Главная Новости Люди с обложки DJ Грув: «Культура и музыка девяностых возвращаются». Андрей Бухарин рассказывает о десяти важных альбомах российской электроники 90-х. Их пластинки, выпущенные в 90-е, до сих пор производят неизгладимое впечатление.
«Многоточие»
- Игорь Селиверстов (1992) / Quest Pistols Show (2014) — «Санта Лючия»
- Тучи как люди
- «Привет из 90-х»: кто смог перепеть хиты из прошлого и сделал это круто
- «Горбушка» и «фантики»: как было устроено музыкальное пиратство в 1990-х - Афиша Daily
Музыкальная культура 90-х годов XX века
В начале июля на YouTube-канале ProПесни был представлен первый сборник песен из новой серии «Лихие девяностые». слушать онлайн. Что играло в эфире и песни станции. Все, кто вырос в девяностых, знают, что видеокасета была неиссякаемым источником развлечений, от разнообразных фильмов, до любимой музыки. Мы слушали песни.
Популярные жанры
- Программа о юных меломанах от 12.03.2022
- 1. «Лондон, гудбай!» — «Кар-Мэн»
- Какими явлениями музыкальной жизни была отмечена культура 90-х гг.?
- Главная атрибутика и особенности девяностых годов
- Читайте также
Певец Haddaway раскрыл секрет музыки 90-х
Как они выглядят сейчас? После развала СССР все пошло поехало, как говорится «гуляй рванина», посыпались очень активные песни со смелыми текстами, также смелостью поражали и наряды певиц: кожа, латекс, декольте, высокие каблуки. Все это было в списке самых первых красавиц двадцать лет назад. А уж сколько хитов было выпущено в эти годы. Из каждого окна и из каждой дискотечной танцплощадки были слышны их песни.
Но есть ещё такой момент, что всё-таки хороших песен было больше, и мы можем их петь спустя годы. И даже то, что казалось нам тогда, двадцать лет назад, немножко смешным и наивным, сейчас кажется, так это уровень вообще, на самом деле, неплохо». Сергей Аморалов, «Отпетые мошенники»: «Музыка 90-х — это честная музыка, в ней было всё по-настоящему! Сегодня каждый, у кого есть компьютер, пишет музыку и думает, что это суперхит». Раньше-то, когда создавались песни, не было никаких автотюнов.
Писали на плёнку. Не записал — переписывай! Наталия Гулькина: «Эта музыка всё время была популярна. Чуть-чуть было какое-то затишье, а потом уже начали исполнять в стиле 90-х, тот же Билан, Бузова и ещё ряд исполнителей. Это появилось уже лет 5 назад. Единственное, почему я абсолютно уверена, что эта музыка никогда не выйдет из моды, потому что она живая, мелодичная, у неё есть классные слова. Она в русском стиле, простая и понятная среднестатистическому слушателю». Золотой состав гр. Люди приходят за эмоциями.
В детстве, юношестве ты просто свободен! Ничем не ограничен! И вот это вот ощущение себя, что ты был вот такой, вот за этим приходят люди».
Инди-поп, например, черпает вдохновение в музыке 90-х. Или обычный человек, например, вспомнает, как ходил на свидание. Это музыка, с одной стороны, достаточно хулиганская, а с другой — дико скучная и неумная. Да и сама ностальгия — это такой ментальный тормоз. Это же очень скучно — возвращаться к одному и тому же. Но ностальгия как составляющая постмодерна — это я принимаю. Музыка 90-х сильно отличается от музыки 80-х. Для меня лично это два совсем разных периода.
Бывшие участники группы сами установили такое разделение территорий. И какое-то время этот порядок с натягом устраивал обе стороны — главное, чтоб никто в чужую вотчину не лез. Но в 2020 году Подстрелов всё же подал в суд на Панченко и на Жукова , чтобы получить права на старые песни. Не вышло — в 2022 году Суд по интеллектуальным правам встал на сторону Панченко, отказался отменять решения Роспатента и не позволил Подстрелову зарегистрировать товарный знак Faktor-2. Как обстоят дела сейчас, до конца неясно. На сайтах-афишах можно увидеть анонсы российских концертов «Фактора-2» не только состава Подстрелов — Камаев, но и братьев Панченко. И судя по видео в официальной группе во «ВКонтакте», концерты «немецкой части группы» в России действительно проходят.
Супердискотека 90-х Радио Рекорд
В 90-е годы ходили слухи, что музыкальную карьеру Лариса Черникова смогла построить во многом благодаря мужу-криминальному авторитету. Что творилось на дискотеке 90-х в Екатеринбурге и почему зрители уходили. В музыке 90-х годов преобладал поп, хип-хоп, а также альтернативный рок и, конечно же, гранж, начало которому положила группа Nirvana. Тренд на эстетику конца 80-х — начала 90-х не нов, но в последнее время стал еще более очевидным в разных сферах — моде, кино, наконец, музыке, о чем наглядно говорят цифры. Сергей Аморалов, «Отпетые мошенники»: «Музыка 90-х – это честная музыка, в ней было всё по-настоящему!
Лихие и романтичные. В 90-ые музыка помогала людям жить
Клипы 90-х: Светлана Рерих — Ладошки (1997) В 1997 году вышел клип Светланы Рерих на песню «Ладошки». Звезда 90-х практически не выпускает новых композиций. ДИСКАЧ 90-х – это туровый фестиваль, участники которого только оригинальные артисты, покорившие наши сердца в эпоху 90-х.
Кумиры 90-х: где они теперь
На первой же пати певец упал в яму с оркестром и порвал связки. В конце девяностых исполнитель уехал в США и вернулся лишь через три с половиной года. Нового голоса он не обрёл, повторяться же не хотелось. Певец пытался сотрудничать с рэперами, но взойти на олимп ещё раз не удалось. Выражаясь иносказательно, "Эй, подруга! Богдан Титомир не унывал, он стал арт-директором московского клуба "Газгольдер", занимающегося раскруткой новых исполнителей и досуговым бизнесом, снимал клипы, выступал на телевидении, принимал участие в шоу вроде "Остров" или проекта "Суперстар! Он всё-таки оставил в массовой культуре страны свой след: многие и сейчас считают его песни вроде "Секс-машины" как минимум "смелыми": "Любой красотке лучше всяких наград — твоё упругое тело, как секс-агрегат".
Сейчас певцу шестой десяток и он по-прежнему готов выступать на вечеринках — об этом говорит его личный сайт. По слухам, за выступление на корпоративе исполнитель берёт от 10 тысяч евро. Быть может, это тоже эпатаж? Влад Сташевский Влад Сташевский. Сильного голоса у поп-исполнителя, впрочем, не было, зато был хороший продюсер — Айзеншпис. Вкладывались в исполнителя хорошо — по телевизору постоянно крутили клипы с его песнями.
Всего на песни Сташевского было снято 16 клипов. Клип на песню "Позови меня в ночи" за 1996 год был показан по ТВ 500 раз. В 1997-м секс-символ женился на дочери миллионера Владимира Алёшина Ольге. В 1998 году окончил Государственный московский университет коммерции и получил две музыкальных премии "Золотой граммофон" и "Стопудовый хит". Видимо, это придало ему уверенности, и через год он расстался с продюсером, отправившись в самостоятельное плавание.
Почему целые стили и музыкальные направления нередко проходят мимо аудитории? Потому что делать неблагодарное дело — это быстро заканчивается и таких примеров много. При этом важно понимать, что музыкальный фон, который годами складывался в стране, очень сильно влиял и на состояние общества, ведь музыка может как сплотить, так и разобщить людей, соглашается собеседница Sputnik. У нас пропала с экранов такая музыка, как группа "Воскресение".
В число готических гимнов c альбома «Violator» вошли электроник-рок-хит «Personal Jesus» и медитативная баллада «Enjoy The Silence». Композиции Дэйва Гаана, Мартина Гора и Эндрю Флетчера в симфонической обработке можно будет услышать на концертах «Depeche Mode the symphonic tribute show» 15 января в столичном «Москонцерт Холле». Оркестр исполнит программу дважды за один вечер — в 17:00 и в 20:30. Отталкиваясь от свежих идей «золотой эры» хип-хопа , MC Hammer создал образцовую и во многом опередившую время рэп-запись. Наиболее известная композиция с альбома — меланхоличная баллада «Nothing Compares 2 U» — принесла Шинейд две премии «Грэмми» в категориях «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение» и «Песня года», от которых артистка отказалась по собственным убеждениям. На лонгплее «Dangerous» певец, по словам критиков, буквально переизобрёл музыкальный мейнстрим, совместив в своих песнях нью-джек-свинг, фанк, индастриал, ритм-н-блюз, госпел и тяжёлый рок.
Тема слишком быстрого и оттого драматичного взросления звучит и в хите группы «Иванушки International» «Кукла». Игрушка подразумевается одушевленным существом «у куклы слезы на глазах» и становится символом прощания с детством. Бесчисленное количество имен «Кукла Маша, кукла Миша, кукла Саша и Ариша» представляет происходящее взросление как типичную ситуацию, неминуемый этап жизни. В результате жалость к кукле сливается с жалостью к судьбе ее хозяйки, пусть формально и предстающей в рамках сюжета счастливой влюбленной. Схожая подмена объекта сочувствия встречается в песне «Крошка моя» группы «Руки вверх». Однако в сюжете проскальзывает любопытная инверсия. Казалось бы, «крошка моя» — аналог английского baby, ласковое обращение к девушке, которую воспринимают как маленького ребенка, то есть как объект заботы и безусловной симпатии. Немалую роль в возникающем эффекте сочувствия играет образ солиста Сергея Жукова — приторно симпатичного мальчика с полудетским тембром голоса. В итоге «крошкой» оказывается солдат — герой, который, по идее, должен быть олицетворением мужественности, но, проявляя свою слабость, вызывает невольное сострадание. У всех этих героев — «Беспризорника», «Куклы», «Крошки»-солдата — авторы песен обнаруживают очень уязвимое, человеческое нутро, которое они скрывают кто за хулиганской бесшабашностью, кто за фабричной пластмассой, а кто за военной униформой. Все герои на самом деле оказываются маленькими малолетними , доверчивыми и, увы, обреченными на разочарования. Благодаря такой амбивалентности — несоответствия непроницаемой внешности буре разыгрывающихся внутри персонажей эмоций — у них возникает объем, они выглядят психологически интересными и небанальными. Более того, они становятся героями целого поколения, которое маскировало свою наивность за эпатажем нахлынувшей свободы, прятало потерянность за броскими рекламными слоганами, словом, старательно примеривало чужие образы и роли. Такие песни недаром становились хитами, так как маленькие, беззащитные герои выступали бессознательным альтер эго для представителей большого и часто жестокого мира. Нередко таких персонажей замещали животные, чья судьба прочитывалась в иносказательном духе. Так, хрестоматийный сюжет расставания приобретал ауру «высокой» трагедии. Но, пожалуй, самым противоречивым и оттого эффектным тотемным героем стала бабочка в песне Валерия Меладзе «Самба белого мотылька». А песня ставит экзистенциальный вопрос: что важнее в жизни — ее длина или динамизм? Музыка пряными ритмами и роскошной, мощной аранжировкой с медными духовыми в припеве однозначно отвечает, что краткость жизни сполна искупается ее яркостью. Изначально новый образ хрупкой мужественности воплотился в композициях, спетых от лица героинь-женщин, разлученных с любимым расстоянием Ирина Аллегрова «Странник», 1991; Светлана Владимирская «Мальчик мой», 1993. Мысли о возлюбленном выступали своеобразной моральной поддержкой, эмоциональным оберегом для «полуоперившегося» и «выпорхнувшего» из-под опеки героя. В середине 1990-х образ «мальчика» в глазах героинь-женщин диаметрально меняется.
Обречённые на славу: Что стало с секс-символами 1990-х
На третьем этаже дома номер 145 на Фонтанке братья Андрей и Алексей Хаас и их приятель Михаил Воронцов обнаружили пустующую квартиру, да еще какую! С лепниной, большим залом и неработающим камином. Но простота и понятность на этом и закончатся, ведь за дело взялись не какие-то соцреалисты, а молодые акционеры, создатели хэппенингов и перформансов, которые существовали в параллельной советской норме реальности. Коммуналка-сквот, домашние вечеринки, алкоголь, рассуждения о высоком, эскапизм и поиск новых смыслов. Новости о «портале в параллельное измерение» расходились по сарафанному радио, и уже совсем скоро квартира не могла вместить всех желающих.
Сплоченность вокруг идеи, безумной идеи некой новой «киберсреды», поражала воображение и увлекала за собой. Сквозь асфальт закрытого и уставшего советского мира пробивался росток нового футуризма. На почве изголодавшейся по свободе публики он рос, не по дням, а по часам. И первые плоды не заставили себя долго ждать.
Так рейв пришел в Советский Союз. В 1989 году рухнула Берлинская стена. В 1991 рухнул СССР. Рухнул под оглушительные звуки электронной музыки, гулом отражавшейся от мощных сводов павильона ВДНХ «Космос».
Выбравшись за стены коммунальной квартиры, пионеры советской электронной музыки обживали цирки, планетарии, а в 1991 году в Москве пройдет первый и последний настоящий советский рейв. Гагарин Party. Павильон ВДНХ, несколько тысяч человек, висящие под потолком ракеты и огромное лицо первого космонавта, безмолвно наблюдающего за происходящим со стены. Идея безумная и оттого гениальная: открыть новый музыкальный космос в окружении настоящих космических кораблей.
Дорогие билеты, цена которых доходила до нескольких месячных московских зарплат, и абсурдные организационные ошибки вроде отсутствия банального гардероба не помешали Гагарин Party стать одним из главных культурных событий своего времени. Рейв посетили даже настоящие космонавты Алексей Леонов и Георгий Гречко. Но они не оценили новых модных веяний и назвали происходящее не более, чем «массовой попойкой». Впервые были замешаны большие деньги, которых, правда, все равно ни на что не хватало, впервые на вечеринку пришли просто люди с улицы, а не увлеченные идеей энтузиасты.
Это был настоящий культурный шок. Диджеи из полумаргинальных художников быстро превратились в артистов, а их профессия моментально стала престижной и популярной. Рейвы, клубы, диск-жокеи стали появляться по всей стране, как грибы после дождя. Из элемента питерского авангардного искусства электронная музыка стремительно перерождалась в самостоятельную культуру.
Иначе и быть не могло - как первый полет в космос может остаться незамеченным? Афиша «Гагарин Пати» Постепенно Россия стала притягивать музыкальные таланты со всего света. Столичные тусовщики были счастливы наконец увидеть живьем своих кумиров, записи которых доставались им несколькими годами ранее потом и кровью. Кто бы мог подумать, что человек из кассеты, которую ты всеми правдами и неправдами достал и хранил, как свое главное сокровище, будет стоять прямо перед тобой и исполнять твои любимые песни?
Но что за музыку они играли, что вообще такое рейв-музыка? Само понятие рейва настолько расширилось, что окончательно потеряло очертания. Многие артисты к концу 90-х старались исключить это слово из своего лексикона, потому что каждый в него вкладывал свое значение. Для кого-то рейв — это мероприятие, для кого-то музыка, для кого-то субкультура и образ жизни.
Да и музыка становилась совсем разной, жанров появлялось все больше, причем со временем, некоторые клубы стали фокусироваться только на каком-то определенном, а фанаты одного вида рейв-музыки спокойно могли не переносить другую его форму. Хардкор, транс, драм-н-бейс, эйсид-хаус, фритехно, даунтемпо, брейкбит, гэридж… Сейчас жанров так называемой рейв-музыки десятки, они живы и развиваются до сих пор. А от рейв-культуры 90-х почти ничего не осталось. Но почему, ведь все так хорошо начиналось?
DJ Groove - Счастье есть Электронная музыка превращалась в индустрию. Индустрию в руках фанатов своего дела, которые компенсировали недостаток опыта и денег бешеной энергией. Сейчас видно, насколько кустарно и местечково выглядела та же «Гагарин Пати» на фоне западных рейвов. Бедный свет, плохой звук и почти полное отсутствие сервиса.
Все мало-мальски серьезное оборудование приходилось втридорога везти из Европы и США, и все это на фоне экономического коллапса в стране. Но на это обращают внимание сейчас, тогда ничего не могло омрачить нескончаемый восторг и экстаз. Тоннель, Мобиле, Орбита, Восточный удар - новых клубов и новых тусовок становилось все больше. Каждый промоутер делал что-то по своему, каждый артист и организатор привнес что-то свое в новорожденную индустрию.
Кирпичик за кирпичиком начала складываться стена. Стена из музыки, фестивалей и клубов, скрепленная цементом из СМИ. И вот самые яркие из этих стройматериалов русского рейва. В 1992 году в Москве прошла вечеринка, вернувшая рейв на танцпол Фонтанки, 145, но танцпол по-столичному масштабный и дорогой.
В период 90-х мейнстримная поп-музыка не боится запечатлевать «непарадные» чувства, наоборот, она «купается» в них, во многом как бы компенсируя строгую дозированность подобных эмоций в шлягерах советского времени. Таким образом, удручающая погода и упадническое состояние, с одной стороны, отражало умонастроение эпохи, а с другой стороны, являлось негласным отмежеванием новой поп-музыки от жизнерадостности советской эстрады. Со временем лейтмотив затяжной непогоды вымывается, теряет свою психологическую подоплеку и становится не более чем декорацией. С появлением и разрастанием ареала гламурных образов глубокая депрессия лирических героев сменяется налетом легкой грусти под капли дождя «Блестящие» — «Облака», «Чай вдвоем» — «Ласковая моя».
Лирические герои то и дело отправляются в странствие или хотят перенестись в некое заповедное пространство. В отличие от обычного путешествия их пункт назначения предельно размыт, не определен и, по сути, не столь важен. Важно само стремление отправиться в путь за призрачной мечтой идеей, свободой, возлюбленной — синонимичный ряд целей тоже предельно условен. Сплошь и рядом возникает ситуация вненаходимости заветного места и, соответственно, его заведомой недостижимости.
Случается, что искомая идиллия приобретает более конкретные очертания «За розовым морем, на синем побережье» — строка из песни «За розовым морем» Татьяны Овсиенко. Появляется вереница героев-странников, которые нигде не задерживаются надолго и постоянно находятся в пути «И твой сапог в пыли дорожной утонул опять» — строка из песни Леонида Агутина «Хоп Хей Лала-Лей» , песни с говорящими названиями: «Мальчик-бродяга», «Странник», «Беспризорник». Другим же героям путешествие, пусть и выдуманное, помогает справиться с монотонными буднями. На схожем сопоставлении серых будней и ярких устремлений строится сюжет неоднократно цитированной песни «Мечта» Валерия Меладзе.
Отправляющиеся в путешествие герои очень отличаются по характеру и бэкграунду. Среди них встречаются отчаянные романтики герои песен Валерия Меладзе, Леонида Агутина, Андрея Губина, Дмитрия Маликова , изнуренные души «Странник» Владимира Преснякова, героиня песни «Позови меня с собой» , недалекие «братки» «Отпетые мошенники» с песней «А у реки» , изломанные девицы героини Валерии, группы «Блестящие». Таким образом, тяга к путешествиям охватывает самых разных персонажей, становясь настойчивой приметой времени. Отсутствие пункта назначения в бесконечных странствиях лирических героев проще всего связать с эскапистским характером массовой культуры, которая стремится предложить красочные миры как альтернативу рутинной повседневности.
Однако, на мой взгляд, путешествие в никуда в поп-музыке 90-х оказалось еще одним проявлением духа свободы. Изобилие фантазийных и заведомо недостижимых пространств было связано не только с бегством от действительности, но и со стремлением противостоять прагматичности и утилитарности предыдущей эпохи с ее плановой экономикой. В советское время официально было принято считать, что всегда известно, кто, куда и зачем направляется от поездок по туристической путевке до курса партии. В новых же реалиях а скорее — мечтаниях перемещение в пространстве теряет свою прагматичность, предустановленность и предсказуемость.
Путешествие становится синонимом свободного фантазирования, ничем не скованного, не привязанного к чему-либо. Снятие границ физических и ментальных как раз и открывает простор для воображения, благодаря которому появляются все эти далекие пространства, подразумеваемые преодолимыми и недостижимыми одновременно.
Многие деятели сегодняшней индустрии начинали свой путь в музыку из пиратского подполья. Как был устроен этот рынок? Чем руководствовались люди, которые занимались тиражированием музыки? И что это вообще были за люди?
О пиратском десятилетии мы попросили рассказать Юрия Марычева, который впоследствии работал и на должности исполнительного продюсера Пикника «Афиши», устраивал концерты Лорана Гарнье, управлял делами группы «ППК», которая стала самым успешным электронным дуэтом в России, работал в московском Министерстве культуры под началом Сергея Капкова, продюсировал Зимнюю музыкальную конференцию в Сочи, делал фестиваль FortDance в Санкт-Петербурге и формировал музыкальную программу двух предпоследних «Казантипов» в Крыму. Но его путь к этому всему начался с обычной музыкальной палатки у станции метро. Юрий Марычев: Я музыкой увлекался всегда, был депешистом фанатом Depeche Mode. В итоге, еще учась в 11-м классе, я устроился на подработку на полдня в одну из таких палаток — около метро «Парк культуры». Плюс этой палатки оказался в том, что там вокруг было много учебных заведений, в которых училась иностранная молодежь. Они к нам и приходили с запросами: есть ли у нас новый альбом Beastie Boys, или новый The Dust Brothers, то есть спрашивали неочевидную музыку.
Так наша палатка постепенно переориентировалась на нестандартную и малоизвестную музыку: например, альбом Ace of Base был везде, а вот за специфической музыкой нужно было побегать. За тем же Red Hot Chili Peppers, о которых тогда многие и не знали. В Беларуси выходила лишь «Музыкальная газета», которую можно было купить на «Горбушке» рынок возле ДК им. Горбунова, где продавалось много пиратсткой продукции. Там иногда публиковались списки перспективных релизов — это и был наш гороскоп. У них была своя производственная база, которая могла производить до 10 тысяч кассет в сутки.
Нам они предложили отвечать за ассортимент. Эта обязанность в итоге была возложена на меня. Вся новая музыка покупалась нами на компакт-дисках, и покупалась она на «Горбушке», преимущественно в одной точке, у Романа Парамонова. Он часто «челночил» в Лондон за музыкой, которую привозил буквально чемоданами. Поэтому чаще всего новые релизы оказывались у него первее всех в городе, быстрее даже, чем в [продававших легальные копии] «Пурпурном легионе», «Союзе» и даже некоторых европейских магазинах. Рома специализировался на альтернативной, электронной, молодежной, интересной музыке и рэпе, а это было как раз то, на чем мы строили свое конкурентное преимущество.
Бывшие участники группы сами установили такое разделение территорий. И какое-то время этот порядок с натягом устраивал обе стороны — главное, чтоб никто в чужую вотчину не лез. Но в 2020 году Подстрелов всё же подал в суд на Панченко и на Жукова , чтобы получить права на старые песни. Не вышло — в 2022 году Суд по интеллектуальным правам встал на сторону Панченко, отказался отменять решения Роспатента и не позволил Подстрелову зарегистрировать товарный знак Faktor-2. Как обстоят дела сейчас, до конца неясно. На сайтах-афишах можно увидеть анонсы российских концертов «Фактора-2» не только состава Подстрелов — Камаев, но и братьев Панченко. И судя по видео в официальной группе во «ВКонтакте», концерты «немецкой части группы» в России действительно проходят.