оперу-былину. Вдохновленный новгородскими легендами, он создал произведение эпического масштаба.
Не так страшен Черняков, как его малюют. О «Садко» в Большом театре
Её образы можно обнаружить в разных сочинениях русского классика, но в «Садко» он сделал невероятное: пробился сквозь толщу морской глади и показал завораживающее своей красотой сказочное подводное царство. В этом сочинении также нашла место любовь композитора к фольклору, а сама опера по праву получила признание как пример русского музыкального эпоса. Древнерусская былина «Садко» увлекала Римского-Корсакова ещё в молодости. Легенду о новгородском гусляре, который стал купцом и прославил свой город, 23-летний композитор воплотил в одноимённой симфонической картине. Но спустя 27 лет Николай Андреевич возвращается к увлекательным странствиям Садко, чтобы в этот раз написать оперу. Он готовился к ней очень тщательно: консультировался с идеологом «Могучей кучки» Владимиром Стасовым, друзья — Николай Штруп и Василий Ястребцев — помогали разрабатывать план либретто, а на финальном этапе к работе подключился знаток старины Владимир Бельский. В итоге получилась монументальная «опера-былина».
Правила покупки 1-го билета Уважаемые клиенты! Если звонок для Вас неудобен, просто выберите интересующий Вас билет и оформите заявку без оплаты , менеджер с Вами свяжется и подтвердит бронь. Оставляйте Ваш комментарий на нашем сайте, заполните поля и напишите свое мнение.
Во-первых, это единственный в Москве «Садко». Во-вторых, этой премьерой «Геликон-опера» отметила 25-летие и возвращение в родные стены после долгой реконструкции. Дмитрий Бертман скроил спектакль по собственным лекалам девяностых годов — времени, когда «Геликон» переживал бурную юность, а сам Бертман считался самым радикальным оперным режиссером страны.
К удивлению гусляра рыбы превратились в слитки золота. Тогда, недолго думая, он возвращает товар купцам, чем вызывает восхищение простого народа, а на золото нанимает себе новую дружину, скупает по лавкам самый лучший товар и снаряжает корабль в дальнее странствие. За всеми этими событиями наблюдают иноземные послы — заморские гости варяжский, индийский и венецианский. К ним и обращается Садко с просьбой дать совет, куда держать путь. Каждый посол расхваливал свою страну, особенно в этом отличился венецианский гость. Садко пообещал, что посетит все эти страны, а настоятелей Новгорода попросил позаботиться о своей жене, которую он надолго покидает. В это время появляется Любава и просит с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности, но молодой купец отвечает, что решение свое он менять не будет. Под песню Садко, которую поддерживает его дружина, и под восторженные крики народа купеческий корабль отплывает в дальние страны. Прошло двенадцать лет, как отплыл из Новгорода корабль Садко с дружиной. За это время они увидели много стран, распродали весь свой товар и накупили иноземный. И тогда дружина решила, что надо возвращаться домой. Но вдруг их корабль остановился. Путешественники решили, что надо выплатить дань морскому царю. Они бросают в воду золото и серебро, но это не помогает. Тогда Садко решил, что требуется человеческая жертва. Команда бросила жребий, который выпал на гусляра. Тогда-то купец и догадался, что корабль держит морская царевна, не желая отпускать Садко. Он спускается на небольшую доску, положенную на воду и корабль сразу начинает двигаться, уплывая вдаль.
«Садко»: Черняков исполняет желания в Большом театре
долгожданная премьера. Свою версию оперы Римского-Корсакова" Садко" представил всемирно известный режиссер Дмитрий Черняков. Сцена из оперы Садко на музыку композитора Николая Александровича Римского-Корсакова в исполнении артистов Государственного академического Большого театра СССР. Древнерусская былина «Садко» увлекала Римского-Корсакова ещё в молодости.
Какой «Садко» вернулся в Большой театр?
России Л. Тадтаева Балетмейстер — А. Кузнецов Опера «Садко» — глубоко национальное и самобытное произведение, для которого характерно эпическое повествование, воскрешающее дух старинных былинных сказов.
На прощанье просит гусляр заморских гостей поведать про свои края — посоветовать, куда путь держать. Рассказывает Варяжский гость о своей суровой родине. Чудеса далёкой Индии восхваляет Индийский гость. Торговый город Венецию славит Веденецкий гость. Прощается Садко с неутешной женой, с новгородским людом и отплывает с дружиной в далёкий путь.
Вдруг корабль его останавливается, повисают паруса. Видно, не пускает судно таинственная сила. Разгневался Царь морской — не платил ему гусляр дани. Бросили жребий дружинники — кому на дно морское опускаться. Выпал жребий на долю Садко. Попрощался Садко с дружиной, взял свои гусли и отправился в Подводное царство. Только погрузился гусляр в пучину, тотчас полетел по волнам его корабль.
Картина шестая Подводное царство Очутился Садко в тереме подводного царства. Грозно встретил его Морской царь. Но заиграл, запел гусляр, и сменил царь гнев на милость, решил обвенчать полюбившегося молодца с дочкой Волховою.
Римский-Корсаков вдохновлялся былинами и народным песенным творчеством, заимствовал из них многие диалоги с сцены. Премьера прошла в 1898 году в частной опере Саввы Мамонтова и имела огромный успех. Садко — современный человек, который проходит испытания, своего рода «квест». Мне лично близок этот образ. Вся моя жизнь, по сути, это процесс достижения определенных целей.
Музыкальное произведение в трёх действиях, основанное на былинах о новгородском гусляре Садко, впервые представили зрителю в ноябре 2022 года на уфимской сцене. Режиссёр-постановщик — заслуженный артист России Аскар Абдразаков. За дирижёрским пультом — народный артист России Феликс Коробов.
Потрясающий результат. Иван Гынгазов – об опере «Садко»
Башкирский театр оперы и балета с триумфом выступил на исторической сцене Большого театра. Московской публике представили постановку, премьера которой состоялось в Уфе осенью прошлого года, – оперу «Садко». Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь сам император вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра. Кто написал оперу садко. Садко Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера "Садко", Историческая сцена Большого театра России, Москва, 12-14 апреля. опера Николая Римского-Корсакова в семи сценах 1898 года. Опера повествует о Садко, гусляре, который оставляет свою жену Любаву и дом в Новгороде и в конце концов возвращается богатым человеком.
Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
купить билеты по выгодным ценам на оперу в Москве. Спектакль состоится 12 сентября 2023 года в Большом театре по адресу: г. Москва, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу и расписание выступления, какие артисты выступят. П ослужила ли вчерашняя премьера Садко го-Корсакова в Большом театре подтверждением сложившегося мнения о том, что Дмитрий Черняков сегодня главный российский оперный режиссёр.? не послужила Г де-то у него постоянные удачи и успех. Первое произведение с названием «Садко», в котором очень живописно отражена морская стихия, Римский-Корсаков написал еще в молодости.
В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»
Опера-былина «Садко» – это одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова, которая была написана русским композитором в 1896 году. «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. й Корсаков опера"Садко" история создания, интересные факты 2020 год Сайт-визитка ЦДТ «Ново-Переделкино»: Мы ВКонтакте: Канал ЦДТ «Ново-Переделкино» в Телеграм: Мы на ЯRUS: Яндекс Дзен: Официальный сайт ЦДТ «Ново-Переделкино». Мариинский театр отметил в пятницу показом оперы "Садко" Николая Римского-Корсакова 30-летие работы в труппе заслуженного деятеля искусств России режиссера Алексея Степанюка. Спектакль представили на исторической сцене Мариинки, сообщила пресс-служба театра. Над оперой «Садко» Н. А. Римский-Корсаков работал в усадьбе Вечаша, расположенной недалеко от Пскова.
Какой «Садко» вернулся в Большой театр?
Нужно отметить, что «Садко» — первая опера Римского-Корсакова, при разработке сценария и либретто которой композитор пользовался советами и текстами посторонних лиц, музыка которой неоднократно исполнялась им в кругу близких людей до завершения целого. Быть может, «Садко» в этом смысле — не первая, а вторая опера Римского-Корсакова, создававшаяся с учётом советов окружающих, — после «Псковитянки», которая сочинялась в обычной атмосфере раннего кучкизма, с обсуждением текстов и музыки по мере их появления. Обычно указывается, что толчком к работе над «Садко» послужило письмо Н. Финдейзена от апреля 1894 года. Оно содержало предварительный сценарий по сюжету «Садко» — в том варианте былины, который был использован как программа в ранней симфонической поэме композитора, в сочетании с мотивами народной сказки о Василисе Премудрой. Кроме того, в начале 90-х годов композитор занимался переинструментовкой своей поэмы и, таким образом, возвращался к ее сюжету. В архиве композитора сохранился датированный 1883 годом план либретто «Садко», принадлежащий перу некоего Б. Сидорова использующий другой вариант былинного эпоса. Следует уточнить, что идея финдейзеновского либретто восходит не к 1894, а к более ранним годам. Так, в декабре 1892 года В. Штрупом излагал композитору содержание нескольких сюжетов, разработанных ранее для Римского-Корсакова членами кружка.
В числе таких сюжетов была опера-былина «Садко» в четырех действиях с прологом. Затем, уже весной 1894 года, сценарий был передан Штрупу, и тот вместе с композитором занялся его развитием. В варианте Финдейзена — Штрупа опера начиналась теперешней второй картиной берег Ильмень-озера и кончалась возвращением Садко с молодой женой в Новгород вариант Финдейзена либо возвращением Садко и превращением дочери Морского царя в реку вариант Штрупа , — то есть сюжет был трактован не столько в былинном, сколько в сказочно-фантастическом плане: в центре его оказывались две картины в подводном царстве. Разработанный сценарий был направлен Римским-Корсаковым для консультации В. Вряд ли можно полностью согласиться с утверждением, что Римский-Корсаков принял стасовскую критику «Ночи перед Рождеством» и потому теперь хотел с помощью Владимира Васильевича «правильно подойти к новгородскому эпосу». Но, по крайней мере, Римский-Корсаков действительно мог быть обеспокоен непониманием концепции своей предыдущей оперы и доверял опыту Стасова как знатока былин и знатока театра. Реакция Стасова на сценарий и Римского-Корсакова на стасовские предложения, отраженные в их переписке, многократно освещались в литературе. Вкратце замечания Стасова сводились к следующему: «... Ко всему этому дают полную возможность подробности, рассеянные крупными пригоршнями в разных пересказах былины о Садко». По мысли Стасова, опера должна была открываться картиной «республиканского или демократического» пира, «где нет никакого набольшего, ни князя, ни царя».
На пиру должен был завязываться спор Садко с богатыми новгородцами: «... Мне кажется, такая сцена всеобщего волнения... Далее Стасов предлагал ввести в оперу образ жены Садко и в соответствии с этим построить финал: «В конце всего Садко, от чувств и событий волшебных и фантастических, возвращается к реальной жизни — новгородской, супружеской и деятельной. В соответствии с этими идеями Штруп составил новый сценарий, уже довольно близкий к настоящему виду оперы. И тут неожиданно вспыхнул конфликт: «План же, переданный вам Штрупом, — писал Римский-Корсаков Стасову в августе 1894 года, — я не считаю окончательным, и очень возможно, что вернусь к первоначальному своему плану, который мне больше по душе. Пусть лучше ее напишет кто-либо другой, а я ищу того, что мне подсказывает характер моих музыкальных способностей, которые мне пора самому знать и в оценке которого вряд ли я при моем 50-летнем возрасте могу ошибаться». Подобные вспышки сопротивления с последующим принятием того, что послужило поводом отрицательной реакции, не так уж редки у Римского-Корсакова в поздние годы; нечто похожее происходило потом в его общении с Е. Петровским при разработке концепции «Кащея Бессмертного», с В. Бельским при осуществлении «Салтана» и «Китежа». Вероятно, композитору, за долгие годы привыкшему работать совершенно самостоятельно, бывало трудно сразу принять чье-то вмешательство в облюбованный замысел.
В споре со Стасовым проявилось также нежелание Римского-Корсакова возвращаться вспять, к идеям раннего кучкизма, и погружаться в ту его сферу, которую композитор считал «не своей»: в самом деле, кто же «лучше него» мог написать «новгородские споры» — разве что покойные Мусоргский и Бородин. Со временем Римский-Корсаков в большой мере принял идеи Стасова: ему пришлись по сердцу и образ верной жены Садко «новгородской Ярославны» , и картины привольной жизни города, и даже наиболее болезненно воспринимавшаяся им идея «распрей» была включена в развитие действия в том числе в предложенных Стасовым деталях: фугированное изложение тем в заключении сцены пира в первой картине, «спор» гостей в этой картине, полифонические наложения противоречащих друг другу калик и скоморохов в четвертой картине. Возможно, стасовские предложения были бы учтены гораздо слабее, если бы они не нашли сильную поддержку в лице В. Бельского, который с лета 1895 года приступил к работе непосредственно над текстами некоторых сцен оперы, преимущественно третьей, четвертой картин и финала, то есть народных сцен и эпизодов с Любавой. Иначе говоря, Бельский сумел помочь Римскому-Корсакову придать «новым» сценам оперы форму, сочетаемую с первичным замыслом. Именно помочь: судя по материалам архива Римского-Корсакова, Бельский разрабатывал план сцен и писал тексты, которые Римский-Корсаков затем сильно редактировал и часто заново переписывал по готовой модели. Материалы эти пока недостаточно исследованы, не опубликованы, но, вероятно, можно утверждать, что именно в текстах «Садко» а потом «Китежа» в наибольшей степени проявилась литературная одаренность композитора, его умение вжиться в стиль подлинника. Кроме того, некоторое значение для развития лирико-фантастического замысла в сторону «новгородщины» могло иметь возвращение композитора к музыке «Псковитянки» и «Бориса» инструментовка «Бориса» и подготовка обеих опер для постановки в Обществе музыкальных собраний. В частности, ощутимы некоторые переклички в партиях Садко и Михайлы Тучи «молодецкие» песни с хоровыми подхватами, вообще характеристика героя через «чистую», как бы неизмененную народную песню. В результате сложного пути замысла появилось произведение, которое один из первых рецензентов назвал «грандиозным образцом национальной музыки», «толстой книгой», которую надо читать и перечитывать.
Совершенство выполнения замысла оказалось столь велико, что на «Садко» впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова. И не удивительно. Обращаясь к конспективным характеристикам, данным в «Мыслях о моих собственных операх», мы находим для «Садко» следующие позиции: «Былинный и богатырский стиль. Речитатив Садко. Характеры: Садко, Царевна, Любава, Иноземные гости. Народные сцены на площади. Гармонические моменты. Оркестровый колорит. Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком.
Одиннадцатидольный хор, былина Нежаты, хоры на корабле, напев стиха о Голубиной книге и другие подробности способствуют, со своей стороны, приданию былевого и национального характера». Понятно, что одной из причин, по которым композитор особенно выделил в «Садко» проблему речитатива, было авторское удовлетворение разрешением сложной задачи, которое раньше никак не давалось. Римский-Корсаков, конечно, помнил упреки в неумении писать речитативы, которые предъявлялись ему критикой особенно Стасовым и Кюи в отзывах на все его предыдущие оперы. В «Садко» речитатив наконец удался, притом речитатив «небывало своеобразный», который скрепил всю оперную постройку. Быть может, только не совсем точно, что этот «условно-уставный былинный сказ или распев» связан главным образом с партией Садко: фрагменты, которые Римский-Корсаков перечисляет далее как «способствующие приданию былевого и национального характера» — второй хор новгородской братчины, стих калик перехожих, былина Нежаты — тоже великолепные образцы «сказа». Кюи подметил, что любовь Римского-Корсакова к вариационной форме, виртуозное владение ею, сочетаясь со спецификой былинного интонационного материала строфичность, вариантность , обусловили создание «музыки безусловно народной, как нельзя более соответствующей тем былинам, которыми она была навеяна». Иначе говоря, речитатив в «Садко» значительно перерастает функции собственно речитатива: рождаемые им сказовые интонации, оформляясь в «закругленные песни» Кюи , становятся стержнем большинства сцен оперы, что позволило обойтись в них практически без лейтмотивов обычного типа — кроме мотива Великого Новгорода, загорающегося звонкой фанфарой в самые яркие моменты действия. Кандинский отмечает в новгородской части оперы два "интонационных потока" былинного характера. Один из них связан с первой арией Садко диатонические бесполутоновые попевки, опирающиеся на кварту с прилегающей изнутри или извне большой секундой ; другой — с напевом былины о Соловье Будимировиче обращение Садко к дружине в четвертой и пятой картинах, хоры корабельщиков в пятой и седьмой картинах, ария Садко в пятой картине. В финале они сливаются в "синтетический интонационный узел", куда входит и еще одна эпическая интонационная линия оперы — она представлена молитвой Любавы в конце третьей картины, монологом Старчища в Подводном царстве и заключительным гимном.
Фантастическая часть оперы тоже построена на всестороннем варьировании, но другого, неоднократно опробованного композитором типа: на преимущественно колористическом и ладогармоническом варьировании комплекса лейтинтонаций и лейтгармоний. Между Новгородом и Подводным царством есть важное общее звено — образ Океана-моря синего: он играет в опере ту же роль, что звуковой образ звездного неба в «Ночи перед Рождеством», но, в согласии с характером водной стихии, не остается неизменным, а пребывает в постоянном движении. Возникая сначала как образ мечты Садко в его первой арии и в таком качестве пребывая до конца четвертой картины, тема Океана затем начинает активно разрабатываться все три картины, посвященные странствиям и возвращению Садко. В пятой картине, после остановки корабля, ее звучание приближается по смыслу к теме рока, судьбы «плавная бесконечная горизонталь дробится на отдельные сегменты», «тема интонационно деформируется, приобретая угловатые очертания и угрожающий характер, в нее внедряется тритон, малосекундовые интонации» и т. В следующей картине тема Океана погружается в среду фантастического царства, а в кульминации этой картины ее превращения символизируют преображение природной стихии в хаос пляска Морского царя и Царицы-Водяницы. При возвращении Садко с Волховой в реальный мир тема Океана сочетается с уходящими темами волшебного Царства и, как бы поглощая их, восстанавливается в своем первичном значении — образа природы. В финальной сцене она входит в апофеоз Великого Новгорода. В отличие от почти всех предыдущих опер Римского-Корсакова — от «Майской ночи» до «Ночи перед Рождеством», в новгородской части «Садко» нет воспроизведения каких бы то ни было обрядов единственный обряд — и притом призрачный, условный — помещен в части фантастической: свадьба Садко и Волховы; бешеный пляс, завершающий ее, кладет конец владычеству Морского царя — это как бы прощание композитора с «языческим культом», так долго занимавшим его. Тем не менее эпический или, употребляя прекрасное, точное выражение Римского-Корсакова, уставный дух народных сцен оперы — вне сомнений Недаром именно "Садко", в котором отсутствует обрядность, побудил Е. Петровского поставить вопрос о новой форме музыкального театра — "литургической русской опере", опере-действе.
Он выражен прежде всего в идеальной архитектонике этих сцен. Сам композитор особенно подчеркнул значение сцены на площади «торжища» в четвертой картине как наиболее разработанной и сложной: «Сценическое оживление, смена действующих лиц и групп, как-то: калик перехожих, скоморохов, волхвов, настоятелей, веселых женщин и т. Однако все это было уже и в сцене торжища из «Млады»: толпа, гусляры, жрецы, купцы, торговые гости из далеких стран и между ними — те же варяг и индиец и «круговой» принцип организации материала. Новой можно считать «ясную и широкую симфоническую форму» сцены на площади, а равным образом первой картины и финала оперы. Размах формы выражен в развитии всех ее составных до самостоятельных эпизодов в четвертой картине — два сольных номера Нежаты, стих о Голубиной книге и песня о хмеле, три песни гостей, выступления самого Садко, песни дружины, наконец, финальная «Высота» , а симфоничность — в преодолении калейдоскопичности и в устремленности интонационного развития к заключительной песне Интонационный анализ оперы, проведенный А. Кандинским, показывает, как "созревают" интонации финального эпизода четвертой картины на протяжении всей второй половины сцены на площади, как тема Великого Новгорода начинает свой рост с первой арии Садко и т. Это сочетание незыблемости уклада, предуказанности происходящего с движением вперед, к цели есть особое качество «Садко» вообще, — оно, по-видимому, и обеспечило опере дружный успех у слушателей. Одним из важных проявлений уставности является также симметричность композиции произведения в целом и отдельных его эпизодов. Подшучивая над собой, Римский-Корсаков говорил, что в «Садко» всего по паре: два гусляра — вольнолюбивый Садко и покорный настроениям толпы Нежата, две влюбленные женщины — сказочная Волхова и земная Любава, два скомороха, два настоятеля и т. К этому можно добавить, что в «Садко» два владыки — Морской царь и Старчище, два превращения Волховы и ее сестер, два чуда и даже, как замечено А.
Кандинским, два финала, две части оперного действия: спор и выигрыш Садко с финалом в четвертой картине ; путешествие и возвращение героя "Двухчастность оперы выступает также в наличии... Парность, симметричность внутреннего строения многих сцен оперы часто констатировались разными исследователями. Так, В. Цуккерман указывает на строгую симметрию в первой картине оперы: хор новгородской братчины — былина о Волхе вставной номер — речитатив, ария и сцена, речитатив Садко — скоморохи вставной номер — второй хор братчины. Он же отмечает симметричность начала и конца второй картины: берег Ильменя — лебеди — превращение лебедей в девушек — сцена Волховы и Садко — обратное превращение — лебеди — берег озера. Кандинский пишет о сцене на площади в четвертой картине как о симметрично-круговой, состоящей из больших тематизм рефрена и малых возвращения эпизодов калик и скоморохов кругов. Кроме того, все три хоровые сцены оперы первая, четвертая, седьмая картины , а также сцена в Подводном царстве содержат глобальное полифоническое суммирование тематизма; в фантастической картине это обусловлено сюжетом все Морское царство собирается на зов царя , в новгородских сценах прием имеет функцию коды — дополнительного утверждения устоев. Собственно, регулярное проведение подобных принципов диктуется уже симметрично-круговым строением сюжета: ссора Садко с новгородцами — встреча с Морской царевной — разрыв с Любавой — отплытие — путешествие — превращение Волховы — примирение с Любавой — возвращение в Новгород. О симметрии на уровне строения тематизма метко писал Энгель: «Рельефные, упругие осколки мелодических фраз на всем протяжении «Садко» обнаруживают непреодолимое стремление «строиться в шеренги» и «сдваивать ряды», — точно в каждый момент готовы сделаться обычно-симметричным началом арии или ариозо. Возможно, однако, что если бы драматургия, формообразование, тематизм оперы ограничивались показателями устойчивости, то «Садко», при монументальности его объемов, вышел бы похожим на своих современников — массивные архитектурные сооружения «русского стиля» эпохи Александра III.
Но с самого начала замысел оперы был повернут к двум образам, разбивающим устойчивость, — чисто лирическому образу Морской царевны, чья судьба — новая, после «Псковитянки» и «Снегурочки», вариация на тему жертвенной девичьей любви, и героическому образу русского певца-морепроходца, Одиссея и Орфея в одном лице. Постепенно прояснилась и динамика общей концепции музыкального действия: не просто странствие и возвращение Садко в родной город, а «погибель язычества» Стасов и утверждение христианства. Подобные категории, вопреки мнениям некоторых исследователей, не являются всего лишь логическими оправданиями сценария. Не случайно в «Мыслях... Первые публикаторы этого текста предположили, что Римский-Корсаков имел в виду «указать на отличия своей оперы по сравнению с произведениями Глюка и Вагнера». На самом деле имелось в виду совсем иное: образ гусляра Садко как заклинателя подводной стихии Орфей в подземном царстве и «славянский Gotterdammerung» в седьмой картине, где в первоначальном, измененном по цензурным условиям варианте калики пели славу не «богатырям» и не «Старчищу могучему», а «Богу на небе со угодником Николою», а в финальном хоре Садко запевал: «Слава, слава Николе святителю, моря синего проходителю, Новагорода покровителю». Впоследствии, после премьеры оперы Римский-Корсаков был огорчен непониманием некоторыми критиками, в частности Н. Кашкиным, этой идеи и в разговоре с Ястребцевым с сочувствием процитировал фрагмент из рецензии П. Таким образом, в «Садко» была продолжена и развита идея, намеченная в «Ночи перед Рождеством» сцена встречи Коляды и Овсеня и рождественский гимн ; следующим этапом ее воплощения стало «Сказание о невидимом граде Китеже». Вся эта, говоря словами композитора, «идейная часть» имеет непосредственное отношение к музыкальной концепции оперы, к ее драматургии и интонационному строю.
Драматургия «Садко» не замкнута в природном круговращении времен года и календарных праздников: это действенная, преодолевающая драматургия. По мысли Б. Асафьева, образ главного героя — «богатыря-певца», «лица», вступающего в спор с «общиною», дает значительный сдвиг в сторону от эпичности: «... Опера эта в психологическом отношении становится оперой-поэмой и воздействует преимущественно, как таковая, с преобладанием в основе своей стилистической концепции былинного склада. Зависть и злоба противодействуют его стремлениям.
Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Садко играет наигрыш и запевает хороводную песню. Дочери царя морского водят хороводы, а царевна садится около него и плетет ему венок. Рассказала Волхова Садко, что сестры ее просватаны за синее море и только ей не быть за синим морем, а быть за добрым молодцем. А Садко-то женат на Любаве; она ждет не дождется его — залюбовался Садко Волховой. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, и зовет из глубины царь морской своих дочерей. И уплывают Волхова и ее сестры вдаль, вновь обернувшись лебедями. Раннее утро. Молодая жена Любава Буслаевна одна у косощата оконца». По первоначальному замыслу композитора Любавы, жены Садко, как персонажа оперы не было. Римского-Корсакова, — я стал подумывать о жене Садко. Это безотчетное стремление к строю f-moll неотразимо влекло меня к сочинению арии Любавы. Ария была сочинена, понравилась мне и послужила к возникновению 3-й картины оперы, прочий текст для которой я попросил сочинить Бельского». Всю ночь не смыкала Любава глаз, ждала Садко. Да только нет Садка». Но вот наконец она видит: он приближается. Входит Садко. Любава бросается к нему, но он отстраняет ее. Не понимает Любава, что с Садко сделалось. Слышит он колокольный звон. Вспомнил Садко об обещании царевны морской. Оттолкнув любящую жену, отправляется он на берег Ильмень-озера попытать свое счастье — «ударить о велик заклад», «заложить свою буйну голову»: есть в Ильмень-озере рыба-золото-перо. Любава одна, на коленях, молится за него. Около пристани бусы корабли бусый — темно-голубой, цвета морской волны. Торговые гости новгородские и всякий люд мужчины и женщины толпятся около заморских торговых гостей: варяжских, индийских в партитуре: индейских , веденецких то есть венецианских и других и рассматривают навезенные ими товары. Между народом два волхва. В стороне сидит Нежата с гуслями». Хор торговых людей и народа. Всюду оживление, шум, веселье, пестрота. Все дивятся навезенному со всего света товару. Многое из демонстрируемого требует перевода с... Далю, скатный жемчуг — крупный, круглый, ровный, будто скатанный , «чуден аксамит» аксамит — бархат , «доски шахматные с тавлеями» тавлеи — фигуры ; позже упоминаются: «хрущатая камка» узорчатый шелк; правильно — камка, тогда как у Римского-Корсакова в музыкальной фразе ударение падает на первый слог , «сукно смурое» крестьянское некрашеное сукно , «крашенина печатная» крашеный холст. Пока все любуются товаром, на сцене разворачивается более драматическое действие: появляются с одной стороны калики перехожие нищие, распевающие стихи, псалмы, духовные песни — на сей раз про «Книгу Голубиную». Они поют обличительные стихи: «Не два зверя-то собиралися, не два лютые сходилися, Правда с Кривдою соходилися, промежду собой бились-дралися». В противовес каликам перехожим появляются с другой стороны скоморохи; среди них Дуда и Сопель. Эти зазывают народ: «Что про Правду с Кривдой слушати? Лучше слушати про хмеля ярого». Нежата неутомимо распевает, славя всех и вся. В какой-то момент голоса Дуды, Нежаты, калик, люда новгородского смешиваются, образуя большой ансамбль. В кульминационный момент появляется Садко. Он выходит на середину площади и заявляет, что знает про чудо-чудное: есть в Ильмень-озере рыба-золото-перо! Настоятели и все новгородское купечество отвергают возможность такого чуда. Тогда Садко предлагает «биться о велик заклад». Настоятели и Садко ударяют по рукам. Они садятся в ладью и отчаливают от берега. Народ на берегу следит за ними. Из озера слышится голос царевны морской, обещающей Садко золотых рыбок. Закидывает Садко сеть в Ильмень-озеро и — о чудо-дивное! Все в изумлении. Ладья пристает к берегу. Все выходят из нее. Садко держит в руках золотых рыбок. Невод вытаскивают на берег. Весь народ и гости ликуют. Все идут осмотреть невод. И вдруг вся рыба в нем превращается в золотые слитки, блестящие на солнце. Народ в оцепенении. Три рыбки обернулись слитками золота. Самым богатым стал Садко в Новгороде. Все подходят и кланяются ему, поют ему славу. Собрал Садко дружину, накупил товаров и снарядил «корабли червлены» в конце сцены становится ясно, что их «тридцать кораблей и един корабль». А Нежата тем временем «Сказку» сложил о свершившемся чуде «Как на озере на Ильмене на крут береге изба стоит»; в «сказке» Нежаты только что происшедшие события описаны словами былины о Садко и морском царе, пожаловавшем ему золотых рыбок. Нежата аккомпанирует себе на гуслях уже известная нам оркестровка: пианино и арфа , ему подпевает Дуда, а один из скоморохов подыгрывает на сопели. Дружина готовится к отплытию, а Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский «О скалы грозные дробятся с ревом волны» , индийский «Не счесть алмазов в каменных пещерах» и веденецкий «Город каменный, городам всем мать, славный Веденец» — каждый по очереди поют о своей стране. Хор народ комментирует рассказ каждого: «Ой, не на радость ко варягам плыть», «Ой, и чудна ж земля Индийская! В мнении народа Веденец Венеция побеждает. Садко обещает гостям посетить их страны и прощается со своими согражданами: он велит беречь его «молоду жену» Любава вбегает и, безутешная, бросается к нему и садится на корабль. Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота — окиан-море, широко раздолье по всей земле, глубоки омуты днепровские! Эта сцена, в особенности три песни иноземных гостей, — самые популярные страницы оперы. И хотя эти песни звучат в сольных концертах басов, теноров и баритонов, являясь часто гвоздем их программ, наибольшее впечатление они производят в опере, когда — ярко индивидуализированные и необычайно эффектные — эти персонажи, вступая в состязание, сменяют друг друга. Сокол-корабль Садко, гостя богатого, входит. Вечер вечеряется, красно солнышко закатывается. На корабле Садко со дружиною; он сидит на беседе дорог рыбий зуб, крытый рытым бархатом» сидеть на беседе — значит быть на капитанском месте. Сокол-корабль, то есть главный, тот на котором Садко, останавливается посреди озера; его паруса обвисли. Другие тридцать корабли проходят вдали и скрываются: «А и все корабли, — поет хор корабельщиков и дружины, — словно соколы летят, а Сокол-то корабль один на море стоит» — стоит, словно удерживаемый неведомой таинственной силой. Садко догадывается: двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной и поет арию «Гой, дружина верная, подначальная! Садко, взяв гусли, спускается по сходне и становится на доску. Теперь дружина с ним прощается. Паруса начинают наполняться. Корабль трогается с места и уплывает. Садко остается среди моря один. Над морем восходит полный месяц. Садко ударяет по гуслям. Вдали, как бы отзвук, слышатся девичьи голоса. Он второй раз ударяет. И вот звучит голос царевны морской: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко! Садко вместе с доскою дубовою опускается в бездну морскую. Оркестр исполняет интермеццо — музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну: знакомые по более ранним сценам мотивы и темы «подводное царство», «лазоревый терем», «золотые рыбки» , сочетаясь здесь вместе, образуют неразрывную звуковую ткань. Интермеццо непосредственно переходит в шестую картину. Посредь его ракитов куст. Царь морской, Окиан-Море, со царицею Водяницею сидят на престолах. Волхова царевна прекрасная прядет пряжу. Подружки ее, красны девицы царства подводного, плетут венки из морской травы и цветов». Дивно звучит хор девиц-красавиц «Глубь-глубокая, окиан-море» , над которым парит колоратура без слов царевны морской. Садко спускается в терем на раковине, запряженной касатками. Он останавливается перед царем; в руках у него гусли. Грозно приветствует его царь морской. Царевна же молит батюшку не гневаться, а просить Садко песню спеть.
Дальше история известна — крики «Браво! Постановку сняли, а главный русский режиссер почти 10 лет ничего нового в России не ставил, и увидеть актуальный его спектакль можно было только в Европе или Америке. Наконец оно случилось — возвращение в Большой театр с большой русской оперой «Садко» Римского-Корсакова. Возвращение остроумное, ироничное и даже где-то насмешливое. Возвращение, которое показывает, что Черняков урок с «Русланом и Людмилой» усвоил и готов желания нравственно неокрепшей публики Большого театра исполнить — дать ей все, что она так любит, и побольше. Любава Буслаевна — Ксения Дудникова. Садко — Иван Гынгазов. Источник: пресс-служба Большого театра. Он играет с реальными картинами, созданными художниками разных лет для этой оперы — от Ивана Билибина, Константина Коровина и до Николая Рериха. Фирменная режиссерская надстройка сюжета задается как рама для этих картин — несколько минут в начале и несколько в конце. В середине — почти три часа того, что так любит публика Исторической сцены Большого театра — фальшак, подделка, шелка, исторические мизансцены и исторические костюмы. Решение выглядит, как троллинг. Не самые внимательные зрители могут вовсе не понять, что это не историческая постановка, а остросоциальное и актуальное режиссерское высказывание. Сцена из спектакля. В «Садко», обыгрывая историзм большой русской оперы, он выходит со сцены в зрительный зал. Спектакль начинается не с увертюры, а с видеовставки — с кастинга-интервью трех главных исполнителей. Режиссер задает им вопросы — что они хотят, какие их самые сильные желания? Главный герой — в кризисе средних лет хочет почувствовать себя былинным героем. Легкомысленная девушка из инстаграма хочет приключения и какого-нибудь опыта любви. Токсичная русская баба жаждет понять, почему от нее постоянно сбегают мужчины. Их троих режиссер вводит в спектакль, а точнее в особое место — «Парк исполнения желаний», где их мечты реализуются. Три часа они ходят из павильона в павильон, где реконструируются события былины. Их цель — понять себя и осознать свои желания.
Римского-Корсакова "Садко"» «Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое поскольку таковое намечается былиной и бытовое находятся между собой в полной гармонии». Николай Римский-Корсаков К. Коровин «Пристань в Новгороде. В прослушивании принимали участие директор Императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек и начальник постановочной части Платон Домерщиков. Мариинский театр. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё «за поздним временем». Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского, и, познакомившись с нею, он взял совершенно другой тон в объяснениях со мною». Римского-Корсакова "Садко"» Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения.
Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Также договорились о показе одного из спектаклей и в Санкт-Петербурге. Радий Хабиров отметил, что сегодня очень важно обмениваться нашими традициями и обычаями. И это направление, безусловно, будет поддерживаться. Руководитель региона также рассказал об особенностях башкирской постановки оперы «Садко» и сотрудничестве с Большим театром России. Он отметил, что выход на историческую сцену Большого театра, требует высочайшего мастерства исполнителей. Поэтому ведется очень серьёзная подготовка к выступлениям. С руководителем Башкирского государственного театра оперы и балета мы уже обсудили дальнейшие планы.
Коллектив работает над новой постановкой, которую мы предложим Большому театру в следующем году. После завершения спектакля Глава республики за кулисами поблагодарил артистов Башкирского государственного театра оперы и балета.
Прима-балерина Иола Торнаги поставила балетные сцены в подводном царстве, к которым художники Коровин и Малютин написали великолепные декорации. Полному торжеству спектакля способствовал Шаляпин в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа поражали слушателей.
В оркестровом сопровождении арии явственно слышатся тяжёлые удары морского прибоя, придающие музыке угрюмый и мощный колорит. Фотограф Чеховский запечатлел Шаляпина в роли Варяжского гостя. Могучий северный богатырь в кольчуге стоит, опершись на секиру. Певец, создавший на сцене брутальный образ, оставил на фотографии неожиданно нежную и трогательную надпись на корявом итальянском языке «Пожалуйста, не забывай своего Федю и верь, что он тебя очень, очень любит.
Позже к работе подключился знаток древнерусской литературы Владимир Бельский, который в дальнейшем стал известным либреттистом и постоянным соавтором композитора. Именно Бельский насытил язык героев старинными словами и оборотами, создающими эффект погружения в старину. Подробнее Премьера состоялась 14 февраля 2020. Спектакль идёт с двумя антрактами.
Как и любой русский эпос, постановка наполнена величественными образами и патриотизмом, а так как «Садко» — это сказка, то не обошлось тут и без чудесных персонажей и, конечно же, без крепкой любви. В Петербурге оперу увидели впервые в 1901 году.
В 1920-м декорации для «Садко» нарисовал художник Константин Коровин, и в сегодняшнем варианте спектакля для создания сценического антуража были использованы именно эти эскизы.