Анатолий Карпов: Несмотря на все наши заслуги, последний фильм о шахматах "Белый снег России" по роману гроссмейстера Александра Котова вышел 40 лет назад. Анатолии Карпове (его играет Иван Янковский) и Викторе Корчном (его играет Константин Хабенский) вообще и об их легендарном поединке на Филиппинах в 1976 году в частности. Вышел трейлер фильма "Чемпион мира" с Хабенским в роли шахматиста. В прокат выходит фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» — спортивная драма о том, как молодой Анатолий Карпов доказывал себе и Виктору Корчному, что именно он лучше всех играет в шахматы.
Янковский бьется в шахматы с Хабенским в трейлере «Чемпиона мира»
Город - 21 сентября 2022 - Новости Кургана - шахматы с тренером. Фильм о легендарном шахматном поединке Карпова и Корчнова держит в напряжении до конца. Город - 21 сентября 2022 - Новости Краснодара - Парламентский киноклуб имени Станислава Говорухина в Госдуме возобновил свою работу демонстрацией фильма «Чемпион мира».
«Чемпион мира» (2021) – «чисто библейская история»
Город - 21 сентября 2022 - Новости Ростова-на-Дону - На его роль в предстоящем фильме планируют пригласить актера Константина Хабенского. Город - 21 сентября 2022 - Новости Перми - Город - 21 сентября 2022 - Новости Волгограда -
Плевки в портрет
- Ничья / Литературная газета
- Плюсы: наконец-то кино о людях, а не о системе, историю не исказили, драматические линии не бесят
- Режиссер «Т-34» снимет фильм о шахматах
- Ничья / Литературная газета
- Шахматный бог Анатолий Карпов — о шахматистах-наркоманах и игре против компьютера
Хабенский стал Корчным. Вышел трейлер фильма «Чемпион мира»
С их огромных, по тем временам, валютных гонораров налоги были минимальными. Анатолий Карпов — символ лояльности к советскому строю. Это — штамп, ярмо, которое Карпов вынужден нести больше четверти века. Этот фильм — взгляд на великого шахматиста с другой стороны. И, пристально приглядевшись, мы увидим, что все не так однозначно.
В фильме принимают участие: Анатолий Карпов, его дочь, жена, мама, сестра.
Два соперника, некогда бывшие друзьями. Один из них — живое олицетворение советской системы, другой — ее непримиримый враг. Вокруг матча постоянно вспыхивают скандалы, противостояние становится очень напряженным. Чтобы добиться больших высот, нужно пройти большой и трудный путь. Разбирая суть фильма, следует обратить внимание на то, как показаны в нем шахматы. Режиссер ориентировался в первую очередь не на шахматистов, а на обычного зрителя. Визуализацией он пытался показать, что шахматы как игра — это настоящая война умов.
То есть, смысл в том, что шахматы — это целая захватывающая вселенная. В сердце сюжета находится противостояние двух шахматных гениев — Карпова и Корчного. Смысл в том, что эта схватка — битва не только умов, но и характеров. Оба героя — представители советской шахматной школы. Оба росли в СССР. Но они абсолютно разные. Один из них, пережив блокаду Ленинграда, в качестве сверхзадачи поставил перед собой цель — во что бы то ни стало выиграть корону шахматного мира. Другой герой просто живет шахматами он одержим ими, как выразилась его невеста и не представляет себе жизни без игры.
Потеряв шахматные позиции, Корчной уезжает из страны, забыв о семье и удерживает в голове единственную мысль он тоже одержим, но по-другому , точнее, сверхзадачу — поймать победу, получить шахматную корону, доказать всему миру, что он — лучший. Карпов же трудоголик, упорный и даже упертый, практически фанатик. Для него шахматная партия — это образ жизни. Нет в этой картине и скрытого смысла: все предельно ясно — были в истории нашей страны победы вопреки всему. Победа Карпова — именно такая. FAQ Где снимали фильм "Чемпион мира"? Съемки фильма, стартовавшие летом 2020 года, постоянно прерывались по причине ограничений, связанных с пандемией. Они проходили в Москве, в Сочи, а также в Сербии и в Черногории.
В его присутствии близ сцены Карпов выиграл пять партий, а проиграл одну, в его отсутствие — счет 4:1 в мою пользу! Я понял это и в ответ позвал своего парапсихолога — профессора психологии из Военно-медицинской академии полковника Владимира Зухаря, надеясь, что тот «задавит» конкурента. Но мои надежды не оправдались». Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже — после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера. Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата. В минимуме грубых выдумок — еще одно отличие «Чемпиона мира» от других российских фильмов о спорте.
Показали противостояние маленького Валерия Харламова и быка — очевидно, тоже выдуманное. Придумали скандалы с женой из ничего. Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев честно сказал мне : «Мы делаем миф. Сценаристы, продюсеры и режиссер конструируют историю, чтобы показать характер каждого из героев. А он не проявляется в документальной хронике». В фильме про Карпова и Корчного хронология сохранена, конфликт между героями развивается естественно Корчной ненавидит СССР и лично Карпова за поражение в турнире претендентов; Карпов любит себя и победы , а сцены, которые в другой ситуации нагло выжимали бы слезу в стиле Сарика Андреасяна, поданы на удивление деликатно.
Например, смертельная болезнь отца Карпова он действительно болел и умер на следующий год не навязывается зрителю как главное испытание матч для фанатика важнее , а подается, чтобы дополнить портрет гроссмейстера и напомнить, в каком стрессе он находился на Филиппинах. Разрыв с женой — еще один штрих к портрету одержимый эгоист и важная зацепка на будущее. Жена помогла Анатолию в решающий момент матча, что удивительно для нашего кино. Обычно второстепенных героев бросают на полпути, делая вид, что они не существовали. Как показали шахматы: динамично, понятно, с интригой Российские режиссеры в целом научились снимать спорт, но интересно показать шахматы казалось чем-то нереальным. Сидоров справился и с этим.
Даже финальная партия, исход которой был очевидным до начала фильма, показана так, что за результат переживаешь.
Ясных и понятных для Фишера. Он знал, как с ними играть и как у них выигрывать. Анатолий Карпов был для Фишера полной загадкой и осязаемым риском поражения в матче. Не делай добра, не получишь и зла Многочисленные интервью Роберта Фишера с обвинениями Анатолия Карпова в "бумажном чемпионстве" в то время были нормой. Он делает два единственно правильных хода на то время - объявляет, что остается действующим гроссмейстером и будет принимать участие во всех крупнейших международных турнирах и...
Дальнейший алгоритм действий разворачивается по лекалам того времени. Корчной раздает многочисленные интервью западным медиа, обвиняя во всех грехах не только спортивные, но и политические власти СССР. Сына исключили из университета и за уклонение от службы в Армии осудили на 2,5 года. Вся эта история сошла бы на нет, если бы не одно спортивное обстоятельство. В новом отборочном цикле Виктор Корчной в привычной для себя манере обыграл всех советских претендентов на титул чемпиона мира - Тиграна Петросяна, Льва Полугаевского и Бориса Спасского. Так определились два претендента на шахматную корону — Корчной и Карпов.
То кресло не то, то свет поставлен не так. Для Корчного все было "не так". Но пиком интереса для советского обывателя стали оккультные увлечения претендента на шахматную корону Корчного. Вопросы психологии в СССР в то время не были такими публичными, как сегодня мы их воспринимаем. А уж парапсихология тем более. Все причуды Корчного в плане "не так посмотрели", кто и как воздействует на его психику во время игры, были для советского гражданина из области дворовой лавочки, где досужие дамы обсуждали вопросы порчи, сглаза и чар между собой.
В советской печати об этом не писали. Информационный вакуум в этих вопросах с лихвой восполняли "Голос Америки", "Свобода" и "Немецкая волна". А в советском обществе появился новый кумир — все страна болела за Анатолия Карпова. Его болельщиками были даже те, кто не знал, как передвигаются на доске шахматные фигуры.
Янковский бьется в шахматы с Хабенским в трейлере «Чемпиона мира»
Я всегда на это реагирую так: «Ну, окей, в этой роли я вам докажу». Меня это не смущает и не сбивает, потому что не мешает мне творить и заниматься тем, чем мне нравится. Так что есть точки соприкосновения в человеческом плане, именно поэтому я понимал, что помимо шахмат в «Чемпионе мира» есть еще и я в борьбе с общественным мнением, которое, естественно, до меня доходит и на которое я научился закрывать глаза и класть кое-что. Как-то режиссер Алексей Сидоров помогал вам в этом настрое? Он погрузил нас в достаточно жесткую атмосферу. Это была абсолютная война, только она выражалась не через танки и пистолеты, а через доску. Много было разочарований, нервных срывов. Порой я чувствовал себя, как Карпов перед финальной партией, действительно сходил с ума, мне было очень сложно держать напор и всю ситуацию под контролем, учитывая мой график тогда. К тому же перед съемками шахмат, которые мы снимали в самом конце, я заболел ковидом. Дома учил партии на память, и мы с Константином Юрьевичем их действительно разыгрывали.
Все партии, которые вы видите в фильме, — это не просто ходы пешечками, это все сделано максимально правдиво и достоверно, там нет ни одного лишнего хода. Но когда я вышел после ковида, просидев дома три недели, я поднялся по лестнице и понял, что уже устал, мне было трудно дальше идти, а надо было еще играть. Так что все наложилось, но я надеюсь, что это помогало. Я чувствовал, что я уже не я, не Иван, обстоятельства моего персонажа настолько склеились с обстоятельствами моей жизни, болезни, что казалось, что меня нет, меня не существует как человека. Но это же страшно для актера. Нет, это здорово, когда актер достигает такого ощущения внутри. Это то, за чем он и охотится. Это мечта для актера — выйти после фильма другим человеком. То есть это с вами остается?
Это сидит внутри, да. Проиграв, прожив это всё, ты становишься другим. И эта картина была для меня большой школой. И я очень хочу поблагодарить Алексея Леонидовича за то, что он выбрал такой путь общения со мной, такой метод работы, которой я раньше никогда в своей короткой карьере еще не испытывал. С Мирзоевым было проще? С ним было свободнее, но там и герой был больше похож на меня. Он был жертвой собственного эгоизма, эгоцентризма и цинизма, сталкивался с болезнью. И я несколько раз в жизни сталкивался со смертью близких. Мне было интересно понять, что человек ощущает на смертном одре, причем такой, кто не законтачил с жизнью вообще никак, кроме как в материальном плане.
Он не законтачил ни с природой, ни с верой, ни с богом, ни с женщиной, ни с семьей. У него нет ничего. И про момент погружения на последних днях жизни я понимал больше, чем про шахматы. В «Чемпионе мира» роль более зрелая, мужская что ли. Она именно про мужчину, который в итоге становится не суетящимся, собранным, высоким внутри, он поборол в себе многие моменты, понял, что игра — это все-таки игра, а жизнь — ценность, и самое важное — как раз развитие жизни. Тогда ты сможешь победить и в игре. Вы сказали про мужчин, но вот уже не первый у нас большой фильм, где практически нет женских персонажей. И здесь в том числе.
Некоторые победы в спорте — больше, чем спорт. Они становятся частью истории. Эта картина повествует о невероятном по напряжению и драматизму поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до описываемых событий. Цена победы в этом матче неизмеримо высока.
Помимо официальных секундантов, у него была помощь от журналистов из СССР, которые освещали матч среди них, между прочим, был экс-чемпион мира Михаил Таль. У претендента такой поддержки не было. В фильме Карпов боится партийных бонз и постоянно сомневается, и выглядит это крайне неубедительно. Сам матч был невероятно изматывающим не только из-за сложных климатических условий тропики, высокая влажность , но и потому, что оказался сильно растянут по времени. Режиссер сделал акцент только на результативных партиях, а ведь именно затяжные серии ничьих и оказали такое опустошающее влияние на обоих шахматистов. Иван Янковский сыграл роль Виктора Карпова. На самом деле Карпов-Корчной играли не три, а четыре матча: в 1971 году Корчной перед матчем с Геллером пригласил Карпова сыграть с ним неофициальный тренировочный матч из шести партий. Особенность тренировочного матча заключается в том, что один из соперников тренируемый, в данном случае это был Корчной заказывает цвет фигур и дебют. Матч окончился вничью: по две победы и две ничьи. В фильме есть еще одна забавная ошибка. Это своего рода иллюстрация Холодной войны, снятая с компьютерным апгрейдом. В центре сюжета — противостояние за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым, защищающим титул, и возрастным претендентом на него Виктором Корчным Константин Хабенский. История начинается с флэшбеков, в котором зрителю кратко представляют героев. Юный Карпов Иван Янковский представлен как человек чести, моральный кодекс которого стоит выше спортивных достижений. Корчной же является его антиподом: этот персонаж представлен как человек, для которого самое важное — это победа. Причем любой ценой. Диана Пожарская в роли Вероники. Столь яркий антагонизм доказывает очевидность того, что конфронтация этих двоих в будущем неизбежна. Так и происходит: спустя много лет они встречаются в финале турнира претендентов. Карпов побеждает, а Корчной, по причине своего скверного характера, действует крайне неадекватно и оказывается вынужден покинуть страну. Карпов же благодаря усердному труду становится главным претендентом на звание чемпиона мира. По иронии судьбы, чемпионская защита Карпова состоится против его давнего противника. Матч состоится с Багио.
А не от актёрского мастерства. Янковский-старший, думаю великолепно сыграл бы и сдержанность... Янковский играет Карпова - человека сдержанного, рассудительного, вдумчивого. Тогда как у Хабенского Корчной -... Абсолютно не согласна. Янковский сыграл хорошо.
В Госдуме показали фильм «Чемпион мира» о шахматном поединке Карпова и Корчного
Сначала я даже не понял, что на экране — жена Анатолия, я думал, это его сестра. Отношения между ними не показаны вообще никак. А фразу «Я всё равно всегда буду любить игру больше, чем тебя! Даже если это так — соври, иначе жена гарантированно от тебя сбежит! Для драматизма приплели умирающего отца в исполнении Фёдора Добронравова. Ну, хорошо, это было трогательно. Они же с отцом — одно лицо?! Члена и Анатолия поменяли в роддоме?
Что за «Зита и Гита» в шахматном антураже? Ещё обратил внимание на один киноляп. В конце фильма отец ведёт маленького Анатолия в клуб, на сеанс одновременной игры, который проводил Корчной. А чуть раньше в фильме показывали сцену, в которой отец уже после этой самой игры в здании клуба утешает маленького Анатолия. А на воротнике у него — нетающий снег. Отопление в клубе было вообще?
Передать эту энергию, магнетизм, показать жизнь больших шахматистов во время подготовки и матча за корону — задача тяжелая. Его работа вызывала у меня большое уважение.
Кадр: фильм «Чемпион мира» По поводу сосредоточения энергии вы точно сказали — шахматы ведь игра весьма статичная. Наверное, роль шахматиста легче, чем, скажем, спасателя в фильме «Огонь»? Знаете, в физике есть кинетическая и потенциальная энергия — вот тут тоже разный тип энергии, но ее все равно приходится тратить. Сидоров делает неожиданный трюк — у него эта парапсихология действительно влияет на игру. Вы сами в экстрасенсорные способности, в парапсихологию верите? Я с уважением к этому отношусь! Я понимаю, что это есть и что этим пользуются. И на шахматиста во время игры воздействовать можно?
Там может сидеть хоть парапсихолог, хоть простой человек, но ты находишься на таком пике напряжения, что веришь, будто он тебе мешает играть. Поэтому мы можем и к стулу претензии предъявлять, считая, что его зеленая обивка сбивает нас с мысли. То же самое я могу сказать относительно выхода на сцену на спектакле, когда у тебя что-то не получается, и ты по своей слабости начинаешь валить все на зрителя, который телефон не отключил. Вот те раз. Ну, я же живой человек. Но если ты занят содержанием, если ты вышел получать удовольствие и транслировать его в зрительный зал, то ничего тебе мешать не должно. Все, наоборот, удваивает твои силы. А если ты занят на сценической площадке собой любимым, то заниматься этим тебе может помешать очень много факторов.
Я, похоже, проигрываю. Как вы к ней готовились? Но я и в жизни встречался с такими людьми. Это не обязательно шахматисты, скорее личности, которые находились в буре своей профессиональной фантазии и не всегда обращали внимание на бытовые условности. Мне показалось, что образ Корчного можно собрать из их образов. Также я смотрел какую-то пластику, читал его воспоминания, воспоминания о нем. Это важно — читать воспоминания об одном и том же событии от разных лиц. Мы вот сидим с вами за столом, поговорили, разошлись, и о моменте 11 часов 28 минут каждый будет помнить по-своему.
У нас же есть безусловный свидетель — он нашу речь записывает. Это слова! А сам момент того, как мы сидим, как играем в шахматы, как друг друга оцениваем — это субъективная история. И вот это мне было очень интересно при подготовке к фильму — как люди по-разному оценивали одно и то же событие. Что запало в память? Много вещей, но в первую очередь — неуемность Корчного в работе. Еще его категорическое нежелание договариваться на ничьи, неприятие проигрыша. Я не очень понимаю, как это уживается в человеке, потому что когда-то же нужно отдыхать.
А он после проигрыша, с которым не согласился, после истории из фильма отправился в Латинскую Америку и там играл в большом турнире. Это человек, одержимый игрой, который под конец жизни находился в инвалидной коляске, проигрывал детям, юниорам, но продолжал жить шахматами Вообще, какие-то вещи просто невозможно сыграть, их можно только прожить. И это человек, спокойно разговаривавший, по-моему, на восьми языках. Это невозможно передать — сыграть какие-то моменты нам просто не дано. Это будет неправильно, неубедительно. А, я хожу. У этого шахматиста весьма нелегкая судьба, а в «Чемпионе мира» его рисуют однозначным негодяем. В фильме действительно достаточно выпуклым персонажем получился, но при этом там удалось, мне кажется, показать какие-то оголенные вещи, связанные с человеком.
Я не знаю, войдет это в кино или нет — может, в полную телевизионную версию. Формат двух часов какие-то вещи оставляет за бортом. Естественно, для спортивного блокбастера — а мы нашу работу так и называем — должен быть яркий отрицательный персонаж, как в «Бэтмене».
Поставил ленту и написал к ней сценарий Алексей Сидоров — режиссер сериала «Бригада» и фильма «Бой с тенью». В широкий прокат фильм выйдет 30 декабря.
Что касается самого матча — до того, как меня пригласили на эту роль, я практически ничего о нем не знал, все пришлось изучать с нуля. Мы встречались с Анатолием Карповым, проговорили полтора часа. Какие-то подробности я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности такова: очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «секретным агентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли со мной Анатолий Евгеньевич, но то, каким мы пытались воссоздать тот матч в картине — это суровое испытание… Человек, одержимый игрой Вторую главную роль — противника Анатолия Карпова Виктора Корчного — доверили сыграть Константину Хабенскому. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны не потому, что становились предателями — а потому, что здесь им не хватало пространства для реализации собственного таланта. И здесь у нас — подобная история: Корчному в СССР было мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него — сама игра, а не результат. Насколько я успел заметить по общению с консультантами и по книгам, которые читал, шахматы — это иной мир. Это другой уровень погружения и восприятия этого мира. Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты — лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску — это как боксеры, которые выходят на ринг. Им не важно, кто перед ними — важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Но сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я — на уровне старшей группы детского сада. Под знаком ковида Съемки проекта стартовали в июле прошлого года. Потом их пришлось прерывать из-за пандемии, и завершились они уже минувшим летом.
Константин Хабенский, Иван Янковский и Анатолий Карпов – о «Чемпионе мира»
Фильм о легендарном шахматном поединке Карпова и Корчнова держит в напряжении до конца. С сеанса одновременной игры в городе Златоусте, когда маленький Толя Карпов играл против гроссмейстера Корчного вместе с другими шахматистами-любителями. В фильме говорится, что герой Хабенского сделал это из-за своего эго и снижения зарплаты на 100 рублей. В прокат выходит фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» — спортивная драма о том, как молодой Анатолий Карпов доказывал себе и Виктору Корчному, что именно он лучше всех играет в шахматы. В фильме собран блестящий актерский состав: помимо Хабенского и Янковского в «Чемпионе мира» снялись Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков, Диана Пожарская и другие артисты.