В абсолютной монархии, есть Монарх(царь, король и т.д.) и его власть не ограничена, то есть ни кто не перечит его слову и всё решает ТОЛЬКО он сам. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.
в чём отличие абсолютной мрнархии от сословно-представительной?
Разница между абсолютной монархией и конституционной монархией заключается в том, что в абсолютной монархии монарх обладает верховной или абсолютной властью. Сословная монархия, в отличие от абсолютной, предполагает наличие ограничений власти монарха. Абсолютная монархия имеет много общего с диктатурой, где вся государственная власть также сосредотачивается в руках одного человека.
Абсолютная монархия и сословная: в чем разница?
Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Сословно-представительная монархия— форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. В целом, абсолютная монархия отличалась от сословной тем, что в ней была концентрирована полная власть в руках монарха.
Сословная монархия и абсолютная монархия: разница и особенности
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Что такое абсолютная власть история?
Абсолютная власть — идеология государственного правления. Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной, а иногда и религиозной власти находится в руках монарха. Сколько монархических стран в Европе?
Абсолютной, теократической религиозной формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. Что такое абсолютизм? Абсолютная монархия — государственная форма правления, при которой глава государства пользуется неограниченной властью.
Более того, он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, ибо для монарха и династии поражение страны — это возможная угроза отречения, а гибель страны есть гибель династии и скорее всего личная гибель монарха. Недостатки монархии Главный недостаток династической монархии, как и аристократии, — случайность рождения. На монархии с родовой системой наследования и монархии выборные это не распространяется, но при строго династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Потому в монархиях династических весьма желательно делить монархическую власть с какой-либо другой формой власти — с аристократией или с демократией. Еще один широко распространенный недостаток монархии есть фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. Этот недостаток опять же устраняется составными политиями составными политическими системами , в которых монархия — не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами. Кстати говоря, не только демократия, а тем более аристократия, но и монархия чаще встречается в истории в составных политиях, нежели в чистом виде. Мы чаще видим монархии с аристократиями и даже монархии с демократиями, чем монархии, управляющие государством нераздельно.
Не так уж редки в мировой истории и трехсоставные политии, сочетающие элементы всех трех форм власти. Исторические разновидности монархии К сожалению, в нас въелось представление, что монархии бывают абсолютными или же конституционными. Это — новейшие формы монархии, а до того монархическая история насчитывала тысячелетия. Начнем рассмотрение с самых древних разновидностей монархии. Монархии патриархальные или традиционные Они характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Кроме того, черты патриархальной монархии, благодаря исторической памяти многих поколений, сохраняются в той или иной степени и в других монархических разновидностях. Патриархальная монархия, по всей вероятности, имеет не только прообразом своим отцовскую власть, но и прямо происходит из развития семейного принципа традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных. Патриархальная монархия имеет мало возможностей воздействовать на общество реформаторски, ибо традиционное общество почти не допускает этого, что не исключает реализации полновластия патриархального монарха в экстремальных ситуациях например, в случае войны или иноземного вторжения.
Патриархальная монархия смыкается с монархией сакральной в одном чрезвычайно древнем обычае — обычае царской жертвы. Обычай добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа существовал у многих народов. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология», который написан почти полвека назад, но нисколько не потерял достоинств. Грейвс замечает, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме то есть сохранились символические обряды, связанные с существовавшей в гораздо более глубокой древности царской жертвой. Видимо, то же самое мы наблюдаем в ежегодном посвящении вавилонского царя для исполнения им жреческих полномочий на свадьбе бога Бела-Мардука. Происходило это так: каждый год царь являлся в главный храм, где его встречал верховный жрец, приветствовал должным образом, а затем наносил удар плетью. Если царь при этом плакал, наступающий год считался гарантированно плодородным и удачным.
Не исключено, что жрецы специально тренировались бить не больно, а цари тренировались испускать слезы это социальные технологии. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом — так она и воспринимается в христианском богословии. Так ее воспринимал и Понтий Пилат — наследник совершенно другой мифологической традиции. Сакральные монархии Сакральные монархии — это монархии, где первенствующие функции монарха жреческие. Иногда подобные монархии принято именовать «теократиями». Этот термин распространен, хотя и не верен, потому что «теократия» значит дословно «боговластие», а скорее следовало бы пользоваться термином «иерократия» — «власть жрецов». Сакральная жреческая монархия нередко связана с патриархальной. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом.
Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия Египта, по крайней мере, в Древнем и Среднем царстве, где функции жреца были основными функциями фараона. Образцами сакральных монархий, но уже других часто сословных являются и такие, в которых монарх непосредственно не несет жреческих функций, но является высшим духовным авторитетом. Подобную монархию реализовал классический суннитский ислам, хотя реализовал недолго — на протяжении истории Халифата до тех пор, пока халифы не утратили функций светских правителей. Функцию же духовного авторитета они сохранили дольше. Многовековая, а может, и тысячелетняя история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. До наибольшего абсурда данный принцип довели французы в Средневековье — королевская кровь считалась настолько священной, что, как и с кем бы ни блудили их короли, королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо.
Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Я даже не знаю, как это можно было бы прилично перевести на русский язык — не скажешь ведь: «Ваше высочество ублюдок»?! Однако нашей монархической традиции это не свойственно. Деспотические монархии Это не ругательный термин — ничего общего деспотические монархии с тиранией не имеют. По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель». Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть милитаризованными. Из деспотического принципа вовсе не вытекает абсолютность власти деспотического монарха или то, что он правит более жестокими способами. Просто если сакральный монарх по происхождению — жрец, то деспотический монарх по происхождению — генерал.
Как раз в деспотических монархиях мы видим обычно реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях — народ-войско.
В целом, роль монархии в политической системе государства может быть разнообразной и зависит от конкретных обстоятельств и особенностей каждой страны. Важно учитывать, что монархия является одной из форм правления, и эффективность ее функционирования зависит от соблюдения принципов законности, разделения властей и защиты прав граждан. Сословная монархия — одна из форм монархического правления В сословной монархии политическая власть обычно принадлежит монарху, но у него есть обязанность соблюдать заложенные в правовых актах преемственности и привилегий различных сословий. Каждое из сословий — дворянство, крестьяне, духовенство и другие — имеет определенные права и обязанности, которые закреплены в законах. Сословная монархия характеризуется вертикальным разделением общества на сословия, что создает иерархию и отношения подчинения между ними. Верхние сословия обладают большей властью и привилегиями, в то время как низшие сословия могут испытывать ограничения и социальное неравенство. Сословная монархия характеристична для ряда исторических периодов различных государств. Такая система управления может быть связана с особыми условиями и требованиями общества на определенном этапе исторического развития.
В сословных монархиях власть монарха ограничена и уравновешена системой сословий, что способствует более сбалансированному и стабильному управлению. Этапы развития сословной монархии Первый этап: Возникновение сословной монархии связано с формированием феодальных отношений в Европе во времена Средневековья. Второй этап: В сословной монархии аристократия обладала значительной властью и привилегиями, она контролировала земли и ресурсы. Третий этап: Произошла эволюция сословной монархии, что привело к появлению бюрократических и правительственных структур, регулирующих жизнь страны. Четвертый этап: К концу эпохи сословной монархии началось становление парламентской системы, а фактическая власть монарха сократилась. Пятый этап: В последние годы сословной монархии наблюдалось дальнейшее ограничение власти монарха, а его роль стала в основном символической. Итак, развитие сословной монархии было связано с изменением социально-экономических условий, приводящими к изменению политической системы и ее принципов. Общество в сословной монархии Сословная монархия влияла на организацию и структуру общества. В таком обществе люди делились на различные сословия, определяемые принадлежностью к определенной группе людей и их социальным статусом. Начальство — это верховный класс общества, состоящий из высшего дворянства и членов священства.
Дворянство — это представители знатных семей, унаследовавших свой статус от предков. Они обладали особыми привилегиями и имели доступ к правительственной власти и высшему образованию. Купечество — это общество торговцев и предпринимателей, занимающихся коммерцией и накоплением богатства. Они не имели политической власти, но обладали значительным влиянием на экономику. Крестьянство — самая многочисленная группа, которая состояла из земледельцев и работников на земле.
Бургундский герцог владел многочисленными землями: герцогством и графством Бургундия, графством Артуа, Пикардией, Фландрией, Нидерландами. Пикардия, исторически относившаяся к Франции, легко сдалась.
Завоевано было и герцогство Бургундия. В 1491 году к Франции были присоединены земли Бретани за счет династического брака. Эти земли, хотя и были в вассальном подчинении Франции, но сохраняли почти полную независимость. В процессе объединения А в 1486 году Прованс, принадлежавший дому Валуа-Анжу был юридически включен во французский королевский домен. Итак, что же общего в местоположении территорий, присоединенных к владениям короля к концу XV века? Как мы видим, были присоединены бывшие владения бургундских герцогов на востоке и севере Франции, Прованс на юге и Бретань на западе. Ничего общего в местоположении этих территориях нет, кроме того, что они являлись пограничными вассальными доменами.
Обобщение информации параграфа 1. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью? Во Франции, где прогрессировала феодальная раздробленность, на первый взгляд все было более благополучно. Сначала он принял участие в баронском мятеже против собственного отца, а потом, после смерти Карла VII, стал избавляться от своих бывших сторонников, среди которых был и герцог бургундский Филипп. Людовик XI своими интригами, ложью, хитростью и подкупами настроил против себя как крупных, так и мелких феодалов. Естественно, началась война короля с многочисленными феодалами, во время которой путем хитрости и подкупа постепенно уничтожил своих противников и захватил их земли. Людовик XI, как и Генрих Тюдор, продолжил политику своих предшественников с целью всеми доступными способами объединить французские земли под единым королевским правлением.
Какими средствами каждый из них добивался этих целей? Победа Людовика XI над Карлом Смелым позволила объединить разрозненные земли Франции под единым королевским правлением. В последствии централизация государства и осознание французами своей национальной идентичности сделало Францию крупнейшим игроком европейской политики и экономики. Это символ прекращения войны между Йорками и Ланкастерами. Перечислите признаки централизованного государства. Единая власть короля; Единые законы и централизованная судебная система; Единые органы управления; Единая налоговая и экономическая система; Постоянная королевская армия. Чем отличается абсолютная монархия от сословной?
Абсолютной монархией называется форма правления, близкая к диктатуре, при которой вся полнота государственной власти законодательной, исполнительной, судебной , а иногда даже и религиозной власти находится в руках одного монарха. В данных таблицах мы описываем не только действия королей, приводившие к централизации государства, но и их действия, имевшие обратный эффект. Короли Франции. Объединение страны и централизация власти Имя правителя Действия по объединению страны и централизации Филипп II 1180-1223 Расширил королевские владения, захватив земли на севере Франции, принадлежавшие английской короне. Создал эффективную административную систему. Создал королевскую курию, заменяющие архаические феодальные съезды. Людовик IX 1226-1270 Поднял авторитет королевской власти.
Провел крупные реформы внутреннего управления, создав королевский суд. Ввел единую монетную систему во Франции. Защищал интересы Франции от притязаний папского престола. Выиграл противостояние с папой римским. Проводил жесткую, агрессивную и зачастую аморальную политику в государственных интересах. Разгромил орден Тамплиеров. Людовик X 1314-1316 Не смог продолжить начинания отца по созданию абсолютной монархии.
Отменил крепостное право в королевском домене. После его смерти и последующей смерти двух его бездетных братьев династия Капетингов прервалась, что стало поводом для начала Столетней войны. Восстановил королевскую власть, сделав ставку на правовое государство. Децентрализовал королевскую власть с помощью политики раздачи вассальных земель. Создал регулярную армию, которая смогла на время вытеснить англичан из Франции. Его правление повлияло на зарождение национального самосознания, в результате которого англичане стали восприниматься как захватчики. Впервые после династии Капетингов Франция была объединена под властью одного монарха.
Упорядочил экономическую политику государства. Людовик XI 1461-1483 Коварством, подкупом, интригами уничтожил основных противников среди крупных феодалов. Расширил французские владения за счет присоединения Бургундского герцогства, Пикардии и Прованса. Вернул под королевское управление Нормандию, низверг дом Арманьяков.
ГДЗ Всеобщая история средних веков 6 класс Агибалова. Вопросы страница 184. Номер №6
При абсолютной монархии власть верховного правителя (монарха) ничем и никем не ограничена. Признавая нераздельность власти основным принципом абсолютизма, необходимо, однако, заметить, что принцип этот не был последовательно и вполне осуществлен абсолютной монархией старого режима. Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. В отличие от сословной монархии, абсолютная монархия представляет собой форму правления, где монарх обладает абсолютной властью и контролем над государством. власть в абсолютной монархии у одного человека-это царя или короля, в сословно-представительной же власть находится у представителей сословия, и решения они принимают вместе, а не единолично.
Основные отличия сословной монархии от абсолютной монархии
Он вправе их воспитывать,поучать,наказывать. Отсюда стремление контролировать все,даже малейшее проявление общественной и частной жизни: указы в первой четверти 18в. Предписывали населению, когда гасить свет,в каких гробах хоронить,брить или не брить бороду и т. Поэтому государство,возникшее в начале 18 в. В отдельные периоды существования абсолютной монархии и ее идеологии становилась идеология «просвещения»:возникали правовые формы,напоминающие западноевропейские,предпринимались попытки создания правовых основ государственности,конституции,культурного просветительства. Для системы властвования,установившейся в эпоху абсолютизма,характерно довольно частые дворцовые перевороты. В этот период было обилие писаных юридических актов,принимаемых по каждому поводу. Госаппарат в целом,а также его структурные части действовали по предписанию спец.
Но с тех пор как члены парламентов сделались, в XV веке, пожизненными, а начиная со следующего столетия, — даже наследственными обладателями своих должностей, парламенты не замедлили коренным образом изменить свою роль: поддержка королевской власти, особенно в XVII и XVIII веках, уступила место противодействию. В XVII и XVIII веках парламенты не только не являлись более выразителями начал централизации, но сделались, напротив, решительными поборниками принципа децентрализации. Королевский совет [fr] получил окончательную организацию ещё при Карле VII 1422—1461 , но центральную роль в государственном управлении приобрёл значительно позднее. Эти почётные должности были не только пожизненными, но, по большей части, даже наследственными, превратившись фактически в фамильное достояние нескольких знатных «домов» феодальной аристократии. Для королевской власти они представляли скорее помеху, чем орудие. Они облечены были почти всею полнотою королевской власти, но, в качестве органов последней, оставляли желать многого. Принадлежа к высшей феодальной аристократии, они держались довольно независимо, а при удобных обстоятельствах например, в эпоху религиозных войн и открыто выступали против короля. До Ришелье монархическая централизация, несмотря на сильное развитие королевской власти, была гораздо более показною, чем реальною: всесильная в центре, королевская власть была почти бессильна на местах, где у неё не было вполне послушных органов. Настоящим организатором монархической централизации является кардинал Ришелье. Его деятельность не ограничивается тем, что он частью сломил, частью ослабил или парализовал те силы, которые представляли собою элементы, враждебные централизации дворянство, протестанты , парламенты, провинциальные штаты, генерал-губернаторы ; она заложила прочные устои здания монархической централизации во Франции. Эта организаторская сторона деятельности Ришелье внешне мало заметна: Ришелье оставил все прежние учреждения, не ввёл новых, но в старые формы влил новое содержание. Высшие коронные чины, как мало пригодное орудие королевской власти, были им совершенно устранены за исключением канцлера от фактического участия в правительственной деятельности и превратились в придворные синекуры, с пышными титулами, но без всякого реального значения, которое теперь переходит к королевскому совету и к статс-секретарям. Уже до Ришелье совет начинает заслонять собою высшие коронные чины. Все важнейшие законодательные и административные акты подготовлялись советом; королевская воля объявлялась от имени «короля в своём совете». Совет становится как бы безличным воплощением высшей правительственной власти. Ришелье не внёс никакой существенной перемены в это положение дела: он только сделал совет более послушным орудием королевской власти, сократив число независимых членов его, заседавших не в силу королевского назначения, а по праву рождения или в силу привилегии сана, — и наоборот, увеличив число «советников» по назначению короля.
Теократическая монархия — разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства представляет религиозную и светскую власть Саудовская Аравия, Ватикан. Конституционная монархия. Власть монарха ограничивается конституцией, традициями или неписаным правом. Может существовать в виде форм: дуалистическая монархия Австро-Венгрия в 1867 — 1918 гг.
Конституционная ограниченная монархия. В результате буржуазно-демократических революций абсолютизму трансформировался в конституционную монархию. При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии: Дуалистическая. Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но имеет право вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх. Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Чем отличается абсолютная монархия от сословной
Отличия абсолютной монархии от сословной В абсолютной монархии монарх является единоличным правителем и обладает неограниченной властью, не подверженной контролю или ограничениям со стороны других ветвей власти. В сословной монархии монархия является ограниченной и разделена между различными сословиями или институтами. Абсолютная монархия предусматривает наследственное право передачи власти от монарха к его наследникам по принципу прямой линии наследования. В сословной монархии власть может передаваться различными способами, например, через выборы или смену сослов. В абсолютной монархии монарх имеет власть над всей территорией государства и может принимать решения самостоятельно. В сословной монархии власть может быть ограничена или разделена между различными сословиями, например, знатью, духовенством или буржуазией. Абсолютная монархия характеризуется отсутствием контроля или отчетности монарха перед народом.
В сословной монархии монарх может быть ограничен системой разделения власти и контролем со стороны сословий. В абсолютной монархии монарх осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Ответ Автор - dashutadontsov Сословная монархия - форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, например, земские соборы в России, сейм в Польше, рейхстаг в Германии, Генеральные штаты во Франции и Голландии, а Абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной законодательной, исполнительной, судебной , а иногда и духовной религиозной власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Материальное понятие закона является, таким образом, понятием, разграничивающим сферу компетенции законодательной и правительственной власти. Без законодательной делегации правовому указу- указу praeter legem, регулирующему права и обязанности граждан,- нет и не может быть места.
Такова теория, господствующая в германской доктрине. Мы считаем эту теорию безусловно несостоятельной. Ни в одной конституции мы не найдем прямого и категорического указания на то, что все правовые нормы должны быть устанавливаемы в законодательном порядке и что, следовательно, без законодательной делегации они не могут быть устанавливаемы в порядке управления. По мнению Лабанда, Еллинека и др. Конституционная норма: "Законы издаются не иначе как с согласия народного представительства" имеет в виду не формальное, а материальное понятие закона. Иначе эта норма являлась бы бессодержательной тавтологией: закон в формальном смысле - то есть норма, издаваемая не иначе как с согласия народного представительства,- издается не иначе как с согласия народного представительства.
В действительности достаточно самого поверхностного знакомства с историей происхождения рассматриваемой нормы, чтобы убедиться в том, что цель ее отнюдь не заключается в определении предмета закона. Предмет закона она предполагает известным. Прямой ее смысл заключается в следующем: те нормы, которые по конституции являются законами, или, другими словами, которые могут быть издаваемы не иначе как в законодательном порядке, должны быть издаваемы с согласия народного представительства. Смысл конституционного начала - не в определении предмета закона, а в определении законодательного порядка. Вопрос о предмете закона - и в частности, о том, все ли правовые нормы должны быть издаваемы в законодательном порядке,- не только не решается, но даже не затрагивается рассматриваемой конституционной нормой. Материальное понятие закона, как правовой нормы, регулирующей права и обязанности граждан,- построение теоретической мысли,- и притом исключительно германской теоретической мысли.
И тем не менее на практике такое разграничение не вызывает никаких - или почти никаких - недоразумений. В самой Германии теория материального понятия закона впервые формулируется Лабандом в эпоху знаменитого в истории Пруссии бюджетного конфликта 1861-65 гг. Конституционное начало "законы издаются не иначе как с согласия парламента" , по мнению Лабанда, имеет исключительно в виду материальные законы - то есть правовые нормы, регулирующие права и обязанности граждан. Поэтому бюджет, не будучи материальным законом, при невозможности добиться его утверждения парламентом, вполне правомерно устанавливается в административном порядке. По существу, не только во Франции и Бельгии, но и в Пруссии и Австрии мы встречаемся на каждом шагу с правовыми указами то есть правовыми нормами, устанавливаемыми в порядке управления , исходящими от главы государства без какого бы то ни было на то уполномочия законодательной власти. В пределах закона, под условием непротиворечия ему, в порядке управления устанавливаются нормы, по своему материальному содержанию ничем не отличающиеся от законов.
Для того чтобы примирить этот никем не отрицаемый факт с вышеизложенной теорией, германские публицисты прибегают к понятию так называемой общей а не специальной делегации. Из этого постановления конституции доктрина выводит всеобъемлющую делегацию права на издание самостоятельных указов - указов praeter legem, восполняющих правовое содержание закона. Вряд ли необходимо доказывать, что при таком неопределенном и широком понимании делегации она теряет значение конституционного принципа, разграничивающего материальную компетенцию законодательной и правительственной власти. Для той же цели германские публицисты, во главе с Лабандом, толкуют весьма широко понятие административных указов; к числу последних они относят указы, имеющие вполне и безусловно правовой характер. Противоречие между теорией и практикой, отмеченное выше, отнюдь не случайно; оно объясняется тем, что теория законодательной делегации указного права стоит в противоречии с природой правительственной власти в современных государствах. Господствовавшее некогда воззрение на правительственную власть как на исполнительницу законов давно уже отвергнуто наукой государственного права.
В настоящее время никто не ограничивает правительственную деятельность механической функцией пассивного исполнения законов. Бесконечное множество изменчивых отношений государственной жизни не может быть охвачено системой устойчивых законодательных норм. Закон - по крайней мере, в огромном большинстве случаев - имеет общий характер; текущие явления государственной жизни сплошь и рядом бывают настолько индивидуальны, что не допускают законодательной регламентации, не могут быть подведены под общую норму. Законодательная норма, по общему правилу, предусматривает будущее; но явления государственной жизни слишком разнообразны и нередко слишком случайны для того, чтобы их можно было вполне и исчерпывающим образом предусмотреть и регламентировать законом. Законодательная машина неповоротлива и тяжела; она работает лучше, но медленнее правительственного механизма. Законодателю не угнаться за быстротекущей жизнью; поэтому правотворческая деятельность правительства, восполняющая пробелы законодательства, является безусловно необходимой.
В частности, издание - разумеется, в пределах закона, под условием непротиворечия ему,- правовых указов необходимо признать естественной функцией правительственной власти. В положительном конституционном праве материальное разграничение законодательной и правительственной власти основано на следующих началах. Две области государственной деятельности отчетливо отмежеваны конституционным правом, во-первых, область исключительной компетенции верховного управления и, во-вторых, область исключительной компетенции законодательной власти. Первая область Vorbehalt des Verwaltungsacts определяется, прежде всего, соответственной главой конституционных хартий о существе королевской власти - и затем другими многочисленными постановлениями конституционного закона. Сюда, по общему правилу, относятся полномочия монарха в сфере военного и церковного управления, право созыва и роспуска палат, право утверждения и обнародования законов, право помилования, смягчения и отмены наказаний, право назначения должностных лиц, право заключения договоров, пожалования орденов и титулов, чеканки монет и т. Вторая область - область исключительной компетенции законодательной власти Verbehalt des Gesetzes - определяется также конституционным законом.
К ней прежде всего относится ревизия самого конституционного закона, для которого в некоторых государствах установлен особый, более сложный порядок. Сюда же декларации прав относят регламентацию так называемых прав свободы - неприкосновенности личности и жилища, тайны корреспонденции, свободы передвижения, неприкосновенности собственности, свободы собраний и обществ, свободы печати, вероисповедной свободы и др. Вообще, по прямому смыслу деклараций, права свободы не могут быть ограничиваемы иначе как на основании постановлений закона. Точно так же не иначе как в законодательном порядке определяется порядок приобретения и утраты подданства, устанавливаются повинности, пошлины и налоги, реформируется уголовное, материальное и процессуальное право и т. Регламентация отношений гражданского права, согласно обычно-правовой норме, восходящей к эпохе абсолютных монархий, относится исключительно и всецело к компетенции законодательной власти. Если бы действительно на основании общего конституционного принципа все без исключения правовые нормы подлежали установлению в законодательном порядке, соответственные постановления конституционных и обыкновенных законов, предписывающие законодательный порядок для определенной категории правовых норм,- и в частности, декларации прав современных конституций - не имели бы никакого значения и смысла.
Между областями исключительной компетенции властей законодательной и правительственной лежит средняя, нейтральная область - область конкурирующей деятельности той и другой. До тех пор, пока то или иное отношение общественной жизни остается нерегламентированным в законодательном порядке, его регламентация в порядке управления является не только возможной, но часто необходимой. Правовые указы - указы praeter, но не contra legem,- не нуждаются в делегации законодательной власти. Такая делегация необходима для издания чрезвычайных указов, ибо эти указы не только обладают преимущественной силой закона, но также вторгаются в область исключительной компетенции законодательной власти. Право издания правовых указов в соответствии с законами, то есть без противоречия им, является естественной функцией верховного управления. То, что в рассматриваемой области называется делегацией, правильнее называть поручением со стороны законодательной власти.
Такое поручение не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению. Оно определяет время издания указа, устанавливает пределы его действия, предписывает его содержание и форму. Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом. С этим указом в рассматриваемой области конкурирует закон. Пользуясь правом инициативы, законодательная власть может любое отношение нормировать в законодательном порядке.
По началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , всякое отношение, регламентированное законом, поскольку оно им регламентировано, изъемлется тем самым из сферы компетенции правительственной власти: только законом может быть отменен или изменен закон. Таким образом, в рассматриваемой области все, что регламентировано указом, может быть регламентировано законом; все, что регламентировано законом, регламентации указом не подлежит. После продолжительного существования представительного строя вопрос о разграничении властей законодательной и правительственной не представляет никаких затруднений. Все хоть сколько-нибудь существенные и важные явления государственной жизни успевают подвергнуться законодательной нормировке; поэтому дальнейшая их регламентация, по необходимости, становится делом закона. Но в начале конституционной эпохи такое разграничение является, в действительности, нелегкой задачей. Конечно, по началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , только законом может быть изменен закон.
В частности, закон дореформенного строя, устанавливаемый волей монарха, не может быть изменяем иначе как конституционным законом. Вопрос заключается в том, какое из волеизъявлений монарха являлось законом в дореформенном строе? Не только у нас в России, но и на Западе, в начале конституционной эры, ни теория, ни практика не дают положительного ответа на этот вопрос. Действуя на ощупь, с завязанными глазами, государственная власть руководствуется тем весьма неопределенным представлением о законе, в материальном и отчасти формальном значении слова, которое сложилось в доконституционную эпоху. То, что считалось законом в абсолютной монархии, становится законом в монархии конституционной. С точки зрения конституционного права предмет закона определяется следующими тремя началами: началом исключительной компетенции законодательной власти в пределах, отмежеванных ей основными законами Vorbehalt des Gesetzes ; началом конкурирующей деятельности законодательной и правительственной власти по предметам, не входящим в состав так называемой прерогативы монарха; началом преимущественной силы законами Vorrang des Gesetzes во всех областях государственной деятельности, вообще.
Отношение гражданства в конституционном государстве Подзаконность правительственной власти является необходимым условием правового характера отношений между властью и гражданином.
Поэтому бюджет, не будучи материальным законом, при невозможности добиться его утверждения парламентом, вполне правомерно устанавливается в административном порядке. По существу, не только во Франции и Бельгии, но и в Пруссии и Австрии мы встречаемся на каждом шагу с правовыми указами то есть правовыми нормами, устанавливаемыми в порядке управления , исходящими от главы государства без какого бы то ни было на то уполномочия законодательной власти. В пределах закона, под условием непротиворечия ему, в порядке управления устанавливаются нормы, по своему материальному содержанию ничем не отличающиеся от законов. Для того чтобы примирить этот никем не отрицаемый факт с вышеизложенной теорией, германские публицисты прибегают к понятию так называемой общей а не специальной делегации. Из этого постановления конституции доктрина выводит всеобъемлющую делегацию права на издание самостоятельных указов - указов praeter legem, восполняющих правовое содержание закона.
Вряд ли необходимо доказывать, что при таком неопределенном и широком понимании делегации она теряет значение конституционного принципа, разграничивающего материальную компетенцию законодательной и правительственной власти. Для той же цели германские публицисты, во главе с Лабандом, толкуют весьма широко понятие административных указов; к числу последних они относят указы, имеющие вполне и безусловно правовой характер. Противоречие между теорией и практикой, отмеченное выше, отнюдь не случайно; оно объясняется тем, что теория законодательной делегации указного права стоит в противоречии с природой правительственной власти в современных государствах. Господствовавшее некогда воззрение на правительственную власть как на исполнительницу законов давно уже отвергнуто наукой государственного права. В настоящее время никто не ограничивает правительственную деятельность механической функцией пассивного исполнения законов. Бесконечное множество изменчивых отношений государственной жизни не может быть охвачено системой устойчивых законодательных норм.
Закон - по крайней мере, в огромном большинстве случаев - имеет общий характер; текущие явления государственной жизни сплошь и рядом бывают настолько индивидуальны, что не допускают законодательной регламентации, не могут быть подведены под общую норму. Законодательная норма, по общему правилу, предусматривает будущее; но явления государственной жизни слишком разнообразны и нередко слишком случайны для того, чтобы их можно было вполне и исчерпывающим образом предусмотреть и регламентировать законом. Законодательная машина неповоротлива и тяжела; она работает лучше, но медленнее правительственного механизма. Законодателю не угнаться за быстротекущей жизнью; поэтому правотворческая деятельность правительства, восполняющая пробелы законодательства, является безусловно необходимой. В частности, издание - разумеется, в пределах закона, под условием непротиворечия ему,- правовых указов необходимо признать естественной функцией правительственной власти. В положительном конституционном праве материальное разграничение законодательной и правительственной власти основано на следующих началах.
Две области государственной деятельности отчетливо отмежеваны конституционным правом, во-первых, область исключительной компетенции верховного управления и, во-вторых, область исключительной компетенции законодательной власти. Первая область Vorbehalt des Verwaltungsacts определяется, прежде всего, соответственной главой конституционных хартий о существе королевской власти - и затем другими многочисленными постановлениями конституционного закона. Сюда, по общему правилу, относятся полномочия монарха в сфере военного и церковного управления, право созыва и роспуска палат, право утверждения и обнародования законов, право помилования, смягчения и отмены наказаний, право назначения должностных лиц, право заключения договоров, пожалования орденов и титулов, чеканки монет и т. Вторая область - область исключительной компетенции законодательной власти Verbehalt des Gesetzes - определяется также конституционным законом. К ней прежде всего относится ревизия самого конституционного закона, для которого в некоторых государствах установлен особый, более сложный порядок. Сюда же декларации прав относят регламентацию так называемых прав свободы - неприкосновенности личности и жилища, тайны корреспонденции, свободы передвижения, неприкосновенности собственности, свободы собраний и обществ, свободы печати, вероисповедной свободы и др.
Вообще, по прямому смыслу деклараций, права свободы не могут быть ограничиваемы иначе как на основании постановлений закона. Точно так же не иначе как в законодательном порядке определяется порядок приобретения и утраты подданства, устанавливаются повинности, пошлины и налоги, реформируется уголовное, материальное и процессуальное право и т. Регламентация отношений гражданского права, согласно обычно-правовой норме, восходящей к эпохе абсолютных монархий, относится исключительно и всецело к компетенции законодательной власти. Если бы действительно на основании общего конституционного принципа все без исключения правовые нормы подлежали установлению в законодательном порядке, соответственные постановления конституционных и обыкновенных законов, предписывающие законодательный порядок для определенной категории правовых норм,- и в частности, декларации прав современных конституций - не имели бы никакого значения и смысла. Между областями исключительной компетенции властей законодательной и правительственной лежит средняя, нейтральная область - область конкурирующей деятельности той и другой. До тех пор, пока то или иное отношение общественной жизни остается нерегламентированным в законодательном порядке, его регламентация в порядке управления является не только возможной, но часто необходимой.
Правовые указы - указы praeter, но не contra legem,- не нуждаются в делегации законодательной власти. Такая делегация необходима для издания чрезвычайных указов, ибо эти указы не только обладают преимущественной силой закона, но также вторгаются в область исключительной компетенции законодательной власти. Право издания правовых указов в соответствии с законами, то есть без противоречия им, является естественной функцией верховного управления. То, что в рассматриваемой области называется делегацией, правильнее называть поручением со стороны законодательной власти. Такое поручение не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению.
Оно определяет время издания указа, устанавливает пределы его действия, предписывает его содержание и форму. Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом. С этим указом в рассматриваемой области конкурирует закон. Пользуясь правом инициативы, законодательная власть может любое отношение нормировать в законодательном порядке. По началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , всякое отношение, регламентированное законом, поскольку оно им регламентировано, изъемлется тем самым из сферы компетенции правительственной власти: только законом может быть отменен или изменен закон. Таким образом, в рассматриваемой области все, что регламентировано указом, может быть регламентировано законом; все, что регламентировано законом, регламентации указом не подлежит.
После продолжительного существования представительного строя вопрос о разграничении властей законодательной и правительственной не представляет никаких затруднений. Все хоть сколько-нибудь существенные и важные явления государственной жизни успевают подвергнуться законодательной нормировке; поэтому дальнейшая их регламентация, по необходимости, становится делом закона. Но в начале конституционной эпохи такое разграничение является, в действительности, нелегкой задачей. Конечно, по началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , только законом может быть изменен закон. В частности, закон дореформенного строя, устанавливаемый волей монарха, не может быть изменяем иначе как конституционным законом. Вопрос заключается в том, какое из волеизъявлений монарха являлось законом в дореформенном строе?
Не только у нас в России, но и на Западе, в начале конституционной эры, ни теория, ни практика не дают положительного ответа на этот вопрос. Действуя на ощупь, с завязанными глазами, государственная власть руководствуется тем весьма неопределенным представлением о законе, в материальном и отчасти формальном значении слова, которое сложилось в доконституционную эпоху. То, что считалось законом в абсолютной монархии, становится законом в монархии конституционной. С точки зрения конституционного права предмет закона определяется следующими тремя началами: началом исключительной компетенции законодательной власти в пределах, отмежеванных ей основными законами Vorbehalt des Gesetzes ; началом конкурирующей деятельности законодательной и правительственной власти по предметам, не входящим в состав так называемой прерогативы монарха; началом преимущественной силы законами Vorrang des Gesetzes во всех областях государственной деятельности, вообще. Отношение гражданства в конституционном государстве Подзаконность правительственной власти является необходимым условием правового характера отношений между властью и гражданином. В конституционном государстве отношение это является правоотношением - то есть отношением правового субъекта к правовому субъекту, а не властеотношением - то есть не отношением субъекта к объекту.
Подзаконная правительственная власть определяется правом. Законодатель возлагает на нее определенные обязанности, предоставляет ей определенные права. Обязанностям правительственной власти соответствуют права, ее правам - обязанности подвластных. Подвластный в отношении к подзаконной правительственной власти является субъектом обязанностей и прав - правовым субъектом. В абсолютном государстве индивид - объект власти; в государстве конституционном - субъект прав. Прежде всего так называемые права свободы.
Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места. Обязанности "невмешательства" государственной власти соответствует право на такое невмешательство индивида; право это, как всякое субъективное право, защищается судебным или судебно-административным иском; наличностью правопритязания фактическая свобода превращается в право свободы. Отдельные проявления этого права бесконечно разнообразны и многочисленны: все, что не запрещено индивиду, ему дозволено; и наоборот, все, что не дозволено власти, ей запрещено. Само собой разумеется, что не всякое проявление индивидуальной свободы нуждается в специальном законодательном признании и защите. Дело, однако, в том, что в государствах старого режима некоторые из таких проявлений, признаваемые неотъемлемым атрибутом человеческой личности, являлись объектом наиболее энергичных административных воздействий; именно такие проявления берутся современными конституциями под свою защиту, объявляются неотъемлемым правом человека и гражданина. В этом - значение и смысл так называемой декларации прав, составляющей интегральную часть огромного большинства конституций.
Постоянное вторжение нетерпимого абсолютизма в область религиозных убеждений влечет за собой признание религиозной свободы; цензурный режим абсолютизма, систематическое противодействие, оказываемое им естественному стремлению людей к объединению, к совместной и организованной деятельности,- влечет за собой признание свободы слова, права союзов и собраний и т. Таким образом, возникает каталог политических свобод: свобода вероисповедания, печати, свобода личности, союзов и собраний, передвижения, свобода промыслов и занятий и т. Каждая такая "свобода" является частичным проявлением, особо гарантированным конституцией, одного и единого права - права общегражданской свободы. Вторую категорию субъективных публичных прав образуют так называемые положительные публичные права индивида.
Сословная монархия и абсолютная монархия: разница и особенности
Верховная власть принадлежала монарху, но он распоряжался ею вместе с представителями сословий, обладавшими определенными политическими и социальными привилегиями. Абсолютная монархия, в свою очередь, не признавала ограничений власти монарха. Монарх обладал абсолютной властью и полным авторитетом над своими подданными. Все привилегии и права принадлежали только ему, и он не нуждался в согласии или поддержке какой-либо другой группы или сословия. Таким образом, в сословной монархии власть и привилегии распределялись между различными социальными группами, в то время как в абсолютной монархии вся власть принадлежала монарху без каких-либо ограничений. Участие народа в политических процессах В сословной монархии участие народа в политических процессах было ограничено и зависело от его сословного статуса. Народ не имел возможности самостоятельно выбирать своих представителей или влиять на принятие решений. Вся политическая власть находилась в руках монарха и небольшой группы знати и дворянства. В абсолютной монархии ситуация была несколько иная.
В действующей в эпоху абсолютизма «теории» власти монарх считался личностью избранной Богом и не подлежащей сомнению. Это означало, что монарх имел самостоятельную власть и полное право принимать решения без согласования с кем-либо. Однако, этот тип монархии был тесно связан с абсолютным обязательством перед народом и поэтому считалось, что монарх должен бояться народа. В свою очередь, монархия рассматривают, как гаранта национального и внутреннего спокойствия.
Еще одно важное сходство между двумя системами заключается в том, что оба типа монархов наделены определенными полномочиями, которые он или она может использовать, если они того пожелают.. Абсолютные монархи могут использовать эту власть, не опасаясь конституционных последствий, тогда как парламентские монархи не могут. Абсолютная монархия?
Абсолютная монархия или абсолютизм как доктрина форма монархии, при которой монарх обладает высшей самодержавной властью, в основном не ограничиваясь писаными законами, законодательным органом или неписаными обычаями. Часто это наследственные монархии. Что означает абсолютная монархия в правительстве? Абсолютная монархия была правительство с суверенным лидером, пришедшим к власти в результате брака или потомства; они имели полный контроль без каких-либо ограничений со стороны конституции или закона. Они считались главой государства и главой правительства. Какие есть примеры абсолютной монархии? В значительной степени вытесненные сегодня конституционными монархиями, нынешние абсолютные монархии в мире Бруней, Эсватини, Оман, Саудовская Аравия, Ватикан и семь территорий Объединенных Арабских Эмиратов..
Смотрите также, почему важно знать географию В чем разница между монархией и демократией? Демократия это форма правления в котором люди имеют право выбирать свое регулирующее законодательство. Что означает монархия? Термин применяется к государствам, в которых высшая власть принадлежит монарху, индивидуальному правителю, который действует как глава государства и достигает своего положения по наследству.
Сословная монархия способствовала более широкому принятию решений и учету интересов разных групп населения, тогда как абсолютная монархия позволяла быстрое и решительное действие без необходимости согласования с другими сословиями. Что такое монархия. Монархическая форма правления Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит пожизненному правителю, власть которого передается по наследству. Правитель может называться разными именами, например, король, император, царь, великий князь, султан или фараон. Древнегреческое слово «монархия» monarchy означает «суверенитет». Противоположностью монархии является демократия, при которой верховный принцип страны избирается на определенный срок. В современном мире монархия бывает абсолютной власть монарха никогда не ограничивается и ограниченной может быть парламентской и бинарной. В парламентской монархии правитель обладает лишь символической властью, в то время как в бинарной монархии он разделяет власть с парламентом. Монархия не означает отсутствие прав и свобод и авторитарность власти. Современные парламентские монархии, такие как Великобритания и Нидерланды, имеют демократические правительства. Абсолютные монархии — это государства, в которых монарх обладает всей законодательной, исполнительной и судебной властью. Его власть не ограничена конституцией или парламентом. Разделения властей не существует. Правительство и другие исполнительные органы полностью подотчетны монарху и находятся под его контролем. Парламента не существует. Указы монарха обязательны к исполнению и являются законами. Фото: Reuters. В 1905 году, во время первой русской революции, царь Николай II согласился на создание парламента, Государственной думы, и страна, по сути, стала ограниченной двоичной монархией. Февральская революция 1917 года упразднила российскую монархию, и царь покинул престол. Примеры сословных историй Сословные истории представляют собой особый тип государственного устройства, где общество разделено на различные сословия, которые имеют различные права и привилегии. Вот несколько примеров сословных историй, которые существовали в разные периоды и в разных странах: Феодализм в Средневековой Европе В Средневековой Европе сословная система была основана на феодализме. Верхний сословие составляли король и его дворяне, которые владели землей и получали доходы от феодальных подданных. Второе сословие составляли духовенство, которое также владело землей и было освобождено от уплаты налогов. Нижний сословие составляли крестьяне, которые работали на владениях дворян и духовенства и платили им ренту или трудились на их земле.
Петровским указом «О единонаследии» был введен майорат. Согласно этому указу вся помещичья и вотчинная земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии — одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части. В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о подушной подати, которая также не разграничивала их. В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам ; государственные бывшие черносошные крестьяне; дворцовые несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти ; церковные находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии ; частновладельческие. Изменяется статус духовенства как и русской православной церкви в целом , православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь — одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: 1 первая гильдия — богатые привилегированные городские жители банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, следовательно, первоначально она была заменена консилией министров, а впоследствии, в 1711 г. Сенат был органом, обладающим совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения, носящие характер закона и обязательные к исполнению но царь их мог очень легко отменить. Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлась, прежде всего, внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а во-вторых, в изменении качественных основ этих побед. Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что, в отличие от сословно-представительного, оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье. Политико-правовая доктрина абсолютизма менялась с изменением характера абсолютистского направления. В период становления абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти, монарх — это "проводитель воли Божьей".
Сословная монархия и абсолютная монархия: разница и особенности
Чем отличается абсолютная монархия от сословно - представительной — | Различают абсолютную монархию и сословную. В условиях абсолютной монархии государственный правитель лично принимает все решения, касающиеся управляемого им государства. |
чем отличается абсолютная монархия от конституционной монархии | Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. |
В чем отличие абсолютной монархии от сословной? | Абсолютная монархия и сословная монархия представляют собой две различные системы правления, которые существовали в разные периоды истории. |
Формы правления | При сословной монархии власть правителя (монарха)сочетается с властью сословия дворян (то есть они представляют собой правительству). |
Чем отличались абсолютная монархия от сословной? | власть одного человека(короля,царя и т.д) сословная монархия-это когда власть монарха сочетается с властью представителей сословия дворян. |
в чём отличие абсолютной мрнархии от сословно-представительной?
§ 20. Формирование абсолютизма — Вопросы к пунктам параграфа — 3 — стр. 158 | Главным отличием сословной монархии от абсолютной является возможность (иногда гипотетическая) третьих лиц вмешиваться в управление государством. |
Чем отличается монархия (абсолютная и конституционная) и какие сходства | Абсолютная монархия отличается от сословной также тем, что наследование власти происходит по прямой линии рода. |