Cesaria Evora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде. Cesária Évora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. новости России и мира сегодня.
Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora)
В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком. новости России и мира сегодня.
Эвора, Сезария
Биография. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Звезда Кабо-Верде, Сезария Эвора признана одной из самых влиятельных чернокожих певиц в мире. новости России и мира сегодня. всемирно известная кабовердианская певица. 17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса.
СЕЗАРИЯ ЭВОРА
17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte». Сезария Эвора легендарная босоногая дива, уже легенда, Годы жизни: 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи.
Умерла легендарная певица Сезария Эвора
Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы. Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Cesaria Evora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде. Добавить инфо. Сезария Эвора. Cesária Évora. Любимая звезда. Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны.
#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы
Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал. Если бы не знаменитая певица Сезария Эвора, которая здесь родилась и прожила всю свою жизнь. Еще этот городок сохранил прекрасную колониальную застройку 18-19 веков и развалины. Сезария Эвора. Cesaria Evora.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи.
Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Cesaria Evora - Besame MuchoОднажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен.
Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с "Lusafrica". В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus.
Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г.
Поклонники много чего дарят, и в доме Сезарии есть сувениры с разных концов света.
Она любит ходить по магазинам и признается, что в России покупает одежду и золото. Эвора готова приехать в любую страну, в которую ее позовут, но никогда ничего не загадывает и ни о чем не мечтает: все должно идти своим чередом. И принесла 50 миллионов Ее голос завораживает. Шелковые мягкие звуки с хрипотцой на кабовердийском креольском диалекте португальского языка, есть в нем знакомые французские, испанские, португальские слова, но его невозможно понять — это родной язык Сезарии, которому она принципиально не изменяет ни на сцене, ни в жизни.
С благодарностью она вспоминает того, кому пела первый раз: если бы не эта любовь, слава бы ее не нашла. Эвора очень любит свою родину, старается почаще туда возвращаться чтобы «зарядить батарею». А когда она поет, перед ее глазами встает родной берег в окружении волн. Она не отдает предпочтения ни коладерас танцевальные песни , ни морна блюзовые напевы в типичных ритмах Кабо-Верде , а любимая песня — Miss Perfumado, она дала название одному из ее альбомов.
Позднее мужчина сделал из Эворы местную знаменитость: он договаривался с владельцами кафе и баров, организовывал выступления и даже собрал для нее ансамбль. Казалось, что счастье было уже так близко, но вскоре Эдуардо сел на корабль и навсегда уплыл из маленького Минделу, так как у него были серьезные планы на материке. Больше Сезария его не видела. Но Эвора мечтала о настоящей славе, она хотела, чтобы ее творчество стало популярным в других странах. Увы, этим мечтам было суждено сбыться еще не скоро. В 1975 году на Островах Зеленого Мыса случился политический переворот, они наконец обрели независимость от Португалии и получили название Республика Кабо-Верде. Правда, эти перемены повлекли за собой тяжелый финансовый кризис.
Сезария была вынуждена уйти со сцены на 10 лет, так как песни перестали приносить ей деньги.
Это была суббота, и проходило мероприятие в ресторане высокозвездного отеля «Санта Мария» на острове Сал. Мы были строги, сдержаны, так как находились в центре внимания, ну и выглядели соответственно происходящему моменту. На работе костюма никакого не предусматривалось, мы мало, чем в гардеробе отличались от местных в рабочие дни. Так защита от солнца сомбреро на голове, легкая футболка с рукавами и шорты, да завершали все кроссовки. Это в дни приезда посольских или местных министерских чиновников, мы вынужденно были менять декорацию. Для официальных приемов нам выдали тропическую парадную морскую форму, предписанную для ношения офицерского плавсостава на наших пароходах корабль — военное судно, пароход — гражданское.
Это были легкие кремового цвета тужурки, с нашивками и галунами, согласно занимаемой должности и не шорты, а брюки. В дополнение к гардеробу фуражка с крабом, для статуса, которыми мы никогда не пользовались. Перед отъездом жена подогнала мне тропический мундир по фигуре. Был я молод, белокур и даже строен — а,ля — Олялин, так окрестила меня жена перед расставанием. Хотя к белым, тогда было особое почтительное отношение, они только восемь лет, как сбросили иго португальских колонизаторов. По окончании протокольной части всем был предложен европейский ужин с лангустами и напитками. На десерт - знакомство с местными морнами — от слова mourn — «оплакивать».
Эти песни о печальной судьбе на островах, любви, океане, солнце и жизни, под аккомпанемент двух скрипок пела немолодая певица. Внешне она не была похожа на «Звезду эстрады» в общепринятом смысле. На ней было одето нечто неяркое балахонное и совсем не концертное, да еще без обуви - босиком. Следует отметить, обувки на ногах местных женщин я практически не видел. Подкупал божественный: чуть глуховатый, грудной и глубокий, такой бархатистый и очень молодой голос. Голос и несколько необычная, как бы пьянящая манера исполнения, была нам уже знакома, по очень часто передаваемым на радиоволнах музыкальным передачам. Имени певицы мы, не знали После как бы первого отделения я вышел покурить, при работе за рубежом всегда закуривал, по возвращении с легкостью бросал.
На берегу, рядом с рестораном-отеля валялся выброшенная океаном и замытая песком, яхта. На ней не было мачты, не было такелажа один выполненный из прекрасного дерева отполированный остов. Это единственная яркая местная достопримечательность, протянувшегося на много километров пляжа. Я присел на борт, затянулся.
Мои встречи с Сезарией Эворой
Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи».
Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит.
В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus.
Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой.
Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров. Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Сезария в последние годы жизни Сезария Эвора пела душой.
Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была такой. Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души.
Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала.
Он договаривался с владельцами баров, с музыкантами, и в конце концов собрал ансамбль, который работал именно с Сезарией.
А потом сел на корабль и уехал из Минделу — у него были большие планы на материке. Больше они никогда не увиделись. За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет — а значит, нет и денег.
Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно. Но, поскольку никаких контрактов подписано не было, Сезария имела на эти записи не больше прав, чем любой прохожий. Уроженка Островов Зеленого Мыса, Сезария не умела плавать и ужасно боялась штормов.
Все потому, что в раннем детстве она увидела, как огромная волна смыла со скалы человека. При этом она не могла долго находиться вдали от океана: говорила, что присутствие Большой Воды необходимо ей, чтобы жить. Сезария никогда не была замужем, но у нее было двое детей: дочь Фернанда и сын Эдуардо, которого она назвала в честь своей первой любви. Сама она говорила, что ее дети — только ее, а мужчины, давшие их, пришли и ушли, как океанский прилив.
Сына она родила в восемнадцать от португальского солдата, который уехал с Кабо Верде, даже не зная, что Сезария беременна. Она никогда не пыталась связаться с ним, а много лет спустя на все вопросы об отце Эдуардо скупо отвечала: «Я не знаю даже, жив он или мертв. Мне, честно говоря, наплевать». С отцом дочери, португальским футболистом, она тоже не поддерживала отношений.
Однако и зла на мужчин, оставивших ее, не держала: «Я рожала не по великой любви, это скорее amorzinhos «влюбленность», «страстишка» — порт. Но все же у нас были чувства». От Фернанды, которая умерла несколько лет назад от рака легких, остались близнецы, внуки Сезарии. Их она обожала и очень гордилась, особенно девочкой.
Сейчас Жанет Эвора семнадцать, и она начинающая модель. В ее привычке выходить на сцену босой не было также никакой политической или социальной подоплеки. Просто она действительно не любила обувь. Первые собственные туфли Эвора купила, когда ей было уже за сорок, во время гастролей по США.
И только потому, что ей было холодно. А первые действительно серьезные деньги она заработала в 1988, причем гонорар попросила разделить на две части — половину положить в банк, вторую отдать наличными: «Я думала, если с одной частью что-нибудь случится, вторая точно останется у меня». Жанр, в котором пела Сезария Эвора , называется «морна». Этимология этого слова неясна, но есть две главные версии: «морна» происходит или от английского to mourn — плакать, или от португальского morno — теплый.
Эта меланхоличная музыка родилась из смешения ангольской сембы, португальского фаду и бразильской музыки лундум. Официально первой морной считается романс Brada Maria, написанный в 1870 году. В марте 2008 года, во время гастролей в Австралии, Сезария перенесла инсульт. Лечилась в Париже, а восстанавливаться уехала в родной Минделу.
В тот период она не думала о возвращении на сцену. Но все-таки вернулась, однако с тех пор часто говорила в интервью: «Жизнь похожа на проволоку, на которой ты балансируешь. Я не хочу с нее сорваться, даже если там, внизу, ослепительное счастье». За свою международную карьеру Сезария заработала более 70 миллионов долларов.
Однако первый собственный дом она купила лишь в середине 90-х, и то только потому, что многочисленные родственники перестали помещаться в старом. До этого времени Эвора жила в доме своих родителей, к которому пристроила десять спален. Звезда мирового уровня никогда не закрывала двери, поэтому любой из соседей мог, не спрашивая разрешения, зайти, чтобы воспользоваться телефоном или налить себе тарелку кашупы — традиционного густого супа с кукурузой. Однажды журналист спросил, что Сезария купила на свои огромные гонорары после триумфальных гастролей во Франции.
Почти все, что Сезария зарабатывала, она отдавала на нужды Кабо Верде.
Ее выдающийся талант и богатый голос приковывают внимание с первых нот. Ее песни стали неотъемлемой частью культурного наследия Кабо-Верде, а ее имя стало синонимом качественной музыки. Но кроме всего этого, за этой глубоко проницательной и эмоциональной музыкой скрывается история жизни женщины, которая сумела преодолеть все трудности и добиться признания в музыкальной индустрии. История успеха Сезарии Эворы распутывается через незабываемые хиты, которые она создала своим голосом и вдохновением. Песни «Sodade», «Besame Mucho», «Angola», «Tiempo y silencio» — все они говорят о любви, душе и тоске. Эти мелодии не только заставляют нас петь и танцевать, но и приносят истинное наслаждение слушателям по всему миру.
Статья о Сезарии Эворе является частью раздела о знаменитостях, а точнее — о певцах и музыкантах. В ней вы найдете уникальное сочетание разговорного и художественного стиля, которое позволяет вам окунуться в ее мир еще глубже. Больше чем просто история успеха, эта биография приглашает вас провести время вместе с Сезарией, погрузиться в ее музыку и узнать, как она стала иконою мировой музыкальной сцены. Давайте отправимся в путешествие сквозь жизнь этой незаурядной женщины, проникнемся ее мудростью и станем свидетелями ее творческой эволюции. Представьте себе, как мы пройдемся по ее родным кабо-вердским улицам, услышим шепот ветра и встретимся с ее друзьями и близкими. Каждый пункт на этом путешествии будет раскрывать новые детали ее личности и приближать нас к пониманию того, что делает Сезарию Эвору поистине великой певицей. В следующем разделе мы погрузимся еще глубже в историю жизни Сезарии Эворы и проложим путь ее музыкальной карьеры.
Нас ожидают удивительные открытия и непревзойденные моменты, которые помогут нам понять, какой путем шла эта талантливая женщина, чтобы достичь всего, чего она смогла. Не упускайте возможности познакомиться с Сезарией Эворой и узнать ее историю из первых рук! Сезария Эвора — удивительная женщина, чья жизнь и карьера оставили неизгладимый след в мире музыки. Она родилась в 1941 году на Кабо-Верде, в то время колонии Португалии. Ее детство было полно противоречий и трудностей. Она выросла в маленькой деревне, окруженной бедностью и нищетой. Но даже в таких условиях, Сезария ощущала в себе силу и страсть к музыке.
С детства она проявляла активность и интерес к искусству. Маленькая Сезария часто выступала перед своей семьей и соседями, исполняя народные песни. Именно в раннем детстве родилась любовь к музыке и желание свободно выражать свои эмоции через пение. Юные годы Сезария пришлось провести в непростых условиях.
Cesaria Evora - День памяти...
Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют.
Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны».
О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка.
Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии.
Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь.
И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет.
То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком.
Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов.
Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда.
И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь.
Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море!
И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию.
От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит.
Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения. Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли.
А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели. Классическую морну мы только что прослушали. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово».
Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска. Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего.
Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ».
Нужды нет, что вы в первый раз здесь, но вы видите, что это не временный отдых, награда деятельности, но покой мертвый, непробуждающийся, что картина эта никогда не меняется».
Сама Сезария, скупая на слова и немного застенчивая женщина, говорила о своей родине так: «Там довольно уныло. Но и в унылости есть своя красота». Спасающий голос После смерти отца семилетнюю Сезарию отдали в приют — мать, работавшая кухаркой, не могла прокормить шестерых. В 16 лет девочка вернулась в семью — надо было помогать матери поднимать остальных. Вскоре Сизе как ее до сих пор по-свойски называют в Кабо-Верде пела для гостей кафе и ресторанов Минделы.
По крайней мере, это позволяло семье не голодать; но условия жизни оставались ужасающими. Хуже всего, мать почти ослепла и им приходилось направлять почти каждый ее шаг. Не голодали они только потому, что Сезария пела в барах и зарабатывала почти достаточно. Ее голос спас их всех», — рассказывал годы спустя очевидец. Чуть надорванный певица всю жизнь курила и не отказывала себе в алкоголе , с невероятной глубиной интонаций и силой.
Её пение потрясло так молодого человека, что он подумал — этот бриллиант я никому не отдам. Так началась история их сотрудничества и дружбы. Менеджер, продюсер, близкий друг и даже душеприказчик — вот кем стал для певицы Жозе. Для того сошлись в тот день в том баре Лиссабона звезды, чтобы явить миру ещё одну звезду. Жозе вспоминает: «Едва она запела, я так и замер с вилкой в руке. Стало радостно и грустно одновременно, хотелось плакать. Её голос как будто прощал, отпускал грехи, утешал и благословлял. Внимательно пригляделся к поющей… Полная женщина, с разными глазами Сколько ей лет?
Под пятьдесят? Явно старше меня раза в два. Многие упоминают, что Сезария выглядела старше своих лет. Жозе подошел к певице, она обрадовалась «земляку» в чужом месте, где никто не понимал креольский диалект. Пригласил в Париж и пообещал познакомить с музыкантами, найти студию и режиссёра. В Париже у меня много знакомств, я вас представлю профессионалам, сказал Жозе. Сезария пожала плечами. Сказала что-то вроде — почему бы нет.
И засмеялась, прикрывая рот по привычке руками. У неё были всегда плохие зубы, но даже когда она обзавелась красивыми, все равно прикрывала рот, смеясь. Какое-то даже очарование было в этом жесте. Но все же приехала Эвора в Париж. Однако все продюсеры разводили руками, едва увидев её фотографию. Это никто никогда не купит! Нет, нет и нет! Ты что, спятил?!
Дело не доходило даже до прослушивания. Где молодость-свежесть-задор-красота? Толстая, хмурая, пожилая африканка не имела даже шанса… Все это расстраивало только Жозе. Сезария была спокойна. Она ничего не ждала, ни на что не надеялась.
Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была такой. Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала. Всю печаль и одиночество изливала в песнях. Романы в жизни певицы были, однако человека, который смог бы находиться постоянно рядом, и в беде, и в радости, Сезарии не суждено было встретить. Самой большой радостью ее личной жизни были трое замечательных детей, которых она, как и ее мать в свое время, воспитывала одна. Интересные факты о Сезарии Эворы Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов. Она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы на Майами. Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны. Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезаре памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям. Сезария Эвора умерла ровно в 70 лет, оставив после себя не только уникальные песни и баллады. Она оставила верность своей земле, любовь и сострадание к людям. Обладая всего одним языком — креольским, не имея специального образования, она доказала, что успех приходит тогда, когда человек искренне любит свое дело и остается верен ему всегда.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Сезария Эвора - Карнавал Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Cesaria Evora - Besame Mucho Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии.
Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с "Lusafrica". В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком.
Эти жанры тесно связаны с португальской культурой и историей, и Сезария смогла их превратить в универсальный язык музыки, который проникал в сердца слушателей во всем мире. Сезария Эвора не только выделялась своими музыкальными талантами, но и своей личностью. Она всегда была открыта и искренна с поклонниками, делая свои выступления поистине незабываемыми. Она пела с душой и страстью, и каждая ее песня становилась историей, рассказанной через музыку. Музыка Сезарии Эворы остается живой и актуальной и по сей день. Ее влияние на португальскую и мировую музыку неподвластно времени. Она стала символом фаду и певицей, которая смогла донести эмоции через границы языков и культур. Музыка Сезарии Эворы будет продолжать вдохновлять и трогать сердца миллионов слушателей во всем мире. Сезария Эвора была известной кабо-вердейской певицей, получившей прозвище "Божественная сырость". Она была замужем дважды и имела двух детей. Первый брак певицы был заключен в юном возрасте, когда она еще только начинала свою музыкальную карьеру. Ее мужем стал Родриго Мануэл Родригес, талантливый музыкант и композитор. Однако, их брак оказался несчастливым и через несколько лет они развелись. После развода Сезария нашла любовь второй раз и вышла замуж за Виктора Стевенса, преподавателя музыки и пианиста. Они вместе прожили много лет и имели двоих детей — сына и дочь. Семья Сезарии жила скромной, но счастливой жизнью, в которой музыка всегда занимала важное место. Однако, несмотря на второй шанс в личной жизни, Сезария так и не смогла забыть свою первую любовь, Родриго. Он оставался ее вдохновением и часто присутствовал в ее песнях и музыке. Их отношения были сложными, но она всегда любила его, несмотря на все разочарования. Вечная романтика прослеживалась и в семье Сезарии. Она не только была прекрасной певицей, но и заботливой матерью и любящей женой. Она всегда старалась быть рядом с детьми и поддержать их в их личных и профессиональных стремлениях. К сожалению, Сезария Эвора не смогла дожить до старости. Она скоропостижно скончалась в 2011 году на своей родине, в Кабо-Верде.
Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций, что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В субботу, 17 декабря, в возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора. Известная на весь мир певица с Островов Зеленого мыса, слава к которой пришла в 47 лет, все свои песни пела на креольском английского Сезария не знала. Однако смысл ее композиций о любви и разлуке был понятен всем, кто попадал под магию тембра самой знаменитой уроженки Кабо-Верде. Отец певицы умер рано, оставив жену с семью детьми. В Миндело наиболее популярными музыкальными жанрами тогда считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты. В середине 1980-х гг. Хосе Да Сильва, молодой француз туземных корней, убедил Сезарию поехать с ним в Париж для записи пластинки. Так в 1988 вышел первый альбом певицы «La Diva aux Pieds Nus». Песня с него Bia Lulucha, замешанная на зулусском колорите, стала известным хитом на Кабо-Верде.
Песни в ее исполнении, как и она сама, навсегда вошли в историю и продемонстрировали, как талант побеждает над роком. В музыке, которую она поет, вся Сезария Эвора. Сильная личность Личное счастье в любви у Сезарии не сложилось. Семью с любящим и понимающим человеком, который смог бы поддержать ее в беде и радости, создать не удалось, но зато от поиска второй половинки у нее осталось трое замечательных детей. Воспитанием их она занималась сама. Печаль, тоска и одиночество этой женщины тонко чувствуются в ее песнях. Всю любовь она посвящает детям, музыке, своему народу, родине. Став известной, Сезария больше остро не нуждается в средствах к существованию. Слава поп-звезды принесла хорошие доходы, которые она не особо тратит на себя. Купив себе отчий дом и несколько недорогих автомобилей, почти все заработанные миллионы она отдает на развитие систем здравоохранения и образования в своей стране. Понимая, как живут ее соотечественники, она помогает им, всегда помнит, откуда она родом, и остается верна своим принципам. Вклад певицы в музыкальную культуру Образ существования людей архипелага Кабо-Верде наложил отпечаток на творчество Сезарии Эворы.