Приднестровский референдум, на котором, как было сказано ранее, более 97% от 78% проголосовавших высказалось за независимость ПМР, во всём мире был не замечен. 17 сентября граждане непризнанной Приднестровской молдавской республики решали свою судьбу: в Приднестровье был референдум.
Незабытый референдум
Национальная идея Приднестровья – реализация итогов референдума 2006 года | На референдуме 17 сентября 2006 года 97,2% жителей Приднестровья высказались за независимость региона с последующим присоединением к России. |
В Приднестровье еще семь лет назад состоялся референдум, аналогичный крымскому | В 2006 году там прошел референдум, на котором большая часть жителей проголосовала за независимость с последующим присоединением к России. |
Для вхождения в состав России Приднестровье попросило ООН и ОБСЕ признать ее независимость | ИА Новости Приднестровья. |
В Приднестровье еще семь лет назад состоялся референдум, аналогичный крымскому
Силы МВД Молдовы, армии, волонтёров и отрядов самообороны встретили жёсткое сопротивление республиканской гвардии ПМР, казаков и ополченцев. Активные боевые действия продлились около недели. За это время со стороны Приднестровья погибло около 200 человек, а молдавские силы потеряли примерно 80 бойцов. С их стороны в боевых действия принимала участие даже авиация. Приднестровье же усиливалось за счёт наплыва добровольцев из Украины и РФ.
Казалось, что дальнейшая эскалация конфликта неизбежна. Однако протесты левой молдавской оппозиции и угроза вмешательства российской армии заставили Кишинёв пойти на переговоры. В результате 21 июля в Москве было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». До возобновления боевых действий с тех пор не доходило.
Всего жертвами горячей фазы Приднестровского конфликта стали около тысячи человек с обеих сторон, включая 400 мирных жителей. Хрупкий мир После прекращения огня отношения Кишинёва и Тирасполя продолжали оставаться напряжёнными. Приднестровье и дальше проводило пророссийскую политику, несколько раз заявляло о готовности войти в состав России. Позднее, на фоне событий в Крыму в 2014 году Верховный совет Приднестровья попросил Госдуму разработать закон, который позволил бы принять ПМР в состав России.
В Кремле эту инициативу непризнанной республики не комментировали. Сейчас население ПМР составляет около 460 000 человек.
Можно понять молдавские элиты, которые не посмели спросить мнение своего народа напрямую, а с помощью обмана и политтехнологий развернули Молдову на Запад. Любое упоминание об этом плебисците является укором для них. ПолитНавигатор: Какие результаты могло бы принести аналогичное голосование сегодня? Игорь Шорников: Прошло 15 лет — приднестровское общество значительно изменилось, еще больше изменилась региональная ситуация вокруг Приднестровья.
Украина и Молдова — ближайшие наши соседи — после череды внутренних потрясений взяли курс на евроатлантическую интеграцию. Но это их выбор, точнее, выбор кишиневских и киевских элит, который не может предопределять выбор приднестровцев. Да, за эти годы выросло новое поколение, приднестровцы стали менее идеалистичны и значительно более прагматичны. К примеру, 15 лет назад никто бы и не подумал принимать гражданство Румынии, несмотря на удобства в поездках по Европе. Сейчас же никто в этом проблемы не видит. Однако не паспорт определяет идентичность, и заменой документа менталитет тоже не изменить.
Уверен, что, если бы сегодня провести аналогичный референдум, результат будет идентичным. О том, как приднестровцы относятся к России все эти годы, можно судить по явке на российские выборы — думские или президентские. По сути, каждые такие выборы — это подтверждение итогов референдума 2006 года. ПолитНавигатор: В Приднестровье уже началось досрочное голосование на думских выборах. Люди довольно активно идут голосовать, как обычно, ожидается большая явка. Российские выборы для многих — единственная связь с великой родиной.
Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18. Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ. Стратегия Евросоюза Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом ЕС , и здесь можно выделить несколько ключевых моментов. В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону. В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине EUBAM , в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20.
Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ. В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21. Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22. Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования.
Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур. И ответом на все эти инициативы тогда явился «Меморандум Козака». Но ЕС попытался в этой ситуации использовать события в соседней Украине. Там, как известно, в начале 2005 года к власти пришло новое руководство во главе с Президентом В. Ющенко, которое ориентировалось на евроатлантические структуры. Этот фактор был использован ЕС для усиления экономического и политического давления на Приднестровье. Развернутая в ноябре 2005 года миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине была наделена правом не только посещать любые объекты на украинско-молдавской границе, но и изучать таможенные документы, а также требовать их изменения. Под давлением ЕС с марта 2006 года Украина перестала принимать таможенные декларации ПМР, что фактически парализовало экспорт из Приднестровья.
Итогом всех этих действий стала определенная стагнация в разрешении Приднестровского конфликта, а сама непризнанная республика сделала еще больший крен в сторону России. Одной из попыток ЕС вновь взять под контроль процесс урегулирования конфликта в Приднестровье стала так называемая Мезебергская инициатива, названная так по итогам переговоров в июне 2010 года в немецком городе Мезеберг канцлера ФРГ А. Меркель и Д. Была достигнута договоренность об ускорении разрешения Приднестровского конфликта24 и подписан меморандум, который предусматривал создание Комитета Россия - ЕС. Главным значением Мезебергской инициативы стало возобновление после шестилетнего перерыва переговорного процесса. Однако каких-то видимых подвижек в решении проблемы ПМР и на этот раз достичь не удалось, поскольку слишком очевидными являлись различия в позициях России и ЕС относительно путей урегулирования конфликта. Тем не менее проблема Приднестровья продолжает оставаться в центре внимания ЕС. В ноябре 2018 года делегация Евросоюза во главе с П.
Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия ЕС и ПМР в сфере экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Ранее Генеральная Ассамблея ООН на заседании 22 июня 2018 года уже принимала проект резолюции о выводе российских войск с территории Приднестровья, которую подготовил Кишинев. Тогда ее поддержали 64 государства, 14 выступили против, а 83 страны воздержались. В российском МИД этот документ тогда назвали «провокационным»25. Манакову дали возможность выступить на 41-й сессии по правам человека в Женеве в июле 2019 года. Основная идея его речи сводилась к тому, что власти Молдовы нарушают права граждан ПМР в области передвижения, личной безопасности и неприкосновенности. Власти Молдовы крайне резко отреагировали на это заявление и потребовали прекращения работы московского представительства Фонда развития социальных и культурных связей «Приднестровье», которое развернуло свою деятельность с января 2019 года в плане поддержки соотечественников и расширения контактов с государственными и общественными структурами РФ. Аналогичное представительство власти непризнанной ПМР планировали открыть на Украине, но там им отказали под предлогом того, что его открытие противоречит сохранению территориальной целостности Молдовы26.
Что же касается официальной позиции Молдовы по разрешению проблемы Приднестровья, то ее наиболее убедительно озвучил Президент РМ И. Додон в конце сентября 2019 года во время своего первого выступления в ООН. Глава РМ связал решение приднестровской проблемы с сохранением военного нейтралитета РМ27, что выглядело абсолютно оправданно, так как все попытки решения подобных конфликтов военными методами изначально были обречены на неудачу. Как видно, Приднестровский конфликт еще далек от разрешения. Переизбыток международных миротворцев, стремящихся разрешить его на собственных условиях, способен привести лишь к эскалации, в то время как благоприятный исход может быть возможен только в случае, если конфликтующие стороны проявят политическую волю к его разрешению, а третьи стороны не станут навязывать им неприемлемые условия, не учитывающие ни интересов народов Молдавии и Приднестровья, равно как и интересов их соседей, особенно России. Международные отношения и мировая политика. Присутствие России в Приднестровье: еще есть или уже нет?
Представители власти Приднестровья считают, что результаты референдума 2006 года не потеряли актуальность. Люди считают: да, это как раз та идея, за которой могут пойти», — заявил глава Минюста ПМР. Решение о его проведении было принято 31 марта 2006 года на VI Внеочередном съезде депутатов всех уровней. По второму вопросу: «Считаете ли вы возможным отказ от независимости ПМР с последующим вхождением в состав Молдовы? Численность избирательной базы по данным на 17 сентября 2006 года составляла 389 тыс. Тирасполь, Арина Волковская Тирасполь.
Другие новости 16.
Процесс голосования и реакция Кишинева
- Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике
- Признание Приднестровья как гарантия будущего России
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Хлебные крошки
Незабытый референдум
17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) состоялся референдум по вопросу взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова.26 сентября 2006 года в Тирасполе. Напомним, 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости. Обосновывается взаимосвязь внешних вызовов и угроз приднестровской государственности с процессом консолидации общества, осознанием своей единой гражданской идентичности и, как следствие, выбором на референдуме 2006 г. геополитического вектора развития страны. В 2006 г. Приднестровье провело повторной референдум о независимости, окончательно закрепив курс на суверенитет и сближение с Россией. "Через независимость и свободную волю Приднестровье хочет войти в состав РФ, и это было заявлено по итогам референдума в 2006 году.
Досье: Референдум о независимости Приднестровья
Тревожная цепочка заявлений | Пикабу | ; Центральная избирательная комиссия ПМР огласила окончательные данные по итогам прошедшего 17 сентября референдума в Приднестровье; За независимость и сближение с Россией проголосовало более 97% принявших участие в голосовании; Всего в плебисците. |
Итоги референдума в Приднестровье | По официальным данным ЦИК Приднестровья, в референдуме 17 сентября 2006 г. приняли участие 78,6 % граждан, имевших право голоса, или около 306 тыс. из 389 тыс. человек. |
Референдум о независимости Приднестровья 2006 г. - 2006 Transnistrian independence referendum | Первым делом он заявил, что в наступившем 2023 году Приднестровье продолжит курс на укрепление своей независимости, одновременно ориентируясь на международное признание и реализацию итогов референдума 2006 года. |
Референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (2006)
Вчера в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум о независимости с одновременной перспективой присоединения к России. Результаты референдума о независимости Приднестровской Молдавской Республики 17 сентября 2006 года. 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошел референдум о независимости и присоединении к России. Уже 1 декабря 1991 года первый референдум о независимости ПМР с результатом 97,7% голосов принял соответствующее решение3.
Большинство жителей Приднестровья проголосовали за независимость и союз с Россией
Это касается и родственных взаимоотношений, и выезда в Россию на работу людей, которые не смогли достойно трудоустроиться здесь. Все- таки большая часть симпатий населения, конечно, направлена в сторону России. Причем это касается не только русских по происхождению, но также и молдаван. Потому что для молдаван общение с русскими часто бывает более легко и естественно. Ведь для молдаван старшего поколения само слово "румын" является даже чем-то нарицательным, синонимом определенного своекорыстия: те, кто жил здесь под румынами в 1930-1940- е годы, помнят отношение к ним румынских жандармов. Это далеко не анекдоты, когда румынский жандарм вешал посреди молдавского села свою шляпу на палку, и крестьяне-молдаване, возвращаясь с работы, должны были этой шляпе кланяться. Я слышал от людей старшего поколения в Молдавии такие слова: "мы хорошо знаем, каково это — есть хлеб из румынской руки". Поэтому все местные нынешние настроения были подготовлены еще в 1920-1930-е годы подобным чванливым отношением румын к своим братьям-бессарабцам.
Это далеко не анекдоты, когда румынский жандарм вешал посреди молдавского села свою шляпу на палку, и крестьяне-молдаване, возвращаясь с работы, должны были этой шляпе кланяться.
Я слышал от людей старшего поколения в Молдавии такие слова: "мы хорошо знаем, каково это — есть хлеб из румынской руки". Поэтому все местные нынешние настроения были подготовлены еще в 1920-1930-е годы подобным чванливым отношением румын к своим братьям-бессарабцам. Это, на мой взгляд, большая внутренняя проблема. Получается, что перспективы присоединения к Румынии по-прежнему остаются актуальной проблемой для граждан Приднестровья? Я в данном случае, подчеркну, исхожу из позиции обыкновенного гражданина Приднестровья. В данной ситуации, на мой взгляд, министерство иностранных дел России занимает очень верную позицию.
Когда же в 1990 году правительство Молдавии возглавил М. Друк, придерживавшийся прорумынской ориентации, руководство Приднестровья пришло к выводу, что перспектива быть представленным в высших государственных органах республики сводится практически к нулю. Позже, в 1992 году, М. Друк эмигрировал в Румынию, подтвердив тем самым свою приверженность прорумынскому вектору развития страны. Снегур ввел на территории ПМР военное положение, что и стало отправной точкой конфликта. Его военная стадия продолжалась сравнительно недолго - до 21 июля 1992 года, когда было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова4. Согласно этому документу, полоса вдоль Днестра объявлялась зоной безопасности, а контроль за ней должна была осуществлять Объединенная контрольная комиссия, которой подчинялись трехсторонние миротворческие силы в составе российских, молдавских и приднестровских контингентов. Но они в итоге так и не были созданы. Однако с определенной долей условности можно констатировать, что они были задействованы только во время урегулирования конфликта гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. Во всех других конфликтных ситуациях действовали только российские миротворцы, а в Нагорный Карабах, как и в зону конфликта на Юго-Востоке Украины, миротворческие силы вообще никогда не вводились. Этапы мирного урегулирования в Приднестровье Приднестровский конфликт в конечном итоге удалось перевести в мирную фазу, и на сегодняшний день на постсоветском пространстве это единственный конфликт что немаловажно! Процесс мирного урегулирования конфликта в Приднестровье прошел несколько этапов. Это было время упущенных возможностей, когда шаги по урегулированию конфликта предпринимались, но ни один из них не дал желаемых результатов. При посредничестве России, ОБСЕ и Украины в 1996 году были подписаны два меморандума об урегулировании конфликта, но они, к сожалению, не привели ни к установлению позитивных отношений между конфликтующими сторонами, ни в целом к урегулированию данной конфликтной ситуации. Путин и Д. Медведев , так и Молдавии П. Лучинский, В. И в этот период каких-то существенных сдвигов в разрешении конфликта в Приднестровье достичь не удалось, хотя отдельные попытки в данном направлении предпринимались. В качестве таковых можно назвать несколько встреч Президента РФ В. Путина с президентами РМ П. Лучинским и ПМР И. По итогам этих встреч решено было создать государственную комиссию по содействию политическому урегулированию проблемы Приднестровья во главе с авторитетным российским политиком академиком Е. Но в итоге проект соглашения, выработанный этой комиссией, из-за его критики как в Молдове, так и ПМР не получил дальнейшего развития. В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д. Козак в связи с этим документ получил название «меморандум Козака» , являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ. Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован. Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е. Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ. Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И. Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И. Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7. Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов. Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами.
Именно эта вера позволила приднестровцам в 1989-1992 годах отстоять свои права, создать государственность, выстоять в войне. Других высших смыслов, кроме как сохранять единство с Россией, у приднестровцев не было и не могло быть. Больше 30 лет Приднестровье выживает как де-факто независимое государство, единственный мотив этих сверхусилий — быть вместе с Россией. И сейчас Приднестровье, возможно, находится накануне больших потрясений, именно вера в Россию поддерживает нас, позволяет спокойно смотреть в будущее. Полит Навигатор: Приднестровцы часто напоминают о приднестровском референдуме в связи с аналогичным крымским референдумом 2014 года. Итоги идентичны — в обоих случаях люди высказались за единство с Россией. Но приднестровский референдум, в отличие от крымского, так и остался «референдумом несбывшихся надежд». В чем разница между двумя этими плебисцитами? Игорь Шорников: На мой взгляд, в Крыму был полностью использован приднестровский опыт. Если бы не было референдума 2006 года в Приднестровье, то не было бы и Крымского прецедента. Принципиальной разницы между двумя референдумами нет. Разница в том, какая опасность угрожала приднестровцам и крымчанам в периоды проведения плебисцитов. В Приднестровье к сентябрю 2006 года уже не было никакой физической опасности для людей, мир на Днестре надежно защищали российские миротворцы, а экономическая блокада к тому времени уже начинала преодолеваться. А в Крыму в марте 2014 года было самое обострение, вполне мог начаться геноцид. Другого способа избежать кровопролития, наверное, не было. Россия, реализуя итоги Крымского референдума, буквально спасала жизни людей. ПолитНавигатор: Что нужно, чтобы итоги приднестровского референдума 2006 года хотя бы частично реализовались?
30 лет без стрельбы. Как Приднестровье стало непризнанной республикой
Принимать их — преступление. Должно быть полное равноправие населения, в том числе и в языке. Мы не выдвигаем ультиматумов, а от имени народа требуем справедливого решения языковых проблем», - заявил Анатолий Большаков. ОСТК создает забастовочный комитет, задачей которого стала организация стачек. Она прошла с 14:00 до 16:00 16 августа, причём не только в Тирасполе. Бастовали предприятия в Бендерах и Рыбнице.
Участвовало 28 трудовых коллективов, насчитывавших в общей сложности 27 тысяч человек. Забастовка, август 1989 г. Тогда 21 августа в Тирасполе забастовки возобновляются.
В 2006 г. Голосование проходило 17 сентября 2006 г. Референдум о независимости Приднестровья и присоединении к России. Вопрос: «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?
Испорченных бюллетеней — 2932. Всего — 310169. Референдум о присоединении Приднестровья к Молдавии.
Этнополитическое конструирование гражданской идентичности на двух берегах Днестра 1989—2014 гг. Хантингтон С.
Внешнее давление как стимул развития цивилизаций. Как гибнут цивилизации. Янковский В.
Во-первых, мы, в отличие от России, не имеем международно-правового статуса. Во-вторых, Россия — федеративное государство, отсюда следуют разные уровни управления, бюджетной и налоговой системы. В России есть частная собственность на землю, для того чтобы ввести это у нас, мы должны провести референдум. Поэтому мы выступаем за гармонизацию, но против слепого копирования», — заявил Бурла. По его словам, Приднестровье и Россию объединяют общие исторические корни, социальные и экономические связи. Наша система науки и образования полностью интегрирована в образовательную систему РФ. На нашей территории действует российское отделение академии естественных наук. Наши ученые защищают диссертации и получают звания в России. Отсюда следуют немаловажные вещи: это идеология, это определенный менталитет, который формируется через систему образования. А менталитет нашего народа однозначно свидетельствует о том, что мы были, есть и будем вместе с Россией», добавил парламентарий. Еще одним механизмом сближения стран является участие приднестровцев в предстоящих выборах в российский парламент. Поэтому депутат призвал приднестровцев — граждан РФ принять в них активное участие. Глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев отметил, что 10 лет назад Приднестровье переживало один из самых сложных периодов своей истории. Ситуацию могли изменить только своевременные неординарные действия, направленные на обеспечение интересов приднестровцев. Таким шагом стал общереспубликанский референдум 17 сентября 2006 года, который закрепил российский вектор внешней политики Приднестровья в качестве стратегического курса развития нашей страны, создал основы для интеграции Приднестровья в экономическую, социальную, правовую и другие сферы жизнедеятельности Российской Федерации», — отметил Игнатьев.
Референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (2006)
Неравнозначность формулировок очевидна: "свободе с Россией" противопоставляется "зависимость от Молдавии", реальному положению дел "поддерживаете ли Вы курс…" нечто маловероятное "считаете ли Вы возможным…". Для сравнения: на референдум в Черногории 2006 года, по итогам которого страна подтвердила свою независимость и была признана международным сообществом, был вынесен только один вопрос: "Желаете ли Вы, чтобы Черногория стала независимым государством и субъектом международного права? Следует отметить, что официальные лица Приднестровья сами не раз давали повод усомниться в том, что референдум является не политической акцией руководства республики, а свободным волеизъявлением народа. Обещая провести референдум честно и открыто, он отметил: "пусть будет даже где-то меньший показатель, меньший процент, зато путь будут разные мнения". А затем рассказал, как он сам относится к "разным мнениям", вынесенным на голосование. На фоне подобных высказываний, исходящих от человека, которому поручена организация референдума, малоубедительными выглядят слова главы Тираспольского избиркома Владимира Тихончука о том, что его коллеги "только информируют, а не агитируют". Тихончук напомнил, что "заниматься агитацией, говорить, за что нужно голосовать, представителям госадминистрации и членам избиркома запрещает Избирательный кодекс ПМР". Однако в том же Тирасполе городские власти в конце августа создали координационный совет по подготовке к референдуму.
Министр Юстиции ПМР Сергей Степанов заявил журналистам, что результаты референдума 2006 года определили «генеральный курс развития законодательства». За пять лет по нормам российского права подготовлено 76 законопроектов в различных областях. Часть из них принята, часть отправлена на корректировку», — пояснил Степанов. Участники пресс-конференции напомнили, что через 2 недели после дня голосования 17 сентября 2006 года Государственная Дума РФ приняла постановление, в котором призвала мировое сообщество учесть итоги референдума в Приднестровье «ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения молдо-приднестровского конфликта». Органам государственной власти РФ было рекомендовано выстраивать отношения с Приднестровьем, учитывая волеизъявление народа. Такие же рекомендации о признании воли народа Приднестровья были даны и международными наблюдателями мировому сообществу. Представители власти Приднестровья считают, что результаты референдума 2006 года не потеряли актуальность.
О своей поддержке проведения референдума о независимости Приднестровья заявил молдавский политик Валерий Клименко, лидер внепарламентской крайне левой пророссийской партии «Равноправие» [2]. В то же время, официальный Кремль не заявил о признании легитимности референдума. МИД России лишь призвал не рассматривать референдум о независимости как попытку дестабилизировать ситуацию в регионе. Министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что референдум — это, «наверное, стремление привлечь внимание к тому, что ситуация не урегулирована» [3]. Он также заявил, что референдум в Приднестровье является реакцией на фактическую блокаду, от которой страдает экономика и жители этого региона… «К референдуму в Приднестровье надо относиться без эмоций, не позволять, чтобы эмоции заслонили суть, а суть заключается в необходимости вернуться за стол переговоров.
Это касается и родственных взаимоотношений, и выезда в Россию на работу людей, которые не смогли достойно трудоустроиться здесь. Все- таки большая часть симпатий населения, конечно, направлена в сторону России. Причем это касается не только русских по происхождению, но также и молдаван. Потому что для молдаван общение с русскими часто бывает более легко и естественно. Ведь для молдаван старшего поколения само слово "румын" является даже чем-то нарицательным, синонимом определенного своекорыстия: те, кто жил здесь под румынами в 1930-1940- е годы, помнят отношение к ним румынских жандармов. Это далеко не анекдоты, когда румынский жандарм вешал посреди молдавского села свою шляпу на палку, и крестьяне-молдаване, возвращаясь с работы, должны были этой шляпе кланяться. Я слышал от людей старшего поколения в Молдавии такие слова: "мы хорошо знаем, каково это — есть хлеб из румынской руки". Поэтому все местные нынешние настроения были подготовлены еще в 1920-1930-е годы подобным чванливым отношением румын к своим братьям-бессарабцам.
Для вхождения в состав России Приднестровье попросило ООН и ОБСЕ признать ее независимость
В Приднестровье еще семь лет назад состоялся референдум, аналогичный крымскому | Ястребчак В.В. Приднестровская внешняя политика: до и после референдума 17 сентября 2006 года. Ожиганов Э.Н. Этнополитический конфликт в Приднестровье: причины и развитие (1989-1992гг.). |
В Приднестровье вспомнили итоги референдума 2006 года. К чему бы это | 17 сентября 2006 года 97,1% проголосовавших жителей Приднестровья высказался за независимость республики и ее последующее присоединение к России, 2,3% выступили против. |
Эксперт: России нужно просто признать итоги референдума 2006 года в ПМР | Госдума признала референдум в Приднестровье легитимным и заявила, что РФ должна выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья. |
В этот день - 17 сентября 2006 г. прошёл референдум о независимости Приднестровья | 17 сентября 2006 года свыше 97% жителей Приднестровья на всенародном референдуме высказались за присоединение к Российской Федерации. |
Почему Приднестровье собралось присоединяться к России через 10 лет после референдума
Предлагаем познакомиться с мнением отца церкви о приднестровском референдуме, состоявшемся 17 сентября 2006 г. Интервью было дано через неделю после референдума. A двойной референдум состоялось 17 сентября 2006 г. в Приднестровье. Избирателей спросили, одобряют ли они возможность отказа от независимости и интеграции с Молдово. Вчера в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум о независимости с одновременной перспективой присоединения к России. Двойной референдум был проведен в Приднестровье на 17 сентября 2006 года избиратели попросили утверждены ли они о возможности отказа от независимости и интеграции с Молдовой. Приднестровье прошел референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России". По словам Нины Штански, результаты крымского референдума практически полностью совпадают с результатами аналогичного волеизъявления в Приднестровье.
Приднестровье может обратиться к Москве с просьбой о принятии региона в состав России
Это самое главное! Министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что референдум «прошел с соблюдением всех процедур, прошел демократически, открыто». Самому референдуму предшествовал целый ряд событий. Летом 2005-го тогдашний Президент Молдовы подписывает Закон об основных положениях особого правового статуса Приднестровья. Чем за Приднестровьем закрепляет статус «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова». Уже 25 января 2006 года транзит приднестровских товаров через границу с Украиной фактически был прекращен. Отныне он должен был осуществляться только на основании молдавских таможенных актов.
Таковыми были требования совместного заявления Глав правительств Молдовы и Украины. А в марте 2006 года произошло то, чего руководство Молдовы добивалось на протяжении пяти лет. Новые печати Приднестровью не даёт. И Приднестровье не может вывести никуда и ничего! Блокада это называется! Основной удар — это блокада, полномасштабная блокада со стороны Украины, как страны-гаранта.
Безусловно, со стороны Кишинёва это мы постоянно наблюдали. Тогда стоял вопрос: что нам делать дальше? В повестке дня было два вопроса: обсуждение политической ситуации в Приднестровье и выработка мер по стабилизации ситуации. Евгений Шевчук — тогда Председатель Верховного Совета — отмечал, что только государственность и международная правосубъектность в полной мере могут позволить Приднестровью реализовать договорённости сторон, зафиксированные в Меморандуме и других совместных документах. Тогда им и было инициировано проведение референдума в Приднестровье. Евгений Шевчук: «Учитывая сегодняшние реалии и нестабильность переговоров, считаю, что мы должны объединить усилия и сделать всё возможное для стабилизации ситуации.
И съезд будет их искать. Наши противники говорят о том, будто ожидается декларация с просьбой войти в состав России. Их задача — спровоцировать военное нападение на нас. Но у нас и так цели ясные и остаются неизменными: признание независимости ПМР, союз с Россией, евразийская интеграция», — подчеркнул Сафонов. Депутат Верховного совета ПМР Олег Василатий заявил «Ведомостям», что у него нет никаких данных по поводу возможного обращения о принятии в состав России, а источник этой информации он назвал «деградировавшим местным блогером». При этом он усомнился и в остроте проблемы с экономической блокадой ПМР.
По его словам, споры между Кишиневом и Тирасполем скорее вызывает распределение прибыли от движения товаров через Днестр. Нельзя исключать, что съезд в резолюции формально сошлется и на референдум 2006 г. Он уверен, что главной темой мероприятия является именно ухудшение условий товарооборота с правым берегом Днестра, что действительно болезненно для ПМР и угрожает доходам госбюджета Тирасполя.
По приезду в Москву нашей делегации Госдума примет обращение к президенту РФ Владимиру Путину о признании независимости Приднестровья Россией в одностороннем порядке. Более того, я склонен к тому, что такое решение будет принято". Также 17 сентября в Международном пресс-центре состоялась пресс-конференция лидера Прогрессивной социалистической партии Украины Наталии Витренко, возглавлявшей группу наблюдателей от ПСПУ на референдуме о статусе Приднестровья.
В своем выступлении Витренко сказала: "Приднестровье полностью справилось с проведением референдума. Организация и проведение голосования полностью соответствовали европейским нормам. Люди шли на участки с воодушевлением, которое невозможно описать словами. Не было никакой давки, ругани, обвинений, тем более драк. Европа должна учиться у Приднестровья демократии, а не наоборот. Приднестровье полностью состоялось как государство.
Проблема не у Приднестровья, а у Европы, как относиться к этому референдуму".
Эта идея нашла поддержку и на прошедшем двумя днями позже в ДК «Современник» нынешний Дворец Республики заседании городского партийно-хозяйственного актива. А уже на следующий день, 11 августа 1989 г. Всего в ОСТК вошёл 31 человек, включая нескольких директоров предприятий. Первое же заседание Объединённый Совет трудовых коллективов провёл 14 августа. На нём принимается решение о двухчасовой предупредительной забастовке. Рабочие останавливают производство, тем лишая прибыли владельцев предприятий государство или частные компании , которые терпят убытки из-за простоя. Трудовые коллективы Тирасполя идут на митинг, август 1989 г. Архив Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета ПМР На массовых митингах трудовые коллективы требуют не принимать дискриминационные законы о языках.
Нынешние законопроекты не принесут пользы не только для говорящих на русском, но и для молдавского населения.