Новости семья менделеева

одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер - двенадцатым, хирург Николай Пирогов.

25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии

После смерти Блока дочь Менделеева увлеклась историей и теорией балетного искусства, начала изучать педагогические методы Агриппины Вагановой, учила актерскому мастерству. После смерти Менделеева Егоров потребовал, чтобы семья умершего директора немедленно выселилась из казенной квартиры при Палате. Дмитрий — 17-й ребенок в семье Менделеевых. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета.

Потомки Дмитрия Менделеева

дочери знаменитого ученого-химика Дмитрия Ивановича. Искренне надеюсь, что читатели, соприкоснувшись с биографическими сюжетами о Менделееве и членах его семьи. Текст научной работы на тему «Хроника семьи Менделеевых на основе семейной переписки и архивных документов». Две внучки еева Дмитрий Иванович Менделеев, безусловно, был счастливым ученым: его. Семья и дети еева Подготовила: студентка 112 гр. Фармации ВО Кандрокова М.М. одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер - двенадцатым, хирург Николай Пирогов.

Дмитрий Менделеев

В Петербурге семья Менделеевых обосновалась в 1850 году. Им удалось собрать эксклюзивную информацию о семье Дмитрия Менделеева, влиянии родителей на его формирование как ученого и личности. Мария Дмитриевна Менделеева (урождённая Корнильева), мать Д. И. Менделеева.

25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии

По прошествии двух лет в семье Менделеевых произошло несчастье: от чахотки скончалась старшая дочь Мария, ей было всего 15 лет. Интересным представляется факт появления фамилии в семье Менделеевых. Так, не имея никаких связей со старинным родом, семья будущего учёного тоже стала Менделеевыми.

Дмитрий Иванович Менделеев

Запись о семье Менделеевых в «Духовной росписи Богоявленской церкви о прихожанах» за 1814 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. История сохранила документ о рождении Дмитрия Менделеева — метрическую книгу духовной консистории за 1834 год. Депутат горсовета Олег Тунгусков выписал газету «Менделеевские новости».

«Заветы матери считает священными». Часть 1

Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений , орошение засушливых земель. Совместно с Иваном Михайловичем Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха. Автор ряда работ по метрологии. Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира , предложил точнейшие приёмы взвешивания. В своё время интересы Д. Менделеева были близки к минералогии, его коллекция минералов бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета [49] , а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца.

Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» 1903 год. Студенческая работа Д. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах. Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам. Основная статья: Периодический закон Д. Рукопись «Опыта системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».

В результате этих размышлений 1 марта 17 февраля 1869 года был завершён самый первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [50] , в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. Эта дата знаменует собой открытие Менделеевым Периодического закона , но более верным считать эту дату началом открытия, поскольку требовалось его осмысление и затем достижение формулировки. Согласно окончательной хронологии первых публикаций Таблицы Менделеева [51] , впервые Таблица была опубликована 26-27 марта 14-15 марта 1869 года в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии» ч. И уже после этого, осознав во время двухнедельной поездки по провинции великое значение своего открытия, Менделеев по возвращении в Петербург заказал в середине марта в типографии «Общественная польза» отдельные листки с этой таблицей, которые были напечатаны 29 марта 17 марта 1869 года специально для рассылки «многим химикам». Позднее, уже в начале мая 1869 года «Опыт системы элементов» был напечатан с химическим обоснованием в программной статье Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» [52] журнал Русского химического общества. Напечатанные листки достигли своей цели — в апреле 1869 года состоялась первая публикация Таблицы Менделеева в международной печати, согласно точной хронологии [51] , она вышла в свет 17 апреля 5 апреля 1869 года в лейпцигском «Журнале практической химии» [53] и стала достоянием мировой науки.

В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет [54] : Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса [55]. Оригинальный текст нем. Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности , позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики [13] [57].

Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58]. Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он.

В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л. Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.

На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др. В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии».

Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований.

Вскоре после его рождения Иван Павлович ослеп, и семья Менделеевых осталась без средств к существованию. Мария Дмитриевна работала не покладая рук, чтобы хоть как-то содержать свое многочисленное семейство. Вскоре удача улыбнулась ей: брат предложил ей управление стекольным заводом, который находился в плачевном состоянии. Конечно, такое предприятие не могло приносить много денег, но обеспечить жизнь погрязших в нищете Менделеевых было в состоянии. А потом произошло чудо: Мария Дмитриевна возродила обанкротившийся завод, в несколько раз увеличила объемы производства и назначила работникам высокое жалование. А когда завод стал давать достаточно прибыли, Мария Дмитриевна распорядилась о строительстве школы для детей рабочих.

Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас..

Остальные ответы.

В доме своей старшей сестры Менделеев знакомится с Анной Поповой. Она была дочерью казачьего полковника из Урюпинска, была стройна, нетороплива, под густыми черными бровями светились большие серые глаза, а голову украшали длинные, тяжелые косы. Но самое главное — она спокойно относилась к увлечению наукой Дмитрия Менделеева. Она приехала в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, и осталась в этом городе навсегда. Менделеев влюбился в нее как мальчишка. Скоро и родители Анны узнали, что их дочь и Менделеев любят друг друга.

Однако надежд у них никаких не было. Феозва развод давать ни за что не соглашалась, и отец Анны требовал у Менделеева, что он не будет искать встреч с его дочерью. Менделеев обещал, но не мог сдержать свое слово. Его влекло в те места, где можно было встретить ее. Он входил в здание Академии художеств и ждал ее, прячась за колоннами, в тени залов. Отец Анны предпринимает еще один шаг: он отправляет дочь на всю зиму в Италию. Она уехала, а он писал ей письмо за письмом и опускал их в ящик, приделанный к столу, за которым работал, держа обещание не напоминать о себе.

Жизнь замечательных детей. Дмитрий Иванович Менделеев

Над изданием работала команда Тюменского музейно-просветительского объединения. Им удалось собрать эксклюзивную информацию о семье Дмитрия Менделеева, влиянии родителей на его формирование как ученого и личности. Ученый секретарь ТМПО, доктор исторических наук Игорь Шишкин рассказал в интервью корреспонденту "Тюменской линии", что имя Менделеева за 190 лет достаточно избаловано вниманием историков, филологов, литераторов, биографов. Поэтому при составлении книги составители ушли от банальных вещей, взяли за основу фонды объединения и редкий материал писателя из Тобольска Вячеслава Софронова. И с тех пор они не переиздавались, стали музейным экспонатом. И обратились к тоболяку Вячеславу Софронову, у него оказался неизбитый сюжет "Сын сельского батюшки". Мы все это объединили в одно", - пояснил Шишкин.

Слушано: 7 августа 1826 г. В Совет Казанскаго Университета. В последствии времени Менделеев просил Совет Университета или уволить его из учебнаго ведомства вовсе, или перевести Директором в Тобольск.

В прошедшем июле месяце по предписанию Его Высокопревосходительства Господина Министра Народнаго Просвещения о возвращении Миллера в Университет; решении участи Менделеева и о прочем в Совете Университетском поставлено: предоставить Господину Ректору, учинив выписку из дела о ревизии Саратовской Гимназии по канцелярии Господина Попечителя, предложить оную Совету. Зная, что Менделеев почти год находится со своим семейством в весьма стесненном положении, в ожидании предложения Господина Ректора по сему делу долгом поставляю донести Совету о тех обстоятельствах службы Менделеева, которыя мне известны. Будучи студентом С. Петербургскаго Педагогическаго Института он отличался трудолюбием, кротостью нравов и постоянством. В 1808 г. Директоры оной всегда рекомендовали его с отличной стороны. Из Тобольска переведен в Тамбов Директором училищ, где отправлял должность с отличным усердием и деятельностию. Из Тамбова, по распоряжению бывшаго Господина Попечителя Магницкаго, перемещен в Саратов в том же звании. Запутанныя дела сей Дирекции предшественниками его он старался привести в порядок и ясность, что свидетельствуют донесения его в Правление Университета, и помог Визитатору Лажечникову свести щоты о продажных книгах.

Прилагал попечение о поновлении Гимназических и Училищных зданий. При поправках Гимназии зберег более двух тысяч рублей казенной суммы, о чем представлен в Правление подробный отчет за подписанием его, Губернскаго Архитектора, Гражданскаго Чиновника и Старших Учителей. Хотя письменныя причины, по которым бывший Государственный Попечитель приказал Менделееву подать прозбу об увольнении его от Директорской должности, мне не известны; но во время исправления мною должности Директора Университета по словесным отзывам узнал я, что обвинения противу Министерства суть следующия: Поелику Воля Государя Императора есть, чтобы дела, особливо важныя, где страждет человечество и отягощается участь подсудимых, решимы были в непродолжительном времени; то по долгу службы и в отвращение неприятных последствий, какие могут произойти в случае жалобы Менделеева на медлительность решения, честь имею представить Совету, не благоугодно ли ему будет принять деятельныя меры к окончанию сего дела. К сему нужным щитаю прибавить, что между Менделеевым и Миллером приметна личность, как доказывает прозба Менделеева вначале сего года в Правление присланная, в которой он ищет законной защиты от обиды причиненной ему Миллером. Профессор Григорий Никольский. Между тем симпатии самого ректора Фукса явно на стороне Миллера; Фукс полностью разделяет все обвинения Магницкого, причем его, как ректора, явно раздражает попытка Менделеева вынести сор из избы, обратившись за поддержкой к гражданским властям [13]. При обозрении Саратовской Гимназии, Директор оной Менделеев, представлял бывшему Господину Попечителю, что 16 человек обязаны, по его распоряжению, подписками, не обучать детей без дозволения училищнаго начальства. Господин Попечитель предписывал Адъюнкту Миллеру, кому поручена должность Директора Саратовских училищ, собрать подробныя сведения о лицах, кои, без дозволения учебнаго начальства, занимаются в Саратове обучением юношества. Миллер нашел, что из 16 лиц, выше означенных, 9 продолжал обучать детей, и вообще открыл 54 лица, кои обучают более 1000 детей, без ведома учебнаго начальства.

Миллер отнесся о прекращении сего обучения к Г. Саратовскому Губернатору, донес Попечителю и Учебному Комитету, и представлял список таковых учеников Коллежскому Советнику Есипову, осматривавшему Саратовскую Гимназию в сем 1826 году, сей последний Господину Министру народнаго просвещения, а Его Высокопревосходительство доводил сие обстоятельство до Высочайшаго сведения Государя Императора. Почему и было от бывшаго Господина Попечителя требовано объяснение. Профессор Никольской в особо поданном им по сему делу мнении, состоит в том, что будто бы Миллер искал места Директора Саратовских училищ и успел в том, что будто бы Миллер назвал Менделеева употребляющим в излишестве крепкие напитки, и живущим в казенной квартире без соблюдения должной чистоты и опрятности, что Менделеев подал прошения к Г. Саратовскому Гражданскому Губернатору и тамошнему Прокурору об оказании ему защиты, и просил о сем Правление Казанскаго Университета, который 2 Апреля сего года определено: отвечать Г. Менделееву, что он в прошении своем поместил не принадлежащия к настоящему делу и оскорбительныя начальству выражения, как, например: что Г. Миллер домогательствами своими успел занять его место и что будто бы объявил он ему, по приказанию Господина Попечителя, что бы Менделеев не смел никому жаловаться ни на удаление от должности, ни на разорение и притеснение его, под опасением погибели. А потому и следовало бы настоящую его просьбу, как не согласную с законным порядком, ему возвратить. Но так как Г.

Менделеев подал уже подобное прошение Г. Саратовскому Гражданскому Губернатору, дабы он приказал, кому заблагоразсудит, обследовать законным порядком обстоятельства по двум бумагам Миллера, из которых в первой рекомендует Г. Менделееву воздержаться от непомернаго употребления крепких напитков, а во второй содержать квартиру свою в чистоте, стряпню в Голландских печах прекратить, равно и мытье белья в жилых комнатах, то и ожидал бы окончания сего дела, а до того времени Правления не видит нужды отправлять нарочно Визитатора для произведения следствия, как о поведении Менделеева, так и о причиненной будто бы ему обиде Г. Резолюция сия на подлинной бумаге Менделеева написана рукою исправляющаго должность Директора Казанскаго Университета, Г. Ординарнаго Профессора Никольскаго. К сему нужным нахожу присовокупить, что Г. Профессор Никольской, ссылаясь в мнении своем на жалобу Менделеева, выше сего означенную, из коей выводит личность между Менделеевым и Миллером, противоречит сам себе, ибо резолюции Правления, которую сам Г. Никольской полагал, названо прошение Менделеева неуместным, а выражения в оном помещенныя, оскорбительными для начальства; ныне бумаге сей, оставленной правлением Университета без уважения, дает все вероятие. Сверх сего долгом поставляю заявить Совету, что я поступаю в сем деле совершенно безпристрастно и кроме сведений, в делах находящихся, ни каких посторонних, к делу не принадлежащих обстоятельств, о коих упоминает Г.

Никольской, не принимал в соображение. Из сих сведений Совет университета усмотреть может, должен ли Менделеев, замеченный в вышеназванных безпорядках и простерший свои жалобы даже мимо Университетскаго Начальства к Гражданскому, оставаться Директором. Ректор Казанскаго Университета К. Окончательное разбирательство было поручено визитатору Саратовских училищ, Казанскому профессору Эрдману. Когда-то именно Эрдман впервые приметил молодого и толкового тобольского учителя Менделеева [22] и, возможно, порекомендовал его на должность директора в Тамбов. Въедливый и педантичный Эрдман затребовал повторных объяснений Менделеева по каждому из пунктов обвинений Магницкого, методично и до копейки проверил правомерность расходования казенных средств и, наконец, запросил дотошных комментариев по каждой букве взаимных доносов двух директоров. Все объяснения были приобщены к делу и, ввиду большого объема, целиком не приводятся. Их полные тексты, как мы упоминали выше, доступны в интернет-версии. Остановимся лишь на некоторых наиболее ярких фрагментах.

Менделеева, будто бы к Вам приходили доложители на него, до шести человек, коих Вы отправляли к Прокурору? Сим показанием Г. Из заимодавцев же Г. Менделеева действительно приходили ко мне с жалобами извощик, столяр и лавочник, но к Г. Прокурору никто мною не был отсылаем, а один из них, именно лавочник не получив от Г. Менделеева после многократных просьб никакого удовлетворения, и даже вместо денег толчки, по собственному побуждению, ходил жаловаться к Г. Некоторые из числа просителей спрашивали меня, не могу ли я выдать следующие им деньги, из жалованья, причитающегося Г. Но я отвечал отрицательно, и даже когда сам хозяин вышеупомянутого сидельца между прочим объяснил мне, что Г. Менделеев забравши у него из лавки книги, как подозрительные , рассказал, как в Тамбове книгопродовцы его дарили и тем давая заметить чего требовал, обещая оные книги возвратить; но я не желал вредить Г.

Менделееву оного требования не уважил: хотя купец для большего удостоверения присовокупил еще обстоятельство, что Г. Менделеев принял Голову сахару и фунт чаю и вымолвил слова «только-то» 4 Объявляли ли Вы вскорости по отъезду из Саратова Г. Попечителя Г. Менделееву, что Его Превосходительство приказал через Вас сказать ему, ни на удаление его от должности на понесенные в том разорение и притеснение, не смел бы никому приносить жалобы, иначе Его Превосходительство погубит его? Что неприятный запах от моих распоряжений не происходит, но проникает в средний этаж из коридора квартиры Г. Менделеева, могут засвидетельствовать ГГ. Учители, которые заметили вместе со мной, что сей запах наиболее чувствуем был при лестнице, ведущей наверх из означенного коридора. Кроме сего неопрятность Г. Менделеева замечена Г.

Попечителем и сам Г. Менделеев в оной сознался в ответе Г. Миллер, что он пришедши в мою квартиру 15 марта требовал от меня нужных бумаг для справок, но я вдруг закричал диким голосом: вон, вон, — сим честь имею Вашему Выс-ю покорнейше донести, что начало произшедшей между нами ссоры я подробно и по чистой совести описал в прошении своём в Правление Импер. Казанского Ун-та от 23 марта, к чему присовокупил со своей стороны только то, что показание Г. Миллера: вдруг закричал диким голосом вон, вон, есть новая им причиняемая мне обида ибо совершенно с моей стороны было бы сумашествие гнать вон человека, пришедшего ко мне с требованием только нужных бумаг для справок, что я ему часто выдавал и без расписки, а что я действительно просил Г. Миллера оставить меня в покое и выйти вон, то уже после оскорбительных слов его: Вот — теперь-то я вижу, как вы платите свои долги и проч. Из всего сего Ваше Выс-е благоволите усмотреть несправедливость показаний Г. Коллежский Асессор Иван Менделеев. Менделеев мог привести в своё оправдание и что он нашёл объяснить по моему требованию, перейду теперь к исчислению тех причин, которые открываю в бумагах, и которые, думаю, должны были быть побудительными причинами для Г.

Попечителя, желавшего увольнения Г. Они заключаются в следующем: 1 показания на Менделеева, будто он наклонен к пьянству. Основательность всех сих причин старался я исследовать на месте. Показания на Менделеева, будто бы он наклонен к пьянству. Из объяснений Г. Миллера, по другим моим запросам относительно того замечаю я, что Г. Попечитель подозревал Менделеева в сей слабости и что это могло быть причиной, почему он требовал от Г. Менделеева, если верить его словам, подать прошение об отставке. Менделеева пьяного, что он часто слышал от Егора Виноградского, будто бы Менделеев с давнего времени уже подвержен сей слабости.

Саратовского Полицмейстера, что Г. Менделеев пьёт запоем; наконец, что в 1825 году бывший Г. Попечитель Магницкий спрашивал его в С. Петербурге, правда ли, что Менделеев предаётся пьянству, и на ответ его, что сего не знает, упомянул, будто бы именно об этом имеет известие из Саратова. Миллеру, будто бы Менделеев с давнего времени подвержен пьянству, да и говорить сего не мог; потому что знал своего Директора с хорошей стороны, а в нетрезвом виде никогда его не замечал. Всё это готов был Виноградский подтвердить самое приятного. В другом своём донесении 27 Октября, в котором я требовал ответить по долгу, замечал ли он Менделеева в дурных поступках, и с какой стороны знает его вообще относительно поведения, заверил меня Виноградский, что он Г. Менделеева не замечал ни в каких дурных поступках, и относительно поведения знал его всегда с весьма хорошей стороны, и как усердного Христианина. Усматривая противоречие в объяснении Г.

Миллера и в отзыве Егора Виноградского я требовал от Г. Миллера дать мне знать подробно, в чём именно состоял разговор между им и Виноградским, касательно обвинения Г. Менделеева в пьянстве. Виноградский рассказывал следующее: Г. Менделеев однажды ломал дверь у Учителя Феликса, часто в позднее время, кричал и бранился , с людьми Гг. Никомедовых, что он слышал, будто бы Г. Менделеев ещё бывши Учителем подвержен был означенной слабости, что Г. Завьялов упоминал о Менделееве в таких словах: А! Этот пьяница!

Сверх того Виноградский объявил Г. Миллеру, что он удостоверения свои в невоздержании Менделеева готов подтвердить присягою. Снова я обратился к Г. Миллером, подобранными и привратно истолкованными, а как разумел Завьялов Менделеева, то он не знает его лично, мог только слышать от Пикторова, сослуживца Завьялова, и что скажет на это Пикторов не может отрицать хорошо того не помня. Нечистота и неопрятность в здании Гимназии и содержании Пансиона. Нечистота произошла в Пансионе от того, что во время перестроек классы помещались в нижнем этаже, что ученики приходили до начала учения, что дети выходя далеко за естественной нуждой наносили грязь и песок, что служители пренебрегали его приказаниями; что ветхая кровать ученика Пустышкина, отлучившегося к родителям, делала безобразие, в том Г. Менделеев признался. Профессор Никольский в представлении своём говорит, что Г. Попечитель обозревал Гимназию в осеннее время, когда классы переведены были на нижний этаж.

Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж. Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г. Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии. Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны. Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей. Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания?

Биографы Менделеева, пристально рассматривающие жизнь химика, полагают, что виной такой «непризнанности» стали многочисленные интриги и сложный характер учёного. Полёты в небо «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Из записей доподлинно известно, что великий химик в течение многих лет разрабатывал конструкцию летательного аппарата. В 1875 году им был разработан проект стратостата. Также он был автором изобретения управляемого аэростата с двигателями. Менделеева захватывали не только изобретения, но и сами полёты — он летал на аэростатах неоднократно. Так, первый полёт был совершён химиком в 1878 году, следующий же случился аж через девять лет. Особо стоит отметить полёт Менделеева на воздушном шаре «Русский» в одиночестве. Полёт на высоте более трёх тысяч метров длился около трёх часов. За это время Менделеев смог понаблюдать за полным солнечным затмением и измерить давление и температуру. Ученый оставил свыше пятисот печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. Смерть великого русского ученого стала национальным трауром. В последний путь проводить химика вышел едва ли не весь город, а таблицу Менделеева несли впереди многотысячной колонны. Похоронили ученого на «Литераторских мостках» Волковского кладбища, церемония прошла за счет государства. В Москаленской центральной библиотеке на выставке представлены книг о научных деятелях, в том числе, и о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Приглашаем в библиотеку! Смирнов, Г. Серия биографий. Книга рассказывает о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева. В представлении большинства людей он в первую очередь химик, создавший периодическую систему элементов.

Ее младшего брата Ивана Дмитриевича кстати, на свадьбе сестры он был одним из шаферов Блока отец не захотел отпускать в Париж под крыло И. В 1901 году, окончив с золотой медалью гимназию, он стал студентом созданного при активном участии отца Петербургского политехнического института, потом все-таки перевелся на физико-математический факультет университета. Он стал хорошим помощником Дмитрию Ивановичу в выполнении сложных расчетов для его экономических работ. После смерти Менделеева Иван Дмитриевич опубликовал его последнюю книгу и на несколько лет уехал во Францию. Будучи наделен наследственной тягой к философии, в 1909—1910 годах он издал в этой области две работы: «Мысли о познании» и «Оправдание истины». Вернувшись на родину, поселился в Боблове, где организовал школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Имеются также данные, что Иван Дмитриевич был создателем коммуны, а затем товарищества по совместной обработке земли на базе отцовского имения. После пожаров, уничтоживших все следы менделеевских жилых и хозяйственных построек, он навсегда покинул родную усадьбу. С 1924 года и до конца жизни Иван Дмитриевич работал в Главной палате мер и весов, где занимался исследованием материалов при низких температурах, теорией весов и конструированием термостатов. Едва ли не первым в СССР приступил к изучению свойств «тяжелой воды». Он написал воспоминания об отце, которые, несмотря на их вполне лояльное советской власти содержание, были полностью опубликованы лишь в 1993 году. Умер Иван Дмитриевич в 1936 году, не оставив детей. На свадьбе старшей сестры семнадцатилетняя Муся, набравшись духу, по-взрослому провозгласила тост: «За всех гостей! Орлова: «За вашу храбрость! С 1904 года она начала самостоятельно охотиться, причем впоследствии довела умение стрелять до совершенства. Она написала ряд серьезных работ по кинологии и охоте. Менделеева при Ленинградском университете, работала вместе с сотрудницей архива Т. Кудрявцевой над систематизацией отцовского наследия и за год до своей смерти успела издать первый сборник «Архива Д. Умерла она в 1951 году, оставив после себя дочь Екатерину, и была похоронена рядом с отцом. Совсем мало сведений сохранилось о ее брате-близнеце Василии Дмитриевиче Менделееве. В «Летописи жизни и деятельности Д. Менделеева» сообщается, что он учился в Морском техническом училище в Кронштадте, работал в Главной палате мер и весов, проявлял недюжинные способности в конструировании летательных аппаратов и военной техники. В «Биографических заметках…» Дмитрий Иванович сообщает, что в училище Василий недоучился из-за неладов с теоретическими дисциплинами. Отец взял его к себе в Палату на должность запасного поверителя. В 1909 году Василий опубликовал работу «О наивыгоднейших размерах и предельной величине летательных машин тяжелее воздуха».

Жизнь профессора Дмитрия Менделеева

Мероприятие было приурочено к Дню российской науки и 190-летию величайшего русского учёного Дмитрия Менделеева. Поскольку 2024 год указом президента объявлен годом семьи, ведущие рассказали, что учёный воспитывался в духе семейственности, смог и в своей взрослой жизни сохранить и преумножить эти традиции и передать их своим детям. Биография Д. Менделеева очень впечатлила учащихся.

Брак этот был сумбурным, отнюдь не гладким. Люба, окончившая Высшие женские курсы, была обычной земной женщиной, желавшей традиционной семьи.

Мистифицированное, возвышенное чувство к ней поэта, видевшего в возлюбленной "Прекрасную Даму", и поначалу, и много позднее связывало, тяготило ее. Лишь после свадьбы "вдруг" влюбившись в мужа, она пыталась изменить себя - но с переменным успехом. Именно поэтому в браке с Блоком у Любови Менделеевой были периоды платонического чувства, "свободная любовь" на стороне, зачатие ребенка от другого мужчины. С пониманием отнесясь к чувствам жены, появившегося на свет малыша Блок готов был признать своим сыном, но мальчик родился слабым и умер, прожив всего 8 дней. И на молодой матери, и на поэте это событие сказалось очень сильно.

Неожиданно они сблизились, пройдя остаток жизни рука об руку. Но детей больше у Любови не было. Любовь Дмитриевна, с молодого возраста увлеченная театром, еще в студенчестве занималась в драматических кружках. Когда муж заболел и все хозяйственно-бытовые заботы легли на ее плечи, играла в труппе Мейерхольда, в Театре Комиссаржевской. Именно она впервые читала публично поэму Александра Блока "Двенадцать".

Позднее, уже овдовев, занималась историей и теорией балетного искусства, преподавала актерское мастерство балеринам, среди которых были звезды русского балета Галина Кириллова и Наталья Дудинская. Любовь Менделеева ушла из жизни в 1939 году, в возрасте 57 лет. Скончалась неожиданно, скоропостижно. Актриса Ветрина, которая была рядом с ней в этот момент рассказывала, что Любовь Дмитриевна "встала, пошла к двери и вдруг осела, упав на пол уже мертвой". Так и эта генеалогическая линия потомков Дмитрия Менделеева оказалась прервана.

Иван Сына Ивана, родившегося в 1883 году, Дмитрий Менделеев называл своим другом и советником, делился с ним идеями и мыслями, признавая явные природные дарования. Биографы ученого отмечали, что между сыном и отцом существовали "редкие дружеские взаимоотношения". В 1901 году Иван Дмитриевич окончил гимназию с золотой медалью и поступил в политехнический институт Петербурга. Немного проучившись, перевелся в университет, на физико-математический факультет. Он много помогал отцу в работе, выполняя вычисления для его экономических работ.

Именно Иван уже после смерти отца подготовил к изданию его последний труд "Дополнение к познанию России". Вернувшись, поселился в семейном имении Болбово. Разбирал отцовские архивы, организовал школу для крестьянских детей. Сын ученого увлекался философией: в 1909-1910 годах были изданы две его книги на темы познания и истины. С 1924 года Иван Дмитриевич работал в Главной Палате мер и весов, проводя исследования по теории весов, конструкциям термостатов, изучая свойства тяжелой воды.

Кроме того, одной из работ Ивана стала книга воспоминаний об отце. По мнению исследователей , ему наиболее точно и проникновенно удалось охарактеризовать великого ученого, рассказав о том, каким он его знал и помнил. Однако в полном виде воспоминания сына были изданы только в 1993 году. По описанию современников, внешне здоровый и крепкий физически мужчина почувствовал недомогание, по поводу которого обратился к местному фельдшеру. Тот сделал ему укол - после которого пациент умер.

То ли препарат был выбран неверно, то ли сделать было уже ничего нельзя. Иван ни разу не был женат, не оставил детей - род Менделеевых он не продолжил. Василий О судьбе младшего сына ученого Василии, одном из близнецов, родившихся в 1886 году, известно очень мало. Он окончил Морское техническое училище в Кронштадте, проявлял большие способности к техническому творчеству.

Вскоре удача улыбнулась ей: брат предложил ей управление стекольным заводом, который находился в плачевном состоянии. Конечно, такое предприятие не могло приносить много денег, но обеспечить жизнь погрязших в нищете Менделеевых было в состоянии. А потом произошло чудо: Мария Дмитриевна возродила обанкротившийся завод, в несколько раз увеличила объемы производства и назначила работникам высокое жалование. А когда завод стал давать достаточно прибыли, Мария Дмитриевна распорядилась о строительстве школы для детей рабочих. Мать Дмитрия Менделеева почитала искусство, литературу и науку.

И сама она, получив приличное домашнее образование , старалась привить своим детям любовь к учебе и чтению.

Ася вернулась к родителям, пока она жила у них, на свет появился ее сын, которого тоже назвали Александром. Она развелась с мужем. После этого от Александра Блока-старшего сбежали еще 2 жены, он не просто избивал их, а стал хвататься за нож.

Судьба сына его не интересовала, он лишь регулярно высылал ему по 50 рублей на содержание. А когда тот начал писать стихи, потребовал, чтобы Блок взял псевдоним. Ему не нравилось, что под какими-то стишками стояла его фамилия. Что интересно, с возрастом и поэт стал похож на отца, в гневе ломал мебель, бил посуду.

Когда мальчику было 9 лет, мама привела в дом отчима, поручика, который не любил мальчика. Саша не понимал, почему его утонченная мать вышла замуж за этого грубого солдафона. С ней он познакомился на немецком курорте Бад-Наугейме. Юноше тогда было всего 16 лет, а Садовская старше его на 22 года, была замужем, имела 3 детей.

Вспыхнул курортный роман, который продолжился и после того, как они приехали в Санкт-Петербург. Судьба Ксении Михайловны сложилась не очень счастливо. После революции она голодала, умерла в Одессе в 65 лет, в клинике для душевнобольных. Она рассказала своему врачу, что была первой любовью Блока, но тот не поверил.

Но когда она умерла, в подоле ее юбки нашли 12 писем Блока и засохшую розу. Видно она до последних дней помнила об их любви. Он же, узнав о ее смерти, якобы не очень переживал, сказав, что умерла старуха, ничего после себя не оставив.

Дмитрий Менделеев: наука и любовь великого ученого

Фабричные мастеровые в гуте целый декабрь работают без денег и ждут, что получат к Новому году. И за ноябрь рассчитала только половину к Николину дню, а остальным обещала после Рождества. Судите теперь, что мне жаль бросить воспитанных мною, уже не буйных и дерзких рабочих, но домовитых и благодарных мне крестьян». Удивительная женщина, мать Менделеева, находясь в столь бедственном положении, думала не только о своих родных детях, но и о «фабричных детках». Зная, что скоро с ними расстанется, ей хотелось хоть чем-то помочь им на прощание. Мария Дмитриевна так нуждалась в деньгах, что даже послала каталог своих книг, — возможно, в глубине души надеясь, что зять, увидев такое богатство, захочет купить библиотеку. Но дочь не поняла её тонкого намёка.

Я желаю только скорее расплатиться с долгами и продаю дом, остаюсь без пристанища, только бы сбросить с себя иго взысканий... Менделеева писала об Аполлинарии: «Теперь болезнь Поленьки привела в забвение все мои дела. Я снова забываю в своё время распоряжаться и действовать, снова делаюсь жалкою женщиною и несчастною матерью… Иду наверх, к Поленьке. Она сегодня очень много кашляла ночью. Слёзы падают вместе со слезами тяжкой материнской скорби. Катенька, ты теряла малюток и мне поверишь».

Через три месяца после смерти Ивана Павловича семью вновь постигло горе: от скоротечной чахотки скончалась Поленька Аполлинария. Слова Марии Дмитриевны пронизаны необычайной болью: «Сердце моё растерзано, а я даже не смею плакать и всё страшусь за Лизаньку… Боже мой! Боже мой! Дай мне силы и крепость страдать и терпеть!!! В следующем письме она писала: «По малодушию моему я ещё плачу о Поле, но слёзы скоро иссохнут. Я должна бодрствовать, чтобы воспитать Пашу и Митю.

Они ещё имеют нужду в материнских попечении и заботах. Желала бы писать веселее, но не могу укрепить бедного моего сердца». В этом же 1848 году на заводе случился пожар, уничтоживший склады с материалами и готовой продукцией. Через несколько дней второй пожар уничтожил всё до тла, освободив Марию Дмитриевну от всех привязанностей к Тобольску. К тому времени сын Павел закончил гимназию и был отправлен в Омск, под опеку Капустиных, где, как и его брат Иван, поступил на службу. Скорее всего Мария Дмитриевна уже поняла, что дать университетское образование обоим младшим сыновьям она при всём своём желании не сможет.

К окончанию Митей гимназии Мария Дмитриевна продала свой дом и распродала всё имущество, кроме библиотеки. Книги она передала на хранение дочерям, одну часть — Маше, другую переслала Капустиным в Омск. В начале лета 1849 года мать Менделеева вместе дочерью Лизанькой и сыном Митей двинулась в путь по Московско-Сибирскому тракту в Москву. Кажется, какие-то сверхъестественные силы укрепили дух матери и никто и ничто не могло помешать ей осуществить свою мечту: определить любимого сына Митиньку в Московский университет. Её не могли остановить ни холера, свирепствующая на больших территориях России, ни переправа через Иртыш, ни невероятно тяжёлая поездка в почтовых дилижансах по дорогам, которые местами представляли собою вид пашни, изрезанной продольными бороздами. Расстояние в 30 вёрст преодолевали за семь-восемь часов.

Преодолев две тысячи километров Мария Дмитриевна осенью вместе с детьми прибыла в Москву. Брат Василий радушно принял сестру и племянников. Он предпринял несколько попыток через своих влиятельных друзей устроить Дмитрия в университет. Когда эти попытки не увенчались успехом, Василий Корнильев предложил сестре устроить племянника в одну из московских канцелярий. Мать Менделеева и слышать не хотела о карьере чиновника для Мити, — так велика была её вера в гений сына. Зимой 1850 года вместе с Лизой и Митей она отправилась в Санкт-Петербург.

Вначале она хотела определить сына в Петербургский университет, затем в Медико-Хирургическую Академию, но Дмитрий не прошёл проверку, так как ему стало дурно при вскрытии трупа. Уже отчаявшись, мать Менделеева разыскала студенческого друга покойного мужа, профессора математики Д. Чижова, и обратилась к нему за помощью. Он преподавал в Главном Педагогическом институте, но приём в него проводился раз в два года. Именно в 1850 году приёма не было. Мария Дмитриевна обошла все инстанции, всех знакомых, подала ходатайство в Министерство образования с просьбой сделать исключение для её сына и таки добилась своего: для Дмитрия было сделано исключение из правил.

Из воспоминаний Д. Менделеева: «В Главном Педагогическом институте Чижов… помог, и в год не приёмный приняли». Однако отказать в приёме сына Марии Менделеевой уже никто не отваживался. В конце того же месяца Дмитрий стал студентом физико-математического факультета Педагогического института. Мать добилась для сына казённого обеспечения, и Митя дал расписку отработать учителем после окончания института восемь лет. Это долгожданное, страстно желанное событие в одночасье сняло с Марии Менделеевой страшное напряжение.

Словно её материнская миссия на земле была выполнена и божественный дух покинул её тело. Она быстро теряла силы. Деньги, привезённые из Тобольска, закончились. Оставалась только маленькая пенсия по потере кормильца. Мария Дмитриевна, конечно, могла бы вернуться к брату в Москву; несомненно, Василий Корнильев принял бы сестру и племянницу. Но, наученная горьким опытом с сыном Иваном, Мария Менделеева предпочла оставаться рядом с Митей.

Вместе с Лизанькой она сняла комнатку в чердачном помещении в Ртелевом переулке ныне улица Чехова. Дом этот находился рядом с институтом, где учился Митенька. С момента поступления Дмитрия в институт Мария Дмитриевна прожила всего лишь один месяц. Перед смертью она написала прощальное письмо детям и благословила Дмитрия иконой Матери Божьей, на которой написала: «Благословляю тебя, Митенька. На тебе основана была надежда старости моей. Я прощаю твои заблуждения и умоляю обратиться к Богу.

Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя паче всех. Марья Менделеева». Последние дни своей жизни мать Менделеева, понимая, что оставляет сына в столь юном возрасте без наставника, вела с ним продолжительные беседы, призывая его посвятить себя науке. Эта мощная психологическая установка умирающей матери, которую Дмитрий Менделеев боготворил до конца своей жизни, оказалась той силой, которая помогла ему самостоятельно пройти путь от слабого студента до высот научного Олимпа. Мария Дмитриевна скончалась 20 сентября 1850 года в возрасте 57 лет, ровно через месяц после того, как её сын был зачислен в институт.

Позже дети вспоминали, что их дорогая маменька умерла почти одна: «при ней были только Лизанька и Митенька, ещё совсем мальчик». Смерть матери стала большим потрясением для Дмитрия; он стал часто болеть, врачи подозревали у него чахотку. По этой причине ему пришлось учиться на первом курсе два года, так как большую часть времени он пролежал в институтском лазарете. Но, несмотря на болезнь, и в лазарете Дмитрий самостоятельно проходил учебный курс. Будущий учёный поражал своих однокурсников и профессоров невероятной трудоспособностью. В скором времени Менделеев стал одним из лучших студентов.

Он блестяще сдал выпускные экзамены. Золотая медаль, присуждённая ему как лучшему студенту, дала право Менделееву остаться в Санкт-Петербурге при институте для подготовки к экзаменам на степень магистра. Мать навсегда осталась для Дмитрия Менделеева высшим идеалом и образцом для подражания. С молоком матери Дмитрий Менделеев впитал понятия нравственности, благородства, любви к ближним и к родине. Мать разбудила в нём неутомимую жажду знаний. Мать научила его упорству в достижении поставленных целей.

Благодаря матери, её святой жертвенной любви он стал самым великим русским учёным XIX века. Свой первый крупный научный труд — «Исследование водных растворов по удельному весу» — 53-летний Дмитрий Иванович Менделеев посвятил матери, написав: «... Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело. Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной... Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость.

Приняв от Вас... В дальнейшем имя матери будет упомянуто в работах великого учёного многократно. Благоговейная память о матери, её заветы остались для Дмитрия Менделеева путеводной звездой на всю его жизнь, — жизнь, которую он посвятил науке ради процветания России, как мечтала мать. Заветы матери он передал своим детям: «Берегите мать, берегите её», — писал Менделеев своему сыну Владимиру. Когда Периодическая таблица Менделеева была подтверждена французским учёным, Дмитрий Иванович возликовал: «Всё оправдалось. Это мне имя!

В конце 1880-х учёный купил на Волковом кладбище, рядом с могилой матери, место и для себя. Зимой 1907 года Д. Менделеев заболел крупозным воспалением лёгких. Все старания врачей не давали результатов. Учёный не боялся смерти, но был не готов и не хотел умирать. У него было ещё много незавершённых дел.

И тогда в памяти его всплыло, как в детстве маменька спасла его от смертельной болезни, как сутки напролёт она читала ему приключенческие книги, чтобы не дать угаснуть его сознанию. Семидесятилетний Дмитрий Иванович попросил своих близких беспрерывно читать ему романы Жюля Верна. Но все просил, чтобы ему читали вслух. В 5 часов 20 минут 20 января 1907 года Дмитрий Иванович Менделеев скончался.

Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: "Мысли о познании", "Оправдание истины" - вот названия книг, опубликованных им в 1909-1910 гг.

Иван написал воспоминания об отце. Слайд 36 Описание слайда: Дети Дмитрия Ивановича Мария 1886 - 1952 Мария обучалась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Петербурге, Долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д. Менделеева при Ленинградском университете. Вместе с сотрудницей Тамарой Сергеевной Кудрявцевой провела гигантскую работу по разборке и систематизации архивных документов Дмитрия Ивановича. За год до кончины Марии Дмитриевны был издан первый сборник "Архив Д.

Мать Дмитрия Менделеева почитала искусство, литературу и науку. И сама она, получив приличное домашнее образование , старалась привить своим детям любовь к учебе и чтению. Все дети в семье Менделеевых рано начинали читать и обучаться грамоте. Можно смело сказать, что именно Мария Дмитриевна подтолкнула Менделеева на тропу науки. Она хлопотала о его поступлении в Московский Университет, своим примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению. Именно матери посвятил Дмитрий Менделеев свое «Исследование водных растворов по удельному весу».

Поэтому неудивительно, что Менделеев, всю жизнь окруженный братьями, сестрами и соседскими детьми, обожал общаться с малышами уже будучи взрослым. В его доме постоянно гостили крестьянские ребятишки и отпрыски многочисленных друзей. Он не делал различий между ними и собственными детьми; в гостях у Менделеева каждому было хорошо и уютно.

Любимым развлечением Дмитрия Ивановича был домашний театр — дети устраивали постановки прямо в сенном сарае. Не зря по образованию великий химик был, прежде всего, педагогом: он пошел по стопам отца и окончил физико-математический факультет главного Педагогического института Санкт-Петербурга. Уроки химии в гимназии он прогуливал, а латынь не переносил на дух. Тобольская гимназия, в которой учился Д. Менделеев Единственными предметами, которыми он охотно занимался, были физика и математика. Нелюбовь к классическому обучению у него осталась на всю жизнь — даже во время обучения в Главном педагогическом институте Петербурга будущий ученый остался на второй год. Удивительно было то, что он вообще туда попал: набор в педагогический тогда проводился раз в два года и в 1850 году его не было. Пришлось похлопотать Марии Дмитриевне: она подала ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для ее сына. Таким образом Менделеев оказался на первом курсе.

Закончил он его плохо — по всем предметам, кроме математики, умудрился получить «неуд». Однако на старших курсах дело пошло на лад: среднегодовой балл Менделеева стал равен 4,5 при единственной тройке — по Закону Божьему, и в 1855 году он окончил институт с золотой медалью. Тем не менее впоследствии Дмитрий Иванович сам признавался, что в министерстве просвещения его не любили и должность штатного доцента органической химии дали неохотно: «Считают бунтарем, но всё-таки пришлось им подписать приказ о назначении». Любимым стихотворением Менделеева было «Молчание» Ф. Тютчева: Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум… Его дом всегда был полон гостей: к Дмитрию Ивановичу приезжали Гоголь, Сеченов, Мечников, Глинка, Баратынский, Вернадский. Несмотря на широкое окружение, ученый был очень самодостаточен и своим лучшим другом называл себя самого. Любимой игрой Менделеева были шахматы. Иногда компанию ему составлял живописец Архип Куинджи, который впоследствии с помощью ученого добавит в краски химические элементы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий