Фонд Инносоциум на собственном стенде в рамках работы ПМЭФ-2023 впервые представляет возрождённую коллекцию уникальных фарфоровых скульптур Императорского фарфорового завода. Рейтинг 4,6 на основе 2222 оценок и 813 отзывов о музее «Музей императорского фарфорового завода», Ломоносовская, Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 151. Посетителям нравятся впечатления, экспозиции и выставка. Главной особенностью, в этот день, было присутствие ветеранов Конаковского фаянсового завода – художников и работников ЗиК. Музейный работники выражают благодарность за эмоциональные выступления Е.Г. Боковой, Л.Г. Лубовой, О.И. Орловой. Сервиз "Сирень", Дулёвский фарфоровый завод — 48 тысяч рублей.
Блог/Новости
Фрих-Хар привез на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые начали творческий поиск путей замены старых моделей, и создавать систему новых изделий и рисунков для массового производства. В состав этой группы входили такие известные художники как В. Фаворский, С. Лебедева, М. Холодная, И. Чайков, И. Слоним, Г. Кепинов, А. Зеленский и Ф.
Бесперстова, П. Кожин, И. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода. Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». На выставке приняли участие 47 стран. Всего советский павильон собрал тогда 270 наград. Великая отечественная война прервала блистательную работу этих мастеров. Художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов.
В это время на Заводе им. Калинина работали Т. Подрябинников, Г. Альтерман, З. Филянская, М. Холодная, Е. Гуревич, Н. Литвиненко, Й.
Васильев, А. Хихеева, И.
Он закрылся в 2001 году, не выдержав конкуренции с китайской продукцией. Голова лося - клеймо Дмитровского фарфорового завода Вербилки. Логотип использовался с 1965 до 1991 года. Однажды довелось побывать в поселке Вербилки. На тот момент он был одним из трех действующих фарфоровых заводов в России.
Вроде до сих пор жизнь теплится. Они даже собирались покупать современную импортную печь.
Историческая коллекция была полностью воссоздана Императорским фарфоровым заводом к 2019 году. Тогда же завод в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем приступил к созданию скульптур, продолжающих николаевскую серию. В нее вошли народности, которые не успели произвести в начале ХХ века, а также те, которые вычеркнул из первоначального списка сам Николай II. Императорский фарфоровый завод бережно сохраняет традиции русской школы фарфора, привносит новые тренды, опираясь на культурные традиции всех народов нашей страны.
За почти два десятилетия маэстро и легендарное предприятие создали внушительное количество произведений. Особенность творчества Михаила Шемякина — богатство направлений в прикладном искусстве. Ключ к пониманию произведений художника необходимо искать в словах «гротеск» и «эклектика». Пластически элегантные и эмоционально теплые работы Шемякина в фарфоре легко узнаваемы. Каждое изделие отличается филигранной проработкой деталей в традициях европейского фарфора и утонченным колоритом росписи.
10 советских сервизов, которые сегодня стоят десятки тысяч рублей
Клеймо зик на фарфоре что означает. История «Императорского фарфорового завода». ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, первоначально завод назывался «Невской порцелиновой мануфактурой». Вы можете приобрести Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково) и другие редкие, старинные предметы и доставкой по всей России. Представляю вашему вниманию, изделия завода фаянса, фарфора и керамики Конаково. Завод имени Калинина! Завод «Фарфор Сысерти» впервые с 1977 года сменил логотип. Ребрендинг проводится в рамках плана модернизации завода, разработанного Корпорацией развития Среднего Урала (владеет 50% предприятия). Императорского фарфорового завода. Вы сможете увидеть 255 фарфоровых произведений: парадные сервизы, вазы, скульптуры и пласты, декорированные кобальтовыми красками и золотом. Синий цвет полярной ночи, золото солнца и звезд, снежная белизна фарфора – то.
Конаковский фаянсовый завод
Но сегодня, к сожалению, ответить на этот вопрос в самом Конаково могут немногие. Вот такая историческая несправедливость: Конаково носит имя человека, который кроме своих революционных «подвигов» сегодня его назвали бы «представителем несистемной оппозиции» , причем совершённых далеко от родного города, в Риге и Кронштадте, ничем не прославился. В то же время имя Матвея Кузнецова практически никак не увековечено в городской топонимике. Сегодня в Конаково часто звучат предложения переименовать город, назвав его, например, Новая Корчева — в честь затопленного центра уезда, на территории которого стояло село Кузнецово. Хотя куда справедливее было бы назвать Конаково обратно Кузнецовым — в честь Матвея Сидоровича Кузнецова.
Вот только немногое из того, что появилось в Кузнецово-Конаково благодаря этому человеку. Как уже говорилось, Кузнецов активно занимался реконструкцией фабрики, расширением производства и увеличением ассортимента. При нем на фабрике были построены новые корпуса в стиле «промышленного модерна» — эти здания вернее, их развалины можно увидеть и сегодня. Строил их известный московский архитектор Николай Погураев — как считается, по эскизам, созданным лично Матвеем Кузнецовым.
Новые условия производства, появление более производительных машин и более тонких технологических операций повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих. Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек. В основном это были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень. Старообрядческий храм в Конаково.
Начало XX века Уделяли внимание и решению жилищного вопроса. Рабочие жили в 13 восьми- и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах. Помимо школы, в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня.
При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике. Чтобы фабричные рабочие занимались земледелием, Кузнецов выделял под постройку земельные наделы. Чуть позже, когда село стало разрастаться, здесь начали строить многоквартирные дома, так называемые «грунты». Некоторые из них сохранились до наших дней.
Кузнецов добился постройки в селе двух церквей — деревянной для православных и каменной для старообрядцев напомним, что сам Матвей Кузнецов был из старообрядческой семьи , разрушенной в 1930-е годы. В Кузнецове стала развиваться культурная жизнь. Руководил им в то далекое время главный бухгалтер фабрики Николай Иванович Тулупов. Представления кружком давались 1-2 раза в месяц.
Перед спектаклем, в антрактах и после окончания в фойе устраивались танцы под духовой оркестр, который для этого специально приглашали из Корчевы. Кладка стен здания выполнена из безобжигового кирпича — его изготовляли из оставшейся при сооружении корпусов фабричных сооружений бетонной меси. Бывшее здание электротеатра. Фото из блога Михаила Архипова Благодаря всем этим новшествам к 1913 году Кузнецово, заштатное село в мало кому известном Корчевском уезде который, например, писатель Салтыков-Щедрин считал символом провинциальной скуки и захолустья вошел в сотню крупнейших промышленных центров России.
Жизнью и условиями работы фабричных рабочих в селе Кузнецово интересовались специалисты Парижа, Берлина, Лондона. Он не дожил буквально двух лет до настоящего триумфа фабрики, когда численность ее рабочих достигала 2 тысяч, а выпуск фарфоровой, фаянсовой посуды и майолики превысил планку в 7 миллионов изделий. Кто мог знать, что спустя всего четыре года, в 1917 году, все это великолепие, сложнейший бизнес, создававшийся четырьмя поколениями семьи Кузнецовых, рухнет? Первомайский митинг 1917 года в с.
Кузнецово После прихода к власти большевиков все частные, коммерческие и акционерные общества были упразднены. Перестало существовать и «Товарищество М. Его старшего сына, директора фабрики в Дулёво, вызвали в рабочий комитет. Кучер Куприян Архаров запряг лошадей и отвез хозяина на станцию Дрезна, откуда они поездом отбыли в Москву.
Больше С. Кузнецова на заводе не видели. В конце 1917 года в Дулево приехал его сын Борис, но его никто за хозяина не признал. Походил он по заводу и убрался восвояси».
Кузнецовы потеряли все свои заводы в России и на Украине. Купеческий род, сколотивший своё состояние на разорении конкурентов вспомним преподавателя Рудакова , сам оказался разорённым. В собственности осталась только рижская фабрика в ставшей независимой Латвии. Но в 1940 году советская власть пришла и в Прибалтику.
К тому времени один из сыновей Матвея Сидоровича, Георгий, был сослан на Колыму и сгинул там без вести. Остальные Кузнецовы после прихода советской власти в Ригу остались трудиться на собственной фабрике рядовыми служащими. Поэтому во время немецкой оккупации они не стали ждать третьего пришествия советской власти и уехали на Запад. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Запаса прочности, заложенного Матвеем Кузнецовым, хватило не на один десяток лет, и к обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е годы. А произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках. Так что история кузнецовского фарфора и фаянса продолжалась уже без самих Кузнецовых. Первым ее директором стал Н.
Тулупов — тот самый бухгалтер, который создал на фабрике первый театральный кружок. В том году на заводе работало 1297 человек, выпускалась хозяйственная посуда, кроме того — изоляторы, предметы ухода за ранеными. Разруха, которая охватила страну после гражданской войны, не миновала и Кузнецовскую фабрику: объемов выпуска 1913 года она достигнет только в 1928 году. Клейма Завода им.
Калинина за разные годы 8 сентября 1923 г. В ассортименте снова появились знаменитые еще до революции кузнецовские майоликовые изделия: масленки с орехами и грибами на крышке, сухарница с салфеткой, кружка «Напейся — не облейся», пепельница «кленовый лист» и другие. Только в самом конце 1950-х новая продукция завода окончательно вытеснила эти предметы. С тех пор продукция завода постепенно теряет в своём качестве, а вместе с этим и сдаёт свои позиции не только на мировых рынках, но и внутри страны.
Конкурентов у предприятия нет, ассортимент и количество товара определяются планом, а его художественные свойства определяются вкусом неприхотливых жителей рабочего посёлка Конаково. Работницы ЗиК на обложке советского журнала После войны кстати, даже во время боев на московском направлении Конаковский завод не прерывал работу Конаково начинает бурно развиваться. На другой стороне Донховки возникает новый посёлок строителей. В конце 60-х посёлок обрастает хрущевскими пятиэтажками, строятся детские сады и больницы — посёлок становится постоянным, и главная автобусная остановка в этой части города так и называется — «Постоянный посёлок».
В город прибывает большое количество новых людей — часто это освобожденные из сталинских ссылок и лагерей люди, получившие разрешение селиться за так называемый 101-й километр. Бывшее Кузнецово стремительно растёт, среди новосёлов большим спросом пользуется мебель и предметы интерьера. Завод им. Калинина перестраивает своё производство и переходит на выпуск ширпотреба: тарелок, маслёнок, штофов и суповых наборов.
Недорогие, яркие и разнообразные, эти изделия были идеальным подарком, запоминающимся сувениром и важной деталью домашнего интерьера. К 1991 году мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5000 человек. Однако именно этот переход на ширпотреб сыграл с заводом злую шутку.
В советские годы недорогие и в большинстве своём низкопробные с художественной точки зрения товары обеспечили заводу стабильный спрос. Однако с началом перестройки в страну хлынул поток дешёвого зарубежного ширпортеба, в том числе китайского. Да и вкусы населения стремительно менялись: на смену «совковому» фаянсу пришли радиотелефоны, видеомагнитофоны и модные в те годы вазы с пластмассовыми китайскими цветами. Продукция ЗиК всё в большей степени становилась невостребованной.
Во второй половине 90-х в подземных переходах Москвы можно было встретить работников завода, безуспешно пытавшихся сбыть продукцию своего предприятия, чтобы заработать хоть сколько-то денег: зарплату на ЗиК стали выдавать натурой — тарелками и сервизами. К 1997 году объемы производства ЗиК снизились в три раза. Многое из того, что в советское время казалось простым и само собой разумеющимся, с наступлением рыночных времен оказалось для завода непреодолимым препятствием. Например, расходы по содержанию социальной сферы, которую Конаковский завод, как предприятие градообразующее, имел немалую, оказались буквально разорительными.
Кроме того, начались перебои с поставкой основного сырья — специальной белой глины, которую везли из Украины. Более дешевое сырье нашли в России, но оно оказалось и менее качественным, что немедленно сказалось на спросе — конаковские тарелки перестали покупать. Можно было бы договориться и с поставщиками с Украины, и наладить систему сбыта. В основе всех таких историй всегда лежит неумелый или нечистоплотный менеджмент».
Низкопробная копия статуэтки «Выдра с рыбой» производства ЛФЗ 1961 г с фантазийной надписью «Конаково» на постаменте. ЗиК, 1997 г. В 1992 году по решению Тверского комитета по управлению имуществом было создано акционерное общество открытого типа «Конаковский фаянсовый завод». В 1996 году он стал ОАО «Конаковский фаянсовый завод».
Победу одержал Александр Канцерев, но мужественно отдал выигранный приз — фарфоровую чашку и блюдце — очаровательной Светлане Загорской. В конце вечера договорились, что в ноябре члены Петербургского сигарного клуба отправятся в ИФЗ на экскурсию, чтобы закрепить полученные знания. Дарья Поленова,.
С учетом поиска новых рынков за пределами России предприятие планирует в начале проектов осуществить отгрузки не менее чем на 500 000 евро по каждому региону без учета планов по наращиванию выручки от экспорта в Китай. Перспективы ИФЗ в странах арабского мира Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают планы ИФЗ по увеличению экспорта в арабские страны выполнимыми при наличии правильной стратегии продвижения. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что у предприятия есть потенциал для наращивания поставок в ОАЭ: «Это перспективный рынок, учитывая также, что в ОАЭ растет и количество представителей российской диаспоры. Премиальный фарфор может быть востребован как подарок с национальным колоритом». Президент АНОПП «Международный центр предпринимательства» Кирилл Радченко рассказал изданию, что во время международных поездок в ОАЭ организация дарит продукцию ИФЗ членам королевских семей, высокопоставленным чиновникам, бизнесменам и фиксирует положительную реакцию на российский продукт. Однако конкуренцию отечественному производителю составляет фарфор из Германии и преимущественно Китая, который пока имеет большую узнаваемость на этот рынке. По данным портала Trendeconomy, в 2022 г. Однако Радченко считает, что озвученные ИФЗ объемы найдут свое место на рынке арабских стран. Но ставку также надо делать на премиальный сегмент, в основном на большие кофейные сервизы», — говорит он. При расширении дистрибьюторской линии важно найти подходящих партнеров, добавляет эксперт: «Если интересантом данного продукта будет член королевской семьи или крупный бизнесмен, продажи будут высокими».
Выпуск серии «Народности России», которая стала самой масштабной скульптурной коллекцией в истории русского фарфора, был инициирован императором Николаем II в 1907 году к 300-летию Дома Романовых. Было отобрано около 100 народностей, которые планировалось воплотить в виде парных фарфоровых скульптур. Но Первая мировая война и Октябрьская революция не позволили этим планам реализоваться в полной мере: всего было создано только 74 скульптуры. Историческая коллекция была полностью воссоздана Императорским фарфоровым заводом к 2019 году.
Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково)
смерти Ауэрбаха завод купил известный фабрикант ов. Кузнецовский фарфор вы наверное знаете? Это необязательно Конаково, в Кузнецовской фарфоровой "империи" было несколько заводов. Клейма Дмитровского фарфорового завода. Фарфоровый завод в поселке Вербилки был основан в 1766 г. (хотя есть более ранние варианты дат) Ф.Я. Гарднером. Фонд Инносоциум на собственном стенде в рамках работы ПМЭФ-2023 впервые представляет возрождённую коллекцию уникальных фарфоровых скульптур Императорского фарфорового завода. Как изменялись в разные года клейма ведущих фарфоровых заводов СССР – описание и фото, историческая справка, отличие оригинальной продукции от подделок.
Вся история Хайтинского фарфорового завода — на выставке в Иркутске
Новая коллекция фарфора от Гжельского завода под названием "Безупречная гжель" будет отличаться тонкостью, прозрачностью и белизной, но при этом изделия. Несколько тарелок производства Завода на (ЗиК), известного также как Конаковский фаянсовый завод (бывшее Товарищество ова). состояние хорошее D 24 см. и дорогие чайные сервизы ручной работы. ТАСС/. Завод "Фарфор Сысерти" в Свердловской области подготовит проект реконструкции к июню 2023 года.
В музее ХМАО покажут фарфоровые яйца из старейшего завода в Европе. Фото
ТАСС/. Завод "Фарфор Сысерти" в Свердловской области подготовит проект реконструкции к июню 2023 года. С 1918 года завод переименован сначала в Государственный фарфоровый завод ГФЗ, а затем Ленинградский государственный фарфоровый завод. Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково). Вы можете приобрести Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково) и другие редкие, старинные предметы и доставкой по всей России.
Посуда зик
В конце вечера договорились, что в ноябре члены Петербургского сигарного клуба отправятся в ИФЗ на экскурсию, чтобы закрепить полученные знания. Дарья Поленова,.
Пока ассортимент не пользуется действительно высоким спросом, сеть не будет себя окупать, уверен Кочеров.
Поддельная гжель На рынке гжели есть подделки, однако не все изделия, созданные вне крупных заводов, стоит считать таковыми. Настоящей считается вся продукция, произведенная на территории региона Гжель в Раменском районе Московской области , в том числе в мастерских при заводах или в домашних условиях авторская гжель. Правда, есть тонкости в соблюдении правил производства: например, роспись должна производиться кобальтом.
Узор любого цвета, кроме синего, — это уже не гжель. Второй важный фактор — качество фарфора. Иногда за фарфоровую гжель выдают фаянсовые изделия: они дешевле и имеют толстые стенки по сравнению с тонкостенным, просвечивающим фарфором.
Есть и китайский фарфор «под гжель», но его не так уж много на рынке, утверждает Александр Кочеров. Крупные заводы маркируют свои изделия, и узнать подлинник можно по марке. Если марка подделана, отличить настоящую гжель от подделки может только эксперт.
Гждун и компания Изделия из гжели делают вручную: сначала художник рисует изделие на бумаге или на компьютере, затем лепит объемную модель из пластилина и отливает ее в гипсе. Гипсовую модель разрезают на части, чтобы создать разъемные литьевые формы, которые заполняются шликером — жидкой фарфоровой массой на основе глины. После этого заготовки окунают в фуксин — ярко-розовый химический раствор, который позволяет выявить сколы и трещины.
Заготовки, прошедшие контроль качества, расписывают окисью кобальта. В росписи может быть до 20 оттенков ярко-синего цвета. Изделия из гжели выдерживают практически любые условия хранения, включая сильные морозы или влагу.
В 2016 году объединение «Гжель» произвело около 100 тысяч изделий, его суммарная выручка составила около 50 млн рублей, а убыток — 10 млн рублей. Завод может удвоить объем производства на существующих производственных мощностях в течение полугода, говорит Кочеров. Но чтобы гжель хорошо продавалась, нужно в корне изменить подход к ее продвижению.
Чтобы обновить ассортимент, нам нужны новые, молодые и талантливые художники, — говорит бизнесмен. Один из таких художников, Дмитрий Коновалов, в марте этого года взял на вооружение интернет-мемы и сделал из гжели фигурку Ждуна. Гжелевый Ждун — или Гждун, как его назвали на заводе, вызвал в сети ажиотаж.
Сидор Кузнецов, отец будущего владельца Кузнецовского Конаковского завода, был человеком выдающимся. Чрезвычайно набожный, он строил новые заводы прежде всего там, где существовали крупные общины старообрядцев — чтобы обеспечить единоверцев работой. По этой причине он построил крупный завод в Риге; к тому же здесь был крупный порт, где старообрядцы работали грузчиками, поэтому Кузнецову не следовало беспокоиться, что при отправке его хрупкой продукции на экспорт грузчики что-нибудь украдут или разобьют. В Риге до недавнего времени существовала Московская улица, целиком построенная на доходы кузнецовской фарфоровой фабрики. Организовав производство в Риге, Кузнецовы стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства. В 1860-е годы купец Михаил Рачкин пытался делать и продавать фаянс в Риге, но быстро разорился и сдался на милость победителям. Та же участь ждала любого, кто пытался наладить фарфоро-фаянсовый бизнес в главном городе Лифляндской губернии.
Столь же решительно Сидор Кузнецов вел и семейные дела. В 1846 году после трех дочерей у него наконец-то родился сын Матвей, которому и предстояло унаследовать семейное предприятие. На всякий случай расчетливый Кузнецов выдал дочерей замуж за купцов, взял их в бизнес и сделал своими помощниками. А Матвея, единственного наследника, воспитанного в старообрядческой строгости, отправили учиться делу в Ригу к знаменитому Рудакову, одному из главных исследователей керамического производства. Одновременно Матвей Кузнецов приобщался к теории бизнеса в Рижском коммерческом училище. Своему главному учителю Рудакову посудный олигарх отплатил за науку сполна. Говорят, что, как только Рудаковы решили обзавестись в Риге собственным фарфоровым делом, ученик разорил семью учителя дотла.
В январе 1864 года Сидор Терентьевич скончался. По духовному завещанию Матвей стал единственным его наследником, поэтому по смерти отца он немедленно вступил в управление своими делами, но под попечительством трех зятьев — М. Анисимова, А. Щепетильникова и С. Балашова — до своего совершеннолетия, которого он достиг в 1867 году. Владея двумя успешными заводами известно, например, что в 1866 году годовой доход одного только Дулевского завода достиг 115 200 рублей , Матвей Сидорович, став полновластным хозяином, по традиции начал расширять бизнес. И первым же его приобретением стал Ауэрбаховский завод, на который Матвей Кузнецов уже давно положил глаз.
Кстати, то обстоятельство, что купец Кузнецов купил фаянсовую фабрику Ауэрбаха в селе Кузнецово, — не более чем совпадение. Ауэрбах, как говорят, построил свою фабрику рядом с кузницами, давшими название селу. Даже в советское время остатки этих кузниц показывали приезжавшим в Конаково. Дело в том, что практически все население Корчевского уезда жило «от дороги», обслуживая главную магистраль Российской империи — дорогу из Москвы в Петербург. Даже в названиях деревень сохранилась «специализация»: в Кузнецово кузнецы изготавливали подковы и подковывали лошадей, в Шорново жили шорники, ремонтировавшие упряжь, в деревне Мокшино, как гласит легенда, изготавливали тулупы для путников… Но в 1851 году в России построили железную дорогу, и очень скоро все деревни, обслуживавшие «главную дорогу», пришли в упадок. Так что братья Ауэрбахи, сыновья Андрея Яковлевича, весьма предусмотрительно поступили, продав Матвею Кузнецову свою фабрику. Можно сказать, что Кузнецов пришел в Кузнецово как стратегический инвестор — с его именем связан второй экономический подъем в истории конаковского фаянса.
Злые языки поговаривали, что Матвей Кузнецов долго готовился к покупке фабрики Ауэрбахов и даже приложил руку к тому, чтобы предприятие попало в долговую яму. Известно, что фабрика остро нуждалась в оборотных средствах, но агенты Кузнецова сделали все, чтобы наследники Ауэрбаха нигде не смогли получить кредит, а затем продали предприятие за вполне умеренную сумму. Впрочем, это дело прошлое. Кузнецов, став собственником Ауэрбаховского завода , засучил рукава и принялся за дело. Считалось, что новый владелец проявил уважение к бывшим владельцам завода: на протяжении еще нескольких лет после покупки предприятия М. Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов.
К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем. А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака. Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн! Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению.
А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих. Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива. В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим. Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель. Так, крестьяне села Большая Михайловка Екатеринославской губернии сдавали Кузнецову в аренду 1200 десятин своей земли и добывали на ней за плату минеральные породы для Будянской фабрики это предприятие находилось на территории Харьковской области, в 1990-е годы было закрыто.
А в 1890-е годы, когда в окрестностях Скопина была найдена белая глина не хуже глуховской из Малороссии, использовавшейся всеми фарфористами, первыми там появились агенты Кузнецова. Они рассчитали, что рязанская глина будет обходиться в два раза дешевле украинской, и взяли её добычу под свой контроль. Не менее передовые технологии Кузнецов использовал и в социальной сфере — в частности, в организации быта своих работников. При нём служащих и рабочих перевели на новые тарифы, питейные заведения были удалены от заводов, для рабочих строили новые дома, больницы, школы и библиотеки, а также храмы — оказалось, что религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств у рабочих Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приёмам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию. Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги.
С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали её, то хотя бы скрупулезно пролистывали. Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма. А для нерадивых существовали штрафы: за испорченный инструмент, за опоздания, за пререкания со смотрителем или управляющим. Каждый год перед Пасхой всех рабочих поголовно рассчитывали, а после праздников начинался новый прием на работу. Так что неугодные без обременительных объяснений оставались за воротами завода.
Глубокая религиозность Матвея Кузнецова, возглавившего московскую старообрядческую общину, не мешала ему прибегать и к другим, греховным способам обогащения. Для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний об истории страхового дела в России см. Старые деревянные цеха и склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой.
Потратившись на постройку павильона, где демонстрировалась его продукция, он еще и безвозмездно оказал услуги по украшению главного Императорского павильона. Фабрикант воспользовался случаем, чтобы поднести императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз. За оказанные услуги ему были объявлены две высочайшие благодарности, а в 1883 году за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени. Не меньшую пользу принесло и строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II. Для этого в течение нескольких лет он вёл обширную разъяснительную работу в государственных ведомствах, описывая чиновникам опасность положения, при котором на персидских и азиатских рынках конкурируют русский и английский фарфор, причем английский прибывает туда так называемым «закавказским транзитом». В итоге были введены высокие заградительные таможенные пошлины на ввоз английского фарфора и фаянса. За десять лет после создания первого в России фарфоро-фаянсового холдинга, «Товарищества М.
Кузнецова», пошлины выросли вдвое, а Кузнецов стал фактически монополистом. По два розничных магазина работали в Петербурге и в Москве. Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль.
Сам даритель — член Русского географического общества Федор Жижилев — видит ценность фарфоровых изделий из Южноуральска еще и в строжайшем соответствии их качества ГОСТу. А это в свою очередь дело крайне тонкое, хрупкое, требующее немало труда и терпения. Стоит вспомнить пример, который привела археолог Юлия Васина на выставке другой части коллекции фарфора в ЮУрГУ: для изготовления обычной, на первый взгляд, фарфоровой чашки пришлось совершить целых восемьдесят технологических операций. Уникальности южноуральского фарфора способствовало и то, каким сырьем обладает местность.
Эти изделия относятся к классу тонкокерамической технологии, их изготавливали из тонких смесей каолина, полевого шпата и кварца с белым покрытием. Очень часто в сюжетах на сервизах появлялись мотивы по сказам Бажова, что придает этим изделиям сегодня художественную и историческую ценность, — рассказывает Федор Жижилев. Рецептура фарфора в Челябинской области отличалась аутентичностью природных компонентов. В частности, для изготовления использовали нижнеувельскую глину, кыштымский каолин и миасский шпат. Помимо того, что южноуральский фарфор и его стиль прославлен и узнаваем в странах бывшего СССР, его ценность видят и в более удаленных от нас уголках мира.
Белка и балерина стали новыми логотипами Сысертского фарфорового завода
Главная ставка на экспорт. Прежде всего она востребована в Китае, который является главным конкурентом на собственном и мировых рынках.
Жесточайший финансовый кризис сделал невозможными выплаты работникам, денег не хватало даже на топливо для обжиговых печей. Неразбериха в железнодорожном сообщении приводила к затовариванию складов и дефициту сырья. Трактористка Казалось, век предприятия подошел к концу, однако для него нашлось дело при новой власти, давшей предприятию имя М. К 1929 году производство фарфора здесь прекратили, оставив лишь фаянсовые изделия, а населённый пункт Кузнецово переименовали в Конаково, что изменило и название завода. В конце 1920-х гг. Например, в довоенные годы массово выпускались кувшины «Трактористка», прославляющие коллективизацию и активное вовлечение женщин в социальную жизнь. Тарелка «60 лет Октября» крейсер «Аврора» Послевоенный период считается расцветом советского Конаковского фаянса. В художественной мастерской работает целая плеяда талантливых мастеров, изделия которых отмечены наградами международных выставок. Весьма популярным оставался образ крейсера «Аврора».
Историческая коллекция была полностью воссоздана Императорским фарфоровым заводом к 2019 году. Тогда же завод в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем приступил к созданию скульптур, продолжающих николаевскую серию. В нее вошли народности, которые не успели произвести в начале ХХ века, а также те, которые вычеркнул из первоначального списка сам Николай II. Императорский фарфоровый завод бережно сохраняет традиции русской школы фарфора, привносит новые тренды, опираясь на культурные традиции всех народов нашей страны.
Имена талантливых художников, их творения, дух той эпохи, когда на заводе создавались удивительные фаянсовые изделия декоративно-прикладного искусства - всё это создавало неповторимую атмосферу.
Главной особенностью, в этот день, было присутствие ветеранов Конаковского фаянсового завода — художников и работников ЗиК. Музейный работники выражают благодарность за эмоциональные выступления Е.