Итоги выступление старообрядцев кратко
Выступление старообрядцев дата причины основные события итог
Пётр I и старообрядцы
Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни.
И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов.
В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству. В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников.
Руководил этим направлением архиепископ Нижегородский Питирим.
Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем.
По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего К. Иевлева и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата, В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов.
Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года, Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились.
Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление.
Эти преобразования происходили на фоне широкомасштабных реформ царя, направленных на модернизацию государства и его превращение в ведущую европейскую державу. Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования.
Итоги выступление старообрядцев кратко
Итоги и последствия Причины Событиям предшествовали церковные реформы, начатые патриархом Никоном и продолженные Петром. Они включали изменения в литургии и обрядах Русской православной церкви. Изменения вызвали недовольство и сопротивление среди консервативной части верующих, которые видели в них отступление от традиционной веры и угрозу своей религиозной идентичности. Старообрядцы отказывались принимать нововведения и настаивали на сохранении старых обрядов. Эти преобразования происходили на фоне широкомасштабных реформ царя, направленных на модернизацию государства и его превращение в ведущую европейскую державу.
Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни.
Астрахань была хорошо укреплена, располагала большим гарнизоном. В начале XVIII века жизнь в Астрахани становилась все тяжелее: воевода Тимофей Ржевский вводил непомерные налоги на торговлю, в результате купцам приходилось продавать свои товары по завышенным ценам. Стрельцам многие из которых были в свое время высланы из Москвы, и потому обижены на государя и столицу в 1705 г. Петровский закон о брадобритии и ношении европейского платья вводился в городе особенно жестко. Все это вызывало недовольство стрельцов, зажиточных горожан и бедноты. Мятеж начался 30 июля 1705 года. Стрельцы убили 300 человек, казнили воеводу, а власть в городе перешла к выборным людям во главе с купцом Яковом Носовым. Высокие налоги были отменены, конфисковано имущество воеводы, а стрельцам вернули прежнее жалование. Астрахань получила поддержку Черного Яра и Гурьева, но ни донские казаки, ни население среднего Поволжья не присоединилось к восстанию.
Царь не хотел, чтобы восстание помешало ему в ходе Северной войны. В Астрахань был направлен лучший полководец Петра I — Б. Петр I, вероятно, не исключал возможность решить дело миром, так как отправил в Астрахань человека, который не участвовал в казнях стрельцов, а также не был одним из ближайших сподвижников царя — разрушителя старины. Возможно, правитель рассчитывал, что такому человеку удастся договориться с мятежниками. В расчете на мирный исход, царь после личной беседы освободил арестованную в Поволжье астраханскую делегацию, члены которой стали убежденными сторонниками примирения. Делегатов Петр I распорядился отправить в Астрахань, чтобы те смогли убедить новую городскую власть не развязывать серьезный конфликт. Шереметьев вступил в Черный Яр только 2 марта 1706 года. Фельдмаршал жестко обошелся с повстанцами, хотя те не оказывали сопротивления. Петр I остался недоволен действиями полководца. В результате действий Б.
Шереметьева повстанцы разделились на два лагеря: зажиточные горожане склонялись к миру, а беднота и часть стрельцов были настроены на вооруженную борьбу. Петр I подписал грамоту, согласно которой все участники восстания, согласившиеся на перемирие будут помилованы. Грамота была отправлен в Астрахань, но Б. Шереметьев задержал ее прибытие. Правительственные войска оказались в городе раньше, чем грамота с обещанием помилования.
В результате старообрядцы сыграли важную роль в освоении и колонизации отдаленных территорий России, в частности Сибири. Преследования и дискриминация старообрядцев продолжались до начала 20-го века, что ограничивало их возможности в общественной и политической жизни России и способствовало сохранению их изолированности и недоверия к государственным институтам. Сегодня старообрядцы продолжают сохранять свою уникальную идентичность, религиозные практики и обряды, внося вклад в многообразие российской культурной и духовной жизни. Тест для закрепления материала 1 Какой царь занимал престол в Москве с 1645 по 1672 год? Михаил Фёдорович.
ИТОГ Подавлено, но Петр I был вынужден пойти на уступки — подтверждено вотчинное право башкир, отмена новых налогов, проведён судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством. Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К. Царь издал указ о сыске беглых и отправил карательные отряды которые не скупились на пытки для казаков, пытающихся укрыть беглецов ИТОГ Подавлено. Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам. Дон потерял былую независимость и до трети своего населения.
Социальные и национальные движения при Петре l.
Заметки на полях Очень многие особенности характера Петра I были обусловлены тем стрессом и тем ужасом, которые пережил будущий первый российский император в детстве, в ходе Стрелецкого бунта. Тогда 15 мая 1682 года на глазах Петра, стоявшего вместе с матерью и сводным братом на Красном крыльце , был брошен на копья князь Михаил Долгоруков , потом изрублен саблями и бердышами боярин Артамон Матвеев , после чего обезумевшие от крови стрельцы рыскали по царскому дворцу, выискивая виднейших сторонников Нарышкиных. Вскоре были убиты брат царицы Афанасий Кириллович Нарышкин, князь Григорий Григорьевич Ромодановский , боярин Иван Языков , думный дьяк посольского приказа Ларион Иванов , боярин стрелецкого приказа князь Юрий Долгоруков. Алексей Иванович Корзухин. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников". Почти через полвека, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, стоявший на Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву внучку Артамона Матвеева и сказал ей: "Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги". Среди стрельцов было много старообрядцев.
Достаточно вспомнить, что когда царевна Софья Алексеевна , пришедшая ко власти стараниями Милославских в ходе этого бунта, назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Андреевича Хованского , тот сразу же заявил, что он за "старое благочестие". Понятно, что для Петра I с отроческих лет староверы были чем-то чуждым, жутковатым и ненавистным. Но, тем не менее, в зрелые годы царь-реформатор решил смягчить репрессивные законы против раскольников. В 1702 году Пётр I, возвращавшийся из Архангельска, решил посетить Выг , где находилось большое старообрядческое поселение.
Петру I приписывают следующее высказывание относительно раскольников: "Если они честные, работящие люди, то пусть веруют, во что хотят: если их нельзя обратить рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть — ни они той чести не достойны, ни стране прибыли от того не будет". В 1716 году Пётр I отменил " Двенадцать статей ", закон, принятый при царевне Софье, в котором определялись различные степени наказания для старообрядцев. По этому закону за несколько лет были казнены тысячи раскольников. Когда в 1718 году был арестован приехавший на Петровский завод духовный лидер староверов Даниил Викулин , выговская община обратилась за помощью к коменданту Олонецких заводов Георгу Вильгельму де Геннину , который тут же отправил своего денщика с письмом в Москву, где в тот момент находился царский двор как раз начиналось следствие по делу царевича Алексея. Как только это письмо дошло до Петра, государь при первой же возможности отправил на заводы сержанта Преображенского полка с письмом, в котором потребовал "оного пустынника Даниила Викулова из-под караула спустить на свободу в свою пустыню, о том ни о чём не розыскивать".
Олег Владимирович Чумак. Петровский завод. Но такое покровительство действовало лишь до тех пор, пока выговские староверы исправно работали на заводах, снабжая их рудой и известью. Как только Пётр I узнал, что кто-то из выговцев собирается бежать в Сибирь, он тут же обратился к Сенату: "Есть ведомость, что раскольники, которые живут близ Повенца, намерились уйти в Сибирь, и некоторые уже поехали… по моему мнению, мочно к ним явный указ послать: ежели так станут делать, то как беглецы будут казнены, понеже им всякая свобода есть... И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов.
Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года.
Они включали изменения в литургии и обрядах Русской православной церкви. Изменения вызвали недовольство и сопротивление среди консервативной части верующих, которые видели в них отступление от традиционной веры и угрозу своей религиозной идентичности. Старообрядцы отказывались принимать нововведения и настаивали на сохранении старых обрядов. Эти преобразования происходили на фоне широкомасштабных реформ царя, направленных на модернизацию государства и его превращение в ведущую европейскую державу. Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени.
Итоги выступление старообрядцев кратко
В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. ИТОГ Подавлено, но Петр I был вынужден пойти на уступки — подтверждено вотчинное право башкир, отмена новых налогов, проведён судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством. Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К. Царь издал указ о сыске беглых и отправил карательные отряды которые не скупились на пытки для казаков, пытающихся укрыть беглецов ИТОГ Подавлено. Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам.
В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. ИТОГ Подавлено, но Петр I был вынужден пойти на уступки — подтверждено вотчинное право башкир, отмена новых налогов, проведён судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством. Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К. Царь издал указ о сыске беглых и отправил карательные отряды которые не скупились на пытки для казаков, пытающихся укрыть беглецов ИТОГ Подавлено. Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам.
Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого. Многие были вынуждены мигрировать в более отдаленные, изолированные регионы России и за ее пределы, где была возможность основывать свои общины, стараясь вести замкнутый и самодостаточный образ жизни, сохраняя свои традиции и религиозные убеждения. В результате старообрядцы сыграли важную роль в освоении и колонизации отдаленных территорий России, в частности Сибири. Преследования и дискриминация старообрядцев продолжались до начала 20-го века, что ограничивало их возможности в общественной и политической жизни России и способствовало сохранению их изолированности и недоверия к государственным институтам. Сегодня старообрядцы продолжают сохранять свою уникальную идентичность, религиозные практики и обряды, внося вклад в многообразие российской культурной и духовной жизни. Тест для закрепления материала 1 Какой царь занимал престол в Москве с 1645 по 1672 год?
Петровский завод. Но такое покровительство действовало лишь до тех пор, пока выговские староверы исправно работали на заводах, снабжая их рудой и известью. Как только Пётр I узнал, что кто-то из выговцев собирается бежать в Сибирь, он тут же обратился к Сенату: "Есть ведомость, что раскольники, которые живут близ Повенца, намерились уйти в Сибирь, и некоторые уже поехали… по моему мнению, мочно к ним явный указ послать: ежели так станут делать, то как беглецы будут казнены, понеже им всякая свобода есть... И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству. В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности.
Итоги выступление старообрядцев кратко