Беларусь, белорусский флаг, флаг Беларуси, флаги Россия-Беларусь, флаг России и Белоруссии. Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Первый заместитель председателя Белорусской федерации футбола Андрей Василевич анонсировал дату и место проведения товарищеского матча между сборными Белоруссии и России.
Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство
Алексей Оверчук: Реализуя Союзные программы, Россия и Белоруссия прошли очень большой отрезок пути интеграции. Кроме того, президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 5 апреля обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику. Предложения по реализации договора Союзного государства Белоруссии и России на ближайшие три года готовят правительства двух стран. Интеграция систем электронных государственных услуг Беларуси и России позволит реализовать ряд преимуществ.
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
Политконсультант, член Общественного совета при Минприроды РФ, автор ТГ-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин рассказал «ФедералПресс» об особенностях взаимодействия России и Белоруссии. Москва и Минск укрепляют интеграцию, несмотря на усиливающееся санкционное давление. Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения. Экономическая интеграция между регионами Беларуси и России будет усилена. Союзное государство Беларуси и России отвечает интересам народов, и дальнейшая интеграция останется нашим приоритетом». По ее данным, степень интеграции России и Беларуси будет едва ли не выше, чем у государств Евросоюза.
Интеграция в промышленных масштабах
Мезенцев и Алейник обсудили тематику белорусско-российской интеграции в формате Союзного государства. Экономическая интеграция между регионами Беларуси и России будет усилена. Москва и Минск готовятся разработать единые налоговые и гражданские кодексы, сообщила газета «Коммерсантъ». Программу действий премьер-министры стран согласо. Кроме того, президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 5 апреля обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику. По ее данным, степень интеграции России и Беларуси будет едва ли не выше, чем у государств Евросоюза. Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
В Минске заявили, что Белоруссия и РФ выполнили половину программ по интеграции
Предложения по реализации договора Союзного государства Белоруссии и России на ближайшие три года готовят правительства двух стран. Наращивание сотрудничества Белоруссии с Россией необратимо, даже если санкции Запада ослабнут. На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство. Кроме того, президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 5 апреля обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику. Это даст хороший результат России и Белоруссии», — отметил президент РФ.
«Реанимировали процесс»: как будет проходить интеграция России и Белоруссии
С критикой ратификации выступил экс-премьер Сергей Кириенко , тогдашний лидер Союза правых сил, который заявил, что в предложенной форме Договор не может быть реализован и что к вопросу российско-белорусских отношений надо подходить серьёзнее в вопросах интеграции. Он также призвал Конституционный суд проверить ратификацию договора на соответствие действовавшему российскому законодательству. Председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев , поддержав подписание Договора, признал, что договор действительно технически несовершенен, но будет дорабатываться в дальнейшем [14]. Развитие интеграции[ править править код ] В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывал значительное разочарование. В январе 2007 года он заявлял: «От нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…» [3]. Однако уже на рубеже 2007 и 2008 годов процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматривались подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза [15]. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства [16]. Впрочем, в связи с выявившимися экономическими и политическими противоречиями, процесс интеграции двух государств продвигался медленно, а в 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях России и Белоруссии и разногласий между главами государств интеграция практически остановилась.
Товарооборот находится на подъёме и в перспективе продолжит тенденцию к динамичному росту. В ходе встречи главы двух государств утвердили интеграционный пакет документов на предстоящие три года, разработанный Минэкономразвития России совместно с Минэкономики Белоруссии. Это документ стратегического планирования на среднесрочную перспективу, состоящий из 11 разделов и 120 задач. Основная его часть посвящена «бизнесовым» вопросам интеграции — равным и комфортным условиям ведения бизнеса, гарантиям для компаний и потребителей, единым правилам конкуренции, развитию национальных платежных систем, продолжению создания объединенной транспортной системы и общих энергетических рынков, развитию промышленной кооперации, туризма и инвестиционного сотрудничества. Другая часть вопросов касается социального и гуманитарного партнерства и посвящена формированию единого научного, технологического и информационного пространства. По итогам заседания Высшего Государственного Совета страны Союзного государства также утвердили Декрет о признании технологических операций.
В качестве примера привел ситуацию в Европейском союзе, где страдают страны с более слабой экономикой. Лукашенко со своей стороны заметил, что центральные банки России и Белоруссии изучали вопрос единой валюты, но «попросили к этому вопросу пока не подходить». По словам белорусского лидера, центробанки считают, что государства пока не готовы к такому шагу. Лукашенко добавил, что к этому вопросу стоит вернуться позднее. Налоговая и пенсионная система России и Беларуси будут со временем стандартизированы. Москва и Минск продолжат военное сотрудничество Белоруссия и Россия будут наращивать совместное противодействие военным угрозам. Подробно президенты остановились на обстановке в зонах нестабильности, прежде всего в Афганистане, с точки зрения угроз для безопасности Союзного государства, в том числе тему союзных военных учений «Запад-2021». Тема политической интеграции не обсуждалась, однако Минск получит от Москвы финансовую поддержу В ходе переговоров, стороны не касались политических вопросов. При этом Путин сообщил, что общий объем кредитов Москвы Минску с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около 630-640 миллионов долларов. Однако Лукашенко заявил, что власти Белоруссии пока не собираются обращаться к правительству России за новыми кредитами.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Интеграция Беларуси и России: что происходит? 5 честных ответов экспертов
За неделю до события слухов родилось море — от алармистских в стиле «объявления военного положения» до индифферентных — «будет обычная проходная речь». На фоне множества версий особенно выделяется одна: Путин может объявить о полной интеграции с Белоруссией. Косвенным подтверждением такой возможности эксперты называют анонсированный на период с 17 по 21 февраля визит Александра Лукашенко в Москву. Фото: globallookpress. Впрочем, даже сам факт поездки не подтверждается, но, правда, и не опровергается.
Впрочем, на просторах интернета уже появилась версия. Не исключено, что президент Белоруссии встретится с Владимиром Путиным, чтобы «сверить часы». Ну, а с учетом того, что менее чем через неделю должно состояться послание российского лидера к Федеральному Собранию, которое уже на следующий день соберется полным составом на внеплановые заседания обеих палат, - мысли сами собой лезут в голову. Может быть лидеры двух стран решат запустить интеграционные процессы на полную мощность, а вместо Союзного государства будет просто Единое?
Последние события это доказали со всей очевидностью", - заявил представитель Совфеда в ходе своего выступления на форуме регионов России и Белоруссии, который проходит в Башкортостане. Он отметил, что сейчас необходимо менять ситуацию и ставить перед дипломатией задачу, в которой главное — достижение доминирующей позиции в глобальном инфопространстве и продвижение позитивных отношений между союзническими странами.
С точки зрения экономики сделали большие шаги по переориентации грузопотоков, совместным торговым отношениям. Перешли практически полностью на торговлю в национальных валютах. В условиях новых вызовов принята новая военная доктрина союзного государства, действует единая группировка войск. Вместе с нашим братским народом будем и дальше строить общее союзное пространство», - сказал он.
Это высвобождает Высший Госсовет от рассмотрения массы мелких вопросов и дает возможность сосредоточиться на крупных проблемах, стратегиях развития Союзного государства. Сегодня особое внимание сконцентрировано на таких направлениях интеграции, как налоговая сфера, таможенное сотрудничество, формирование объединенного энергетического рынка. Если прежде основное сотрудничество шло по линии предприятий и организаций, то нынешние программы вовлекают в интеграционную сферу республиканские министерства и ведомства с опорой на межрегиональную практику. Благодаря чему сотрудничество регионов не должно ослабевать, а будет еще более укрепляться. Для Беларуси одним из выигрышей от интеграции, вызывавшем в прошлом много споров и конфликтных ситуаций, является стоимость энергоносителей. Пока она разная в двух странах и значительно более высокая в нашей стране. Понятно, мы их покупаем в России. Руководством Беларуси многократно предлагалось привязать стоимость российских энергоносителей для нас к стоимости у наших соседей — Смоленской или Брянской областей. В этой связи союзная программа под номером 15 предписывает завершить формирование объединенного рынка газа до 1 декабря 2023 года. Аналогичным образом предусмотрено устанавливать цены на нефть и электроэнергию. Для нашей страны формирование по сути единой экономики, объединенных энергетических рынков, удешевление стоимости энергоносителей позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, нарастить поставки товаров на экспорт, а также смелее осваивать новые рынки в условиях санкций. От реализации союзных программ получат выгоду и россияне. Например, российские бизнесмены ожидают равных условий для реализации продукции на белорусском рынке и надеются на равных участвовать в тендерах по приватизации государственной собственности. Поэтому одна из программ предусматривает разработку единых подходов, общих для двух государств правил функционирования бизнеса и одинаковые цены на энергоносители. Не хлебом единым. Еще раз подтвердим, что экономическое единение — это серьезнейший фактор нашего сближения. Но самым мощным средством, цементирующим отношения наших народов, является гуманитарная сфера. Она включает в себя образование, науку, культуру, историю, философию людей. Вдумаемся: почему после распада Советского Союза самые тесные отношения сохранили Россия и Беларусь? При этом будем помнить и о том, что Беларусь в своем историческом развитии получала сильную польскую «прививку», да и литовскую. И еще вопрос: почему после распада СССР в головах руководителей Беларуси и России мгновенно вызрела идея создания Союзного государства? Мне хорошо помнится то время: идея шла снизу, из народных глубин и получила закрепление на политическом уровне. Ответ на этот вопрос один: в сознании белорусов и россиян исторически внедрены гены духовной, цивилизационно-национальной и культурной общности или по крайней мере близости — родства наших душ. Поэтому мы сегодня можем говорить о новом этапе интеграции с опорой на 28 программ белорусско-российского единения. С другой стороны, возьмем Украину. Киев — мать городов русских от рождения. Интеграция с Россией не пошла здесь главным образом потому, что в сознание украинцев в конце XX — начале XXI века началось активное внедрение величия своей нации, а с помощью американцев и европейцев — генов раздора, вражды с Россией и россиянами, чего не произошло в Беларуси. И это не случайность, ибо сознание и миропонимание белоруса просто не способно подвергаться такому растлению в отношении России и русского человека. Однако не следует забывать, что в постсоветское время и в Беларуси, и в России выросло не одно поколение людей, получивших образование и воспитание не только разного по набору содержания, учебных программ, но и разного по наличию идейного потенциала и его направленности. Это привело к тому, что все чаще обнаруживаются немалые расхождения в культуре и идеологии, философском плане. Статистика замечает и такую негативную ситуацию: ранее белорусская молодежь считала престижным учиться в российских вузах. Однако с 2013 года число белорусских студентов, обучающихся в вузах России, снизилось в два раза. В то же время в польских вузах число белорусов увеличилось в разы. Эта ситуация требует разработки конкретных мер как органами госуправления, так и непосредственно вузами. Например, ректор российского Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов предлагает следующее: «России и Беларуси крайне важно выработать общие стандарты и подходы, а также согласовать общие организационно-правовые и финансовые модели системы образования. Если мы этого не сделаем, то какие бы у нас ни были успехи в военном и экономическом сотрудничестве, в итоге мы проиграем в деле построения долгосрочных и стабильных союзных отношений и будем иметь дело с негативными последствиями, потому что наши люди станут слишком разными» [7]. На наш взгляд, определенным стимулом молодежи для поступления в вузы России и Беларуси может стать практика выдачи двойных дипломов, позволяющих последующее трудоустройство в двух государствах. Важно также на законодательном уровне закрепить возможность целевого приема. Прошедший в Москве в ноябре 2021 года российско-белорусский экспертно-медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху» выявил ряд наших недоработок. Например, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда с горечью отметил, что сегодня только треть молодежи знает о существовании Союзного государства [8]. Это в России. В Беларуси, на наш взгляд, не больше. Попросите белорусских студентов назвать интеграционные проекты, в которых участвует Беларусь. Примерно половина опрошенных мною студентов вообще ничего не знает о Союзном государстве как одном из интеграционных проектов Беларуси и России. А ведь это будущая элита наших стран: политические лидеры, государственные чиновники, представители экономики, культуры, науки, образования. В Беларуси сложилась практика каждые 5-6 лет пересматривать систему социально-гуманитарного образования, и происходящие в ней изменения, как видим, — не в лучшую сторону.
В Минске заявили, что Белоруссия и РФ выполнили половину программ по интеграции
Об этом сообщил телеканал ОНТ. Движение вырастет из гражданской инициативы «Союз», которое объединяет граждан, выступающих за интеграцию Беларуси и России. Сейчас инициатива занимается сбором предложений по внесению корректировок в действующую Конституцию. Он отметил, что было согласовано 28,5 из 30 дорожных карт, острые вопросы касались цен на газ и компенсации налогового маневра по нефти. Также добавил, что первые сроки по договоренностям существенно сдвинутся. Мишустин заявил, что «глубоко верит» в потенциал Союзного договора с Беларусью, а также добавил, что страны смогут обсудить цены на энергоносители после окончательного консенсуса по всем дорожным картам.
Интеграция идет так, как она может идти. Причины этого есть как на российской, так и на белорусской стороне. Но она удается, в ней есть динамика и есть развитие — и это самое важное. Кирилл Аверьянов Белоруссия просто хочет, чтобы Россия поставляла ей нефть и газ по фактически внутрироссийским ценам. Это главная ценность Союзного государства для Белоруссии.
России хотелось бы, чтобы Белоруссия была ближе с политической точки зрения, скорее всего, Кремль был бы не прочь иметь наднациональные органы власти в рамках Союзного государства, ввести единую валюту. До сих пор не решен вопрос даже с роумингом связи между Россией и Белоруссией. Но между тем граждане Белоруссии пользуются определенными преимуществами при приеме на работу в России. Им не нужно получать миграционную карту, не нужно оформлять патент на ведение трудовой деятельности и много чего другого. Конечно, очень большим осложняющим фактором, связанным с любыми вопросами интеграции, стало военное противостояние на Украине , которое никак не зависело от российско-белорусских отношений. Другое дело, что этот фактор, конечно, негативно влияет на все происходящее в экономическом плане, но, с другой стороны, он сближает позиции России и Белоруссии. И, возможно, в будущем это интеграцию даже подтолкнет, потому что Белоруссия защитить себя в военном отношении неспособна. Вооруженные силы Белоруссии очень скромны по своему военному потенциалу, и если страны, принадлежащие НАТО, захотят ее атаковать, то защититься она сможет только с помощью Российской Федерации, ее армии, флота, военно-космических сил Иногда, конечно, вызывают некоторое беспокойство и недоумение инициативы культурно-политического характера, когда переводят некоторую топонимику на некий вариант латиницы, не совсем внятно объясняя это удобством для иностранных туристов. Иностранных туристов в Белоруссии не так много, и когда провели опыт с этими туристами, оказалось, что для них читать топонимы на этом варианте латиницы ничуть не легче, а даже тяжелее. Но в целом сейчас Белоруссия и Россия — это две страны, против которых объявлена масса санкций, чьи лидеры считаются диктаторами, против которых ведется война как на военном уровне на территории Украины, так и с помощью экономических и политических санкций.
Сейчас препятствование интеграции со стороны Белоруссии не совсем правильное, потому что сегодня этот вопрос ушел на периферийный план. Белоруссия — наш союзник, мы осуществляем экономическое и прочее взаимодействие, и в этом плане уже сейчас мы не поднимаем жестко вопросов о необходимости интеграции. В силу того, что у нас есть военный конфликт, который мы обязаны завершить. Андрей Суздальцев Довольно быстро начались проблемы. Серьезно нарастала дотационная составляющая этого проекта, которую Россия постоянно пыталась сократить. Оказалось, что за это нужно платить большую цену. Сейчас много говорят о заслугах Александра Лукашенко в сохранении белорусской промышленности, но сделано это было за российский счет и с ущербом для российского рынка. Мы разрушили несколько своих тракторных заводов, но сохранили Минский тракторный МТЗ. Ну и какие же это успехи? В результате получилось так, что Белоруссия имеет дотации, имеет скидки на энергоресурсы — и это без всякой интеграции с Россией.
Получается как в советском мультике — «нас и здесь неплохо кормят».
Также издание указывает, что с 2021 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны перейти к работе в рамках межгосударственного договора о едином финансовом надзоре, а одной из дорожных карт станет план министерств экономики двух государств по объединению отраслевого регулирования. Программа не затрагивает оборонную сферу, а также государственную безопасность, судебную систему и охрану правопорядка, образование, медицину, науку и само государственное управление. Вместе с тем, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, информация о программе экономической интеграции России и Белоруссии носит предварительный характер. Основным проблемным моментом в этом процессе может стать именно экономический сектор, считает Сергей Маргулис. Объёмы российской и белорусской экономик, которые в принципе несопоставимы, — главное препятствие на пути интеграционного процесса», — пояснил эксперт.
Разный уровень экономического развития двух стран требует тщательной проработки всех планов по интеграции в этих сферах, считает и Владимир Жарихин. Некоторые моменты было непросто согласовать, но сейчас это удалось сделать», — считает политолог. Реакция Запада Эксперты напоминают, что процесс интеграции России и Белоруссии вызывал недовольство со стороны стран Запада. Владимир Жарихин в разговоре с RT напомнил, что представители западных политических кругов пытались убедить политическую белорусскую элиту, что движение на Запад выгоднее, чем на Восток. Наша задача — не обращать внимание на попытки атлантического истеблишмента препятствовать этому процессу», — отметил эксперт.
Основным проблемным моментом в этом процессе может стать именно экономический сектор, считает Сергей Маргулис. Объёмы российской и белорусской экономик, которые в принципе несопоставимы, — главное препятствие на пути интеграционного процесса», — пояснил эксперт. Разный уровень экономического развития двух стран требует тщательной проработки всех планов по интеграции в этих сферах, считает и Владимир Жарихин. Некоторые моменты было непросто согласовать, но сейчас это удалось сделать», — считает политолог. Реакция Запада Эксперты напоминают, что процесс интеграции России и Белоруссии вызывал недовольство со стороны стран Запада. Владимир Жарихин в разговоре с RT напомнил, что представители западных политических кругов пытались убедить политическую белорусскую элиту, что движение на Запад выгоднее, чем на Восток. Наша задача — не обращать внимание на попытки атлантического истеблишмента препятствовать этому процессу», — отметил эксперт. Напомним, что за последние несколько недель в Минске с визитами побывали сразу два высокопоставленных представителя администрации США. В конце августа Белоруссию посетил теперь уже бывший советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон, который провёл переговоры с Александром Лукашенко. В ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Лукашенко он заявил о готовности Вашингтона обсуждать ослабление санкций против Минска «при достижении прогресса в сфере прав человека и демократии».
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
В мае этого года были подписаны контракты на поставку 140 автобусов особо большого класса и 79 троллейбусов большого класса. Ведется подготовка к открытию Генерального консульства Республики Беларусь в российской северной столице. Состоялась также встреча белорусской делегации с делегацией Якутии под руководством главы региона Айсена Николаева. Регион — активный закупщик белорусских самосвалов БелАЗ, поэтому особое внимание было уделено развитию сотрудничества в сфере закупок и обслуживания горной техники. Власти региона предложили создать на территории Якутии сервисный центр и консигнационный склад белорусской горной техники, запчастей и комплектующих.
Кроме того, стороны обсудили потенциальное участие белорусских строительных компаний в проектах региона. Затрагивались вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, в том числе в контексте договоренностей, достигнутых на недавней встрече Пушилина с президентом Беларуси Александром Лукашенко. На переговорах присутствовали заместители министров по направлениям, в работе по которым заинтересована ДНР — строительство, сельское хозяйство. Промышленная политика в Союзном государстве Союзное строительство в рамках 28 программ предполагало подписание ряда документов о промышленной политике.
К настоящему моменту уже подписано два базовых договора: 1. В сентябре 2022 г. Его цель — в устранении барьеров на пути движения промышленных товаров на внутреннем рынке, а также в создании одинаковых условий для хозсубъектов. В частности, предполагается взаимное признание выполняемых хозсубъектами технологических операций; разработка механизма подтверждения и верификации выполнения технологических операций компетентными органами; внесение изменений в программы субсидирования и другие программы господдержки продукции.
На данный момент соглашение еще не вступило в силу. В феврале 2023 г. Минск и Москва подписали Соглашение о единой промышленной политике. Документ предполагает расширение механизмов поддержки проектов в рамках Союзного государства, снижение барьеров и формирование условий для развития промкооперации.
Оно также предполагает взаимное участие банков России и Беларуси, организаций, финансовых и нефинансовых институтов в поиске и отборе проектов с интеграционным эффектом. Прописана в нем и синхронизация концепции научно-технических программ Союзного государства с планами по их реализации и импортозамещению. Соглашение вступило в силу в мае и рассчитано на 3 года. Как отметил вице-премьер России Алексей Оверчук, подписание соглашений имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет признаваться уже продукцией Союзного государства.
Ею охвачены все ключевые сферы, включая машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобильную отрасль и электронику», — пояснил он. Пока что переход к союзным товарам и их маркировке «сделано в Союзном государстве» участниками сессии ПМЭФ о стратегии взаимодействия России и Беларуси оценивается как «высший пилотаж». Вместе с тем, похоже, что Россия и Беларусь начинают аккуратное движение в этом направлении. До конца 2023 г.
Как заверил Оверчук, страны достигли взаимопонимания в вопросах формирования единой политики в промышленности. Развитие промкооперации Высокая степень промышленного взаимодействия подтверждается на практике. Вместе с тем, более половины комплектующих для БелАЗ приобретается белорусской компанией у российских производителей. Самосвалы грузоподъемностью от 30 до 45 тонн оснащается двигателями ярославского моторного завода «Автодизель».
На фоне санкций у российских двигателестроителей появились хорошие перспективы занять опустевшую нишу. Например, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов обратил внимание, что сейчас российский Трансмашхолдинг — флагманская компания в производстве дизельных двигателей — тестирует моторы для карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн. Вскоре испытания продолжатся в карьере, после чего эти двигателя выйдут на серийную поставку. Предполагается, что в 2023 г.
Силовые установки для грузовиков БелАЗ поставляет и Демиховский машиностроительный завод: в 2023-2024 гг. В Минпромторге России отмечают, что важно расширять сотрудничество и по другим направлениям.
О том, что уже сделано и что предстоит в ближайшее время, в интервью "Российской газете" рассказал заместитель председателя правительства Алексей Оверчук. Алексей Оверчук: Россия и Беларусь должны работать в едином экономическом и гуманитарном пространстве.
Что конкретно уже сделано? Алексей Оверчук: Правительства сфокусировались на гармонизации экономик. В 2022 году товарооборот между нашими странами составил 45 млрд долл. Сама по себе эта цифра мало что может сказать, если только не начать сравнивать.
Например, объем внешней торговли с КНР в 2022 году составил порядка 190 млрд. То есть торговля со страной в 9,3 млн человек всего в четыре раза уступает торговле со страной с населением 1,4 млрд человек. Белоруссии удалось сохранить крупное промышленное производство, что позволяет нам покупать у белорусских товаропроизводителей конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. О востребованности белорусских товаров на нашем рынке говорит то, что в 2022 году торговый баланс между странами сложился в пользу Белоруссии.
Поэтому актуально, с одной стороны, устранять торговые барьеры, а с другой - сближать условия хозяйствования. Несмотря на нашу близость, экономики России и Белоруссии разные. Существуют различия во взглядах на макроэкономику и на экономику предприятий. Поэтому очень важно было найти подходы к сближению наших систем государственного планирования и статистики.
В декабре прошлого года подписано Соглашение о прогнозе социально-экономического развития Союзного Государства. Этот шаг позволит вместе оценивать экономические риски и своевременно принимать необходимые меры. Наши статистические системы в целом соответствуют основополагающим руководствам и рекомендациям ООН, но при этом наши специалисты обмениваются опытом, делятся наработанными практиками, и это способствует нашему сближению. Также не противоречат друг другу наши системы бухгалтерского учета.
Была реализована Союзная программа по унификации регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности. Со стороны Белоруссии были внесены некоторые изменения в законодательство о бухгалтерском учете и отчетности. Справка Россия и Белоруссия две очень близкие страны, отношения между ними носят уникальный характер, закрепленный в Договоре о создании Союзного Государства от 8 декабря 1999 года. Отношения строятся на принципе суверенного равенства, обе страны сохраняют суверенитет и независимость, что не исключает интеграции их экономик, углубления взаимодействия в гуманитарной сфере, а также в сферах внешней политики, обороны и безопасности.
Декретом Высшего Государственного Совета Союзного Государства от 4 ноября 2021 года были утверждены 28 отраслевых Союзных Программ, охватывающих все сферы экономики, включая финансы, транспорт, энергетику, промышленность, сельское хозяйство, а также отдельные направления государственного регулирования и контроля. Работа над составлением Союзных Программ была начата в 2018 году, когда многие из них еще были известны как дорожные карты, и активизировалась в июле 2020 года с принятием решения об их пересмотре и преобразовании в то, что мы сегодня называем Союзными программами. Принятию Декрета предшествовала большая совместная работа, в которой участвовали сотни российских и белорусских специалистов. Причем интересно, что обоюдное стремление к сближению было настолько велико, что положения отдельных Союзных программ исполнители начали реализовать, не дожидаясь их официального утверждения.
Экономика не может функционировать без финансовой системы. Алексей Оверчук: Да, а если вы стремитесь к тому, чтобы экономики двух стран функционировали как единое целое, то вам необходима гармонизация финансовых систем. При этом речь не идет о создании единой валюты, для введения которой должны вызреть условия. Если на каком-то этапе интеграции экономические операторы двух стран начнут испытывать неудобства от необходимости использования разных валют, то жизнь сама все расставит по местам.
В рамках совместной повестки решаются те вопросы, которые, может быть, не лежат на поверхности, но без которых невозможно сближение финансовых систем. Например, важно гармонизировать денежно-кредитную политику и инфляционное таргетирование, валютное регулирование и валютный контроль, поскольку от них зависит внешнеэкономическая деятельность экономических операторов обеих стран. Также важно было гармонизировать качество услуг финансового рынка. Для этого реализована программа, направленная на обеспечение безопасности и единых мер надзора и контроля на финансовом рынке.
Также реализована программа по гармонизации требований в области противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. Мы больше не зависим от международных платежных систем. Карты "Мир" и "Белкарт" принимают в обеих странах Отдельная Союзная программа посвящена гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых правил страхования вкладов. Сравнительный анализ регулирования показал, что в наших странах оно изначально выстраивалась на основе международных подходов и практик, а имеющиеся особенности не носят искажающего характера.
Сближение идет не только в отраслях финансового сектора и транспорта. Интеграция происходит в промышленности и сельском хозяйстве, то есть непосредственно работает в интересах основных товаропроизводителей Союзного Государства. Мы достигли взаимопонимания по вопросам формирования единой политики в промышленности и ведем обсуждения по агропромышленному комплексу.
Подписано базовое соглашение о единой промышленной политике и рамочное - по вопросам признания технологических операций, что имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет признаваться продукцией Союзного государства. Эта работа подкреплена реальным бюджетом, стимулирующим взаимодействие российских и белорусских предприятий по реализации совместных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. Ею охвачены проекты в сфере машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной отрасли, а также электроники.
Совместные проекты по импортозамещению реализуются в машиностроении, автомобильной отрасли, электронике Одним из ключевых элементов "союзного" рынка товаров являются обязательные требования к продукции. Это - требования технических регламентов, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования к товарам, которые выходят на наш рынок. Это позволяет взаимно признавать разрешительные документы на поставляемую продукцию и полноценно реализовывать свободу обращения товаров не только в рамках Союзного государства, но и в рамках всего Евразийского экономического союза.
Кроме задач непосредственно производства продукции решаем и вопросы ее сбыта. В этом контексте большое значение имеет свободный доступ производителей товаров и услуг к государственным закупкам в наших странах. Белорусский бизнес сможет на равных с российскими поставщиками участвовать в конкурсах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Однако тут есть технические вопросы, которые приходится решать. У наших стран до сих пор отсутствует взаимное признание электронных цифровых подписей, что, в условиях автоматизации процесса государственных закупок и действия в наших странах соответствующих цифровых площадок, является препятствием для участия в торгах. Кстати, российские предприятия уже зарегистрированы на белорусской площадке, а белорусские на нашей, но этого недостаточно.
Мы придерживаемся точки зрения, что клиентский путь белорусских предприятий, участвующих в наших госзакупках, должен быть полностью оцифрован. Поэтому для реализации Союзной программы по госзакупкам запустили пилот, обеспечивающий в рамках российских госзакупок признание гарантий, выданных белорусскими банками. К программе уже подключились 7 белорусских банков и первые гарантии, признаваемые в России, уже выданы.
Также предусматриваем для белорусских компаний электронный документооборот по всему циклу закупок без необходимости образования юридического лица в России. Для этого в марте внесли в правительство соответствующий законопроект. Параллельно ведем работу над договором о порядке признания электронной цифровой подписи.
Аналогичную работу по повышению доступности рынков сбыта проводим и в отраслях агропромышленного комплекса. В России хорошо известна белорусская мясомолочная продукция. Однако в прошлом ее продвижение на наши рынки часто сдерживалось отсутствием информации, необходимой для защиты наших потребителей, что вызывало между нами споры.
В рамках реализации Союзных программ налажен обмен данными о выданных сертификатах в области ветеринарного и фитосанитарного контроля. Созданный механизм контроля обеспечивает прослеживаемость всей животноводческой продукции и продукции растительного происхождения. Таким образом, отношения стали прозрачными, и от этого выиграли и производители, улучшившие доступ к рынку, и потребители, получившие безопасную продукцию.
В рамках реализации Союзной программы с ноября прошлого года в Минске заработал Межгосударственный таможенный центр, где российские и белорусские таможенники занимаются совместным управлением рисками, координацией работы мобильных групп, борьбой с "черным" и "серым" импортом, а также оборотом товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов и акцизов. Действия таможенного центра сузят возможности для попадания на наш рынок незаконной продукции. Естественно, что от этой деятельности в первую очередь выигрывают добросовестные российские и белорусские товаропроизводители и поставщики, а также потребители наших стран.
Реализация Союзных программ позволила продвинуть интеграцию налоговых систем России и Белоруссии. Это, во-первых, сближает условия хозяйствования в наших странах и выравнивает конкурентную среду, а во-вторых, делает отношения между нами более прозрачными, что позволяет снизить административную налоговую нагрузку на бизнес, осуществляющий трансграничные операции. Как правило, бизнес очень осторожно относится к налоговым новациям.
Что конкретно сделано в налоговой сфере? Алексей Оверчук: В России очень большое внимание уделяется снижению административной налоговой нагрузки на бизнес. При этом за счет использования цифровых технологий ФНС России смогла сделать экономику страны прозрачной.
Мы предложили перенести этот опыт в Союзное Государство. В результате налоговые органы двух стран объединили свои лучшие наработки и реализовали уникальное цифровое платформенное решение - интегрированную систему администрирования косвенных налогов, куда передается необходимый объем информации о плательщиках НДС и совершаемых ими сделках.
Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества. Создана и функционирует региональная группировка войск сил Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения. Отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и боевой подготовке войск. Совершенствуется правоохранительная деятельность. В Беларуси и России формируется единая нормативная база в области борьбы с преступностью. На территориях двух государств проводятся согласованные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми.
Совместными усилиями на западной границе государств — участников Союзного государства создан надежный барьер наркотрафику и нелегальной миграции. В перечне наиболее важных задач сохраняются вопросы обеспечения равных прав граждан двух стран, создания единой системы социальных гарантий, сближения и постепенной унификации внутреннего законодательства в социально-трудовой сфере.
Интеграция Беларуси и России: что происходит? 5 честных ответов экспертов
Движение вырастет из гражданской инициативы «Союз», которое объединяет граждан, выступающих за интеграцию Беларуси и России. Сейчас инициатива занимается сбором предложений по внесению корректировок в действующую Конституцию. Он отметил, что было согласовано 28,5 из 30 дорожных карт, острые вопросы касались цен на газ и компенсации налогового маневра по нефти. Также добавил, что первые сроки по договоренностям существенно сдвинутся. Мишустин заявил, что «глубоко верит» в потенциал Союзного договора с Беларусью, а также добавил, что страны смогут обсудить цены на энергоносители после окончательного консенсуса по всем дорожным картам. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе российского кабмина.
Вопрос на самом деле заключается в этом — что сначала мы решаем. Также есть вопрос доверия — если мы сейчас заключаем договорённости, например, которые охватывают экономику, после чего Белоруссия соглашается на следующий шаг в политике, то кто гарантирует, что эти договорённости не пересматриваются, как было с ценами на нефть и газ. Нужны долгосрочные прозрачные правила игры и когда этот механизм будет чётко работать, тогда уже можно идти и на политическое сближение. Сейчас этого нет», - пояснил политолог. Накануне СМИ сообщали о том, что белорусские власти обратились к России, запросив помощь в борьбе с пандемией коронавируса, в виде аппаратов искусственной вентиляции лёгких, защитных масок и тест-систем.
Вот формула успеха любой интеграции», — заявил Александр Лукашенко. По словам главы государства, Беларусь и Россия пришли к обоюдному пониманию того, что Союзному государству необходимо достигнуть технологического суверенитета, но при этом сохраняя национальные интересы: «И мы уверенно это делаем и движемся к желаемому результату». Напоследок Александр Лукашенко подчеркнул, что в союзе Беларуси и России никогда не будет «никакого насилия и поглощения».
Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.
Сергей Рачков: Опять же, Президент сказал, что у нас порой бывают очень непростые отношения с Россией. Но, тем не менее, мы рассматриваем Россию, как тоже основного союзника. Почему сложно? Потому что, и мы затрагивали эту тематику, интересы порой отличаются. Есть определённые амбиции, я не побоюсь даже сказать это слово, у отдельных государств. В том числе, есть амбиции и у Российской Федерации, которая хотела бы, видимо, так сказать, использовать свои возможности — и политические, и экономические, — для того чтобы получить больше выгоды. Давайте говорить об этом откровенно, открыто. И здесь задача как дипломатической службы, так и парламентариев — активно включаться вот в этот процесс, объяснять и коллегам, и профессионалам, и политологам, и общественности, на каких основах может строиться наши отношения. А отношения, как говорит Президент, они должны строиться на равноправии, на создании тех условий, которые, в первую очередь, позволят лучше жить как россиянам, так и белорусам.
Игорь Марзалюк: На какие компромиссы мы можем, вообще, идти? Какой уровень компромисса возможен, если для нас самое главное — суверенитет и независимость страны? Сергей Рачков: Вы знаете, если уже говорить о компромиссах, то это уже мы, наверное, с вами войдём в ткань переговорного процесса. Игорь Марзалюк: О котором мы ничего не знаем. Сергей Рачков: Да. Мы понимаем, о чём идёт разговор. Но это разговор.