Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.
16. Первый русский царь
Первый царь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. |
Первый царь | Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. |
Ответы : кто был первым царем в росии? | Первый Император России Петр I. |
Как короновали русских царей? | В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". |
25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской. «»: Михаил Романов стал третьим и последним выборным царем в истории России. Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет».
«Консолидирующая фигура»
- 16. Первый русский царь
- Начало правления царской династии Романовых в России
- Первый русский царь
- Последние вопросы
- Биография Ивана Грозного
- На Руси состоялось первое венчание на царство
Михаил Фёдорович
Кто был первым царем на Руси. Кто из правителей стал первым в России царём. Первый царь на Руси. Первый царь на Руси 1547. Самый первый царь на Руси. Кто был первым русским царем. Первый русский царь.
Кто быльпервым русским царем. Первым русским царём стал. Кто первый русский царь. В 1547 Г на царство венчался русский царь. Царь 1547 Руси.
Деулинское перемирие 1618 г. Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г. В 1622 г. Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в. Москва — шитьё, 1629—1645. Подписание внешнеполитических актов позволило правительству Михаила Фёдоровича в 1618 г. В сфере прямого налогообложения размеры фискальных сборов по сошному письму приводились в соответствие с количеством реально обрабатываемой земли. В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г. В соответствии с их коллективными челобитными часть т. В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646. В 1630-х гг. Виниус , его брат Авраам и Е. Вилконс Ю. Виллекен построили первые в Русском государстве железоделательные предприятия — Городищенские заводы. При Михаиле Фёдоровиче было восстановлено и получило дальнейшее развитие книгопечатание, на Печатном дворе в Москве возобновил работу в 1613 издано несколько сотен книг, среди них — Евангелия, жития святых, а также азбуки В. Бурцова — «Начальное учение человеком…» 1634; 2-е издание — 1637. Возобновлено каменное церковное и светское строительство: возведены церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рубцово близ Москвы ныне в черте города [1619—1626; храм сооружён в память о победе над польско-литовскими войсками, 1 11 октября 1618, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , штурмовавшими Москву] и во имя Святителя Николая Чудотворца Николы Надеина в г.
Мережковского, И. Мечникова, К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, И. Павлова, С. Рахманинова, В. Розанова, В. Серова, В. Сурикова и многих других.
Потому что это теперь были уже не соседи, а враги? Нет, речь идет именно о вооруженной конфронтации. Слово «враг» я бы здесь вообще не употреблял, тем более что через несколько лет Россия заключила Столбовский мир со Шведским королевством и Деулинское перемирие с Польско-Литовским государством. Вся история человечества показывает, что бывший враг может очень быстро стать другом и наоборот. Это всегда вопрос политической целесообразности, а не какого-то непримиримого экзистенциального противостояния. Казачье лобби Это правда, что победу Михаилу Романову, против которого сначала выступало старомосковское боярство, обеспечила агрессивная поддержка казаков, которые в марте 1613 года вместе с московским простонародьем ворвались на заседание Земского собора в Кремле? На самом деле мы знаем только один источник об этом — «Повесть о Земском соборе 1613 года» неизвестного автора. Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича. Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику.
Первый Русский Царь
Несмотря на то, что само существование восстания показывало востребованность реформ, правление Николая проходило скорее в консервативном ключе. Крестьян не освободили, цензуру усилили, о конституции всерьез и не задумывались. Итогом царствования стала крайне неудачная Крымская война, в ходе которой России пришлось в одиночестве противостоять Франции и Британской империи. Армия, еще 35 лет назад разбившая Наполеона, потерпела несколько впечатляющих поражений, а флот и вовсе пришлось затопить в связи с явной неконкурентоспособностью. Есть версия, что император, тяжело переживавший военные неудачи, болея гриппом, специально поехал на смотр войск легко одетым и заработал пневмонию. Как бы то ни было, умер Николай именно от гриппа и его осложнений.
Михаил Федорович — 32 года 1613—1645 Первый Романов на троне. Царем Романова провозгласил Земский собор. Михаилу тогда было 16 лет, на трон он не особо хотел. Да и, честно говоря, попав на него, не особо то и правил. Первые три года за молодого государя решала инокиня Марфа, затем вернувшийся из польского плена патриарх Филарет.
И лишь после смерти последнего в 1633-м Михаил Федорович правил в одиночестве. За 32 года успел заключить мир с Швецией и Речью Посполитой и более-менее восстановить страну после Смутного времени. Кроме того, именно при нем русские казаки дошли до Тихого океана, так что первого Романова можно считать чемпионом по присоединенным землям. Скончался в возрасте 49 лет от водянки, которая, по мнению подданных, случилась из-за малоподвижности и хронической меланхолии. Иосиф Сталин — 30 лет 1922—1953 Единственный, помимо Путина, не царь и не император в этом списке.
Сталин — прекрасное доказательство того, что правителем России можно быть и не занимая формально высшей должности государства. Ведь с 38-го по 46-й номинальным главой государства был Михаил Калинин, а после 46-го Николай Шверник, которого сегодня и не все историки вспомнят. Мы не будем лишний раз рисковать вызвать Вельзевула, описывая достоинства и недостатки правления товарища Джугашвили, а лучше вспомним его дорогу во власть. После смерти Ленина наиболее вероятным кандидатом на лидерство был Лев Троцкий, но 44-летнему Сталину и его союзникам Зиновьеву и Каменеву удалось победить во внутрипартийной борьбе, сняв Троцкого с ключевых постов. Затем Сталин в союзе с Бухариным выступил против Зиновьева, а потом и вовсе «съел» всех, став единовластным правителем страны.
Скончался Сталин в 74 года на своей ближней даче в Филях. Алексей Михайлович — 30 лет 1645—1676 Второй царь династии Романовых.
Салтыковых из рода Салтыковых в 1616 воспрепятствовали браку царя с его избранницей М. Хлоповой, за что в 1623 отправлены в ссылку, прощены Михаилом Фёдоровичем в 1633 , затем — отца, патриарха Филарета.
На протяжении всего царствования опирался на поддержку других родственников и лиц из близкого круга Романовых, в первую очередь — князя И. Шереметева, князей А. Львова , Н. Одоевского , Б.
Репнина , А. Сицких из рода Сицких. Начало правления: борьба за сохранение престола В условиях угрозы со стороны других претендентов сумел сохранить за собой русский престол: в 1613—1614 гг. Заруцкий и «царевич» Иван — сын М.
Мнишек от Лжедмитрия II , а в 1617—1618 гг. В 1614—1618 гг. Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т.
Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д. Пожарский одержал победу над А. Михаил Фёдорович заключил важные мирные соглашения, ознаменовавшие завершение Смутного времени , — Столбовский мир 1617 г. Деулинское перемирие 1618 г.
Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г.
С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года. Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд.
В декабре 1546 года 16-летний Иоанн объявил митрополиту Московскому Макарию о своем намерении жениться. По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков». От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров.
Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры.
Как на Руси появился царь?
Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил | Аргументы и Факты | 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. |
Иван IV Грозный: история правления русского царя | Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. |
Избрание патриархов на Руси
Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. Иван стал первым русским царём. Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин).
Кто на самом деле был первым русским царём
Новости Новости. 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской.
16. Первый русский царь
В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров. Драгуны Петра Первого Итогом реформы стало масштабное ок. Реформа центрального управления Постепенно к 1704 г. Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу. В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений. В 1711 году учрежден Сенат — высший государственный орган, объединивший ветви судебной, исполнительной и законодательной власти.
Устаревшая система приказов заменяется системой коллегий, аналогом современных министерств. Всего было создано 13 коллегий, в т. Синод духовная коллегия. Во главе иерархии стоял Сенат, ему подчинялись все коллегии, а коллегиям, в свою очередь, администрации губерний и уездов. Реформа была завершена к 1724 году.
Реформа местного управления областная Проходила параллельно с реформой центрального управления и делилась на два этапа. Необходимо было модернизировать устаревшую и запутанную систему деления государства на многочисленные уезды и независимые волости. Кроме того, Петр нуждался в дополнительном финансировании военных сил для Северной войны, чему могло поспособствовать укрепление вертикали власти на местах. В 1708 году территория государства была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позже их стало 10.
Губернии подразделялись на уезды от 17 до 77. Во главе губерний встали приближенные к царю военные чиновники. Главной задачей их являлся сбор рекрутов и ресурсов с населения. Второй этап 1719 — устройство губерний по шведскому образцу: губерния — провинция — дистрикт. После создания Главного магистрата, который также считался коллегией, в городах появился новый административный орган — магистрат аналог мэрии или муниципалитета.
Горожане начинают подразделяться на гильдии в зависимости от их финансового и социального положения. Церковная реформа Петр I намеревался снизить влияние Церкви и патриарха на государственную политику в финансовых и административных вопросах. Первым делом в 1700 году он запретил избирать нового патриарха после смерти патриарха Андриана, то есть данная должность фактически была ликвидирована. Отныне царь должен был лично назначать главу Церкви. О реформах Петра I кратко Следующим шагом стала секуляризация церковных земель и человеческих ресурсов в пользу государства.
Доходы церквей и монастырей отчислялись в государственный бюджет, откуда шло фиксированное жалование священнослужителям и монастырям. Монастыри были взяты под строгий контроль Монастырского приказа. Без ведома этого органа запрещался постриг в монахи. Запрещалось строительство новых монастырей. С созданием в 1711 году Сената вся деятельность Церкви назначение глав храмов, строительство новых церквей и т.
В 1721 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору. Прочие реформы Среди других социально-политических преобразований Петра I: Реформа культуры, подразумевавшая насаждение и порой весьма жестокое западных обычаев.
Важно отметить, что потомки Фёдора Кошки через брачные связи стали родственниками отдельных родов Рюриковичей. У потомков шестого поколения исчезла фамилия Кошкины, и они стали именовалось Захарьины. Впоследствии различные родственные кланы Захарьиных к родовой фамилии прибавляли отчество — так появились Захарьины-Юрьевы, Захарьины-Михайловы, Захарьины-Яковли и другие.
Внуки Романа Юрьевича стали носить фамилию Романовы. Михаил Романов до возведения на престол В 1600 году Фёдор Никитич Романов и вся его родня по навету врагов попали в опалу: их обвинили в покушении на жизнь царя Бориса Годунова. Фёдор Никитич как государственный изменник был отправлен в монастырь близ Архангельска, где был пострижен в монахи под именем Филарета. Их сын Михаил находился под опекой родственников. С четырёх лет Михаил рос в отдалении от столицы и крупных городов. Он не получил должного образования, был тихим и набожным, его общение сводилось к разговорам с присматривающими за ним родственниками.
Во времена Лжедмитрия I семья соединилась и до 1608 года проживала вместе. Но жизнь готовила новые испытания: при польской интервенции Михаил вместе с матерью был задержан поляками и отправлен в Кремль, где их держали в качестве пленников. В 1612 году после освобождения из плена Михаил с матерью отправились в Кострому, в село Домнино, затем в Ипатьевский монастырь. Филарет в это время вёл активную деятельность: при Василии Шуйском он получил сан митрополита, при Лжедмитрии II стал патриархом, но во время осады Смоленска в 1610 году был арестован поляками за отказ впустить в Смоленск войско короля Сигизмунда. Девять лет Филарет был в польско-литовском плену. Избрание на царство Михаила Романова После победы народного ополчения над польскими интервентами в 1612 году встал вопрос о легитимном правительстве на Руси.
Было решено вынести этот вопрос на усмотрение Земского собора — собрания представителей всех земель и всех слоёв населения русского государства. Проведение собрания в Успенском соборе Кремля было назначено на 6 января 1613 года. Грамоты о его созыве были отправлены белому духовенству, представителям дворянства, казакам, посадским людям и черносошным государственным крестьянам — количество участников собора включало более 700 человек. Главный вопрос Земского собора — кто должен был стать царём. Список претендентов на престол включал более десяти человек. Среди них были прославившие себя борьбой за освобождение русской земли князья Пожарский и Трубецкой, знатные бояре родов Мстиславских, Воротынских, Шереметевых, Черкасских, иностранные представители — польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп.
Легко удалось договориться только по одному вопросу: иностранцев на царство не избирать и «Маринки с сыном не хотеть». Решение предыдущего собора об избрании на царство польского королевича Владислава было аннулировано. По другим кандидатурам разгорелись жаркие споры — каждая партия желала избрания своего кандидата. Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было. Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу».
Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить. Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь.
Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту.
Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».
После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию наперсницу Марфы сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке.
Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим». Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей.
Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла [15]. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.
В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь мещовского [16] дворянина Евдокия Стрешнева , дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины.
Скромная свадьба состоялась 5 15 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём царь ввёл Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку.
До того отец и братья сами стерегли её дома.
Царский титул — это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы — наследники».
Символы царской власти: шапка Мономаха и держава Древние пророчества Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси. Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор — пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии — попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны. Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев. В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации. И все это — на протяжении каких-то полутора десятилетий.
В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней. После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».
После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками причастниками … всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь. Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили! Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III.
Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
Вопрос «Что можно рассказать о Газотурбинной установке на лекции? В начале XVI столетия численность населения страны не превышала девяти миллионов человек. Южная граница государства подвергалась набегам кочевых народов. Институты государственного управления остро нуждались в преобразованиях и реформировании.
Выходом могла стать только сильная самодержавная власть. Детство будущего царя прошло под неусыпным контролем опекунов. С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии.
Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия.
Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович.
Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя.
В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Сoфье Палеoлoг, сестре последнего императора павшей Византии. Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Сoфье Палеoлoг, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке.
Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь. Кроме духовенства, за Дмитриeм Внукoм стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеoлог, считая ее чужой и связывая, «нестрoения на Руси» с ее появлением.
Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Пaлеoлoг c сыном попалаи в немилость, Иван III решил венчать Дминитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем.
Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи!
А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел.
И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла?
Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь?
Так пусть эта погибель падет на твою голову! И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?
2 комментария
- Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси? ::
- Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных
- Как короновали русских царей?
- По праву государь
- Первый выбранный царь
- Как Земский собор выбирал нового царя?
Комментарии
- Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
- Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
- Начало династии Романовых
- 16. Первый русский царь (Полина Ребенина) / Проза.ру
Первый выбранный царь
Венчал на царство сам митрополит Макарий, который активно поддерживал молодого правителя. Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы. Обряд миропомазания подчеркивал сакральность церемонии и божественное происхождение власти царя.
Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия.
В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его. От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович.
Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году.
Это позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским императору и королю. Иван Грозный, роспись Парадных сеней Исторического музея.
Иван IV царствовал до 1584 года. Интересно, что первый случай венчания на царство относится к 1498 году, когда великий князь Иван III провёл церемонию коронации своего внука Дмитрия. Несмотря на это, последний до 1502 года оставался великим князем Московским, а потом был отправлен в тюрьму, где и скончался в 1509 году.