Концепция внешней политики Турции предполагает укрепление военной составляющей, в том числе активизацию создания военных баз за рубежом, снижение роли дипломатии и создание ВПК, способного обеспечить решение внешнеполитических задач.
ТР © Турецкая Политика
Правда, турецкий руководитель продемонстрировал и умение менять курс, не оправдавший надежд, извлекать выводы из неудач. Как утверждает сенатор, Турция решилась на разворот в сторону Запада не только из-за давления НАТО, но и из-за готовности России прекратить зерновую сделку. İstanbul Politikalar Merkezi) в своем исследовании «Восприятие де-мократии, безопасности и государства в Турции» отмечают усиле-ние социальной и политической поляризации в стране и переход к авторитарной политике.
Клуб «Валдай»
Некоторые страны утверждают, что эти задержки вызваны накоплением заявок после COVID-19, но турецкие власти назвали это политически мотивированным шагом. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сравнил премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с немецким диктатором Адольфом Гитлером и заявил, что руководство еврейского государства не избежит ответственности за свои преступления. Благодаря имплементации политики многополярности президенту Турции удалось обеспечить для страны серьезные экономические и политические преференции, отмечает она. Экономическая ситуация в Турции весьма шаткая, и на президентских выборах прошлого года Эрдогану удалось перевести тему кампании в сторону более общего политического и геополитического содержания. После инаугурации президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган изменил лицо правительства, сохранив в его составе только министров здравоохранения и культуры. Политика Турции осуществляется в рамках конституционной республики и президентской системы с различными уровнями и ветвями власти.
Турция с Эрдоганом или без: изменится ли что-то для России?
На эту процедуру уйдет не несколько дней, но мы не сдаемся", - добавил Дале. Во "Флотилию свободы" входят ряд турецких и международных организаций, в том числе и тех, которые доставляли гуманитарную помощь в Газу в 2010 году, когда израильский спецназ в нейтральных водах предпринял штурм одного судна, в результате чего девять активистов погибли, многие получили ранения. Травмы тогда получили и семь израильских военных.
Избирком Вана аннулировал результат Зейдана под предлогом «недостаточности законных оснований быть избранным». Источник в провинциальной администрации объяснил корреспонденту «КП» суть конфликта. По его словам, прокурдская партия выдвинула кандидата, который выступал с сепаратистскими заявлениями, был связан с запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана РПК и даже отсидел за это в тюрьме. Источник добавил: сам факт выдвижения одиозного кандидата от прокурдской партии может говорить о сознательной провокации.
Сообщается, что президент Байден обсудил запрос F-16 с Эрдоганом во время встречи G20 в октябре 2021 года в Риме, указав, что запрос будет проходить регулярные консультации по продаже оружия и процесс уведомления Конгресса.
После начала конфликта России и Украины в начале 2022 года потенциал Турции по укреплению стратегической и военной мощи НАТО в условиях развивающегося кризиса в области европейской безопасности, возможно, повысил интерес администрации к продвижению сделки по F-16 с Турцией. Хотя при Эрдогане Турция действовала более независимо от Запада, ее значительное военное и географическое положение остается важным для альянса. Турция сотрудничает с Соединенными Штатами и другими их союзниками по ряду направлений, в том числе используя F-16 в миссиях НАТО, базирующихся в регионах Балтийского и Средиземного морей. Отвечая на критику возможной продажи F-16 со стороны 53 членов Конгресса в письме от февраля 2022 года, представитель Госдепартамента в марте 2022 года написал, что поддержка Турцией Украины является «важным сдерживающим фактором в регионе». Признавая, что любая продажа потребует уведомления Конгресса, чиновник добавил: «Администрация считает, что, тем не менее, существуют убедительные долгосрочные интересы единства и потенциала альянса, а также интересы национальной безопасности, экономические и коммерческие интересы США, которые поддерживаются соответствующими американскими властями. Модернизация большей части турецкого парка F-16 может дать Турции время для приобретения или разработки более совершенного истребителя, хотя поставка новых F-16 может столкнуться с отставанием в производстве. По данным Lockheed Martin, объем производства F-16 на заводе в Гринвилле, Южная Каролина, составляет четыре самолета в месяц, хотя компания планирует увеличить этот показатель с растущим списком покупателей.
Если стороны завершат контракты с Иорданией и Болгарией, у Lockheed останется 148 самолетов. Исходя из текущих темпов производства, Турции может потребоваться три года или больше, чтобы начать принимать новые F-16V. Официальные лица Турции намекнули, что если они не смогут обновить свой парк F-16, они могут рассмотреть возможность приобретения западноевропейских альтернатив. Сообщается, что Турция рассматривает истребители Eurofighter Typhoon в качестве потенциальной альтернативы F-16, но неясно, одобрит ли такую продажу партнер по консорциуму Германия. Более того, поставки европейского оружия в Турцию могут подлежать процессу рассмотрения Конгрессом, описанному ниже, если такое оружие должно включать оборонные изделия американского происхождения, отвечающие установленному порогу уведомления. Если Турция не сможет закупить F-16 и столкнется с препятствиями на пути к европейским альтернативам, ее следующие шаги по сохранению потенциала военной авиации и совместимости с НАТО будут неясны. В ICS Государственного департамента для Турции говорится, что если НАТО и Запад по-прежнему не будут поддерживать стремление Турции к модернизации обороны, Турция может быть вынуждена обратиться к России или Китаю для восполнения этих пробелов в обороноспособности в областях, где ее местная оборонная промышленность не может обеспечить требуемый потенциал.
В конце саммита НАТО в июне 2022 года в Испании, где Турция согласилась разрешить процесс присоединения Швеции и Финляндии к продвижению вперед до окончательной ратификации Турцией , а президент Байден встретился с президентом Эрдоганом, Байден выразил поддержку продаже новых F-16 в Турция, а также для обновлений. Он также выразил уверенность в получении поддержки Конгресса. Однако председатель SFRC Боб Менендес постоянно выражал неодобрение в связи с тем, что он назвал «злоупотреблениями Эрдогана в регионе». В дополнение к продолжающейся напряженности между США и Турцией в отношении групп сирийских курдов на севере Сирии, споры между Турцией и Грецией относительно полетов над спорными районами и других давних проблем Эгейского моря резко возросли в 2022 году и привлекли пристальное внимание Конгресса. Эрдоган приостановил диалог с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом после того, как Мицотакис, похоже, выразил обеспокоенность по поводу американо-турецких сделок с оружием, выступая на совместном заседании Конгресса в мае 2022 года. Поскольку официальные лица США уже уведомили Конгресс о возможной модернизации F-16 для Греции в 2017 году, решения США об увеличении парка турецких F-16 могут иметь серьезные последствия для баланса безопасности между Турцией и Грецией, а также для отношений между тремя странами. За последние три года Греция укрепила свое оборонное сотрудничество и отношения с США и рядом стран региона, таких как Франция, Израиль и Египет.
Напряженность между Турцией, Грецией и Кипром С 1970-х годов споры между Грецией и Турцией по поводу территориальных прав в Эгейском море и в более широком Восточном Средиземноморье были основным предметом разногласий, несколько раз приводившим стороны к военному конфликту. Споры, уходящие корнями в территориальные изменения после Первой мировой войны, вращаются вокруг оспариваемых границ, включая территориальные воды двух стран, национальное воздушное пространство, исключительные экономические зоны включая претензии на энергоносители , острова и их использование в военных целях и континентальные шельфы. Эта напряженность связана с одним из крупных неурегулированных конфликтов в регионе и еще более осложняется им: фактическим политическим разделением Кипра по этническому признаку, возникшим после военного столкновения 1974 года, когда турецкие войска вторглись в некоторые части острова, чтобы помешать этническому греческому руководству объединение Кипра с Грецией. Признанная на международном уровне Республика Кипр иногда называемая Кипром , имеющая тесные связи с Грецией, претендует на юрисдикцию над всем островом, но ее эффективный административный контроль ограничен южными двумя третями, где киприоты-греки составляют большинство. Турки-киприоты управляют северной третью и поддерживаются Турцией, включая турецкий военный контингент там после столкновения 1974 года. В 1983 году лидеры турок-киприотов провозгласили эту часть острова «Турецкой Республикой Северного Кипра», хотя ни одна страна, кроме Турции, не признает ее, а резолюция 541 1983 Совета Безопасности ООН признала притязания киприотов-турок юридически недействительными. Турецкие официальные лица жаловались на значительное новое военное присутствие США в греческом порту Александруполис, расположенном примерно в 10-15 милях от турецкой границы.
Официальные лица США объяснили, что они используют порт в качестве транзитного узла для отправки оборудования союзникам и партнерам в регионе в рамках более широкого ответа НАТО на вторжение России в Украину. В упомянутых выше показаниях на слушаниях в Конгрессе в марте 2022 года Алан Маковский сказал, что наличие объектов в Александруполисе позволяет НАТО обходить заторы или закрытие проливов для перевозки войск и техники по суше союзникам и партнерам. После того, как министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил в октябре 2022 года, что Соединенные Штаты больше не придерживаются сбалансированного подхода к Эгейскому морю, посол США в Турции Джефф Флейк опубликовал заявление, в котором говорится, что в политике безопасности США не произошло никаких изменений в пользу Турции или Греции, и что коллективные усилия союзников по НАТО сосредоточены на прекращении войны России на Украине. Процесс уведомления Конгресса В феврале 2023 года госсекретарь Энтони Блинкен публично подтвердил поддержку администрацией Байдена и взаимодействие с Конгрессом в отношении возможной продажи Турции истребителей F-16. Месяцем ранее источники в СМИ со ссылкой на неназванных официальных лиц США сообщили, что администрация предоставила Конгрессу неофициальные уведомления о возможных продажах F-16 Турции и возможных продажах до 40 истребителей F-35 Joint Strike Fighters в Грецию. Согласно этим сообщениям, январское неофициальное уведомление о Турции касалось 40 новых F-16 Viper и 79 пакетов модернизации F-16 Viper, а также 900 ракет класса «воздух-воздух» и 800 бомб на общую сумму около 20 миллиардов долларов. В большинстве случаев Государственный департамент направляет официальное уведомление через 20—40 дней после неофициального уведомления.
Этот период времени дает комитетам возможность высказать опасения в рамках конфиденциального процесса «многоуровневой проверки». Если член Конгресса приостанавливает как упоминалось ранее, не юридически обязывающее предполагаемую сделку, официальное уведомление обычно не подается. Вскоре после сообщений о неофициальных уведомлениях о возможных продажах самолетов в Грецию и Турцию New York Times процитировала председателя Менендеса, который приветствовал продажу F-35 Греции, но решительно выступал против продажи F-16 Турции. Что касается продажи F-16, он сказал, что «президент Эрдоган продолжает подрывать международное право, пренебрегать правами человека и демократическими нормами, а также участвовать в тревожном и дестабилизирующем поведении в Турции и в отношении соседних союзников по НАТО. Пока Эрдоган не прекратит свои угрозы, не улучшит свою ситуацию с правами человека дома, в том числе за счет освобождения журналистов и политической оппозиции, и не начнет действовать как верный союзник, я не одобрю эту продажу». На мартовских слушаниях SFRC с участием секретаря Блинкена председатель Менендес подробно остановился на возражениях, которые он имеет против различной внешней и внутренней политики Турции, и высказал мнение, что Турция не заслуживает получения F-16, если она не решит некоторые из упомянутых им проблем. Сообщаемые администрацией неофициальные уведомления о потенциальных продажах в Турцию и Грецию появляются на фоне продолжающейся напряженности между двумя странами из-за морских границ и регионального участия США как упоминалось выше.
Согласовав неофициальное уведомление о F-35 для Греции с уведомлением о F-16 для Турции, администрация может попытаться убедить греческих лидеров и общественное мнение в том, что Соединенные Штаты не отдают предпочтение Турции, а не Греции. Приобретение Грецией истребителей F-35 в сочетании с текущими закупками двух десятков истребителей Dassault Rafale F3R поколения 4,5 из Франции и модернизацией большей части своего парка F-16 до самой передовой конфигурации Block 72 — даст Hellenic Air получить технологическое преимущество над своим гораздо более крупным турецким аналогом. Это останется в силе, даже если Турция заключит сделку по F-16. В ответ на известие о возможной продаже F-35 Греции министр иностранных дел Турции Чавушоглу призвал США «обратить внимание» на баланс сил в регионе. Обеспокоенность лидеров комитетов Конгресса по поводу возможной продажи F-16 — независимо от того, связана она с перспективами вступления Швеции в НАТО или нет — вполне может сохраняться и после выборов в Турции, запланированных на май. В апреле 2023 года администрация официально уведомила о возможной продаже авионики, которую Турция запросила в 2019 году для повышения функциональной совместимости своих F-16 с НАТО по определенным вопросам обмена информацией и безопасности полетов. Несмотря на очевидное молчаливое согласие Конгресса на продажу авионики, председатель SFRC Менендес впоследствии заявил, что продолжает выступать против продажи F-16 Турции.
Конечно, не продажа Турции истребителей — главное в докладе Конгрессу. США очень надеяться избавиться от Эрдогана, который не вписывается в общих хор безоговорочной поддержки американской внешней политики. Выборам в Турции посвящен майский номер The Economist. Его уход изменит страну и отразится на всем мире» The Economist, 04. Опросы показывают, что объединенная оппозиция может вырвать контроль над парламентом у партии Эрдогана «Справедливость и развитие» и ее союзников. Более того, сам Эрдоган, похоже, проигрывает на президентских выборах, которые состоятся в тот же день. Проигрыш для Эрдогана будет не просто концом эпохи.
Это вызовет огромные потрясения в Турции, которые вызовут громкий резонанс в регионе и во всем мире. Это «ключевой и неуклюжий» член НАТО , одновременно близкий к линии фронта войны в Украине и, тем не менее, при Эрдогане «обескураживающе дружный с режимом президента России Владимира Путина». Он стоит между Европой и хаосом Ближнего Востока и играет решающую роль в сдерживании потока беженцев в ЕС. Это также одна из немногих подлинных демократий в мусульманском мире, хотя Эрдоган подрывает турецкие институты уже около десяти лет. Он начал свою карьеру в политике как аутсайдер-диссидент, преследуемый светским истеблишментом Турции за кампанию по отмене ограничений на выражение благочестия в общественной жизни. Теперь он стал преследователем, сажая оппонентов в тюрьму по надуманным обвинениям, запугивая СМИ и смещая избранных чиновников. В глазах многих наблюдателей Турция едва ли заслуживает ярлыка демократии см.
Экономический менеджмент Эрдогана также прошел полный круг. В первое десятилетие его правления инфляция прекратилась, а доходы резко возросли. Г-н Эрдоган совершил аналогичный поворот в отношении многочисленного курдского меньшинства в Турции, за которым он ухаживал в первые годы своего пребывания у власти, но политических лидеров которого он теперь отвергает как марионеток террористов. И он поссорился с Америкой и ЕС , которые сначала превозносили его за помощь в укреплении демократии в Турции, а теперь ругают за ее ослабление. Во всех этих сферах — отстаивании демократии, восстановлении экономики, урегулировании социальных разногласий и проведении внешней политики — выборы предлагают жесткий выбор между оппозицией, проводящей реформы, и все более укоренившимся и непримиримым Эрдоганом. В январе дефицит текущего счета достиг рекордных 10 миллиардов долларов. Более того, снижение инфляции в последние месяцы отчасти произошло благодаря неустойчивой поддержке обменного курса центральным банком.
Он продает примерно 1 миллиард долларов в день, большая часть из которых взята взаймы, чтобы замедлить падение лиры. Принимая во внимание доллары, которые он должен другим центральным банкам и местным коммерческим банкам, считается, что у него отрицательные валютные резервы, почти - 70 миллиардов долларов. Дальнейшая девальвация лиры и, следовательно, более высокая инфляция кажутся неизбежными, когда у нее заканчиваются доллары для продажи. Эрдоган пытается отвлечь внимание от всего этого, указывая на многочисленные успехи, достигнутые Турцией на его глазах. Только за последний месяц он открыл первую в стране атомную электростанцию, отпраздновал открытие крупного газового месторождения в Черном море, сел за руль первого в Турции электромобиля и представил первый авианосец. Сообщение, которое должны донести такие проекты, заключается в том, что Эрдоган бросил вызов Западу, чтобы превратить Турцию в мировую державу, и что лучшее ещё впереди. Это не пустая риторика.
Эрдоган пришёл к власти в 2003 году, сразу после инфляционной спирали и банковского кризиса, подкосившего экономику. Первоначально он руководил устойчивым ростом экономики в целом и среднего класса.
Портфель министра национальной обороны получил генерал Яшар Гюлер, кадровый военный, до этого занимавший место начальника Генерального штаба. Министерство внутренних дел возглавил Али Ерликая, с 2018 года занимавший пост губернатора провинции Стамбул. Наибольшее внимание иностранных экспертов привлекло возвращение Шимшека спустя восемь лет в Министерство финансов. Турецкие официальные лица в разговоре с порталом Middle East Eye пояснили, что после переизбрания приоритетами Эрдогана станут: необходимость диверсификации внешнеполитических контактов, предотвращение дипломатических кризисов по периметру интересов страны, а также ускоренное развитие диалога с Сирией, Египтом и странами Персидского залива. По словам инсайдеров, экономические запросы республики, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании ее внешней политики на ближайшие пять лет.
На этом фоне назначение Шимшека выглядит позитивным сигналом иностранным инвесторам и международным институтам. Тем более что он получил профессиональный бэкграунд на Западе. Шимшек направил Эрдогану собственный план, содержащий меры по реализации политики макроэкономической стабильности и структурных преобразований.
На выборах в Турции снова побеждает Реджеп Эрдоган. Он обогнал противника на несколько процентов
Все новости Турции в одном месте. Частным школам Турции запретили противоречить турецким ценностям. Формирование существующей сейчас в Турции партийно-политической системы хронологически можно отнести к началу 1980-х, когда после переворота 12 сентября правящий военный режим задал параметры управляемой демократии. Турция, официально — Турецкая Республика — государство в Передней Азии (97 %) и в Южной Европе (3 %). Новости и аналитика из Турции.
Парламент Турции обновился почти на две трети
Турецкий выбор. Эрдогану придется готовить преемника? Политолог Фельдман: к 2028 году Эрдогану нужно будет искать преемника Global Look Press Читать 360 в Турецкая оппозиция укрепила свои позиции на муниципальных выборах и обошла правящую Партию справедливости и развития. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган признал поражение, назвав итоги голосования «поворотным моментом». Какое будущее теперь его ждет, выяснял «360». Реклама Реджеп Тайип Эрдоган признал поражение своей Партии развития и справедливости. Президент заявил, что политики проведут анализ итогов голосования, чтобы выяснить, какие упущения на местах не позволили одержать победу.
Стремление стать посредником показывает, что Турция, не отказываясь от своих обязательств в НАТО, стремится предотвратить вероятность обострения конфликта в Черном море. В любом случае создание новой площадки для взаимодействия между Москвой и Анкарой, для переговоров между Россией Украины может оказаться полезным, полагает Амур Гаджиев. События в Казахстане ослабили пантюркистские и панисламистские настроения в турецкой элите и обществе в целом, заставили задуматься о своевременности идеи создания союза тюркоязычных государств под эгидой Турции. Отвечая просьбу HSE Daily прокомментировать факторы сотрудничества и соперничества в российско-турецких отношениях, эксперт сказал, что их элементы сочетаются в Сирии, где стороны сотрудничают в прекращении огня на северо-западе страны. Но Турция поддерживает деятельность конституционного комитета, который пытается изменить действующую модель организации власти в Сирии, в то время как Россия оказывает помощь сирийским курдам. Соперничество также проявляется и на южном Кавказе, где Россия является союзником Армении, а Турция поддержала в ходе войны за Карабах Азербайджан. Но при этом именно влияние России и Турции позволило остановить войну. Такие же тенденции проявляются и в черноморском регионе, где обе стороны стремятся обеспечить стабильность. Турция, являясь членом НАТО, не желает обострения ситуации и, напомнил докладчик, не допустила прохода дополнительных кораблей НАТО в Черное море во время конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г. Говоря о неоимперских элементах политики Турции, Амур Гаджиев отметил, что бывший министр иностранных дел 2009—2014 гг.
Официальные лица США и Европейского союза ЕС выразили ряд опасений по поводу авторитарного правления и эрозии верховенства закона и гражданских свобод в Турции. Тем временем турецкие власти продолжают усилия по противодействию боевикам Рабочей партии Курдистана курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической. Эти усилия включают турецкие военные операции против РПК и связанного с ней персонала в Ираке и Сирии. Февральские землетрясения и их последствия Два сильных землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 произошли на юге Турции 6 февраля 2023 года. По сообщениям, в результате землетрясения и его последствий в районах Турции и Сирии погибло более 48 000 человек в Турции и 6 000 человек в Сирии, более 100 000 получили ранения и непосредственно повлияли на жизненные ситуации и повседневную жизнь миллионов людей. В то время как турецкие власти координируют гуманитарное реагирование, предполагающее значительную международную помощь, и облегчают доступ к пунктам пересечения сирийской границы, наблюдатели стремились оценить 1 факторы, способствовавшие нанесению ущерба и его масштабам, 2 усилия по оказанию помощи жертвам и их семьям и 3 настоящие и будущие потребности. Официальные лица США предоставили или объявили о различных средствах помощи Турции, в том числе о срочной гуманитарной помощи на сумму 235 миллионов долларов. Катастрофа повлияла на политику, общество и экономику Турции, особенно в то время, когда страна готовится к президентским и парламентским выборам. Парламент утвердил трехмесячное чрезвычайное положение окончание которого запланировано на начало мая в 10 наиболее пострадавших южных провинциях Турции. Аналитики рассуждают о том, как кризис повлияет на поддержку президента Эрдогана и его правительства. В результате сильного землетрясения 1999 года на северо-западе Турции погибло около 18 000 человек, что побудило законодательные и нормативные органы принять меры по повышению безопасности зданий. Однако некоторые СМИ и оппозиционные политики утверждают, что за годы до землетрясений 2023 года правительственные чиновники и подрядчики отдавали предпочтение экономическим выгодам, а не соблюдению строительных норм и правил, что, по крайней мере, частично способствовало масштабам ущерба и гибели людей. Эрдоган осудил критику в свой адрес или правительство как разжигание разобщенности, а министерство юстиции Турции приказало прокурорам создать «группы по расследованию преступлений, связанных с землетрясением», для рассмотрения уголовных нарушений за некачественную работу. Эрдоган признал некоторые проблемы с первоначальным реагированием правительства, в основном объясняя катастрофу масштабом землетрясений. Он объявил о программе восстановления под руководством правительства, пообещав построить 319 000 домов в течение года, всего 650 000 домов. Некоторые местные чиновники, инженеры и международные доноры выразили обеспокоенность тем, что быстрое восстановление без детального планирования или более четких мер ответственности может сделать новые здания уязвимыми для будущей сейсмической активности. Многие аналитики связывают всплеск инфляции с неоднократным снижением ключевой процентной ставки центральным банком Турции с сентября 2021 года, при этом дополнительное инфляционное давление может быть вызвано внешними событиями, такими как война России против Украины и повышение процентных ставок в США и других крупных странах. Лира имеет тенденцию к снижению уже более десяти лет, и ее падение, вероятно, частично вызвано более широкими опасениями по поводу верховенства права и экономики Турции. На протяжении всего этого времени президент Эрдоган настойчиво бросал вызов общепринятой экономической теории о том, что более высокие процентные ставки сдерживают инфляцию, привлекают иностранный капитал и поддерживают стоимость валюты. Сменив управляющего центральным банком Турции и министра финансов в 2021 году, Эрдоган установил больший контроль над фискальной и денежно-кредитной политикой Турции. В публичных заявлениях Эрдоган утверждал, что более низкие процентные ставки стимулируют производство, занятость и экспорт. Эрдоган также критиковал высокие процентные ставки как противоречащие исламским учениям и усугубляющие разрыв между богатыми и бедными. Валютный и инфляционный кризис в Турции резко повлиял на стоимость жизни потребителей и стоимость международных займов в основном в долларах США для банков и компаний частного сектора. Правительство стремилось уменьшить влияние инфляции, предоставив снижение налогов, повышение минимальной заработной платы, расширение доступа к досрочным пенсионным пособиям и субсидии на основные расходы, а также льготы по кредитам для банков, держащих лиры. Турция также добивалась валютных свопов от некоторых арабских государств Персидского залива и извлекала выгоду из притока средств из России, что способствует предупреждению США о возможном уклонении от санкций. Расходы на текущую гуманитарную помощь и восстановление после землетрясения, а также сбои в сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, вероятно, еще больше нагрузят экономику Турции. Учитывая, что общая стоимость оценивается примерно в 104 миллиарда долларов, Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление экономического роста. Один аналитик сказал, что финансовая помощь от международных банков развития будет необходимой, но ограниченной из-за плохих отношений турецкого правительства с Западом. Выборы в мае 2023 г. Следующие президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в соответствии с конституцией Турции к 18 июня 2023 года. В марте президент Эрдоган назначил выборы на 14 мая 2023 года. Во многом в контексте экономических проблем Турции, о которых говорилось выше, опросы общественного мнения породили слухи о том, что Эрдоган и парламентская коалиция ПСР-ПНД могут быть уязвимы перед коалицией шести оппозиционных партий во главе с НРП и Партией добра. Некоторые наблюдатели спорят, могут ли 1 свободные и честные выборы состояться при Эрдогане, 2 оппозиционные партии могут убедить потенциальных колеблющихся избирателей встать на их сторону, несмотря на их личную или идеологическую близость к Эрдогану, или 3 Эрдоган уступит власть после поражение на выборах. Коалиция оппозиции согласовала совместную платформу, направленную на возвращение Турции к парламентской системе, существовавшей до выборов 2018 года, в основном как средство ограничения исполнительной власти. Представители оппозиции также раскритиковали подход правительства Эрдогана к ряду вопросов внешней и внутренней политики и пообещали внести изменения. В своей платформе оппозиция намекает на более ортодоксальную экономическую политику, заявляя, что она снизит инфляцию и не наложит на Центральный банк никаких обязательств, кроме обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Избирательный процесс в Турции Выборы в этом году проходят в соответствии с изменениями, внесенными в 2022 году в избирательный закон Турции. Как и в 2018 году, 600 мест в парламенте Турции распределяются по партийным спискам по пропорциональной системе для каждого из 87 избирательных округов Турции. Однако поправка 2022 года снизила порог для прохождения в парламент. Неясно, могут ли возможные преимущества измененного закона для выделения большего количества мест более крупным партиям благоприятствовать ПСР, потому что она может получить наибольшее количество голосов, или НРП, потому что она больше объединяет свои избирательные списки со своими союзными партиями, чем ПСР со своей коалицией. Высший избирательный совет Турции турецкая аббревиатура YSK управляет выборами. Он также расследует и выносит решения по всем нарушениям, жалобам и возражениям. Прошлые решения YSK в пользу позиции Эрдогана, вызвавшие споры, заключались в следующем: 1 его решение 2017 года не применять обычное требование о том, что на конституционном референдуме того года могут подсчитываться только опечатанные бюллетени; 2 его решение от 2019 года о повторении выборов мэра Стамбула в том же году кандидат от ПСР проиграл вторые выборы с большим отрывом, чем первые. Кроме того, измененный закон изменил процесс отбора судей, которые будут председательствовать в избирательных комиссиях провинций и округов, которые контролируют голосование, заменив систему старшинства лотереей. Критики утверждают, что это изменение может увеличить шансы на большую политизацию этих советов. Как и на прошлых выборах, представители местных политических партий и организаций гражданского общества, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы будут наблюдать за работой избирательных участков, голосованием и подсчетом бюллетеней, подведением итогов. Как и прежде, ОБСЕ осуществляет долгосрочную миссию по наблюдению за регистрацией избирателей, деятельностью и финансированием избирательных кампаний, освещением в СМИ и другими вопросами организации выборов или разрешения споров. В марте 2023 года оппозиция выдвинула своим совместным кандидатом лидера партии НРП Кемаля Кы, в конечном итоге согласился поддержать Кылычдароглу после того, как два других потенциальных кандидата, которые более благосклонно отнеслись к Эрдогану, — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Явас — поддержали Кылычдароглу в ответ на последний призыв Аксенера к одному из них баллотироваться. Перспективы Имамоглу, возможно, были подорваны уголовным приговором ожидающим окончательного решения по апелляции , который он и другие оппозиционные деятели обвиняют по политическим мотивам. Кылычдароглу стремился заручиться поддержкой курдов в своем стремлении свергнуть Эрдогана, «не вызывая вражды с националистически настроенными избирателями в разнообразном оппозиционном блоке, который его выдвинул». Некоторые аналитики задаются вопросом, сможет ли он это сделать. В то время как «Хорошая партия» Аксенера отвергает формальный союз между оппозицией и ДПН, решение ДПН поддержать Кылычдароглу вместо того, чтобы выдвигать собственного кандидата, может помочь Кылычдароглу создать антиэрдогановское большинство. ДПН организовала участие в парламентских выборах под эгидой YSP, чтобы предотвратить ее исключение, поскольку дело, находящееся на рассмотрении Конституционного суда, может запретить ДПН проводить кампанию под своим собственным именем. Возможные результаты Опросы предполагают тесную президентскую гонку. По состоянию на 3 мая 2023 года один турецкий агрегатор опросов показывает небольшое преимущество Кылычдароглу в первом туре голосования, предполагая, что повторный тур возможен, потому что два менее популярных кандидата могут отобрать голоса у Эрдогана и Кылычдароглу. Для парламентских выборов тот же агрегатор опросов оценивает результат, при котором Народный альянс, выступающий за Эрдогана, может получить большинство голосов, но может не сохранить своего большинства, учитывая совокупный уровень поддержки Альянса нации, выступающего за Кылычдароглу, и прокурдский Альянс труда и свободы. Неясно, может ли поддержка ДПН кандидатуры Кылычдароглу в президенты перевести на координацию парламентских действий. Несмотря на потенциальную уязвимость Эрдогана, некоторые наблюдатели ставят под сомнение перспективы оппозиционной коалиции, ссылаясь на препятствия, создаваемые разобщенностью, политической стойкостью Эрдогана и влиянием правительства на СМИ, экономическое развитие и судебные решения. Пока неясно, как избиратели отреагируют на землетрясение. Economist Intelligence Unit оценил, что напряженная конкуренция может привести к «разногласиям в суде» и «политической нестабильности». Если партийная коалиция президента не будет контролировать парламент после выборов, парламент может проверять президента различными способами, если этого хочет большинство членов. Президент обладает широкими полномочиями назначать министров кабинета и действовать в отсутствие парламентской инициативы, но полагается на одобрение парламента в некоторых вопросах, таких как составление бюджета, ратификация международных договоров и развертывание иностранных войск. Внешняя политика Турции Стратегическая ориентация Турции, или то, как она соотносится с Западом и другими глобальными и региональными державами и балансирует между ними, является важным фактором для Соединенных Штатов. Тенденции в отношениях Турции с Соединенными Штатами и другими странами отражают изменения в этой ориентации, поскольку Турция стремилась к большей независимости действий в качестве региональной державы в рамках более многополярной глобальной системы. Заинтересованность турецких лидеров в уменьшении своей зависимости от Запада в обороне и препятствовании западному влиянию на их внутреннюю политику может частично объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией, например, в Сирии и с покупкой Турцией российских ЗРК С-400 - системы ПВО. Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном. Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений. Изменения во внешней политике при другом президенте? В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, чем внешняя политика нового президента включая внутреннюю политику с явными внешнеполитическими разветвлениями может отличаться от политики Эрдогана в случае победы кандидата от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную озабоченность в области безопасности: Сирия и Ирак курдская воинственность, проблемы беженцев и влияние других стран , Греция и Кипр споры Эгейского и Восточного Средиземноморья , а также Россия и Украина конфликт и его региональные и глобальные последствия. Тем не менее, другой президент может с большей вероятностью изменить определенную текущую политику, которая может больше отражать предпочтения Эрдогана или ПСР, чем широкий национальный консенсус. Заявления некоторых турецких оппозиционных партий о внешней политике предполагают, что другой президент может быть менее склонен, чем Эрдоган, говорить и делать то, что может нанести ущерб отношениям с Соединенными Штатами и европейскими странами. Однако, если новое турецкое правительство почувствует давление, чтобы продемонстрировать свою силу различным международным игрокам или умиротворить несколько местных избирателей в рамках коалиции, этот президент может попытаться соответствовать репутации Эрдогана в своей напористости. И наоборот, президент, столкнувшийся с отсутствием консенсуса внутри коалиции, может стать более пассивным во внешней политике. В Комплексной страновой стратегии ICS Госдепартамента для Турции говорится, что ее значительные вооруженные силы вторые по величине в НАТО и ее географическое положение на юго-восточном фланге альянса дают ей решающую роль в региональной безопасности. Близость Турции к нескольким конфликтным зонам на Ближнем Востоке и в других местах сделала постоянную доступность ее территории для размещения и транспортировки оружия, грузов и личного состава ценным для Соединенных Штатов и НАТО. Турция также контролирует доступ к Черному морю и выход из него через проливы Босфор альтернативный Босфор и Дарданеллы. Для Турции традиционное значение НАТО заключалось в том, чтобы смягчить опасения Турции по поводу вторжений со стороны соседей, таких как позиция Советского Союза после Второй мировой войны. Кроме того, гарантии безопасности НАТО компенсируют Турции общую нехватку собственных средств стратегической обороны и сдерживания.
В таких условиях в стране стартовала подготовка к другим выборам — муниципальным, которые должны состояться 31 марта 2024 года. Правящая партия рассматривает предстоящие выборы в качестве возможности реванша за поражения особенно в Стамбуле и Анкаре в ходе последних выборов в местные органы власти, состоявшихся в 2019 году. И, надо сказать, что расчеты ПСР не беспочвенны, поскольку повторить триумф 2019 года оппозиция, ввиду своей разобщенности, уже вряд ли сможет. Новый период, условно стартовавший после майских выборов, начался с объявления о подготовке текста новой Конституции. Мегапроекты Эрдогана и социально-экономические проблемы В настоящее время президент Реджеп Тайип Эрдоган активно претворяет в жизнь идею становления Турции в качестве регионального логистического центра, энергетического хаба и международной транспортной артерии по перевозке продовольственных грузов. Полномасштабный запуск всех этих транзитных инициатив может предоставить Турции многообещающую перспективу, а вместе с ней и средства для пополнения государственной казны. Эрдоган уже получает определенные политические выгоды от начала частичной реализации некоторых из данных проектов, и надо полагать, что их монетизация долго себя ждать не заставит. Президент Турции это понимает и прилагает большие усилия с целью обеспечения начала работы указанных инициатив на полную мощность в установленные сроки. Кроме того, на 2023-2024 гг. Планируется расширение и вывод на новый уровень некоторых уже действующих крупных проектов как в области инфраструктуры, так и в сфере высоких технологий гражданского, военного и двойного назначения , которые были начаты в период правления ПСР. Отдельного внимания заслуживает развитие турецкого военно-промышленного комплекса ВПК. За последние несколько лет оборонная промышленность Турции совершила качественный рывок, продемонстрировав заметное развитие и производительность, что не только поспособствовало повышению обороноспособности турецкой армии, но и увеличило популярность турецкого оружия в мире. На данный момент семь турецких организаций входят в перечень компаний, выпускающих качественную продукцию мирового уровня в сфере оборонной промышленности. Три турецкие компании, занимающиеся производством военной техники и комплектующих, вошли в число 100 лучших оборонных компаний мира. ВПК Турции включает в себя несколько десятков предприятий, представленных в ряде основных отраслей производства вооружений. В настоящее время турецкий ВПК участвует в выполнении национального плана развития, рассчитанного на 2019-2023 гг. После победы на майских выборах 2023 года Р. Эрдоган столкнулся с необходимостью срочных перемен в экономической политике государства. Национальная валюта продолжала падать, инфляция не снижалась, а лишние деньги в бюджете закончилась из-за предвыборных популистских мер. Турецкому лидеру пришлось обратиться за помощью к экономистам, придерживающихся противоположных ему взглядов, и согласиться на повышение ключевой ставки почти в два раза. Но оказалось, что и этого недостаточно: турецкая лира продолжила терять позиции и 23 июня 2023 г. В то же время, рыночное снижение курса турецкой лиры помогло экспортерам нарастить конкурентоспособность и позволило ЦБ страны восстановить свои валютные резервы. Правительству удалось выровнять фискальные перекосы, вызванные восстановительными работами и расходами на выборы после февральских землетрясений, за счет, в том числе, увеличения налогов. Ужесточение денежно-кредитной политики, как ожидается, будет постепенно продолжаться до муниципальных выборов 2024 года, что указывает на сохранение высокого уровня инфляции в ближайшие месяцы.
Клуб «Валдай»
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦМАКП Андрей Гнидченко считает, что в этом случае может укрепиться курс на снижение реэкспорта. По его словам, турецкая таможенная статистика уже сейчас показывает его сжатие: в марте заметно снизилась разница между экспортом в Россию по общей торговой системе включает таможенные склады и особые зоны, во многом отражает реэкспорт и специальной торговой системе менее широкий метод оценки объема внешней торговли. Для сравнения: в среднем за январь-февраль разница была 243 миллиона долларов, за второе полугодие 2022 года — 224 миллиона долларов, за первое полугодие — 55 миллионов долларов, — приводит данные эксперт. Гендиректор ГК «Маршал» занимается грузоперевозками Михаил Белоусов опасается, что в случае победы оппозиционный кандидат Кемаль Кылычдароглу будет менее опытным президентом, который больше будет поддаваться внешнему давлению, в первую очередь по военно-политическим вопросам. Новый президент активно будет искать себе союзников по всему миру ради определенных преференций, — рассуждает Михаил Белоусов. Гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев не ждет, что приход оппозиционного кандидата к власти радикально изменит подход Турции к политике санкций США в отношении России. Там, где эти риски возникают, турецкий бизнес их изучает и дальше уже принимает решение. В любом случае на фоне происходящих событий мы видим серьезный рост торговли России и Турции, и я думаю, что Турция будет оставаться для России значимым партнером. По словам Евгения Когана, победа оппозиционного лидера практически наверняка приведет к традиционному подходу к денежно-кредитной политике — в частности, ЦБ Турции начнет бороться с инфляцией общепринятыми методами. Но эксперт сомневается, что при этом экономика продолжит рост в том же темпе.
Перспективы Турции как одного из крупнейших российских логистических хабов станут туманными. Всё же усиление курса на сближение с Европой не может обойтись без последствий, хотя и явного антироссийского подхода мы пока не видим. При этом сам Кемаль Кылычдароглу публично высказывался позитивно по поводу экономических отношений с Россией. В апреле он направил послание российскому экспертному сообществу, где написал, что Турция заинтересована в развитии и сохранении здоровых и достойных отношений с Россией. А вот политические заявления оппозиционера звучат совсем по-другому: в мае он опубликовал твит на русском языке, в котором обвинил Россию в заговоре и публикации фейков о выборах в Турции. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ заявил, что Россия категорически не приемлет обвинения во вмешательстве и уважает выбор турецкого народа. Что будет с туризмом Турция традиционно является одной из популярных стран для зарубежного отдыха у россиян. Редактор портала Profi. По данным погранслужбы ФСБ, которые приводит РБК, в 2022 году было зафиксировано почти 3,7 миллиона поездок россиян в Турцию с туристическими целями.
Если считать не только туристические поездки, но также визиты с рабочими, частными и другими целями, Турция была в 2022 году на втором месте после Абхазии среди всех стран по числу выездов россиян — всего ФСБ зафиксировала 4,8 миллиона поездок туда. О том, что заявления оппозиционных партий в отношении России негативно влияют на турпоток из нашей страны, говорят даже в самой Турции.
Тегеран стал однозначно поддерживать освободительную борьбу палестинского народа и враждебно относиться к сионистской идеологии и политике Израиля, рассматривая последних как инструмент американского империализм по колонизации Ближнего Востока и эксплуатации природных ресурсов региона. Турция же оказалась первой страной исламского мира, кто признал Государство Израиль и установил с ним дипломатические отношения по рекомендации США и Великобритании. Первый прорыв был связан с налаживанием более продуктивных торгово-экономических отношений, строительством газопровода из Ирана в Турцию по соглашению 1996 г. В частности, газопровод Тебриз — Анкара протяженностью 2557 км и пропускной способностью в 14 млрд куб. Обычно Турция импортирует по данному газопроводу 11 млрд куб. Между Турцией и Ираном ведутся переговоры о продлении действующего газового контракта, срок действия которого завершается в 2025 г. Иран не приветствовал позицию Турции по оказанию поддержки чеченскому сепаратизму против России. Последняя обрамлялась в религиозные лозунги, в реальности же усилиями Турции, Великобритании и США создавался очаг конфликта на Северном Кавказе с целью блокирования Москвы и вывоза азербайджанской нефти и газа в обход России через Турцию в Европу.
У Тегерана вызывает обеспокоенность геоэкономическая стратегия Анкары установить контроль над каспийским бассейном и энергетическими ресурсами прибрежных тюркских государств Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Серьезные расхождения в подходах Ирана и Турции наблюдаются и в части перспектив Зангезурского коридора в Армении, где Тегеран опасается установления «туранского моста» по связи Турции с остальным тюркским миром в ущерб интересам ИРИ. В политической схватке между Реджепом Эрдоганом и Фетуллахом Гюленом Иран поддержал действующего на тот момент турецкого премьер-министра, поскольку Ф. Гюлен был сторонником США и их политики по использованию так называемого «мягкого ислама» для управления процессами в мусульманском мире. Эрдоган же стал позиционировать себя независимым от влияния США лидером, налаживать против воли Вашингтона эффективные торгово-экономические и иные связи с такими мировыми игроками, как Россия и Китай, а также продвигать исламские традиции в самой Турции. Тот же Сулеймани, по данным иранских источников, внес немалый вклад в сохранение жизни и спасение президента Р.
Между Турцией и Азербайджаном особые отношения, в последнее время такие особые личные отношения сложились между Эрдоганом и президентом Ильхамом Алиевым. Последний недавно в Стамбуле выступил в поддержку действующего главы нашего государства. Несколько недель назад в Совете тюркских государств лидеры государств — участников организации в разной степени также высказались в поддержку Эрдогана. А бывший президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов даже выступил за вручение ему Нобелевской премии мира. Так или иначе, все лидеры будут работать с властью и не станут пересматривать отношения с Турцией из-за ухода Эрдогана. Из-за этого политик заручился поддержкой со стороны прокурдской Демократической партии народов ДПН , которая занимает сильные позиции на юго-востоке страны, а по количеству депутатов парламента занимает третье место.
Его численность составляет до 45 600 000 человек. Рабочая партия Курдистана — это организация, созданная активистом Абдуллой Оджаланом, которая отстаивает политические права народа на территории Турции и борется за создание в стране курдской автономии. Она имеет также свое военное ответвление «Народные силы обороны». Это курдское формирование неоднократно представляло угрозу Турции, устраивая партизанскую борьбу с властями государства, нападая на чиновников. Организация была признана террористической Анкарой и многими другими странами, в том числе США и Евросоюзом. Курды в это время занялись созданием своих органов самоуправления с демократической системой, также были основаны «Отряды народной самообороны» YPG. Это формирование является военным крылом партии «Демократический союз», однако отрицает свою принадлежность к какой-либо политической организации. Они проявили себя в борьбе с боевиками ИГ, с которыми в основном и вступали в столкновения, причем оказывая им достойное сопротивление, чем добились расположения Запада. В ходе гражданской войны в Сирии курды установили власть на подконтрольных SDF территориях и в 2012 году создали свое государственное формирование во главе с Высшим курдским советом, которое фактически получило автономию после подписания соглашения между «Демократическим союзом» левая политическая партия сирийских курдов и Курдским национальным советом. Самопровозглашенная автономия получила название Рожава или Сирийский Курдистан. Все началось с того, что военно-воздушные силы Сирии над своими территориальными водами сбили турецкий истребитель, после чего Реджеп Эрдоган, бывший тогда еще премьер-министром, созвал экстренное совещание министров и вооруженных сил. Ситуация начала накаляться. Помимо этого, Анкара поддерживала сирийскую оппозицию, а на границе стран из-за притока беженцев из Сирии в последнее время часто возникали перестрелки. Президент Турции Абдулла Гюль заявил, что в ответ на сбитый истребитель будут приняты меры, но какие — он не разъяснил.
Антитеррористическая операция Эрдогана: на кого Турция идет с войной
Наблюдатели также указывают на внутриполитическую мотивацию Эрдогана — Турция готовится ко всеобщим выборам. Ее обошли представители Народно-республиканской партии Турции, а оппозиционные мэры сохранили свои посты в Анкаре, Стамбуле и Измире. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную.