«Метеорологическая статистика говорит о том, что после экстремальных Рождественских морозов с температурой ниже −25 градусов, следующие за ними, морозы Крещенские, бывают сильными лишь примерно в 30% случаев», — говорят синоптики.
Праздник без главного «атрибута»: почему в этом году нет крещенских морозов
Когда купаться на Крещение — 18 или 19 января — этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня. Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем — это не то, когда купаться совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби , а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы. Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня. Распространенные вопросы о купании на Крещение Нужно ли купаться на Крещение в проруби? Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам — праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне — благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю.
В чем она — в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».
Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню? Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань — это не Овчая купель см. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников.
Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным. Другое дело — масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби.
Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.
Нередко в этот день наблюдается средняя температура, а то и вовсе приходится довольствоваться оттепелью.
А сами заморозки могут случиться раньше или, наоборот, позже. Почему в середине января всегда похолодание На самом деле, "чуду" крещенских морозов есть научное, вполне логичное объяснение. Народная примета, так прочно устоявшаяся среди представителей населения в самых разных регионах России, объясняется тем, что именно в середине января страну и, в особенности, ее европейскую часть накрывает анти циклон, который формируется в районе Карского моря и охватывает Дальний Восток, Якутию и Сибирь.
По законам природы, формирование антициклона происходит примерно в одно и то же время каждый год, но порой случаются и отклонения - он активизируется либо чуть раньше, либо на несколько дней позже, но его активность людям удобнее поджидать именно на Крещение.
Надо только подходить к этому разумно. Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей.
Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь.
Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа. Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце.
Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить. Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном.
Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин. Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься.
Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.
В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.
Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему.
Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой.
Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи. Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом. Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.
Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом. Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии.
Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать. Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой.
Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу. Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.
Ночь на 18 января будет совсем весенней. Ветер останется южным, весьма сильным. Ветер останется прежним, а вечер будет удивительно тёплым для зимы. Конец недели будет тёплым, особенно пятница.
Январь, возможно, сможет порадовать новым температурным рекордом.
Традиционные крещенские морозы обойдут Алтайский край стороной
О крещенских морозах в народе говорят как о периоде, длящемся не более недели, на который приходятся самые лютые морозы в году. Вера в крещенские морозы – это больше психологическая привязка, устоявшееся представление и сложившаяся традиция. По словам ведущего специалиста центра погоды «Фобос» Михаила Леуса, крещенских морозов в этом году не будет, зато третья декада января вновь будет холодной.
Метеоролог Тишковец рассказал о крещенских морозах в Центральной России
Этот вопрос интересует многих россиян в преддверии 19 января. Середина января — это середина календарной зимы и естественно, что на этот период приходится самое холодное время в году. Это связано с приходом антициклона на Европейскую часть России. Формируется антициклон в районе Карского моря, и, в первую очередь, он охватывает Сибирь, Якутию и Дальний восток. Ежегодно формирование антициклона происходит примерно в одно и то же время, однако возможны и отклонения, в зависимости от атмосферного давления. Тут соблюдается закономерность, чем выше давление, тем ниже температура воздуха. Однако не всегда антициклон успевает «накрыть» среднюю полосу России именно к 19 января, на Крещение.
А во вторник может потеплеть до плюс 1 градуса. В середине недели в регион придут умеренные морозы до минус 10 градусов с «зарядами снега». Евгений Тишковец, ведущий специалист Центра погоды Фобос: «Крещенские морозы отменяются.
Всё очень индивидуально. Крещенские морозы - это такая природная традиция, которая наблюдается не одну сотню лет. В народе давно заметили - накануне или сразу после великого праздника Богоявления - погода существенно портится. В субботу поступление холодного воздуха в центр европейской России продолжится.
Крещенские морозы — явление непостоянное То, что в народе принято считать божьим проведением, гидрометеорологии обосновывают научно. Статистические исследования показывают, что на Крещение действительно часто приходят сильные морозы, но это не является закономерностью. Случаются в эти дни и сильные оттепели с высокой для зимы температурой. Наука не подтверждает морозною ту погоду, которая сковывает землю именно 18 и 19 января. Вера в крещенские морозы — это больше психологическая привязка, устоявшееся представление и сложившаяся традиция. Синоптики непостоянство погоды объясняют изменчивостью воздушных потоков в атмосфере, которая образовывает турбулентность. Поэтому любую погоду можно прогнозировать с некоторой долей вероятности. И даты, и степень похолодания, и градус морозов, и их длительность меняются из года в год. В разные годы разница во времени наступления крещенских морозов может составлять неделю.
Как в России готовятся к ледяным купаниям на Крещение
Какая погода будет 18 и 19 января на Крещение? Крещенские морозы, как их традиционно называют в народе, обычно держатся от недели до двух. В Якутии, где нынче стоят экстремально низкие морозы, от крещенских купаний решили не отказываться.
Синоптик рассказал, стоит ли ждать морозов на Крещение в Москве
По мере усиления антициклона, продолжат крепчать морозы. Крещенские морозы начинаются с середины января и длятся до середины февраля, но это касается не всех регионов и по большему счёту мороз в это время не так чувствителен из-за отсутствия ветра. Знаменитые крещенские морозы, которые из года в год бывают в европейской части России ближе к 19 января, ожидаются и в этом году.
Крещение Господне в 2023 году: какого числа, когда купаться в проруби и набирать воду
Традиционных 30-градусных морозов на праздник Крещение, который отмечается 19 января, не будет. солнечную активность, то самые сильные холода наступают через некоторое время после пика "солнечного холода": вместо 22 декабря - 19 января, когда и бывают крещенские морозы. Крещенские морозы отменяются. В ночь на 19 января практически на всей территории России температура, по прогнозам, будет выше климатической нормы. Крещенские морозы отменяются. В ночь на 19 января практически на всей территории России температура, по прогнозам, будет выше климатической нормы. «Метеорологическая статистика говорит о том, что после экстремальных Рождественских морозов с температурой ниже −25 градусов, следующие за ними, морозы Крещенские, бывают сильными лишь примерно в 30% случаев», — говорят синоптики.
Будут ли крещенские морозы в 2025 году – что говорят синоптики
В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия. Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно.
Не купанием проверяется вера. Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа: Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании — Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время.
На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает.
Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях. Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды. Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином. Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого.
Надо только подходить к этому разумно. Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа. Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.
Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин. Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься.
Водосвятие Согласно верованиям, ровно в полночь, на Крещение вся вода становится священной, чистой. Особые обряды проводятся в церквях и храмах. Чин великого освящения воды служится в память о крещении Иисуса Христа. Настоятель храма проходит в вечерней службе через царские врата с одновременным пением тропарей «Глас господень на водах…», несет в руках Честный Крест. В сам праздник чин освящения воды проводят после литургии и заамвонной молитвы. На сосуды с водой, приготовленные в храме, призывается Божие благословение, а затем в них происходит погружение Честного Креста. Процедура водоосвящения сопровождается чтением Евангелия и особых тайных молитв. Крест погружается трижды, прямо. Крещенская вода, принесенная в этот день из храма, считается целебной, способной изгонять нечистую силу, благословенной. Ее бережно хранят в течение всего года. Известно, что свойства крещенской воды позволяют ей не портиться долгое время. Другие традиции На Крещение Господне принято проводить и другие традиционные обряды, соблюдать определенные правила: Освящение дома и двора. По приходу с вечерней церковной службы принято окроплять крещенской водой углы, двери, хлев и хозяйственные постройки. Сбор талой воды. Снег, выпавший в крещенские морозы после 19 января собирают. Затем перетапливают его, а полученную воду хранят, считая целебной. Собранный снег также дают птице и скоту, для оздоровления, повышения плодовитости. Посещение крестного хода. Он совершается к проруби на водоеме, где вырублена символическая иордань, от храма. Совершается не во всех храмах. Но там, где традиция соблюдается, вода в иордани или в особом источнике считается целебной. Запрет на полоскание белья. Он вступает в силу 19 января и длится неделю.
Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Какая погода будет на Крещение-2023 в регионах и что она сулит
Об этом говорят и прогностические модели, и метеорологическая статистика. По многолетним данным мы видим, что если в столице наблюдалось экстремально холодное Рождество, как в этом году, то вероятность повторения морозов на праздник Крещения составляет менее 30 процентов. Эти два фактора и указывают нам на то, что заморозков ждать не стоит», — сказал синоптик.
Вероятность морозов в эти дни гораздо выше, чем в любой другой период. Они могут ударить на Крещение, а могут и раньше — на Рождество, как случилось в этот раз. А если бы ударили между двумя этими праздниками, в святочные дни, то мы бы говорили о Васильевских морозах день Святого Василия отмечается 14 января. Неудивительно, что у наших предков был целый перечень имён собственных, которые присваивали морозам в зависимости от календаря: Введенские 4 декабря , Варваринские 17 декабря , Никольские 19 декабря , Афанасьевские 31 января , Тимофеевские 4 февраля , Сретенские 15 февраля , Власьевские 24 февраля. Это не считая тех, которые мы уже упомянули — Рождественские, Васильевские и Крещенские. Кстати, в советское время, когда власть стремилась противостоять влиянию Церкви на умы людей, учёных как раз и попросили дать «научное» объяснение феномену крещенских морозов.
Нужно было показать, что ничего сверхъестественного в резком понижении температуры на православный праздник нет, но, как мы видим, представителям научного знания тут даже и голову особо ломать не пришлось. Объяснение этого явления и так лежит на поверхности.
Это зависит от специфики года и конкретной ситуации с воздушными массами. Как известно, они перемещаются в стихийном порядке. Обычно, разброс между морозами разных лет составляет около недели. Продолжительность холодных периодов в январе также бывает различной. Как показывают ежегодные наблюдения, морозы наблюдаются с периодичностью 14 дней. Время холодных дней находится в зависимости от влияния циклонов и антициклонов.
Например, если морозным будет 20 декабря, то период холодных дней будет продолжаться до 27 числа и следующие морозы наступят только 10 января. Они продлятся до 17 января. То есть на Крещение будет потепление. Таким образом, так называемые «Крещенские морозы наступят в конце января и никак не будут связаны с одноименным праздником. Рождественские морозы — это миф На протяжении всей истории человечества люди объясняли необычные явления природы влиянием высших сил. Религия умело использовала такую ситуацию. Неслучайно, практически все периоды похолодания связаны с какими-то религиозными событиями и праздниками. Таким образом появились так называемые Сретенские, Никопольские, Тимофеевские, Крещенские, Рождественские морозы. Синоптики уверены, что все природные явления происходят случайным образом и не могут быть привязаны к датам.
Что нужно сделать в этот день? Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа. Затем необязательно сразу после — в течение всего дня можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню. Существует древняя традиция — окроплять святой водой или, как она называется в богослужебных книгах, агиасмой свой дом или квартиру.
Тем более это уместно сделать в праздник. Что еще нужно сделать? Искупаться в проруби? Этот обычай стал чрезвычайно популярен, особенно в последнее время, однако нужно помнить, что это именно благочестивая традиция — омываться в водоеме, освященном в праздник. И если в более теплых странах она не вызывает такого ажиотажа, в условиях русской зимы это экстремальное действо. Вода в проруби не омывает наши грехи — для этого есть Таинство Покаяния. Купание в крещенской воде не заменит богослужения. Чтобы Крещение Господне действительно стало для нас настоящим праздником, нужно сделать шаг не в прорубь — нужно сделать шаг в храм.