Мушкетеры это дворянин, служивший во французской гвардейской кавалерии, составлявшей свиту короля, в 16-18 веке, вооруженные мушкетами.
Значение слова «мушкетёры»
Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала — типичная двойная опричнина. Воодушевленный недавней статьей по творчеству Дюма, решил потратить некоторое время и в результате получил ответ на вопрос «Почему мушкетеры не такие мушкетеристые»? Кто такие мушкетеры и что означает этот термин. Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала — типичная двойная опричнина.
Настоящие мушкетеры, какими они были?
Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда, а что вымысел? Автор и ведущий программы, историк Сергей Виватенко. К 1667 году д'Артаньян был переведен на должность капитана-лейтенанта королевских мушкетеров, что означало, что он стал фактически вторым человеком после короля. мушкетеры |1688 публикаций Смотрите новые видео в TikTok (тикток) на тему #мушкетеры. Особенности жизни мушкетеров Мушкетеры, славные защитники короля и Франции, вели воинский образ жизни. Вся правда о королевских мушкетерах История, Франция, Мушкетеры, Интересное, Текст, Правда, Прошлое, Длиннопост.
9 занятных фактов о мушкетерах, о которых умолчали в романах и фильмах
Значение слова мушкетёры. Мушкетеры — вид пехоты в европейских армиях 16 — нач. 18 вв., вооруженноймушкетами. Согласно историческим справкам, мушкетеры – это род войск французской армии. Вся правда о королевских мушкетерах История, Франция, Мушкетеры, Интересное, Текст, Правда, Прошлое, Длиннопост. Кто такие мушкетеры. Мушкетеры это личная гвардия короля во они в средним же. Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала — типичная двойная опричнина.
О мушкетерах! Виват, История!
Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда, а что вымысел? начала 19 вв. название большой части пехоты, вооружённой кремнёвыми ружьями, по традиции именовавшимися мушкетами. говорит сенатор департамента Жер, капитан "Общества мушкетеров" Эмери де Монтескью д'Артаньян.
Почему французы ненавидели королевских мушкетеров?
В 1622 году Людовик XIII приказал заменить их карабины длинноствольными мушкетами — после чего их стали именовать "мушкетёрами королевского военного дома". Королевские мушкетеры при Людовике XIII[ ] Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетеров, 1 капитана, 2 лейтенанта и 4 корнета. До 1629 г. Первым ее командиром был капитан де Монтале. С 3 октября 1634 г. Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Отличительным знаком мушкетёров был короткий лазоревый плащ "а-ля казак" с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами; крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях. Мушкетерам полагался конь серой масти точнее, белый либо серый в яблоках , отчего они и получили прозвание "серых мушкетёров". Снаряжение мушкетёра, кроме коня и мушкета с сошкой, составляли шпага, палаш для конного боя , пара пистолетов, дага кинжал для левой руки и перевязь буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами натрусками , пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; с появлением багинета, в набор вошёл и последний. При этом мушкет выдавался от казны, прочее же вооружение и снаряжение, коня и также обязательного для военных нужд слугу мушкетёр должен был приобретать сам.
Роспуск и возобновление королевских мушкетёров[ ] После смерти Людовика XIII, кардинал Мазарини попытался договориться с де Тревилем о том, чтобы тот передал роту его племяннику Филиппу Мазарини Манчини, герцогу Неверскому; не сумев же этого добиться, он распустил королевских мушкетёров под предлогом экономии средств казны 1646. Рота при своем возобновлении имела следующий штат: 1 капитан-лейтенант, 1 сублейтенант, 1 ансэнь и 2 вахмистра; в 1658 году была добавлена должность корнета.
Пили они вино, белье отдавали стирать прачкам, а мыться ежедневно считалось вредным: люди верили, что с водой через поры проникают болезни, а частые купания уменьшают мужскую силу. Вместо этого полагалось несколько раз в день менять сорочки, однако и этим мушкетеры пренебрегали. Во французском языке до сих пор есть выражение «устроить стирку по-гасконски»: для этого надо просто надеть грязную рубашку наизнанку. Созвездие Овна было поистине смертоносным: с 1598 по 1608 год на дуэлях во Франции погибли восемь тысяч дворян. В 1926 году власти попытались положить этому конец, ужесточив и без того суровые законы. Согласно новому эдикту, за дуэль без смертельного исхода полагалось лишение дворянства, шельмование или смертная казнь, за поединок, в котором один из участников погибал, — конфискация всего имущества и смертная казнь. Чаще всего дрались мушкетеры и гвардейцы кардинала, но случалось схлестнуться в поединке и священнослужителям, и даже женщинам. Правда, когда королю доложили о поединке на пистолетах между двумя придворными дамами, он лишь засмеялся и сказал, что запретил схватки только мужчинам.
В 1643 году кардинал Мазарини выпустил очередной эдикт против дуэлей, напоминая, что лишь вой на позволяет «покрыть себя единственно возможной славой, служа своему государю и своей отчизне». В следующие восемь лет в поединках погибли четыре тысячи дворян. Ссора могла начаться в любом месте: в 1642 году литератор Шарль Сорель писал, что в партере театра зрители, «затеяв ссору из-за пустяка, хватаются за шпагу и прерывают весь спектакль». Вот как, например, описывает в мемуарах граф де Бюсси-Рабютен 1618—1693 полученный вызов. Возвращаясь из театра, Бюсси встретил незнакомого ему дворянина по имени Брюк, и между ними состоялся следующий разговор. Поскольку я не могу получить сатисфакции от него, я обращаюсь к вам. В 1768 году полиция задержала трех мушкетеров, которые напали на кучера, кузнеца и башмачника, покалечив их так, что понадобился хирург. Надо ли говорить, что ни сами ремесленники, ни их жены не испытывали теплых чувств к тем, кто мог напасть на человека на улице ради развлечения? Александр Дюма рассказывал, как его отец, граф де ля Пайетри, сопровождал в театре красавицу-креолку, пользующуюся популярностью в свете. Один мушкетер из партера узнал женщину, приказал открыть ее ложу, вошел и, не спросив разрешения, уселся рядом и завел разговор.
Когда дама обратила его внимание на то, что она не одна, ответил: «Ах, извините, я принял этого господина за вашего лакея». Возмущенный граф вытолкал мушкетера из ложи, а спустя несколько дней ранил его в плечо на дуэли: в этот раз обошлось без смертельного исхода. Однако до появления второй роты большинство мушкетеров были людьми малограмотными и не особо культурными, и о романах с аристократками не могло быть и речи. Даже хористки и танцовщицы, и те предпочитали людей более знатных и богатых.
На перевязи еще был мешок с пулями и фитиль. Патроны-натруски закрывались пробкой, в них было строго дозированное количество огнива, чтобы предотвратить опасность разрыва мушкета, если в стволе будет слишком много пороха. Деревянные, медные или костяные патроны постукивали друга о друга при ходьбе, так что полк мушкетеров было слышно издалека. Когда требовалось подойти к неприятелю незамеченными, патроны помещались в специальный мешочек, который скрадывал шум от ударов. Правда, кудри до плеч были не только ради красоты.
Комплект из шпаги, мушкета и повседневной одежды стоил 250 ливров, в несколько сотен обходилась хорошая лошадь «правильной» масти. Кроме того, дворянин обязан был иметь слугу, которому полагалось платить. Впрочем, обычно спутники мушкетеров никакого жалованья не получали и довольствовались едой и обносками с плеча хозяина. Их называли черными мушкетерами из-за масти лошадей, на которых Людовик пересадил отряд. Роты враждовали, и временами соперничество принимало весьма странные формы. Все деньги уходили на то, чтобы переплюнуть противника: мушкетеры золотили или серебрили кружева на белье, обшивали рукава золоченым галуном, украшали мундиры жемчугом и бриллиантами. Но на что же питаться, когда все ливры ушли на дорогую одежду? Мушкетеры быстро нашли выход — они просто-напросто объедали хозяев, у которых квартировались. Домовладельцы были обязаны предоставить каждому постояльцу комнату с двумя постелями — для господина и его слуги — и два места в конюшне для лошадей. Но их никто не спрашивал: заселить любимчиков короля в дом могли и насильно. Впрочем, можно было избавиться от этой чести, уплатив особый налог купеческому старшине. В итоге мушкетеры чаще всего оказывались в домах тех, кто был стеснен в средствах, и потому вызывали особую ненависть у хозяев квартир. Квартал был начисто лишен источников воды, однако военных это не смущало. Пили они вино, белье отдавали стирать прачкам, а мыться ежедневно считалось вредным: люди верили, что с водой через поры проникают болезни, а частые купания уменьшают мужскую силу. Вместо этого полагалось несколько раз в день менять сорочки, однако и этим мушкетеры пренебрегали. Во французском языке до сих пор есть выражение «устроить стирку по-гасконски»: для этого надо просто надеть грязную рубашку наизнанку. Созвездие Овна было поистине смертоносным: с 1598 по 1608 год на дуэлях во Франции погибли восемь тысяч дворян. В 1926 году власти попытались положить этому конец, ужесточив и без того суровые законы. Согласно новому эдикту, за дуэль без смертельного исхода полагалось лишение дворянства, шельмование или смертная казнь, за поединок, в котором один из участников погибал, — конфискация всего имущества и смертная казнь. Чаще всего дрались мушкетеры и гвардейцы кардинала, но случалось схлестнуться в поединке и священнослужителям, и даже женщинам. Правда, когда королю доложили о поединке на пистолетах между двумя придворными дамами, он лишь засмеялся и сказал, что запретил схватки только мужчинам. В 1643 году кардинал Мазарини выпустил очередной эдикт против дуэлей, напоминая, что лишь вой на позволяет «покрыть себя единственно возможной славой, служа своему государю и своей отчизне».
Кто такие мушкетёры?
Дворяне носили лазоревые плащи с белыми крестами и королевскими лилиями, что больше не позволялось никому. Каждому солдату полагался конь серой масти, поэтому в народе роту прозвали «Серыми мушкетерами». Снаряжение Казна выдавала стрелкам только мушкет, а все прочее снаряжение они покупали сами. Каждый должен был вооружен шпагой, палашом, двумя пистолетами, дагой и багинетом. Кроме того, мушкетеру полагался личный слуга, также приобретаемый на личные деньги. Дело в том, что кардинал Мазарини пытался сместить де Тревиля с должности командира, а на его место поставить племянника, Филиппа Мазарини.
Потерпев неудачу, кардинал сумел добиться роспуска мушкетеров и в 1646 году воплотил свои планы в жизнь. Он увеличил численность солдат до 330 человек и превратил отряд в самостоятельное подразделение со своим казначеем, хирургом, оружейником и даже священником. Кроме того, у роты появился свои знамя и штандарт.
В этом выпуске мы узнаем о том, когда была создана первая вакцина, как они предотвращают заболевания, и о болезнях, с которыми они справляются. Уделим внимание важности сбалансированного питания и необходимости дополнительного приема витаминных комплексов в некоторых сл... Мы рассмотрим самые простые из возможных клеток: бактериальные.
Однако, в некоторых музеях и театрах остались "живые" мушкетеры, которые воссоздают исторические сцены и участвуют в театральных постановках. Они все еще остаются символом отваги и романтики, и люди рады видеть их на экранах и в живых выступлениях. Заключение Сегодня мушкетеры уже не солдаты, члены королевских гвардей и никогда больше не победят три дуэля за одну ночь. Тем не менее они остаются частью нашей истории, символизирующей отвагу и честь. И, возможно, мы все можем узнать что-то от их приверженности к традициям и уважению к этикету.
Я снимался в картине Егора "Первая любовь" вместе с Юлей Савичевой и играю в его спектакле "Всюду жизнь". У него везде танец - один из смыслообразующих элементов действия. Но ведь есть разница - заниматься танцами и ставить их. Да нет. Нет разницы. Мне нравится придумывать что-то новое. В спектакле "В пространстве сцены" я тоже выступаю в роли хореографа. Я придумываю танцы постоянно, дарю их друзьям на свадьбы. Что тебе нравится в режиссерской манере Рыклина? Андрей безумно предан своему спектаклю. Я смотрю на него и думаю, как это сложно - ставить спектакль. Адский труд. Он порой позволяет себе крикнуть на кого-то. И я его понимаю. Как только дашь слабину, всё, тебя сразу съедят. У меня такая же история с танцами - чуть расслаблюсь, и меня уже не слушают. Хотя такое редко бывает смеется. Я создаю в классе особую атмосферу, чтобы танец стал наркотиком для моих ребят. Дима, а почему при такой любви к танцам, ты выбрал театр? Я помню очень отчетливо, как решил для себя: если удастся поступить в театральный вуз, брошу танцы. Бросил танцы. Не жалею. Но не желаю и о том, что ими занимался. Там все непросто... Ты правда считаешь, что в театре среда лучше? Тут другое. Просто театр я люблю больше, как выяснилось. И сейчас я занимаюсь тем, что люблю. Просто работаю. И хочу развиваться дальше, много играть, сниматься. У кого бы ты хотел сниматься? Знаю, ты работал какое-то время в сериалах. На данном этапе я не хотел бы попасть в сериал. Хочу хорошего качественного кино. К хорошему режиссеру. К Кончаловскому или Лунгину - мечта. Недавно посмотрел фильм "Дирижер" - это неимоверное что-то. Вот ради такого кино и ролей в таком кино мне хочется заниматься профессией. Тратить себя. В театре мне очень важно волшебство. Не люблю, когда подменяют понятия. Когда вместо волшебства остается голая концепция. Например, "В ожидании Годо"... Условный режиссер говорит: "Пусть герои будут наркоманы и будут сидеть в тюрьме. Это же прикольно, эпатаж, и зритель пойдет"... Не люблю. Если уж эксперименты, то такие, как у Дмитрия Крымова. Его театр художника - уникальное явление. Очень люблю спектакль "Демон: вид сверху". Что дает тебе твоя профессия, как ты думаешь? Знание людей, их психологии. Если говорить о профессии хореографа-постановщика, то я все время ищу, каким движением или жестом заменить слово. Кто, на твой взгляд, делает это лучше всех? Чья хореография тебя впечатляет? Пины Бауш. Я смотрел ее "Весну священную". Где все танцуют в земле.
Шпагой и дагой: мушкетеры Его Величества
Но так, чтобы всенародно и радостно, можно сказать с горячей любовью и цитатами длиною в жизнь… Это в России! Вот такой calembour каламбур. Michel и Светлане Bart - людям, любящим и Францию и Россию, посвящается. Сделаю предположение, что наша любовь основана не столько на романе Александра Дюма, сколько на замечательных образах, созданных в кино шедевральными Михаилом Боярским, Алисой Фрейндлих, Олегом Табаковым, Львом Дуровым, и всей съемочной группой, во главе с режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевич. И уж совсем предположение, что режиссер, прочитавший в юности взахлёб Александра Дюма будучи прикован на несколько лет к больничной койке из-за травмы , так пропитался духом Франции, так проникся французскими характерами и страстями, что смог блестяще воплотить это на экране. Будучи во Франции, диву даешься, как точно наши люди прочувствовали и показали её великолепие, атмосферу и характеры! На нашего Буншу похож. Тем "чудесатее" было узнать, что знаменитая четверка мушкетеров, во главе с де Тревилем, существовала на самом деле! Кто же такие мушкетеры? Мушкет mousquet был самым тяжёлым ручным оружием того времени 7-9 кг , поэтому для стрельбы вынуждены были использовать специальную подставку, зато он пробивал любые доспехи. Младшие сыновья благородных гасконских семей поступали в армию короля.
Гасконцы щепетильно берегли дворянскую честь, и имели репутацию отчаянных бойцов. Примечательно, что регион Беарн граничит с Гасконью. Ввиду наличия соседских связей, выходцы из дворянских семей Беарна так же имели неплохой шанс попасть в мушкетеры. Tous pour un, un pour tous! И этот безупречный девиз приобретает новый оттенок, впрочем, не умаляя геройства и задора. В ходе расследования следствию удалось установить настоящие имена прототипов героев Дюма, адреса и места рождения основных участников, краткие биографии, составленные по историческим документам и отзывам свидетелей зафиксированным в специализированных французских источниках. Однако исторических следов сохранилось крайне мало. Ну-с… с кого начнем?! С самой крупной фигуры — Портоса! Дата смерти не известна.
Его отец был секретарем короля и провинции Navarre Наварра. В 1640 1643? В 1643 году, когда погиб Атос об этом ниже , Портос поступает в роту мушкетеров сеньора де Тревиля. Он был мушкетером до 1650г. После отставки назначен смотрителем боеприпасов крепости Navarrenx Наварренкс в солнечном Беарне. Валентин Георгиевич Смирнитский воплотил литературный образ веселого богатыря-Геркулеса, преданного союзу благородной дружбы. Таким он для нас и является, не так ли? Oh, pardon! Не то! То есть, папа Арамица был племянником де Тревиля, а он сам внучатым племянником?
Ох, я всегда путаюсь в генеалогических дебрях... По французским данным, у него было два сына и две дочери. Дата смерти мушкетера — светского аббата — точно не известна, возможно между 1673 и 1675. В романах Дюма Арамису достался образ галантного кавалера, мастера интриги, стремящегося к церковной карьере. На фото ворота — все что осталось от аббатства Арамиц: В Беарне, как и во всей Европе, существовала традиция, по которой аббатством мог владеть мирянин. Так называемый феод или лен отдавался вассалу сеньором в обмен на его воинскую или иную службу. Такие владения передавались по наследству, и давали вассалу дворянский титул. Атос, как младший сын, по закону майората мог выбрать достойную дворянина карьеру только на военной или гражданской службе. Кстати, одновременно с Портосом. Точная дата смерти: 21 декабря 1643 года.
То есть, Арману было всего 28 лет! Дюма не смирился с такой оплошностью судьбы!
И если мушкетёры могут действовать только в пешем строю, то пикинёры могут участвовать как в пешем, так и конном бою. Между защитным снаряжением мушкетёров и пикинёров драгун существует различие — мушкетёры носят только пехотный шлем марион, а пикинёры ещё и кирасу. Спешившись драгуны составляют устойчивое формирование из мушкетёров и пикинёров. Так же в ряде кавалерийских рот создаются бригады взвода состоящие из мушкетёров.
Самыми известными из подобных конных мушкетёров являются мушкетёры гвардии короля Франции Людовика XIII , известных благодаря роману Дюма как « Мушкетёры короля ». Эти гвардейские мушкетёры появились в 1622 году в составе роты лёгких всадников гвардии и просуществовали в таком виде до 1629 года, пока из них не была сформированная собственная первая рота. В дальнейшем уже при Людовике XIV эта рота вместе со второй ротой мушкетёров и ротами жандармов, лёгких всадников и двумя ротами обычных дворян войдут в «Красный дом» сформированного в 1671 году Военного дома короля Франции Maison Militaire du Roi de France. Вооружение и снаряжение мушкетёров[ править править код ] Каждый мушкетёр имел берендейку , перевязь с 12 натрусками мерками , из которых в 11 помещались заряды, а в двенадцатой — пороховая мякоть , для обеспечения передачи огня заряду; кроме того, на перевязи находился ещё мешок с пулями и несколько кусков фитиля. Дополнительное клинковое оружие — бердыш и сабля чаще шпага , которые носили на поясной портупее. Тактическое построение французских мушкетёров «карокале» улитка , позволявшее компенсировать малую скорострельность фитильных мушкетов весом общего залпа.
Глубкое построение позволяло отстрелявщейся шеренге выходить их боя под защиту других шеренг.
Но в ходе совершенствования мушкета и его облегчения мушкетёры постепенно взяли на себя функции аркебузиров и они их постепенно вытеснили. С дальнейшим возрастанием роли огнестрельного оружия на поле боя постепенно меняется и соотношение между стрелками и пикинёрами. Если в XVI веке в ротах копейщиков на трёх копейщиков должен был приходиться один мушкетёр, войсках Карла V при каждом значке или роте пехоты состояло по 10 мушкетёров, в Тридцатилетней войне 1616—1648 гг они составляли до двух третей всей пехоты. Значительные усовершенствования в обучении мушкетёров сделаны были Густавом-Адольфом и к концу XVII пикинёры остались только в первой шеренге. Мушкетёры в кавалерии[ править править код ] Ответом кавалерии стало создание «летучих отрядов» и даже «летучих армий» Пьеро Строцци и маршала Бриссака посадивших свою пехоту на коней. В армии Бриссака было найдено решение при котором он посадил наёмные роты стрелков состоящие в основном из выходцев Страны басков продолжателей знаменитых гасконских арбалетчиков позади наёмных лёгких всадников, в основном выходцев из германских земель «вторым номером», которые и доставляли пехотинцев к месту боя. Отсюда даже существует версия, что сам термин dragon драгун является искажённым басками немецкого trager — «помедленнее».
К концу XVI в начале XVII в составе кавалерийских полков появляются уже конные роты драгун состоящие как из мушкетёров так и пикинёров. И если мушкетёры могут действовать только в пешем строю, то пикинёры могут участвовать как в пешем, так и конном бою. Между защитным снаряжением мушкетёров и пикинёров драгун существует различие — мушкетёры носят только пехотный шлем марион, а пикинёры ещё и кирасу. Спешившись драгуны составляют устойчивое формирование из мушкетёров и пикинёров.
Это тоже веяние времени. Пришел другой антропологический тип. Дюма - счастливый человек, пишущий о счастливых людях. Только два его персонажа трагичны: очаровательная Констанция и виконт де Бражелон. Оба влюблены, оба погибают из-за любви. Это главный алхимический рецепт Дюма.
Он влюблен, и влюблены все его герои. Чисто французский рецепт. Ведь любовь в современном, галантном смысле слова изобрели французы. А теперь самое главное. Признаемся, что далеко не каждый из нас читал великое творение французского ума "Декларацию прав человека и гражданина". Вполне достаточно прочесть "Трех мушкетеров". Что самое привлекательное в персонажах Дюма? С каким уважением Ришелье относится к своему противнику. С каким достоинством бедный гасконец беседует с самым могущественным человеком Франции. Уважение к человеку и к его правам пронизывает все романы Дюма.
Он ничего другого даже представить себе не мог. Этого нам еще предстоит достичь. Читайте Дюма и будьте свободными людьми.
Мушкетеры: что это значит
Один за всех | Королевские мушкетеры — личная гвардия короля Людовика XIII, увековеченная в легендарном произведении А. Дюма «Три мушкетера». |
Дмитрий БУРУКИН: "Мушкетеры - королевский спецназ!" | Иван Абрамов А кто такие мушкетеры? на молодёжном сленге. Мушкетёры (мушкетеры) – это историческая группа французских военных. |
Время мушкетёров. Тактика европейских армий XVII века | Наука | Мир фантастики и фэнтези | Что такое (кто такой) "Мушкетеры". |
Значение слова «мушкетёры»
На убеждения и подготовку ушло некоторое время, так что экспедиция в Лапландию отправилась лишь в следующем году. В ее состав вошел и шведский астроном Андерс Цельсий тот самый! Ясно, что при таком ученом составе экспедиция была обречена на успех. К сожалению, недостаток места не позволяет хотя бы вкратце рассказать обо всех опасностях и перипетиях путешествия без надежных карт в далекие земли и о методах измерений. Остается лишь сказать, что в 1737 году Мопертюи вернулся в Париж триумфатором — измерения показали, что Земля действительно приплющена у Северного полюса. Даже Людовик XV удостоил членов экспедиции благосклонной аудиенции. Портрет великого ученого и путешественника в спецодежде, приготовленной для экспедиции, был известен всей просвещенной Франции. Наиболее ехидные посмеивались над тем, что он собственноручно плющит глобус. Мопертюи упивался славой и успехом.
Не омрачало их даже ворчание Жака Кассини который упорно не соглашался с добытыми экспедицией результатами , тем более что сам Вольтер разразился стихотворным панегириком, в котором называл Пьера Луи «героем физики» и «современным аргонавтом». Мопертюи скакал из города в город, из страны в страну, всюду читая лекции и рассказывая о своих приключениях, так что одна высокопоставленная парижская дама даже назвала его «блохой». А в 1738 году он стал почетным членом Петербургской академии наук. Не дожидаясь возвращения южной экспедиции, от которой изредка приходили обнадеживающие весточки, Мопертюи написал короткую заметку «Фигура Земли» и стал готовить книгу с подробным описанием путешествия и полученных результатов. И тут оказалось, что своими восхвалениями Вольтер оказал ему, в общем-то, медвежью услугу. Этот вольнодумец нападками на власть настолько достал короля, что тот в 1734 году запретил издание его «Философических писем». Но Вольтер не унимался и изо всех сил добивался публикации вступления к сочинению Ньютона. При дворе укрепилось мнение, что «ньютонианство» равнозначно «вольтерьянству».
Вольтер Мопертюи всерьез забеспокоился, что его книгу тоже могут запретить, а потому стал готовить ее к печати в обстановке строжайшей секретности. Десяток наборщиков заперли в типографии и не разрешали покидать ее даже на минуту. Там они ели и спали, и там же в один из церковных праздников для них пришлось устроить мессу. Но всё обошлось — книжка вышла в свет и тут же стала живо обсуждаться, причем не всегда с положительными отзывами, хотя ее полностью одобрил, например, Рене Антуан Реомюр тот самый! Особенно на нее ополчились французские астрономы и изготовители астрономических инструментов, поскольку Мопертюи предпочел использовать в экспедиции английскую технику. В Англии книгу встретили с восторгом, и один из членов Королевского общества даже посочувствовал автору за то, что на родине его сильно клюют. В 1739 году, через год после возвращения северной экспедиции, Мопертюи поджидал сюрприз. В Париж неожиданно прибыли две барышни из самой Лапландии!
Оказалось — чего, впрочем, никто особенно и не скрывал, — что путешественники не обременяли себя воздержанием и охотно заводили себе пассий из числа тамошних прелестниц. Вот две из них и прибыли разыскивать своих соблазнителей. Как они попали в Париж, осталось загадкой. Тут, как водится, греховодники стали валить вину один на другого. Мопертюи, откровенно писавший маркизе дю Шатле из Лапландии о своей тамошней возлюбленной, заявил, что одна из скандалисток — дочь шведского негоцианта, а не его походно-полевая жена, которая осталась горевать дома. Алексис Клеро тоже открестился, и всё свалили на безответного художника экспедиции, который якобы наврал девицам с три короба о своем богатстве, хотя был беден как церковная мышь, и убедил, что все парижане сплошь богачи. В конце концов эта история завершилась более или менее благополучно — одну из девиц отправили в монастырь, а другую находчивый остроумец Мопертюи пристроил компаньонкой к одной из своих бывших любовниц. Следующие лет пять Пьер Луи провел в приятной праздности, купаясь в лучах славы, пописывая изящные литературные поделки и не помышляя о науке.
Но тут что-то заставило его встрепенуться, и он внезапно решил заняться совершенно новой для себя темой — преломлением света. Он, конечно, знал о наблюдениях Пьера де Ферма, который еще около 1650 года установил свой принцип наименьшего времени: из всех возможных путей свет выбирает тот, где для его прохождения затрачивается минимальное время. Знал он и о результате своего коллеги по экспедиции Клеро, который установил, что закон тяготения Ньютона применим и к преломлению света. Знал и о том, что без помощи состарившегося Иоганна Бернулли вряд ли справится с математическими сложностями, — но всё же рискнул вторгнуться в эту новую для себя область. У него была грандиозная идея и гораздо более квалифицированный наставник, чем базельский старец: сам Господь! Похоже, у Мопертюи, как и у его вдохновителя Исаака Ньютона, с годами крыша сдвинулась от физики к метафизике и теологии. Он уверовал, что «законы, которым Природа следует по воле высшего Разума и являет себя нам согласно Его воле, всегда действуют так, чтобы все процессы протекали простейшим образом». В другой статье, озаглавленной «Гармония различных законов природы, представлявшихся доселе несовместимыми», он, похоже, впервые вводит понятие действия для процесса преломления, которое для этого случая определил как произведение скорости света на длину пути.
Но это было лишь началом. Его целью было обобщить свой принцип на все механические явления. Природа, по его мнению, была «экономной», вела себя так, чтобы «расходы» были минимальны, — и он поставил себе цель объяснить, почему это так. Любопытной особенностью принципа Ферма, как и принципа наименьшего действия, является то, что эти принципы вроде бы представляются телеологическими — преследующими определенную заданную цель. Каждая частица света если следовать корпускулярной теории Ньютона должна заранее «знать», куда она должна попасть, чтобы потратить на это минимум времени. Мопертюи всячески подчеркивал методологическую роль «конечной цели» в установлении законов физики. Ответ на вопрос, почему частицы света ведут себя именно так, был ему кристально ясен — так повелел Господь. Он всегда знает конечную цель, и всё в природе подчиняется Его воле.
Гармония этих атрибутов столь совершенна, что все природные явления можно вывести одно из другого, если рассматривать их по отдельности. Слепая механика с необходимостью подчиняется замыслу самого просвещенного и самого свободного Разума», — писал Мопертюи. Или: «... Он уверял, что своим принципом наименьшего действия решал триединую задачу: открывал истинные замыслы Господа, применял эти замыслы для решения конкретных проблем и пытался понять, в чем состоит смысл этих проблем. Со временем ярый безбожник Вольтер врезал ему по первое число. Ничего не забыл: ни всеведущего боженьку, ни связь со своей возлюбленной, ни путешествие в Лапландию. В последнем случае он поступил просто — взял свой панегирик, где называл Мопертюи «современным аргонавтом», и поменял в нем лишь последние строки, написав: «... А в 1752 году довольно издевательски описал экспедицию в повести «Микромегас», где с ее участниками беседует гигантский пришелец с планеты, вращающейся вокруг Сириуса.
В общем, Вольтер сменил милость на гнев. И Мопертюи ощутил его на себе в полной мере... Но захватывающие детали изложим опять-таки чуть позже, а пока расскажем о дальнейших карьерных успехах нашего героя.
По своей сути королевские мушкетеры исполняли роль личных телохранителей короля. Изначально в состав роты королевских мушкетеров входило 107 солдат: 100 рядовых и 7 офицеров. Их численность постоянно росла, и при Людовике XIV рот было уже две, общее число солдат и офицеров составляло 500 человек. Стоит отметить, что это была настоящая воинская элита французской армии , королевские мушкетеры не раз героически проявляли себя на полях сражений и совершали настоящие подвиги. За ними по праву укрепилось звание самого отчаянного подразделения.
Также отчаянно, дерзко и опасно для обывателей они вели себя и в мирной жизни, в перерывах между сражениями. В Париже XVII даже появилось выражение «мушкетерские манеры», которое применялось для обозначения хвастливых, грубых и очень опасных людей.
А ведь все они — реальные персонажи. Какой на самом деле была их биография — в материале EG. Атос Юрий Чурсин в роли Атоса. Режиссер Сергей Жигунов В романе этот человек — самый старший из мушкетеров, он выполняет роль более опытного и умудренного жизнью друга, происходит из дворянского рода. У Дюма Атос благодаря своему высокому происхождению без труда попадает на службу к королю — элитные отряды мушкетеров были предназначены для личной охраны государя, и туда принимали только родовитых дворян. В романе он — настоящий герой: неоднократно рискует жизнью ради спасения друзей, отчаянно бросается в схватки с гвардейцами кардинала. Подлинный Атос отличался не меньшей храбростью и благородством.
Надо сказать, что в те времена даже наличие дяди-капитана не помогло бы молодому человеку пробиться в ряды мушкетеров, если он не обладал нужной отвагой и умениями. В романе Дюма подарил своему герою довольно долгую жизнь — 62 или 63 года — и вывел его образ, помимо «Трех мушкетеров», еще в двух романах-продолжениях: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон», там он носит имя графа де ла Фер. Настоящий Атос прожил гораздо меньше — он погиб в возрасте 28 лет в схватке с гвардейцами, со шпагой в руке, как и подобает истинному мушкетеру. Характер Атоса — графа де ла Фер — Дюма, как полагают его биографы, списал с Адольфа де Левена, который был его наставником и воспитывал его сына.
Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали. Самые современные и самые модные. У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке. Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом. Мушкетёры были очень стильной гвардией. Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет.