с шоколадом. Миндальное молоко: для кофе и соусов Главный ингредиент, конечно же, миндаль, но орехи берут неочищенные, не подвергают их термической обработке — просто замачивают с водой, а затем с ней же и перемалывают. Это позволяет сохранить максимум полезных свойств.
Те, кто ищет заменитель коровьего молока, как правило, первым пробуют именно миндальное молоко — его приятный ореховый вкус и натуральная сладость нравятся всем, поэтому его еще называют «молоком для начинающих». Плюсы миндального молока: сам по себе миндаль очень питательный орех, а вот молоко из него получается низкокалорийным, поэтому его часто выбирают люди, следящие за свои весом. Оно не содержит лактозу и у него низкий гликемический индекс, что делает его подходящим продуктом для тех, у кого есть аллергия на коровье молоко, и для диабетиков.
В миндальном молоке много витамина Е, кальция, полезных омега-кислот, так что его употребление укрепляет сосуды, стимулирует пищеварение, укрепляет кости и зубы. Подогретый напиток с медом повышает иммунитет, помогает восстановиться после интенсивных физических нагрузок или стресса.
Основная «страдающая» категория — молоко. Это связано с ростом продаж молока для выпечки блинов до поста и отсутствием всплеска данного спроса после поста. Спрос на масло практически не зависит от наступление Великого поста. В пресс-службе ГК «ЭФКО» также отмечают небольшое падение спроса, но, по их словам, сильнее всего это становится очевидным в последние недели поста. Вероятно, более существенные изменения заметны производителям традиционной молочной продукции», - подчеркнули в компании.
Директор по продажам «ЭкоНива-Продукты питания» Денис Ишмаев отметил, что по продукции бренда «ЭкоНива» оценить колебания спроса сложнее, чем в целом по отрасли. Связано это с активной работой по непрерывному расширению географии поставок и ассортимента продукции, а также с успешной работой маркетинга над повышением степени узнаваемости бренда и лояльности аудитории. При этом пост практически не оказывает влияние на детское питание. По словам генерального директора компании Валерия Колесника, это небольшое проседание компенсируется на Пасху. По окончании поста «Молком» традиционно предлагает своим покупателям специальные пасхальные продукты, такие как творожная масса с сахаром и изюмом и масса с шоколадной крошкой.
Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту? Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично. Особенно если речь идет о Великом посте, в который заключать браки и праздновать дни рождения запрещает 52-ое правило Лаодикийского собора «не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения». Но Церковь не запрещает общаться с близкими и друзьями во время поста и радоваться вместе по каким-то поводам. Устав не требует разойтись по кельям в затвор на период поста, поэтому общение с близкими ничуть не нарушает его. Главное чтобы общение осуществлялось в рамках благочестия, без излишеств и чревоугодия и т. Можно ли играть свадьбы во время поста? Как правило, Таинство брака не совершается: по вторникам, четвергам накануне постных дней — среды и пятницы и в субботу накануне малой Пасхи — дня воскресного ; в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост».
Нет, нужно соблюдать некоторые ограничения. Из рациона следует убрать много вредных продуктов. Список того, что нельзя есть во время Великого поста, состоит из шести продуктов: Мясо и изделия с ним в составе. Из рациона нужно исключить любые виды сарделек, сосисок и даже колбасу. Продукты, при производстве которых использовалось молоко, в том числе творог и сыры. Рыба и морепродукты. Их можно есть только 7 и 28 апреля. В другие дни от употребления такой еды нужно отказаться.
12 рецептов: что можно есть в пост
Что нельзя есть во время поста. Церковь налагает запрет на мясо, молочные продукты, яйца и блюда из них. В Великий пост нельзя есть продукты животного происхождения. Длительный полный отказ от мяса, молочных продуктов и яиц нежелателен для нашего организма. Как известно, в пост нельзя употреблять изделия животного происхождения, а можно только постные продукты. Что можно и нельзя есть в пост? Список разрешённых и запрещённых в Великий пост продуктов вы можете найти в нашей таблице. читайте в материале «Царьграда».
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Однако даже употребление рыбы и рыбной икры в определенные дни поста допускается, а вот молочного и яиц – нет. Во время Великого поста нельзя есть любое мясо, употреблять молочные продукты, яйца и пить алкоголь. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Великий пост 2024
Почему в пост отказываются от мяса, яиц и молочных продуктов? Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. продукты питания, продукты, еда, пост, рецепты, менюЧто можно и что нельзя есть в пост? Что нельзя есть в пост. Мясо и мясные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Если же мирянин: да будет отлучен. Сам Великий Пост — это еще и воспоминание 40-дневного поста нашего Спасителя Матф. Поэтому предписывается еще и довольно строгое воздержание, причем воздержание не только от еды, а вообще от всякой роскоши, увеселений и ублажений. Масло для нас символизирует Божию милость и употребляется только в праздничные дни — Субботу и Воскресенье, а также двунадесятые праздники напр. Традиция соблюдениятелесного поста, как воздержания соблюдалась праведными евреями и в Ветхозаветные времена. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. Поэтому не нам судить, почему некоторые из наших ближних не воздерживаются от употребления масла, а некоторые от употребления и других продуктов.
Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно.
А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу.
Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда.
Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова.
Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.
Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения.
Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток.
Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели.
Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве.
Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане? Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное раз уж задался такой день , это уже страсть и лукавство. Зависят ли от мяса отношения с Богом? Фото с сайта radiovera. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны.
Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Питаться одними сухими корочками никто вас не заставляет, и, пожалуйста, давайте обойдемся без таких крайностей! Так, действительно недолго и гастрит заработать, и еще какие-нибудь нехорошие вещи, особенно если вера ваша еще не очень крепка, и вы не можете держаться на одной духовной пище, как это делали святые и подвижники. Будьте благоразумны, не надо истово «умерщвлять» свою плоть. Лучше приучитесь жить со своим организмом в дружбе, внимательно прислушиваться к его сигналам, понимать, что ему действительно нужно. Что нельзя есть в пост? От чего же стоит отказаться в пост? Помните о том, что пост исключает любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.
Лучше отдать предпочтение вареным блюдам, а также приготовленным на пару или в гриле. Пусть ваша еда будет разнообразной, но простой. И вы, конечно, сумеете почувствовать и оценить эту радость и святость самой простой пищи. Конечно, на протяжении любого поста не разрешается употреблять мясо и любые мясопродукты, придется отказаться от птицы, яиц, молока и молочных продуктов — то есть сливочного масла, сметаны, творога, кефира, сыра, йогуртов и прочего. Нельзя употреблять и блюда, куда эти продукты входят в качестве компонентов, например, майонез, в составе которого есть яичный желток. Рыба и рыбные продукты, как и растительное масло, разрешаются в нестрогие постные дни и запрещаются в строгие. Как же обойтись без растительного масла? Если у вас нет тефлоновой сковородки, придется в строгие постные дни отказаться от жареного. Салаты же вместо растительного масла можно заправлять, к примеру, слабым маринадом или лимонным соком, а летом можно обойтись и без заправки — ведь в свежих овощах достаточно собственного сока. Пусть и отказ от молока и молочных продуктов вас не страшит — на какое-то время это делать необходимо, и такой запрет на период поста не только не вреден, но полезен.
Согласно некоторым исследованиям, молоко как продукт самой природой предназначенный для детского питания, не очень-то хорошо усваивается организмом взрослых людей. Так что потихоньку отвыкать от молока хотя бы во время поста вам не помешает.
Что нельзя есть в пост
2. Почему в пост нельзя есть целый ряд продуктов? Длительный полный отказ от мяса, молочных продуктов и яиц нежелателен для нашего организма. Разрешенные и запрещенные продукты, что можно и нельзя есть. Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты. Продукты, которые нельзя есть в пост. Питание в пост предполагает полный отказ от продуктов животного происхождения (за исключением некоторых дней, когда можно употреблять молочные продукты или рыбу) — это касается не только «очевидных» ингредиентов, таких, как молоко, яйца и сливочное масло.