Ключевые слова: легитимность, способы легитимации, инструменты легитимации, технологии легитимации, легитимация власти Президента. В Кремле считают, что в скором времени легитимность президента Украины Владимира Зеленского будет поставлена под сомнение, в том числе на Украине. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить.
Москва готова к переговорам, но вариации «формулы Зеленского» ее не устраивают
- Путин: легитимность выборов должна быть абсолютно очевидной для всех
- Ответы : легитимность президента это что
- Кто такой президент и его легитимность
- Новые комментарии
Нелегитимный президент: что значит
Представитель Кремля назвал президента Украины Владимира Зеленского специфическим президентом специфического режима. 2 апреля экс-премьер Украины Николай Азаров заявил, что после 20 мая Зеленский перестанет быть легитимным президентом. Впрочем, еще большее удивление вызывают другие слова Дмитрия Пескова – о том, что «Владимира Зеленского в Кремле считают легитимным президентом Украины». Понятие "легитимный президент" является одним из важных понятий политической науки и юриспруденции. Если президент не признан легитимным международным сообществом или его легитимность оспаривается, это может служить признаком его нелегитимности. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить.
Кто такой президент и его легитимность
Это факты, которые я никому не позволю отрицать", — сказал он. Глава государства добавил, что настоящие диктатуры, по его мнению, находятся в Евросоюзе. Литву вот даже взять. Сидит там эта карга Грибаускайте, все против, конечно, а кто что сделает? Там как в Америке, возможно даже полицейские американские, которые в негров стреляли, и их туда сослали как бы.
Единственное, на что хватило умишка и силёнок — руками несчастных глупцов испачкать несколько десятков бюллетеней... Сейчас очевидно всем, что Запад — полный моральный банкрот. Запачканный зелёнкой...
Например, процедура выдвижения кандидатов на съездах партий. Или встречи кандидатов с доверенными лицами. Путина пришлось более 90 проц. Применяется и другая методика анализа соблюдения принципа равенства кандидатов в освещении на ТВ. Например, движение «Голос» учитывает только информационные выборные блоки титрированные сюжеты, то есть обозначение телеканалами, что речь идет о кандидатах в президенты. Так, в отчете «Голоса» о медиамониторинге восьмой недели 5 — 11 февраля избирательной кампании по выборам президента России отмепчается, что интерес телеканалов к выборам прямо пропорционален активности Владимира Путина. Отсутствие значимых событий в его формальной избирательной кампании не ведет к большему освещению деятельности других кандидатов, а просто уменьшает общий объем «предвыборного» эфира. Например, в сравнении с предыдущей неделей Первый канал в этой ситуации уменьшил объем блоков, посвященных выборам, в 1,6 раза. С учетом активного освещения деятельности Владимира Путина в качестве должностного лица можно утверждать, что федеральные телеканалы целенаправленно создают у зрителей ощущение, что настоящую кампанию ведет только один кандидат, и занимаются манипуляцией общественным мнением, отмечается в докладе «Голоса». Вопиющим фактом неравенства стала демонстрация многосерийного фильма О. Стоуна на Первом канале. Было показано три серии, четвертую по просьбе ЦИК отложили. Но другим кандидатам — Грудинину, Явлинскому ЦИК отказала в праве на демонстрацию подобных телевизионных фильмов. ЦИК РФ не реагирует на нарушения даже в неравенстве освещения одних и тех же типовых событий в кампаниях кандидатов, сначала затягивая рассмотрение жалоб, а потом отказывая в их удовлетворении. Аналитический доклад о характере информирования о событиях президентской выборной кампании на пяти федеральных телеканалах: данные с 14 января по 18 февраля 2018 года. В течение анализируемого периода в «информационных блоках» и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов нарастало негативное освещение деятельности кандидата П. Если в январе было зафиксировано 58,2 проц. Отмечена цикличность «вброса» негатива на федеральных каналах. По сути, информирование превратилось в пропаганду против кандидата от КПРФ, делается вывод в докладе. В уже упоминавшемся отчете «Голоса» о медиамониторинге восьмой недели 5 — 11 февраля тональности освещения кандидатов в президенты подтвержден прений вывод: «Сохраняется существенный дисбаланс в тональности упоминаний кандидатов. Владимир Путин остается единственным кандидатам, кто за три недели мониторинга не получил ни одного негативного комментария в рассмотренных выпусках новостей, в то время как у Павла Грудинина доля позитивных комментариев остается мизерной при огромном количестве негативных». У троих кандидатов — Владимира Жириновского, Максима Сурайкина и Григория Явлинского — наблюдается стабильная, но небольшая коррекция в сторону уменьшения количества уделенного им времени. Господствующая тональность при их упоминании — нейтральная. Как видно, мониторинги телеканалов, осуществляемые как ЦИПКР, так и «Голосом» дают сходную картину вопиющего дисбаланса тональности при освещении предвыборной деятельности кандидатов. Кстати, правительственный ВЦИОМ, анализирующий по данным опросов восприятие легитимности выборов, отмечает: если в декабре 60,5 проц. И еще: если в декабре 38,7 проц. Учитывая, что новостной и информационный контент ведущих телеканалов, по оценке экспертов, жестко контролируются АП РФ, ЦИК РФ демонстративно не замечает нарушений и игнорирует жалобы кандидатов, то можно говорить о целенаправленной государственной информационной политике, ведущей в итоге к делегитимизации выборов по такому ключевому информационному направлению ведения выборной кампании. И данные правительственного ВЦИОМ фиксируют тревожные с этой точки зрения тенденции в общественном мнении россиян. Наличие информационных провокаций. Последний пример — подмётные письма, якобы от имени штабов Грудинина руководителям торговых центров с вымогательством денег. Крупнейшие СМИ охотно публикуют любые обвинения, не давая кандидату адекватной возможности опровержения. Презумпция невиновности не работает. Можно смело полагать, что «фейк-ньюс» — стали политикой государственных СМИ в эту избирательную кампанию. Итоговая оценка по разделу: средний показатель по каждому параметру : п. Равные условия ведения кандидатами агитации. Равные условия предоставления кандидатам агитационных «площадок» Строгое требование оплаты агитации за кандидата из его избирательного фонда Подмётная «чёрная» агитация Запрет информационных и агитационных материалов Полицейское давление на штабы кандидатов и агитаторов. Равные условия предоставления кандидатам агитационных «площадок». Вроде бы все кандидаты получили с учетом своих материальных возможностей площадки для размещения наружной рекламы. Вроде бы есть возможности для размещения материалов кандидатов в масс-медиа. Хотя известны факты, когда ранее взятые интервью, например, у кандидата Грудинина так и не выпущены в свет на важных медийных площадках таких как «Комсомольская правда» и ТАСС. Как и в предыдущих избирательных кампаниях, некоторым кандидатам удивительно просто заполучить агитационные площади на городских рекламных конструкциях, в аэропортах, железнодорожных вокзалах и т. Очевидно, что «зелёный свет» получила агитация за В. Жириновского и В. Особые «привилегии» у В. Жириновского, например, на РЖД. Отмечены факты, когда перед проездом президента В. Путина например, по Казани или какого-нибудь губернатора например, во Владимирской области демонтируют или «заклеивают магистральные щиты его оппонентов например, Грудинина. Обычное дело — демонтаж уже ранее размещенных агитматериалов на рекламных конструкциях в угоду интересам главного кандидата. Строгое соблюдение требований оплаты агитации за кандидата из его избирательного фонда. Экспертами подсчитано, что если оплатить билборды В. Путина и собранные в его пользу подписи по рыночной стоимости, то это бы привело к многократному превышению данным кандидатом максимально-допустимого размера избирательного фонда. Естественно, данные утверждения являются оценочными. Подмётная «чёрная» агитация. Агитматериалы, выпускаемые от имени кандидата его противниками — одна из самых грязных политтехнологий.
Выборы президента. Выборы открытые и легитимные 22 февраля 2024 19 Как будет обеспечена легитимность и прозрачность предстоящих выборов президента РФ, рассказывает Светлана Зылевич, председатель регионального отделения Ассоциации юристов России. Раньше это были наблюдатели от политических партий и конкретных кандидатов. С 2018 года в России появились общественные наблюдатели, которые выступают от имени всех избирателей за легитимность выборного процесса. Их назначает Общественная палата Красноярского края, она же занимается их обучением. Для этого необходимо обратиться в Общественную палату. Стать наблюдателем может любой гражданин, достигший 18-летнего возр аста. Но есть и исключения! К общественному наблюдению не допускаются должностные лица, судьи, прокуроры, представители органов местного самоуправления, депутаты и члены избирательной комиссии с решающим правом голоса. Во время обучения будущие наблюдатели изучают избирательное право, каким образом проводить контроль, где и какими методами можно вести наблюдения, как и с кем решать спорные вопросы, как реагировать на нарушения, как работать с фейками.
Каких событий ждать в случае непризнания Западом выборов президента РФ: отвечают политологи
Президент внёс антиконституционные положение, которое увеличивает срок проживания В Российской Федерации кандидата в президенты с 10 лет до 25.. Если взять биографию президента, внесшего поправки в Конституцию РФ , то Википедия сообщает, что « …Выпускник юридического факультета Ленинградского государственного университета. С 1977 года работал по линии контрразведки в следственном отделе Ленинградского управления КГБ [10]. Дрездене до 1990 года. Занимал должности старшего уполномоченного, помощника, старшего помощника начальника отдела. Вернулся в СССР в январе 1990 года. Но, если применить к ситуации 2000 года поправки путина 2020 года - «25 лет проживания в РФ», ТО путин не имел никакого шанса стать президентом РФ до 2015 года.... Законы , конечно не имеют , обратной силы..
А раз так.. А Согласно Статье 15 п. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Принявшие закон с такой поправкой совершили конституционное преступление.. Госдума РФ , принявшая закон о поправках либо безграмотна в конституции РФ, либо намеренно преступна, принимая законы , противоречащие конституции РФ и нарушающие конституционные права граждан РФ. Совет федерации РФ , аналогично , принявший закон о поправках в конституцию РФ , с нарушениями конституции РФ и попирающими конституционные права граждан РФ либо безграмотен , либо преступен..
Конституционный суд РФ, не нашедший очевидных нарушений конституции РФ и умалений прав граждан РФ либо безграмотен, либо — преступен..
Чтобы население принимало власть, она должна соблюдать следующие демократические принципы: государство выступает гарантом прав и свобод человека; власть принадлежит народу, это определяется с помощью свободных выборов; присутствует и не отвергается оппозиция; отношения между властью и обществом регулирует конституция. Признаки легитимности власти Немецкий политический экономист и социолог Макс Вебер сформулировал признаки легитимности власти: легальность власти — соответствие ее действий законам; эффективность экономической системы, реальная способность удовлетворять потребности общества; идеологическое и психологическое основание ценности власти, убежденность в этом населения; харизма — вера населения в особые качества политических лидеров.
Зачем необходима легитимность власти Легитимная политическая власть — это наиболее совершенная модель социального управления. Она имеет большое значение и выполняет следующие функции: реализует основные задачи власти; согласует действия элементов системы управления; минимизирует социальные риски; гарантирует безопасность в официальной системе; обеспечивает эффективность власти в целом, то есть ее способность находить решения для общественных проблем. Примеры легитимной власти Легитимность не всегда предполагает легальность.
Так было при вступлении на престол Екатерины II. Императрица лишила трона своего мужа, который был законным наследником. При этом она пользовалась поддержкой народа.
Население одобряло политику Екатерины.
Президент внёс антиконституционные положение, которое увеличивает срок проживания В Российской Федерации кандидата в президенты с 10 лет до 25.. Дрездене до 1990 года. Занимал должности старшего уполномоченного, помощника, старшего помощника начальника отдела. Вернулся в СССР в январе 1990 года. Но, если применить к ситуации 2000 года поправки путина 2020 года - «25 лет проживания в РФ», ТО путин не имел никакого шанса стать президентом РФ до 2015 года.... Законы , конечно не имеют , обратной силы.. А раз так..
А Согласно Статье 15 п. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Принявшие закон с такой поправкой совершили конституционное преступление.. Госдума РФ , принявшая закон о поправках либо безграмотна в конституции РФ, либо намеренно преступна, принимая законы , противоречащие конституции РФ и нарушающие конституционные права граждан РФ. Совет федерации РФ , аналогично , принявший закон о поправках в конституцию РФ , с нарушениями конституции РФ и попирающими конституционные права граждан РФ либо безграмотен , либо преступен.. Конституционный суд РФ, не нашедший очевидных нарушений конституции РФ и умалений прав граждан РФ либо безграмотен, либо — преступен.. Либо они все в антиконституционном сговоре, все вместе нарушают и конституцию и права граждан РФ… аналогично тому как это было сделано при принятии антинародной и антиконституционной пенсионной реформы 2018 года..
А согласно Статье 15 п. Статья 29 : п.
Ну тоесть, просроченный Зеля — это легитимный президент и вообще это другое. Ну а Петр Первый, Александр Невский и прочие Чебурашки у нас на выборах создавали особую атмосферу страха и репрессий, это вообще не обсуждается. А насРАТЬ!!!
Понятие легитимности: значение термина, какие положения характеризует
2 апреля экс-премьер Украины Николай Азаров заявил, что после 20 мая Зеленский перестанет быть легитимным президентом. Легитимность – это добровольное согласие народа на то, что государственная власть имеет право принимать определенные решения, касающиеся всей страны. Украинский президент Владимир Зеленский фактически потеряет собственную легитимность по истечении полномочий главы государства 20 мая. А он точно президент России ПОЧЕМУ ОН ДЛЯ АФРИКИ ДЕЛАЕТ БОЛЬ. Отсутствие легитимного президента означает, что у правительства нет законной власти и авторитета, что может привести к хаосу и нестабильности.
Янукович нелегитимен - по определению
Есть юридически только один легитимный президент. Ясно, что у него нет никакой власти, понятно. Хорошим примером персональной легитимности служит президент США, только, харизматической легитимностью он не обладает. это термин, который обозначает политического лидера, занимающего пост президента, но не имеющего законной легитимности для этой. ПАСЕ объявила сегодня, что не признает Владимира Путина легитимным президентом, а саму России назвала. Ну тоесть, просроченный Зеля – это легитимный президент и вообще это другое.
Вопрос о легитимности Зеленского утверждается в киевской повестке
В конце обучения проходят тестирование, чтобы подтвердить свою готовность. Сегодня уже обучено около 4000 общественных наблюдателей. Думаю, что минимально желающих будет около 4,5 тысяч, чтобы охватить контролем все избирательные участки - у нас их в крае более 2000. С более чем 800 участков Красноярского края ведётся видеонаблюдение, в остальных — видеофиксация. Процесс наблюдения будет круглосуточным с момента начала выборов и до подведения результатов голосования. В Общественной палате края находится Центр общественного наблюдений. В ЦОН расположены цифровые панели, куда выведено видеонаблюдение в режиме онлайн, подготовлены рабочие места для лиц, которые хотели бы прийти и наблюдать, работают эксперты: юристы, психологи, журналисты, IT-специалисты. Штабная выездная бригада будет реагировать на каждое обращение, на каждый звонок общественных наблюдателей на местах, выезжать по любому сигналу. Как показали выборы губернатора в сентябре 2023 года, чаще всего такие сигналы были провокационными или фейковыми. Если и были небольшие нарушения, то они не смогли повлиять на результат голосования.
При этом, в Европарламенте выразили сожаление, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поздравил Путина с его переизбранием. Депутаты призывают ЕС продолжать активно поддерживать независимые российские общественные организации, средства массовой информации и правозащитников», — подчеркнули в документе. Кроме того, Европарламент призвал Кремль освободить политических заключенных, а также журналистов Эвана Гершковича и Алсу Курмашеву.
В современном правовом государстве определяющую роль среди этих правил играют нормы о пересмотре конституции и поправках к ней, поскольку они теоретически обеспечивают воспроизводство консенсуса гражданского общества и политической власти во времени, а также институты и процедуры гражданского контроля над властью референдумы , периодические выборы , юридическая и политическая подотчётность правительства парламенту, транспарентность осуществления власти, её сменяемость и т. Делигитимация власти происходит, когда один из этих компонентов по тем или иным причинам начинает давать сбои; если же они действуют синхронно, то нет никаких препятствий для обеспечения согласия по поводу воспроизводства легитимности власти на новой правовой основе. В условиях слабого или нестабильного конституционализма существует много способов обойти эти ограничения, представив волю правящего режима как конституционное решение или апеллируя к другим внеправовым источникам легитимности. Соотношение легитимности и легальности С политологической точки зрения понятие легитимности шире понятия легальности : легитимность предстаёт как внеправовое понятие ассоциирующееся со справедливостью , лежащее в основе легальности конституционной системы. Характер их соотношения в современном государстве может получать разную конфигурацию. В условиях кризисов правового строя например, в России в ходе конституционного кризиса 1993 два концепта вступают в конфронтацию, требуя либо радикального изменения легальности старого конституционного строя в пользу новой легитимности — системы ценностей, отвергающих прежнее позитивное право, либо отрицания новой политической легитимности с позиций незыблемости существующей легальности — установленного конституционно-правового порядка.
Компромиссным вариантом решения выступает частичная корректировка легальности путём поправок к конституционным нормам, изменения политической интерпретации, судебного толкования или стандартов правоприменительной практики с учётом преобразования легитимирующей формулы власти выражена и подкреплена доминирующей официальной доктриной, обосновывающей господство политической элиты. Кризис легитимности Кризис легитимности связан с расколом общественных представлений о праве правящей группы находиться у власти.
Данный термин первоначально означал движение, ставившее своей целью свержение власти Наполеона и возвращение к власти дореволюционной монархии династии Бурбонов. Тогда возникло понятие легитимности как законности той или иной власти на международном уровне. Президент: сущность понятия Президент занимает пост главы государства или главы исполнительной власти в государствах с республиканской или смешанной формой правления. Он избирается согласно основному закону страны — Конституции страны на определённый срок. В парламентарных республиках президент избирается парламентом, однако реальной властью не обладает. Примером служит ФРГ, где должность президента носит формальный характер. В президентских республиках президент выбирается напрямую волеизъявлением народа как в России или во Франции или же косвенно как в США.
При этом в России президент является главой государства, а в США президент — глава исполнительной власти. В юридической литературе можно встретить два подхода к президентству. Согласно первому из них президентство носит правовой характер и регулирует процесс выборов президента, определяет основные направления внутренней и внешней политики на основе законодательных норм. Каллагов, Б. Елисеев Готовые работы на аналогичную тему Согласно второмуподходу президентство во многом схоже с монархией и президента можно соотнести с неким «отцом нации» её символом и покровителем. Краснов Легитимность президента: сущность и основные критерии Сущность поста президента: Президент является выборным должностным лицом. На президента возложены функции главы государства. Президент является или главой исполнительной ветви власти в государстве или принимает участи в выборе и принятии решений исполнительной властью. Также он исполняет роль посредника между системами органов власти.
Президент никому не подчиняется и независим от других органов государственной власти. Президент должен исполнять предписанные законодательные нормы и не нарушать их. Президент имеет большое влияние как политика и государственного деятеля и принимает все важные решения в государстве. К президенту как к главе государства можно отнести также следующие свойства и типы легитимности: соответствие правовых норм при выборе государственных властей ранее бывшим правилам; его действия соответствуют принятым законодательным нормам; признание его обществом как выразителя общественных интересов и стремлений. Критерии легитимности президента: Либерально-демократический — означает признание легитимности президента на основе выборов, проведенных согласно демократическим правилам с соблюдением всех законодательных норм и требований. Прагматический — признаёт главным не выборность власти президента, а его способность к адекватному восприятию ситуации и налаживанию положения дел в стране. Харизматическая легитимность — основана на ярких внешних качествах лидера и эмоциональных положительных переживаниях, которые этот лидер вызывает у населения. Такой тип легитимности бывает в странах, где произошёл резкий модернизационный переход с изменением социально — экономического и культурного пространства. Рационально-легальная легитимность Основана на соблюдении законодательных норм и требований при выборе президента страны.
Основным мотивом подчинения является не эмоции или давние традиции, а интерес определённой части населения, выбравший тех или иных чиновников. Данный тип легитимности характерен для Западной Европы и стран Северной Америки. Развитие капиталистической Европы привело к появлению и развитию демократического типа государства, основанного на разделении и выборности властей и приоритета закона над обычаем или традицией. Структурная — основана на понимании и соблюдении гражданами правил установленного государственного режима. Причем этот режим должен соответствовать своими установлениями предыдущему, чтобы считаться в глазах населения легитимным. Такой принцип легитимности характерен для устоявшихся политических систем, где демократические традиции стали нормой и воспринимаются как неотъемлемая часть прав и жизни людей. Следовательно, власть президента является законной и легитимной и не оспаривается разными политическими силами как недействительная.
Легитимна ли новая власть Украины
При этом в Российской Федерации президент выступает главой государства, а вот в США президент является главой исполнительной власти. В юридической литературе также можно встретить два основные подхода касаемо президентства. Первый гласит о том, что президентство носит исключительно правовой характер и регулирует весь процесс президентских выборов, устанавливает главные направления внешней и внутренней политики, основанной на законодательных нормах. Елисеев, Т. Каллагов Второй подход гласит о том, что президентство довольно схоже с монархией и самого президента можно отнести к некому «отцу нации» её покровителем и символом. Краснов Сущность и основные критерии легитимности президента Главная сущность президентского поста: На президента возложены основные функции главы государства; Президент — это выбранное должностное лицо; Президент абсолютно никому не подчиняется и не зависит от иных органов власти государства; Президент выступает либо главой исполнительной власти в государстве, либо принимает участие в принятии и выборе решений исполнительной власти. В свою очередь, он выполняет роль посредника между всеми системами органов власти; У президента есть огромное влияние как государственного деятеля и политика, и он принимает все самые важные в государстве решения; Президент обязан выполнять предписанные нормы закона и их не нарушать. К президенту, который выступает главой государства также можно отнести следующие типы и свойства легитимности: полное соответствие норм права при избрании государственных властей бывшим ранее правилам; его действия должны соответствовать принятым нормам законодательства; признание президента обществом как выразителя общественных стремлений и интересов.
Главные свойства легитимности президента: Прагматический. Означает то, что признаётся главным не выборность власти президента, а его возможность к правильному принятию ситуации и налаживанию положения дел в государстве; Либерально-демократический.
Эти нормы являются основным правовым инструментом, обеспечивающим легитимность президента. Кроме того, легитимность президента может определяться и другими правовыми актами. Например, законы о выборах, политические партии и избирательные комиссии могут содержать требования к кандидатам на пост президента и правила проведения выборов. Соблюдение этих правовых норм является важным аспектом легитимности президента. Также следует отметить, что легитимность президента может быть подтверждена и международным сообществом.
Например, признание результатов выборов президента другими странами может служить дополнительным подтверждением его легитимности. Таким образом, правовые основы легитимности президента являются важным фактором, который подтверждает его законность и правомерность управления страной. Использование правовых инструментов, таких как конституция, законы о выборах и международное признание, важно для создания стабильной и легитимной политической системы. Значение легитимного президента для развития страны Легитимный президент играет важную роль в процессе развития страны и благополучия ее граждан. Он обладает силой и авторитетом, которые позволяют ему принимать ключевые решения и осуществлять необходимые меры для достижения целей и задач, поставленных перед государством. Одна из основных особенностей легитимного президента заключается в том, что его власть основывается на законности. Это означает, что президент был избран в соответствии с законодательством страны, а его полномочия признаны и подтверждены органами государственной власти.
Такая легитимность придает президенту легальное право представлять интересы нации и выражать ее волю. Легитимный президент также имеет возможность представлять страну на международной арене. Он является ключевым политическим деятелем и главой государства, что дает ему возможность вести переговоры, заключать соглашения и устанавливать взаимовыгодные отношения с другими странами. За его словом стоят миллионы граждан, а его решения и инициативы могут оказывать влияние на мировую политику и экономику. Важной задачей легитимного президента является обеспечение стабильности в стране и поддержание социальной справедливости. Он должен действовать в интересах граждан и принимать меры, которые помогут улучшить качество жизни населения, развивать экономику и социальную сферу, защищать права и свободы граждан. Благодаря своей легитимности, президент может обладать значительной политической властью, что позволяет ему проводить реформы, внедрять новые идеи и изменения в политическую систему страны.
Он также может объединять различные социальные и политические силы для достижения общих целей и решения наиболее актуальных проблем.
По каждому критерию выставлена оценка по пятибалльной шкале. Оценки подготовительного этапа Подготовка выборов.
Выборы президента РФ были назначены в штатном режиме в связи с окончанием срока полномочий действующего президента 5 марта 2018 г. Процедура назначения выборов соответствовала закону и общественным ожиданиям. Однако, законодатели так исправили закон и выбрали день голосования, что он оказался максимально удобным для агитации за действующего президента.
И это вызвало критику не только экспертов, но и оппозиционных партий и части СМИ. Оценка: 4. Масштабные правки избирательного законодательства накануне выборов.
Новая редакция закона «О выборах президента РФ» была принята в соответствии с законом в положенные сроки. Однако, вновь введённое право граждан голосовать на любом избирательном участке страны и отмена открепительных удостоверений в прямом и переносном смысле — крупная законодательная новация. В прямом смысле, так как ключевой аспект — порядок включения гражданина в списки избирателей всегда регулируемый Законом в случае голосования избирателя по месту нахождения вынесен в инструкцию ЦИК и теперь не регулируется законом.
С точки зрения же прозрачности и честности выборов данный шаг вызывает колоссальную критику по следующим аспектам: изменения порядка голосования фундаментальны — теперь на одном избирательном участке может не проголосовать никто, а на другом — весь город — неравенство избирательных участков списки избирателей дополнительные списки формируются в системе ГАС-Выборы и не подконтрольны избирательной системе. Сам порядок формирования этих доп. При закрытости ГАС-Выборов от наблюдателей и представителей партий это делает формирование дополнительных списков полностью непрозрачным.
При старой системе голосования наблюдатели и члены комиссий имели хотя бы теоретическую возможность препятствовать таким нарушениям. Сейчас же от членов комиссий не зависит ничего, они не в состоянии и не вправе отследить и исправить нештатную работу электронных систем. Фактически, выборы президента проходят по новым правилам, как их назвали в ЦИК РФ — это «отмена крепостного права для избирателей на выборах».
Новшества, в целом, общественностью восприняты с настороженностью, вызвали заметную негативную реакцию и критику. Даже если они будут восприняты по итогам позитивно, столь серьезные новации — это признак нестабильности избирательной системы. Оценка: 3.
Новые избирательные механизмы. Указанные выше новые механизмы голосования по месту нахождения апробировались лишь на региональных выборах 2017 г. Эта проверка отмечена следующими особенностями: новый порядок голосования, крайне сложный в реализации, был протестирован в 20 регионах РФ.
Избирательные комиссии оставшихся 65 регионов будут использовать этот механизм на выборах президента впервые, без его отработки на менее важных выборах. Это связано с тем, что внутренние миграции в регионах ничтожно малы в сравнении с числом людей из «глубинки», работающих и живущих без прописки в крупнейших и богатейших регионах. Таким образом, при единственном тестировании механизм отсева многократных заявок не работал в принципе.
Несмотря на это, новации были введены в масштабах всей страны. Тестирование новой системы голосования по месту нахождения было недостаточным и, главное, провальным. Заставило ЦИК вносить коррективы в инструкции.
Насколько это окажется эффективным, пока никто не знает. Оценка: 2. Экспертная оценка качества избирательного законодательства.
Качество избирательного законодательства России до последних правок следует оценить, как среднее. Процесс его корректировки идет непрерывно, зачастую, в интересах партии власти. С одной стороны, в выборном законодательстве закреплены основные демократические нормы и многие механизмы контроля честности голосования.
С другой стороны, по многим аспектам эти гарантии прав и возможности контроля явно недостаточны в реалиях нашей российской политики. Последние же изменения, как указано выше, носят негативный характер и централизуют управление процессом в системе ГАС-Выборы, которая, в отличие от «бумажной» части избирательной системы, крайне плохо описана в избирательном законодательстве и предельно закрыта и непрозрачна. Готовность избирательной системы к корректной работе в полном соответствии с законом.
До недавних пор «при Чурове» качество работы подавляющего большинства ТИК и УИК в России было глубоко неудовлетворительным, а степень беззакония зашкаливала во всех регионах. Новым созывом ЦИК и лично Э. Памфиловой предприняты серьёзные и действенные меры по борьбе с наиболее широко известными массовыми фальсификациями.
Многие избирательные комиссии в последние годы стали работать с оглядкой на закон. Однако, в ряде как русских регионов Саратовская, Кемеровская, Тюменская области и др. На этих территориях члены избирательных не знают избирательного законодательства и не приучены его соблюдать, действуя, нередко, с оглядкой на административную вертикаль.
Информирование избирателей о назначении выборов. Информирование избирателей о назначении выборов ведётся широко. Привлечение к информированию граждан о выборах сотрудников многофункциональных центров — МФЦ, их массовое принудительное введение в состав избирательных комиссий, поквартирные обходы ими жителей в городах с целью привода на выборы, грубо нарушают принципы демократических выборов.
Повсеместно происходят попытки привода на выборы граждан, живущих не по месту прописки, тотальный сбор их персональных данных, уговоры подать заявление о голосовании по месту пребывания прямо на дому, а в ряде случаев — и агитация ими за определённого кандидата. Тонкая грань между информированием избирателя о выборах и принуждением к голосованию во многих случаях нарушается. Самые вопиющие случаи — в трудовых коллективах, где работают преимущественно «приезжие», например, метростроевцы в Москве.
Подключена даже система образования. Но при этом информирование о выборах явно ведется в русле агитации за основного претендента — действующего президента. По данному критерию чистые выборы отличаются умеренным, но достаточным информированием граждан.
Плохо как замалчивание выборов, так и создание искусственного ажиотажа и попытки насильно затащить людей на выборы.
Депутаты также осудили систематические нарушения прав человека в России, преследование критиков власти, антивоенных активистов и подавление ЛГБТ-сообщества. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис также заявил, что его страна не признает выборы Путина, и назвал их трагифарсом.
Министр иностранных дел Чехии Ян Липавски также посчитал переизбрание Путина «фарсом и пародией».