лучшее / tchaikovsky - the greatest hits. Чайковский — все новости по теме на сайте издания Авария, в которой погиб мотоциклист в Чайковском 13 сентября, попала на видео. Детский Альбом (Чайковский) Album pour enfants, Op. 39. 23 видео. Вивальди, Глюк, Крейслер, Лист, Массне, Моцарт, Сен-Санс, Хассельманс, Чайковский: Волшебная классика для детей .
камаринская чайковский
Камаринская, исп. Юрий Просвирнин загружено на YouTube 29-11-2023. Виртуальный тур. Новости. чайковский камаринская скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Воспитанник Детской школы искусств № 14 Святослав Колобанов исполняет «Камаринскую» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.
чайковский камаринская listen online
Чайковский – Камаринская скачать песню бесплатно – слушать музыку онлайн на сайте. Песня «Камаринская (Из Детского альбома, соч. 39)» — Михаил Хохлов & Gnessin Virtuosi Chamber Orchestra. Глинка: «Камаринская», фантазия на темы двух русских народных песен; Чайковский: Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Серенада для струнного оркестра. Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн в Электронном Читальном Зале (ЭЧЗ) книгу «Камаринская», автора Чайковский Петр Ильич.
Российские и иранские музыканты выступят в Петербургской филармонии
Чайковский. Детский альбом: Камаринская. Михаил Плетнёв. это яркий и эмоциональный вид искусства, который позволяет передать ритм и движение через картину. Вивальди, Глюк, Крейслер, Лист, Массне, Моцарт, Сен-Санс, Хассельманс, Чайковский: Волшебная классика для детей . чайковский-камаринская скачать мр3 есть только на лучшее / tchaikovsky - the greatest hits.
П. И. Чайковский "Детский альбом": пьеса "Камаринская"
ский "Камаринская"(Из цикла детский альбом).Запись с детского интерактивного кон. Скачать: Audio icon 3. Детский альбом, Op.39 — ский.
Скачать II. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – П. Чайковский. Камаринская.
Пьеса «Камаринская» П.И. Чайковского Ческидов Иван 13 л, 05.10.2021 МБУДО ЦДШИ г. ЧЕЛЯБИНСК Преподаватель по фортепиано Киселёва Галина Ярославовна. Слушать песню Чайковский – Камаринская онлайн или скачать mp3 в хорошем качестве 320 kbps на телефон (андроид, айфон) вы можете на сайте Март 'Песнь жаворонка'. «Камаринская» ский. Репетиция перед академом 28.11.23. Автор видео: Екатерина Перм 12-11-2023 | | 287020 | Продолжительность: 08:8:8.
Камаринская. П. И. Чайковский, "Детский альбом". Tchaikovsky, Kamarinskaya
Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и для детей его возраста интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Этот альбом стал настолько популярным среди музыкантов, что многие пьесы переложили и для других инструментов, даже для голоса. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли. Ведущая концерта преподаватель теоретических дисциплин Акулина Елена Вячеславовна рассказывала про каждое произведение, а обучающиеся музыкального, хореографического отделений и преподаватели исполняли прекрасную музыку.
Утреннее размышление Представьте. День только начинается. Впереди множество разнообразных событий — веселых, грустных, серьезных и приятных. Хорошо остаться наедине с собой, привести в порядок свои мысли, вслушаться в себя.
Неторопливо и светло звучит музыка, как напутствие автора перед дальней дорогой. Марш деревянных солдатиков Игрушечный марш. Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Вальс Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши, Пусть сердца закружат в зачарованном ритме. Мазурка Блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши. Женщины танцевали мазурку с особой плавностью и грациозностью Мужчины - со звоном шпор, гусарской удалью. Полька Очаровательная полька.
Это народный, веселый танец, он пришел к нам из Чехословакии. Танец подвижный, с подскоками. Отсюда и музыка — легкая, отрывистая, задорная. Полька из «Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника.
Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».
Также следует заострить особое внимание на исполнение аккордов во второй вариации. Они должны звучать пружинисто, но в то же время чётко и компактно. Здесь важную роль играет правильная педализация короткая педаль на каждый аккорд. В свою очередь особого внимания к себе требует, весьма напоминающий шутливые реплики, аккомпанемент в третьей вариации. Сложность представляют акценты на конце лиги. Увеличивать темп произведения следует постепенно в процессе его разучивания. Эта жизнерадостная композиция, представленная Петром Ильичом Чайковским в «Детском альбоме» в виде задорных вариаций, в нынешнее время входит в число самых исполняемых произведений репертуара детских музыкальных школ.
Педагогическая и художественная ценность этой миниатюры весьма велика. Преодоление технических трудностей пьесы способствует дальнейшему творческому развитию юного музыканта, но особо важно, что она приобщает подрастающее поколение к культурному наследию нашего народа. Понравилась страница?
А чтобы совсем прииобщиться к истокам музона, в наличии так же и видеоклип с песней, который наверняка должен тебе полюбиться.
Оценка: 0 Название: Детский альбом Op. Екатерина Мельникова Продолжительность песни: 00:29.
Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передаёт какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера.
Трепак был изначально связан с культом языческого божества Трояна-батюшки, Триглава, который до нас дошёл в образе Змея Горыныча. Пляска носила ритуальный характер и дошла до нас благодаря скоморохам, у которых трепак входил в обязательную программу.
«Камаринская» П.И.Чайковский. Репетиция перед академом 28.11.23
Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную. Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп. Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь — один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.
Вечерний цикл Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва. Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки. Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра — настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры.
Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка. И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках. Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним — и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром. Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.
Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня вечер или настрой на хорошие поступки утро. Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях. Цикл для детей Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.
Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти — радостным мажором. Из 24 пьес состоит «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию. РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Понятно, спасибо.
Верхний голос изображает переборы балалайки. Кульминация пьесы - во второй вариации. Массивные аккорды звучат насыщенно, густо.
Эта вариация по звучности напоминает гармонь.
Характерно романтический синтез всех названных выше стилистических и жанровых тенденций нашел яркое воплощение в одном из лучших для русской музыки того времени произведений — «Камаринской» Дж. Фильда точное время сочинения неизвестно, однако нотный текст — не исполнимый на рояле без специальной третьей педали «органного пункта» и без механики двойных репетиций — говорит о середине 1820-х годов 25.
Уже в ранний период творчества Глинки это сочинение — с непривычно смелыми для тех времен нюансами элегантной капризности и с типичными для жанра скерцо оттенками шутки и легкого поддразнивания — вдохновило молодого композитора на создание жанрового аналога, каковым стало его «Каприччио на русские темы» для фортепиано в 4 руки 1834. В отличие от ирландского музыканта, его ученик — русский композитор — сразу же поставил перед собой более сложную задачу: в процессе вроде бы непринужденного варьирования добиться органичного согласования друг с другом трех контрастных мелодических мотивов, восходящих к протяжной рекрутской, шуточной плясовой и свадебной хороводной песням26. Замысел вариационного и романтически смешанного жанра — «скерцо-каприччио» и «попурри-фантазии» — нашел отражение не только в сфере художественных образов, но и в драматургии произведения, где три песенные темы то чередуются в причудливых извивах мелодического варьирования, то затейливо перетекают одна в другую, то словно бы невзначай контрапунктически соединяются в совместном звучании.
Более чем десятью годами позднее — уже в зрелый период творчества, когда композитор работал над концертными увертюрами 1845—1851 , — та же идея многостороннего осмысления национального начала, не только русского, но и испанского, уже на новом уровне художественного обобщения отобразилась как в подборе дополняющих друг друга народных мелодий, так и в приемах романтического жанрового синтеза, с внутренним полижанровым выделением разновидностей «блестящего каприччио», «живописной фантазии», «русского скерцо». Отмеченные выше кавычками определения принадлежат самому Глинке и дополнительно убеждают нас, что процесс слияния жанров отчетливо осознавался автором музыки28. Мемуаристами и биографами неоднократно отмечалась присущая Глинке черта характера, которая подчас принимала вид маломотивированных капризов, вызванных либо недомоганием, либо плохим настроением.
Было бы в научном смысле некорректно напрямую связывать бытовые явления с творческими процессами в работе композитора. И тем не менее — в соединении личностно-индивидуальных особенностей крупных музыкантов с общими эстетическими тенденциями романтической эпохи — опосредованная связь чаще всего существовала. Она нередко служила лишь формой отрешения от стереотипов классицизма и стимулировала фантазию в поисках принципиально новых средств художественной выразительности.
Далеко не случайно одной из самых любимых приговорок Глинки было словосочетание «ухищрения злобы». Оно не несло у него значения злобности художественного образа, но применялось им в тех случаях, когда композитор в процессе сочинения музыки должен как бы разозлиться на себя, дабы достичь такой вышины результата, на которую предшественники даже не посягали. В оркестровой фантазии «Камаринская» подобных «ухищрений злобы» несметное число, причем все они могут быть осмыслены в самых различных ракурсах: композиторской техники, художественной образности, музыкальной драматургии и эстетической концепции осмысления фольклора.
Целая россыпь блистательных находок говорит о превосходном знании композитором современной ему западноевропейской оркестровой музыки, тем более что он подчас решает творческие проблемы такими методами, которые были свойственны тогда Берлиозу и даже молодому Вагнеру. Но в то же время открытия Глинки органично соотносятся с тенденциями, характерными для русского мелоса, русской ритмики, звучания русских народных инструментов. Затем Вагнер использовал этот же прием в оркестровом Вступлении к опере «Лоэнгрин» 1848.
В «Камаринской» Глинки 1848 флажолеты у смычковых инструментов, в соответствии с традицией Берлиоза, колористически дополняют нюанс сказочности в одной из многообразных жанровых метаморфоз песни «Из-за гор, гор высоких» такты 131—137. Но в соединении с флейтами и кларнетами звучание струнных флажолетов — пустое по тембру, лишенное обертонов — здесь напоминает уже не скрипки или виолончели, а народные кугиклы или кувички русская разновидность греческой цевницы или флейты Пана. С такой же ювелирной тонкостью выстроена в партитуре вся жанровая архитектоника видоизменений свадебной песни — от нежно лирического, но отчасти и скорбного унисона у струнных намек на плач невесты к цветисто-колоритному обрядовому напеву деревянные духовые и торжественному величанию оркестровое tutti , а затем нежданному переосмыслению песни в жанре плясовой и ее полному объединению с «Камаринской» такты 113—131.
Музыкальное развитие, исполненное веселости и активной энергии, состоит только в движении от жанра «свадебных дразнилок» к безудержному «свадебному переплясу». Однако формы варьирования этой плясовой песни — даже при кратком их перечислении — могут дать ощущение энциклопедической антологии едва ли не всех мыслимых в истории европейской профессиональной музыки вариаций и методов вариационного развития, ибо они охватывают в своей совокупности громадный исторический диапазон и дают характерные образцы применения композиторских приемов изложения. Anabasis и catabasis мелодическое восхождение и нисхождение , noema и hochetus расширение мотива и перехватывание его звуков другим голосом , имитационная и подголосочная полифония, инверсия и двойной контрапункт, собственно вариации и вариантные формы простые и двойные, тембровые и гармонические, орнаментальные и фигурационные, слитные и разделенные или рассредоточенные — вот далеко не исчерпывающий список приемов варьирования, к которым обращается Глинка в «Камаринской».
Все они применялись в западноевропейской музыке, однако не со столь высокой степенью концентрации на небольшом художественном пространстве — всего 310 тактов и преимущественно в быстром темпе. В художественной культуре они складывались на протяжении многих веков, тогда как в ареал русских оркестровых жанров были Глинкой перенесены за два месяца сочинения август — сентябрь с виртуозным преодолением технических сложностей, с феноменальным по естественности результатом стилевой адаптации к традициям музыкального искусства нашего отечества и с беспримерным эффектом дальнейшего творческого воздействия на композиторскую школу России. Чайковский внес в свой Дневник, на странице, датированной 27 июня 1888 года, примечательную запись.
Она была опубликована лишь в самом начале XX столетия, а широкую, хрестоматийную известность получила еще позднее: «Русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все его богатство» [46, 215].
Хотя лет через 25 после публикации — а именно в 1948 году — фрагмент цитированного высказывания, оторванный от контекста дневниковой записи, стал выполнять функцию официального и исполненного многозначительности идеологического ярлыка, нельзя не подтвердить, что П. Чайковский своим суждением проницательно и объективно зафиксировал историческую истину. Он сказал правду и ничего кроме правды… но все же не всю правду.
Жанровым фундаментом русской симфонической школы времен Чайковского, как и в его собственном симфоническом творчестве служил прежде всего жанр симфонии, сложившийся в своем классическом виде на рубеже 1860—1870-х годов и состоявший из целостной совокупности четырех частей, каждая из которых обладала вместе с тем собственными достаточно устойчивыми образно-видовыми качествами. Однако собственно в жанровом ракурсе она воздействовала в основном на образные решения частей, написанных в манере «русских скерцо», а также финалов, но лишь таких, которые включали мотивы из песенного или же танцевального фольклора либо были намеренно сочинены в «народном духе». Другие — не фольклорные — финалы и все начальные части симфоний были в основном ориентированы тоже на творчество Глинки, но уже на его оперные и концертные увертюры.
Тогда как «Вальс-фантазия» послужил прообразом многих средних частей, особенно тех из них, которые в жанровом отношении были связаны с вальсовой стилистикой. Вот три столпа и три жанровых признака архитектоники русского симфонизма XIX столетия. Литература Ануфриев Е.
Бернанд Г. Боцяновский В. Князь В.
Василенко О. Своеобразие филантропической и просветительской деятельности В. Глинка М.
Полное собрание сочинений. Дымова И.
Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную. Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля.
Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп. Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь — один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан. Вечерний цикл Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.
Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки. Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра — настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка. И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.
Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним — и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром. Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка. Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня вечер или настрой на хорошие поступки утро. Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы.
В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях. Цикл для детей Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр. Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти — радостным мажором.
Из 24 пьес состоит «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию. РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Понятно, спасибо.
Комментарии
- П. И. Чайковский "Детский альбом": пьеса "Камаринская"
- Камаринская Чайковский mp3 - Cлушать и Cкачать mp3
- П.И. Чайковский "Детский альбом". Камаринская | Образовательная социальная сеть
- 2 Мусоян Ферик, П Чайковский Камаринская
- Детская школа искусств №14 - Варвара Закалина играет «Детский альбом» П.И. Чайковского
Скачать II. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – П. Чайковский. Камаринская.
Enable or Disable Cookies If you disable this cookie, we will not be able to save your preferences. This means that every time you visit this website you will need to enable or disable cookies again.
Отсюда и музыка — легкая, отрывистая, задорная. Полька из «Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Повидав множество разных стран, Петр Ильич Чайковский везде записывал свои впечатления в дневник.
Но был у него ещё и нотный дневник, в котором он записывал мелодии народных песен во время поездки за границу 1878 года. Особенно много музыкальных впечатлений получил Пётр Ильич в Италии. Итальянская песенка Однажды на улице во Флоренции, в Италии, он встретил десятилетнего итальянского мальчика Витторио, который по случаю карнавала пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы родные не умерли с голода. Мелодия песни, которую пел Витторио, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам - мандолине и гитаре. Неаполитанская песенка Одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Пьеса напоминает народный итальянский танец - тарантеллу от названия города на юге Италии — Таранто. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный.
В Италии распространён испанский народный инструмент - кастаньеты. Они представляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных шнуром. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер, щёлкающий, яркий звук, немного напоминает звучание деревянных ложек. Например, аккомпанемент в Неаполитанской песенке напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары. Венеция — прекрасный итальянский город с множеством каналов, старинных зданий и… уличных музыкантов. По вечерам к гостинице, где жил Пётр Ильич, подходил шарманщик с маленькой девочкой.
Равным образом и 14 лет спустя 1850 столь же тонко характеризовал образный строй «Русского скерцо». Такой концепции отчасти противостоял А. Тем не менее процесс мифотворчества и после кончины Глинки пошел в соответствии с наметившейся закономерностью. Любые похвалы гениальной музыке перетолковывались публицистами и воспринимались читателями лишь с точки зрения торжества «идеи почвенности» как таковой. В результате задача осмысления «почвенности идеи» — истоков художественного замысла, особенностей образного строя и музыкальной драматургии сочинения — либо рассматривалась в загодя определенном ракурсе, либо вообще исчезала. Тенденции подобного рода выявились тогда в трудах даже выдающихся мыслителей, не говоря уже об усредненном мнении большинства слушателей. Последний раз Серов привел еще один вариант перифразировки слов Глинки в труде «Очерк исторического развития музыки вокальной и музыки инструментальной» 1864 : «Истинно-народные песни своею характерностью, богатством и свободою своих типических мотивов составляли всегда и составляют драгоценнейший родник для композиторов-художников. Независимо от того, является приписываемая Глинке фраза апокрифом или же нет, сам Серов в контексте своих работ выражал названную мысль с замечательной глубиной и редкой для тех времен научной прозорливостью, утверждая тезис или даже закон органичной целостности любой национальной художественной культуры с взаимозависимостью всех ее компонентов. Первый из памятных концертов 8 марта 1857 года состоялся в Дворянском собрании Санкт-Петербурга сразу по получении известия о смерти Глинки15. Второй — под управлением М.
Третий — закрепил традицию проведения концерта в день открытия памятника Глинке в Смоленске 20 мая 1885 года 16. Расхождение авторского замысла с восприятием музыки «Камаринской» различными поколениями слушателей усиливалось еще несколькими обстоятельствами. История отечественной художественной культуры ясно показывает, что в каждую эпоху с ее преобладающим стилем — будь то классицизм, романтизм а с наступлением XX столетия и неофольклоризм — многие композиторы и современные им толкователи музыки искренне полагали, будто именно их принципы обработки и осмысления фольклорного материала приведут или уже привели к полному слиянию с народной традицией. И хотя при смене стилистических критериев неизменно обнаруживалась ограниченность такой позиции, но следующее поколение музыкантов по-прежнему склонялось к убеждению, что теперь уже наконец найдены или вот-вот будут найдены средства адекватного отображения профессиональным искусством коренных свойств песенного и танцевального фольклора. При переходе от одного периода к другому менялось толкование тех популярных сочинений, в которых цитировались народные мелодии; вдобавок на их восприятие влияла не только концепция почвенности искусства, но и воздействовал политический призыв «Идти в народ! Под таковым «хождением в народ» в сфере искусства подразумевались обычно не задачи просвещения, не сближение с народом, а мировоззренческий принцип: находить в проявлениях крестьянской художественной культуры некий универсальный на все времена идеал, коему необходимо следовать и выбирать его в качестве отправной точки для любых видов творчества. Историческая волна искажений тем более затронула «Камаринскую» Глинки, что текст самой народной песни продолжал изменяться. Литературное направление, сменившее «натуральную школу», много позднее названное «критическим реализмом», послужило стимулом для переделок стихотворного текста «Камаринской» в аспекте социального обличения и даже политической агитации17. Нагрузка смысловых ассоциаций, возлагаемая на публику при восприятии опуса Глинки, стала совсем уж непомерной, а в мифе о его «Камаринской» все более обнажались противоречия, причем период отчетливо выраженного кризиса пришелся уже на середину XX века. Тенденция исполнительского переосмысления «Камаринской» Глинки с позиций «народно-патриотического символа» среди прочего нашла выражение и в значительном увеличении дирижерами — особенно Н.
Головановым — числа оркестровых музыкантов, что по чисто формальным признакам вроде бы и не противоречило нотному тексту, но сообщало звучанию качество гипертрофированно выраженной эпической монументальности18. Ажурно выстроенная оркестровая пьеса в подобных интерпретациях как бы обрушивалась под собственной тяжестью. Разумеется, это никак не соотносилось ни с тончайшим музыкальным замыслом сочинения Глинки, ни с его идеей опоэтизированной символики в соединении свадебного и плясового мотивов. Исправить таковое положение нельзя лишь простой констатацией фактов. Здесь требуется преодоление инерции научного и художественного мышления. При всей тщательно разработанной в современной музыкальной фольклористике методологии, лишь в последние годы появились отдельные работы, посвященные плясовой «Камаринская» с картами бытования текстовых версий, таблицами текстовых вариантов19. Проблема времени ее возникновения, вопрос о месте ее зарождения решен отнюдь не в музыкознании, а в области географической культурологии, отчего далекими от музыки исследователями — географами и краеведами — допущены погрешности в датировках. Начало распространения песни ученые относят к периоду вторжения Лжедмитрия I и восстания Ивана Болотникова, а некоторые из них указывают даже на эпоху Ивана Грозного20. Но рассмотрение ладовой структуры вторящей западноевропейским стереотипам диатонических секвенций не позволяет всерьез говорить о столь давних исторических периодах. Вероятнее всего, мелодия и текст принадлежат началу XVIII столетия или даже еще более позднему времени, хотя сюжетные истоки песни, несомненно, восходят к «смутным временам».
Чаще всего герой песни подвергался осмеянию в остросатирических припевках и дразнилках, но и сам мог осмеять кого угодно, обличить барыню в разврате, более того — не платить оброк барину, отказаться от повиновения начальству, даже переметнуться к врагу или вступить в шайку разбойников. По-видимому, именно отсюда проистекает непредсказуемость образных метаморфоз и сюжетных поворотов, свойственных этой песне, которая много раз исторически видоизменялась и представала в самых разных обличьях, как в ее чисто фольклорном бытовании, так и при цитировании в сочинениях русских и западноевропейских композиторов XVIII—XIX столетий. В силу всего сказанного широчайший образный диапазон как реально осуществленных, так и потенциально возможных академически-научных и популярно-публицистических толкований тех музыкальных опусов, которые прямо или же опосредовано связаны с песней «Камаринская», непременно требует при обращении к сочинению Глинки самого жесткого ограничения в методике исследования и строгой исторической локализации материала. Иначе суждение об этом шедевре будет трудно отделить от повсеместно бытующих и давно утвердившихся мифологических напластований. Главное из таких ограничений, раскрывающее закономерную и вместе с тем парадоксальную связь индивидуально-личностных восприятий музыки с областью психологии, может быть выражено тезисом, который для нас соединяет принципиальные этические предпосылки с критериями эстетики: подлинный смысл истинно великих произведений искусства определяется не монументальной масштабностью их воплощения и не внешними социально значимыми установками, но соразмерностью их строя человеческому сердцу. В подобном ракурсе наиболее отчетливо выявляются и психологические мотивы, иначе говоря, глубинные причины выбора композитором народных мелодий, определения жанровой направленности, музыкальной структуры и музыкальной драматургии произведения, а также его подсознательной или осознанной ориентации на предполагаемый состав слушателей — российских либо западных, самых простых либо просвещенных. Обратившись к песне «Камаринская», Глинка взял в качестве исходного материала самую популярную в Европе русскую плясовую тему, что говорит о расчете композитора на исполнение его пьесы как в России, так и на Западе. Выбор песни свидетельствовал и о желании композитора сочинить пьесу, «равно докладную знатокам и простой публике». Вот далеко не полный список камерно-инструментальных и оркестровых западноевропейских сочинений, где она использовалась: Дж. XIX: 4 — Andante cantabile for mechanical organ, 1796 ; Д.
Каватина и рондо для скрипки с оркестром на темы русских песен 1808 ; И. Финал «Air russe» Сонаты F-dur ор. Вариации A-dur на оригинальную тему для фортепиано ор. Также обращает на себя внимание факт отсутствия почти во всех пьесах заголовка русской плясовой. Ведь название «Камаринская» ничего не говорило западноевропейским музыкантам и не вызывало у них абсолютно никаких текстовых ассоциаций. Сама же музыка в образно-национальном плане, с одной стороны, отвечала характеристической задаче воспроизведения веселой славянской пляски, а с другой стороны, была легко воспринимаемой для их слуха с точки зрения соответствия ритма и гармонического склада всем музыкальным стереотипам европейского мышления.
А чтобы совсем прииобщиться к истокам музона, в наличии так же и видеоклип с песней, который наверняка должен тебе полюбиться. Оценка: 0 Название: Детский альбом Op. Екатерина Мельникова Продолжительность песни: 00:29.